Содержание к диссертации
Введение 4
Глава I. Германия и немцы в творчестве И.С. Тургенева 15
1.1. И.С. Тургенев и немецкая культура 15
-
«Русский европеец». Роль немецкой культуры в восприятии Германии И.С. Тургеневым 15
-
Немецкая литературно-философская мысль XVIII - XIX веков в контексте восприятия Германии И.С. Тургеневым. «Берлинский период» и его роль в жизни И.С. Тургенева, в восприятии писателем Германии и немцев. «Культурный билингвизм» художника 23
1.2. Образ Германии и образы немцев в творчестве
И.С. Тургенева 39
1. Образы немцев в раннем творчестве И.С Іургенева 39
L. 1 ермания и немцы в повести «Ася» JO
-
Образы немцев в романах «Дворянское гнездо» и «Накануне» 66
-
Германия и немцы в романе «Дым» 76
-
Образы немцев в повести «Несчастная» 9\)
-
Германия и немцы в повестях «хЗешние воды» и «Клара Милич» ...... 99
Глава II. Образ Германии и образы немцев в творчестве
Ф.М.Достоевского 118
2.1. Немецкая литературно-философская мысль, немецкая культура
XVIII г XIX веков в контексте восприятия Германии
Ф.М. Достоевским 118
2.2. Образ современной Германии в творчестве
Ф.М,Достоевского 144
2.3. Образы немцев в творчестве Ф.М. Достоевского 167
2.4. Общее и различное в восприятии и изображении Германии
в творчестве И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского 202
Заключение 218
Литcydiypd ^^.О
Введение к работе
Закономерность обращения к изучению «немецкой» темы в творчестве И.С.Тургенева и Ф.М. Достоевского очевидна. Связи Тургенева и Достоевского с немецкой культурой и их большое значение для творчества этих писателей не нуждаются сегодня в доказательстве. Разнообразие этих связей становится очевидным уже при первичном знакомстве с произведениями Тургенева и Достоевского, их публицистикой и эпистолярным наследием. Уже многие ученые сделали свой вклад в изучение «немецкой» темы в творчестве И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского. Вместе с тем, если обратиться к конкретным работам по названной теме, обнаружатся следующие обстоятельства. Практически все ученые, монографически изучавшие творчество И.С. Тургенева и Ф.М.Достоевского, так или иначе касались данной проблематики. Довольно подробно исследована область собственно литературных отношений Тургенева с немецкими авторами, а также роль немецкой классики в формировании его художественного метода. Внимание исследователей привлекает и изучение воздействия немецких философских идей на И.С. Тургенева. Большой вклад в изучение «немецкой» темы в творчестве И.С. Тургенева сделан как русскими, так и немецкими литературоведами. Среди российских ученых следует особо выделить работы А.И. Батюто, Н.Ф. Будановой, Г.А. Вялого, В.Н. Горбачевой, Р.Ю. Данилевского, Г.Б. Курляндской, А.Б. Муратова, В.М. Марковича, А. Салима, Г.А. Тиме, СЕ. Шаталова и др.; среди зарубежных - труды П. Бранга, Р.Д. Клуге, X. Коттман и др. * Актуальными остаются книга К. Щютц об «образе ' Салим А. Тургенев - художник, мыслитель. - М, 1983.
Батюто А.И. Тургенев - романист. - Л., 1972. Он же: Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. -Д., 1990.
Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. -М.-Л., 1962.
Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев: Творческий диалог. -Л., 1987.
Горбачева В.Н. Молодые годы Тургенева. -Казань, 1926.
Куряяндская Г.Б. Художественный метод Тургенева - романиста. - Тула, 1972; Эстетический мир И.С. Тургенева. - Орел, 1994.
