Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование биоэтического мировоззрения Исланова Нина Николаевна

Формирование биоэтического мировоззрения
<
Формирование биоэтического мировоззрения Формирование биоэтического мировоззрения Формирование биоэтического мировоззрения Формирование биоэтического мировоззрения Формирование биоэтического мировоззрения Формирование биоэтического мировоззрения Формирование биоэтического мировоззрения Формирование биоэтического мировоззрения Формирование биоэтического мировоззрения Формирование биоэтического мировоззрения Формирование биоэтического мировоззрения Формирование биоэтического мировоззрения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Исланова Нина Николаевна. Формирование биоэтического мировоззрения: аспекты методологии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Казань, 2000. - 150 с. РГБ ОД, 61:01-9/69-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Феномен биоэтики в контексте научного мировоззрения 10

1.1. Научный статус биоэтики: методология междисциплинарного подхода 10

1.2. Философские аспекты биоэтического мировоззрения 26

1.3. Методологические основания проблемы морального выбора в биоэтике 50

ГЛАВА 2. Биоэтика и религия: диалог подходов 67

2.1. Биоэтика в межконфессиональном диалоге 87

2.2. Биоэтика и православие в аспекте взаимодействия 87

ГЛАВА 3. Биоэтика в социально-информационной среде 101

3.1. Роль средств массовой информации в процессе формирования биоэтического мировоззрения 102

3.2. Средства массовой информации и проблема безопасности биомедицинских технологий 123

III. Заключение 136

IV. Библиографический список использованной литературы

Введение к работе

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

Актуальность настоящей диссертационной работы определяется рядом причин как научно-теоретического, так и социо-культурного характера. Современный этап эволюции науки связан с появлением в ее структуре нового феномена - биоэтики. Возникновение биоэтики является результатом объективного процесса интеграции научного знания, характерного для развития науки XX столетия. Биоэтика - наука интегративная, синтезирующая в своем содержании позитивные знания о человеческом существовании, наработанные целым комплексом наук, таких как биология, медицинские науки, психология, социология, антропология, этика и философия. При этом биоэтика претендует не только на комплексное изучение человека на основе синтеза различных подходов, но и пытается применить нравственные оценки к анализу жизненных ситуаций с позиций новых форм гуманизма. Морально-этический аспект в биоэтике находится не на периферии как в других медико-биологических науках, а в центре. Важно подчеркнуть, что главная задача биоэтики как науки о нравственном отношении к живому, состоит в изучении человека в диалектическом единстве медико-биологических и морально-этических аспектов. Проблемы, на которые в настоящее время откликается биоэтика, не могут быть решены методами традиционно устоявшегося знания. Ни классическая этика, ни комплекс биологических и медицинских наук, изолированно, вне связи друг с другом, не могут решить, возникающие сегодня в биоэтике беспрецедентные, в нравственном отношении, ситуации.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена также началом процесса формирования биоэтического мировоззрения. Данное направление исследования приобретает особую значимость, т.к. представляет собой не только теоретическую проблему, но и тесно связанную с практикой. На обыденном уровне каждый человек рано или поздно стоит перед необходимостью решения сложных биоэтических дилемм. Поэтому сегодня, на наш взгляд, есть смысл говорить о формировании нового "среза" мировоззрения - биоэтического, который можно рассматривать как целостную систему взглядов и представлений о человеке. В настоящее время речь идет лишь о процессе формирования биоэтического мировоззрения. Однако это явление приобретает уже рельефные, зримые формы и на сегодняшний день можно выделить ряд его особенностей. Динамизм формирования биоэтического мировоззрения возрастает под давлением научно-технического прогресса, биомедицинской практики, обострения экологических проблем, а также обусловлен востребованностью прикладной роли биоэтики.

Начало процесса формирования биоэтического мировоззрения связано с переходом общественного сознания на принципиально новый уровень цивилизационного развития. Уникальность биоэтического дискурса создает предпосылки для выработки философско-методологических оснований исследования процесса формирования биоэтического мировоззрения. В связи с этим в рамках данного диссертационного исследования особо актуализируется проблема изучения философских аспектов биоэтического мировоззрения. Методологическая значимость проблемы обусловлена необходимостью переосмысления ряда фундаментальных философских проблем, связанных с определением атрибутивных черт человека.

Степень разработанности проблемы

В настоящее время феномен биоэтики все более привлекает внимание специалистов различных областей и исследуется в философском, морально-этическом, медико-биологическом, юридическом, социологическом и теологических направлениях. Имеется большой поток публикаций в СМИ, а также правовых документов международного и регионального уровня, касающихся биоэтики и ее проблематики, представленных в широкой содержательной палитре.

