Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Имена собственные в лирике поэтов Смоленской поэтической школы Иванова Ольга Викторовна

Имена собственные в лирике поэтов Смоленской поэтической школы
<
Имена собственные в лирике поэтов Смоленской поэтической школы Имена собственные в лирике поэтов Смоленской поэтической школы Имена собственные в лирике поэтов Смоленской поэтической школы Имена собственные в лирике поэтов Смоленской поэтической школы Имена собственные в лирике поэтов Смоленской поэтической школы
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова Ольга Викторовна. Имена собственные в лирике поэтов Смоленской поэтической школы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Иванова Ольга Викторовна; [Место защиты: Смол. гос. ун-т].- Смоленск, 2009.- 287 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/46

Введение к работе

Актуальность исследования. В отечественной лингвистике на протяжении длительного времени не ослабевает интерес к имени собственному (ИС). На современном этапе развития ономастики, в частности, литературной ономастики (ЛО), изучающей особенности функционирования ИС в художественном произведении, актуальным является вопрос внутреннего потенциала ИС при изучении авторской картины мира, идиостиля писателя, ассоциативного потенциала онимов, их культурно-исторического содержания.

Имена собственные в художественном тексте, безусловно, значимы, поскольку помогают передать авторское восприятие действительности, раскрыть замысел произведения, «вплетаясь в единую ткань художественного произведения, ...вносят дополнительные сведения, порой недоступные при первом его прочтении». Проблема отражения в художественном тексте человека не только как носителя языка, но и хранителя определенной культуры, обладателя «особого менталитета», социального положения, а также уроженца не просто определенной страны, но и конкретного региона, города, района и т.д. становится все более актуальной в современной лингвистике.

Углубляя исследования в области литературной ономастики, мы обратились к лирике поэтов Смоленской поэтической школы (СПШ).

Понятие СПШ ввел известный критик А.В. Македонов. Еще в 1960 году он выдвинул гипотезу о существовании Смоленской поэтической школы. Среди представителей школы критик отметил ее основоположников – А. Твардовского, М. Исаковского, Н. Рыленкова, в творчестве которых наблюдались общие тенденции и особенности, и их последователей – С. Фиксина, И. Василевского, Д. Осина, Д. Дворецкого, И. Рыжикова и др.

Литературная деятельность СПШ подробно изучалась в рамках научно-координационного центра, созданного в 1978 году при кафедре русской и зарубежной литературы и при Литературном музее Смоленского государственного педагогического института. Внимание ученых было сосредоточено на «выявлении эстетически устойчивых литературных явлений, переходящих из одного произведения в другое в процессе творчества одного и того же поэта, … а также процессов типологии, интегрирующих творчество отдельных представителей «школы»».

Статистические исследования, которые были проведены профессором В.С. Баевским и его аспирантами, подтвердили определенную общность литературных тенденций в текстах смоленских поэтов.

В настоящее время изучается творчество, в первую очередь, основателей школы. В ономастическом плане исследована лирика А. Твардовского [Никитина 2005], Н. Рыленкова [Сивцова 2008], анализируется система имен собственных в текстах М. Исаковского.

Однако любая школа для своего продуктивного существования должна иметь учеников, последователей, и поэтому необходимы исследования не только произведений ведущих представителей школы, но и продолжателей тех традиций, которые были заложены в смоленской литературе. Анализом языкового материала, в частности, ономастикона в лирике сподвижников М. Исаковского, А. Твардовского, Н. Рыленковаа никто не занимался. Наша работа в какой-то мере восполняет пробел в таких исследованиях.

Таким образом, объектом нашего исследования является ономастикон как совокупность ИС разных разрядов в стихотворениях поэтов СПШ, отмеченных некогда А. Македоновым: И.И. Василевского, Д.П. Дворецкого, Д.Д. Осина, И.В. Рыжикова, С.А. Фиксина.

Предметом исследования выступают семантические, структурные и функциональные особенности выделенных онимов в лирических текстах поэтов СПШ, подтверждающие на ономастическом уровне существование школы.

Источниками исследования являются тексты неизученных лирических произведений поэтов СПШ. Чтобы объем исследуемых текстов был в целом одинаковым, для анализа было отобрано по пять сборников каждого автора, максимально полно включающих все лирические тексты. Дополнительно включались стихи, не вошедшие в уже исследованные сборники. Это такие сборники, как: «Мы наступаем», 1936; «Катя-Катерина», 1941; «Праздник возвращения», 1947; «Солнце над Днепром», 1951 и др. Д. Осина; «Легко дышать», 1940; «Избранные стихи», 1954; «В добрый час: Стихи», 1979 и др. С. Фиксина; «Верность», 1947; «Приднепровье», 1950; «Неповторимые года», 1955; и др. Д. Дворецкого; «Родное раздолье», 1956; «Новь. Стихи», 1959; «С чем сердце накрепко сжилось», 1961; «Нас попробуй, обгони», 1963 и др. И. Василевского; «На Смоленщине моей», 1952; «Январские цветы», 1960; «Неизвестный рядовой. Поэмы. Стихи. Юморески», 1963; «Снежень», 1970 и др. И. Рыжикова. Большинство изданий является малодоступным и хранится в архиве, так как тексты не были переизданы в более поздний период. Общий объем исследования составил 25 стихотворных сборников (3025 страниц), в состав которых входят 493 стихотворения и три поэмы («Катя-Катерина», «Варвара» и «Орланская поэма» Д. Осина).

