Введение к работе
В диссертационной работе ставится проблема исследования особенностей структуры, содержания и средств репрезентации концепта «Природа» в творчестве поэта Зауралья A.M. Виноградова в аспекте нового лингвокультурологического направления.
На рубеже XX-XXI веков происходит переход современной лингвистики к антропоцентрической парадигме, в рамках которой предполагается исследование языка во взаимосвязи с человеком, его культурой, сознанием, мышлением, различными видами деятельности.
Новая парадигма становится ведущим направлением в исследованиях лингвистов конца XX - начала XXI веков: Н.Д. Арутюновой, Л.Г. Бабенко, Н.Г. Брагиной, А. Вежбицкой, С.Г. Воркачева, В.И. Карасика, Ю.Н. Караулова, Е.С. Кубряковой, Е.А. Пименова, М.В. Пименовой, Б.А. Серебренникова, Ю.С. Степанова, В.Н. Телия, В.Н. Топорова, А.П. Чудинова, А.Д. Шмелева и
др.
В процессе исследования проблем взаимосвязи и взаимодействия языка и культуры возникают современные дисциплины, в их числе - когнитивная лингвистика, лингвоконцептология, лингвокультурология.
Лингвокультурология - гуманитарная дисциплина, изучающая, главным образом, духовную культуру, воплощенную в художественных произведениях, фразеологии, паремиях, в живом национальном языке.
В рамках лингвокультурологии активно работают следующие современные лингвисты: Н.Ф. Алефиренко, Н.Д. Арутюнова, В.В. Воробьев, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, В.А. Маслова, В.Н. Телия, А.Т. Хроленко и др.
Одним из базовых понятий лингвокультурологии является концепт.
Изучение концептов русского языка - одно из важных направлений современной лингвистики. Концепты исследованы в трудах Н.Ф. Алефиренко, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, С.Г. Воркачева, Л.П. Гашевой, Е.И. Дибровой, В.И. Карасика, В.В. Колесова, О.И. Коуровой, В.А. Масловой,
М.В. Пименовой, З.Д. Поповой, Г.Г. Слышкина, Ю.С. Степанова, В.Н. Телия, В.Н. Топорова, А.П. Чудинова, А.Д. Шмелева, Е.С. Яковлевой и др.
Объем исследуемых концептов на сегодняшний день велик, что послужило толчком к изданию В.И. Карасиком и И.А. Стерниным «Антологии концептов» [2005, 2006, 2007, 2008, 2009], к рождению лингвоконцептологии (С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, М.В. Пименова, Т.П. Рогожникова, Г.Г. Слышкин и др.).
Однако концепт «Природа», как показывает анализ, среди других исследован недостаточно; лишь в работах Н.В. Буравлевой, Е.В. Косинцевой, О.И. Коуровой, Н.Г. Краснояровой, Е.В. Туктангуловой представлен языковой анализ этой темы.
Природа играет большую роль в жизни человечества. Природные объекты и явления всегда входили в культурный мир всех, кто живет на Земле. Природа -все существующее на земле, не созданное руками человека; органический и неорганический мир; совокупность особенностей какой-либо местности, растительный и животный мир, климатические условия и т.д.
Александр Михайлович Виноградов - почетный гражданин города Шадринска, с 1980 года состоящий в Союзе писателей СССР, автор 10 поэтических сборников, включающих более 900 стихотворений. Исследование языкового поэтического наследия A.M. Виноградова в лингвокультурологическом аспекте проводится впервые.
Знакомство с поэтическим творчеством A.M. Виноградова привело нас к выводу, что в его стихах ярко выражен так называемый «ключевой образ», который последовательно переходит из одного стихотворения в другое. Этим ключевым образом является природа, о чем свидетельствуют и названия многих сборников поэта: «Вёшница», «Зоревой окоём» «Апрель первозванный», «Природы облик - в зеркале души» и др.
Актуальность темы исследования связана с ростом интереса ученых к проблемам взаимосвязи и взаимодействия языка и культуры; формированием нового направления современной лингвистики - лингвокультурологии; она обусловлена недостаточным исследованием подходов к описанию концепта
«Природа»; обращением к творчеству известного поэта Зауралья, ведущей темой лирики которого является «Природа».
Внимание к концепту, к средствам его лексической репрезентации, а также выявление художественно-образных средств позволяют реконструировать картину мира автора. Исследование концепта «Природа» в лингвокультурологическом аспекте призвано дополнить представление о структуре русской языковой концептосферы.
Объектом исследования диссертации является лингвокультурный концепт «Природа».
Предмет исследования - лексические единицы языка, репрезентирующие концепт «Природа» в лирике A.M. Виноградова.
Цель: выявить структурно-семантические особенности концепта «Природа» и средства его репрезентации в лирике поэта Зауралья A.M. Виноградова.
Задачи:
1) рассмотреть теоретические основы исследования лингвокультурных
концептов;
определить структуру и содержание концепта «Природа» в лирике поэта Зауралья A.M. Виноградова;
произвести анализ художественно-образных средств концепта «Природа»;
4) описать специфику авторского понимания и восприятия мира природы.
Материалом исследования послужили лирические стихотворения
A.M. Виноградова. Картотека включает 1100 языковых единиц в 2323 употреблениях.