Муратов А.Б. И.С. Тургенев после «Отцов и детей» (60-е годы). - Л., 1972; Повести и рассказы И.С. Тургенева 1867-1871 годов.-Л., 1980; Тургенев-новеллист (1870- 1880-е годы)-Л., 1985. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева, -Л., 1975;
Гёте» у Тургенева, монография П. Тиргена о роли наследия Шиллера в тургеневском творчестве, работы Д. Чижевского о Тургеневе и его современниках, изучавших Гегеля.' Много ценных сведений содержат комментарии к академическому Полному собранию сочинений и писем И.С. Тургенева.^ Ценные статьи на разные темы содержит первый том многотомного издания «Тургенев и Германия».^
Что касается темы «Достоевский и Германия», то следует отметить следующие (основные) аспекты, по которым ведется ее изучение: биографический (о жизни писателя в Германии). Этого аспекта так или иначе касались многие исследователи, монографически изучавшие творчество Ф.М. Достоевского (А.С. Долинин, СВ. Белов и др.), есть и отдельные исследования на эту тему российский и зарубежных ученых.4
И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30 - 50-е годы). -Л., 1982. Данилевский Р.Ю. Молодая Германия и русская литература. -Л., 1969.
Русская литература и Гёте (исследования 80-х годов) // Русская литература. 1987. № 1. С. 215-224, Данилевский Р.Ю., Тиме ГЛ. Германия в повестях «Ася» и «Вешние воды» // И.С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. -Л., 1982. С. 80-95.
Тиме ГЛ. Немецкая литературно-философская мысль XVIII - XIX веков в контексте творчества И.С. Тургенева (генетические и типологические аспекты). Vortrage und Abhandlungen zur Slavistik. Hrsg. von P. Tiergen. Bd. 31. Otto-Sagner-Verlag. Munchen, 1997; Turgenew in Baden-Baden // I.S.Turgenew und seine Zeit. Baden-Baden, 1997; Заклятье гетеанства (диалектика объективного и субъективного в творчестве И.С. Тургенева) // Русская литература. 1992. № 1. С. 30 - 42. и др. Шаталов СЕ. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. - Л., 1969;
Художественный мир И.С. Тургенева. - М., 1979. Brang, Р.: I. S. Turgenew. Sein Leben und sein Werk, Wiesbaden, 1977. Kluge, R.D. : (unter Mitwirkung von R. Nohejl): Ivan S. Turgenew. Dichtung zwischen Hoffnung und Entsagung, Munchen, 1992. Kottmann, H. Ivan Nurgenews Buhnenwerk, Frankfurt a, M., 1984. ' Schtitz K: Das Goethebild Turgenews, Bern / Stuttgart, 1952. Thiergen, P.: Turgenews „Rudin" und Schillers „Philosophische Briefe", Giessen 1980. Vortraege und Abhandlungen zur Slavistik. Bd. 1. Tschizewski, D. Hegel in Russland, in: Hegel bei den Slaven, Darmstadt 2, 1961, S. 145-397. ^ Тургенев И.С. Поли. собр. соч. и писем. :В 28 т. -Л., 1960 - 1968. Ссылки на это издание даются в тексте в скобках с указанием; Соч. - сочинения, П. - письма. Далее - номер тома и страницы. 3I.S. Turgenew und Deutschland. Materialien und Untersuchungen. Hrsg. von G. Ziegengeist, Bd. 1; Berlin, 1965. 4 Долинин А.С. Достоевский и другие: Статьи и исследования о русской классической литературе. - Л.. 1989.
Белов СВ. Федор Михайлович Достоевский. - М., 1990.
Брусованы М.И., Гальперина Р.Г. Заграничныы еутешествия Ф.М. Достоевского о862 2 и863 гг. // Достоевский: Материалы и исследования. -Л., 1988. Т. 8. С. 272-292. NatovaN.A. Ф.М. Достоевский в Бад Эмсе, Possew -Verlag. Frankfurt/Main. 1971. НйЪпег, Rolf:. Fjodor M. Dostojewski in Bad Ems, Bad Emser Hefte. №. .9.2, ,988. Hielscher, K.\ Dostojewski in Deutschland. Insel Verlag. Frankfurt/Main und Leipzig 1999. роль немецкой классики в формировании художественного метода Ф.М. Достоевского (Н. Вильмонт, Э.М. Жилякова, А. Ковач, И.З. Серман, Г.К. Щенников)5. изучение связей творчества Ф.М. Достоевского с немецкой философской мыслью (труды В.Н. Белопольского, ЯЗ. Голосовкера, В.В. Дудкина).^ изучение влияния Ф.М. Достоевского на немецкую литературу; восприятие творчества Ф.М. Достоевского в Германии (работы Г.М. Фридлендера, подробная статья В.В. Дудкина и К.М. Азадовского и др.)-^
Таким образом, многие названные выше аспекты «немецкой» темы в творчестве И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского на сегодняшний день исследованы достаточно полно (хотя и не исчерпывающе). Тем не менее, почти вне поля зрения литературоведов продолжает оставаться один немаловажный аспект - это тема Германии в творчестве И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского, образ страны и народа.
