Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Писатели патриаршего круга в богословской полемике 80-х - 90-х гг. XVII в. Панич Тамара Васильевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Панич Тамара Васильевна. Писатели патриаршего круга в богословской полемике 80-х - 90-х гг. XVII в. : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Панич Тамара Васильевна; [Место защиты: Новосиб. гос. пед. ун-т].- Новосибирск, 2007.- 437 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-10/14

Введение к работе

Среди ключевых проблем, стоящих перед исследователями русской литературы второй половины XVII в, существенное место занимают вопросы бытования традиционной кутьтуры слова в новых исторических условиях в преддверии Нового времени В литературе «переходного» периода рядом с новым творческим направлением барокко продолжала жить и развиваться традиционная словесная культура, по-разному откликаясь на новые тенденции в искусстве слова. Взаимодействие традиций и новаций, находившее выражение в творчестве книжников разных культурных ориентации, отличалось противоречивостью, приобретая подчас характер острой борьбы С наибольшей силой эти противоречия проявились в полемике 80-х-90-х гг между грекофилами и латинствующими - писателями, представлявшими два идейных направления русской книжной культуры этого периода Грекофилы (писатели патриаршего круга) были сторонниками традиционных идейно-эстетических норм стовесности, ориентированы на греко-византийскую православную ученость, восходящую к святоотеческому письменному наследию, латинствуюшие являлись выразителями новых культурных взглядов, проводниками западноевропейской образованности Полемика двух групп писателей занимала особое место в ряду событий сложного историко-литературного процесса второй половины XVII века, она стала своеобразным водоразделом между ними Спор мотивировал появление целого рада полемических сочинений с обеих сторон, выявил особенности литературного творчества конфликтовавших книжников и глубину идеологических противоречий между ними Хотя предметом распрей был богословский вопрос о времени пресуществления Святых Даров па литургии, дискуссии способствовали определению позиций каждой из сторон не только по его лшургнко-богословским аспектам, они помогали полемистам выразить отношение к злободневным идейно-политическим, общественным и культурным проблемам, качественным литературным переменам, характерным для последних десятилетии XVII в и являвшим собой предпосылки смены культурной модели Соперничество и борьба писателей обоих направлений оказывали свое влияние на литературный процесс, порождая новые идеи и формы их воплощения, закладывая основы для дальнейшего развития русской литературы и предопределяя ее характер

Изучению русской литературы второй половины XVII в посвящено много работ, накоплено немало сведений о литературном процессе этого времени, введены в научный

оборот неизвестные ранее тексты, исследовано творчество отдельных писателей, а также некоторые направления и формы литературной деятельности (в частности, стихотворная культура барокко) Однако картина духовной жизни этого периода все еще не до конца восстановлена, существует целый ряд неизученных или слабо изученных проблем, актуальных и важных для понимания специфики литературной системы в ее переломное время К ним относится и малоисследованная проблема литературного участия писателей патриаршего круга в богословской полемике 80 х-90" гг XVII в по вопросу о времени пресуществления Святых Даров на литургии (в первую очередь это касается литературных аспектов богословского спора)

Актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью исследования литературного творчества писателей патриаршего круга, продолжавших традиции средневековой словесной культуры в новых культурно-исторических условиях Наиболее существенным является изучение вопросов участия этой группы книжников в богосчовской полемике, в ходе которой ими был создан ряд важных для понимания их идейно-эстетических и литературных взглядов текстов, в том числе главного сочинения -книги «Щит веры» Этот объемный труд, представтяющий творчество круга писателей-грекофилов, является не только основным источником по истории их идейной полемики с латинствующими, но и значимым памятником литературы конца XVII в, отразившим многие ее особенности и противоречия Творческое наследие писателей патриаршего круга имеет свою специфику и представляет научный интерес бчагодаря существенному вкладу этих книжников в русскую духовную культуру второй половины XVII в и заслуживает научной оценки Разработка избранной для данного диссертационного исследования темы представляется актуальной и в плане задач, стоящих перед исследователями культуры XVII в, решение которых необходимо для более глубокого осмысления процессов литературного развития в переходный период от литературы средневекового типа к литературе Нового времени

