Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Визуально-стилевые особенности текстов Дениса Осокина Чигинцева, Татьяна Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чигинцева, Татьяна Александровна. Визуально-стилевые особенности текстов Дениса Осокина : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Чигинцева Татьяна Александровна; [Место защиты: Сам. гос. ун-т].- Челябинск, 2013.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/364

Введение к работе

Внимание современной культуры акцентировано на визуальности. Можно говорить о том, что в возникающих средствах коммуникации формируется новый визуальный язык. Визуальность начинает восприниматься как основа существования культуры, принцип структурирования ее форм. Изучение феномена визуальности становится актуальным в различных научных сферах: литературоведении, искусствознании, лингвистике, культурологи, психологии, социологии. Общая теория визуальности текста разработана не полностью, существующие исследования опираются на достижения феноменологии, семиотики и теории пространства.

Денис Осокин (р. 1977), творчеству которого посвящено данное диссертационное исследование, является ярким выразителем визуальных тенденций современности.

Первые же публикации произведений Дениса Осокина, появившиеся в различных журналах и Интернете в начале 2000-х годов, привлекли внимание читателей и критиков. В 2001 году Д. Осокину была присуждена премия «Дебют» в номинации «Короткая проза» за цикл рассказов «Ангелы и революция. Вятка, 1923». В 2004 и в 2011 годах имя Дениса Осокина вошло в шорт-лист премии им. Андрея Белого за книги «Барышни тополя» и «Овсянки» соответственно, в 2005 — шорт-лист премии им. Ю. Казакова за книгу «Новые ботинки», в 2008 в рамках фестиваля «Аксенов-фест» писатель получает премию «Звездный билет» за книгу «Овсянки».

В 2003 году была опубликована книга Д. Осокина «Барышни тополя», в 2011 году — «Овсянки», в 2013 году — «Небесные жены луговых мари».

Жанрово-родовые характеристики произведений Д. Осокина трудноопределимы, свои тексты автор называет книгами.

Ключом к пониманию симбиотической природы стиля Д. Осокина является необычный визуальный облик текстов его произведений. Яркие визуальные акценты как особенные авторские знаки позволяют расшифровать сложную мозаичную структуру его произведений.

Концепцию визуальности в своих произведениях писатель охарактеризовал таким образом: «<...> у меня падали заглавные буквы, исчезали красные строки, выравнивались строчки по ширине, ужималась полоса набора текста, упрощалась пунктуация исключительно ради желания сделать художественный текст предельно очищенным от суетности, от инерции. Чтобы глаза не дергались вверх-вниз. Чтобы буквы в начале предложений не таращились по вертикали, чтобы не дергали запятые (запятые у меня заменились горизонтальными тире). Чтобы текст не был изъеденным по бокам. Чтобы было много воздуха — и за счет этого много пристальности к произносимым словам. <...> Стало быть, убираем любую суету — на всех уровнях. Сначала на смысловых — потом на графическом» .

Осокин Д. «Стало быть убираем любую суету» / интервью ведет С. Анашкин [Электронный ресурс] //Искусство кино. 2011. №1. URL: .

В настоящей работе в соответствии с концепцией целостности литературного произведения визуальный аспект текстов Д. Осокина изучен как элемент художественного целого, который органично связан с важнейшими уровнями текста, определяющими поэтику произведений писателя — фрагментарным повествованием, соединением прозаического и стихового дискурсов, интеграцией вербального и иконического компонентов.

Перечисленные особенности представляют продуктивные стратегии актуальной литературы, которым следует в своём творчестве Д. Осокин.

Критики называют писателя надеждой новой русской литературы (Д. Бавильский), фаворитом современной литературы, создавшим новую, постмодернистскую, версию сказа (М. Липовецкий).

Отличительной чертой творчества Д. Осокина является разработка фольклорно-мифологических мотивов в таких народно-поэтических жанрах, как легенды, песни, сказки, пословицы, поговорки, частушки. Данная особенность связана с этнографической работой Д. Осокина, с изучением быта и традиций различных народностей. Сам автор называет свой этнографизм крайне поэтизированным, расширяет его рамки и углубляет. Это происходит за счет того, что этнографический материал связывается с вневременными темами и проблемами: утраченной национальной памяти, любви, одиночества и т. д. Но феномен творчества Д. Осокина гораздо более сложный, многослойный, в его создании участвуют такие уровни текста, как нарративный, ритмико-интонационный, синтаксический, визуальный.

