Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция лирического мира Н. ГУмилева (1914-1921 гг.) Луцик, Наталья Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Луцик, Наталья Владимировна. Эволюция лирического мира Н. ГУмилева (1914-1921 гг.) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Москва, 1994.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Фигура Н.Гумилева, замечательного поэта начала IX века, бесспорно, представляет собой огромный интерес для исследователей. 3 настоящее время, когда его имя и творчество возвращаются широкому кругу читателей, когда литературоведческая наука обретает возможность формирования представления о специфике его художественного видения, о его роли и месте в иста рии русской литературы вне влияния каких бы то ня было факторов политического и идеологического характера, затруднявших процесс исследования, влияющих ла объективность оценок, обращение к осмыслению литературного наследия Гумилева на новом уровне представляется насущной необходишстью.

Современное состояние проблемы изучения творчества Гумилева видится довольно сложным. С одной стороны, нельзя не отметить факт постоянного интереса критики и литературоведения к поэту, начиная со времени выхода в свет его первых книг стихов, много и охотно рецензируемых, и заканчивая настоявші моментом, знаменующимся по .явлением многочисленных публикаций, посвяшенных жизни и творчеству Гумилева. С другой стороны, очевидно, что в процессе изучения литературного наследия Гуми лева, имевшем почти девяностолетнюю историю, до сих пор не появилось исследования, в кокой то степени имеющего основание претендовать на определенную академичность, затрагивающего не какие-то отдельные аспекты творчества, а представляющего собо.1 попытку наметить проблемы общего порядка, связующие воедино весь комплекс художественного мироощущения поэта.

Начальный этап развития гуми леви с тики - прижизненные отзывы на факты творческой деятельности поэта - предлагает Р--Щ перспективных подходов к определению важнейших черт его художественного видения (работы Б.Эйхенбаума, С.Парнок, М.Тум-позской, Вяч.Иванова, Г.Чулкова, М.Кузмина и др.). Но далее в истории изучения художественного наследия Гумилева складывается весьма специфическая ситуация, когда преобладающи в исследовательской практике становится искусственно суженный подход к рассмотрению его творческой индивидуальности, при котором факты биографического порядка практически подменяют рассмотрение собственно поэтических исканий и обретений. "Много времени пройдет, прежде чем рассеется кровавый туман, окружающий его смерть, и мы сможем спокойно рассматривать его творчество только иа художественном плане"; - замечает по этому поводу Н.Минский. Те немногочисленные работы, авторы которых выходят на проблемы непосредственно касающиеся определенных аспектов художественного мира Гумилева, его эстетико-философской системы (Г.Струве, Р.Тименчик, Вяч.Вс .Иванов, А.Павловский, Н.Богомолов, Е. RiLiirJiU) и др.), мало изменяют общую картину со-, временного состояния гумилёвистики.

Гумилев относится к тому редкому типу поэтов, процесс развитая художественного мышления которых отличается, яеобынио-

Минский Н. Огненный столп. // Николай Гумилев, в воспоминаниях современников. Ред.-сост., автор предисловия и коммент. В.Крейд. - Париж, - Нью-Йорк. - Дюссельдорф, 1989. - С. 169.

веньой стройностью, несет на себе печать ярко выраженного эволюционирования. В качестве одного из первоочередных факторов, обусловливающих столь явную динамику развития поэтического мышления, художественной системы Гумилева, нагл представляется связанный с типологической отнесенностью специфики его художественного мира. Художественный мир как таковой обычно выступает в тяготенш к одному из типов, которые можно обозначить как "бессознательно создашаемый" и как "волевой". Художественный мир Гумилева явно волевой по своей природе: эстетические установки, согласно который он формируется, возникают а оформляются не спонтанно, не неожиданно - здесь на лицо процесс самосоздания, самостроительства, что предопределяет стремление к эволюции, становящееся одной из наиболее выраженных черт творческой манеры поэта при рассмотрении ее на диахронией срезе, в ее динамике. Таким образом, наиболее адекватное представление о специфике художественного мира Гумилева формируется преаде всего с учетом того, что буквально всякая эстетическая установка, выдвинутая и воплощенная автором на страницах своих книг, практически каадый поэтический комплекс, возникающий в его сборниках, не представляемы в статике -постижение ах сути предусматривает рассмотрение их в процессе изменения, развития - эволюционирования.

