Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова Березина Татьяна Юрьевна

Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова
<
Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Березина Татьяна Юрьевна. Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Березина Татьяна Юрьевна; [Место защиты: Ом. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского].- Омск, 2007.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/1444

Введение к работе

Диссертация посвящена проблеме культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике АС Хомякова(1804-1860) Хомяков давно признан самобытным русским философом, но как поэту, ему долгое время отводилось место во втором ряду русских лириков, в связи с чем устоявшимся определением его поэзии было «риторическая» Рассмотрение его лирики как целостного эстетического контекста в развитии позволяет раскрыть эстетическое и мировоззренческое своеобразие славянофильской поэзии в целом.

Прижизненная критика (ИВ. Киреевский, КС Аксаков, Ю.Ф Самарин), несмотря на лаконизм отзывов, сформировала исходную методологическую установку в изучении творчества поэта - рассматривать его лирику в контексте романтической «поэзии мысли». В работах В.В Чуйко, Д.Д Языкова, ВВ. Завитневича, В.Н Лясковского, В.Н Кораблева исследуются прежде всего философские взгляды мыслителя, а поэзия рассматривается эпизодически, часто как биографический и иллюстративный материал. Объектом осмысления русских религиозных философов (В С. Соловьев, Н А Бердяев, В.В. Розанов, П.А Флоренский, Н О. Лосский) были философские и религиозные взгляды Хомякова. В дореволюционном литературоведении и русской религиозной философии рассмотрена преемственность мыслителя западноевропейскому идеализму, осмыслены гносеологические, этические, историософские основы идеала соборности

Поэтическому и мировоззренческому своеобразию лирики славянофилов посвящены работы НЯ. Берковского, ДД Благого, ЛЯ Гинзбург, Г.А Гуковского, Е.А Маймина, Ю В Манна, А В Михайлова, Ю.Н Тынянова Работы Б.Ф Егорова являются научным мостом между советским периодом в изучении поэзии Хомякова и современным литературоведением В исследованиях ученого осмысляется ценностная содержательность доминирующих мотивов поэзии Хомякова, рассматривается эволюция его мировосприятия и поэтики

На современном этапе к изучению наследия мыслителя обращаются не только филологи, но и богословы, философы, социологи, историки В.А. Кошелев в своих работах стремится рассматривать поэтическое наследие Хомякова, опираясь на биографические источники, на контекст эпохи, выясняет истоки и ценностное наполнение этического идеала лирики Хомякова В работах В Г Щукина, А М Буланова, В.М Лурье, Т И Благовой рассматриваются ведущие поэтические концепты лирики поэта, своеобразие его гносеологических, теологических воззрений, его учения о соборности. В контексте православной религиозности мировоззрение, эстетика и поэтическое творчество Хомякова исследуются в работах ММ Дунаева,

В А Котельникова, И А Есаулова, А В Моторина, В П Океанского, Т.А Кошемчук. За последние 20 лет отечественная наука рассмотрела основные эстетические и философские концепты творчества Хомякова, вместе с тем поэзия художника как целостный и развивающийся эстетический контекст еще недостаточно изучена

Духовная эволюция Хомякова включала в себя два этапа- первый охватывает собою 1820-е- 1830-е годы, а второй вбирает 1840-е- 1850-е годы. Если для первого этапа характерен интерес к натурфилософии Ф -В. Шеллинга, и в целом, к немецкой классической философии, то для второго этапа значимо стремление создать национально самобытную мировоззренческую систему, органично вбирающую традиции православия. В первый период Хомяков не выходит за рамки любомудрия, во второй период он становится одним из идеологов славянофильства Представления Хомякова об идеале в данные периоды изменялись Поэзия Хомякова помогает выявить генезис и оформление русской «метафизической» и «духовной» поэзии, преодоление отвлеченной идеалистической концепции мира, характерной для раннего русского романтизма

Современное отечественное литературоведение стремится осмыслить прежде всего метафизические и религиозные основания поэтической картины мира, что очень актуально применительно к лирике Хомякова. В связи с этим изучение лирики Хомякова актуально и имеет бесспорный научный интерес.

Объектом исследования выступают культурные истоки и идейно-художественные взаимосвязи эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова.

Предметом данной исследовательской работы является целостный контекст лирики Хомякова в динамике ее становления и развития В работе для уяснения эволюции и содержательности ключевых мотивов и образов также привлекаются прозаические произведения Хомякова (философская проза, критические статьи), собственно философские сочинения, письма поэта

Целью нашего исследования является осмысление этико-эстетического идеала Хомякова на материале его поэзии. Исходя из означенной цели, мы ставим перед собой следующие задачи"

  1. Охарактеризовать источники формирования этико-эстетического идеала Хомякова.

  2. Выявить диалогическую связь поэзии Хомякова с философским, эстетическим контекстом эпохи, с эстетикой любомудров.

