Введение к работе
Поэт-новатор, прозаик, теоретик литературы, лингвист-экспериментатор, исследователь «глубинных пластов» языка, художник, мыслитель, отчаянный путешественник - Велимир Хлебников (1885-1922) - сыграл в развитии русской литературы и культуры ХХ века роль необыкновенную (по словам О.Э. Мандельштама: «прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие»). Однако ключ к разгадке, а, следовательно, объективному пониманию феномена «Хлебников», - еще не найден: «предмет» сам задает высокий уровень сложности и неоднозначности подходов к научным разысканиям и изучению материала.
Такое положение вещей обусловливается не только замысловатостью поэтики В. Хлебникова, предельной «заостренностью» магистральных тематических линий и/или своеобразием мотивно-образной системы его поэзии и прозы, но и постановкой Будетлянином («имя» введено В.П. Григорьевым) внехудожественных задач («мания прожектерства» (В. Гофман)), масштабом осмысляемых проблем («пространство и время», «мера и смерть», «число и слово», «судьба и "победа над роком"»), сосредоточенной телеологичностью поисков законов универсума, «проективностью» творческих конструктов, да и самой методологией извлечения «зерен» смысла из насущного языка.
Именно поэтому мы обращаемся к мифопоэтическому дискурсу как наиболее сложному и, на наш взгляд, плодотворному проявлению науки о Хлебникове, позволяющему оперировать категориями и проблемами, которые творчески разрабатывал сам поэт. Соглашаясь с утверждением, что мифология стала для В. Хлебникова «формой поэтического мышления» (Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, Е.М. Мелетинский), приходим к мысли, что собственно вся его поэтика является своеобразным «мифотворческим космосом». Центральной точкой этой вселенной становится категория «Мера».
В поле внимания исследователя попадали отдельные стороны реализации хлебниковской идеи «Меры» уже в трудах Е.Р. Арензона, В.П. Григорьева, Р.В. Дуганова. Последний, к примеру, предлагает стройную модель анализа «малой вещи» поэта, очерчивая грани предмета «меры» через ее «управление словом». Однако последовательное изучение, описание и преломление «Меры» как категории мифопоэтического мира через призму философско-теоретических и литературно-художественных воззрений Хлебникова не предпринималось. Некоторые частные аспекты проблематики «Меры» затрагивались в ходе анализа других узловых в творчестве поэта теорий, мифологем и категорий: «пространства и времени», концепции «четвертого измерения» (А.Т. Никитаев, В. Вестстейн, М. Бемиг), «законов числа» (В.В. Бабков, Л.Г. Панова), вопросов семантики «Единицы» (Н.М. Азарова). Выявляя дуалистическую доминату «мир/язык», французский исследователь Ж.-К. Ланн полагает ее преодоление через область «ритма», которая, как представляется, корреспондирует с категорией «Меры».
Рассмотрение репрезентаций форм и элементов Меры также носило лишь опосредовано-фрагментарный характер. В велимироведении проблема трансформаций образов и мифологемных комплексов в художественном космосе Хлебникова вылилась в изучение метаморфозы как фундаментального принципа с одной стороны и художественного приема - с другой. Метаморфозу как структурообразующий прием в текстах поэта выделяют А.С. Бирюкова (вопрос о «метаморфозе в ритмическом воплощении»), М.Л. Гаспаров, В.В. Кравец, В.Ф. Марков, И.П. Смирнов, Оге А. Ханзен-Лёве, P.O. Якобсон. А.Е. Парнис обращается к выявлению источников и способов перекодирования, трансформированных фольклорно-мифологических образов и мотивов («мава», «олень» и «воин») в контексте «проблемы диалога» В. Хлебникова и Н. Филонова, «морфология» и «исторические корни» метаморфозы рассматриваются С. А. Ланцовой, экспликация «перевернутых» сущностей («Тополь-рыбак») при анализе стихотворения Хлебникова «Весеннего Корана...» выявлена американским славистом X. Бараном.
Тем не менее, анализ трансформаций художественных элементов, замкнутых идеей Меры, не осуществлялся. Эти «исходные обстоятельства» во многом обусловливают актуальность нашего исследования. Кроме того, стабильно возрастающий в последние годы интерес к творчеству В. Хлебникова - а среди нерешенных проблем велимироведения остаются вопросы связи «словотворческих» экспериментов с генерированием единиц поэтического мифа, элиминирование лакун в изучении любопытнейших квазинаучных теорий и др. - и поиск новых подходов к изучению его художественной реальности предопределили включение генерализующей будетлянский космос категории в область нашего исследовательского внимания. С другой стороны, давно назрела необходимость обращения к онтологической категории Меры, «потерявшей» в гуманитарной мысли ХХ века свое «универсальное» диалектическое значение.
Цель настоящей работы: выявление в мифопоэтике В. Хлебникова категории «Мера», развертывающейся в пространстве трансформационных процессов творческого космоса. Заявленная цель определяет следующие задачи исследования:
-
Проследить генезис категории «Мера» в философско- культурологическом аспекте и установить специфику этой категории в мифосистеме В. Хлебникова.
