Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Богатство как мифологема общества постмодерна Коблева, Эльмира Атамовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коблева, Эльмира Атамовна. Богатство как мифологема общества постмодерна : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Коблева Эльмира Атамовна; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России].- Краснодар, 2012.- 29 с.: ил. РГБ ОД, 9 12-1/2924

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Существование человечества, так или иначе, связано с мифотворчеством. Простота и доступность восприятия, образность делают миф удобным средством коммуникации. В самом содержании мифа отражаются не только верования людей, но и их чаяния, надежды, идеалы – то, что мотивирует деятельность людей и устремляет их в будущее. В современном обществе мифотворчество имеет цели и задачи, детерминированные социальными трансформациями, появлением совершенно новых тенденций в развитии социума. Урбанизация, распространение массовой культуры, развитие техники и технологий на фоне глобализации изменили массовое сознание людей и привели к формированию новых социальных мифов, среди них особенно выделяется миф об обществе «всеобщего благоденствия» или обществе «изобилия». Становление этого общества связывают с эпохой постмодерна – современным периодом человеческой истории, когда революционным образом изменилась жизнь людей, где на первый план в ценностном сознании выходит изобилие, расточительство, богатство. Потребности человека в таком обществе ориентированы не столько на удовлетворение ценностями, сколько на то, чтобы, приобретая их, быть соответствующим определенному положению и статусу. Идеология потребления предлагает определенный стандарт жизни, «заставляет» поверить человека в то, что потребление – это счастье, что возможность «иметь» открывает путь к самоактуализации.

Идеология потребления мифологична по своей сути, в ее недрах формируется мифологема «богатство» в качестве структурной единицы. В Интернет-пространстве, со страниц глянцевых журналов, «мыльных опер», телепередач на массовое сознание обрушивается информация о «красивой жизни», основа которой видится в богатстве. Богатство стало навязчивой идеей. Предлагаются даже советы психологов, как разбогатеть, как стать богатым и успешным. В обществе постмодерна мифологема «богатство» воспринимается как нечто реальное, она придает смысл индивидуальному существованию «массового» человека. Этот новый социальный тип отличается верой в мифы о богатстве, выстраивает свое собственное существование в соответствии с тем социальным порядком, который вносит идеология потребления.

Актуальность изучения проблемы видится еще и в том, что человеческое существование в современном мире невозможно раскрыть без осмысления места и роли тех или иных мифологем в общественном сознании, без выяснения причин и особенностей мифологизации общественной жизни. Социально-философский анализ богатства как мифологемы общества постмодерна в условиях антропокультурного кризиса особенно важен, так как через выяснение особенностей ее формирования и функционирования в социуме можно понять причины утраты людьми жизненных и культурных смыслов.

Степень научной разработанности темы исследования.

В силу того, что в данном исследовании акцентируется внимание на определении мифологемы, важное значение приобретают работы, посвященные изучению мифологии как способа постижения мира. Среди них отметим труды Р. Барта, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Дж. Кэмбелла, К. Леви-Стросса, М. Мосса, О. Тоффлера,
З. Фрейда, О. Шпенглера, М. Элиаде, К.Г. Юнга, К. Ясперса.

В плане теоретической базы были использованы также труды отечественных ученых лингвистов, культурологов, этнографов: Вяч. Вс. Иванова, В.Н. Топорова, А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, В.И. Даля, И.Е. Забелина, Д.К. Зеленина,
А.Ф. Лосева, С.В. Максимова, Б. Малиновского, О.Ф. Миллера,
В.Я. Проппа, И.П. Сахарова, А.Н. Снегирева, И.Д. Чулкова. В онтологии и гносеологии проблемой мифа и мифотворчества занимались С.Ф. Денисов, О.Т. Кирсанова, С.Г. Лупан, Н.И. Мартишина, В.В. Николин, С.И. Орехов, Д.М. Федяев, М.И. Шахнович.

Особое значение имеют исследования мифа в области социологии и социальной философии. Это работы А.В. Гулыги, П.С. Гуревича, А.Ф. Ельманова, Е.В. Ивановой, А.А. Карягина, М.А. Лифшица, И.А. Третьякова, В.И. Филатова, Г.Х. Шенкао и другие. Поскольку мифологема – это феномен в рамках массового сознания, были изучены труды, в которых анализируется эта тема: Х. Арендта, Г. Лебона, Б.А. Грушина, П.С. Гуревича,
Г.Г. Дилигенского, О. Карпухина, Э. Макаревича, Л.С. Мамута, К. Манхейма, С. Московичи, Х. Ортеги-и-Гассета, Г. Тарда,
О. Шпенглера, А.К. Уледова.

