Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Ваненкова Анна Евгеньевна

Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в.
<
Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ваненкова Анна Евгеньевна. Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в.: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Ваненкова Анна Евгеньевна;[Место защиты: Литературный институт им.А.М.Горького].- Москва, 2015.- 169 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эсхатологические ожидания в древнерусской литературе XI конца XV в.

1.1 Эсхатологические идеи в произведениях Х1-ХШвв. Ожидание конца света в 1038 г.

1.2 Ожидание конца света в 1492 году .

1.3 «Ересь жидовствующих» и эсхатологический аспект полемических сочинений .

Глава 2. Эсхатологические идеи в литературе конца XV - 30-х годов XVII в .

2.1 Эсхатологический аспект концепции «Москва — Третий Рим».

2.2 Отражение эсхатологических представлений в древнерусской публицистике XVIв .

2.3 Эсхатологический аспект произведений Смутного времени

Глава 3. Ожидание Страшного Суда и представления об антихристе в литературе 40-х годов XVII — первой трети XVIII в .

3.1 Ожидание Страшного Суда в 1666 г. и эсхатологические идеи первых учителей старообрядчества.

3.2 Эсхатология официальной церкви 2-й половины XVII - начала XVIII в. «Знамения пришествия антихристова» Стефана Яворского .

Заключение.

Список литературы.

Ожидание конца света в 1492 году

Эти идеи были восприняты и на Руси. Осознание того, что Второе Пришествие уже близится и нужно быть к нему готовым, становится важной темой для древнерусских книжников.

Показательно в этом смысле «Поучение» Владимира Мономаха, написанное им, «сидя на санях», то есть уже в конце жизни. В этом сочинении Мономах не только дает наставления потомкам в христианских добродетелях, но и перечисляет свои деяния и кается в совершенных грехах. В заключительной части своего сочинения он говорит: «Много борьшися с сердцемъ и одолевши душе сердцю моему, зане тлт ньнт сущи, помышлю, како стати пред страшным судьею, каянья и смиренья неприимшим межю собою. Молвить бо иже: Бога люблю, а брата своего не люблю - ложь есть. И пакы: аще не отпустите прегрешений брату, ни вам отпустить Отецъ вашъ небесный» . Заканчивает же он свое «Поучение» следующим: «На страшній

9 при бе-суперник обличаюся и прочее» . Эти слова почти дословно совпадают с тропарем, читаемым во время службы на первой неделе Великого поста: «На Страшном судилищи без оглагольников (обличителей) обличаюся, без свидетелей осуждаюся; книги бо совестные разгибаются и дела сокровенные открываются»24.

Не случайно и то, что «Поучение» Владимира Мономаха было включено в «Повесть временных лет», ведь летописи на Руси также были напрямую связаны с ожиданием Страшного Суда25.

Ужанков АН. Стадиальное развитие русской литературы XI-пер вой трети XVIII века. Теория литературных формаций. Монография. - М.: Издательство Литературного института им. А.М.Горького, 2008. - С.299. 25Там же. С.288-340. Это говорит о том, что «Поучение» является, в первую очередь, оправдательным словом Мономаха перед Страшным Судом, его самообличением и покаянием. Даже последняя часть произведения, «Письмо Олегу Святославичу», предназначается не столько брату Владимира Мономаха, сколько Высшему Судье на Страшном Суде26.

Важнейшей темой для древнерусских книжников XI - XIII вв. стало осмысление места русского народа в контексте мировой христианской истории. Книжники стремились включить историю Руси в историю христианского мира и определить ее роль в качестве православного государства. Эта роль неразрывно была связана с эсхатологическими представлениями.

Одной из первых попыток такого осмысления стало «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, прочитанное им в первый юбилей крещения Руси в 1038 г. Важно отметить, что это время считалось одной из возможных дат наступления «конца света». К этой дате были приурочены строительство Золотых ворот, храма св. Софии, а также монастырей свв. Георгия и Ирины в Киеве. Кроме того, в 1038 г. Пасха почти совпала с Благовещением (она приходилась на Великую Субботу), что также воспринималось как знамение окончания времен27.

