Введение к работе
За долгие годы в литературоведении сложилась концепция русской советской исторической прозы, которая отличалась большой идеологической насыщенностью, определенностью мировоззренческой установки. Были сформированы идейно-художественные методы освоения социально-исторической реальности. При таком подходе сглаживалась реальная противоречивость литературного процесса XX века. Радикальные изменения характера общественного сознания в последние годы, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей отразились в пересмотре не только социально-нравственного опыта семи последних десятилетий, но и в попытке пересмотреть классическое наследие прошлого.
Литературоведческая ' наука сегодня осознает потребность в создании новой концепции истории русской литературы XX века с учетом реального драматизма всего исторического процесса. Формирование нового менталитета влечет за собой повышенное внимание к состоянию окружающего мира, реалиям социально-политической действительности, к проблеме соотнесенности человека и истории, точного воспроизведения взаимосвязи времен.
В последние десятилетия заметен подъем общественного интереса к истории России, к урокам ее прошлого. Истинное представление о путях развития русского государства обретает особую идеологическую и нравственную значимость. В трудах историков, социологов, филологов, искусствоведов Россия постигается как целостное явление, в том числе как культурологический феномен. Как сказал академик Д.Лихачев: "Культура едина. История культуры - это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления и совершенствования".1)
1) Лихачев Д.С. Искусство памяти и память искусства. Лит.газ. 1982г. 15 дек. С. 4
Сегодня представляется необходимым и возможным отойти от идеологических и теоретических штампов и клише, выработать новые мировоззренческие и эстетические подходы к проблеме русской советской исторической прозы, пересмотреть устоявшиеся идейно-эстетические взгляды. Это определяет актуальность исследования.
Состояние научной разработанности темы.
С середины 30-х годов XX века, когда в атмосфере подъема общего интереса к историко-культурному прошлому страны начался расцвет русского советского исторического романа, связанный с именами А.Толстого, С.Бородина, В.Шишкова, С.Злобина, А.Югова и др., обозначился и повышенный интерес к теоретической разработке проблемы среди писателей, литературоведов и критиков. На I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году в выступлении ^.Федина прозвучал призыв к советским писателям обратить внимание на проблему исторического романа как жанра.1) Вслед за этим выступлением на страницах периодики развернулась дискуссия под названием: "Социалистический реализм и исторический роман",2) которая получила широкий отклик.3)
1) См. материалы: Первый Всесоюзный съезд советских писателей.
1934. Стенографический отчет. П., 1934. С.225
2) См. Октябрь. 1934. N7. С.195-241
3) См. например: Гринберг . И. Хроника или трагедия. //Лит.
Современник. 1934. № 11. С.113-114; 119-119; Дитяткин В.
Литературное наследие классиков марксизма и исторический роман.
//Октябрь. 1934. N 7. С. 235-238; Зощенко М. Основные вопросы
нашей профессии. //Лит.Ленинград. 1934. 14 авг. N. 40. С.З;
Калигулов А. Исторический роман. (Из доклада на Ленинградской
конференции писателей (1934). //Лит.Ленинград. 1934. 12 авг. N 39;
С.2-3; Лежнев А. Единство противоположностей. //Октябрь. 1934. 12
авг. № 7. С.225-226; Мессер Р. А.Толстой и проблема исторического
романа. //Лит.критик. 1934. 'N 5. С.98-112; Ширений Д. За
художника-историка, //Октябрь. 1934. N 7. С.221-224; Фридлянд И.
Заключительное слово (на дискуссию "Социалистический реализм и
исторический роман") . //Октябрь. 1934. Af' 7. С:238-241.
В центре внимания находилась проблема исторического романа, его жанровая'специфика и каноны.
Вопрос об отношении писателя к прошлому и о его "взаимоотношении" с исторической наукой ("литература и история" и "писатель и история") обсуждался на страницах журнала "Вопросы литературы" в 1965 году.1) Редакция журнала обратилась к ряду писателей, работавших над исторической тематикой, с чисто профессиональными вопросами: "Как собирать материал?", "Как строить сюжет?", "Имеет ли исторический романист право на вымысел?" Отвечая на эти вопросы по-разному, все участники дискуссии были единодушны в главном - писатель должен хорошо знать исторические факты и исходить из них в своем творчестве. Главный критерий исторического романа - историческая правда.