Степень научной разработанности проблемы Впервые к теме спора 80-х - 90-х гг XVII в представителей двух идейных направлений русской книжности еще в ХГХ в обратились в своих работах И_Я Образцов, С Любимов, И Яхонтов, Г Миркович Эта тема нашла затем отражение в исследованиях М Н Сменцовского, А И Шляпкина, А А Прозоровского, ДВ Цветаева и др Особое место в этом ряду занимает книга Г Мирковича1, всецело посвященная истории полемики по вопросу о времени

1 Миркович Г О времени пресуществления ев даров Спор, бывший в Москве во второй половине XVII-ro века (Опыт исторического исследования) Вильно, 1886

пресуществлеїшя Святых Даров Его исследование сосредоточено главным образом на литургико-конфессиональных аспектах проблемы, но заслуга автора состоит в том, что он обратил внимание на особую важность данного вопроса и дискуссий вокруг него для второй половины XVII в, проницательно разглядев в его подоплеке проблему цивилизационнои ориентации В диссертации мы опираемся также на результаты научных исследований С Н Брайловского, А И Соболевского, А В Горского, К И Невоструева, А В Флоровского, А С Лаппо-Данилевского, Г Флоровского, в которых содержится много ценных сведений о культурно-историческом контексте второй половины XVII в, отдельных писателях разных идейных направлений и их сочинениях, введенных в научный оборот в работах этих ученых

Из современных исследований, в той или иной степени касающихся нашей темы, являются научные труды А М Панченко, Л И Сазоновой, Т А Исаченко, С Матхаузеровой, С И Николаева, Б Л Фонкича, Д М Буланина Были учтены также и резутьтаты новейших исследований историков АП Богданова и ИЛ Курукиной, в которых уделено внимание конфликту грекофилов и латинствующих и в которых выражен особый взгляд на проблему участия грекофилов в столкновениях двух групп писателей, негативно оценивающий их культурную деятельность

Большое значение для понимания характера взаимоотношений писателей разных групп и особенностей их идейных установок и культурных воззрений имеют работы А М Панченко, посвященные изучению проблем литературы XVII в Результаты научных трудов ученого могут служить теоретической и практической основой для постановки и разработки самых разных проблем в изучении «переходного» века, в том числе и той, которой посвящена настоящая диссертация Помимо того, что в работах А М Панченко содержатся важные сведения об общих проблемах литературного процесса изучаемого периода, в них имеются и весьма ценные конкретные набтюдения, касающиеся разных сторон интересующей нас темы Так, ученый сделал ряд интересных наблюдений и выводов относительно «писательской общины» последней трети XVII в (основанной Симеоном Полоцким), особенностей «литературного быта» московских книжников, разных типов «трудников слова» (противопоставив Епифания Славинецкого и Симеона Полоцкого), писательского самосознания, состава библиотек стихотворцев XVII в (отметив специфику этих библиотек2, на фоне которой более определенно можно увидеть особенности книжных собраний грекофилов), некоторых стилистических принципов Евфимия Чудовского (словесная теория которого, по мнению А М Панченко, «в главном

2 Панченко А М Русская стихотворная культура XVII века. Л, 1973

совпадает с теорией средневекового литературного этикета, разработанной Д С Лихачевым»3)

К наиболее значимым для заявленной темы научным трудам относятся также работы Л И Сазоновой Ее иссчедования, направленные на изучение теоретических и практических проблем поэзии русского барокко и творчества представителей этой школы (в первую очередь, видного деятеля русской книжной культуры - Симеона Полоцкого), затрагивают также и проблемы, касающиеся других участішков литературного процесса второй половины XVII в (старообрядцев и грекофилов) и имеют существенное значение для его понимания4 Л И Сазонова отметила позитивное значение идейных столкновешш грекофилов и латинствующих для активизации литературного процесса последней четверти XVII в5 Большой интерес представляют также наблюдения и выводы Л И Сазоновой, касающиеся поэтического творчества Евфимия Чудовского

