Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русский придворный театр последней трети XVIII в.: социология, идеология, эстетика Евстратов Алексей Григорьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евстратов Алексей Григорьевич. Русский придворный театр последней трети XVIII в.: социология, идеология, эстетика : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Евстратов Алексей Григорьевич; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2008.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования и степень ее научной разработки.

Диссертация посвящена русскому придворному театру последней трети XVIII в. Царствование Екатерины II (1762-1796) традиционно пользуется популярностью среди историков литературы. В истории театра за этим периодом закрепилась репутация эпохи становления русской национальной драматургии. Если при Елизавете Петровне появились первые русские актеры и театр как постоянное учреждение двора, то екатерининское время дало, как принято считать, образцы первых самобытных драматических произведений, в первую очередь комедии Д.И. Фонвизина.

Актуальность темы обусловлена той ролью, которую придворное общество сыграло в появлении русской актерской труппы и создании русскоязычного репертуара, и недооценкой этой роли в существующей историографии. Многие исследователи связывали стремительное развитие национальной литературы и театра исключительно с активностью культурных групп, дистанцированных от двора.

Особое внимание в диссертационной работе уделено первому десятилетию царствования Екатерины II. Историки русской литературы и театра ограничиваются в описании этого периода становления русского репертуара анализом деятельности «кружка Елагина». Для русского придворного театра XVIII в., начиная с царствования Анны Иоанновны, чрезвычайно важным было присутствие постоянных иностранных трупп -оперных, балетных и драматических. Среди немногих исследователей, в полной мере оценивших важность сосуществования разноязычных драматических и музыкальных традиций при русском дворе, наиболее авторитетным по сей день остается В.Н. Всеволодский-Гернгросс'. Всеволодский-Гернгросс надеялся продолжить исследование на материале театра екатерининского времени, однако его «Русский театр второй половины XVIII в.», положенный в основу первого тома «Истории русского драматического театра», был написан в совершенно другом ключе. Редколлегия издания специально оговаривала, что в задачу авторов не входила характеристика «иностранных драматических трупп»2. Благодаря работам Алексея Веселовского и других сторонников сравнительно-исторического метода в отечественной и зарубежной науке мы располагаем некоторым количеством сопоставительных этюдов и монографий

1 См.: Всеволодский-Гернгросс В Н. Театр в России при императрице Елизавете Петровне.
СПб., 2003 [по рукописи 1912 г.].

2 История русского драматического театра. Т. 1. М, 1977. С. 14.

по истории русской драматургии (напр., М. Кантора, Э. Феттер и др.), однако выявление иноязычных источников русской драмы последней трети XVIII в. остается актуальной задачей исследований. Недостаточно изучены также общие механизмы рецепции европейской драматургии в России.

В науке о литературе существует устоявшаяся традиция изучения жанров комедии и трагедии в XVIII в. Не менее перспективным представляется сравнительное изучение смежных жанров. Разные театральные жанры, такие как, например, опера и трагедия, могут выполнять в придворном театре схожую функцию (например, функцию панегирика).

Согласно формулировке М. де Ружмон, «в XVIII в. играют не произведение, а репертуар»3. Это наблюдение вполне применимо к русскому придворному театру. Реконструкция репертуара русской труппы ведется давно и плодотворно (см. работы Всеволодского-Гернгросса, Т.М. Ельницкой и др.). Она может быть продолжена с опорой на новые источники: дипломатическую переписку и документы личного происхождения.

Привлечение новых источников позволяет также дополнить наши представления о жизни и творчестве драматических авторов. Биографии некоторых из интересующих нас театральных деятелей изучены с достаточной полнотой (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин), другие - менее обстоятельно (напр., И.П. Елагин, В.И. Лукин). Драматическое творчество Екатерины II имеет давнюю традицию изучения, восходящую к середине XIX в., однако первые монографические исследования о театре императрицы появились сравнительно недавно (см. работы Дж. Мораччи, Л.Д. О'Мэлли).

Проблема функции театрального представления неизбежно ставит вопрос о театральной публике - зрителе придворного театра, ее вкусах и «горизонте ожидания». Этот вопрос на сегодняшний день также остается малоизученным.

Объект и предмет исследования. Диссертация посвящена русскому придворному театру последней трети XVIII в. Предметом исследования являются драматические произведения, входившие в репертуар придворного театра в интересующий нас период, сам репертуар этого театра, а также контекст их появления: литературный, социологический и идеологический.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является реконструкция функционирования драматических текстов в придворном обществе, а также описание поэтики драматических жанров придворного театра.

3 Rougemont М. de. La Vie theatrale en France au XVIIIe siecle. Paris; Geneve, 1988. P. 84.

В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:

  1. определить место и функции придворного театра в жизни двора;

  2. описать форму представления в придворном театре;

3) реконструировать репертуар придворного театра в начале
царствования Екатерины II;

4) проанализировать драматические тексты, важные в историко-
литературном отношении;

5) показать связь поэтики этих произведений с контекстом и условиями
их представления;

6) проанализировать литературные и внелитературные установки
авторов;

7) выявить идеологическое значение этих текстов.