Таким образом, материалом исследования послужила картотека онимов, полученная методом сплошной выборки ИС из названных источников. Собранный корпус включает 1002 онима. Кроме того, для определения образно-ассоциативного потенциала ИС в текстах смоленских поэтов использованы 193 анкеты участников ассоциативного эксперимента.

Критерий различия имени и апеллятива – формально-семантический: отбирались те слова, которые называют человека или являются наименованием местности, а также других предметов и явлений жизни человека и при этом пишутся автором с большой буквы (в соответствии с правилом написания собственных имен). При подсчетах онимов в единицах не учитывались словоформы имен, но оговаривались их контекстные употребления.

Цель работы заключается в определении роли имен собственных в лирике поэтов СПШ, их значения в реализации творческого замысла авторов, в отражении индивидуально-авторских картин мира, которые приобретают в рамках СПШ обобщенный коллективный характер воспроизведения объективного мира в художественных образах.

Поставленная цель предполагает решение нескольких конкретных задач:

1) выделить и охарактеризовать основные подходы отечественной и зарубежной ономасиологии к изучению ИС;

2) выбрать из текстов лирических произведений поэтов СПШ все
имена собственные и распределить их по разрядам в соответствии с избранной классификацией;

3) исследовать ономастикон лирики смоленских поэтов с лингвистических, лингвострановедческих и историко-культурологических позиций;

4) определить границы, структуру, семантику, образно-ассоциативный потенциал, прецедентный и эстетический характер ИС;

5) охарактеризовать специфические особенности функционирования ИС в текстах художественных произведений (рассматривая онимы всех разрядов). Проанализировать онимы как структурно-семантический тип в раскрытии индивидуально-авторской художественной картины мира;

6) провести ассоциативный эксперимент для подтверждения наличия у онимов фоновых значений;

7) выявить общее и различное в употреблении ИС смоленскими поэтами и подтвердить неслучайное существование понятия СПШ как литературного объединения.

Научная новизна диссертации определена целями и задачами, которые представлены и последовательно решены в работе.

1. Впервые с позиций функционального, структурно-семантического и текстообразующего описания в сравнительно-сопоставительном аспекте исследуется ономастическая лексика в лирических текстах пяти смоленских поэтов (последователей А. Твардовского, М. Исаковского, Н. Рыленкова), творчество которых в этом направлении не изучалось. ИС рассматриваются как элементы поэтического языка, активно участвующие в формировании эстетической значимости лирических текстов, отображающих фрагменты индивидуально-авторских художественных картин мира поэтов и составляющих обобщенный фрагмент картины мира в лирике поэтов СПШ. Выделяются индивидуальные и общие особенности.

2. Научную ценность имеет собранный и расклассифицированный фактический материал, впервые вводимый в научный оборот ономастики как области знания.

3. Для подтверждения независимости интерпретации роли онимов в художественном тексте вводится ассоциативный эксперимент, который в последнее время является востребованным в ономастике.

4. В русле антропоцентрического подхода исследуется роль имени собственного в построении индивидуально-авторской картины мира с учетом личностей поэтов как уроженцев Смоленского края.

5. Данными исследования на ономастическом уровне подтверждается теория существования Смоленской поэтической школы.

Методы исследования. В работе использована общепринятая в лингвистике и ономастике методология исследования, в том числе метод комплексного анализа текста, структурно-семантический метод, статистический метод, ареальный метод, метод контекстуального анализа. Для подтверждения некоторых положений использовалась методика ассоциативного эксперимента.

Теоретической основой исследования являются основные положения классических ономастических трудов В.Д. Бондалетова 1983; М.В. Горбаневского 1987, 1988; В.М. Калинкина 1999; Ю.А. Карпенко 1980, 1984, 1986; Г.Ф. Ковалева 2003, 2004, 2006; В.А. Никонова 1974, 1988, 1993; Н.В. Подольской 1988; А.В. Суперанской 1969, 1973, 1989, 1998; В.И. Супруна 2000; О.И. Фоняковой 1990, 1993 и др., а также представителей когнитивного направления: Н.Д. Арутюновой 1988, 1991; Ю.Н. Караулова 1987; Е.С. Кубряковой 1996; В.А. Масловой 2006 и др.

