Введение к работе
Актуальность исследования связана с тем, что постмодернизм как тип культурной парадигмы породил ряд игровых художественных текстов, в которых особенности структуры и семантики находятся в сложных, взаимообу-словливающих отношениях. С одной стороны, гипертекст воспринимается как способ видения мира, как модель мышления, с другой - гибкая открытая структура является идеальной формой представления гетерогенной информации. Нелинейность, фрагментарность, способность к непредсказуемому ветвлению - все это характеризует как содержательные, так и формальные особенности постмодернистского гипертекста. Объяснение этих особенностей с позиций лингвистики представляется актуальным.
Объектом исследования является гипертекстовый роман литературы русского постмодернизма.
Предметом исследования стали языковые особенности гипертекста, участвующие в реализации теоретических установок постмодернизма.
Цель настоящей работы - выявить и описать лингвистические средства репрезентации гипертекстовой модели мира в постмодернистском тексте.
Задачи исследования состоят в следующем:
рассмотреть наиболее характерные черты постмодернистских гипертекстовых произведений на примере романа Д. Галковского «Бесконечный тупик»;
показать, как основные принципы постмодернистской поэтики связаны с гипертекстовой моделью мира;
определить на синтаксическом уровне особенности реализации принципа нелинейности, непосредственно связанного с «сетевой» природой гипертекста;
описать специфику языкового воплощения метаповествовательности как особой приметы литературы постмодернизма;
4 рассмотреть особенности реализации постмодернистского принципа пародийности, представленного многочисленными концептуальными связями романа. Основными методами работы с материалом стали: общенаучный метод наблюдения, описательный метод, метод функционального анализа, направленный на выявление языковых средств, которые участвуют в репрезентации гипертекстовой модели мира.
Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые постмодернистский роман рассматривается в качестве гипертекстовой модели мира, языковые особенности репрезентации которой, в свою очередь, обусловлены спецификой структуры гипертекста как художественного игрового произведения. Такие особенности постмодернистского текста, как нелинейность, ме-таповествовательность, пародийность, получают в работе лингвистическое обоснование.
Выбор материала для исследования обусловлен поставленными целью и задачами. Поскольку в центре внимания будут находиться те особенности постмодернистской поэтики, которые обусловлены гипертекстовой структурой произведения, в первую очередь к исследованию привлекались романы-гипертексты игровой литературы XX века. Выбор текстов не случаен: это произведения признанных мастеров мировой литературы (М. Павича, X. Кортасара, П. Корнеля, И. Кальвино), новаторство которых напрямую связано с эксплуатацией структурных возможностей гипертекста. Особое внимание уделяется роману Д. Галковского «Бесконечный тупик» как произведению изначально интерактивной природы с эксплицированной гипертекстовой разметкой и собственной «идеологически мотивированной» концепцией постмодернизма. Для иллюстрации особенностей гипертекстовых произведений были проанализированы 949 примечаний, составляющих гипертекстовое пространство романа Д. Галковского «Бесконечный тупик», «Исходный текст», вынесенный за рамки изданий романа, а также сопроводительные паратек-сты-руководства Д. Галковского, проясняющие особенности гипертекстовой организации произведения. Методом сплошной выборки были исследованы
5 фрагменты текста «Бесконечного тупика», в которых так или иначе отразились особенности постмодернистской игровой поэтики.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что установлена взаимосвязь между свойствами ризоморфной структуры гипертекста и теоретическими положениями постмодернизма; обоснована обусловленность языковых особенностей репрезентации гипертекстовой модели мира постмодернистским типом культуры.
Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских курсах по языку художественной литературы, по культурологии.
На защиту выносятся следующие положения:
Лингвистические особенности гипертекстовых произведений могут быть определены с учетом «ризоморфной» модели мира, понятой в качестве аналога постмодернистской картины мира.
Специфика неиерархической прозы, «мерцающий» синтаксис которой близок «блуждающей» точке зрения писателя-постмодерниста, позволяет достичь адекватного описания языковых особенностей постмодернистского гипертекста.
Лингвистические особенности романа Д. Галковского «Бесконечный тупик» обусловлены такими чертами художественного гипертекста, как:
нелинейность (мультилинейность);
метаповествовательность;
пародийность.
4. Языковые особенности манифестации гипертекстовой модели мира от
вечают пониманию игрового гипертекстового романа как текста, организо
ванного по принципу «двойного кодирования».
Апробация работы. Положения и выводы исследования обсуждались на международных научных конференциях: «Литература в диалоге культур-4», Ростов-на-Дону, РГУ, 2006; «XXXVI Международная филологическая конференция», Санкт-Петербург, СПбГУ, 2007; «Языковая система и речевая дея-
тельность», Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2007; «Языковая семантика и образ мира», Казань, КГУ, 2008; «Текст: филологический и библиопсихологический анализ», Таганрог, ТГПУ, 2008; «Язык. Дискурс. Текст», Ростов-на-Дону, ПИ ЮФУ, 2009; «Слово и текст: коммуникативный, лингвокультурный и исторический аспекты», Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2009. Основные материалы исследований по теме диссертации отражены в 16 публикациях (общим объемом более 4 п.л.), одна из которых опубликована в издании, включенном в утвержденный ВАК перечень ведущих научных журналов и изданий.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. К диссертации прилагается список использованной научной и художественной литературы, словарей и других исследованных источников.