Лидерство в разработке биоэтической проблематики принадлежит американским и западноевропейским исследователям. В этой связи следует подчеркнуть значение выдающегося американского врача-онколога, основоположника биоэтики - Ван Рансселера Поттера, работы которого до сих пор отсутствуют в русском переводе, но чья интерпретация исторической эволюции смысловых значений понятия "биоэтики", оценка ее перспектив сыграли большую роль в становлении современной философской методологии биоэтики.

Следует отметить, что биоэтическая проблематика имеет глубокие научно-теоретические предпосылки и давние исторические традиции в западноевропейской философии, восходящие к работам И.Канта, И.Бентама, Д.Мура, Дж.Миля и др. Эволюционная этика ( Г.Спенсер, П.Кропоткин, В. Эфроимсон), "этика жизни" русских космистов ( Н.Холодный, Н.Федоров), "этика благоговения перед жизнью" А.Швейцера также характеризует исторический генезис биоэтики. Такие российские ученые и мыслители как В.Соловьев, Н.Лосский, Н.Бердяев, Л.Толстой, В.Вересаев, И.Мечников, В.Вернадский в разные годы тоже затрагивали в своем творчестве некоторые биоэтические проблемы.

Среди западных философов XX века необходимо выделить М.Вебера, К.Поппера, Ю.Хабермаса, Э.Дюркгейма, П.Сорокина, чье творчество так или иначе сопряжено с пересмотром оснований традиционного подхода в исследовании биоэтики. К современным западным теоретикам биоэтики могут быть отнесены В. Поттер, Г.Броуди, Т.Бьюачамп, Д.Каллахан, В.Райх, А.Хеллегерс, Дж.Флетчер, Х.Энгельхард и др., исследованиям которых в диссертации уделяется особое внимание.

В настоящей работе анализуются материалы и отечественной философской традиции конца 80 - начала 90-х годов XX века, во многом подготовивших почву для дальнейшего развития современной биоэтики (А.Иванюшкин, И. Фролов, Г.И.Царегородцев). Представляется, что на сегодняшний день наибольший вклад в разработку проблемы формирования биоэтического мировоззрения вносят те исследователи, которые рассматривают этот процесс одновременно с характеристиками социума и конкретным анализом биоэтической практики( Б.Г.Юдин, В.Н.Игнатьев).

Следует обратить внимание, что сегодня проблемы биоэтики привлекают к себе повышенный интерес со стороны служителей католической, протестантской, иудейской, мусульманской религий. Вопросы религиозной морали, представленные в настоящее время в биоэтическом дискурсе, нашли свое отражение в энцикликах, выступлениях римского папы, а также в работах теологов ( Э.Сгречча, Л.Селливана, Ж.Маритена и др.). Позиции Русской

6 Православной Церкви по проблемам биоэтики выражена наиболее полно митрополитом Антонием Сурожским, диаконом А. Кураевым, о. Николаем Балашовым.

Особенности правовой регламентации биоэтики освещаются в ряде официальных документов Всемирной медицинской ассоциации, Конвенциях Совета Европы, Сводах правил и в отечественном законодательстве -Конституции РФ, "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан," Гражданском и Уголовном кодексах РФ, Законах РФ, приказах министерства здравоохранения, а также в литературе по биомедицинскому праву ( Ю.Сергеев, А.Тихомиров, А.Акопов и др.).

Однако, несмотря на широкий интерес со стороны исследователей, общественности и религиозных деятелей к различным аспектам биоэтики, до сих пор философская проблематика биоэтики представлена фрагментарно. На сегодняшний день ни в зарубежной, ни в отечественной научной практике нет целостных, обстоятельных исследований, посвященных философскому анализу биоэтических проблем. Попытки осмысления биоэтики в философском контексте только начались. В этом отношении среди российских ученых выделяются теоретические работы Л.В.Коноваловой и И.В.Силуяновой, исследования которых направлены на осмысление мировоззренческих проблем биоэтики. Аксиологические аспекты представлены в научных журнальных публикациях П.Д.Тищенко, А.П.Огурцова, Т.Покуленко.

Думается, что философско-методологический анализ биоэтических проблем имеет широкие научные перспективы и успех исследования связан с повышением научного интереса к началу процесса формирования биоэтического мировоззрения.

Научная новизна

Данную работу следует рассматривать как одну из первых попыток исследования феномена биоэтики в философском аспекте в контексте нынешней социокультурной ситуации. В исследовании автор дает свое понимание научного статуса, предметного содержания, целей и задач, возможностей прикладного применения биоэтики. В диссертации предпринята попытка систематизировать некоторые научно-теоретические аспекты биоэтической методологии через рассмотрение взаимосвязи междисциплинарной природы биоэтического знания с междисциплинарным подходом в решении биоэтических дилемм. Новизна темы исследования определяется и тем, что проблемы морального выбора в биоэтике рассматриваются как ключевые, поскольку на них замыкаются цели и задачи биоэтики. Уникальность проблем морального выбора в биоэтике состоит в том, что они всегда связаны с экзистенциальными ценностями человека и выходят на уровень жизненной значимости для общества.

