Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приемы субъективации в современной русской прозе: явления модификации Попова, Галина Борисовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попова, Галина Борисовна. Приемы субъективации в современной русской прозе: явления модификации : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Попова Галина Борисовна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Чита, 2012.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/571

Введение к работе

Реферируемая работа посвящена проблеме субъективации авторского повествования и модификации приемов субъективации в текстах современной русской прозы. Модификация субъективированного повествования в современной русской прозе относится к периоду, совпавшему с известными социальными процессами в стране (конец XX - начало XXI в.), что свидетельствует об усложнении повествования.

Стремление осмыслить действительность заставляет писателя искать новые средства языка и необычные формы выражения, максимально использовать возможности языка. Литература в этом плане выступает инструментом художественного открытия и освоения новой действительности.

Язык для литературы - это материал, который используется для воссоздания окружающей действительности. «Язык представляет собой материал, отмеченный социальной активностью еще до того, как к нему прикоснулась рука художника» [Лотман 1997: 206]. В языке сконцентрированы итоги познавательной деятельности человека.

Обращение к языкопользованию в современной прозе не случайно, так как при анализе языковых процессов современной русской прозы выявляются «новые тенденции в языке художественной речи, которые связаны с эволюцией, с открытием новых приемов выразительности, но одновременно они, возможно, в какой-то степени предвосхищают определенные изменения в языке» [Николина 2009: 7]. В языке современной русской прозы конца XX -начала XXI в. наблюдаются новые тенденции, которые, безусловно, нуждаются в осмыслении.

Художественный текст является сложным объектом исследования, представляя собой особый эстетический вид моделирования действительности, продукт словесного искусства [Будагов 1976: 306]. Интерес к тексту характерен для всех гуманитарных наук: культурологии, лингвокультурологии, психологии, психолингвистики, философии, семиотики и др.: «Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления» [Бахтин 1997: 281].

В стилистике текста объектом осмысления становится языковое употребление целого текста «во всей сложности его внутренней структуры и в неразрьшнои связи неязыкового содержания и его языкового выражения» [Горшков 2004:48], воплощающего авторский замысел.

Одним из способов реализации авторского замысла служит субъективированное повествование, которое выстраивает художественный текст. В таком тексте точка видения перемещается из авторской сферы в сферу персонажа, что делает художественный текст «живым», повествование - насыщенным. Язык современной прозы конца XX - начала XXI в. характеризуется не просто субъек-тивацией повествования, но активной ее модификацией.

Вопросы субъективации повествования изучались М.М. Бахтиным, В.В. Виноградовым, Г.О. Винокуром, А.И. Горшковым, Ю.Н. Карауловым, Ю.М. Лотманом, В.В. Одинцовым, Б.А. Успенским В.Б. Шкловским и др. Исследованию данной проблемы на материале текстов современной прозы (начиная с 80-х гг. XX в.) посвящены работы Г.Д. Ахметовой, Е.Е. Беличенко, А.И. Горшкова, Н.Н. Глухоедовой, А.В. Ивановой, СВ. Малановой, Н.А. Николи-ной, М.Л. Новиковой, В.А. Павловой, Е.В. Падучевой, Е.И. Папавы, Л.Ю. Папяна, Э.Н. Полякова, К. А. Щукиной и др.

Актуальность темы определяется новыми тенденциями в языке художественной прозы, а именно все большей субъективацией художественного текста и стремлением авторов модифицировать уже известные приемы субъективации. Актуальность темы заключается также в том, что исследование связано с перспективным направлением филологии - стилистикой текста, в русле которого исследуются процессы, происходящие в языке современной художественной литературы.

Цель работы - исследовать модификацию приемов субъективации авторского повествования в языке современной прозы.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Определить конструктивные элементы языковой композиции современного прозаического текста.

  2. Выделить модификацию традиционных словесных приемов субъективации - прямой речи, несобственно-прямой речи, внутренней речи - в современной русской прозе.

3. Проанализировать графические приемы субъективации автор
ского повествования.

4. Рассмотреть взаимодействие словесных и композицион
ных приемов субъективации в текстах современной русской
прозы.

Объектом исследования является субъективированное повествование в современной русской прозе.

Предмет исследования - модификация словесных приемов субъективации, а также взаимодействие словесных и композиционных приемов в современной русской прозе.