Исследования творчества Д. Осокина представлены в основном в журнальных и интернет-публикациях. Данная диссертационная работа является первой попыткой целостного изучения художественных особенностей творчества Дениса Осокина как одного из выразителей тенденций современной литературы. Актуальность диссертации определяется не только малоизученностью творчества писателя, но и необходимостью дополнительных эмпирических наблюдений в области теории визуального облика текста.

Цель диссертации — исследовать визуально-стилевые особенности произведений Дениса Осокина как выражение феномена его творчества.

Из формулировки цели исследования закономерно вытекают и решаемые в его ходе основные задачи:

  1. исследовать поэтику визуальной образности в художественном мире Д. Осокина;

  2. изучить особенности организации визуального пространства страницы в текстах Д. Осокина;

  3. выявить специфику взаимодействия вербальных и иконических составляющих в текстах Д. Осокина;

  4. осмыслить творчество Д. Осокина в контексте актуальных литературных тенденций.

Материалом исследования послужили книги Д. Осокина «Барышни тополя» (2003), «Овсянки» (2011), «Небесные жены луговых мари» (2013), а также публикации в журналах «Октябрь» (№5/2008 — «Я хотел бы остаться

хозяйственным магазином», № 1/2011 — «Отличница», № 10/2012 — «Оливки»); «Воздух» (№ 4/2007 — «Ожидание Ольги»), «Топос» («Горничные»), «Органон» («Половодье», «Рябина и мы»).

Объектом исследования является поэтика творчества Д. Осокина как выразителя визуальных тенденций в современной литературе.

Предмет исследования — визуально-стилевая специфика текстов Д. Осокина, корреляция визуального облика с другими уровнями структуры художественного произведения.

Методологической основой диссертации послужили работы по визуальности в области — философии (Р. Арнхейм, Р. Барт, М. М. Бахтин, М. Мерло-Понти, М. Фуко, М. Хайдеггер, У. Эко и др.), лингвистики (И. В. Арнольд, А. А. Корниенко, А. А. Леонтьев, Р. М. Фрумкина и др.); работы по изучению визуально-графического облика текста (И. М. Борисова, Ю. Б. Орлицкий, Т. Ф. Семьян, Д. А. Суховей); работы по «визуальной образности», «поэтике визуальности» (Е. В. Душинина, С. А. Животягина, Р. Поддубцев, Е. Л. Сузрюкова, Н. В. Халикова, А. Хан и др.); работы, посвященные изучению сказовой стратегии повествования (Л. Е. Кройчик, Е. Г. Мущенко, О. Ю. Осьмухина, В. П. Скобелев, В. Шмид); работы по теории стиха, взаимодействию стиха и прозы, художественному ритму (М. Л. Гаспаров, М. М. Гиршман, В. М. Жирмунский, С. И. Кормилов, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, О. И. Федотов, В. Е. Холшевников, Б. М. Эйхенбаум и др.); работы, посвященные проблеме циклизации (М. Н. Дарвин, Л. Е. Ляпина, Е. В. Пономарева, В. А. Сапогов, В. Тюпа, И. В. Фоменко и др.); работы по изучению креолизованного текста (Е. Е. Анисимова, И. В. Арнольд, А. Н. Баранов, Н. С. Валгина, Б. Гройс, Ю. А. Колодная, П. Б. Паршин, П. Е. Родькин, Ю. А. Сорокин, И. А. Стернин, Е. Ф. Тарасов и др.).

В диссертационном исследовании были использованы следующие методы: 1) структурно-описательный; 2) аналитический; 3) сопоставительный; 4) контекстуальный.

Научная новизна работы состоит в том, что:

введено в научный оборот творчество писателя Д. Осокина, представляющего актуальные литературные тенденции;

изучено явление литературной визуальности как выражение творческой концепции писателя, как элемент художественного целого произведений Д. Осокина.

Теоретическая значимость работы определяется дальнейшим развитием теории визуальности текста художественного произведения на новом эмпирическом материале.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты работы могут быть учтены при исследовании визуального облика прозаических и стихотворных текстов и применены в исследованиях поэтики отдельных авторов, а также могут быть использованы в преподавании курсов

истории современной русской литературы, в практике вузовского и школьного преподавания, на спецкурсах по актуальной литературе. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В текстах Д. Осокина феномен визуальности представлен двупланово: 1) как тип художественного восприятия, при котором образы произведения становятся визуально зримыми в результате передачи зрительных впечатлений повествователя, и 2) как трансляция стилевых и концептуальных характеристик через внешний, физический уровень текста.