Принципиальная новизна диссертационного исследования заключается в анализе теоретико-методологических оснований процесса формирования биоэтического мировоззрения. Диссертант предпринял попытку проанализировать философские аспекты биоэтического мировоззрения, раскрыть новый смысловой "пласт" некоторых устоявшихся понятий, в которых философия традиционно выражает проблему человека - это понятия "жизнь", "смерть" "бессмертие." В работе особое внимание обращается на актуальность философско-антропологических проблем в рамках биоэтики, для выражения которых были введены такие новые понятия, как "биоэтическая антропология", "биоэтическое пространство", "биоэтическая политика."

Автором также исследуется диалектика взаимодействия биоэтики и религиозного сознания, анализируется процесс формирования общественного мнения в отношении биоэтики и рассматривается проблема безопасности биомедицинских технологий.

Не претендуя на окончательность выводов и безусловность суждений думается, что анализ предпринятый в данной работе в какой-то мере позволит восполнить пробелы в социально-философском исследовании биоэтики и может способствовать дальнейшему изучению проблемы, которое обусловлено актуальностью и важностью задач. Вместе с тем учитывая, что в рамках одной работы невозможно с надлежащей глубиной и обстоятельностью рассмотреть все аспекты проблемы, мы ограничиваем рассмотрение только тех проблем, которые представляют, на наш взгляд, особую остроту и актуальность. Основная цель и задачи исследования

В настоящей диссертации в качестве цели исследования ставится анализ научно-теоретических и социокультурных предпосылок формирования биоэтического мировоззрения, выявление его специфики и исследование взаимосвязи с другими видами мировоззрения, в частности, религиозным и массовым сознанием. Намеченные исследовательские задачи обусловлены необходимостью изучения методологических оснований процесса формирования биоэтического мировоззрения и выявления перспектив научно-теоретической эволюции биоэтики.

В связи с поставленной целью решаются следующие задачи: -выявить теоретико-методологические основания определения научного статуса биоэтики, определить ее цели, задачи, предмет изучения и исследовать возможности прикладного применения биоэтики; - проанализировать философские аспекты биоэтического мировоззрения; -провести морально-этический анализ методологических концептуальных подходов, формирующихся в биоэтике; -проанализировать процесс взаимодействия биоэтики с религиозным сознанием и социально-информационной средой в качестве одних из ведущих факторов формирования биоэтического мировоззрения. Методологические основания исследования

Диссертация построена на ряде проблемно-теоретических методов исследования. Мировоззренческими и методологическими предпосылками для исследования послужили фундаментальные научные работы, изучающие феномен биоэтики; специальные исследования, в которых анализируются философские, социальные, теологические и иные аспекты биоэтики; междисциплинарные работы, позволяющие рассматривать биоэтику в аспектах методологии; опубликованные в СМИ материалы философских дискуссий по проблемам биоэтики. Каждое из направлений исследования представляет для нас особую значимость и смысловое содержание. В диссертации используется богатый фактологический материал, который основывается на описании конкретных случаев из медицинской практики в СМИ, в специализированных отчетах различных международных и российских организаций.

Диссертация состоит из введения, 3 глав, каждая из которых состоит: 1 гл.- 3 параграфов, гл.2 и 3 по 2 параграфа, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Первая глава рассматривает философско-методологические аспекты биоэтического мировоззрения. Первый параграф посвящен анализу различных подходов к определению научного статуса биоэтики, ее целей, задач, предмета изучения. Во втором параграфе рассматриваются причины формирования, философские аспекты и особенности биоэтического мировоззрения. Биоэтика предстает как наука, которая отражает переход общественного сознания на новый цивилизационный уровень. В третьем параграфе исследуются методологические основания проблемы морального выбора в биоэтике.

Во второй главе проводится анализ процесса формирования биоэтического мировоззрения сквозь призму диалога биоэтики и религии. В первом параграфе анализируется практическое содержание позиций различных конфессий по проблемам биоэтики. Во втором параграфе представлены современные подходы Русской Православной Церкви к решению фундаментальных мировоззренческих вопросов.

В третьей главе социально-информационная среда рассматривается как один из факторов, влияющих на процесс формирования биоэтического мировоззрения. В первом параграфе исследуется значение средств массовой информации в процессе формирования биоэтического мировоззрения. Во втором параграфе рассматривается роль СМИ в освещении проблем, связанных с безопасностью распространения биомедицинских технологий. В заключении подводятся основные итоги исследования, намечаются перспективные направления дальнейшего изучения проблемы.