Модификация приемов субъективации авторского повествования исследовалась нами на материале текстов произведений современной русской художественной прозы конца XX - начала XXI в.

В диссертации проанализированы произведения более шестидесяти авторов, среди которых И. Абузяров, В. Аксенов, Д. Бортников, В. Вайнерман, С. Василенко, А. Гаффар, М. Гейде, Н. Горлова, Е. Гришковец, Д. Гуцко, О. Железков, Ю. Мамлеев, А. Найман, В. Орлова, Л. Петрушевская, Е. Попов, 3. Прилепин, В. Пьецух, А. Слаповский, Т. Толстая, М. Шишкин и др. Хотя писатели принадлежат к разным литературным направлениям: новому реализму, постмодернизму, метафизическому реализму, постреализму, в языке их произведений наблюдается общая тенденция к субъективированному повествованию и его модификации.

Методологическую основу исследования составили труды Г.Д. Ахметовой, М.М. Бахтина, Н.С. Болотновой, Н.С. Валгиной, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Л.С. Выготского, И.Р. Гальперина, А.И. Горшкова, ГА. Золотовой, Л.Г. Кайды, И.И. Ковтуновой, Н.А. Кожевниковой, Б.О. Кормана, В.Г. Костомарова, Н.А. Николи-ной, Е.В. Падучевой, Г.Я. Солганика, Б. А. Успенского, Ф. Шмида и др. Работы ученых посвящены проблемам изучения литературного произведения (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и др.); анализу, интерпретации литературного текста (Г.Д. Ахметова, А.И. Горшков, И.Р. Гальперин, Г.Я. Солганик, Б.А. Успенский и др.); анализу единства формы и содержания художественного текста (Л.С. Выготский, Ю.М. Лотман, В.В. Одинцов и др.); анализу образа автора (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, В.В. Одинцов и др.); поли-фоничности, диалогичности текста (М.М. Бахтин); теории

нарратива (Е.В. Падучева, В. Шмид); изменениям в языковой композиции художественного и публицистического текстов (Г.Д. Ахметова, Л.Г. Кайда и др.); проблемам актуального членения предложения и коммуникативного синтаксиса, динамики языка (Н.С. Валгина, Г.А. Золотова, И.И. Ковтунова, В.Г. Костомаров, Н.А. Николина и др.).

Методы исследования. Ведущим в диссертации является метод наблюдения за особенностями языковой композиции текста анализируемых произведений. Используются также следующие методы: композиционный анализ, сопоставительный анализ, контекстологический анализ.

Научная новизна исследования состоит в анализе словесных и композиционных приемов субъективации в аспекте их модификации в языке современной русской прозы. Кроме того, выявляется взаимодействие словесных и композиционных приемов субъективации, что представляет собой модификацию указанных приемов, а также исследуются графические приемы субъективации и их участие в интенсификации субъективации.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что продолжается исследование проблем стилистики текста, связанных с языковой организацией художественного текста, а именно с выявлением тенденций в языке художественной прозы. Обращение к субъективированному повествованию предполагает прежде всего исследование антропоцентрического начала в тексте, что расширяет представление о том, как человек проявляет себя в языке («Человек в языке» и «Язык в человеке»).

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в преподавании вузовского курса стилистики русского языка, филологического анализа текста, истории русской литературы, а также в средней школе на уроках русского языка и литературы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Субъективированное повествование является важным компонентом языковой организации художественного текста, позволяющим наиболее полно воплотить авторский замысел.

  2. Словесные приемы субъективации имеют тенденцию к модификации: невыделенная прямая речь, парцеллированная внутренняя речь, «линейный» диалог, «свернутый» диалог.

  1. В художественном тексте словесные приемы субъективации (как традиционные и модифицированные) взаимодействуют с композиционными приемами.

  2. Одним из приемов, модифицирующих субъективацию авторского повествования, является графический прием.

Структура и объем диссертации. Поставленная цель и задачи определили содержание и структуру исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и списка источников, приложения, где представлены произведения малых жанров, имеющих небольшой объем, но наполненных большим содержанием субъективированного повествования (рассказы с ладонь).

Похожие диссертации на Приемы субъективации в современной русской прозе: явления модификации