Иларион начинает свое «Слово» с богословских рассуждений об иудействе («Законе») и христианстве («Благодати»). Он не говорит о конце времен и жизни будущего века, считая это излишним и даже тщеславным и предполагая, что это уже известно слушателям из иных книг. Цель его повествования - рассказать о Законе, данном Моисеем, и о Благодати, явленной Христом. Тем не менее, эти понятия для Илариона тесно связаны с будущим веком, так как они являются этапами на пути к вечной жизни как в историческом, так и в богословском плане. Уже в начале своего «Слова»

Основная идея первой части «Слова о Законе и Благодати» -превосходство Благодати (христианства) над Законом (иудейством). Закон был лишь приуготовлением для принятия истины и Благодати, он приносил оправдание лишь одному народу и только в земной жизни, в то время как во Христе стали возможными спасение и жизнь вечная для всех народов, которые наступят уже после конца времен. Иларион говорит об этом так: «Въ иудЪихъ бо оправдание, въ христианыихъ же спасение, яко оправдание въ всемь мирі есть, а спасение въ будущиимъ вътгЬ. ИудЪи бо о земленыих веселяахуся, христиани же о сущиихъ на небесьхъ. И тоже оправдание иудЬиско скупо бт зависти ради, не бо ся простирааше въ ины языкы нъ токмо въ ИудЪи единой бт . Христианыихъ же спасение благо и щедро простирался на вся края земленыа» . Отвергнув Христа, иудеи лишились возможности спастись, новые же народы, которым была возвещена Благая Весть, эту возможность обрели. К этим «новым народам» относится, по мысли Илариона, и русский народ, поэтому так важно было для него подчеркнуть роль этих народов в деле всеобщего спасения: «ЛЬпо бт благодати и истине на новы люди въсиати. Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодеть на въ мт хы ветхы, обетшавъши въ иудествт , аще ли, то просядутся мт си и вино прольется.

«Ересь жидовствующих» и эсхатологический аспект полемических сочинений

Одним из важных пунктов учения еретиков был вопрос о конце света. Следуя еврейскому летоисчислению, сторонники ереси ставили под сомнение верность расчетов Второго пришествия Господня и говорили о том, что в 1492 г. конец света не наступит. Рассмотрение эсхатологического аспекта учения еретиков и его опровержение занимают важное место в сочинениях главных противников ереси архиепископа Геннадия Новгородского и игумена Иосифа Волоцкого. Они были обеспокоены тем, что многие люди сомневаются в том, что Страшный Суд действительно наступит, и часто обращаются к еретикам за разрешением своих сомнений.

Как неоднократно отмечается в посланиях архиепископа Геннадия, еретики хотели воспользоваться этими сомнениями, когда конец света не наступит в 1492 г. Об этом Геннадий говорит уже в своем первом послании, посвященном ереси, написанном им епископу Прохору Сарскому в 1487 г.: «А что числа поставлены в Шестокриле 276 девятьнадесятиц, ино то учинили на прелесть христианскую — хотят рещи: лета христианскаго летописца съкратишась, а наша пребывают. А то хотят ту прелесть явити как изойдет наша пасхалиа, занеже и аз испытно его прошел, да и написано у меня» . В своем послании Иоасафу, бывшему архиепископу Ростовскому (1489 г.) он пишет о том же: «Да чтобы еси послал по Паисея, да по Нила, да с ними бы еси о том посоветовал: «Прейдут три лета, кончается седмая тысяща».Ино и яз слыхал у Алексея: «И мы, деи, тогды будемь надобны» .