Не относясь к центральным темам тургеневских сочинений, тема Германии, однако, проходит через многие из них - от ранних стихотворений, комедий, повестей до прозы последних лет, и всегда эта тема согрета чувством симпатии писателя к стране, которая так много значила в его духовном становлении и человеческой судьбе, ^ Вильмонт Н. Достоевский и Шиллер: Заметки русского германиста. - М., 1984;
Щенников Г.К. Иван Карамазов - русский Фауст // Достоевский в конце XX века. - М., 1996. С. 298 - 329.
Серман И.З. Достоевский и Гёте // Достоевский: Исследования и материалы. - СПб., 1997. Т. 14. С. 46 - 57.
Ковач А. Иван Карамазов: Фауст или Мефистофель // Достоевский: Исследования и материалы. - СПб, 1997. Т. 14. С. 153-163.
Жилякова Э.М. «Страдания юного Вертера» Гёте в контексте творчества Ф.М. Достоевского // Проблемы метода и жанра. - Томск, 1997. Вып. 19. С. 84 - 97. ^ Белополъскш В.Н. Ф.М. Достоевский и философская мысль его эпохи: Концепция человека. Ростов-на-Дону. 1987; он же: Достоевский и Шеллинг//Достоевский: Материалы и исследования. -Л., 1988. Т.8.С.39-51. Голосовкер ЯЗ. Достоевский и Кант. Размышления над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума». - М, 1963.
Дудкин В.В. Достоевский - Ницше: Проблема человека. - Петрозаводск, 1994. ^ Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. - Л, 1985.
Он же: Достоевский, немецкая и австрийская проза XX века // Достоевский в зарубежных литературах. - Л, 1978. С. 117-174.
Дудкин В.В., Азадовский К.М. Достоевский в Германии (1846 - 1928) // Литературное наследство. - М, 1973.T. 86. С. 659-740.
Тема Германии в русле общей проблемы «Россия - Европа» отчетливо прослеживается в творчестве Ф.М. Достоевского. «Немецкая» тема с очевидностью отразилась как в художественном творчестве Ф.М. Достоевского (от «Униженных и оскорбленных» до «Братьев Карамазовых»), так и в его публицистике и эпистолярном наследии.
Теме «Образ Германии в творчестве И.С. Тургенева» посвящен ряд исследований российских и зарубежных тургеневедов. В первую очередь следует назвать обстоятельную статью Р.Ю. Данилевского и Г.А. Тиме о w «Германия в повестях «Ася» и «Вешние воды» , авторы которой обращаются к произведениям Тургенева разных лет, подробно анализируют образ Германии и образы немцев в двух тургеневских повестях, а также статью В.К. Кантора «Иван Тургенев: Россия сквозь «магический кристалл» Г ермaнии» , где автор пытается проследить, как виделись Тургеневым Германия и немцы, как воспринималось писателем немецкое влияние на российскую ментальность. Свой вклад в изучение проблемы «Тургенев и Германия» сделал швейцарский литературовед, славист П. Бранг , Работ, посвященных изучению образа Германии и образов немцев в творчестве Ф.М. Достоевского, немного. Относительно недавно была опубликована обстоятельная статья >.гі. Тарасова «Две Европы Достоевского» , автор которой анализирует восприятие Достоевским Европы, в некоторых моментах речь идет и о восприятии писателем Германии, значения ее духовного наследия для России, о восприятии Достоевским европейского влияния на Россию, однако конкретно на образе Германии в творчестве Достоевского внимание автора не акцентируется. Восприятию Достоевским Западной Европы, образу Запада в 8 Данилевский Р.Ю., Тиме Г.А. Германия в повестях «Ася» и «Вешние воды» // И.И. Тургенев. Вопросы биографии и творчестваа-Л., 1982. С. 80-95. ' Кантор В.К. Иван нургенев: Россия сквозь «магический кристалл» Германии // Вопросы литературы. .996.