Философские аспекты биоэтического мировоззрения

Сегодня биоэтика охватывает весьма широкий круг проблем, который позволяет по-новому взглянуть на многие философские представления о человеке, углубляет и кардинально расширяет понимание человека в его природно-биологическом и этических аспектах. Обсуждаемые биоэтические вопросы стоят на грани биологии и антропологии. Проблемы поиска подлинной сущности человека выступают в качестве ключевого момента в процессе формирования биоэтического мировоззрения, а в качестве основной предпосылки - феноменальная сложность человека.

Начало процесса формирования биоэтического мировоззрения непосредственным образом связано с актуализацией биоэтики и характеризуется глубинными явлениями. Причины, порождающие начало процесса формирования биоэтического мировоззрения, условно можно классифицировать, на наш взгляд, как двухуровневые: глобальные и локальные. Глобальный характер процесса формирования биоэтического мировоззрения связан с грандиозностью масштабов и глубиной воздействия биоэтики на сознание людей во всем мире, опасными последствиями научно-технического прогресса в биологии и медицине, сопровождающегося внезапным появлением принципиально новых морально-этических проблемных ситуаций и затрагивающего интересы всего человечества. Динамизм этого процесса возрастает в связи с нарастанием демократизации общества, инициирующей принятие в качестве основополагающих прав человека - право на жизнь и на смерть, право на здоровье, права пациента, права врача, право на информацию, право на безопасность. Второй уровень причин - локальный, определяется специфическим характером развития биоэтики, обусловленный особенностями культурно-исторических, национально-этнических и религиозныхх факторов. К этой группе причин также могут быть отнесены: гуманизация всех сторон жизни человека и общества, процесс трансформации традиционной и медицинской этики, наличие морально-этического разнообразия в современной культуре, чрезмерная технологизация медицины. Следует отметить, что эти факторы имеют как позитивное, так и негативное воздействие на процесс формирования биоэтического мировоззрения.

В России отношение к актуализации биоэтики далеко не однозначное. Даже те, кто понимает всю гуманистическую значимость проблем биоэтики, признают, что процесс формирования биоэтического мировоззрения уже начался, выражают сомнение по поводу социальной значимости применительно к теперешней ситуации в России. Иногда отношение к процессу формирования биоэтического мировоззрения расценивается как навязывание западного образа жизни, подрывающего традиционные устои российского общества. Немало и тех, кто считает, что в России не приживется биоэтика, и уж тем более, вряд ли, будет успешным процесс формирования биоэтического мировоззрения в стране с иным менталитетом, иной психологией и иными культурными, социальными, религиозными традициями. Этих вопросов достаточно много и они представляются нам серьезными и потому заслуживают анализа.

В настоящее время процесс формирования биоэтического мировоззрения имеет специфический научно-теоретический и общегуманитарный контекст. Сегодня биоэтическое знание интегрируется в общей структуре мировоззрения в качестве его нового "среза" - биоэтического. Это происходит по ряду причин. Наиболее очевидной из них является - новый уровень интеграции естественнонаучного знания. Дело в том, что сегодня в рамках естествознания идет поиск путей и способов объединения изолированных научных областей, в том числе, биологии и медицины, с целью создания общей системы человекознания. Одним из примеров того, что процесс интеграции естественнонаучного знания находится на новом уровне, может служить биоэтика. В биоэтике имеется то, в чем так остро нуждаются естественные науки - нравственно-гуманистическое понимание мира, конкретизируемое через теоретическое и практическое содержание соответствующих дисциплин. Логика развития биомедицинских наук привела к синтезу естествознания с гуманитарными науками, в основе которого лежит осознание принципиальной неустранимости роли человека в мире природы и обществе. Появление нового уровня интеграции отчетливо проявляется в процессе формирования биоэтического мировоззрения.

Другой важной причиной формирования биоэтического мировоззрения является - выход биомедицинских технологий на уровень практической реализации, способствующий формированию биоэтического мировоззрения на обыденном уровне. Сегодня практически каждый человек в своей повседневной жизни при столкновении с биомедицинской практикой в системе здравоохранения стоит перед необходимостью решения очень сложных биоэтических дилемм и мировоззренческих вопросов. Ответы на них члены общества уже находят в оформившихся прикладных областях биоэтики -биомедицинских технологиях, биомедицинском праве, биоэкологии, биопроизводстве и т.д. И это уже реальность, которая имеет тенденцию к определенной систематизации.

Необходимость философского осмысления традиционных проблем: определение сущностных характеристик человека, жизни и смерти, здоровья и болезни, лечения и выздоровления и др. - еще одна причина, которая активизирует процесс формирования биоэтического мировоззрения. Прогресс биомедицины и ее противоречивые успехи порождают у членов общества желание как-то упорядочить достижения биологии и медицины по степени риска, с тем, чтобы быть готовыми к появлению "человека нового типа"-клона. Биоэтика подводит к философскому пониманию того, что если человек не будет иметь взглядов, убеждений, ценностных установок в отношении своих дальнейших перспектив на выживание, то с учетом состояния окружающей среды, проблемы перенаселения мира, идеологического и нравственного кризиса и других не менее важных явлений современного мира, будущего у людей может и не быть. И потому, необходимость в формировании биоэтического мировоззрения в обществе имеет как рациональную и прагматическую окраску, так проявляется и на бессознательном уровне, связанным с извечным страхом человека перед неизбежностью смерти. Философское осмысление достижений биомедицинских наук способствует "этизации" общества.