В своих посланиях Геннадий рассматривает книгу «Шестокрыл», на которой основывали свое летоисчисление еретики: «Да и Шестокрил есми учил того для, и обретох в немь ересь: числа поставлены — от Адама 200 и 70 и 6 девятнадесятиць! Ныне идеть шестаа девятиадесятица по чему жидова лета чтут. Ино то учинили на прелесть христианьскую. Хотять рещи: лета христианьскаго летаписца скратишась, а наша пребывают. А то хотят ту прелесть явити, како изойдеть наша паскалиа. Занеже я испытно Шестокрил прошел, да и написан у мене. Ино те числа, что поставлены, 276 девятнадесятниць, лет будеть от Адаама до сех мест 5000 и 200 и. И потому ино у них еще пришествиа Христова нет, ино то они ждуть антихриста. Ино прелесть великаа!» . Несмотря на то, что идеи еретиков для Геннадия однозначно являются «прелестью великой», он задумывается и над возможностью того, что Страшный Суд не наступит в 1492 г., как ожидалось: «Ино надо бе о том подвиг велик дръжати, егда скончаются лета, а животом еще прибавит Бог мир. Ино то еретикомь жидовьскаа мудрьствующимь будет дръзость, а христианству будет спона велика»90.

В своих размышлениях он обращается к различным источникам. Он вспоминает о том, что в Евангелии о времени Второго Пришествия не говорится, а также ссылается на мысль одного из выдающихся богословов древней церкви Григория Богослова, что скончания веков необходимо ожидать каждый час. Кроме Священного писания и святоотеческой мысли, архиепископ Геннадий обращается к апокрифической книге Еноха, обладавшей на Руси большим авторитетом, и произведению византийского монаха XI века Филиппа Пустынника «Диоптра, или Душезрительное зерцало», цитируя их рассуждения о кончине мира. Книга Еноха, описывая сотворение мира и человека, указывает лишь на то, что Страшный Суд наступит, «когда скончается вся тварь»: «Да и Енох праведны писал сице:

«Преж даже вся не бышя, постави Бог века тварнаго, и потом сътвори всю тварь видимую и невидимую и по всем томь създал человека в образ свой. И тогда раздели Бог век человека ради на времена, на лета, и на месяци, и на дни, и на часы, — и да разумеет человек времен премену и чтеть своеа жизни конець. И егда скончается вся тварь, юже сътвори Господь, тогда времена погибнут, и лета не будеть к тому, дние и часы не почтутся. Но станеть век един, и вси праведници убежат Суда великаго и прикупятся велицем веце и век велик прикупится праведницех» и прочаа»91. Филипп Пустынник же рассматривает различные мнения, касающиеся конца света по истечении 7000 лет, сам соглашаясь с Григорием Богословом: «А списавы Зръцало, то яко гаданием положи 7000 лет, глаголя сице: «По домыслу убо реша мнози глаголюще: понеже в 6 дней сътворен бысть мир сей, и скончаваеме убо шестой тысящи быти и скончание миру; слъгаша же тии, рече. Глаголють же пакы друзии, яко понеже есть седморичен настоящий сей век, лепо есть пребыти миру дондеже и седмаа тысяща скончается, яко же Соломон рекл есть: даждь часть убо седмым, и тогда осмому, седмь бо век деланна, осмы же будущаго века образ носить. Но и се речение не благословно ми мнится. И пакы покаряюся, рече, Григорию Богослову глаголющу: егда горний мир наплънится, тогда ожидай скончаниа»92.

Когда в 1492 г. «конец света» не наступил, еретики стали еще сильнее насмехаться над православными, спрашивая их о том, почему Христос не является, и объявляя писания апостолов и Святых Отцов, говоривших о Втором пришествии по истечении 7000 лет, ложными. Немаловажную роль это сыграло в дальнейшем распространении ереси. Подобные насмешки и осознание того, что еретики в итоге оказались правы, могли стать серьезным соблазном для православных христиан. Необходимо было осмыслить и объяснить произошедшее в свете Священного Писания и святоотеческой традиции, защитить православную веру от нападок еретиков, а также составить новую пасхалию.

Составление новой пасхалии было поручено митрополиту Зосиме. В своей пасхалии он пишет: «...Смиренный Зосима, митрополитъ всея Руси, трудолюбно потщався написати пасхалию на осмую тысящу лътъ, въ нейже чяемъ всемирнаго пришествиа Христова. О дни же и чясЬ никтоже не вість, якоже и божественный Евангелистъ глаголетъ: «ни аггели, иже суть на небесЬхъ, токмо Отецъ» . Пасхалия свидетельствует о том, что православные продолжали верить в воскресение мертвых и жизнь будущего века, несмотря на то, что время наступления конца веков было отложено на неопределенное время.