Вып. I.e. 121-158. '" BrangP.: I.S. Turgenew. Sein Leben und sein Werk, Wiesbaden 1977. " Тарасов Б. .ве Европы ыостоевскогог // /итературная ячеба. 1994. Кн. н. С. С.1 - 147; 1995. Кн. н. 1. С.1 —
ТЛ Т7 ТЗ 1о А русСКОМ хуДОЖеСІБсННиМ сиЗПсШИИ посвНЩСПа стdlbM YX.JL. ВUJ11 ППа. ) статьи ставит вопрос о присутствии образа Запада в художественном космосе
Ф.М. Достоевского, о моделировании национальных образов Америки и
Европы в русском сознании. Значительный вклад в изучение «немецкой» теми Р РУ У в творчестве Достоевского внес немецкий исследователь Л. Мюллер. В своей втатье «Тургенес и еермаоия» автор констатирует большоЛ .начение .емецкой сульеуры, генецкоГеитературы о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского, кнализыруен восприятие писателем вермании и немцес.
Работ сопоставительного характера, где бы срмвнивался образ Германии в творчестве посателей-соороменников (И.С. Турсенева и Ф.М. Достоевского),
Пребывание И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского в Германии, их Р разнообразные связи с ненецаии Фультурным миром достойны самого внимательного изучения. аркимы немецкой мизни, о разы немцев, сложившиеся в произведениях Тургенева и Достоевского, не моглм не отложиться в сознании русских читателей, повлияв тем самым на общне представления о ермании и немцах, свойственнвт мак современнбкам писателей, так и последующим поколениям, вплоть до наших дней.
Т Т Г Т~' iiесMWijj/i riа то, что \j\б In: Das Prophetische in Dostojewskijs „Damonen". Hrsg. von Olga GroBmann und Roland Opitz. Weimar: VDG, 1998. S. 11-21. 13 Mtiller, Ludolf.: Dostojewski und Deutschland. In; P.M. Dostojewski. Dichter, Denker, VisionSr. Hrsg. von Heinz Setzer, Ludolf Mtiller und Rolf-Dieter Kluge. Attempo Verlag. Tubingen 1988. S. 235-254; он же: Der Kampf Dostojewskis gegen den Westen. In: Deutsche-Dostojewskij-Gesellschaft. Jahrbuch 1998. Bd. 5. Hrsg. von Ellen Lackner und Peter Bukowski. Flensburg. 1998. S. 29 - 41. жизни, а Достоевский - позднее), они по-разному воспринимали Германию и немецкий народ. Вследствие достаточной изученности фактического материала, а также отдельных аспектов «немецкой» темы в творчестве И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского, в настоящее время вполне назрела постановка вопроса о сравнительном изучении образа Германии и образов немцев в творчестве двух писателей-современников, создана база для исследования, в котором была бы предпринята попытка проследить развитие образа Германии в творчестве И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского. Этим объясняется актуальность предлагаемого исследования, которая, однако, характеризуется не только обозначенными выше факторами, но и другими причинами, а именно: в настоящее время все большую популярность приобретает изучение образов стран, народов в национальных культурах, литературах. Так, на Западе все более актуальными становятся имагологические исследования - изучение образов стран, народов в творчестве отдельных авторов, литературного направления и т.д. с точки зрения иного национального сознания. Наука, занимающаяся исследованием имиджей (образов) - имагология - определяется по-разному. Например, ее характеризуют как «особую ветвь сравнительного литературоведения или компаративистики»'*. Как особое ответвление компаративистики, имагология сформировалась на стыке нескольких наук (история, социология, сравнительно-историческое языкознание, культурология, литературоведение), и в этом смысле является междисциплинарной. По мнению Т. Бляйхера, имагология «нуждается в междисциплинарном сотрудничестве»'^, Теоретик имагологии - профессор Дизеринк - считает, что целью имагологического исследования является преодоление евроцентризма и создание «лаборатории Европы», ссылается на вклад имагологии в 1* Ср.: Sorge, Veit.: Die literarischen Landerbilder in den Liedtexten Wolf Biermanns und Wladimir Wyssozkies von 1960 bis 1980 - ein imagologischer Vergleich. Diss, zur Erlangung des Grades Dr. phil. TU Chemnitz-Zwickau. 