Среди причин, обуславливающих формирование биоэтического мировоззрения, одно из центральных мест занимает проблема появления в биоэтике новых нравственных оценок гуманизма. На сегодняшний день биоэтику зачастую рассматривают как новую науку о милосердии. Биоэтические проблемы, будучи глубоко индивидуальными и драматическими по своему характеру, порождают новую форму гуманизма, в которой гуманистические начала биоэтики вбирают на равных основаниях утилитаризм и прагматизм, и рационализм, подкрепляя последние идеей о ценности жизни и милосердии. В биоэтике формируются новые уникальные морально-нравственные оценки, а гуманизм принимает особые формы, основанные на своебразном сочетании принципов "востребованности" и "обязательности", "милосердия" и "ценности жизни". Сегодня биоэтика в обществе разворачивает весь свой нравственный и нормативный капитал, с тем чтобы доказать свою практическую пригодность в решении общечеловеческих проблем.

Методологические основания проблемы морального выбора в биоэтике

В настоящее время биоэтика нуждается в создании своих методологических подходов и потому так очевиден интерес к биоэтической методологии. Биоэтическое мировоззрение формируется в рамках практического осуществления человеком процедуры морального выбора в решении биоэтических коллизий. Моральный выбор является доминирующим компонентом в структуре биоэтического мировоззрения. Именно это отличает биоэтику от прочих наук.

Проблемы морального выбора рассматривали И.Кант, И. Бентам, Д. Милль, Э. Дюркгейм, П. Кропоткин, Ю. Хабермас и др. При всей несхожести подходов, они апеллировали к одним и тем же моральным ценностям, стремились раскрыть феноменальность морального выбора. Важно подчеркнуть, что одной из особенностей морального выбора в биоэтике является то, что здесь он множественен и основывается на различных, нравственных нормативах. Сегодня в биоэтике, в рамках различных этических систем предлагаются разные объяснения и нормативы морального выбора. В одних моральных подходах упор делается на моральную оценку поступка, в других на моральные качества личности и др. Но во всех случаях дается рациональное описание предпосылок, и основанных на них моральных рекомендаций, каждой из этических систем. Однако в биоэтике не все этические системы диктуют одни и те же критерии морального выбора, некоторые из них фактически отрицают реальность выбора, учат, как подчиняться обстоятельствам, а не делать выбор.

Конечно, в биоэтике мораль сама по себе не дает все компоненты необходимые для принятия правильного морального решения: ведь она рассматривается в контексте реальной конкретной культурной, общественной, религиозной и иной оценки, а моральный выбор может быть сделан и на перспективу: что будет завтра, через 20 лет? И на помощь здесь приходят необходимые элементы моральной философии - саморефлексивность, разнообразие культур, вклад разных моральных теорий, каждый из которых не имеет особых привилегий, но имеет свою обязательную, основополагающую часть, которая логически включается в природу выбора. К примеру, в проблеме эвтаназии, важно восприятие смерти - ее рефлексия на индивидуума: не может смерти быть вообще. Нельзя принять закон о разрешении эвтаназии для всех: сразу же можно ожидать роста смертей, злоупотреблений, преступлений и т.д. Каждый человек принимает данное решение только наедине с собой, и вопрос -стоит ли сообщать об этом окружающим - решается единолично. Здесь проблему выбора нельзя завершить юридически или этически, когда разговор заходит о самом тонком вопросе - о границах жизни и смерти. Сложность решения вращается вокруг проблемы реализации эвтаназии каждым человеком, а опасения связаны с развитием таких ситуаций, когда на каждого больного будет падать тяжелая неминуемая, узаконенная к тому же, ответственность за скорейшую смерть.

