Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Трансформация формы средневековых завещаний 19
Глава II. Содержание завещаний в аспекте взаимоотношений деловой письменности и литературы 65
1. Литературная обработка распоряжений об имуществе и наказов о передаче царской власти 83
2. Разновидности содержания, связанного с темой смерти 91
3. Преобразование наказа завещателя о согласии между наследниками в литературную форму поучения 103
Глава III. О литературной традиции жанра 117
1. Взаимоотношение текстов грамоты митрополита Киприана 122
2. Завещание митрополита Фотия. Редакции и литературные источники 130
3. Прощальная грамота патриарха Иова. Источники и жанровые особенности памятника 146
4. Прощальная грамота патриарха Иоасафа. Источники. Жанровое и художественное своеобразие завещания 153
Заключение 160
Приложения 167
Библиография 167
Список сокращений
- Трансформация формы средневековых завещаний
- Литературная обработка распоряжений об имуществе и наказов о передаче царской власти
- Разновидности содержания, связанного с темой смерти
- Взаимоотношение текстов грамоты митрополита Киприана
Введение к работе
Тема взаимоотношения древнерусской литературы и деловой письменности представляет обширную область филологических исследований. Она включает вопросы использования в литературных памятниках формы и стиля документа , привлечения документальных источников", устойчивых связей произведения с документами в составе сборников («конвоя»)3, а также их соединения в одном памятнике , влияния художественного стиля на деловые грамоты , становления индивидуального авторского стиля, формирования разновидностей эпистолярного жанра в творчестве Максима Грека6, Ивана Грозного , царя Алексея Михайловича . Наряду с исследованиями,
Евгеиьева А.П. «Сказание о киевских богатырех как ходили во Царьград и как побили царсградцких богатырей учинили себе честь» по списку XVII века // ТОДРЛ. М. - Л., 1947. Т. 5. С. 127; Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Повесть о Митяе. СПб.. 2000. С. 342, 347.
" Якунина С.А. К изучению списков «Повести о Тверском Отроче монастыре» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 410-413; Семячко С.А. Повесть о Тверском Отроче монастыре. СПб., 1994. С. 10-12; Руди Т.Р. Два Сказания о чудотворных святынях Смоленского, что на Бору, монастыря под Ярославлем // ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 370.
" Белоброва О.А. Об источниках Жития Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева монастыря // Там же. С. 667, 673.
Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975. С. 112-115 (о письме Владимира Мономаха к князю Олегу Святославичу); Прохоров Г.М. Непонятный текст и письмо к заказчику в «Слове о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 229-247.
5 Лурье Я.С. Елена Ивановна // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988.
Вып. 2: вторая половина XIV - XVI в. Ч. 1. С. 209-210; Ромодаиовская Е.К. Литературные
элементы в сибирских челобитных XVII в. // Ромодаиовская Е.К. Сибирь и литература.
XVII век (Избранные труды). Новосибирск, 2002. С. 337-345.
6 Синицыиа Н.В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 184-185; Журова Л.И. «Послание
Ивану IV» Максима Грека в составе Румянцевского собрания // Русское общество и лите
ратура позднего феодализма. Новосибирск, 1996. С. 6-12; Она лее. «Послание митрополи
ту Даниилу» в составе рукописных собраний сочинений Максима Грека // История рус
ской духовной культуры в рукописном наследии XVI - XX вв. Новосибирск, 1998. С. 5-
29.
7 Шмидт СО. Заметки о языке посланий Ивана Грозного // ТОДРЛ. М. -Л., 1958. Т. 14. С.
258-259; Лихачев Д.С. Стиль произведений Грозного и стиль произведений Курбского //
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1981. С. 183-213; Лурье Я.С. Пере
писка Ивана Грозного с Курбским в общественной мысли древней Руси // Там же. С. 214-
249; Демкова Н.С Грамоты Ивана Грозного шведским королям Эрику XIV и Иоганну III
(По рукописям Шведского государственного архива) // ТОДРЛ. СПб., 1997. Т. 50. С. 488-
500.
связанными с историей отдельных произведений, были опубликованы работы, в которых дана характеристика некоторых закономерностей процесса взаимоотношения литературы и деловой письменности . Типичными явлениями древнерусской литературы исследователи называют привлечение документа в пародийных целях, а также использование его формы, стиля, содержания для создания иллюзии достоверности изложения. Роль документов в литературном процессе Древней Руси изучалась на материале челобитных, жалованных грамот, следственных дел, монастырских записей, дипломатических документов и других деловых жанров.
Предметом данной диссертации является завещание (духовная грамота) - один из наиболее распространенных и наименее изученных жанров средневековья. В работах, связанных с изучением наследственного права, издавна принято разделение юридического завещания и литературного. В историко-юридической науке и дипломатике духовная грамота рассматривается как изъявление воли человека относительно судьбы его имущественных отношении в случае смерти . В связи с этим древнерусские грамоты часто
Душсчкииа Е.В. Царь Алексей Михайлович как писатель (Постановка проблемы) // Культурное наследие Древней Руси: Истоки. Становление. Традиции. М., 1976. С. 184-188; Шункоа А. В. «Повесть о преставлении патриарха Иосифа» царя Алексея Михайловича как литературный памятник. Стиль повести // Традиция и литературный процесс. Новосибирск. 1999. С. 177-179, 183.
Адршшова-Перетц В.П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. М.; Л., 1937; Данилов В.В. Некоторые приемы художественной речи в грамотах и других документах Русского государства XVII века // ТОДРЛ. М.; Л., 1955. Т. 11. С. 209-217; На-заревскын А.А. О литературной стороне грамот и других документов Московской Руси начала XVII века. Киев, 1961; Каган-Тарковская М.Д. Использование форм официального документа в литературной деятельности приказно-деловой среды XVII в. // Вопросы изучения средневекового славянского и греческого рукописного наследия в советских собраниях (текстология, палеография, кодикология, источниковедение и др.). Тезисы докладов на совещании молодых специалистов. Л., 1967. С. 20-21; Дроблеикоса Н.Ф. Взаимоотношение литературы и деловой письменности в XV в. (постановка вопроса) // Пути изучения древнерусской литературы и письменности. Л., 1970; Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI - XIII вв. СПб., 1992; С. 56-65; Ромодановская Е.К. Русская литература на пороге нового времени. Новосибирск, 1994. С. 84 - 96; Она лее. Рассказы сибирских крестьян XVII - XVIII вв. о видениях (К вопросу о специфике жанра видений) // Ромодановская Е.К. Сибирь и литература. XVII век... С. 292-313.
10 Полежаев П.В. О завещаниях // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, издаваемый Николаем Калачовым. Кн. 1. СПб., 1858; Цитович П. Ис-
сопоставляются с римским тестаментом, который воспринимается как образец юридического завещания и представляет собой юридический акт назначения наследника. Основное содержание завещания составляет передача полного права собственности или только права владения и пользования движимым и недвижимым имуществом, а также холопами".
