Введение к работе
Актуальность темы. М. Ю. Лєрмонтов — один из величайших творческих умов XIX века. Его гений многогранен. Творчество поэта — единая, целостная, динамичная художественная система. Лиро-эпические произведения составляют значительную часть лермонтовского поэтического наследия, связанную едиными и развивающимися темами, образами, идеями и художественными установками.
Необходимость изучения всех элементов художественного творчества Лермонтова в их единстве настоятельно диктуется требованиями литературной науки на современном этапе, одно из которых заключается в осмыслении взаимодействия жанров. Исследователи указали, что взаимовлияние жанров на всем протяжении многовекового развития литературы вело к их обогащению, поскольку «возможности одного в отражении мира расширяются и выразительные средства его обогащения благодаря влиянию другого»1. Изучение взаимовлияния жанров, их «взаимодействия, взаимопроникновения, взаимообогащения»2 превратилось в самостоятельное направление современного литературоведения — исследование жанрового развития.
Лиро-эпическое творчество Лермонтова — богатейший источник для изучения жанров эпохи романтизма. Романтизм определил пути развития отечественной словесности на протяжении первой трети XIX века. В эстетику романтизма уходят корни проблем историзма и народности, соотношения литературы и критики, содержательности формы, разрушения и диффузии жанровой системы XVIII века, поисков новых синтетических жанров.
Вслед за советскими лермонтоведами (Б. М. Эйхенбаумом, Д. Е. Максимовым, У. Р. Фохтом, В. Э. Вацуро, А. Л. Ру-
1 Валслов В. В. Эстетика романтизма. — М., 1966, с. 249.
2 Коровин В. II. Лирические и лиро-эпические жанры в художественной
системе русского романтизма. — Автореф. дисс. ...доктора филол. наук. —
М., 1982, с. 5.
3 Европейский романтизм. — М., 1973; История романтизма в русской
В кн.: Русский романтизм. М., 1973, с. 113.
банович, В. И. Коровиным, В. Н. Турбиным и другими) можно выделить следующие лиро-эпические жанры творчества поэта: малые формы — дума, баллада, лирическая новелла; большие — поэма, поэма-фрагмент, стихотворная повесть, шутливая поэма. Рассматривая взаимодействие лиро-эпических жанров различного масштаба, можно обнаружить в них сходные черты, мотивы, образы, сюжетные * ситуации, эволюционирующие и варьирующиеся, изучение которых способствует дальнейшему уяснению логики лермонтовского творчества, а также обоснованному выявлению некоторых закономерностей развития русского романтизма.
Мастерство Лермонтова — художника слова сказалось в доведении нм до высочайшего художественного совершенства романтической лиро-эпической поэмы. «Лермонтовский тип» русской романтической поэмы (А. Н. Соколов) сформировался после долгой и кропотливой работы поэта над ее образами и сюжетными мотивами в продолжение всей жизни. Поэт концентрирует в поэме апробированные в предшествовавших ей лиро-эпических жанрах художественные находки, которые в дальнейшем развиваются в балладах, лирических новеллах, пейзажно-символических стихотворениях. Лермонтов вводит излюбленные темы, идеи, образы, сюжетные мотивы в разные жанры. Но лермонтовская «однострунность» (В. Г. Белинский) не имеет ничего общего с односторонностью и узостью»1. Внутреннее содержание сюжетных и образных мотивов обогащается от произведения к произведению и реализуется со все более максимальной для романтического метода полнотой.
В создании художественной картины мира творческое сознание поэта соединяет лучшие традиции, найденные ранее образы с постоянной новаторской интерпретацией. Немало аргументов для доказательства своеобразия романтического метода Лермонтова предоставляют лиро-эпические произведения, рассмотренные в их идейном (в соотношении социальных, общефилософских, психологических проблем) и художественном единстве. Именно во взаимодействии лирического и эпического начал наиболее ярко проявляется специфика спорно трактуемого лермонтоведами творческого метода поэта.
Специальный анализ функционирования, взаимодействия лиро-эпических жанров у Лермонтова не находил места в
1 Карташова И. В., Коновалов В. Н. Романтизм М. Ю. Лермонтова.— литературе. В 2 т. — М., 1979; Сахаров В. И. Под сенью дружных муз: О русских писателях-романтиках. — М., 1984, с. 5—23.