Исследование процесса формирования биоэтического мировоззрения невозможно без определения роли человека как автономного члена и как члена общества в ситуациях морального выбора, возникающих в биоэтике. В других науках не предается большого значения нравственной оценке, ни в одной из медико-биологических и естественных наук проблема морального выбора не стоит так остро как в биоэтике. Это связано, во-первых, с тем, что биоэтика -междисциплинарное направление исследования человека, взятого в многообразных проявлениях его бытия. Во-вторых, в любой из биоэтических дилемм присутствует проблема морального выбора. В-третьих, большинство наук рассматривают моральный выбор лишь как фрагмент научной проблемы, а не как проблему существования человека. Однако ситуация сегодня такова, что частные науки замкнувшись на биоэтике должны показать, что положительного есть в их знаниях и как это положительное человек может использовать в жизни. Сторонники точных наук предлагают очень проблематичный утилитарный вариант выбора, в основе которого лежит вера в человеческую удачу и увеличение благосостояния. Современная биомедицина связывает свой выбор с продолжительной жизнью, увеличение которой будет зависеть от финансовых средств человека и уровня биомедицинских технологий. Ее варианты вращаются вокруг стратегии - просто выжить, не задумываясь о будущем. На такой позиции стоят многие и науки о жизни. Для них характерно отсутствие осознания конечной цели развития биологии и медицины. Так, не ставится вопрос о состоянии будущей природной среды, жизнеспособности клонированного человека, о его качестве жизни, о вероятности создания здоровой экологической среды для появления здорового потомства и другие не менее очевидные вопросы. Хотя вопрос: а для чего жить долго? и что мы будем делать, если население мира будет на большинство состоять из долгожителей? - сегодня в биоэтике, а в будущем и в биоэтическом мировоззрении, будет стоять очень остро в связи с обсуждением возможности клонирования и генного вмешательства в структуру человека. Гуманитарные науки тоже пока далеки от понимания глобального характера моральных проблем биоэтики, серьезности последствий развития биомедицинских технологий. Пожалуй, только философия и этика находятся на пути к постановке проблем, но далеко не решений. Успешность решения биоэтических проблем другими науками будет зависеть от их способности увидеть проблему человека в ином ракурсе.

Уникальность отражения биоэтических проблем при формировании биоэтического мировоззрения заключается в том, что проблема морального выбора здесь всегда связана с экзистенциальными ценностями - жизнью, смертью, здоровьем, смыслом жизни, справедливостью. Они выходят на уровень жизненной значимости, буквально - жить или не жить? и формируют такой контекст, в котором моральные решения всегда требуют обоснования и способны представить его. В таких сферах как трансплантология, репродуктивные технологии, генная инженерия важные ценностные решения рассматриваются как кардинальные вопросы жизни.

Кардинальные вопросы жизни в биоэтике включены в контекст понимания человеком самого себя и решаются через проблему морального выбора. Самотождественность, экзистенциальное самосознание человека по своей сути является оценочным, и всегда сопровождают биоэтический дискурс. В ходе выбора человек соотносит свою жизнь с нормативной этикой, осознает значимость собственной жизни, традиций, жизненных обстоятельств, в которых он находится. В случае, если человек живет в мире иллюзий, то биоэтические проблемы рассеивают всякий самообман и требуют критически отнестись к своей ценностной ориентации и предлагают "нормативно содержательный жизненный проект 30 их решения с направленностью на высшее благо самодостаточной жизни, заключающей свою ценность в себе самой.

Биоэтика и православие в аспекте взаимодействия

На сегодняшний день человечество уже не испытывает восторгов от успехов научно-технического прогресса и его прежде всего волнуют вопросы, связанные с определением во зло или во благо используются плоды науки и "как сделать, чтобы люди могли своевременно предвидеть негативные последствия тех или иных открытий."50 В современном мире наблюдается тенденция взаимодействия религии с наукой, формирования ценностей, ориентированных на человека; в нем остро стоит проблема, как избежать ситуации, когда исследования, проводимые под лозунгами продления жизни человека, могут обернуться средством его уничтожения. Православный мир серьезно озабочен колоссальными опасностями, содержащимися в биомедицине и ее технологиях. Отсюда охранительная позиция Русской Православной Церкви, выступающей категорически против развития биомедицины. Но можно ли остановить движение мысли, можно ли запретить мыслить? Может ли православие обновить нравственность, упорядочить и гармонизировать человеческие отношения? Эти и многие другие вопросы являются предметом серьезных дискуссий. Сегодня отечественные исследователи биоэтики рассматривают православие как идейно-культурную среду, способствующую формированию биоэтического мировоззрения, а также выступающее в качестве некого интегрирующего фактора между государством и церковью, верующими и неверующими, наукой и религией в современном диалоге по проблемам биоэтики. Православные теологи признают, что биоэтика предоставляет церкви прекрасную возможность участвовать в процессе формирования "новой этики". С учетом этого и рассматривается своеобразие подходов Православной Церкви к биоэтической проблематике.