Исследователи истории права называют несколько характерных черт русского завещания. Во-первых, по русскому праву нет необходимости в том, чтобы воля завещателя охватывала все имущественные отношения12. Во-вторых, она может касаться не только имущества, но и других предметов, например, различных вкладов в монастыри и церкви «по душе», отпуска зависимых людей на волю13, распоряжений относительно уплаты долгов, назначения опекуна и душеприказчика14. В-третьих, значительное количество документов представляет собой выдержки из завещаний, зачастую не отличающиеся по внешнему виду от полных духовных15. И, в-четвертых, некоторые духовные грамоты имеют содержание, которое выходит за рамки практических, бытовых функций. К ним относят завещание митрополита Константина о погребении16, «прощальныя грамоты», «завещания» или «заветы» митрополитов, архиепископов и других духовных лиц (прощальные грамоты митрополитов Киприана 1406 г., Ионы 1461 г. и т. п.), имеющие характер
ходные моменты в истории русского права наследования. Харьков, 1870; Беляев П.И. Анализ некоторых пунктов древнерусского завещания. М., 1897; Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1907; Сергеевич В. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб., 1910. 4-е изд.; Лаппо-Данилевский А.С. Очерк русской дипломатики частных актов. Пг., 1920.
11 Полежаев П.В. О завещаниях. С. 35-36; Беляев П.И. Анализ некоторых пунктов древне
русского завещания. С. 35-36, 40^2.
12 Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 1997. Ч. 2. С. 412; Шершеневич Г.Ф. Учеб
ник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М., 1995. С. 479.
13 Руднев Л.И. О духовных завещаниях по русскому гражданскому праву в историческом
развитии. Киев, 1894.
1 Беляев П.И. Анализ некоторых пунктов древнерусского завещания. С. 1-2; Мейер Д.И.
Русское гражданское право. С. 412; Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского
права. С. 470, 479.
|? Покровский Н.И. Актовые источники по истории черносошного землевладения в России
XIV - начала XVI в. Новосибирск, 1973. С. 74.
16 Руднев Л.И. О духовных завещаниях по русскому гражданскому праву... С. 15.
предсмертного исповедания веры, «чистаго прощения» , душевную грамоту Ивана Грозного с «исповеданием» и поучением детям18, духовную царя Алексея Михайловича, изложение которой местами принимает вид разговора с царицей19.
В литературоведении о жанре завещаний как целом специальных работ не было. Первоначальная его характеристика содержится в литературе, посвященной отдельным памятникам и частным вопросам. Этим обусловлено отсутствие более или менее полного историографического обзора литературы по проблематике завещаний.
Первая попытка рассмотреть жанр завещания с литературоведческой точки зрения принадлежит Ф. Лилиенфельд и связана с изучением жанровых особенностей сочинений Нила Сорского . Исследовательница предлагает различать четыре разновидности завещаний: грамоты светских частных лиц (духовные грамоты Патрикея, Пантелеймона Мисюря Соловцова, Андрея Ярлыка, служилых людей (АЮБ, № 82, 84, 86)), завещания царей («Поучение» Владимира Мономаха, душевная грамота Ивана Грозного), духовные митрополитов (завещания митрополитов Киприана, Фотия, Макария), завещания игуменов и основателей монастырей (грамоты Антония Римлянина, Кирилла Белозерского, Иосифа Волоцкого). К сожалению, такое разделение завещаний на группы не имеет обоснования. Характеристики грамот светских частных лиц Ф. Лилиенфельд не дает. Грамоты царей и митрополитов исследовательница разделяет на две группы, но определяет не отличия, а сходство между ними: «Духовные грамоты царей и митрополитов отличаются от других тем, что они являются, так сказать, "политическими" духовны-
17 Лстпо-Данилевский Л.С. Очерк русской дипломатики... С. 12, 158; Терминологический
словарь частных актов Московского государства. Под ред. А.И. Андреева. Пг., 1922. С.
VIII.
18 Веселовский СБ. Исследования по истории опричнины. М, 1963. С. 314-320; Скрынии-
ков Р.Г. Духовное завещание царя Ивана Грозного // ТОДРЛ. Л., 1965. Т. 21. С. 315-318;
Григорьев Г.Л. Завещание Ивана Грозного // Вопросы истории. 1972. № 4. С. 211-212.
19 ИДИ. Вып. 80. СПб., 1889. С. 77-80.
ми грамотами, в которых они передают потомкам и наследникам не только свою собственность, но также свои стремления, заботы и заветы»21. В статье представлено достаточно подробное описание только последней разновидности - духовных грамот игуменов и основателей монастырей. В них завещатели доверяют обитель представителю светской или церковной власти, просят заботиться о соблюдении порядка в ней, в особенности о сохранении общежительного строя и правильном поставлений игумена - наследника, блюсти имения монастыря. За это завещатель благословляет покровителя обители и его семью и обещает молиться за их души.
Ы.С. Демкова в работах, посвященных завещаниям, дает краткое описание памятников, отличающихся по своему содержанию от вышеназванных грамот. К ним относятся духовная грамота Евфимия Туркова, написанная как размышление о смерти и Страшном суде, о приуготовлении к переходу в иной мир" , «Глас последний Алексея Михайловича», созданный Симеоном Полоцким как литературно-драматическое траурное действо, стихотворное прощание с книгами Стефана Яворского, духовная царя Алексея Михайло-вича, в которой разрабатываются темы смерти и любви .
Исследование жанровых особенностей завещаний было продолжено в работе Н.В. Понырко. В статье, посвященной житию протопопа Аввакума, она вносит поправки в классификацию Ф. Лилиенфельд, уточняет термино-
Лішіепфе.їьд Ф. О литературном жанре некоторых сочинений Нила Сорского // ТОДРЛ. М.;Л., 1962. Т. 18. С. 80-98.
21 Там же. С. 95. *
22 Демкова Н.С. Духовная грамота волоколамского книжника XVI в. Евфимия Туркова //
ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 342-356; см. также краткую характеристику жанровых осо
бенностей грамоты Евфимия Туркова: Чоу Чепг-Чаиг. «Духовная грамота и краткая испо
ведь» волоколамского книжника Евфимия Туркова (XVI в.) // Наследие монастырской
культуры: ремесло, художество, искусство. СПб., 1996. С. 32-33; Она оке. Духовная гра
мота Евфимия Туркова (XVI век) как литературный памятник // От Ермолая Еразма до
Михаила Булгакова: статьи по русской литературе. СПб., 1997. С. 18-29.
23 Демкова Н. С. Жанр «духовных грамот» и развитие автобиографического повествования
в литературе «переходного периода» (вторая половина XVII - начало XVIII вв.) // Пробле
мы литературных жанров. Материалы четвертой научной межвузовской конференции
1982 г. Томск, 1983. С. 24.