Важные результаты изучения культурного контекста и идейной борьбы в русской литературе второй половины XVII в представлены в исследовании А Н Робинсона6, несмотря на то, что ученый в силу специфики его исследования и задач, стоявших перед ним, обошел вниманием тему распрей грекофилов и латинствующих В работах А С Елеонской также содержатся ценные сведения о литературном процессе второй лоловины XVII века и отдетьных писателях (в частности, анализируется ораторская проза Епифания Славішецкого как идейно-художественное явление этого времени, сделаны интересные наблюдения, касающиеся особенностей использования ораторского счова его учеником, Евфимием Чудовскігм в «Слове о милости»)7

Таким образом, в работах исследователей XIX—XX вв накоплено немало ценнейших исторических и филологических сведений о культуре и историко-литературных проблемах второй половины XVII в И все же собственно литературное творчество писателей патриаршего круга, их место и роль в культурно-историческом контексте «переходного» периода остаются слабоизученными и недооцененными Недостаточно изучена также и сама тема их богословского конфликта с латішствующими в 80-х-90-х гг, в первую очередь, это касается литературных аспектов спора Не привлекали должного внимания и сочинения, инспирированные полемикой и, в частности, книга «Щит веры»,

"ПанченкоАМ Русская культура в канун Петровских реформ Л 1984 С 60

4 Сазонова Л И Литературная культура России Раннее Новое время М , 2006

5 Сазонова Л И Поэзия русского барокко (вторая половина XVII-начало XVIII в ) М 1991
С 152

6 Робинсон А Н Борьба идей в русской литературе XVII века М, 1974

7 Елеонская АС Русская публицистика второй половины XVII века М, 1978, Она же
Русская ораторская проза в литературном процессе XVII века М, 1990

хотя ее культурно-историческое значение для своего времени было отмечено еще в XIX в Д В Цветаевым8

Материал исследования Работа основывается на большом круге источников В диссертации исследуются 12 известных на сегодняшний день списков конца XVII - начала XIX вв объемной книги «Щит веры» (рукопись ее Дополненной редакции насчитывает бо теє 1300 листов) К анализу были привлечены и дшогие другие рукописные и опубликованные труды писателей патриаршего круга Это - сочинения (в списках и опубликованные) Евфимия Чудовского (сборник «Остен», тексты полемической направ ченности против Петра Артемьева и в защиту греческого языка и др), Афанасия Холмогорского («Книга о пресуществлении», Окружное послание 1696 г и др ), Игнатия Римского-Корсакова («Слово на латинов и лютеров»), иеродиакона Чудова монастыря Дамаскина («Словеса мудрых 105 ответов»), патриарха Адриана (Окружное послание) и другие произведения, связанные в той или иной степени с полемикой грекофилов и латинствующих - главной темой «Щита веры» Привлечены были также издания Московского Печатного двора («Книга о вере», 1648, «Кириллова книга», 1644, «Скрижаль», 1656, Сборник переводов Епифания Славинецкого, 1665, «Увет духовный» Афанасия Холмогорского, 1682) и некоторые литературные труды латинствующих (Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, диакона Афанасия, Петра Артемьева) К анализу привлекались и многие памятники из корпуса древнерусской книжности, фигурирующие в текстах юучаемьгх писателей в качестве источников («Повесть о восьмом соборе» Симеона Суздальца, «Лимонарь», Пролог, Житие Сергия Радонежского и др) Специфика темы иссчедования (ее религиозно-богословский аспект) потребовала обращения и к церковной литературе сугубо служебного и канонического характера (Служебники, Кормчая, Катехизис и др )

Предмет работы Предметом диссертационного исследования является изучение литературных аспектов богостовской полемики 80 "-ТО"" гг XVII в по вопросу о времени пресуществления Святых Даров на литургии на основе исследования книжного творчества писателей патриаршего круга, главным образом - полемических сочинений, созданных в ходе евхаристических споров

Целью диссертационного исследования является установчение особенностей полемического творчества писателей патриаршего круга концепции текста и идейных

Цветаев Д В Литературная борьба с протестантством в Московском государстве М , 1887 С 178

