Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Категория темпоральности и ее отражение в художественном дискурсе В.В. Набокова : на материале романов "Машенька", "Защита Лужина", "Приглашение на казнь" Морараш Марина Михайловна

Категория темпоральности и ее отражение в художественном дискурсе В.В. Набокова : на материале романов
<
Категория темпоральности и ее отражение в художественном дискурсе В.В. Набокова : на материале романов Категория темпоральности и ее отражение в художественном дискурсе В.В. Набокова : на материале романов Категория темпоральности и ее отражение в художественном дискурсе В.В. Набокова : на материале романов Категория темпоральности и ее отражение в художественном дискурсе В.В. Набокова : на материале романов Категория темпоральности и ее отражение в художественном дискурсе В.В. Набокова : на материале романов
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Морараш Марина Михайловна. Категория темпоральности и ее отражение в художественном дискурсе В.В. Набокова : на материале романов "Машенька", "Защита Лужина", "Приглашение на казнь" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Морараш Марина Михайловна; [Место защиты: Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т].- Казань, 2009.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/295

Введение к работе

Реферируемая диссертация посвящена исследованию категории темпоральности в художественном дискурсе В.В.Набокова.

Под темпоральностью в данной работе понимается охватывающая различные языковые средства выражения объективно-субъективная категория, соотнесенная, с одной стороны, с объективным (реальным) временем, а с другой стороны — с отражением временных характеристик и отношений действительности в сознании людей, т.е. с концептуальным и перцептуальным временем.

Будучи фундаментальной категорией научной картины мира, время репрезентирует языковую универсалию и является одним из важнейших элементов языковой картины мира, поэтому в лингвистике отводится значительное место исследованию этой категории. Проблема временных лексем получила свое рассмотрение в работах Б.А.Успенского (1966), М.Ф.Мурьянова (1978), С.М.Толстой (1991), Е.С.Яковлевой (1994), Н.И.Толстого (1997), Ю.С.Степанова (1997, 2001), А.Ю.Стопочевой-Мойер (2000), Л.Р.Ахмеровой (2004) и др.

А.В.Бондарко (1962, 1967, 1984), В.А.Жеребков (1977), Е.В.Падучева (1996), Т.В.Булыгина и А.Д.Шмелев (1997), В.Д.Климонов (2002) и др. репрезентируют категорию времени в грамматическом (глагольном) аспекте. Данные исследователи обращаются к лексическим способам выражения темпоральности как к дополнительному средству, поскольку неглагольные выражения рассматриваются ими как вторичные по отношению к глагольным.

Незаслуженно мало внимания уделяется изучению сложных предложений с временной семантикой. Можно привести несколько работ: В.А.Белошапковой (1952, 1967), Н.С.Поспелова (1956), Т.Н.Смирнова (1966), Н.А.Андрамоновой (1977, 1981), Н.И.Парамоновой (1981), А.К.Музафаровой (1988) и др.

Категория времени является проявлением общего понятия «темпоральности», которая на современном этапе развития лингвистики рассматривается как функционально-семантическое поле, в свою очередь, состоящее из многочисленных взаимодействующих и пересекающихся микрополей, что позволяет трактовать проблему времени как чрезвычайно сложную. Методика полевого структурирования, которая используется в настоящей диссертации, дает возможность взглянуть на моделируемый участок языка не только как на систему разноуровневых единиц, но важным становится реализация конституентов поля в художественном дискурсе В.В.Набокова, в связи с чем понятие «функционально-семантическое поле» трансформируется в понятие «функционально-семантическое текстовое поле». По мнению исследователя А.А.Дегтеревой, функционируя в тексте, находя выход в разноуровневых средствах языка, «темпоральность в прозе Набокова предстает как мощный функционально-семантический пласт языка» [Дегтерева 2008: 128].

Исследования А.Долинина (1994), Е.В.Падучевой (1996), М.Шульмана (1997), Е.Уховой (2003), Д.В.Морозова (2007) и др. непосредственно посвящены изучению рассматриваемой категории времени в прозе данного писателя. В трудах В.Ерофеева (1990), З.А.Шаховской (1991), В.Е.Александрова (1999), Б.В.Аверина (1999), М.Д.Шраера (2000), И.Е.Филатова (2000) и др. представлен глубокий анализ творчества В.В.Набокова, однако в указанных исследованиях категория времени не являлась самостоятельным объектом изучения, особенности языковой репрезентации изучаемой категории не рассматривались, в связи с чем представленная в них проблема художественного времени всецело не отражает специфику мировидения изучаемого писателя.

Актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью осуществления исследования одного из основных компонентов языковой картины мира произведений В.В.Набокова - категории времени - с целью выявления особенностей индивидуально-авторского мировидения. Темпоральность, рассмотренная в аспекте филологического анализа, способствует выявлению новых качеств времени через оперирование особенностями функционирования языковых единиц. Поэтому изучение модели времени остается актуальной задачей и перспективным направлением в лингвистике.