логию и дает более подробную характеристику разновидностей жанра . Описание грамот светских частных лиц (духовная новгородца Климента, завещания, относящиеся к Холмогорской епархии) представляет собой краткую характеристику делового завещания: это «завещания в собственном, так сказать "гражданском", смысле слова. Их содержание исчерпывается традиционной формулой "кому мне что дати и на ком что взяти", за которой следуют указания к распределению наследства»25. Третью группу Н.В. Понырко предлагает дополнить близкими по типу к духовным грамотам митрополитов
^ завещаниями русских патриархов и церковных наставников старообрядчест-ва и назвать ее «духовные грамоты церковных иерархов». Помимо названных в работе Ф. Лилиенфельд памятников, к данной группе она относит завещания патриархов Иова, Иоасафа, Иоакима, Адриана, митрополита Великого Новгорода и Великих Лук Питирима, митрополита Рязанского и Муромского Илариона. В содержании этих грамот исследовательница выделяет два традиционных элемента: духовные начинаются с исповедания веры и за-
^ канчиваются просьбой завещателя «о прощении собственных согрешений с одновременным разрешением и прощением грехов своей паствы (от царя и царской семьи до духовенства и всех прочих людей)» . Наряду с этим, завещания церковных иерархов в разной степени содержат элементы автобиографического повествования: упоминание краткого послужного списка (грамота патриарха Иова), указание места рождения (завещание патриарха Адриана), сведения о родителях (грамоты патриархов Иоакима и Адриана) и др. В характеристике грамот царей и игуменов указывается только то, что они имеют сходные черты и с завещаниями частных светских лиц, и с духовными церковных иерархов. Помимо содержания, Н.В. Понырко вводит также внешний признак отличия жанровых разновидностей завещаний - названия
^ 24 Понырко Н.В. Житие протопопа Аввакума как духовное завещание // ТОДРЛ. Л., 1985.
Т. 39. С. 379-387.
25 Там же. С. 380.
26 Там же. С. 381.
грамот. Так, грамоты светских частных лиц в подавляющем большинстве включают в свое самоназвание только слова «духовная», «духовная грамота». В самоназвании грамот церковных иерархов используются термины «завещание», «заветное писание», «духовная грамота прощальная и разрешаль-
ная» .
Большой интерес представляет исследование поэтического приложения к духовной грамоте митрополита Киприана, проведенное Г.М. Прохоро-вым_<. В его работе рассматривается возможность связи данного памятника с сочинениями Киприана.
Характеристика духовных завещаний церковных иерархов была дополнена в статьях Н.С. Гурьяновой и У. Церняк, посвященных особенностям составленных в Выговском общежительстве старообрядческих завещаний XVIII в.~ По наблюдениям ученых, черты, присущие произведениям церковных иерархов, проявляются в грамотах П. Прокопьева, Д. Викулова, И. Филиппова: для них характерны темы смерти и Страшного суда, раскаяния в совершенных грехах и страха перед Божьим судом30.
Завещание часто привлекает внимание ученых в связи с проблемой автобиографизма. Несмотря на различные мнения относительно существования автобиографии как отдельного жанра, исследователи сходятся в том, что
11 Там же. С. 380.
28 Прохоров Г.М. Поэтическое приложение к Духовной грамоте митрополита Киприана и другие ритмизованные тексты // Армянская и русская средневековые литературы. Ереван, 1986. С. 182-214; уточненный вариант названной статьи см. в книге: Прохоров Г.М. Па-
* мятники переводной и русской литературы XIV - XV веков. Л., 1988. С. 123-150.
Т) Гурьянова Н.С. Духовные завещания выговских большаков // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 96-102; Она оке. Духовное завещание Петра Прокопьева // Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной России. Новосибирск, 1992. С. 136-145; Она же. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. Новосибирск, 1996; Она лее. Выговская литературная школа и эволюция жанров древнерусской литературы // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. Сборник научных статей и материалов. СПб., 2003. С. 86-94; Церняк У. Тема
iw смерти в выговской литературе (первая половина XVIII в.) // Там же. С. 120-128.
30 Гурьянова Н.С. Духовное завещание Петра Прокопьева. С. 97-100; Она же. Выговская литературная школа... С. 87; Церняк У. Тема смерти в выговской литературе... С. 126-127.
в завещаниях проявляется авторское, личностное начало и эта особенность духовных грамот оказала влияние на развитие автобиографического повествования в древнерусской литературе31.
Н.С. Демкова отмечает, что в XVII - начале XVIII вв. происходит распространение функций завещания на другие жанры, среди которых публицистический текст, послание, обличающее идеологических противников (письмо Аввакума семье 1666 г., послание дьякона Федора сыну Максиму из Пустозерска 1670-х гг.) и покаянная исповедь (исповеди Палладия Рогов-ского 1694 г. и Ивана Филиппова 1744 г.). Н.С. Гурьянова отмечает этот же процесс в традиции старообрядческих завещаний XVIII века: духовные грамоты приобретают черты исповеди благодаря усилению элементов автобиографичности в сочетании с мотивом покаяния как основной темы произведения33. Явление переноса функций завещания на литературные жанры в XVII в. тем более интересно, что из деловых жанров в литературу в XVI - XVII вв. переходит форма, которая приобретает литературные функции34.
Проблема взаимоотношения делового завещания и литературного памятника в литературоведении рассматривалась в связи с пародийным ис-
пользованием формы документа в «Рукописании Магнуша» и привлечением завещания в качестве документального источника в произведениях агио-
31 Демкова Н.С. Жанр «духовных грамот»... С. 23-24; Понырко Н.В. Житие протопопа Ав
вакума... С. 387; Гурьянова Н.С. Духовные завещания выговских большаков. С. 138; Она
о/се. Духовное завещание Петра Прокоп ьева. С. 98; Крушельницкая Е.В. Автобиография и
житие в древнерусской литературе. СПб., 1996. С. 165-171.
* 32 Демкова Н.С. Жанр «духовных грамот»... С. 24; Она же. Из истории ранней старооб-
рядческой литературы. IV. «Исповедание» Игнатия Соловецкого (1682 г.) и отклики современников на разгром Соловецкого монастыря царскими войсками в 1676 г. // ТОДРЛ. Л., 1983. Т. 37. С. 319.
33 Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев... С. 181-195; Она лее.
Выговская литературная школа и эволюция жанров древнерусской литературы // Выгов-
ская поморская пустынь и ее значение в истории России. С. 86-94.
34 Лихачев ДС. Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы // Славянские
литературы. VII Международный съезд славистов. Варшава, август 1973 г.: Доклады сов.
^ делегации. М., 1973. С. 169, 173-174.
"ъ Накадзава А. «Рукописание Магнуша» как древнерусский литературный памятник (исследование и тексты): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2000. С. 15-16; Он же. Рукописание Магнуша: Исследование и тексты. СПб., 2003.
графической литературы: житиях Лазаря Муромского36, Антония Римляни-
"ІП то "ЇП
на , Кирилла Белозерского , Трифона Вятского , Московского патриарха Иоакима , Герасима Болдинского41, автобиографической повести и жития Мартирия Зеленецкого42.
Таким образом, проведенные исследования завещаний свидетельствуют о том, что документ древнерусского частного права, призванный защищать последнюю волю завещателя в отношении имущества, устройства души и тела, регулировать отношения между родственниками, действие которого ограничиваются по большей части интересами семьи и, в известной степени, религиозных организаций, очень тесно связан с литературой. Это проявляется во влиянии завещаний на различные литературные жанры, а также в развитии литературного направления жанра. Расширение функций духовных грамот нашло отражение в большом количестве памятников, совмещающих деловое и литературное содержание: завещании митрополита Алексея43, душевной грамоте Ивана IV44, духовной Пантелеймона Мисюря Соловцова45, духовном писании патриарха Иоакима46, завещаниях митрополита Крутицкого Павла47, архиепископа Сибирского и Тобольского Гераси-
36 Литвинова Н.К., Прохоров Г.М. Житие Лазаря Муромского // Словарь книжников и
книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2: вторая половина XIV -XVI в. Ч. 1. С. 289.
