Введение к работе
Духовные искания русской литературы первой половины XIX в. сопряжены с актуализацией вопроса о моральной, интеллектуальной, социально-политической свободе личности. В этом отношении наследие А.И. Герцена уникально.
Г.Г. Шпет подчеркивал, что «личность — огненный центр философского, — как и практического, — мировоззрения»1 писателя. Сходное мнение выражают В.А. Туниманов, С.В. Савинков, Е.К. Созина и др. Кардинально важным оказывается утверждение самого Герцена: «Понять личность человека, понять всю святость, всю ширину действительных прав лица — самая трудная задача…» [V: 238]2 .
Несмотря на значительное количество разысканий, посвященных творчеству Герцена, на признание ценности его наследия, многие особенности поэтики художественных произведений писателя до сих пор не изучены. Одним из самых продуктивных путей исследования, на наш взгляд, является определение важнейших составляющих герценовской концепции личности в ее художественной интерпретации. Решение этой проблемы позволяет выявить оптимальную точку пересечения собственно литературоведческих и философско-мировоззренческих вопросов, а также пути их интеграции. Все перечисленное определяет актуальность диссертационной работы.
Степень изученности проблемы. С конца XIX — начала ХХ в. (Н.Н. Страхов, Ю.И. Айхенвальд и др.), на протяжении XX в. (И.С. Нович, В.А. Путинцев, И.В. Касьянова, Л.И. Матюшенко, С.Д. Гурвич-Лищинер, Е.Н. Дрыжакова, Н.И. Пруцков, Г.Н. Антонова, И.А. Белорусцева, Э.Г. Бабаев, Л.А. Плоткин, В.А. Туниманов, В.С. Семенов, Т.Ш. Айтжанова, С.В. Савинков и др.) и до настоящего времени (Е.К. Созина, Д.Л. Карпов, Б.Н. Тарасов и др.) художественное творчество Герцена привлекало внимание исследователей. Однако рассматривались, как правило, бегло либо в частных аспектах морально-этическая проблематика произведений (в основном программных: «Кто виноват?», «Сорока-воровка»), прототипы герценовских персонажей, романтическое начало как одна из составляющих его творческого метода, некоторые жанровые особенности и т.п. Проблема художественного выражения человеческой индивидуальности, в частности категория «концепция личности», конечно, не являлась обойденной, хотя и не была детально исследована. Следует учесть, что, согласно словоупотреблению изучаемого периода, у Герцена, как и у других авторов, понятия «человек», «личность», «индивидуум» нередко отождествлялись, но, с другой стороны, герценовское осмысление данных феноменов имело ряд особенностей, в частности ярко выраженную персоналистическую направленность, что наложило свой отпечаток на его художественную антропологию.
В работах советского времени, в силу доминирующего социологизма, учитывались, главным образом, общественно-политические факторы, формирующие характер; основной акцент делался на позиции Герцена-идеолога, что порождало «недооценку глубины жизненного, художественного пространства в творческой мысли»1 писателя.
Последние два десятилетия можно наблюдать определенный всплеск научного интереса к наследию Герцена, прежде всего к его философско-общественной позиции. Однако специальных трудов по вопросу о своеобразии концепции личности в художественных текстах Герцена не существует. Если исходить из герценовского тезиса о том, что «личность — действительная вершина исторического мира: к ней все примыкает, ею все живет; всеобщее без личности — пустое отвлечение…» [II: 155], необходимость поиска новых подходов к постижению феномена его прозы, определению ее глубинных смыслов становится особенно острой.
Объект нашего исследования — художественная антропология А.И. Герцена, нашедшая адекватное выражение в творчестве писателя, прежде всего — в его прозе.
Предметом исследования являются основные составляющие писательской концепции личности, сформировавшие своеобразную систему литературных образов в прозе Герцена.
Материалом послужили следующие произведения: «Елена», «Записки одного молодого человека», «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», «Кто виноват?» (вслед за Герценом произведение «Кто виноват?» в данном исследовании называется повестью), «Долг прежде всего», «Поврежденный», «Скуки ради». Для рассмотрения взяты зрелые повести как наиболее показательные для художественного стиля писателя и оказавшие влияние на последующую литературную традицию.
Цель работы заключается в выявлении специфики концепции личности в прозе Герцена и способов ее художественной реализации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
— систематизировать идейно-философские истоки художественного своеобразия творчества Герцена;
— определить место христианской традиции в становлении эстетического кредо писателя и его художественной практике;
— охарактеризовать соотношение природного фактора и социальной составляющей в концепции Герцена;
— выявить важнейшие способы художественной реализации идеи личности в прозе писателя.
Теоретическую и методологическую базу диссертации составили труды М.М. Бахтина, А.Г. Бочарова, В.В. Виноградова, В.И. Воронова, Л.Я. Гинзбург, В.В. Зеньковского, В.К. Кантора, Л.А. Колобаевой, Д.С. Лихачева, Б.Н. Тарасова, Г.Г. Шпета, В.Г. Щукина и др., посвященные общим проблемам значения человеческого фактора в истории, духовного содержания личности в контексте общественного развития, а также исследования ведущих отечественных и зарубежных специалистов по творчеству Герцена — работы Л.Я. Гинзбург, Э.Г. Бабаева, Г.Н. Антоновой, С.Д. Гурвич-Лищинера, Г.Г. Елизаветиной, И.А.Желвакова, Д.Л. Карпова, С.В. Савинкова, Е.К. Созиной, М. Малиа.
Методологическая основа определена интегративным подходом к анализу литературного произведения, сочетающим элементы историко-литературного и герменевтического методов.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринимается попытка целостно и системно описать художественную концепцию личности в повестях писателя. В диссертации осуществлен нетрадиционный подход к произведениям, восприятие которых во многом остается стереотипным. Проза Герцена анализируется с точки зрения природной, социально-философской, этико-религиозной составляющих, детально рассматриваются способы художественной реализации герценовской характерологии в аспекте поэтики.
Разработка проблемы позволяет раскрыть новые смысловые нюансы в художественном тексте. Предложенный в работе путь анализа и синтеза, с одной стороны, идейно-философских основ писательского мастерства, с другой — конкретных уникальных форм его реализации отвечает важной для Герцена идее нераздельности теоретико-мировоззренческих и художественных исканий.
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшей разработке проблемы художественной концепции личности в аспекте мировоззренческих установок писателя, в углублении представления о способах реализации концепции личности как интегративного феномена в литературном произведении.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке лекционных курсов и практических занятий по истории русской литературы ХIХ в., спецкурсов по творчеству Герцена, а также в профильных школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Мировоззрение писателя в разные периоды складывается под влиянием идей немецкого идеализма (гегельянства, шеллингианства); просветительской антропологии (руссоизма); разумного эгоизма (английского сенсуализма); гуманистических и социальных воззрений 1840—1860-х гг.: сен-симонизма (вопросов семьи и брака), фейербахианства, позитивизма О. Конта и др. В художественной прозе Герцена очевиден экзистенциальный подход к проблеме свободного волеизъявления личности, что обусловливает акцент автора на индивидуальности персонажей.
2. Осмысление проблемы личности в произведениях Герцена во многом связано с традиционными религиозными ценностями; поступки действующих лиц рассматриваются через этическую призму христианской и антихристианской аксиологических систем. Идеал для Герцена — тип, обладающий целостностью; в теологическом контексте это соответствует представлениям об андрогинности — важной особенности образа совершенного человека, исполненного целомудрия, чистоты и непорочности. Писатель обращается к религиозному контексту путем введения элементов житийного сюжета и христианских символов в жизнеописания некоторых персонажей.
3. Основной структурный элемент в развитии личности — индивидуально-природное начало: физиологическое состояние организма, пол, национальность, возраст, чувства, разум, нравственные качества, талант. Одним из признаков идеальной личности является инфантилизм, т.е. сохранение «детскости» и непосредственности мировосприятия у взрослого человека. Писатель показывает неповторимость индивидуального проявления личности в соединении рациональной и эмоциональной составляющих. Социальный фактор, определяемый как природно обусловленная рабская психология большинства (феномен «общественного мнения»), определивший трагическую судьбу некоторых персонажей, рассмотрен в историческом контексте, в том числе и под влиянием феминистских процессов.
4. Одной из наиболее значимых художественных форм реализации концепции личности у Герцена является портретирование персонажа с традиционным акцентом на глазах. Но, актуализируя различные ценностные смыслы, писатель различает лексемы сенсорных семантических полей («свет» и «цвет»). Не менее существенны пейзаж (поскольку положительные герои ощущают себя частью природы, Божьего мира) и анималистические мотивы как мерило человечности. Портретные и пейзажные зарисовки в ряде случаев содержат пургаментарные характеристики, которые у Герцена-художника также наделяются философским смыслом.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены в виде докладов, сообщений на международных и всероссийской научно-практических конференциях в Москве (2011, 2012 гг.), Твери (2011 г.), Самаре (2011 г.), Тобольске (2011 г.), Чите (2011 г.), Астрахани (2012 г.).
По теме диссертации опубликована 21 статья, в том числе 11 — в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (каждая из которых включает в себя два параграфа), заключения и списка использованной литературы.