Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклорные и литературные архетипы в поэтике Н.В. Гоголя Гольденберг, Аркадий Хаимович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гольденберг, Аркадий Хаимович. Фольклорные и литературные архетипы в поэтике Н.В. Гоголя : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Гольденберг Аркадий Хаимович; [Место защиты: Волгогр. гос. пед. ун-т].- Волгоград, 2007.- 360 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-10/84

Введение к работе

Поэтика Н В Гоголя не раз становилась предметом научного исследования Аспект ее изучения, предлагаемый в данной работе, связан с неослабевающим интересом литературоведения к проблемам исторической поэтики, выходящим на первый план в гоголеведческих работах последних десятилетий Потребность в обращении к традициям народной культуры и древнейшим жанровым формам словесного творчества при изучении поэтики Н В Гоголя осознается как насущная необходимость в трудах целого ряда современных исследователей творчества писателя (Е И Анненкова, Ю Я Барабаш, М Я Вайскопф, В А Воропаев, С А Гончаров, Е Е Дмитриева, А И Иваницкий, В Ш Кривонос, Ю. В Манн, Е М Мелетинский, С А Шульц и др ) В них были предложены и новые аспекты изучения «архепоэтики» (термин Е Фарино) Гоголя, и новые методологические подходы к ее исследованию Был значительно расширен контекст, в котором рассматривалось творчество писателя, обозначилась тенденция к поиску инвариантных моделей в гоголевской поэтике Одним из ее аспектов стало изучение архетипов Гоголя

Проблема гоголевских архетипов за последние полтора десятилетия по меньшей мере дважды привлекала специальное внимание исследователей Ей посвятил отдельный раздел своей книги «О литературных архетипах» Е М Мелетинский, который главное внимание уделил вопросам мифологического генезиса образов писателя и трансформации исходных архетипов в его произведениях Творчество Гоголя, по его мнению, «чрезвычайно богато архетилическими мотивами и разнообразными фольклорными элементами, к ним восходящими, для него характерно использование архаических жанровых структур, таких, как сказка (волшебная и бытовая), бы-личка, легенда и героический эпос»1 Если в ранних произведениях писателя вся эта архаика выступает на уровне сюжета и системы персонажей, то в последующем творчестве, как полагает исследователь, она отражается в различных сравнениях и других тропах При всей своей теоретической значимое! и работа Е М Мелетинского лишь поставила проблему архетипов Гоголя и наметила некоторые важные аспекты ее изучения Идеи зыда-ющегося мифолога получили развитие в работах А И. Иваницкого В книге «Гоголь Морфология земли и власти» и созданной на ее основе статье «Архетипы Гоголя»2 их автор стремится выявить и охарактеризовать ти-

1 Мелетинский, Е М О литературных архетипах /ЕМ Мелетинский — М
Рос гос гуманит ун-т, 1994 — С 72

2 Иваницкий, А И Гоголь Морфология земли и власти / А И Иваницкий — М -^
Рос гос туманит ун-т, 2000, Его же Архетипы Гоголя / А И Иваницкий // Литера- л.
турные архетипы и универсалии — М Рос гос гуіьанит ун-т, 2001 — С 248—

пологию гоголевских архетипов В качестве фундаментальной архетипиче-ской категории А И Иваницкий выделяет «олицетворенную землю», которая выступает у Гоголя источником сквозного действия («архисюжета») Стадиями этого сюжета являются ее метаморфозы, а субъектами действия —ее порождения «Земля» порождает «иерархию поколений-властей», восходящую в творческом подсознании Гоголя к архаическому культу предков По мнению ученого, главными сюжетообразующими элементами, своего рода свернутыми вариантами основного архетипа, являются гоголевские тропы Их анализ позволяет реконструировать и систематизировать многие архетипические формы поэтики писателя В отличие от Е М Мелетинского исследователь никак не затрагивает жанровые аспекты гоголевского архетипа Для нас же они во многом являются определяющими при изучении архетипической основы поэтики Гоголя