37 Валк С.Н. Начальная история древнерусского частного акта // ВИД. М; Л., 1937. С. 295-
300; Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М.,
1977. С. 42-43; Фет Е.А. Житие Антония Римлянина // Словарь книжников и книжности
Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2: вторая половина XIV - XVI в. Ч. 1. С. 246.
N 3S Семенченко Г.В. Завещания церковных иерархов XV в. как исторический источник //
Источниковедение отечественной истории. М., 1986. С. 154-155.
39 Каган М.Д. Житие Трифона Вятского // Словарь книжников и книжности Древней Руси.
СПб., 1992. Вып. 3: XVII в. Ч. 1. С. 388-389.
40 Каган М.Д. Житие Иоакима патриарха // Там же. С. 354-355.
41 Крушелышцкая Е.В. Автобиография и житие... С. 71-82,97-98, 100-107.
42 Там же. С. 109, 112-113,115.
43 АСЭИ. М., 1964. Т. 3. № 28.
44ДДГ,№104.
45АЮБ,№86/1.
w 46 Житие и завещание святейшего патриарха Московского Иоакима. СПб., 1879. С. 102—
138.
47 Зиборов В.К, Яковлев В.В. Павел // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1998. Вып. 3: XVII в. Ч. 3. С. 7.
ма ' и других. Вышеизложенные наблюдения дают основание говорить о том, что предмет исследования требует системного междисциплинарного подхода. Иначе теряется целостность восприятия и всего жанра, и его от-дельных памятников.
Расширение источниковедческой базы и осмысление материала с точки зрения эволюции жанра завещаний вносят существенные коррективы в уже известную характеристику жанра и его разновидностей. В качестве предварительного замечания можно сказать, что определение разновидно-
,х стей духовных грамот по некоторым компонентам содержания не всегда возможно. Так, например, наказ о передаче церковного дома под покровительство князя и благословение его семьи, характерные, по наблюдениям исследователей, для грамот игуменов и основателей монастырей, включаются в большинство завещаний церковных иерархов, где представлены в более детализированном виде (ср. грамоты Кирилла Белозерского49 и Иосифа Волоц-кого50 с завещанием митрополита Фотия5 , прощальной грамотой патриарха
2 Иова32, духовной грамотой митрополита Питирима53, заветным писанием митрополита Илариона54). Характеристика грамот светских частных лиц соответствует духовным старца Симонова монастыря Андриана Ярлыка, старца Никольского погоста Андомской волости Арсения Проскурника, старцев Иосифо-Волоколамского монастыря Елисея Васильевича Бибикова и Ники-фора Морина , а также многим завещаниям великих князей , с той только разницей, что в княжеских завещаниях формула «кому мне что дати и на ком
Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века. Новосибирск, 2001. С. 287-288.
49 АИ, № 32.
50 АИ, № 288.
51 ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21, ч. 2. С. 485^88 (Книга Степенная).
52ДРВ. М., 1788. 4.6. С. 116-118, 120-124.
53 ПСРЛ. СПб., 1841. Т. 3. С. 195-196 (Роспись, или Краткий летописец новгородских владык). 34 Историческое обозрение Рязанской епархии. М., 1820. С. 143-144, 146-148.
55 АЮБ, № 85; АСМ, ч. 2, № 774; АФЗХ, ч. 2, № 370, 393.
56 ДДГ, № 1а, б, 3, 4а, б, 8, 12, 61а, 89.
что взяти» заменяется формулой «даю ряд». Существенные поправки в общую характеристику жанровых разновидностей вносят также душевная грамота Ивана Грозного и духовная царя Алексея Михайловича, несхожие друг с другом и отличающиеся от княжеских документов. В связи с этим представленная литературоведами классификация завещаний требует ряда уточнений и дополнений.
В предшествующих исследованиях как самостоятельные произведения, относящиеся к жанру завещаний, рассматривались грамоты Лазаря Му-N ромского, митрополитов Киприана, Фотия, Макария, Питирима. Данные за-вещания известны по сборникам XVIII - XIX веков, а также по агиографическим произведениям и летописям, составной частью которых они являются. Это вызывает вопросы о различении редакций названных грамот, о взаимоотношениях жанра и вставной литературной формы завещания в памятниках других жанров.
Цель данной диссертации - изучение проблемы жанровой традиции
ш древнерусских завещаний в аспекте взаимоотношения литературы и деловой письменности. Для ее достижения были поставлены две основные задачи. Первая - описание деловой формы духовных грамот и определение ее роли в завещаниях, имеющих литературный характер (первая глава диссертации). Вторая задача заключается в исследовании происхождения литературного содержания завещаний. Она предполагает два аспекта. Первый - описание содержания духовных грамот, исследование отношений между литератур-
* ным содержанием и деловыми распоряжениями (вторая глава). Другой аспект - установление типологических и текстологических связей между завещаниями, имеющими литературное содержание, анализ взаимоотношений жанра и вставной литературной формы завещания в памятниках других жанров (третья глава).
if Исследование проводилось на материале опубликованных памятни-
.«*
ков: «душевной грамоты» митрополита Алексея (около 1377)57, грамоты митрополита Киприана (1406)58, «духовной грамоты» Кирилла Белозерского (1427)59, «духовного завещания» Ефросина Псковского (прежде 1479)60, «духовной грамоты» Иосифа Волоцкого (1507)61, завещания Нила Сорского (ум. в 1508 г.)1", «духовной грамоты» игуменьи Новодевичьего монастыря Елены Девочкиной (1547)63; «закона» Герасима Болдинского (ум. в 1554 г.)64, «духовной грамоты» митрополита Макария (1563)65, «душевной грамоты» Ивана Грозного (ум. в 1584) , «духовной грамоты» Евфимия Туркова (игумен Волоколамского монастыря с 1575 г. по 1587 г.)67, «прощальной грамоты» пат-риарха Иова (1597) , «духовных» Пантелеймона Мисюря Соловцова (1627)6 , архиепископа Сибирского и Тобольского Герасима (годы службы в указанной должности: 1640-1650)70, «прощальной грамоты» патриарха Иоа-сафа (1672) , «духовного писания» патриарха Иоакима (возглавлял патриархию в 1672-1690 гг.)72, «заветного писания» митрополита Рязанского и Му-ромского Илариона (ум. в 1673) , «духовной» царя Алексея Михайловича (конец XVII в.)74, «духовного завещания» Петра Прокопьева (начало XVIII
АСЭИ.М., 19б4.Т.З,№28.
58АЮБ,№83.
59 Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993. С. 184-187.
60 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической
экспедицией. СПб., 1836. Т. 1,№ 108.
61 ЛИ, № 288.
62 ПЛДР: конец XV - первая половина XVI века. М., 1984. Кн. 6. С. 322-323.
63АММиС,№ 126.
64 Крушелышцкая Е.В. Автобиография и житие... С. 210-212.
65АИ,№172.
66ДДГ,№104.
67 Демкова Н.С. Духовная грамота волоколамского книжника... С. 345-351.
68 ДРВ. М., 1788. Ч. 6. С. 107-125.
69АЮБ,№86/1.
70Литературные памятники Тобольского архиерейского дома... С. 287-288.
71 ДРВ. М, 1788. Ч. 6. С. 337-352.
72 Житие и завещание святейшего патриарха Московского Иоакима. СПб., 1879. С. 102—
138.
73 Историческое обозрение Рязанской епархии. С. 136-150.