воззрений рассматриваемой группы писателей, определение их места и значения в литературном процессе и духовной культуре второй половины XVII в

Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи* 1 На материале «Щита веры» и ряда других сочинений, созданных писателями патриаршего круга в 80-е - 90-е гг XVII в (с привлечением сочинений и представителей противоположной стороны конфликта), рассмотреть литературные аспекты богословской полемики о времени пресуществления

а) исследовать взгляды изучаемой группы писателей по отношению к актуальным
проблемам общественной и церковной жизни второй половины XVII века (просвещению и
образованию, роли Церкви в духовной жизни общества, «священству» и «царству»,
Западу) и особенности их литературного отображения,

б) рассмотреть историю полемики грекофилов и латинствующих и установить
особенности ее литературного воплощения в книге «Щит веры»,

в) проанализировать специфику литературного творчества писателей патриаршего
круга,

г) определить характер отношений грекофилов к литературному творчеству
(концепция стовесного творчества, понимание проблемы авторства, авторского
самосознания)

2 Изучить книгу «Щит веры» как литературный памятник конца XVII в (образная система и идейные установки, включенность сочинения в историко-литературный контекст)

а) реконструировать обстоятельства создания «Щита веры» (установить характер и
степень участия в подготовке сборника Афанасия Холмогорского и Евфимия Чудовского),

б) провести текстологическое исследование всех известных списков «Щита веры»
(изучить историю текста книги, определить ее редакции, уточнить датировку и
проанализировать особенности каждой из них),

в) исследовать структуру книги «Щит веры» и ее литературные особенности,

г) проанализировать «Повесть о расстриге Сильвестре Медведеве» в составе «Щита
веры» провести текстологический анализ Повести, изучить ее идейно-тематическое
содержание, определить роль в мотивировке повествования книги (Повесть входит в состав
вводной части «Щита веры»),

д) выявить основные источники «Щита веры», исследовать особенности их
использования (специфику работы составителей с чужим текстом, его рецепции) и
функционирования в контексте книги,

е) установить роль текстов сюжетного повествования в книге (сюжета о
бесоодержимом юноше из Жития Епифания Кипрского, Слова об оклеветанном епископе
из «Лимонаря» и др )

Новизна и научная значимость работы состоит в привлечении внимания к полемическому наследию писателей патриаршего круга и пересмотре сложившегося у исследователей (отдававших предпочтение другим литературным деятелям изучаемого периода) определенного к ним отношения, когда недостаточно учитывались роль и значение творчества этой группы книжников в русской духовной культуре XVII в Впервые сделан акцепт на рассмотрении литературных аспектов богословской полемики о времени пресуществления, проанализированы особенности литературного творчества писателей патриаршего круга, их культурные и идейные воззрения и отношение к злободневным проблемам историко-культурного и общественного характера своего времени Новым этапом в изучении «Щита веры» является комплексное исследование шшги как литературного памятника конца XVII в в его тесной связи с историко-литературным контекстом эпохи Текстологическое исследование сочинения позволило пересмотреть и уточнить высказывавшиеся в литературе предположения и взгляды, касающиеся истории текста памятника. Новые научные данные, позволяющие судить о характере работы со словом писателен патриаршего круга, представляют итоги анализа выявленных источников «Щита веры» и изучения специфики их функционирования в книге Научная значимость диссертационного исследования состоит в том, что его выводы и результаты важны для решения актуальных вопросов литературного процесса второй потовины XVII в

Методологической и теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области средневековой литературы В диссертации использован системный комплексный подход, опирающийся на классические методы изучения рукописных памятников древнерусской письменности археографический, текстологический, историко-литературный, историко-типологический, культурно-типологический Главной опорой при этом служили методы и принципы изучения текстов, разработанные в современном литературоведении, в первую очередь - Петербургской текстологической школой академика Д С Лихачева Применение этих методов и теоретических разработок ученых-медиевистов позволило исследовать проблему в разных ее аспектах