Исследования Е М Мелетинского и А И Иваницкого носят общетеоретический характер и не предполагают развернутого сопоставительного анализа фольклорных и литературных текстов Кроме того, в них основное внимание уделяется мифологическим и фольклорным архетипам, а архетипы литературного происхождения остаются вне поля зрения их авторов Между тем они занимают в поэтике Гоголя одно из первостепенных мест Например, на роль библейских архетипов обращали внимание, не используя, правда, этого термина, С Г Бочаров, М Я. Вайскопф, С А Гончаров, В Ш Кривонос и др

В своем подходе к изучаемой теме мы исходим из того расширенного понимания термина «архетип», которое утвердилось в современной филологической науке (А Ю Большакова) Мы, вслед за И П Смирновым, разграничиваем архетип как мифологему и собственно литературный архетип В нашем понимании, архетипы — это не только «первообразы», сопряженные с мифом и обрядом, но и «вечные образы» литературы Это не психологическая, а логико-смысловая подпочва литературного творчества, « родовые (по отношению к видовым) способы концептуализации действительности, это сравнительно устойчивый "язык" словесного искусства, являющий собой сеть правил семантических ассоциаций, которые контролируют внутренний строй художественного текста < > Об архетипах можно говорить и как о некоторых формах (содержания), каковые мы рассматриваем в качестве исходных, применительно к историко-культурным трансформациям этих форм»3 Специфика нашего подхода заключается также в том, что в архетипической цепочке «миф — фольклор —

3 Смирнов, И П Диахронические трансформации литературных жанров и мотивов/И П Смирнов // Wiener Slawistischer Almanach Sonderband 4 — Wren, 1981 — С 60

литература» основное внимание обращено на два последних звена Прямое обращение исследователей от мифа к литературе не представляется нам вполне корректным, потому что их взаимодействие у Гоголя особенно активно совершается в промежуточной сфере фольклора Фольклор же «по типу сознания тяготеет к миру мифологии, однако как явление искусства примыкает к литературе»4

В своем понимании характера взаимоотношений между фольклором и литературой в области поэтики мы разделяем получившую широкое научное признание концепцию Д Н Медриша, согласно которой фольклор и литература являются составными частями единой метасистемы — художественной словесности В то же время, говоря о фольклоре, мы имеем в виду не только словесные тексты, но и всю совокупность вербальных и невербальных форм народной культуры Иными словами, фольклор и литература предстают не только подсистемами словесности, но еще и подсистемами национальной культурной традиции в целом

При изучении литературных архетипов в поэтике Гоголя мы опираемся нр ме го дологические принципы исторической поэтики и бахтинскую концепцию «памяти жанра», которые дают возможность, анализируя литературное произведение, установить соотносительный характер индивидуального замысла художника и исторически сложившихся жанровых структур

В силу этого наше исследование носит комплексный характер, в нем используются — в зависимости от решения конкретных задач—литературоведческие, искусствоведческие, фольклористические и этнографические материалы и приемы анализа Еще одна особенность нашего подхода к изучаемой проблеме заключается в том, что мы делаем акцент не столько на выявлении и каталогизации архетипов в поэтике писателя, сколько на способах и приемах их реализации в литературном тексте

Актуальность нашей работы, таким образом, обусловлена, с одной стороны, недостаточной изученностью роли архетипов в поэтике Н В Гоголя, а с другой — необходимостью поиска новых подходов к этой проблеме

Объект исследования составляют фольклорные и литературные архетипы в творчестве Н В Гоголя

Предметом исследования являются различные способы и приемы реализации архетипов в поэтике писателя

Материалом для исследования стали произведения всех периодов творчества писателя—от «Ганца Кюхельгартена» до «Выбранных мест из пе-

* Лотман, Ю М, Минц, 3 Г Литература и мифология /ЮМ Лотман, 3 Г Минц//Труды по знаковым системам 13 Семиотика культуры / Учен зап Тарт гос ун-та Вып 546 —Тарту, 1981 — С 35

реписки с друзьями» При этом основное внимание мы уделяем зрелому и позднему творчеству Н В Гоголя и, прежде всего, его вершинному произведению — поэме «Мертвые души» как наиболее, с нашей точки зрения, универсальной и репрезентативной архетипической модели гоголевской поэтики