74 ПДП. СПб., 1889. Вып. 80. С. 78-80.
$
в.) . Наряду с этим в диссертации рассматриваются фрагменты памятников других жанров, которые в том или ином виде содержат завещание:
рассказы Лаврентьевской летописи (начало XIV в.) о завещании Ярослава Мудрого (1054)76 и о преставлении Феодосия Печерского (1074)77,
рассказ о завещании митрополита Константина (1159), включенный в Новгородскую IV летопись (XV в.)78, Типографскую летопись (XV в.)79, Владимирский летописец (XVI в.)80, Степенную книгу (1560-1563)81,
рассказ о смерти суздальского князя Всеволода Георгиевича из Летописца русских царей (XV в.)82,
о?
завещание из Жития Лазаря Муромского (вторая половина XIV в.) , грамота митрополита Киприана (1406) в составе Софийской I (XV в.)
и Новгородской IV летописей, Московского летописного свода конца XV века86, Воскресенской (1542-1544) 87, Софийской II (XVI в.)88, Никоновской (60-е годы XVI в.)89 летописей, Степенной книги90,
завещание митрополита Фотия (1431) из Софийской II91 и Никонов-скои летописей , Степенной книги ,
«Наказание преподобнаго отца нашего Кирила...» из написанного
7:1 Гурьянова И.С. Духовное завещание Петра Прокопьева. С. 139-145. 76ПСРЛ. М., 1997. Т. 1.С. 161.
77 Там же. С. 187-188.
78 ПСРЛ. М., 2000. Т. 4, ч. 1. С. 158.
79 ПСРЛ. М., 2000. Т. 24. С. 78-79.
80 ПСРЛ. М., 1965. Т. 13. С. 68.
81 ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 21, ч. 1. С. 243-244.
82 ПСРЛ. М, 1995. Т. 41. С. 129.
83 Амвросий. История Российской иерархии. М., 1813. Ч. 5. С. 115-129.
84 ПСРЛ. М., 1994. Т. 39. С. 138-139.
85 ПСРЛ. М., 2000. Т. 4, ч. 1. С. 400^104.
86 ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 234-236.
87 ПСРЛ. М., 2001. Т. 8. С. 79-80.
88 ПСРЛ. М., 2001. Т. 6. С. 17-21.
89 ПСРЛ. М., 1965. Т. 11. С. 195-197.
90 ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21, ч. 2. С. 441^143.
91 ПСРЛ. М., 2001. Т. 6. С. 54-64.
92 ПСРЛ. М., 1965. Т. 12. С. 11-15.
93 ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21, ч. 2. С. 483-488.
*
Пахомием Логофетом жития Кирилла Белозерского (1462)94,
рассказы о преставлении тверского князя Михаила Александровича95 и великого князя Василия Васильевича96 в составе Московского летописного свода конца XV века,
эпизод прощания умирающего князя с сыновьями, описанный в Повести о смерти великого князя Василия III (Летописец начала царства (XVI в.)97, Царственная книга (50 - 60-е гг. XVI в.)98),
легенда об Андрее Голенине из Волоколамского патерика (первая половина XVI в.) ,
завет из жития княгини Ольги100, завещание княгини Марии101, «Благословение чадам» великого князя Ярослава Всеволодовича102, «Завет и наказание» великого князя Константина Всеволодовича103 и завет из жития великого князя Дмитрия Ивановича 4, изложенные в Степенной книге,
«Наказание к братии» Мартирия Зеленецкого из Повести о житии преподобнаго отца Мартиниана (1570-1595)105,
духовная грамота митрополита Новгородского Питирима (1664-1672) в составе Краткого летописца новгородских владык 06,
завещание царя Алексея Михайловича из Новгородского хронографа XVII века107.
Для работы было привлечено также 170 документов, опубликованных
94 Преподобные Кирилл, Ферапоит... С. 126-129. .
95 ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 229-230.
96 Гам же. С. 278.
97 ПСРЛ. М., 2000. Т. 13. С. 75-77.
98 ПСРЛ. СПб., 1906. Т. 13, ч. 2. С. 413-115.
99 Древнерусские патерики. М., 1999. С. 91-92.
100 ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 21,ч. I. С. 23-24.
101 Там же. С. 227-228.
102 Там же. С. 255.
103 Там же. С. 257.
104 ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21, ч. 2. С. 402-403.
|<ъ Крушелышикая Е.В. Автобиография и житие... С. 287-288.
106 ПСРЛ. СПб., 1841. Т. 3. С. 193-196.
107 Тихомиров М.Н. Новгородский хронограф XVII в. // Тихомиров М.Н. Русское летопи
сание. М., 1979. С. 323.
в следующих сборниках:
«Грамоты Великого Новгорода и Пскова» (М; Л., 1949, № 103, 105, ПО, 111, 120, 126, 129, 144, 155, 169, 170, 210, 217, 226, 230, 234, 239, 244, 250, 256, 257, 258, 259, 263, 265, 271, 295, 320, 328, 344);
«Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV -XVI вв.» (М.; Л., 1950, № 1а, 16, 3, 4а, 46, 8, 12, 17, 20, 21, 22, 28, 29, 57, 61а, 616, 68, 71, 74, 80а, 806, 80в, 86, 87, 88, 89, 98, 99);
«Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI в.» (М, 1952, т. 1, № 11, 38, 108, 228, 251, 253, 394, 450, 456, 457, 472, 486, 499, 501, 562, 612; 1958, т. 2, № 87, 105, 168, 357, 361, 474; 1964, т. 3, № 67, 67а, 68, 252, 254, 292, 473, 484, 494);
«Акты феодального землевладения и хозяйства» (М., 1956, ч. 2, № 15, 40, 91, 97, 127, 157, 172, 176, 183, 191, 204, 207, 225, 228, 229, 236, 248, 253, 265, 274, 275, 276, 282, 299, 330, 331, 332, 352, 356, 370, 371, 377, 393, 429; Л., 1983,ч. 4, №37, 195);
«Акты Холмогорской и Устюжской епархий» (СПб., 1908, ч. 2, № 50, 98, 100, 117, 124);
«Акты социально-экономической истории Севера России конца XV — XVI в.: Акты Соловецкого монастыря» (Л., 1988, ч. 1, № 253, 266, 349, 361, 365, 367, 374, 424; Л., 1990, ч. 2, № 435, 506, 543, 608, 645, 774, 808);
«Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов, XV - начало XVII вв.» (М., 1998, № 40, 41, 43, 47, 78, 124, 136);
«Акты служилых землевладельцев XV - начала XVII века» (М., 1998, т. 2, № 21, 29, 42, 43, 211, 284, 286, 309);
«Акты, относящиеся до юридического быта древней России» (СПб., 1857, т. 1, № 82, 84/1, 84/2, 86/2, 86/3, 86/4);
«Сборник князя Хилкова» (СПб., 1879, № 55, 57);
«Памятники деловой письменности XVII века. Владимирский край» (М, 1984, №255);
«Летопись занятий Археографической комиссии» (СПб., 1865. Вып. 3. Отд. И. С. 12-16).
Завещания и памятники других жанров в диссертации цитируются по названным изданиям с указанием номеров или страниц в тексте.