Теоретическая и практическая значимость диссертации Теоретическая значимость работы заключается в том, что она содержит научную оценку традициогаюй словесной культуры во второй половине XVII в, которая продолжала функционировать и развиваться в новых социо-кулмурных условиях Результаты диссертационного исследования расширяют границы знаний о специфике литературного процесса «переходного» периода от литературы средневекового типа к литературе Нового времени, дают более глубокие представления о писателях патриаршего круга, их идеологии, литературных воззрениях, месте и роли в культурно-историческом контексте своей эпохи Выводы работы могут быть использованы в научных исследованиях, посвященных гоучению литературного процесса XVII в, а также при подготовке лекционных и специальных курсов по истории древнерусской литературы и в кутьтурологических исследованиях

Положения, выносимые на защиту

1 Изучение литературного творчества писателей патриаршего круга,
инспирированное богословским спором 80-х - 90-х гг XVII в , показывает, что полемика
касатась не только социально-политических, догматических, богословских и
межконфессиональных проблем, но также была связана с поиском культурных ориентиров,
выработкой отношения к происходившим переменам, новациям в литературе, уже
затронутой процессом секуляризации Участие в спорах о времени пресуществления
оказалось своеобразной «лакмусовой бумагой», проявившей суть воззрений писателей-
грекофилов на многие аспекты общественной жизни и культуры последней четверти XVII
в, в том числе на словесное творчество

2 Концепция словесного творчества писателей патриаршего круга во многом
носила традиционный характер В своей литературной практике эти авторы стремились
оставаться в русле средневековых, литературных традиций, используя приемы и средства
привычной риторической парадиты, провозглашая идею верности греко-византийскому
православию, святоотеческому учению и традициям национальной истории и культуры
Они выражали традиционный взгляд и на проблему авторства В то же время, несомненно,
испытывали воздействие динамичных процессов историко-культурного развития и были
открыты к восприятию некоторых культурных новаций, в том числе и
западноевропейского происхождения (если только дело не касалось сугубо
конфессиональных проблем), что находило выражение, например, в интересе к
«свободным» наукам (риторике, грамматике, диалектике, философии), книгам западных
авторов, использовании элементов стиля барокко (поэзия Евфимия Чудовского) Таким

образом, находясь в ситуации выбора, писатели патриаршего круїа использовали из нарождавшейся новой культурной модети лишь то, что вписывалось в парадигму традиционной культуры и не входило в противоречие с системой ее идейно-эстетических ценностей

  1. В своих сочинениях грекофилы не только отстаивали целостность православия, но и базировавшиеся на нем культурное своеобразие и традиции русской духовной жизни и государственности Обсуждая богословские проблемы, ставшие актуальными в конце XVII в, они стремились разобраться в потоке новых идей и событий переходной эпохи, сформулировать собственное видение культурно-исторического развития России, заботясь в первую очередь о сохранении духовного значения православной Церкви в жизни общества

  2. Писатели патриаршего круга активно ратовали за просвещение, участвуя в дискуссиях по актуальному для того времени вопросу создания высшей школы в России В ходе религиозно-идеологических споров с лагинствуюшими они продемонстрировали высокий уровень образованности (глубокое знание традиционной ишжности и святоотеческого наследия), незаурядное умение вести богословскую и литературную полемику Своим творчеством и практической деятельностью они оказывали влияние на события общественной и духовной жизни своего времени, процесс становления русского сознания, сыграв определешгую роль в развитии книжной культуры и сохранении духовных традиций православия, системы его этических и эстетических ценностей, составлявших основу древнерусской литературы

  3. Рукописная история основного памятника по истории полемики - книги «Щит веры» - отражает процесс развития широко распространенной формы средневековой лигературы, получившей наименование книга сочинение ориентировано на авторитетные книги богословского и полемического характера христианских писателей древности, продолжает и завершает такой ряд, как «Кириллова книга» и «Книга о вере», привнося новые черты в данную форму (содержательные и структурные)