Отношения церкви, государства и общества в России всегда были драматичными: их запутанность еще более усложняла ситуацию православия с другими религиозными конфессиями, которые в настоящее время чрезвычайно противоречивы, что не способствует установлению межконфессионального диалога по проблемам биоэтики. С возникновением и распространением биоэтики в России ситуация кардинально не изменилась. Хотя биоэтика поставила перед православием сложные мировоззренческие и нравственные вопросы. Особенно заметна их актуальность на фоне глубочайшего нравственного кризиса в обществе. Несомненно, что религия в своей основе имеет реальное позитивное содержание: мораль и определенная система нравственных ценностей, которая непосредственно направлена на человека. Поэтому совершенно не случайно, что сегодня ожидания и помыслы многих россиян связаны с православной верой. Однако сама Русская Церковь переживает процесс модернизации, сопровождающийся дизентегративными явлениями, не способствующие усилению ее влияния на умы и нравственность людей.

Православная Церковь рассматривает биоэтику в качестве уникального явления, выходящего на уровень проблемы выживания человечества. Она активно включилась в процесс формирования биоэтического мировоззрения и предпринимает в этом направлении ряд практических шагов: участвует в обсуждении биоэтического законодательства, в научных полемиках, в Российском православном университете в 1998г. открыт медико-биологический факультет (подготовка биологов-генетиков), выступает в СМИ.51 Свою запретительную позицию по проблемам биоэтики Русская Православная Церковь аргументирует критическим состоянием демографической ситуации российского общества, опасным состоянием генофонда, здоровья и благополучия людей, снижением общекультурного и образовательного уровня населения. Русская Церковь резко осуждает распространение, особо опасных для здоровья людей, биомедицинских технологий, а также требует невмешательства других религиозных конфессий в свою биоэтическую политику. В целом, ожидание поддержки населением своих подходов она связывает с особенностью менталитета российских граждан, с особым религиозным опытом православия.

Биоэтическое пространство Православная Церковь с законным основанием, наравне с учеными и специалистами, считает полем своих морально-нравственных интересов. В рамках православного учения осмысление биоэтических коллизий ныне не представлено в виде особых правил и предписаний. Оно опирается на Священное Писание, решения Соборов, канонические законы, теологические сочинения, литургические тексты. В 1998 г. на YI Рождественных чтениях впервые работала секция "Медико-биологические проблемы и христианская нравственность". Сегодня православие настороженно относится к развитию биомедицины, поскольку, с его точки зрения она вторгается в сферы, традиционно относящиеся к сакральной тайне и, в которые врачевание не должно вторгаться. Поэтому позиции по ряду биоэтических проблем Русской Церковью до сих пор не определены. К тому же православие десятилетиями существовало в условиях -"выжить и сохранить", что не благоприятствовало теологическому осмыслению современных проблем и "пока теологи молчат, продолжает углубляться отрыв Церкви от реальной жизни ее членов."52 Все-таки многие проблемы биоэтики стали предметом особого внимания Русской Церкви. Самое важное это то, что Православная Церковь осознает, что в России начинается процесс формирования биоэтического мировоззрения и, что он зарождается в недрах общества, а не только науки. И потому Русская Церковь, в силу своих нравственных установок, призвана участвовать в данном процессе.

Православная мораль не мыслится вне русской религиозной философии Н. Бердяева, Л. Шестова, В.Соловьева, Н. Лосского и др., которые изложили подлинно философские идеи христианского вероучения и на которые в настоящее время ссылаются богословы в биоэтическом диалоге. Русская религиозная философия помогает нам войти в мир биоэтической проблематики, понять ее важную особенность: она не знает обязательности, а кроме того она дает возможность прояснить смысл сложных мировоззренческих понятий - "жизнь", "бытие", "благо", "справедливость", помогает раскрыть содержание моральности поступков личности, а также пути и возможности преодоления поверхностности в понимании реальности, сознания, человека. Поэтому Русское Православие в отношении к биоэтике опирается на постулат: между людьми и миром лежит такая пропасть смыслов, выработанных культурой, такая масса предрассудков, стереотипов видения, что пробиться к "миру-в-себе" можно только с помощью веры.

Средства массовой информации и проблема безопасности биомедицинских технологий

В настоящее время вопрос о том, какого рода информацию несут СМИ в общество, какое общественное мнение они формируют, требует от общества осознания социальной значимости и опасности последствий для человечества развития биомедицины. Современная информационная среда манипулирует любознательностью человека, особенностями его психики, а научные прогнозы и предположения сочетаются в ней с разнообразными утопиями и вненаучными спекуляциями. И хотя в СМИ идея грядущей мировой катастрофы нередко рисуется как не реалистичная, все же успехи в биомедицине впервые заставляют СМИ ставить перед людьми цель в буквальном смысле конструировать самих себя, иначе смотреть на проблему методов и средств, целей и намерений биомедицинской науки.