-
Обозначить «параметры» мифопоэтической «модели мира» и эксплицировать взаимосвязь категории «Мера» с категориями времени и числа в универсуме поэта.
-
Выявить центральные антиномии авторской «модели мира» и распознать метаморфозы ключевых образов в зоне противопоставлений стержневых оппозитивных пар.
-
Зафиксировать формы репрезентации Меры на различных конструктивных уровнях хлебниковского Текста и проанализировать выявленные концепты и мифологемы; включить отдельные концепты в интертекстуальный срез.
-
Обнаружить когнитивный вектор Меры, выяснить природу концепта «мера мира» в сложной взаимосвязи с компонентами и теоретическими положениями авторского метатекста.
-
Сконфигурировать «мир» стихотворения «Времыши-камыши.» в парадигме пространственно-временных отношений на основе его всестороннего комплексного анализа.
7. Раскрыть признаки семиотического единства творческой системы Хлебникова и осуществить процедуру визуального кодирования поэтического текста.
Предметом исследования выступает система разноуровневых связей категории «Мера» в контексте преобразований и динамических взаимодействий элементов мифопоэтического мира В. Хлебникова.
Объектом являются тексты генерального корпуса (1904-1922 гг.) поэта, на различных уровнях структуры которых обнаруживаются элементы реализаций и трансформов категории «Мера», а также концептуально зависимых от этой категории семантических построений. Основная методика отбора произведений для анализа определяется принципом максимальной идейно-семантической релевантности материала категориальному уровню поставленных задач.
Теоретическая основа диссертации определена, с одной стороны, осмыслением трудов ученых русской «формальной школы» О.М. Брика, Е.Д. Поливанова, Ю.Н. Тынянова, В.Б. Шкловского, Р.О. Якобсона. Учитывается и ряд полемических тезисов и положений Г.О. Винокура и В.М. Жирмунского. С другой стороны, широта представленного материала и специфика творческого дискурса В. Хлебникова обусловила необходимость обращения к исследованиям столь разных отечественных ученых, как А.А. Потебня, М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, С.Н. Бройтман, М.Л. Гаспаров, Д.Д. Ивлев, А.С. Карпов, И.П. Смирнов, Ю.Б. Орлицкий, Б.А. Успенский, М.Н. Эпштейн, а также зарубежных теоретиков литературы и искусства (Е. Фарино, У.Эко). Основные подходы к стержневому понятию «миф» мы находим в фундаментальных трудах О.М. Фрейденберг,
-
-
Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева. При рассмотрении «Модели мира» как «суммы представлений о мире внутри данной традиции» (В.Н. Топоров) отправной точкой для нас послужили взгляды
-
Н. Топорова, Вяч. Вс. Иванова, Т.В. Цивьян.
В понимании природы «концепта» мы ориентируемся на работы таких ученых, как С.А. Аскольдов, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, И.А. Стернин. Философская сторона нашего исследования немыслима без обращения к трудам мыслителей прошлого и настоящего. Большое значение для понимания философского концепта в его взаимосвязях с категориальной системой современной философии сыграли работы «классиков» постструктурализма: Р. Барта, Ж. Делеза, Ф. Гваттари.
Методологическим базисом нашего исследования является комплексный подход к изучению литературных произведений, основанный на сочетании структурно-семиотического и культурно-исторического методов. Использованы также аналитические изыскания в рамках мифопоэтического дискурса, элементы методов компонентного и интертекстуального анализа. С другой стороны полисемантичность и «зашифрованность» текстов Хлебникова определяет использование герменевтического подхода к анализу ярусов ключевых стихотворных конструкций. При работе со сложным хлебниковским материалом важно учитывать «метод широких контекстов» или «открытый» метод, сформулированный Х. Бараном. Основополагающей посылкой нашего исследования стало то, что преломление форм реализации заглавной категории необходимо рассматривать с позиций самого автора, творца новой мифосистемы.
Производится задействование метатекстов и попытка «включить» иной перцептивный ряд.
Научная новизна диссертации определяется следующими аспектами:
-
-
-
Предпринят поиск «величины», организующей диалектику творческого космоса В. Хлебникова, произведено выделение ее в качестве отдельной категории. Этой категорией следует считать «Меру».
-
В мифопоэтической системе изучаемого автора выделяются оппозитивные пары («мера/мир», «смерть/мера» «мера/мор»), ранее подробно не описанные.
-
Важное место в диссертации занимает разносторонний анализ раннего стихотворения «Времыши-камыши...» (1907-1908), которое до этого рассматривалось в трудах хлебниковедов лишь фрагментарно.
-
Делаются подступы к разработкам визуальных представлений буквенного (графо-фонемного) уровня отдельных творений В. Хлебникова.
-
Устанавливаются ранее не замеченные интертекстуальные связи произведений Хлебникова с поэзией современников.