Интерес к проблеме с новой силой возрос в 60-80-е годы. Писатели пытаются осознать связь времен, познать историческую судьбу народа. Именно тогда, по словам С.Петрова, произошло "оживление жанра", связанное с возвышением исторического сознания общества".2)
В работах Ю.Андреева, Л.Александровой, Г.Ленобля, В.Кирпотина, В.Каргалова, В.Оскоцкого, С.Петрова, А.Пауткина и др. исследователи вновь пытаются- дать определение жанра, посмотреть на историю его развития в контексте времени. Ставятся на обсуждение проблема историзма, соотношение исторической достоверности и художественного вымысла, проблема исторической личности и ее образное отражение в историческом романе; сюжет, композиция и язык.
1) См. дискуссию: 'Литература и история". //Вопросы литературы,
1965. N 9. Злобин С. Задачи романа. С.50-54; Паустовский К.
Чувство истории С.54-58. Гудайтис-Гудявичюс А. Путем революции.
С. 58-61;! Гладков А. Необходимость и границы вымысла., С. 62-70;
Иванов Вс.Н. Верность действительности. С.70-72; Севунц Г. Писать
только правду. С.42-74; Кораллов М. Музы, герои, время. С.75-98; Ян
В. Путешествия в прошлое. С.99-116.
2) Петров С. Русский исторический роман.' С. 404.
В последние годы интерес к проблеме русского советского исторического романа заметно угас. По справедливому замечанию Н.Я.Серовой, "русский советский исторический роман до сих пор представляет собой окраину нашей Перестраивающейся литературы. Может быть, из-за тяготеющего над ним шефства современных историков; для которых "в проклятом прошлом" нет ничего более отрадного, чем город Глупов, а в нем - "мужи кровавы и сини". 1)
. В задачу нашего исследования не входит проблема жанра исторического романа. Предметом анализа являются два романа исторического жанра ("Чингиз-хан" В.Яна и "Жестокий век" И.Калашникова), написанные в разной социально-политической обстановке. Для нас была важна сравнительная типология двух романов об одном исторической событии (татаро-мовольское нашествие) и об одном историческом лице (Чингиз-хан).
Эти романы не остались без внимания литературной критики. Первые отклики на роман В.Яна "Чингиз-хан" были противоречивы. С одной стороны, писателя обвинили в фальсификации истории,2) с другой, - оценили талант автора, его творческую способность предвидеть будущее Европы.3) С высоты прошедшего времени на роман посмотрели по-другому. Т.К.Лобанова не только увидела мастерство писателя в правдивом и честном освоении исторического материала, но и отличительную черту его концепции - "захватническая насильственная политика, противоречащая идеалам человечности, обречена",4) гражданский долг человека - "священная месть за поруганное отечество".5) Впервые исследовательница обратила внимание на художественное
1) Серова Н. Были ли "столетние сумерки"? Размышления над
историческим романом. //Лит. в школе. 1990. № 3. С.36.
2) Хмельницкий С. История и роман. //Литературный современник.
1939. № 10-11, С.224-255.
3). Нирпотин В. Роман о Чингиз-хане, о судьбах государств и культур. //Новый мир. 1942. N. 5-6 С.237.
-
Лобанова Т.К. В.Ян П., 1975. С.22
-
Лобанова Т.К. Исторические романы В.Яна. М. , С.77
своеобразие романа В.Яна - специфику сюжетно-композиционного построения, близость его героев к образам героического эпоса, своеобразие стиля и языка.
Интерес к роману "Чингиз-хан" возрос в „связи с появлением в 70-е годы романа И.Калашникова "Жестокий век", в котором перед читателем вновь возникает образ завоевателя народов - Чингиз-хана. Литературоведы отметили дальнейшее.углубление историзма в романе,1) новаторство писателя в освоении исторического материала и решении проблемы "личность и история",2) обращение писателя к философии истории 3) и актуализации нравственных проблем, отмечались стилевые и языковые особенности романа. 4)
Критики были единодушны в том, что усилия обоих авторов сосредоточены, с одной стороны, на изображении большой истории и движении народного сознания (в этом смысле в романах отчетливо прослеживается установка на эпопейность), с другой, - на утверждении человеческой личности в качестве единственной ценности и цели общественного развития. Если пафос романа В.Яна, по словам В.Оскоцкого, в "страстном
-
Оскоцкий В. Историзм художественной мысли. //Нева, 1980. N 10; Васильева А. История перед судом современности. //Улан-Удэ. 1978; Васильева А. Углубление историзма в романе И.Калашникова "Жестокий век". //Новые тенденции в современной литературе Бурятии. Улан-Удэ. 1988.
-
Момунова М.Ю. Самая жгучая связь. Очерки о советских писателях. М. , 1982; Жо.мунова М.Ю. И'. Калашников П., 1983; Окладников А., "Ларичев О. О романе И.Калашникова "Жестокий век". //Уверенной поступью. Улан-Удэ. 1980; Тулохонов С. Герой и история. //Байкал. 1987. N 4; Карнаков В. Пока горит свеча. //Байкал. 1981. № 14.
3) Тулохонов С. Художественная философия истории в романе
И.Калашникова "Жестокий век". //Поиски нового в изучении литератур
народов СССР. Улан-Удэ. 1991.
4) Нестеров М. Язык русского советского исторического романа. Киев.
1978; Нечаева О. О языке и стиле романов И.Калашникова "Разрыв
трава" и'Жестокий век" //Язык художественной литературы Бурятии.
Улан-Удэ.-1982.
- є -
утверждении бесплодности тирании, бездуховности, деспотизма..., в отрицании культа всепроникающего насилия", то для И.Калашникова главное - показать "саморазвитие характера... социальный генезис человеконенавистничества".1) Следует отметить, что проблема сравнительно-типологического исследования осталась за пределами научного внимания. Это обусловило выбор темы нашео исследования.
Пель и задачи исследования.
Основная цель заключается в том, чтобы через движение исторической прозы 30-70-х годов проследить изменения в системе координат "личность - народные массы - история", выявить степень историзма названных романов в раскрытии социального и нравственного облика народа, проникновении во внутренний мир исторической личности,' в обрисовке общественных, культурных, идеологических аспектов эпохи, а также проанализировать их литературно-художественную ценность.
В соответствии с этим намечены следующие задачи: исследовать различные формы освоения. исторической действительности в романах В.Яна и И.Калашникова, проследить формирование концепции исторической личности; мотивировать идею оформления разных концепций гуманизма. Названные проблемы рассматриваются на уровне их отражения в сюжете, природе и характере конфликта, типе героя и поэтики.
Методологической и теоретической основой диссертации являются работы крупнейших русских советских филологов по историческому роману, а также летописные источники и исследования по истории татаро-монгольского нашествия русских и зарубежных ученых (см.библиографию). В основу методологического подхода к ~ изучению русского советского исторического романа 30-х и 70-х годов в диссертации положен принцип научного историзма, исследование художественных явлений в их сложной эстетической и социальной
1 ) Оскоцкий В. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. М. , 1980. С.159,170.
обусловленности. Основным теоретическим инструментарием является конкретно-исторический и сравнительно-типологический анализ произведений.
Научная новизна диссертационного исследования. В диссертации впервые предпринята попытка сопоставить два романа на одну и ту же тему с целью выявления общего и частного в разработке концепции исторической личности, по-новому взглянуть на русский советский исторический роман, высветить приоритет общечеловеческих ценностей, показать сложный путь двух разных писателей на пути к исторической правде. Введен в научный оборот новый историко-социологический материал, посвященный исследование Монголии XII-XIII веков, систематизированы взгляды на проблему историзма в отечественном литературоведении.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и выводы могут быть использованы в лекционном курсе по истории русской литературы XX* века, при проведении спецсеминаров и спецкурсов, связанных с проблемами исторического романа, а также да факультативных занятиях в средней школе.
Объем и структура работы обусловлены материалом и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Основной объем - 176 стр. Прилагается список использованной литературы.