Введение к работе
Актуальность и значимость предлагаемого исследования заключается в освещении творческой индивидуальности русского писателя М.Осоргина, незаслуженно обойденного советским литературоведением. В ряд уже известных науке писателей добавляется имя, в силу особых причин оставшееся на обочине литературной истории, однако оригинальное и самобытное. Осмыслить роман "Сивцев Вражек" Осоргина - значит расширить и одновременно углубить наше представление о литературной жизни 20-х годов, о характере русского романа этого периода. Без знания наследия Осоргина литературный процесс одного из наиболее сложных периодов литературной истории не только многое теряет в своей выразительности, но и выглядит объективно схематичнее.
Осорпш М. Времена... 1992. С.547. Там же. С.599.
Объектом исследования в диссертации стало вершинное произведение М.Осоргина - роман "Сивцев Вражек" в контексте всего созданного писателем, включая как художественные произведения, так и публицистическое, теоретическое и критическое его наследие.
Предметом исследования является философско-эстетический контекст романа "Сивцев Вражек" М.А.Осоргина, а также околороманное пространство, включающее не только наследие писателя, но и систему литературных прототипов. Диссертант исследует отдельные аспекты поэтики сюжетосложения и специфику жанра данного произведения.
Основным источником для выявления исторических и литературно-художественных реалий в ткани исследуемого романа становятся автобиографическое повествование "Времена", мемуарная проза, эссе, которые при сопоставлении с текстом романа "Сивцев Вражек" обнаруживают явную генетическую связь.
Целью исследования является анализ идейно-тематической основы и художественной структуры романа "Сивцев Вражек" М.А.Осоргина в аспекте его литературной исторической достоверности и философской наполненности.
Автор диссертации пытается выявить характер и оценить особенности исследуемого произведения, определить его место в художественных и эстетических системах 20-х годов, предложить, таким образом, на примере романа "Сивцев Вражек" оригинальную трактовку творческого почерка малоисследованного писателя.
Задачи исследования. Определить истоки философии, мироощущения автора романа "Сивцев Вражек", рассмотреть особенности его прозы в свете историко-литературных традиций, исследовать творческое наследие Осоргина, его типологические черты, проанализировать роман как авторскую концепцию бытия.
Методологической и теоретической базой диссертации являются труды поздних античных, крупнейших русских, зарубежных философов, критиков, литературоведов, современных теоретиков и историков литературы.
Методы исследования. В работе проводится сравнительно-типологическое исследование в сочетании с поэтическим анализом, а также применяются изыскательский, биографический, литературно-функциональный методы. Использован опыт кафедры литературы Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина в изучении литературного процесса 20-х годов.
Результаты исследования апробированы в семи публикациях, в (окладах на международных, российских и внутривузовских науч-шх конференциях в Тамбове (1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997), Іерми (1993), при обсуждении диссертации на кафедре литерату-)ы, в лекциях и на практических занятиях, спецсеминарах по рус-:кой литературе XX века на филологическом, библиотечном фа-сультетах Тамбовского университета и на уроках в школе.
Научная новизна проведенного исследования заключается в :амом факте возвращения в процесс изучения истории русской [итературы XX века яркого имени, в рассмотрении прозы vl.A.OcopniHa, на примере романа "Сивцев Вражек", сквозь призму филологического осмысления катастрофического мира и осоз-тния реальных связей художественных фактов с автобиографиче-:кими реалиями; в конкретных оценках романа и его поэтики: ірхитектоники, "калейдоскопичности", символики образов, влия-шя на мировоззрение автора поздней античной философии, в шределении жанра осоргинского произведения.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться при созда-ши более полной, выверенной истории русской литературы XX іека, при написании творческой биографии Осоргина и издании ;го собрания сочинений, в исследованиях поэтико-мировоз-;ренческой специфики русского романа, в практике вузовского и икольного преподавания литературы.
Положения диссертации, выносимые на защиту
Роман М.А.Осоргина "Сивцев Вражек", являясь вершинным іроизведением писателя, вобрал в себя важнейшие автобиографи-іеские, исторические, околороманные и литературные реалии :воей эпохи, что позволяет дать ему жанровое определение как івтобиографического романа. Синтез философской направленно-:ти "Сивцева Вражка" с его автобиографическим компонентом (ает основание трактовать жанр анализируемого в диссертации произведения М.А.Осоргина как философско-автобиографический юман.
Ведущей темой романа "Сивцев Вражек" определяется тема іусской интеллигенции, которая решается автором в русле традицій русской классической литературы с использованием сугубо .вторских художественных приемов "калейдоскопичности" повест-ювания, детализации мотивов поведения, индивидуального "им-
прессионистического" видения. Оригинальность раскрытия темі
! интеллигенции М.Осоргиным связана с созданием замкнутогі
! романного пространства, ограниченного метафорой дома. Йменні
: дом и происходящее в нем, а не поле боя, является своеобразной
I "духовной" баррикадой и одновременно смотровой площадкой.
1 - Ведущим сюжетообразующим и смыслоопределяющим мо
тивом романа является лицо России, воплощенное в поэтическое
; образе Танюши - символе женственности и духовности. Символи
ка дома в поэтике романа "Сивцев Вражек" приобретает особу*
значимость. Она вмещает множество смысловых оттенков і
проецируется на объемную символику Дома - России в творчеств*
! Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, ИАБунина и других русских писате
| лей.
- Идеи поздней античной философии и, в частности, фило софские взгляды Марка Аврелия, являются организующим факто ром в идейно-философской концепции романа М.А.Осоргина формируя стоистические устремления автора, определяя его по степенный переход от пессимистического взгляда на бытие к оп тимистической уверенности в конечном торжестве добрых и жиз нетворных начал.
Структура диссертации и объем работы