1995. S. 7. (Цитата приводится в нашем переводе). деидеологизацию базирующихся на идеологии имиджей16. Предметом имагологического исследования являются образы стран, народов или имиджи, представляющие собой «обобщенные суждения о качествах, характере и основополагающих признаках нации, национальных культур, литератур»17, «имидж раскрывает индивидуальное или коллективное представление, содержащее одновременно осмысленные и аффективные, объективные и субъективные элементы»18. Такой подход представляется важным и для русистики. Чтобы лучше понять «свое», нужно не только изучать его в собственной исключительности, изучать не только в сравнении с «чужим», но и исследовать «чужое» в том качестве, в котором оно освоено и усвоено. Научная новизна исследования заключается в сопоставительном изучении образа Германии и образов немцев в творчестве Тургенева и Достоевского, в прослеживании развития образа Германии и образов немцев на протяжении всего творческого пути Тургенева и Достоевского. Объектом исследования являются сочинения И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского разных лет, а также их письма и публицистика. Предмет исследования - образ Германии и образы немцев в творчестве И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского. Цель работы - проследить восприятие и изображение И.С. Тургеневым и Ф.М. Достоевским Германии и немцев на протяжении всего творческого пути писателей, определить, какую роль в создании образа Германии в их творчестве играли непосредственно жизненные и литературные впечатления Тургенева и Достоевского, обнаружить, что есть общего и различного в восприятии и изображении Германии и немцев Тургеневым и Достоевским. Исходя из этой цели нами, поставлены следующие задачи: 15 Bleicher, Thomas:. Elemente einer kompartistischen Imagologie. In: Kompartistische Hefte, 2 (1980). S. 12 - 24. S. (Цитата приводится в нашем переводе). S. 12. 16 Dyserink, Hugo, Fischer, Manfred: Internationale Bibliographic z\x Geschichte und Theorie der Komparatistik. Stuttgart, Anton Hiersemann Verlag, 1985. Dyserink, Hugo: Komparatistik: eine Einfuhrung. 3. Bonn, Bouvier, 1991. S. 129. 17 Sorge, Veil. Указ. соч. С. 9. 18 Тамже. С. 13. Проследить восприятие и изображение Германии Тургеневым и Достоевским в разные периоды их творчества. Проанализировать, как виделись немцы Тургеневым и Достоевским, выявить, какие стороны немецкого национального характера отражены в их сочинениях. Определить, какова роль немецкой культуры, немецкой литературно-философской мысли XVIII - XIX вв. в восприятии писателями Германии. Обнаружить, что есть общего и различного в восприятии и изображении Германии и немцев Тургеневым и Достоевским, определить, чем обусловлены эти различия и сходство. Показать, как образ Германии в творчестве Тургенева и Достоевского связан с анализом России. Теоретическая значимость диссертации состоит в разработке принципов и методики сравнительно-сопоставительного анализа двух художественных систем и образов (Германии и немцев) в творчестве Тургенева и Достоевского. Практическая ценность диссертации заключается в возможности использования ее материалов при разработке лекционных курсов, а также спецкурсов и семинаров по истории русской литературы XIX века. Материалом для исследования послужили художественные произведения, публицистика и письма И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского разных лет. Методология исследования: Закономерность обращения к сравнительному изучению образа Германии и образов немцев в творчестве И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского очевидна. Наличие биографических и творческих предпосылок для сравнительного изучения определяет принцип адекватности, который необходим в качестве обоснования и исходной точки подобных сопоставлений. Оба писателя -современники, оба неоднократно посещали Германию (порой в одно и тоже время), они встречались в Германии и даже дискутировали на тему «Россия -Германия», о немецком влиянии на Россию (общеизвестна ссора писателей в Баден-Бадене в 1867-м году). Таким образом, жизнь обоих писателей была тесно связана с Европой вообще и с Германией в частности. «Немецкие» впечатления, накопленные за годы проживания в Германии, нашли отражение в сочинениях, публицистике и письмах обоих писателей, не могли не