Одной из сложных проблем, рассматривающих аспекты взаимодействия информационной среды и биоэтики, является проблема освещения в СМИ безопасности развития биомедицинских технологий. В биоэтическом дискурсе контекст социальной безопасности через восприятие биомедицинских технологий и определение факторов риска при их внедрении играет особую роль. Сегодня биоэтика изучает ряд проблем, которые общезначимы, а начинаются они тогда, когда необходимо сделать выбор определенной системы нравственных ценностей и, когда хотя бы в одном из альтернативных вариантов выбора содержится угроза отступления от требований гуманизма и т.п. Биоэтика выступает здесь в качестве критерия нравственности при определении степени опасности или безопасности биомедицинских технологий для человека и общества. В то же время и сама биомедицина содержит "предостерегающие соображения."

Гуманистическая направленность начавшегося процесса формирования биоэтического мировоззрения, выходит на интерес к миру живой природы, комплексное изучение человека. Одновременно проблемы развития биомедицины и ее технологий ставят принципиально новые и крайне сложные проблемы перед философией, и самые тяжелые из них - этические, поскольку человечество оказалось перед тотальной опасностью использования биологических средств воздействия на природу индивида. В связи с рассмотрением проблемы безопасности биомедицинских технологий в совершенно новом аспекте следует рассматривать освещение СМИ таких философских вопросов, как определение атрибутивных черт эмбриона и человека, определения начала и конца жизни, гуманного отношения к животным и окружающей среде. Есть необходимость развернуть в СМИ публичные обсуждения проблем, связанных с наличием, угрозы нарушения принципа единства человека и природы, самоидентификации человека в клонировании, необходимости переоценки нравственных ценностей, крайнего индивидуализма принципов построения репродуктивной политики.

В процессе формирования биоэтического мировоззрения неизбежно поднимаются проблемы наличия риска при выдвижении, разработке и принятии новых идей, нестандартных подходов и решений на существующей социальной почве, которые адекватны реальным запросам и потребностям текущей общественной жизни и самой биоэтики. Так, во многих странах мира, в том числе, и в России, потребность в биоэтике реализуется через систему создания институтов Человека, гуманитарной экспертизы, биоэтических комитетов и т.д. Потребность в биоэтике, как правило, воплощается в законодательной практике, через выработку профессиональных этических кодексов и одобрительно воспринимается в обществе. Не случайно, сейчас биоэтика переживает процесс оформления в качестве социального института. С одной стороны, этому способствуют средств массовой информации, вызывая интерес общества к биоэтике. С другой стороны, это нашло свое выражение в инициировании создания биоэтических комитетов. Кроме того, трансформация всех сфер общественной жизни связана и с грядущими позитивными переменами, которые затрагивают и процесс формирования биоэтического мировоззрения. Особенно это важно, когда рассматриваются проблемы развития биологических знаний и биомедицинских технологий, когда самые сложные этические проблемы современности возникают из их успехов. Вероятно, поэтому и становится все важнее проблема выработки более жестких социально-этических принципов, которые в существенной степени определяются состоянием нравственного здоровья общества. Однако сегодня, независимо от существующих расхождений в понимании этих проблем, осознается необходимость строгой этической оценки биоэтики и социального контроля, обеспечивающего безопасность общества. И потому биоэтика нуждается в общественном признании на более широкой основе, особенно на уровне формирования государственной политики в сфере биомедицинской науки. В данном случае, такая основа уже в определенном виде существует. Это широко распространенная во всем мире форма этических комитетов и этических комиссий, которые на Западе существуют практически во всех крупных медицинских и научно-медицинских учреждениях. У нас эта практика только началась.

Сегодня в России идет активное создание этико-правовой и нормативной базы биоэтики. Хотя пока государством необходимость в биоэтических комитетах чаще декларируется, чем осуществляется на практике. Инициатива выработки законов, нормативных актов и других правовых документов в сфере биоэтики принадлежит политикам, врачам, организаторам здравоохранения, а также членам этических комитетов. Многое уже достигнуто. Так, создан ряд комитетов по биомедицинской этике, призванных осуществлять экспертную оценку проблем в области науки и практики. Однако многие специалисты признают, что общественность до сих пор не осознает важности этих мер из-за явной недостаточности научных знаний, наличия идеологических догм и продолжающегося игнорирования исследований футурологической направленности, позволяющих прогнозировать результаты биомедицины на отдаленную перспективу.

Проблема создания этических комитетов сегодня действительно существует, хотя среди специалистов, имеются и такие (особенно среди медицинских работников), кто ставит под сомнение их необходимость. Этот факт объясняется тем, что биоэтические комитеты пока не могут служить гарантом безопасности, а медицинская общественность не готова к ихвнедрению в практическое здравоохранение. Только общественность и биоэтики озабочены возможностью преступлений в данной сфере и связывает свои надежды с созданием действенной системы контроля, за соблюдением защиты прав человека при использовании современных достижений биологии и медицины. Все же создание этических комитетов не снимает проблемы целенаправленного процесса формирования биоэтического мировоззрения. И пока нет эффективных результатов работы уже созданных комитетов, главным элементом воздействия на общество и общественное мнение остаются средства массовой информации.