Источники исследования. В основу диссертации положена работа с широким кругом как опубликованных, так и не введенных в научный оборот источников: художественными текстами преимущественно на русском, французском и немецком языках, документами личного происхождения (эпистолярием, мемуарами и т.д.), дипломатическими донесениями и прессой.

Методологические и теоретические основы исследования. Для решения задач, поставленных в исследовании, целесообразно применение нескольких методологических подходов.

О необходимости изучать драму одновременно с литературоведческих и театроведческих позиций писал еще Всеволодский-Гернгросс. Воплощение этой установки в случае с драмой XVIII в. всегда осложнено недостатком достоверных источников, отсюда важность техники реконструкции для настоящего исследования. В диссертационной работе используются методологические инструменты, призванные реконструировать значения текста (в семиотическом понимании этого термина) с опорой на его читательское и зрительское восприятие, «горизонт ожидания» публики. Этой проблемой занимались как разработчики теории рецептивной эстетики (Х.-Р. Яусс, В. Изер и др.), так и историки книги и театра (Р. Шартье и др.).

При анализе социальных и идеологических коннотаций драматических текстов мы опираемся на теорию «соседних рядов», которую разрабатывали в 1920-х гг. русские формалисты. В статье «О литературной эволюции» (1927) Ю.Н. Тынянов писал: «Система литературного ряда есть прежде всего система функций литературного ряда, в непрерывной соотнесенности с другими

рядами» . Наши наблюдения над конкретными текстами и историческими эпизодами ориентированы в диссертационной работе на рефлексию о функциях театра в придворном обществе XVIII в.

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании предпринимается первая в отечественной историографии попытка:

1) восстановить и использовать при анализе русскоязычной драмы
репертуар французской труппы придворного театра;

2) рассмотреть западноевропейские источники взглядов Екатерины II и ее
приближенных на формы и задачи театра;

3) реконструировать социальный контекст возникновения русского
репертуара в рамках системы придворно-бюрократического патронажа.

Положения, выносимые на защиту:

  1. создание русскоязычного репертуара было следствием культурной политики русской придворной интеллектуальной элиты и лично Екатерины II;

  2. в основе данного культурного проекта лежали усвоенные русской аристократией представления о функциях театра как воспитательного учреждения, как свидетельства престижа двора, как средства трансляции имперской идеологии и т.д.;

  1. возникновение русскоязычного репертуара стало возможным благодаря изменениям в модели литературного производства, которое опирается с середины 1760-х гг. на систему придворно-бюрократического патронажа;

  2. русскоязычный драматический репертуар был генетически и функционально связан с иноязычными драматическими и музыкальными придворными традициями;

5) важной особенностью русского драматического произведения этого
периода является его направленность на другой текст или группу текстов,
которой, однако, его смысл не исчерпывается.

Научно-практическая значимость результатов исследования. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его положений, выводов и методологических оснований для дальнейшей разработки вопросов истории русской литературы и театра. Полученные выводы могут иметь научное значение для специалистов по истории русской культуры, литературы и театра, исследователей рецепции французской и немецкой культуры в России. Новые факты, установленные в диссертации, и

Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Он же. Поэтика. История литературы. Кино. М, 1977. С. 277. Курсив источника.

сделанные наблюдения могут быть полезны при подготовке вузовских курсов по истории русской литературы XVIII века, а также курсов и семинаров по истории русского театра.

Апробация результатов исследования. По теме диссертации были прочитаны доклады на Пятой Международной научной конференции «XVIII век: театр и кулисы» (МГУ, 23-25 марта 2006 г.); на международной конференции «Основание национального театра и судьбы русской драматургии (К 250-летию создания театра в России)» (ИРЛИ РАН, Пушкинский дом, 28-30 сентября 2006 г.); на международном семинаре Study Group on Eighteenth Century Russia (Ходдесдон, Англия, 3-5 января 2007 г.); на международной конференции «Scene, salle et coulisses au XVIIIe siecle: echanges» (Париж, Франция, 25-27 апреля 2007 г.); на международной конференции молодых филологов (Тарту, Эстония, 27-29 апреля 2007 г.; 25-27 апреля 2008 г.); на XII Международном конгрессе по Просвещению (Монпелье, Франция, 8-15 июля

  1. г.); на семинаре «Б.М. Эйхенбаум. Литературный быт, литературная репутация, литературное поведение» под руководством Д.П. Бака (РГГУ, 14 сентября 2007 г.; 5 сентября 2008 г.); на «Французском семинаре» (ИВГИ РГГУ, 26 сентября 2007 г.); на международной конференции молодых исследователей «Faire date (1660-1820)» (Париж, Франция, 28-29 марта 2008 г.); на международной конференции «Pushkin's Post-horses» (Эксетер, Великобритания, 14-15 апреля 2008 г.); на 14 Тыняновских чтениях (Резекне, Латвия, 16-19 августа 2008 г.); на Научном семинаре ИВГИ (РГГУ, 17 сентября

  2. г.); на международной конференции «Les ecrivains a la cour en Europe, XVIe-XVIIIe siecle» (Версаль-Сен-Кентен-ан-Ивлин, Франция, 25-27 сентября 2008 г.).

Структура работы. Структура работы соответствует целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Русский придворный театр последней трети XVIII в.: социология, идеология, эстетика