Положения, выносимые на защиту:
Жанр завещаний в древнерусской письменности имеет следующие разновидности: частные грамоты светских и духовных лиц, составленные с деловыми целями; завещание-прощание двух типов - духовная грамота исповедального характера и политическое завещание; грамоты дидактического характера; послание-прошение, обращенное к князю; завещание - размышление о смерти; завещания, имеющие свойства деловых жанров - устава монастыря, описи церковного имущества, купчей, дела о разбойном нападении, княжеского устава.
Между завещаниями и памятниками литературных жанров существует не только тематическая и стилистическая связь, но и тесная текстологическая взаимосвязь.
Становление литературного направления жанра завещаний осуществлялось следующим образом: 1) с помощью трансформации формуляра духовных грамот; 2) путем преобразования деловых распоряжений завещателя и приобретения ими новых функций; 3) посредством нетрадиционного использования компонентов и стиля деловых жанров; 4) благодаря влиянию литературных жанров; 5) через заимствование и литературную обработку содержания предшествующих завещаний; 6) благодаря проникновению в духовные грамоты художественного вымысла.
Трансформация формы средневековых завещаний
Существует множество средневековых названий данного жанра. Некоторые определения деловых завещаний представлены в «Терминологическом словаре частных актов Московского государства»: душевная, душевная грамота, душевница, духовная память, приказная память, духовный список, изустная памятца, изустная росписка, рукописание, писание, духовная роспись и др. 1 ермин «завещание» в древнерусских текстах встречается редко и в основном связан с литературными памятниками. Но поскольку он объединяет все жанровые разновидности и является общепринятым в тех научных областях, которые занимаются изучением данного жанра, считаю его использование более удобным.
При определении жанровых разновидностей завещаний «самоназвание» памятника существенного значения, видимо, не имеет. В частности, термин «духовная грамота», характерный, по наблюдениям Н.В. Понырко, для завещаний светских частных лиц, относится к грамотам Кирилла Белозерского, Иосифа Волоцкого, игуменьи Новодевичьего монастыря Елены Девочкиной, митрополита Питирима. Сложность, но одновременно и увлекательность работы со средневековыми названиями завещаний заключается в отсутствии жесткой привязанности термина к определенному памятнику. По предварительным наблюдениям в одном памятнике можно встретить раз г личные названия документа: «душевная грамота», «душовница» (АСЭИ, т. 1, № 251); «душевная», «душевница» (АСЭИ, т. 3, № 484); «духовная грамота», «душевная», «грамота душевная» (АСЭИ, т. 1, № 394); «душевная грамота», «духовная» (АСЭИ, т. 1, № 472); «душевная грамота», «духовная грамота» (АСЭИ, т. 1, № 457); «духовная», «паметь» (АММиС, № 47).
В отношении памятников, имеющих литературный характер, интересными представляются разночтения в терминах, используемых автором, переписчиком, издателем и другими лицами. Например, грамоте Ивана Грозного, которая переписчиком называется «духовной», а в тексте именуется «душевной грамотой», предшествует обширный заголовок, включающий имена завещателя и наследников, дату составления и краткую характеристику содержания: «Духовная государя, царя и великаго князя Иоанна Васильевича, всея России самодержца, и прочая, и прочая, и прочая, сочинена самим около 7080-го от сотворения мира, а от Рождества Христова 1572 году и содержит завещание и наставление духовная, нравоучительная и политическая, зело благоразумныя и мудрыя, тут же и раздел государям, царевичам, сыновьям его, царевичу Иоанну Иоанновичу и царевичу Федору Иоанновичу» (ДДГ, с. 444).
Завещание Кирилла Белозерского, которое именуется «духовной грамотой», при включении в житие меняет свое название: «Наказание препо-добнаго отца нашего Кирила иже сущим братии в обители пресвятые Богородица, честнаго ея Успениа, сиречь духовная грамота»109. Согласно этому определению, в текст входят наставления игумена к братии монастыря, сделанные перед смертью. Но по содержанию, текст - послание князю с просьбой оказывать дальнейшее покровительство монастырю во главе с новым игуменом и благословением князя и его семьи. По-видимому, новое название появляется под влиянием житийного жанра. Завещание Мартирия Зеленец-кого в самом тексте именуется «духовной памятцой», а в составе автобиографической повести110 - «Наказанием к братии игумена Мартириа». Похожий принцип наблюдается в отношении завещания митрополита Фотия, которое в «Повести о Фотеи, митрополите Киевском и всея Руси, иже виде ангела Господня показующа ему конець житиа его», помещенной в Никоновской летописи, названо «молитвой»111.
Летописец в рассказе о митрополите Киприане говорит, что он написал грамоту прощальную, в образ прощения"2. В завещаниях патриархов Иова и Иоасафа определение «прощальная и разрешальная» наряду с широко распространенным термином «духовная грамота» включается в удостовери-тельную часть: «Писана сия прощальная и разрешенная духовная грамота в богохранимом и преименитом царствующем граде Москве, в доме Пречис-тыя Богородицы, на нашем Патриаршем дворе, в лето 7105...»"3; «Писася прощальная и разрешальная сия духовная грамота в богохранимом и пре , именитом царствующем велицем граде Москве, в дому Пречистыя Богоро дицы, честнаго и славнаго ея Успения, и святых чюдотворцов Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Московских и всея Руссии, в нашем Патриаршем доме, в лето от сотворения мира 7180, февраля в 14 день»114. При издании памятников в «Древней российской вивлиофике» Н.И. Новикова данное определение используется как официально принятый термин: «Духовная (прощальная грамота) святейшаго Иева патриарха Московскаго и всея России...» ; «Список с прощальныя граматы российскаго патриарха Иоасафа...» .
Литературная обработка распоряжений об имуществе и наказов о передаче царской власти
Инвентарная часть, представляющая собой перечисление предметов, передающихся наследнику, изначально имела сугубо деловое предназначение. В деловом документе передача имущества сопровождается указанием юридического отношения к предметам завещания и описанием их свойств, качеств, внешнего вида.
Известно, что некоторые духовные содержат обширную и разнооб-разную информацию о книгах, о составе и способах пополнения библиотек234. Сопоставление имущественных распоряжений показывает, что в обычных завещаниях описание книги, передаваемой по наследству, как вклад или другом качестве, ограничивается указанием ее цены: «Взяти мне на князе... псалтырь с следованием, цена ей шестьдесят алтын. И приказщи-ки мои то на нем возьмут» (АФЗХ, ч. 2, № 207); «...да дияку Петели дати от сына, от Патрекейка, учба от чясовника да от псалтыре сорок алтын...» (АСМ, ч. 2, № 808); «Да приказаль яз отцу своему духовному положить, что у меня было книгь в вотчине, у Воскресенья Христова» (АММиС, № 78). Более подробные сведения об авторстве, писцах, составе книг, характеристика их внешнего вида даются в тех грамотах, которые содержат опись церковного имущества, и в завещании Нила Сорского: «Крест болшей, что в нем камень страстей Господних, також и что писал есми сам книжки, то — господе моей и братии, кто учнет тръпети на месте сем. Малыа книжицы, Иоанн Да-маскин, "Потребник", - и "Ермолой" також зде, - Псалтырь в четверть, Иг-натиева писма, - в Кирилов монастырь. И прочие книги и вещи Кирилова монастыря, что мне давали за любовь Божию, чиє что есть - тому и отдати; или нищим, или монастыря коего, или отъинуду христолюбца коего, что в лицех, - тому и отдати» (завещание Нила Сорского, с. 322); «Книга Беседы апостольския на 14 посланей, в ней же и на Деяние, толкование Златоустаго, и Апокалипсис. Подписана на имя Александрова монастыря, Свирского... Книга в четь Зерцало мирозрителное, печать Киевская. Книга Цветословие, ей же начало Мучение Екатерины и инии жития и поучения святых, в четь. Две книги Грамматики, в четь, печатные. Книга Грамматика, в полдесть, печатная. Книга в шестинку, писменая, в ней же Беседословие и инии вопроси и ответи. Книга в осмушку, печатная, Часослов Киевской. Книга в четь Собрание розных слов и о осмочастии и пасхалии, толста... Книга писменая Исаака Сирина; в ней же припись моей руки Аввы Дорофея, и из Лествицы, и Ниловы главы, Сорскаго... Служебник в тетратках, писмо моей руки, выписан с печати на перечет. Три тетратки золотные, пометки на них: "Из книг выписано"... Понагия золотая: в ней образ вырезан на кости - Воплощение; на ней 9 камешков, да два жемчюга болших, да около образа мелкой жем-чюг, что взята ис Корнильева монастыря; а дача была Маркела архиепископа; а на влагалище ея вынизан крест жемчюгом» (Роспись келейной рухляди архиепископа Симона- ЛЗАК, с. 12-16).