повлиять на образ Германии и образы немцев, сложившиеся в сочинениях И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского. Все это делает правомерным изучение образа Германии и образов немцев в творчестве И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского с точки зрения компаративистики. Основной методологической базой работы являются принципы современной компаративистики и одного из ее ответвлений - имагологии. Кроме того, в диссертации используются методы рассмотрения художественного произведения в рамках системно-типологического подхода с применением методов сравнительно-сопоставительного анализа. (Труды В.М. Жирмунского, А. Димы, Н.И. Пруцкова, X. Дизеринка, Т. Бляйхера, Э. Менерт). На защиту выносятся следующие положения: 1. Германия, немецкий народ сыграли большую роль в духовном становлении И.С. Тургенева, в его творческой и человеческой судьбе. Это позволило писателю назвать Германию «своим вторым Отечеством». Тургенев воспринимает Германию не как «чужое», он чувствует себя представителем одновременно двух культур - русской и немецкой. 2. Тургенев непредвзято относится к Германии, он открыто говорит как о «немецких» достоинствах, так и недостатках. В своем творчестве писатель выводит образы немцев, своей высокой духовностью, культурой, а также склонностью к рефлексии выделявшихся из атмосферы духовной скудости, мещанства, которая царила в российской провинции. Вместе с тем Тургенев показал и негативные стороны немецкой культуры (буржуазный практицизм Клюбера в «Вешних водах», национализм г. Ратча в повести «Несчастная»). И все же именно духовность, культура, цивилизация навсегда остались главными в тургеневском образе Германии. 3. Достоевский воспринимает Германию (и Европу) через призму России и православия. Германия (и Европа) в творчестве Достоевского представлены в ряду оппозиции «свое - чужое», в русле оппозиции «Россия - Европа», сохранившейся на протяжении всего творческого пути писателя. В творческом сознании Достоевского слились вражда к Европе и тяготение к ней, преклонение перед европейским культурным наследием и в то же время неприятие современной буржуазной Европы. Отсюда «двойственность» образа Европы в творчестве Достоевского. Образы иностранцев (в том числе образы немцев) в творчестве Достоевского являются национально типизированными. Автор акцентирует качества, черты характера, свойственные, по его мнению, многим представителям данной нации. Сквозь призму одного национального типа писатель смотрит на другие, что позволяет ярче подчеркнуть особенности национальных характеров. Достоевского привлекают такие «немецкие» качества, как человеколюбие, бескорыстие, доброта (образы немцев-врачей в сочинениях Достоевского), работоспособность, умение подойти к своему делу (образы немецких служащих в «Дневнике писателя»), его отталкивают немецкий практицизм, меркантилизм, гипертрофированное стремление к организованности. В восприятии Германии Тургеневым и Достоевским можно отметить следующее сходство: - высокая оценка немецкой культуры, немецкой литературы (Достоевский, однако, считает, что «культурная» роль Германии - в прошлом, Германия «теряет старый национальный дух свой»); неприятие немецкого практицизма, желания во что бы то ни стало обустроить свою жизнь, порой переходящего в пошлость, мещанство, гипертрофированное стремление к организованности (образ филистера в творчестве Достоевского); - неприятие завоевательной политики Германии во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. Апробация работы: основные положения диссертации были изложены на межвузовских конференциях студентов и молодых ученых Волгоградской области (1995 - 2001), научно-методической конференции «Проблемы современной филологии в педагогической практике» педколледжа г. Волгограда в 1999 г., на зональной XXVII научной конференции литературоведческих кафедр университетов и педвузов Поволжья в 2000 г. (г. Саратов), получили отражение в ряде публикаций. Структура: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 320 наименований.Похожие диссертации на Образ Германии и образы немцев в творчестве И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского