Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реализация смыслообразующей функции ключевого концепта в текстах разных жанров : художественный концепт "книга" Черепова, Ирина Сергеевна

Реализация смыслообразующей функции ключевого концепта в текстах разных жанров : художественный концепт
<
Реализация смыслообразующей функции ключевого концепта в текстах разных жанров : художественный концепт Реализация смыслообразующей функции ключевого концепта в текстах разных жанров : художественный концепт Реализация смыслообразующей функции ключевого концепта в текстах разных жанров : художественный концепт Реализация смыслообразующей функции ключевого концепта в текстах разных жанров : художественный концепт Реализация смыслообразующей функции ключевого концепта в текстах разных жанров : художественный концепт
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черепова, Ирина Сергеевна. Реализация смыслообразующей функции ключевого концепта в текстах разных жанров : художественный концепт "книга" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Черепова Ирина Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2010.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/510

Введение к работе

Реферируемая работа посвящена выявлению вариантов реализации смыс-лообразующей функции ключевого концепта в пределах текстового фрагмента, по объему сопоставимого со сложным синтаксическим целым. Исследование выполнено на материале фрагментов с ключевым концептом книга. Приведем пример такого фрагмента (полужирным шрифтом выделены репрезентанты ключевого концепта):

Какую первую книгу я прочёл? Пожалуй, это была книга на польском языке «Басне людове» («Народные сказания»). Я помню, как пахла эта книга, теперь я сказал бы — затхлостью, как расслоился угол картонного переплёта, как лиловели и зеленели мантии седых королей, как повисали над горностаем чёрные хвосты... Это была история Польши в популярных очерках — о Пясте, о Локетке, о Болеславе Храбром, о Казимире Кривогубом. С тех пор мне и кажется, что изображения могут гудеть. Эти картинки гудели. (Ю. Олеша. Ни дня без строчки)

В настоящее время внимание многих исследователей направлено на изучение концептов. Однако большинство работ посвящено языковому воплощению концепта. Изучаются бытование концепта в речевой сфере (А.П. Бабушкин, Н.Н. Болдырев, С.Г. Воркачёв М.Т. Жукова, Н.А. Красавский, В.В. Колесов, М.В. Пименова, З.Д. Попова и И.А. Стернин, Е.В. Сергеева и др.), репрезентация культурных концептов в художественных произведениях (В. Зусман, В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин, Е.В. Сергеева, Ю.С. Степанов, Л.О. Чернейко и др.).

Изучение концептов неизбежно предполагает обращение к текстам, в которых они функционируют. Как бы ни трактовался концепт, само это понятие вызвано к жизни потребностью терминировать то реальное семантическое образование, которое возникает в любом тексте. Текст — это естественная среда функционирования концепта, ибо концепт всецело принадлежит культуре, а культура воплощается прежде всего в текстах. Многоликость концепта, его гибкость и даже неуловимость — все это свойства, которые он проявляет именно в текстах. Но как именно связаны концепт, его структура — и смысловая структура текста, а через последнюю — и грамматическая организация текста, — эти вопросы прежде ни в области лингвистики текста,

ни в когнитивной лингвистике монографически не исследовались. Из сказанного вытекают цели и задачи данного исследования.

В основе работы лежит следующая гипотеза: между структурой концепта и смысловой структурой (фрагмента) текста существует взаимосвязь (концепт обладает смыслообразующей функцией), которая может иметь различное воплощение в зависимости от конкретных задач, решению которых подчинен данный фрагмент, от жанровых особенностей произведения и других частных факторов.

Центральным для нашей работы является понятие ключевого концепта. В формировании столь сложного образования, как смысловая структура текста, принимает участие, разумеется, не один концепт. Смысловая структура текстового фрагмента также строится чаще всего при участии ряда концептов. Однако при изучении смыслообразующих функций концепта целесообразно — во всяком случае, на данном этапе — сосредоточить внимание на том концепте, который играет ключевую роль в формировании смысловой структуры текста / текстового фрагмента. Под ключевым в работе понимается такой концепт, репрезентант которого фигурирует в "свёртке" смысла анализируемого фрагмента. Поскольку формулировка такого результирующего смысла всегда до известной степени субъективна, мы учитываем также дополнительный формальный критерий: репрезентанты ключевого концепта должны занимать коммуникативно-синтаксические позиции (позиции тем или рем) не менее половины высказываний анализируемого фрагмента.

Объектом исследования является смысловая структура текстовых фрагментов, в которых в качестве ключевого реализуется концепт книга.

Предмет исследования — варианты реализации смыслообразующей функции ключевого концепта в текстах разных жанров.

Материал исследования составили фрагменты прозаических текстов эпических жанров (роман, повесть, очерк), а также произведений эссеистиче-ского характера. Всего анализу было подвергнуто 250 фрагментов, извлечен-

ных из текстов более чем 200 произведений. При отборе материала использовался Национальный корпус русского языка.

Цель исследования составляет выявление вариантов реализации смыслообразующей функции ключевого концепта в текстах разных жанров.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  1. рассмотреть структуру концепта книга в аспекте его смыслообразую-щего потенциала;

  2. определить ключевые для данного исследования положения когнитивной лингвистики, коммуникативной грамматики, теории текстообразования;

  3. разработать методику анализа текстового фрагмента, позволяющую выявить особенности реализации смыслообразующей функции концепта;

  4. на основе выработанной методики выявить и классифицировать типы и варианты реализации смыслообразующей функции ключевого концепта в текстах разных жанров.

Актуальность исследования обусловлена назревшей необходимостью применить знания, накопленные концептологией, к лингвистическому анализу текста, в первую очередь — к учению о смысловой структуре текста и к теории текстообразования.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые осуществлен анализ бытования концепта, его смыслообразующей функции в тексте с опорой на категориальный аппарат и исследовательский инструментарий теории текстообразования. Разработана методика анализа текстовых фрагментов, позволяющая прослеживать реализацию смыслообразующей функции концепта, предложена классификация типов реализации смыслообразующей функции концепта с дальнейшей субкатегоризацией этих типов.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании целесообразности интеграции концептологии и лингвистики текста; в осуществлении опыта реализации подхода, интегрирующего достижения названных направлений лингвистических исследований; в подтверждении продуктивности данного подхода конкретными результатами, полученными

в ходе анализа материала; во введении и разработке нового понятия, являющегося для предложенного подхода ключевым, — понятия смыслообразующей функции концепта.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования её результатов в курсах синтаксиса и лексикологии русского языка, лингвистического анализа текста, в специальных курсах по теории текстооб-разования, а также в дальнейших исследованиях в областях когнитивной лингвистики, концептологии и лингвокультурологии, лингвистики текста.

Методы исследования. Основным методом анализа является описательно-аналитический. В работе были также использованы методики компонентного анализа и матричного анализа тема-рематической структуры текстового фрагмента.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Под смыслообразующей функцией концепта понимается участие его семантических элементов в формировании результирующего смысла текстового фрагмента (концептуально значимого смысла).

  2. Выделяются два основных вида смыслообразующей функции концепта: полнофундирующая и частично-фундирующая.

  3. Полнофундирующая функция имеет место в том случае, когда все смысловые линии (или единственная смысловая линия), получающие развитие в пределах данного фрагмента, исходят из содержательного ядра концепта; это выражается в том, что репрезентанты ключевого концепта представлены в коммуникативно-синтаксических позициях всех или подавляющего большинства высказываний фрагмента. При реализации частично-фундирующей функции ключевой концепт не является единственным источником смысловых линий, формирующих концептуально значимый смысл текстового фрагмента. Полнофундирующая функция концепта может реализоваться в двух вариантах: однолинейном и оппозитивном.

4. Частично-фундирующая функция имеет место в том случае, когда

КЛЮЧеВОЙ КОНЦеПТ НЄ ЯВЛЯеТСЯ еДИНСТВеННЫМ ИСТОЧНИКОМ СМЫСЛОВЫХ

линий, формирующих концептуально значимый смысл текстового фрагмента, и его имя не обязательно присутствует в формулировке концептуально значимого смысла фрагмента (а если присутствует, то не замещает самостоятельно одну из коммуникативно-синтаксических позиций формулировки). Частично-фундирующая функция концепта может реализоваться в целом ряде вариантов:

а) сюжетно-мотивирующем;

б) персонажно-характеризующем;

в) совмещенном сюжетно-мотивирующем / персонажно-характеризу
ющем;

г) объектном, который, в свою очередь, представлен несколькими раз
новидностями.

5. Существует тенденция к специализации вариантов реализации смысло-
образующей функции ключевого концепта по отношению к жанровым
формам текстов: полнофундирующий тип смыслообразующей функции
ключевого концепта тяготеет к жанровым формам, обладающим при
знаками эссеистичности; частично-фундирующий тип смыслообразу
ющей функции ключевого концепта в вариантах (а, б, в) типичен для
жанровых форм повествовательного характера и широко реализуется в
текстах произведений художественной литературы, в то время как все
разновидности объектного варианта тяготеют к нехудожественным
жанровым формам, включая эссе.

Апробация работы. Положения исследования обсуждались на заседаниях и аспирантских семинарах кафедры русского языка, были изложены на научной конференции «Русский язык в современной науке и гуманитарные технологии в образовании» (Герценовские чтения - 2008); на Всероссийских научных конференциях «Слово. Словарь. Словесность» (СПб., ноябрь 2008, ноябрь 2009 г.) в РГПУ им. А.И. Герцена; на Международных научно-

практических конференциях «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. X и XI Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, май 2009, май 2010) в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина; на международной интернет-конференции «Лингвистический семинар — 2008» в Уфе; на Международном симпозиуме «Русская лексикография и фразео-графия в контексте славистики: теория и практика» (Магнитогорск, ноябрь 2009), а также отражены в публикациях по теме диссертационного исследования.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (203 позиции). Объем работы составляет 187 страниц.

Похожие диссертации на Реализация смыслообразующей функции ключевого концепта в текстах разных жанров : художественный концепт "книга"