В некоторых грамотах благодаря разной степени детализации и индивидуальному подбору признаков проявляется личное отношение завещателя к той или иной вещи: «А что моего живота доспеху и служебной и домашние рухледи всякой оловяной, и меденой, и железной, и лошедей и скотины, и что моего взимка по кабалам и бескобально денег и хлеба, - и то все жене моей на прожиток» (АФЗХ, ч. 2, № 183); «...кафтан на пупках на собольих, кушаки цветные з золотом, пугвиц на нем девять, враны серебром на спнех на серебряных; кафтан отлас на сине земли, жолт шолк на бельих черевех; ферези отлас, шолк жолт муравно зелен, на куницах завязки, шолк червчат, да черн з золотом да с серебром; сарафанец на зелене земли, шолк двоели-чен, а на нем двадцать три пугвицы, обвираны золотом да серебром, на спнех на серебряных; терлик, тафта вешнева, простой; кафтан бархат червчат з золотом, шолк в нем зелен да звездки голубы, подложен тафтою червчатою, подпушен камкою цветною, тринатцать на нем пугвиц, враны золотом да серебром, на спнех на серебряных з зерны серебряными золочены. ... А жене моей, княине Ульяне, приказщики мои дадут милость Божью, образ Спасов вседръжителев да образ Пречистые Умиленье Ондреева письма Рублева, образ Ивана Предотчи, образ Дмитрея Прилуцкаго, образ Николы чюдотвор-ца» (АФЗХ, ч. 2, № 207). В духовной грамоте Василия Андреевича Карамы-шева описание креста соединяется с наставлением детям: «Да благословляю сына своего Офонасия благословением отца своего крест золот с мощми со яхонты... не истерял его, занеж дорог добре. И иные кресты есть, да не таковы уж меры ценны, как ту. А токие старины вам не дожити, - от отцов и от дедов нам дано, и вы не забывайте» (АФЗХ, ч. 2, № 331).
Интересная история произошла с завещанием князя Верейского и Белозерского Михаила Андреевича: в процессе редактирования духовной грамоты в Москве была утеряна часть текста, в которой дается список предметов, предназначенных в дар великому князю. При окончательной сверке документа этот изъян не был обнаружен, и грамота была официально утверждена в редакции, составленной по распоряжению великого князя Ивана Васильевича.
Разновидности содержания, связанного с темой смерти
Вышеобозначенные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что в данном рассказе о преставлении завещание выполняет сюжетообразующую функцию и призвано играть роль документального свидетельства святости Киевского митрополита Константина.
Другое традиционное содержание завещаний - наказ о поминании. В деловой форме распоряжения содержат сообщения о вкладах в церкви и монастыри, описание порядка поминания, и нередко просьбу завещателя поминать его родственников: «...да по мне, по Дмитрее, от монастыря двем кормом большим: первому корму быти октября в шесты день, на память святого апостола Фомы, а другому быти корму на мое преставленья, как Бог сошлет по мою душю» (АФЗХ, ч. 2, № 274); «А игумену и старцем зо ту мою вотчину написать во вседневной список и в сеноник дедо моего, иноко Михайла, да отца моего, иноко Боголепа, да матерь мою, иноку Марфу, да после моего живота меня, Федора. Да учинить им по наших душах по два корма на всякой год: первой корм кормити по дяде по моем, по иноко Михаиле, да по отце по моем, по иноке Боголепе, июля в 24 день; а другой корм кормить по матери по моей, иноке Марфе, да по мне, по Федоре, мая 11 день. ... ...яз тое деревню дал к Пречистой жа в Осифов моностырь. А игумену и братье с тое деревни довать к церкве Козьме и Демьяне воск, и проскуры, и на кутью, где наши родители лежат... понохиды и обедни по вся суботы велети пети, и родители наши на паметем и в сеноникех поминати, как было преж сего» (АФЗХ, ч. 2, № 253).
Литературное происхождение имеет наказ о поминании в «Завете к сыну» княгини Ольги. Он служит еще одним примером художественного вымысла в житии, помещенном в Степенную книгу . Завет написан, по-видимому, на основе известных летописных сведений о погребении княгини Ольги не по языческому, а по христианскому обычаю. В других редакциях жития и древнейших летописях известия кратки и изложены в виде рассказа. В Степенной книге эти известия дополняются подробным наказом о поминании и представлены как завет, сделанный от первого лица:
О проблеме вымысла в данном произведении см.: Гриценко З.А. Исторические реалии в житиях и повестях о княгине Ольге // Литература Древней Руси. Сборник трудов. М., 1978. Вып. 2. С. 34-41; Она же. Исторический факт и художественный вымысел в произведениях о княгине Ольге // Факт, домысел, вымысел в литературе. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1987. С. 32-38. 264 ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. С. 67-68. Наказ о поминании в завещании патриарха Иоакима, судя по специфической лексике и стилю, представляет собой деловое распоряжение: «...еще же завещаваю по смерти моей в поминовение души моея да во всей патриаршей области всех церквей, кроме архиерейских епархий, по окладу данныя деньги на год оставити священником тех церквей на сорокоустие и в казну патриаршу тех денег за тое лето не собирати. Такожде всем тяглым дому патриарша крестьяном во всех вотчинах оброчныя деньги на год в милостыню да отдадут ся и впред того им не зачитати и не собирати... ... По соборным же церквам священнослужителем и по монастырем, где прилично, давать ис казны сорокоусты в поминовение по обычаю прежнему»263.
Очень интересное явление представляют завещания, в которых тема смерти является доминирующей. Обычно приближение смерти называется в качестве мотивации составления грамоты (деловые документы, завещания митрополитов Киприана, Макария, патриарха Иоакима). В духовных Евфи-мия Туркова, царя Алексея Михайловича, Петра Прокопьева тема смерти, только намеченная в других грамотах, становится ведущей: она объединяет и подчиняет себе другие составные части завещания. Названные произведения являются наиболее заметным отступлением от традиции делового документа. Авторы стремятся в них передать мысли и переживания умирающего человека.