Итак, актуальность избранной темы определяется явно назревшей в гумилевистике необходимостью перехода к формированию исследовательских концепций, предлагающих варианты оешсла иия художественного мира поэта как некоего целостного явления в его становлении и развитии, позволяющего представать разноуровневые аспекты творческой индивидуальное.г а Іумалвва в зэдо единого комплекса.

Целью работы является исследование процессов формирования художественной концепции мира позднего Гумилева с точки зрения соотношения художественной реальности и действительности в проекции на личность человека в нее помещенного.

Исходя из этого, встает ряд определенных задач,а именно: предпринять опыт краткого анализа раннего творчества Н.Гумилева (I905-I9I2) с точки зрения фондирования предпосылок возникновения концепции художественного мира периода зрелого творчества; рассмотреть специфику сборника "Колчан" (І9Г5) в разрезе его квалификации как факта, знаменующего начало периоді зрелого творчества Гумилева; на материале сборников "Костер" (Itr8), *»шатер" (1921, 1922), "Фарфоровый павильон" (1918) проанализировать процессы укрепления - статуирования и развитая основных черт концепции художественного мира позднего Гумилева; предпринять попытку определения сущности философско-эстетических; художественных установок поэта на уровне их реализации в процессе формирования концепции мира в их единстве и взаамосвязанности (на материале сборника "Огненный столп" (1921).

Научная новизна работы состоит в попита і исследования лирика Н.Гумилева сквозь призму понятия "художественный мир", что позволяет выйти на более высокий уровень обобщения в осмыслении концептуальных моментов его творчества. Впервые предпринята попытка проследить эволюцию поэтического мира позднего Гумилева, выявив таким образом связи, взаимоотношения между ранним и зрелым периодами творчества, показать естественнееть, органичность пути поэта от "Колчана" к "Огненному столпу"; закономерность рождения зігого художественного явления. Выделены

определенные аспекты философской, историософской систем позднего Гумилева, не ставших до сих пор предметом специального научного изучения.

Объектом исследования являются стихотворения Н.Гумилеве, объединенные в поэтические сборники 'Путь конквистадоров", "Романтические цветы", "Жемчуга", "Чужое небо", "Колчан", "Костер", "Фарфоровый павильон", "Шатер", "Огненный столп". При этом учитывается контекст наследия Гумилева в целом. Тексты приводятся по наиболее полному на сегодняшний день изданию: Гумилев Н. Сочинения в трех томах. - М., 1991.

Методика работы определяется, в основном, историко-литературным принципом анализа.

Научная и практическая значимость. Результаты исследовв ния позволяют представить поэтический мир Гумилева в виде некоего целостного образования, многоаспектного по своей природе, дішамичного по своей сути, что делает возможным анализ того или иного факта художественного наследия поэта на срезе от формирования предпосылок его возникновения до собственно реального его проявления, становления, развития, и, возможно, перехода в иное качество. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке курсов по истории русской литературы, в частности, русской псэзии XX века, а также в специальных курсах, посвяшеняых творчеству Н.Гумилева и специфике поэтической школы акмеизма.

Апробация работы. Отдельные положения работы отражены в публикациях по теме диссертации, а также использовались при чтении курса лекций по истории русской литературы XX в. в Гомельском государственном университете им. Ф.Скорины.

Диссертация обсундена на заседании кафедры всторин русской литературы IX в. филологического факультета МГ7 км. М.В.Ломоносова (23 февраля 1994 г.).

Структура диссертации. Реферируемая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Библиография включает 283 наименования.

Похожие диссертации на Эволюция лирического мира Н. ГУмилева (1914-1921 гг.)