  2. Художественный мир в произведениях Д. Осокина отражает особенности мировосприятия нарратора, которое определяется наивностью его сознания, комическим взглядом на описываемые события, а также сказовыми формами повествования. Визуализация образов и представлений проявляется как в описательных фрагментах повествования, так и во внешних характеристиках, визуальных особенностях текста.

Визуальное воспроизведение художественной действительности позволяет также передать мифопоэтическое восприятие мира писателем, для которого характерна связь с природным началом, погружение в архаичную картину мира. Основными категориями фольклорного мировосприятия в творчестве Д. Осокина становятся концепты жизни и смерти.

  1. Намеренно усложненный визуальный облик текстов Д. Осокина определяется как черта творчества. Стилеобразующей визуальной особенностью произведений Д. Осокина становится расположение текстового материала на пространстве страницы, где основной, фоновый корпус текста сориентирован симметрично оси страницы.

  2. Фрагментарность повествования, ослабленный сюжет, лейтмотивно-ассоциативный тип повествования, присущие произведениям Д. Осокина, определяют дискретный визуальный облик текста. Основными визуально-графическими приемами в творчестве Д. Осокина являются пробелы, отсутствие заглавных букв, абзацных отступов, минимальная пунктуация. Линейность пространства страницы нарушается такими шрифтовыми акцентами, как разрядка, курсивное начертание, иноязычный шрифт.

  3. Система визуально-графических приемов в творчестве Д. Осокина актуализируется прозиметрическим характером книг писателя, совмещающих стиховой и прозаический дискурсы, создающим, в свою очередь, вертикальные и горизонтальные векторы расположения текстового материала на пространстве страницы.

  4. Свободное визуально-графическое оформление текста приводит к смещению границ между стихом и прозой, что в свою очередь влияет на ритмическое своеобразие текстов Д. Осокина. Писатель использует целый комплекс визуальных приемов, соотносимых со стихотворной техникой: вертикальное расположение текста; строфическая урегулированность абзацев; чередование заполненных и незаполненных вербально фрагментов; отсутствие прописного шрифта.

  1. Произведения Д. Осокина имеют сложную, креолизованную структуру, в которой вербальные и иконические компоненты образуют художественное целое. Авторские рисунки Д. Осокина выполнены в наивно-примитивистской манере, которая ассоциируется с зарисовкой на скорую руку, детским рисунком. Упрощенная стилистика рисунков связана с традициями лубочного искусства. Комический эффект создается небрежной манерой исполнения рисунка, совмещением профанного и сакрального. Авторские рисунки в книгах Д. Осокина могут выполнять сюжетообразующую функцию, а также нарративную в случае, если происходит полная редукция текста.

  2. Визуально-стилевые особенности текстов Д. Осокина представляют ключевые тенденции актуальной литературы.

Диссертационное исследование прошло апробацию на международных
научно-практических конференциях «Язык. Культура. Коммуникация» и
«Литературный текст XX века (проблемы поэтики)» в Южно-уральском
государственном университете (Челябинск, 2009 — 2013 гг.), на Всероссийской
научной конференции «Минус-прием» в различных научных и художественных
системах» в Новосибирском государственном педагогическом университете
(2010 г.), на международной научной конференции Восьмые Сапгировские
чтения «Двенадцать лет без Сапгира (Русская поэзия последнего десятилетия)»
в Российском государственном гуманитарном университете (Москва, 2011 г.),
на X международной научной конференции «Дергачевские чтения — 2011.
Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» в
Уральском государственном университете (Екатеринбург, 2011 г.), на XV
научно-практической конференции словесников в Уральском государственном
педагогическом университете (Екатеринбург, 2011 г.), на Международной
научной конференции молодых ученых «Язык и репрезентация культурных
кодов» (Самара, 2013). Основные положения работы излагались при чтении
курсов «Актуальные проблемы отечественной литературы», «История русской
литературы», «Теория литературы», по специальностям и направлениям
«Филология» и «Журналистика» ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский
государственный университет» (национальный исследовательский

университет) г. Челябинска.

Основные положения диссертации отражены в 19 работах, 3 из которых опубликованы в рецензируемых научных изданиях, включенных в перечень ВАК: Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011 (Томск, ТГПУ); Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2012 (Челябинск, ЮУрГУ); Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2013 (Челябинск, ЮУрГУ).

Структура и объем диссертации определяются целью, задачами и логикой исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы (282 наименования), десяти приложений. Общий объем диссертации — 201 страница.

Похожие диссертации на Визуально-стилевые особенности текстов Дениса Осокина