исследованиях литературоведов, что определяет правомерность и необходимость постановки проблемы взаимодействия лиро-эпических жанров в творчестве поэта, так как изучение его открывает широкие научные перспективы. Неизученность проблемы взаимодействия лиро-эпических жанров дает возможность установить цель исследования — рассмотрение процессов взаимопроникновения жанров в поэзии Лермонтова, основные направления развития философской проблематики, художественных мотивов-доминант, сквозных образов'в составе трех главных поэм, каждая из которых является вершиной разработки поэтом определенной линии лиро-эпического творчества — «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», «Демон».
Для достижения поставленной цели решаются конкретные задачи:
рассмотреть поэмы Лермонтова как лиро-эпические произведения, синтезировавшие все существенное, что было найдено поэтом в. лирике и лиро-эпике малых форм;
проследить эволюцию тем, сюжетных и образных мотивов-доминант в лиро-эпическом творчестве поэта, показать их своеобразие;
выявить значение взаимодействия малых и больших ли-1 ро-эпнческих форм в становлении художественного метода и ; мастерства Лермонтова;
показать единство лирического и эпического начал в исследуемых произведениях, что позволит
определить специфику способа воспроизведения действительности в творчестве поэта.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА обусловлена неизученностыо проблемы в свете поставленных задач. Диссертация представляет первую попытку в советском лермонтоведснип исследовать взаимодействие лиро-эпических жанров в творчестве Лермонтова. В этой связи выясняются объем и содержание жанров, их специфика, вариантность художественных компонентов, эволюция на протяжении 30-х годов XIX века.
Поэмы «Песня про купца Калашникова», «Мцыри», «Демон» впервые анализируются в контексте всей лиро-эпикп опэ-та. В работе определяются лиро-эпические особенности каждой поэмы и общие, характерные для них типологические черты, рассматриваются объединяющие их моменты. Исследуются связи творчества поэта с произведениями его предшественников и современников, в том числе и мало изученных, второстепенных поэтов, печатавшихся в «Отечественных записках»
наряду с Лермонтовым. Публикации «Отечественных записок» впервые рассмотрены как контекст поэзии Лермонтова. В связи с этим составлена новая, основанная на современных принципах библиография публикаций этого журнала.
Лиро-эпические жанры интерпретируются как художественные структуры, связанные с эстетическими и литературно-критическими установками автора, с особенностями его художественного метода и стиля, отражающие закономерности развития лермонтовского творчества как в области формы, так и содержания. Это позволяет более последовательно, чем до сих пор делалось, рассмотреть лиро-эпические жанры эволюции, обозначить их место в художественной системе поэта, определить характер процессов, происходящих внутри них, по-новому уяснить некоторые особенности художественного метода Лермонтова. Решение проблемы взаимодействия лиро-эпических жанров содействует восполнению некоторых пробелов в изучении наследия поэта, а также художественного творчества лермонтовского времени.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, работы по теории и истории жанров, исследования в области теории и истории романтизма, коллективные и индивидуальные труды, посвященные истории русской литературы первой трети XIX века, в особенности, творчеству М. Ю. Лермонтова.
В основе диссертации лежат типологический и сравнительно-исторический методы, а также принципы системного анализа, изучается структура художественного текста во взаимодействии се компонентов, взаимопроникновении содержания и формы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ исследования состоит в том, что содержание диссертации может быть использовано при чтении общих п специальных курсов по истории русской литературы первой трети XIX века, по истории поэтических жанров в русской литературе, в спецкурсах и спецсеминарах о Лермонтове, а также на основных уроках и на факультативных занятиях в старших классах средней школы.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ осуществлялась путем публикации и депонирования статей по теме диссертации. Диссертация обсуждалась на кофедре русской литературы МОПИ им. Н. К. Крупской и была рекомендована к защите. Некоторые положения диссертации докладывались на аспирантских семинарах кафедры русской литературы МОПИ им. Н. К. Крупской, на научной конференции преподаватели и аспирантов
МОПИ (апрель 1984), на межвузовской юбилейной конференции, посвященной 170-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова : (МОПИ, октябрь 1984), на научно-практических конференциях преподавателей Кызылского госпединститута (1980, 1981). Доклад «Американские романтики и М. 10. Лермонтов. К вопросу о творческих связях» был включен в программу Всесоюзной научной конференции «Американская журналистика и литература: мировоззрение, метод, жанры» (ЛІГУ, декабрь 1984).
Объект исследования, поставленные цели и задачи определили структуру работы. Диссертация состоит из ведения, трех глав, заключения, библиографии и приложения литературных публикаций журнала «Отечественные записки» за 1839—1841 годы.