С целью изучения особенностей общества постмодерна были использованы работы Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Ф. Джеймисона, В. Вельша, Ги Дебора, И. Ильина, В. Курицына. Проблемы потребления были предметом изучения Т. Веблена, Г. Маркузе, Э. Фромма, Д. Рисмена, К. Мангейма и других.

Необходимо специально выделить работы Ж. Бодрийяра «Общество потребления: Его мифы и структуры» и работу Э. Тоффлера и Х. Тоффлер «Революционное богатство», на основе которых дан анализ феномену богатства в обществе потребления.

Так как исследование мифологического сознания носит междисциплинарный характер, то в работе использовались труды в области аналитической психологии К. Юнга, Э. Фромма, Л. Леви-Брюля.

В целом степень разработанности проблемы позволяет отметить достаточно широкую базу исследования. Однако некоторые частные проблемы выходят за рамки этих исследований, остаются вне поля зрения философов, в частности формирование и функционирование мифологемы «богатство» в обществе постмодерна. Анализ степени разработанности этой проблемы и определил выбор объекта и предмета диссертационного исследования, постановку цели и задач работы.

Объект диссертационного исследования – духовная жизнь общества постмодерна.

Предметом диссертационного исследования является богатство как мифологема духовной жизни общества постмодерна.

Цель исследования состоит в анализе условий и особенностей формирования мифологемы «богатство» в обществе постмодерна, в выяснении ее социальных ролей и содержания.

В соответствии с поставленной целью в ходе диссертационного исследования решаются следующие задачи:

провести анализ различных научных подходов к определению понятий «мифологема» и «миф», раскрыть их сущность и социальные функции;

концептуализировать роль идеологии потребления в формировании массового сознания общества постмодерна и ее мифологичность;

концептуализировать феномен богатства как понятие и концепт социально-философского исследования;

дать социально-философский анализ богатству как феномену общественной жизни;

рассмотреть особенности формирования мифологемы «богатство» в обществе постмодерна;

определить роль мифологемы богатства как мировоззренческого принципа социализации личности в обществе постмодерна.

Основная гипотеза исследования.

Переход человечества к новому типу цивилизации обуславливает формирование новой социальной системы – общества постмодерна, идейным основанием которого является идеология потребления. Она, оказывая влияние на духовную жизнь людей, формирует в общественном сознании мифологическую картину социального устройства, где жизнь «человека массового, потребляющего» становится благополучной и достойной, если он включается в глобальный масштаб потребления.

Базовой единицей такого мифологического мышления является мифологема богатства. Ее социальные функции многообразны, но, в первую очередь, она служит фактором социализации личности и компенсации нереализованных жизненных потребностей, побуждает индивида к определенным социальным действиям, включая антисоциальные.

Теоретико-методологические основания исследования. Теоретико-методологической базой диссертации послужили основополагающие принципы, категории и положения социальной философии: деятельностный, антропный, аксиологический, исторический подходы, принципы диалектического анализа, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, принцип социального взаимодействия, методы сравнительно-исторического анализа, междисциплинарного анализа и синтеза, типологический и герменевтический методы. Кроме того, в диссертации широко использовался понятийный аппарат социально-гуманитарных наук – истории, культурологии, теории мифа, лингвистики и методологический инструментарий, продемонстрировавший свою эффективность при изучении проблем современного общества постмодерна и распространения идеологии потребления.