Отражение эсхатологических представлений в древнерусской публицистике XVIв

Отличительной же особенностью его сочинений стало то, что в них затрагивается практическая сторона государственного управления. Пересветов говорит о том, как должен действовать царь, чтобы выполнить главные задачи, стоящие перед ним и Московским царством: хранение православной веры до Страшного Суда и создание условий для спасения души жителей этого царства.

Сам царь Иван IV также не остался в стороне от размышлений о Страшном суде и спасении души. На время его правления приходится новый пик эсхатологических ожиданий. Отчасти это было связано с тем, что архиепископ Геннадий Новгородский, составлявший по поручению митрополита Зосимы одну из пасхалий на восьмую тысячу лет от сотворения мира после того, как ожидавшийся в 7000 г. (т. е. в 1492 г.) конец света не состоялся, составил ее на 70 лет. Кроме того, в 1489 г. Димитрий Траханиот в своем трактате «О летах седьмой тысячи» указывал на сакраментальное значение числа «7». Отсюда можно было сделать вывод, что конец света может наступить в 7070 или 7077 гг. от сотворения мира (т. е. в 60-е годы XVI в.)134.

Эти ожидания не могли не отразиться на историософских концепциях того времени, и, в частности, на взглядах самого царя. Более того, можно с уверенностью утверждать, что у Ивана Грозного эсхатологические взгляды были тесно связаны с его представлениями о собственном назначении, как царя, и во многом определяли его действия. Главным образом, это связано с устраиваемыми им ужасными казнями и созданием опричнины.

Исследователь А.Л. Юрганов обращает внимание на то, что в восприятии современников действия Ивана IV очень часто связываются со Страшным Судом. Также он проводит параллели между казнями и пытками, которые устраивал царь, и христианскими представлениями об адских мучениях и наказаниях, которым подвергнутся грешники на Страшном Суде. К примеру, большинство опричных казней так или иначе было связано с водой и огнем (очень часто людей топили в реке, поджигали, использовали кипящую воду), а образы огненной реки, озера или кипящих котлов были традиционными для древнерусских описаний адских мук. Также с образом огненной реки связывались мытарства, которые человеческая душа проходит после смерти . С этой точки зрения, казни Ивана Грозного оказываются не просто изобретательной жестокостью царя, но обретают особый эсхатологический смысл.

Апокалиптические образы можно увидеть и в символике Опричного дворца и внешнего вида самих опричников, что свидетельствует о том, что Иван Грозный действительно ожидал Второго Пришествия в ближайшее время. Так, архитектура Опричного дворца соответствует описанию града Божьего у пророка Иезекииля136, а песьи головы, которые должны были носить у седла опричники явно напоминают о «песьих головах» из Откровений Иоанна Богослова и Мефодия Патарского, которые пойдут войной на христиан в последние времена под предводительством народов Гога и Магога и которые также часто изображаются, как мучители грешников .

Об эсхатологических и историософских взглядах Ивана Грозного можно судить по его произведениям. Главным образом, это послания, которые царь писал для разных адресатов и по различным поводам. В первую очередь, это его переписка с Андреем Курбским, а также другие сочинения.

Иван Грозный придерживается традиционного христианского взгляда на историю, согласно которому конечным итогом и целью всего исторического процесса является Страшный Суд. В его изложении исторических событий очень часто можно увидеть указания на действие Божьего промысла в истории, так как он говорит, что то или иное событие происходит «Божьей волей» или «с Божьей помощью». К примеру, во Втором послании Курбскому он пишет о своих военных победах: «не моя победа, но Божия» . В Послании к Яну Ходкевичу, главнокомандующему польскими войсками в Ливонии, он также говорит о том, что его победы — результат действия Божьего промысла: «Тричисленного Божества и во единстве поклоняемого милостию, со крестоносною хоругвию ходили есмя своей отчины очищати и дозрити, и ныне вседержительною Божиею десницею и силою животворящего креста отчина вся Лифлянская; земля учинилась в нашей воле» .

