Введение к работе
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время большая часть истории и даже теории русской литературы лодлекит новому объективному изучению, поскольку' наука больше не зависит от идеологии. Активно насаждаемое в. советский период представление об исключительности. ' русского искусства (особенно в 1940-50-х гг.) привело к обособлению его . в отдельную область знания, мало связанную с искусством других народоЕ. Поэтому попытка охарактеризовать многочисленные и разнообразные связи творчества Грибоедова, с творчеством писа- телей других времен и народов может служитьнекоторым подспорьем при написании новой истории русской литературы. Помимо этого исследование европейских литературных контактов драматурга дает определенную возможность обнаружить и новые существенные моменты.социально-эстетических представлении Грибоедова.
Задачи га боты:
I. Проанализировать особенности социально-эстетической позиции Грибоедова, обусловившей проблематику и поэтику его произведений.
2. Выявитьи охарактеризовать некоторые узловые линии его этических представлений..
3. Осветить степень самобытности літературного дарования Грібоедова и обрисовать его отношение к тем или иным представителям мировой словесности.
Научная новизна диссертации определяется нетрадиционным подходом к ухе апробированному материалу. Так, по-новому рассматриваются некоторые эпизоды отношений Грибоедова с декабристами, его религиозные убеждения, изеєстнос время владевший им "комплекс Наполеона", а, главное, творчество драматурга анализируется в системе ценностей мировой літератури.
Методика исследования базирустря кз системном подходе к творчеству писателя с учетом широкого литературного контекста. В работе использован прежде всего сравнительно-исторический ' метод анализа, з помощь которому тгкле привлекаются биографические и сравнительно-типологический методе.
Практическое значение диссертации обусловлено возможностью использования ее пологекиП з процессе изучения курса истории русской литературы 711 в. и пр? подготовк спецкурсов и спецсеминаров по означенной теме.
Структура работы, Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В первой глаге рассматриваются повседнев-нке и творческие контакты Грибоедова с иностранца;.'!: - его отношение к европейской и восточной классике, а так~е степень возможного влияния их на творчество автора Торя от ума". Вторая глава посвячена характеристике взглядов Грибоедова на проблему напионального, его отношение к народному началу в литературе и усвоению им традиций русского искусства. 3 заключении прослеживаются основные зтапы влияния "Горя от ума" па дальнейшее развитие русской литературы.