Применяя междисциплинарные подходы, автор оставалась в предметном поле социальной философии и использовала в качестве методов ее основные категории, принципы и законы. Достижение поставленной цели и решение намеченных задач предполагает опору на общие принципы и нормы научного рационального философского мышления.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

определено, что мифологема есть константа мифологического мышления, содержательное наполнение модели человеческой мысли, а миф – мировоззренческая система, которая проявляется во всех сферах общественной жизни;

установлено, что универсальность мифа делает его фактором, стабилизирующим и интегрирующим общество; доказано, что социальные мифы нацелены на создание определенного образа реальности, который бы совпадал с желаниями, целями и ожиданиями людей данного общества;

раскрыта институализация процесса потребления; определена идеология потребления и ее роль в мифологизации духовной жизни общества постмодерна; доказано, что идеология потребления формирует в сознании людей миф об обществе изобилия и богатства, но не исключает и не может исключить проблему бедности;

установлено, что мифологизация богатства возникает тогда, когда эта по существу экономическая категория встраивается в идеологические конструкции; выявлено мифологическое содержание концепта «богатство», раскрыты его аспекты и функции;

«богатство» трактовано как феномен общественной жизни, особое условие бытия, источником которого является сам человек и его преобразовательная деятельность;

выявлены основные социокультурные детерминанты формирования мифологемы богатства в обществе постмодерна; определено ее конкретно-историческое содержание; доказано, что мифологема «богатство» выступает мировоззренческим принципом социализации личности в обществе постмодерна.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Миф – это то, без чего человеческая жизнь невозможна. В современном обществе появляются многообразные и по содержанию (экономические, научные, медицинские, политические) и новые по форме мифы (телевидение, кино, фотография, реклама). Миф обладает как конструктивной, так и деструктивной силой. Ценность и значимость мифа как фактора социального порядка раскрывается в том, насколько он соответствует социальной действительности и насколько полно обоснована его необходимость. Важную роль при этом играет мировоззренческая культура личности, ее стремление к саморазвитию, сохранению целостности собственного «Я», умение мыслить критически. Константой, единицей мифа является мифологема. Мифологема более устойчива, чем идеологема, в ней отражается особое состояние общественного сознания и общественной психологии. В мифологемах отражается социальный порядок, и в этом своем качестве мифологема может быть концептуальным обоснованием поведения людей в данном обществе. Мифы и мифологемы всегда переживаются людьми, они суггестивны. Поэтому их роль в жизни общества и личности достаточно велика, что подчеркивается их многообразными социальными функциями.

  2. Идеология потребления формируется в обществе постмодерна как система представлений о мире, ориентированном на потребление товаров и услуг, выраженных в симулякрах и необходимых для утверждения личностного престижа и персонализации. Идеология потребления до крайности мифологизирована, она стремится навязать в сознании людей миф об обществе изобилия, богатства, всеобщего благоденствия. Подменяя вещь симулякром, знаком, идеология потребления приводит к масштабной коммерциализации культуры, размыванию этических норм, способствует возникновению социального неравенства. Зрелищность и демонстративность идеологии потребления заставляет людей поверить в жизнь как в праздник, в счастье от покупки, в радость обладания, привнося в общественную систему совершенно новую этику – этику консьюмеризма.

  3. Мифы культурно значимы, они всегда определяли смыслообразующие линии человеческого бытия. В Античности, в Средние века, в эпоху Возрождения, в Новое и Новейшее времена ведущие идеологические системы мифологизировали понимание богатства, что находило отражение в концептах языка. В обществе постмодерна богатство связывают с изобилием материальных ценностей, опредмеченных в деньгах, средствах производства, недвижимости, роскоши, в доступе к общественным благам (здравоохранению, науке, образованию, духовной культуре). Мифологический смысл концепта «богатство» указывает на то, что богатство – это не только предметность или «система вещей», это еще и человеческий мир, живая связь предметного содержания жизни людей с формами их общения, с формами трансляции социального опыта. Концепт «богатство» характеризуется суггестивным, семиотическим, деятельностным и бытийственным аспектами. Мифологический смысл концепта «богатство» творится человеком, выражает его внутренний духовный мир, структуру которого составляют ценности и идеалы, влияющие, в свою очередь, на духовную жизнь общества и культуру.

  4. Как феномен общественной жизни богатство формируется на основе трудовой деятельности, а главными его источниками являются сам человек и природа. Потребности человека и общества лежат в основе дифференциации форм богатства (материальное, духовное, национальное, общественное, природное). В современном мире все формы богатства, включая природное и социальное, имеют денежное выражение, так как включены в систему социально-экономических отношений. Богатство амбивалентно. С одной стороны, это знак жизнеспособности общества, показатель его независимости и мощи, является ценным в плане укрепления значимости самого человеческого существования, может стимулировать к творчеству, развивая духовность. Но, с другой стороны, в основе стремления общества и личности к богатству лежат эгоистические мотивы, которые могут привести к социальным столкновениям и антигуманным действиям. Богатство становится условием появления таких признаков общественной жизни, как конформизм и консьюмеризм, формируя и особый тип личности с рыночной ориентацией (Э. Фромм), а человек, отражая в своем сознании общественную жизнь, формирует различные мечты и идеалы, среди них – и мечта о богатстве, которая легла в основу формирования мифологемы богатства.