Для уточнения правильности и объективности толкования семантики ИС привлекались данные этимологических, ономастических, толковых словарей русского языка.

Теоретическая значимость работы заключается в углублении теоретических сведений о функциях ИС в поэтическом тексте и наличии у них ассоциативно-культурного потенциала, так как онимы, по мнению М.В. Горбаневского, могут «нести ярко выраженную смысловую нагрузку и обладать скрытым ассоциативным фоном, иметь особый звуковой облик, имена и названия способны передать национальный и местный колорит, отражать историческую эпоху». Результаты исследования представляют определенный интерес для дальнейшей разработки теоретических вопросов, касающихся роли имени собственного в художественном тексте.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее результатов при разработке специальных курсов по ономастике и семантике русского языка (лингвострановедческих, лингвокультурологических лексикологических, лингвистических курсов по анализу художественного текста), в том числе обращенных к образу человека в русской языковой картине мира. В рамках регионального компонента представленный анализ стал базой для элективного курса в школе (10 класс) «Имена собственные в лирике малоизвестных смоленских поэтов». Также исследование может послужить основой для создания словаря коннотативных собственных имен в литературе Смоленского края с учетом ономастических исследований творчества основоположников СПШ и современных смоленских поэтов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. ИС составляют особый уровень в языке и, естественно, в условиях созданной реальности – в тексте (речи). Элементы этого уровня обязательно участвуют в формировании идеи произведения в целом, часто являются ключевыми, поскольку точный выбор имени собственного во многом определяет смысловую и эмоциональную заданность текста.

2. Анализ ономастиконов поэтов СПШ позволяет говорить об особенностях индивидуально-авторских художественных картин мира, о специфике идиостиля каждого мастера слова.

3. Сопоставление ономастических фрагментов индивидуально-авторских художественных картин мира показывает, что в текстах поэтов СПШ отражается коллективное восприятие объективного мира в художественных образах.

4. Онимы в лирике поэтов СПШ представлены практически всеми известными разрядами (антропонимы, топонимы, гидронимы, космонимы и др.), но главную роль в художественных произведениях поэтов СПШ играет антропонимическая и топонимическая лексика, определяя персонажей и место действия. Особое положение среди выделяемых разрядов в лирике смоленских поэтов занимают имена собственные, отражающие тему Великой Отечественной войны, что обусловлено временем создания произведений.

5. Содержательность ономастикона лирических произведений поэтов СПШ поддерживается связью с биографиями поэтов и литературными традициями, заложенными основателями школы – М. Исаковским, А. Твардовским, Н. Рыленковым.

6. Детальное изучение ономастикона лирических произведений поэтов СПШ (на ономастическом уровне) позволяет подтвердить гипотезу критика А. Македонова о существовании Смоленской поэтической школы.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены в докладах на ежегодных научных семинарах аспирантов Смоленского государственного педагогического университета – ныне Смоленского государственного университета [2003-2008], на Шестых – Седьмых Поливановских чтениях [Смоленск 2003; 2005, ч. II, III], на Научном лексикографическом семинаре, посвященном творческой деятельности Д.Н. Ушакова [Смоленск, 2004], на Международных научно-практических конференциях ученых МАДИ (ГТУ), РГЛУ, МСХА, ЛНАУ [Москва, январь 2007, июнь 2007], на Восьмых Поливановских чтениях [Смоленск, 2007], на Межвузовской конференции, посвященной 75-летию профессора П.А. Леканта [Москва, 2007], на Международной научной конференции 24 мая 2006 «Культура и письменность славянского мира» [Смоленск, 2007], на Научно-практической конференции «Язык и культура» [Смоленск, 2008], на 17-ой международной научно-практической конференции 23 мая 2008 «Культура и письменность славянского мира» [2008], на Межвузовской научно-практической конференции «Ономастика в Смоленске: проблемы и перспективы исследования» [Смоленск, 2008], на Первом областном краеведческом фестивале «На холмах смоленских» 10-11 декабря 2008 года [Смоленск, 2009], на Научно-практической конференции «Язык и стиль Н.И. Рыленкова», посвященной 100-летию со дня рождения поэта [Смоленск, 2009], на Девятых Поливановских чтениях 2-3 октября 2009 года [Смоленск, 2009].

На заседании кафедры русского языка обсуждалась диссертационная работа, материалы которой отражены в 16 статьях, в том числе, в статье, опубликованной в издании, рекомендованном списком ВАК [Москва, 2007].

Структура и объем работы обусловлены объектом, целями и задачами исследования. Рукопись работы изложена на 287 страницах компьютерного текста и состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографического списка и семи Приложений. Основной текст составляет 200 страниц. Библиография диссертационной работы содержит 355 наименований, а также 38 названий источников.

Похожие диссертации на Имена собственные в лирике поэтов Смоленской поэтической школы