Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Художественная критика" И.Ф. Анненского в составе его литературного наследия Чернаков Илья Эльвинович

<
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чернаков Илья Эльвинович. "Художественная критика" И.Ф. Анненского в составе его литературного наследия : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 Вологда, 2007 181 с., Библиогр.: с. 162-181 РГБ ОД, 61:07-10/1812

Введение к работе

Культурные эпохи, оставляющие след в мировой истории, являются плодом совместных усилий многих людей. У каждой есть свои признанные и непризнанные герои Творчеству одного такого поэта, чей весомый вклад в становление феномена Серебряного века в литературе XX века оказался неоцененным по достоинству, посвящено данное исследование

Предметом исследования является вопрос о специфике литературной критики Иннокентия Федоровича Анненского (1855 - 1909), по отношению к которой мы используем определение «высокая критика» Литературная критика в диссертации рассматривается как феномен, обладающий научным, общественным, и собственно-художественным значением. Понятие «высокая критика» не является общепринятым и широко распространенным в литературоведении Условность его как термина отчетливо обозначена заключением в кавычки. «Высокая критика» - понятие, выбранное нами из нескольких, предложенных в литературоведении XX века Б Бурсов «критика как литература», И Ильин «художественная критика», Д. Максимов «критическая проза», как результат развития тенденции к обозначению различий литературной критики, сближающейся с наукой, н критики, сближающейся с искусством Здесь мы ссылаемся на авторитет О Уайльда, концепция которого была поддержана самим И Анненским Понимание литературной критики как самостоятельного и самодостаточного вида искусства, утвердившееся в данном периоде истории русской литературы, составляет сравнительно новую область литературоведческого исследования.

И. Анненский, поэт, критик, переводчик и филолог, при жизни не получил признания читателей. Творчество Анненского-критика остается недостаточно изученным. Большинство исследователей обращаются к поэтической составляющей наследия поэта. Работы, специально посвященные литературной критике И Анненского, немногочисленны. Однако, чтобы представить себе творчество поэта во всем его многообразии, необходимо учитывать все составляющие его наследия как части единой художественной системы

Место творчества И Анненского в современном ему литературном процессе еще до конца не выяснено. Разноречивость (и даже противоречивость) мнений о нем порождены и сложностью его художественного мира, и недостаточной его изученностью. «Высокая критика» И Анненского, рассмотренная в едином контексте его творчества и соотнесенная с эволюцией теоретических концепций литературной критики того периода, их практической реализацией в творчестве различных авторов, может дать более глубокое представление о литературной деятельности самого поэта, об особенностях развития «новой критики» начала XX века, о многообразии и неоднородности представлений о природе литературной критики и тенденциях ее развития в Серебряном веке

Актуальность исследования определяется следующими факторами:

Потребностью в более четком представлении о хронологических и понятийных границах эпохи Серебряного века,

Необходимостью детального изучения процесса модернизации литературной критики в начале XX века, завершившегося появлением феномена «новой критики»,

Недостаточной изученностью в литературоведении критического наследия И. Анненского,

Необходимостью достичь объективных, текстуально обоснованных выводов при интерпретации литературной критики И Анненского

Цель данного исследования - рассмотреть «высокую критику» И. Анненского как особый вид его литературной деятельности в контексте «новой критики» Серебряного века, установить ее соотнесенность с творчеством поэта в целом.

Поставленная цель предполагает решение следуюпщх задач

Изучить историю изменения объема и содержания понятия «литературная критика» в русском литературоведении в XX веке.

Выявить особенности «новой критики» начала XX века, понимаемой как логический итог перевооружения искусства в эпоху Серебряного века.

Определить место «высокой критики» И. Анненского в контексте эстетических исканий «новой критики»

Охарактеризовать приемы и средства интерпретации художественных произведений в «высокой критике» И. Анненского.

Проследить эволюцию критического метода И Анненского от ранних статей к «высокой критике».

Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в том, что на примере «высокой критики» И. Анненского сделана попытка определить характерные черты и особенности «новой критики» Серебряного века. Литературная критика И Анненского рассматривается как единый текст, как целостная система, обусловленная оригинальным мировоззрением автора, его представлениями о природе искусства, целях и задачах литературной критики. Под таким углом зрения она до сих пор специально не рассматривалась Все это дает возможность целостного представления о взглядах Анненского на литературный процесс и месте его наследия в развитии русской литературной критики начала XX века.