Цель диссертации заключается в том, чтобы установить место и роль фольклорных и литературных архетипов в творчестве Н В Гоголя, выявить способы и приемы их реализации в поэтике писателя

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач

определить место, способы и приемы реализации архетипов народной обрядовой культуры в творчестве Н В Гоголя 1830-х годов,

установить роль фольклорных архетипов в творчестве Н В Гоголя 1840—1850-х годов и проследить эволюцию способов их реализации а поэтике писателя,

—выявить способы и приемы реализации библейских архетипов, указать на их роль в поэтике Н В Гоголя,

определить специфику способов и приемов реализации архетипов средневековой христианской литературы в поэтике Н В Гоголя,

проанализировать своеобразие гоголевского экфрасиса как одного из наиболее действенных приемов реализации архетипов в поэтике писателя,

выявить новые аспекты изучения дантовского архетипа и охарактеризовать их место в поэтике Н В Гоголя,

показать роль архетипов как ценностной константы поэтики писателя

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые комплексно изучается роль архетипов народной обрядовой культуры в поэтике писателя, впервые системно рассматриваются фольклорные архетипы в позднем творчестве Н В Гоголя, по-новому решается вопрос о способах и приемах реализации библейских и средневековых литературных архетипов в поэтике писателя, установлены принципы взаимодействия словесного и живописного дискурсов в экфрасисе Н В Гоголя, выявлены новые аспекты изучения проблемы дантовского архетипа в поэтике Н В Гоголя

Методологической базой настоящей диссертации являются теоретические положения таких исследователей проблемы «миф — фольклор—литература», как М М Бахтин, А Н. Веселовский, Ю М Лотман, Д Н. Мед-риш,Е М Мелетинский,В Я Пропп, В Н Топоров, В И Тюпа,0 М Фрей-денберг, работы по теории архетипа С С Аверинцева, И П Смирнова, Е Фарино, Н Фрая,М Элиаде, К Г Юнга, труды фольклористов А К Бай-

бурина,А Ф Белоусова,Л Н Виноградовой, В И Ереминой, Ю Г Круг-лова, Г А. Левинтона, Е Е Левкиевской, Б Н Путилова, О А Седаковой, Ю И Юдина, исследователей поэтики Н В Гоголя Е И Анненковой, Ю Я Барабаша, С Г Бочарова, М Я Вайскопфа, М Н Виролайнен, С А Гончарова, А И Иваницкого,В Ш Кривоноса, Ю В Манна, Е А Смирновой

В работе применяются различные методы исследования, выбор которых обусловлен характером материала и конкретными задачами анализа сравнительно-исторический и структурно-типологический методы, интроспективный (палеонтологический) метод, получивший плодотворное применение в работах В Я Проппа и О М Фрейденберг («от нового к древнему и древнейшему»), метод целостного анализа текста и методика интертекстуального анализа

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней историко-литературный аспект исследования увязан с методикой диахронического анализа поэтики писателя и междисциплинарным подходом к его творчеству, направленным на дальнейшее развитие принципов мифопо-этической и культурно-исторической интерпретации художественного текста.

Практическая значимость. Материалы и результаты диссертации могут быть использованы в школьном и вузовском преподавании фольклора и русской литературы XIX в , в разработке спецкурсов по проблемам взаимоотношений мифа, фольклора и литературы, в эдиционной практике при комментировании произведений Н В. Гоголя

Положения, выносимые на защиту:

  1. Исключительно важную роль в творчестве Н В Гоголя 183 0-х годов— от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» до первого тома «Мертвых душ» включительно—играет архетииический свадебно-поминальный комплекс народной обрядовой культуры Способы и приемы его использования носят в поэтике писателя по преимуществу гравестийный характер, а степень реализации определяется сюжетно-образной структурой произведений