  5. Формирование мифологемы «богатство» детерминируется как объективными условиями жизни современного общества, так и субъективными факторами. Мифологема богатства архетипична, в ней выражается устойчивое представление людей о безбедной жизни, о материальном достатке. В современном мире мифологема богатства отражает конкретно-историческую ситуацию, пропитанную консьюмеризмом, но, в отличие от древних эпох, ее формирование отличается искусственностью, так как в качестве механизмов мифологизации богатства и формирования мифологемы «богатство» в массовом сознании используются СМИ, реклама, Интернет, в целом экранная культура. Мифологизация богатства в массовом сознании современного общества нуждается в обеспечении, что достигается активностью идеологии потребления. Она конструируется сознательно современными мифологами и идеологами, навязчиво культивируется и легко принимается массами. Ее жизнеспособность может служить интересам определенных групп людей и возможностью манипулирования общественным сознанием масс. Объективные социальные условия жизни современного общества таковы, что делают саму социальную систему хранительницей мифологического мировоззрения. И даже та социальная политика государства, которая направлена на решение социальных проблем, в первую очередь, бедности, укрепляет в общественном сознании миф о богатстве. Важнейшим фактором формирования мифологемы богатства в массовом сознании современного общества является психологический фактор, выраженный в абсолютизации и отождествлении личной жизни с благополучием и счастьем.

6. Выступая мировоззренческим фактором социализации, мифологема «богатство» определяет содержание ценностного сознания индивида, способствует возникновению различного рода идеологических установок, транслирует социальный смысл и ценность богатства; мифологема «богатство» рефлексируется как правильное представление о жизни, в истинности которого личность не сомневается. Она становится мировоззренческим ориентиром поведения массового человека и механизмом его адаптации в социуме. В обществе постмодерна мифологема «богатство», будучи результатом мифотворчества, наполняет сам процесс социализации коммерческим содержанием. Влияние идеологии потребления придает мифологеме «богатство» идеологизированную форму, в которой утверждается вера человека в возможности обретения богатства с помощью иллюзорных (мифологически надуманных) факторов. Позитивное значение мифологемы «богатство» выражается в том, что она играет важнейшую роль в экономической социализации личности и формировании ее экономической культуры. В настоящее время социализация личности нацеливает человека на обязательство быть богатым, на поиск методов реализации желаемого, формирует определенный социально одобряемый стандарт поведения в обществе потребления.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы состоит в приращении полученных знаний по актуальным проблемам социальной философии – духовной жизни общества постмодерна, формированию в недрах массового сознания социальных мифологем, обусловленных влиянием идеологии потребления. Положения и выводы, являющиеся основным итогом диссертационного исследования, могут быть использованы в ходе дальнейшего осмысления мифологем как отражения ментальных модусов массового сознания современного общества. Выводы и результаты могут быть использованы при разработке социальной стратегии в области повышения духовной культуры, преодоления антропокультурного кризиса. Материалы диссертации могут быть использованы в ходе преподавания базового курса социальной философии, социологии и философии духовной жизни, а также при подготовке спецкурсов по культурологи, онтологии и теории познания.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации были представлены в выступлениях на научных конференциях, проводимых кафедрой философии, социологии и педагогики ГОУ ВПО МГТУ, а также на научных и научно-практических конференциях: «XXI неделя науки МГТУ», г. Майкоп, 2010 г.; «XVII всероссийская научно практическая конференция «Образование – наука – технологии», г. Майкоп, 2010 г.; XVIII Международная научно-практическая конференция «Система ценностей современного общества», Новосибирск, 2011. Результаты исследования отражены в 6 научных публикациях общим объемом
2,4 п.л., в двух статьях в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Объем и структура работы – диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, 160 библиографических источников, из них 10 на иностранном языке.