-
Осмысляются суггестивное и магическое начала в «малых вещах» поэта. Ряд известных текстов, представляющих интерес для исследователей и по- разному рассматриваемых в научной литературе, проанализирован с новых позиций. Получили новое прочтение отдельные стихотворения, мысли и заметки, дневниковые записи, лишь недавно впервые опубликованные.
-
Осуществлена попытка представить программный для мифопоэтической системы поэта текст «Есть запах цветов медуницы...» в виде экспериментального графического изображения. В целостную систему трактовок этого стихотворения нами также вводится и поздняя его версия, извлеченная из фонда В. Хлебникова (РГАЛИ).
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в актуализации онтологической категории Мера (ее сущностного смысла) в художественном мире Хлебникова и возможности поиска ее репрезентантов в структуре текста. Расширены возможности анализа конкретного поэтического текста. Проделан эксперимент перевода словесного ряда стихотворения «Времыши-камыши.» в цветовое диаграммное изображение. Специфика заявленной темы определила необходимость междисциплинарного подхода.
Положения, выносимые на защиту:
-
-
-
-
«Мера» есть узловая категория мифопоэтического космоса Велимира Хлебникова. Задействовав механизмы мифотворчества, поэт реактивирует категориальный потенциал «Меры» и возвращает ей философский сущностный смысл. Осмысление категории «Мера» у Хлебникова - это «conditio sine qua non» познание его поэтики, мирочувствования и философии.
-
Стратегия развертывания трансформационных процессов, происходящих в мифопоэтической системе художника слова Хлебникова, заключена в целеполагающем движении к некой сверхзадаче, которая выявляется как «идеальный» фильтр содержания его Текста. Варианты развития такой стратегии: создание единого языка: («перелить земли наречья в единый смертных разговор»), необходимость преодоления «смерти» («плевок в глаза смерти»), разработка теории создания «государства времени».
-
Категория конфигурируется на всех уровнях мифосистемы Будетлянина. Смыслы Меры эксплицируются в мифологемах, образах и концептах («закон качелей», «небеса азбуки», «бревна времени» etc.).
-
Элементы хлебниковской картины мира образованы по «конструктивной» схеме мифа и структурируются бинарно. Создавая новую «модель мира», поэт-«архитектор» отталкивается от конструкции дуальных противопоставлений в их диалектическом единстве. «Глубинную» основу всей системы оппозиций составляет инвариант архаического сознания «Чет/Нечет».
-
При реконструкции пространственно-временного континуума «малых вещей» В. Хлебникова (на примере стихотворения «Времыши-камыши...», 1908) обнаруживаются «парадоксальные» схемы, не конституируемые рамками трехмерной картины реальности, происходит актуализация единого субъектно- объектного состояния. Элементы текста вовлекаются в особые многоярусные отношения как на уровнях семантических и морфолого-синтаксических взаимодействий, так и на уровне структуры стиха.
-
Семиотическое единство хлебниковской мифосистемы образуется пересекающимися цепочками сложноорганизованных кодов. Следствием этого становится непрерывная генерация обновленных мифологем, образов, концептов и всего неомифологического комплекса представлений и универсалий.
-
Хлебниковские интенции постижения Меры нашли концептуальное продолжение в «причудливом» мире обэриутов, главным образом у Д. Хармса. Через расширение пространства метаморфозы категория Меры «овеществляется» в эталонных объектах. Представленный интертекстуальный срез экспериментов В. Хлебникова в области стихотворчества и практики создания «заумного языка» также демонстрирует возможность продуктивного роста.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его материалов для изучения поэтики В. Хлебникова как в рамках курса «История русской литературы XX века», так и спецсеминаров и спецкурсов, посвященных творчеству поэта и реализации теоретических стратегий русского футуризма. Ряд тезисов диссертации может быть привлечен при разработке методических рекомендаций для анализа проблем модернистского текста и осмысления художественно-философского наследия русского «классического» авангарда.
Апробация магистральных направлений диссертационного исследования осуществлена в выступлениях с докладами на научных конференциях, в том числе на Международной научно-практической конференции, посвященной LXXV-летию со дня рождения народного поэта Чувашии Геннадия Айги» (Чебоксары, 17-18 сентября 2009 г.), на Международной научной конференции «Велимир Хлебников в новом тысячелетии», посвященной 125-летию со дня рождения русского поэта и мыслителя (Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, 9-11 ноября 2010 г.) Диссертация обсуждалась на кафедре русской и зарубежной литературы Российского университета дружбы народов. Центральные положения диссертации нашли отражение в восьми публикациях, список которых приведен ниже.
Структура и объем диссертации подчинены достижению поставленной в работе цели и решению обусловленных ею задач. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии и приложения. Объём работы -237 страниц. Библиография насчитывает 519 наименований.
Похожие диссертации на "Мера" как категория мифопоэтики В. Хлебникова : трансформация элементов
-
-
-
-
-
-