  4. История книги «Щит веры» начинается в 1690 г со сборника подготовительных материалов (представлен рукописью ГИМ, Синодальное собрание, № 452) Затем Афанасием Холмогорским была подготовлена Основная редакция книги, которая окончательно сложилась приблизительно к середине 1691 г Через несколько лет на ее основе Евфимием Чудовским создается новая редакция «Щита веры» (завершена не ранее 11 сентября 1699 г) - Дополненная, которую отличает большой объем и более сложная проблематика (за счет включения текстов, касающихся новых тем, порожденных

актуальными культурно-историческими и идеологическими пробтемами последішх лет XVII в борьба с протестантизмом, старообрядчеством, западным влиянием на иконопись)

  1. «Повесть о расстриге Сильвестре Медведеве» Евфимия Чудовского в специально подготовленной для «Щита веры» редакции (Распространенной) в контексте книги играет роль ее идейного центра, соотносимого многочисленными смысловыми связями с остальными эчементами структуры повествования Особенно хорошо это прослеживается на примере реализации в Повести темы, заданной в Предисловии «Щита веры» цитатой из Послания ев апостола Павла и служащей ключом для понимания главной авторской идеи «Не есть наша брань к плоти и крови, но к началом, ко властей, к миродержителем тмы века сего» (Еф 6 12) Анализ текста Повести раскрывает творческую лабораторию создателей «Щита веры» (за счет введения новых эпизодов, цитат, переосмысления и стилистических изменений многих фрагментов исходного текста автор Повести добивается ее преобразования и «вживления» в структуру книги)

  2. Книга «Щит веры», посвященная истории спорного лигургико"богостовского вопроса и построенная по литературным канонам полемического произведения своего времени с использованием риторических приемов и средств дидактического и эмоционального воздействия на читателя (приемы ретардации, амплификации, экспрессивные, ритмически организованные высказывания, яркие метафорические образы, игра семантикой слов, включение в повествовательную ткань книги видений, чудес и т п), представляет собой литературный памятник конца XVII в, значение и место которого (как и остальных сочинений писателей патриаршего круга) необходимо учитывать при изучении литературной системы этого периода

Апробация исследования Основные положения работы опубликованы в научных сборниках, периодических изданиях, в том числе рецензируемых ВАК Всего по теме диссертации опубликовано 30 работ общим объемом 37,3 п л (в; том числе монография «Книга Щит веры в историко-литературном контексте конца XVII века» 2004) Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях Сектора археографии и источниковедения Института истории СО РАН и на научных конференциях «Проблемы историко-культурного наследия Сибири и Дальнего Востока» (Новосибирск, май 1997 г), «Традиции и новаторство в русской литературе Сюжеты, мотивы, жанры» (Новосибирск, сентябрь 1997 г), «Эстетические традиции в русской литературе Сюжеты и мотивы» (Новосибирск, 14-16 декабря 1999 г), «Эстетические традиции в литературе Сюжеты и мотивы» (Новосибирск, декабрь 2000 г), «V Чтения по истории и культуре древней и новой России» (Ярославль, август 2000 г), «Книга и литература в культурном контексте» (Новосибирск, май 2001 г), «Сибирь на перекрестье мировых религий»

(Новосибирск, октябрь 2004 г), «Сибирь опыт освоения и путь в XXI век» (Новосибирск, июнь 2005 г), «Древнерусское духовное наследие в Сибири» (Новосибирск, 1-5 декабря 2005 г), «VII Чтения по истории и культуре древней и новой России К 100-летию ДС Лихачева» (Ярославль, 13-15 сентября 2006 г )

Структура диссертации Диссертация состоит из Введения, двух частей, каждая из которых включает по четыре и пять глав соответственно (в главах выделены разделы), Заключения, Приложения, списка шифров использованных рукописей и литературы В Приложении приводится состав текста Сборника подготовительных материалов к «Щиту веры», Основной и Дополненной редакций книги, а также помещены наиболее интересные в историко-литературном отношении тексты из «Щита веры» Основной редакции по списку, принадлежавшему библиотеке Афанасия Холмогорского, и Послание Евфимия Чудовского патриарху Адриану по списку Дополненной редакции (ГИМ, Синодальное собрание, № 346)

Похожие диссертации на Писатели патриаршего круга в богословской полемике 80-х - 90-х гг. XVII в.