Характерное для предыдущего периода восприятие бедствий, как наказания за грехи, можно увидеть и у Ивана Грозного. В Первом послании Курбскому он излагает историю Греческого царства и отмечает, что его падение произошло из-за человеческих грехов: «Потом же Михаил Палеолог изгнал латин из царьствующаго града, и паки убо во убожестве царьство воздвигл, даже до лет царя Констянтина, нарецаемого Дрогаса, при нем же, грех ради наших, народа христьянсково, безбожный Магмет греческую власть погаси, и, яко ветр и буря зельняя, вся без вести сотвори»140. История Византии используется Иваном Грозным в полемике с Курбским для защиты своих представлений о принципе самодержавной власти. С опорой на множество библейских цитат и примеров царь доказывает, что разделение власти и получение власти духовенством, в защиту которых выступает Курбский, противоречат Божьему промыслу и приводят государство к разорению: «Смотри же убо се и разумей, каково управление составляется в разных начялех и властех, и понеже убо тамо быша царие послушные епархом и сигклитом, и в какову погибель приидоша.

Эсхатология официальной церкви 2-й половины XVII - начала XVIII в. «Знамения пришествия антихристова» Стефана Яворского

Кратко коснувшись некоторых подробностей воцарения антихриста, таких как его происхождение, время его правления и приход пророков Еноха и Илии, составитель «Книги о вере» обращается к вопросу об ожидаемой дате пришествия антихриста, которая связывается не только с числом 666, но и с определенными рассчетами, основанными на упоминании тысячелетнего заточения дьявола и последующего его освобождения в Откр. 20. Здесь изложена концепция Захарии Копыстенского, связывающая это событие с разделением Восточной и Западной церквей и заключением Брестской унии: «Возвращается диаволъ на первое возлюбленное свое місто, идіже еще изнеба хотелъ, и оттого времене повітрием тяжкимъ поражень бысть западъ. О семь пространно въ главі, 21, обрящеши. По тысящъномъ літі, егда 595-е, дохождаше літо, явственое бысть отступление и прельщение нарицающихся юнитовъ, от святыя восточныя церкве къ западному костелу. О семь чти главы на преди, 23-ю, и 24-ю. А по исполнении літь числа, тысящи шести сотъ шести десяте шести, не непотребно и намъ от сихъ винъ опасение имети да не нент кое бы что зло пострадати, по преждереченныхъ исполнения писания свидътельствъ?» Таким образом, Нафанаил указывает на три эсхатологические даты (1000 г., 1600 г. и 1666), в то время как Захария Копыстенский включал в этот ряд еще и 1660 г.

Воцарение антихриста и приближение последних дней связывается с Западной церковью, а папа римский, захвативший и царскую и святительскую власть, как и в «Кирилловой книге», предстает явным предтечей антихриста.

Смысл пришествия антихриста и самого конца света, согласно «Книге о вере», заключается в наказании грешников и испытании праведников. Страшный Суд, на котором каждому предстоит держать ответ за свои деяния, может наступить уже совсем скоро, поэтому читателю дается наставление: «Обаче же от предлагаемаго наказания двт вещи всякому велми потребны соуть; сирЪчь, боятися Бога, и бдъти и ожидати страшнаго прихода Его»194.

«Книга о вере» была издана с благословения церкви и имела большой авторитет. Это говорит о том, что церковь допускала возможность того, что Страшный Суд действительно произойдет совсем скоро. После 1666 г. официальная церковь уже не назначает новых возможных дат «конца света» и постепенно утверждается в том, что вычислить время Второго Пришествия невозможно.

Для старообрядцев же эсхатологические ожидания, связанные, главным образом, с учением об антихристе, продолжают играть важнейшую роль, а «Книга о вере» пользуется у них высочайшим авторитетом. Церковные реформы патриарха Никона стали для них следующим отступлением, а собор 1666 года, окончательно утвердивший эти реформы и осудивший старообрядцев, не мог не рассматриваться, как свидетельство окончательного пришествия антихриста. В сочинениях первых писателей-старообрядцев можно найти подтверждения тому, что они осмысляли свое время, как время пришествия антихриста, связывая происходившие события со свидетельствами Священного Писания и святых отцов о последних временах. Вопросов эсхатологии в своих сочинениях касались такие известные учителя старообрядчества, как инок Авраамий, дьякон Федор Иванов и протопоп Аввакум.

Инок Авраамий, последователь и ученик Аввакума, в своих сочинениях уделяет большое внимание вопросам эсхатологии. Две главы его знаменитого сборника «Христиано-опасный щит веры», содержащего как его собственные тексты, так и сочинения других православных писателей и учителей-старообрядцев, посвящены именно этой теме. Глава 34 представляет собой ответ Авраамия на вопрос некого инока о значении мест Священного писания, говорящих о тысячелетнем заточении дьявола, а также об антихристе и его числе 666.

Авраамий толкует эти места в духе «Книги о вере». Он пишет о том, сатана был освобожден через тысячу лет после своего заточения Христом, чтобы соблазнять людей в преддверии Страшного Суда. Орудием дьявола, как и в «Книге о вере», у Авраамия здесь выступает папа римский: «И по скончании 1000 лътъ развязанъ бысть сатана отъ темницы своея на мало время, да паки лститъ народы. А мало время определяешь ему писание быти, посемъ что близко судъ Христовъ, и осуждЪну ему быти въ вт къ вт ка. А нынт ему врагу попустилъ Господь лстити народъ, грЪхъ ради нашихъ, на всьхъ четырехъ углЪхъ вселенныя: понеже зт ло зт ло умножися нечестие во всемъ мирт . И егда, вскочивъ изъ бездны, отторже хоботомъ своимъ третию часть звт здъ небесныхъ, и поверже ихъ на землю. Змия разумъти есть сатану, а хобота его папу римскаго, а звезды народы вътшыхъ, небо твердь церковная: ибо тогда сатана хвостомъ своимъ, папою еретикомъ, отторгъ третию часть вселенныя, римское царство со всею западною страною, отъ правыя вт ры християнския, и поверже ихъ на землю, сирЪчь на земное мудрование, подъноги ихъ себт сатана покорилъ и по нихъ ходить, и волю свою въ нихъ творитъ, что хощетъ»195.

Указание о числе антихриста Авраамий связывает со временем наступления последних времен, то есть с 1666 г. Череду отпадений от христианской веры венчают церковные реформы, проводимые патриархом Никоном, и в этом Авраамий видит исполнение эсхатологических пророчеств. Он пишет: «Вся сбышася божественная писания, и отступления, и чему по отступлении быть, то грядетъ. И Христова Апостола Павла глаголъ исполнится: преже, рече, быти подобаетъ отступлению, потомъ антихристъ приидетъ. Виждь, отче, какъ предтечи его путь ему уготовляють богомерзкими догматы нововводными и право славныхъ християнъ изгоняютъ,чтобы имъ не мішали»196. В главе 35 («О лътописномъ предотечи антихристові») Авраамий собрал свидетельства об антихристе из Священного Писания и сочинений святых отцов.

Теме пришествия антихриста и последних времен посвящено также «Послание отца Авраамия и страдальца за вт ру Христову къ некоему боголюбцу сице», в котором автор связывает предшествующие Страшному Суду события с Московским царством.

Начинает он с опровержения мнения о том, что антихрист явится в историческом Иерусалиме. Ссылаясь на свидетельства Священного Писания и таких святых отцов, как Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и Ипполит Римский, он указывает на то, что антихрист, во-первых, появится в некой северной стране, а во-вторых, будет царствовать в Риме. Оба этих признака подходят к Московскому царству, так как оно находится на севере и называется «Третьим Римом».

Похожие диссертации на Эволюция эсхатологических идей в русской литературе XI-первой трети XVIII в.