Объектом исследования являются критические статьи И Анненского двух «Книг отражений», отдельные статьи, его рецензии в педагогических журналах, а также неопубликованные работы, сохранившихся в архивах страны

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют концепции ведущих отечественных ученых - М Бахтина, В. Виноградова, Л. Гинзбург, Б. Егорова, Ю. Лотмана, Л Крупчанова, В. Новикова, Д Максимова, В Прозорова и других.

В работе мы опираемся на труды Н. Ашимбаевой, Е. Беренштейна, Л Кихней, И. Корецкой, И Подольской, Г. Пономаревой, В. Сечкарева, А Федорова и других отечественных и зарубежных исследователей, создавших концептуальную парадигму изучения творческого наследия И Анненского

Диссертация является историко-литературной работой. При анализе и синтезе отобранного материала применялись историко-литературный и сравнительно-типологический методы исследования

Практическое значение диссертации определяется тем, что материалы и результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов и проведении практических занятий по истории русской литературы начала XX века, по истории русской литературной критики начала XX века, а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров, связанных с изучением наследия И. Анненского.

На зашиту выносятся следующие положения: 1 Процесс модернизации арсенала искусства в начале XX века затронул и литературную критику, приведя к возникновению «новой критики». «Новая критика» стремилась превратиться в независимый вид словесного искусства, стать «поэтической критикой» Характерные черты «новой критики» заключаются в следующем: ведущей роли личностного начала, широком

жанрово-тематическом диапазоне, стилистическом богатстве,

сосредоточенности на феномене художественной целостности, совмещении в рамках единого текста понятийного, терминологического мьшшения и художественной образности

  1. И. Анненский - критик, непосредственно участвовавший в формировании «новой критики» Серебряного века Критический метод И. Анненского, определяемый как «высокая критика», является модернистским, с присущей ему тенденцией к «синтезу культур» и различных художественных систем.

  2. «Высокая критика» И. Анненского проходит длительный путь становления, развития и утверждения. В формировании «высокой критики» И Анненского выделяются два основных этапа: ранний, включающий статьи, написанные в 1880-1890-е годы, и поздний, включающий статьи 1900-х годов. Ее истоки и становление связаны с творческим усвоением традиций русского академического литературоведения конца XIX века, русской литературно-критической мысли и критико-эстетической концепции О Уайльда

  1. Основными принципами «высокой критики» И Анненского являются-представление о литературной критике как независимом и самодостаточном виде словесного искусства, когда критический анализ является творческим процессом, а критик становится со-художником, понимание литературного произведения как тайны, по отношению к которой возможны лишь различные степени приближения к ее постижению, но не окончательное разрешение, этическая направленность; ярко выраженное личностное начало, субъективизм критических оценок, зависимость критического суждения от принципов художественного творчества И Анненского, лирика и драматурга; доминирование образно-символического начала, критический анализ как средство эстетического воспитания общества. Эти принципы организуют «высокую критику», придают ей целостность, системность

  2. Использование «высокой критики» для изучения литературного процесса в России XIX - XX веков позволило И. Анненскому замечать новые тенденции в развитии русского художественного творчества, предвосхищая открытия других выдающихся деятелей русской литературы и культуры «Высокая критика» И. Ф Анненского дает сложное сплетение творческого мира того художника, о котором идет речь, с художественными системами его предшественников, современников, а так же тех художников, которые были современниками самого критика. В каждом «творце», по представлениям Анненского, «отражается» весь опыт художественной литературы, отечественной и мировой

Апробация работы. Материалы исследования рассматривались и обсуждались на кафедре литературы Вологодского государственного педагогического университета, апробировались в докладах на международных научно-литературных чтениях «Художественный мир Иннокентия Анненского» в 2005 году в Москве, на научно-практической конференции «Проблемы текста» в 2006 году в Вологде, на XII Шешуковских чтениях «История русской литературы XX-XXI веков в литературоведении, литературной критике и журналистике» в 2007 году в Москве.

Структура работы, диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего 279 наименований.