Ярким примером такого литературного памятника является духовная грамота царя Алексея Михайловича. Данное произведение имеет вымышленный характер. В большей своей части духовная принимает вид предсмертного разговора с царицей. Конец написания грамоты почти совпадает с окончанием жизни, а смерть является в традиционном для древнерусской литературы образе ангела: «Уже бо зрю страшную вещь: грознаго и смертнаго ангела, предстояща мне, и ум мой исчезе; но еще прийди, пресладкая сожительница моя и любезнейшая мне паче всеа твари сея, и восприими на руце свои изнемогшее все тело мое, да помолюся останное Христу моему и пре-почию вечным сном на руках твоих»267.
Особенности духовной грамоты определяются тем, что завещатель выступает в произведении не только как государственный деятель, но и как человек: она содержит официальное обращение царя к своим подданным и наследникам и исключительные по силе лирические строки, описывающие момент расставания с любимой женщиной. Для передачи глубины переживаний и чувств, вызванных приближением смерти, автор дает описание душевного состояния царицы: «Предстоящей же одру моему и премного пла-чющей и жалостно вопиющей сожительнице моей... ... Люте мне, люте мне, любезнейшая моя, ибо пронзают душу мою плачевныя глаголы твои и вижду на лице твоем море слез стоящее и душу мою топящее»268. Трагизм ситуации особенно отчетливо проявляется в той части духовной грамоты, в которой государь говорит о будущем вдовстве царицы и описывает свои чувства в связи с потерей близкого человека: «Горко мне и плачливо время бысть, в неже разлучихся первыя моея царицы Марии Ильиничны... и по смерти моей мнится ми быти еже твоего разлучения и беднаго вдовства; кто не восплачет лютаго нашего разлучения. Уже бо вижду не свет красоты, сияющ от лица от твоего, но опухлость и кровь, текущу от очей твоих, и нелепое терзание, и плескание объятием твоим, и тощность вопля твоего, яко в день чадородия»269.
Взаимоотношение текстов грамоты митрополита Киприана
Для исследования литературной истории завещания митрополита Киприана привлечены грамоты в составе Московского летописного свода конца XV века, Новгородской IV, Софийских I и II, Воскресенской, Никоновской летописей, Степенной книги. Все тексты содержат одинаковый набор компонентов: исповедание веры, прощение и благословение с небольшой автобиографической вставкой, назначение душеприказчика и передачу церковного дома под покровительство великого князя, всеобщее благословение.
Исповедание веры имеет краткий вариант, представленный в Московском летописном своде, Новгородской IV, Софийской I и II, Воскресенской летописях, и пространный - в Никоновской летописи и Степенной книге. Пространный вариант исповедания веры создан на основе краткой версии. Его особенностью является тема преемственности духовной власти. В Никоновской летописи исповедание веры имеет более отчетливый автобиографический характер: в нем говорится о том, что завещатель был возведен в чин митрополита вселенским патриархом. Предложение, повествующее о получении святительского чина, в Никоновской летописи грамматически не закончено.
Первый блок в Московском летописном своде, Новгородской IV, Софийских I и II, Воскресенской летописях, Степенной книге - прощение умерших и живых христианских царей. В списке Софийской II летописи вместо царей названы правоверные христиане («...и святым и благословенным и правоверным крестианом, елици отъидоша сего житиа...» 01). В Никоновской летописи не назван тот, кого прощает митрополит.
Седьмой блок - прощение и благословение священноиноков и всего священнического чина: «Священноиноком же, и всему священническому чину, и елици у престола Господня служат, всем даю прощение и благословение и любовь» (Воскресенская летопись, с. 79). Восьмой блок - прощение, благословение умерших великих и удельных князей и молитва Богу о прощении им грехов: «Благочестивым же и великим князем, и прочим всем князем, преже преставльшимся в летех наших, такоже даю благословение и прощение, и молюся Господу Богу, да простит им вся съгрешениа, елика и ти, яко человеци, съгрешиша» (Воскресенская летопись, с. 79). Девятый блок - благословение бояр с их семьями и всех христиан: «Бояром, великим же и меншим, и з женами, и з детми их, и всему христианскому народу оставляю мир и благословение» (Воскресенская летопись, с. 79). Десятый блок — благословение иноков и всего церковного причта: «Иноком же всем вкупе, ели-ци в различных местех живут, и всему причту церковному мир оставляю и благословение» (Воскресенская летопись, с. 79). Названные фрагменты не имеют в памятниках значительных расхождений.
Одиннадцатый блок - благословение и прощение тех, кому назначена епитимья и ослушавшихся. В Софийской I летописи, Степенной книге формула благословения заканчивается словосочетанием «грехи их». В Новгородской IV летописи пропущено слово «прощены».
Тринадцатый блок - прощение и благословение тех, кто по каким-либо причинам избегал встреч с митрополитом. Тексты схожи в Московском летописном своде, Воскресенской, Никоновской, Софийской II летописях. В Степенной книге перед глаголом «приидоша» поставлена отрицательная частица «не». В Новгородской IV и Софийской I летописях допущен одинаковый пропуск фрагмента.
Четырнадцатый блок - прощение и благословение единоверцев, помощников, единомышленников: «Елицы же возлюбиша нас и помиловаша нас Господа ради в нужах наших, и в трудныих хожении наших, и в путех и в различных землях христоименитии людие, велможи, бояре, мужи и жены, да будут и ти прощени...» (Никоновская летопись, с. 196). В Новгородской IV летописи пропущено слово «помиловаша». Другие тексты здесь схожи.
Интересный случай литературной обработки делового содержания связан с назначением душеприказчика и наказом митрополита Киприана великому князю Василию Дмитриевичу заботиться о церковном доме и пастве. Завершается грамота Киприана всеобщим благословением, не имеющим значительных расхождений.
Анализ выявленных разночтений показывает, что завещание Киприана представлено тремя редакциями. Первая - краткая. Она читается в Московском летописном своде конца XV века, Новгородской IV, Софийских I и II, Воскресенской летописях. Вторая - пространная - в Никоновской летописи. И третья редакция завещания - сводная - в Степенной книге.
Наиболее полный текст краткой редакции содержится в Московском летописном своде и Воскресенской летописи. Завещания в Софийской I и Новгородской IV летописях сближает одинаковый пропуск текста в 13 блоке благословения. Судя по разночтениям, они имеют общий протограф.
На основе полного варианта краткой редакции грамоты митрополита Киприана была создана новая редакция, вошедшая в Никоновскую летопись. Ее отличительными особенностями являются пространное исповедание веры и тема Божьего наказания в распоряжении о передаче церковного дома великому князю.
Сводная редакция завещания была образована путем компиляции текстов Софийской I и Никоновской летописей и редактирования исповедания веры. С Софийской I летописью ее сближают формулы благословения великих князей и епископов и пропуск текста с благословением удельных князей с семьями. С Никоновской летописью — схожие исповедания веры и наказы о передаче церковного дома. Поскольку в благословение сводной редакции не переносятся пропуски текста 13 блока из Софийской I летописи и 1 блока из Никоновской летописи, можно сделать вывод о том, что Софийская I летопись была использована для написания благословения с 1 по 12 блок, возможно, с целью исправления дефекта, допущенного в Никоновской летописи.