  2. В художественном творчестве Н В Гоголя 1840—1850-х годов, и прежде всего в поэтике второго тома «Мертвых душ», происходит смена фольклорных архетипов Если в поэтике первого тома «Мертвых душ» доминировала гротескная смеховая трансформация фольклорных образов и мотивов, то в изображении новых героев поэмы на первый план выходят песенные, эпические и сказочные традиции, теряющие свою травестийную окраску Повышается удельный вес тех фольклорных архетипов, которые прямо или косвенно соотносятся с утопическими тенденциями позднего творчества Н В Гоголя

  1. Среди литературных архетипов в творчестве писателя заметное место занимают сюжеты и образы Библии Они образуют в художественном языке Н В Гоголя символический код, анализ которого помогает выявить онтологические проблемы его творчества

  2. Архетипы средневековой христианской литературы оказывают существенное влияние на формирование замысла, жанровой структуры и образной системы поэмы «Мертвые души» Структурная общность барочной гшкарески и кризисного жития дает возможность реализовать в образе героя-протагониста полярные архетипы антихриста и апостола Павла, обозначить путь преображения героя Учительные «слова» дают архетип сопряжения этического и эстетического дискурсов в поэтике писателя

  3. Одним из наиболее продуктивных приемов, определяющих реализацию литературных архетипов и влияющих на изобразительные возможности гоголевского стиля, является экфрасис, за которым в русской культуре закреплены сакральные коннотации Его анализ позволяет включить исследование поэтики Н В Гоголя в контекст архетипов русской и мировой художествегаюй культуры

  4. Среди прецедентных текстов, повлиявших на поэтику Н В Гоголя, значительную роль играет «Божественная комедия» Данте Выявление новых аспектов изучения дантовского архетипа в поэтике Н В Гоголя дает возможность обнаружить переклички поэм Гоголя и Данте с апокрифическими видениями и хождениями, найти точки соприкосновения их хронотопов, указать на не замеченную ранее дантовскую реминисценцию во втором томе «Мертвых душ»

  5. Архетипы выступают у Гоголя как ценностная константа его поэтики Они не утрачивают связи с идеальным «первообразом», даже если реализованы в произведениях писателя в обращенной, «сниженной», травес-тийной форме

Апробация результатов исследования. Концепция, основные идеи и результаты исследования обсуждались на международных конференциях, в их числе «Гоголь как явление мировой литературы» (Москва, ИМЛИ РАН, 2002), «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, 2002), «Гротеск в литературе» (Москва, 2004), «Гоголь и Пушкин Четвертые Гоголевские чтения» (Москва, 2004), «Н В Гоголь и русское зарубежье Пятые Гоголевские чтения» (Москва, 2005), «Данте и его "Божественная комедия" в русской культуре XIX—XXI веков» (Флоренция, 2005), «Н В Гоголь и современное культурное пространство Шестые Гоголевские чтения» (Москва, 2006), «Н В Гоголь и народная культура Седьмые Гоголевские чтения» (Москва, 2007), «Рациональное и эмоциональное в

фольклоре и литературе» (Волгоград, 2001,2003,2005 гг), «Восток—Запад пространство русской лт ерагуры и фольклора» (Волгоград, 2004,2006 гг), на всероссийских конгрессах и конференциях Первый Всероссийский конгресс фольклористов (Москва, 2006), «Фольклор и художественная культура» (Москва, 2001), «Актуальные проблемы филологического образования наука—вуз—школа» (Екатеринбург, 2003), «Поэтика русской литературы Проблемы сюжетологии (Москва, 2006), на кафедре литературы Волгоградского государственного педагогического университета в ходе обсуждения проблем на методологических семинарах, итоговых научно-исследовательских конференциях

Материал и основные идеи исследования использованы в вузовских курсах фольклора и истории русской литературы, в спецкурсе «Поэтика Н В Гоголя», читаемых автором диссертации в Волгоградском государственном педагогическом университете

Результаты исследования изложены в монографии, учебном пособии к спецкурсу, статьях и тезисах общим объемом 47 п л

Структура работы Диссертация состоит из введения, двух разделов, поделенных на главы и параграфы, заключения и списка использованной литературы из 649 названий Объем работы 360 страниц

Похожие диссертации на Фольклорные и литературные архетипы в поэтике Н.В. Гоголя