Теоретическую основу диссертационной работы составили:
1) идеи лингвистического антропоцентризма (Н.Д. Арутюнова,
А. Вежбицкая, В.Г. Костомаров, Е.С. Кубрякова, Н.В. Пятаева, Ю.С. Степанов,
В.Н. Телия, P.M. Фрумкина, А.П. Чудинов, А.Д. Шмелев и др.);
2) идеи о взаимодействии и взаимовлиянии языка и культуры (Ш. Балли,
И.А. Бодуэн де Куртенэ, Г.А. Брутян, Ж. Вандриес, Л. Витгенштейн, В. фон
Гумбольдт, Н.И. Жинкин, Дж. Кэрролл, Э.С. Маркарян, Н.Б. Мечковская,
А.А. Потебня, Э. Сепир, Б.А. Серебренников, Е.Ф. Тарасов, В.Н. Телия, Б. Уорф, П. Флоренский, М. Хайдеггер, Д. Хаймс, P.O. Якобсон и др.);
3) труды по лингвокультурологии (В.В. Воробьев, В.И. Карасик,
В.В. Красных, В.А. Маслова, Г.Г. Слышкин, А.Т. Хроленко и др.);
4) исследования в области концептологии (Н.Ф. Алефиренко, С.Г. Воркачев,
Л.П. Гашева, Е.И. Диброва, А.В. Жуков, В.И. Зимин, В.И. Карасик, В.И. Коваль,
А.Г. Ломов, В.М. Мокиенко, В.Н. Телия и др.);
5) работы в области исследования поэтического языка (М.А. Бакина,
В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, В.П. Григорьев, А.Д. Григорьева, Г.А. Гуковский,
В.М. Жирмунский, Н.Н. Иванова, Ю.В. Казарин, В.Д. Левин, Ю.М. Лотман,
О.И. Коурова, Л.Ю. Максимов, Н.В. Павлович, А.А. Потебня, В.К. Приходько и
ДР)-
Решение поставленных задач осуществлялось при помощи следующих
методов:
а) описательного метода (включающего в себя анализ и дифференциацию языкового материала, а также синтез полученных в ходе исследования результатов);
6) сопоставительного метода (при дифференциации изучаемого объекта и
сходных с ним явлений);
в) дистрибутивного метода (при изучении окружения единиц в тексте);
г) количественно-симптоматического метода (при обнаружении
количественной представленности структурных моделей компонентного состава,
семантических групп);
д) метода семантической идентификации (при толковании значений
языковых единиц).
Научная новизна настоящего исследования состоит в
лингвокультурологическом анализе темы «Природа» в лирике A.M. Виноградова;
в определении характера формирования фрагментов и моделей, раскрывающих
содержание концепта «Природа»; в выявлении языковых средств репрезентации
данного концепта.
Теоретическая значимость диссертации состоит в углублении ряда положений лингвокультурологии, в разработке методики анализа концепта «Природа» с включением культурных кодов.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при составлении словарей поэтических образов. Результаты исследования могут быть включены в вузовские курсы «Филологический анализ текста», «Поэтика», «Лингвокультурология», в курсы национально-регионального вузовского профиля и др.
Положения, выносимые на защиту:
1.Концепт «Природа» занимает ведущее положение в концептосфере A.M. Виноградова, что в полной мере воплотилось в его поэтическом творчестве. Ядерной зоной концепта «Природа» является «Природа - мать».
2. Приядерная зона концепта «Природа» включает два микроконцепта:
«Природа как окружающее пространство» и «Природа как совокупность
природных явлений». Первый содержит следующие фрагменты: «Особенности
земной поверхности», «Небесное пространство и небесные светила», «Водное
пространство», «Растительный мир» и «Животный мир». Второй микроконцепт
состоит из следующих фрагментов: «Атмосферные явления», «Звуковые
явления», «Световые явления», «Природные составляющие в цвете».
3. Степень значимости фрагментов концепта «Природа» зависит от
частотности и количества используемых языковых единиц. Главным фрагментом
в репрезентации концепта «Природа» в лирике A.M. Виноградова является
«Растительный мир».
Ведущими кодами концепта «Природа» в лирике A.M. Виноградова являются духовный, представленный символами природных явлений, и аксиональный, включающий позитивную и негативную оценку.
Человек в лирике A.M. Виноградова выступает как часть природы, а природа воспринимается как нечто одушевленное, как мать, поэтому наблюдается взаимосвязь концепта «Природа» с понятием «Человек».
6. Основными художественно-образными средствами в репрезентации концепта «Природа» в творчестве A.M. Виноградова выступают эпитеты и метафоры. В авторском понимании природа Зауралья - это мать, это храм, это чистилище, это спасение.
Апробация результатов исследования
Диссертация обсуждена на заседании кафедры русского языка Шадринского государственного педагогического института.
По теме исследования было издано 13 работ, общим объемом 4,7 печатных листа, в том числе 2 публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.
Основные идеи и результаты исследования были представлены на Международной научно-практической конференции «Русский язык: проблемы функционирования и методики преподавания на современном этапе» (Пенза, 18-20 мая 2009 г.), на II Международной научно-практической конференции «Наука и современность - 2010» в г. Новосибирске, в «Шадринских чтениях» (2008, 2010), в «Альманахе современной науки и образования» (Тамбов, 2009), в «Вестнике ШГПИ» (2008, 2009), на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Языки культуры: Историко-культурный, философско-антропологический и лингвистический аспекты» (Омск, 2010), в ежемесячном научном журнале «Молодой ученый» (Чита, 2010), в «Вестнике ЧитГУ» (2010), в сборнике научных трудов «Язык. Человек. Культура» (Шадринск, 2010), в сборнике международной научно-практической конференции «Язык и культура» (Борисоглебск, 2010), в «Вестнике Южно-Уральского государственного университета» (Челябинск, 2011).
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка (376 наименований). Общий объем диссертации составляет 197 страниц.