Объектом данной работы явились разноуровневые языковые средства выражения категории темпоральное.

Материалом исследования служат русскоязычные романы 1920-1930 гг. В.В.Набокова «Машенька» (1920), «Защита Лужина» (1929), «Приглашение на казнь» (1935).

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее положение: категория времени - это комплексная система разноуровневых единиц, имеющая значение в выражении идейно-философского замысла произведений.

Сформулированная гипотеза обусловила цель настоящего исследования -дать системное описание семантической и структурной организации функционально-семантического поля темпоральное, воссоздающее фрагмент языковой картины мира В.В.Набокова.

Поставленная цель достигается с помощью решения следующих задач:

- разработать типологию темпоральных лексем, определить субстантивы
и адъективы, стимулируемые идиостилем;

- исследовать синтагматическую сочетаемость слов, обозначающих
время, на уровне атрибутивно-предикативных связей, охарактеризовать
образную систему в сфере изучаемых имен;

- дать парадигматическую и эпидигматическую характеристику слов-
наименований времен года и частей суток с учетом общеязыковых и
индивидуально-авторских компонентов их значения;

- определить функционально-содержательный статус базовой
синтаксической единицы — сложноподчиненных предложений, маркируемых
временными союзами;

- осуществить сравнительно-сопоставительную характеристику
категории темпоральности, проследить динамику ее развития в системе
изучаемых романов;

- раскрыть специфику категории времени в языковой картине мира
В.В.Набокова, выявить ее роль в реализации идейно-философского замысла
произведений данного писателя.

Цель и задачи диссертационного исследования определили необходимость комплексной методики исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: описательный, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение фактического материала и его классификацию, метод компонентного анализа, а также приемы статистического метода обработки языкового материала, позволяющие сопоставить количественные характеристики использования средств с временным значением в разных романах В.В.Набокова, методы контекстологического анализа.

Текстовые иллюстрации были получены методом сплошной выборки из изучаемых романов В.В.Набокова (2000 примеров).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые осуществляется комплексное исследование категории времени в художественном дискурсе В.В.Набокова с учетом полевого, функционального, концептуального, а также антропоцентрического подходов к описанию языковых фактов и данных других дисциплин при выявлении связи языка и мышления в области временного восприятия. Полученные выводы пополняют представления о специфике категории времени в художественном дискурсе В.В.Набокова.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что в ходе исследования совершенствовалась полевая методика анализа индивидуальной языковой системы как средства реконструкции языковой картины мира писателя на примере анализа категории времени.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в спецкурсах по лингвопоэтике, лингвистическому анализу текста, полученные результаты внесут определенный вклад в решение проблемы идиостиля известного писателя.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В процессе изучения категории времени в художественном дискурсе
В.В.Набокова складывается концептуальная модель времени, представляющая
собой базовую когнитивную структуру, нашедшую отображение в единицах
разных языковых уровней, что свидетельствует о сложности изучаемой
категории и о существенной значимости выражаемого ею понятия для
В.В.Набокова.

2. Категория темпоральности предстает как основной принцип
конструирования художественных произведений В.В.Набокова. Посредством
данной категории объясняются значимые категориальные оппозиции в
структуре романов данного писателя: реальность/нереальность, бытие/небытие,

жизнь/смерть, внутренний/внешний, истинное/ложное, живое/мертвое, прошлое/настоящее, детство/взрослость.

  1. От романа «Машенька» к роману «Приглашение на казнь» категория времени эволюционирует, отражая развитие индивидуального стиля писателя, который постепенно усложняется и приобретает высокую смысловую насыщенность. Время является темой и категорией, способствующей воплощению основных смыслов произведений, вкладываемых писателем.

  1. Категория темпоральное концептуализируется в художественных произведениях В.В.Набокова, интегрируя в своей семантике философский, физический, лингвистический, художественный, субъективно-психологический аспекты.

Апробация работы. Основные положения исследования нашли свое отражение в 5 публикациях научных статей и тезисов докладов. Результаты работы докладывались и обсуждались на Конгрессе РОПРЯЛ «Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России» (Санкт-Петербург, 2008), на международной научно-практической конференции II Новиковские чтения «Функциональная семантика языка, семиотика знаковых систем и методы их изучения» (Москва, 2009), на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях двуязычия» (Стерлитамак, 2009), на научно-практическом семинаре «Русский язык в социокультурном и образовательном пространстве Республики Адыгея» (Майкоп, 2009), в том числе опубликована статья в списке изданий, входящих в перечень ВАК. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры русского языка Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования и включает введение, 3 главы, заключение, библиографию, список сокращений.

Похожие диссертации на Категория темпоральности и ее отражение в художественном дискурсе В.В. Набокова : на материале романов "Машенька", "Защита Лужина", "Приглашение на казнь"