3. Раскрыть эстетическую, философскую, мифопоэтическую содержательность ключевых образов и мотивов, связанных с представлениями Хомякова об идеале

4 Проанализировать эстетические формы отражения имманентной православной религиозности в лирике Хомякова

5 Осмыслить проявления идеала соборности в области эстетики, этики, гносеологии, историософии на материале лирики поэта

Специфика поставленных целей и объекта исследования определили выбор методов и приемов Значительная роль в работе отводится культурно-историческому методу, позволяющему проследить связь поэта с философским и эстетическим контекстом эпохи и развитие его миросозерцания Историко-генетический метод помогает раскрыть авторскую позицию Хомякова в обработке ветхозаветной и евангельской традиций, святоотеческой мысли, архаических мифологем, западноевропейской и русской поэзии, философских направлений Типологический метод привлекается для сопоставления поэзии Хомякова с близкими в духовном и культурном отношении поэтами и мыслителями В работе использован сравнительный анализ для сопоставления мировидения Хомякова с авторскими позициями В А Жуковского, А С Пушкина, Е А Баратынского, М Ю Лермонтова, Д В Веневитинова, С П Шевырева, Ф И Тютчева

Рубежные, центральные лирические произведения Хомякова рассмотрены с опорой на методологию целостного, имманентного анализа, рассматривающего произведение искусства как универсум Для нас методологической основой служит параллельное осмысление метафизического смыслового центра текста и эстетической формы его воплощения При рассмотрении литературных текстов особое внимание уделяется их мифопоэтике, метафизическому контексту и подтексту, библейским аллюзиям и реминисценциям, что придает анализу герменевтическую направленность При рассмотрении поэтических текстов Хомякова использованы приемы тематической, жанровой и образной классификации, не нарушающей хронологического рассмотрения лирики поэта

Методологической основой диссертационного исследования выступают труды А Ф Лосева, Н Я Берковского, Г А Гуковского, В М Жирмунского, Ю Н Тынянова, Ю М Лотмана, Ю В Манна, М М Бахтина, Л Я Гинзбург, Б М Эйхенбаума, У Р Фохта, Е А Маймина, С С Аверинце-ва, Е М Мелетинского, Б А Успенского, Б Ф Егорова, В Э Вацуро, М М Гиршмана, Ф 3 Кануновой, А С Янушкевича, А Э Еремеева, Л А Ходанен, И В Карташовой, В П Океанского, М М Дунаева, И А Есаулова, В А Ко-тельникова и др

Последовательность расположения глав и разделов обусловлена выделением стержневых мировоззренческих представлений Хомякова об эти-ко-эстетическом идеале В первой главе выявляется общий эстетический контекст эпохи, изучаются источники формирования этико-эстетического идеала поэта, а также онтологический идеал Во второй главе осмысляется гносеологический и эстетический идеал художника В третьей главе рассматривается религиозно-этический, историософский и общественный идеал Хомякова В каждом из разделов мы стремились сохранить хронологическое

расположение материала, чтобы уяснить логику развития художественных смыслов от раннего творчества к позднему

Текстологической основой диссертации является издание Хомяков АС Стихотворения и драмы -Л Советский писатель, 1969 В силу того, что литературоведение не располагает авторитетным полным собранием сочинений мыслителя с качественными комментариями, в работе привлекаются и другие издания произведений Хомякова

Научная новизна работы связана с целостным изучением этико-эстетического идеала в творчестве Хомякова В новом ключе рассмотрены ключевые характеристики эстетики славянофилов в целом и А С Хомякова в частности, прослеживаются их историко-литературные связи с основными направлениями русской и западноевропейской лирики и философии К новым результатам исследования следует отнести анализ тех лирических произведений поэта, которые были обойдены вниманием исследователей творчества Хомякова Новизну диссертационному исследованию придают целостные анализы лирических текстов Хомякова, выявляющие философский и религиозный подтекст и контекст, продолжение традиций церковнославянской словесности, колористики православной иконографии В новом ракурсе работа представляет хомяковскую концепцию соборности в сфере гносеологии, эстетики, этики и историософии

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Лирика Хомякова эволюционирует в общем векторе развития русской философской поэзии, преодолевая условность романтического идеала и акцентируя православный идеал соборности

  2. Идеал соборности становится духовной основой гносеологии, эстетики, этики, историософских и общественных взглядов поэта

  3. Хомяков, постулируя соборный идеал, стремится разрешить романтическую антитезу имманентного и трансцендентного миров через идею благодатного просветления конечной, индивидуальной земной сферы бесконечным, вселенским, небесным миром

  4. В лирике Хомякова сформировались особые жанровые, композиционные, образные приемы для раскрытия имманентной религиозности, соборного миросозерцания

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно углубляет представления о полифонии и диалектичности лирического образа в романтическом тексте, контексте и подтексте, аллюзии и реминисценции Работа вносит определенный вклад в исследование эволюции русского романтизма, ведущих романтических жанров В диссертации затрагиваются вопросы, связанные с индивидуальным мифотворчеством и формами проявления авторской позиции и религиозности В исследовании фокусируется внимание на феномене русской философской поэзии, ее генезисе и основных направлениях развития

Практическая значимость работы заключается в том. что ее материалы могут найти применение при разработке общих и специальных курсов по истории русской литературы первой половины XIX века, в создании комментариев при издании собрания сочинений поэта

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры русской и зарубежной литературы Омского гуманитарного института Основные положения диссертационного исследования были изложены в докладах на научно-практической конференции «Наука и образование проблемы и перспективы» (Тара, 2004), V Всероссийской научно-практической конференции «Русский вопрос история и современность» (Омск, 2005), межвузовской научной конференции «Вопросы фольклора и литературы» (Омск, 2005), международной научной конференции «Дерга-чевские чтения - 2006 Русская литература национальное развитие и региональные особенности» (Екатеринбург, 2006) По теме диссертации опубликовано 10 работ, в том числе 2 в центральных изданиях, рекомендованных ВАК России

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и библиографии, включающей 225 источников

Похожие диссертации на Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова