Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин: типология почвенничества Мужайлова Елена Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мужайлова Елена Александровна. Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин: типология почвенничества : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Мужайлова Елена Александровна; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т].- Уфа, 2008.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-10/563

Введение к работе

Проблематика диссертационного исследования связана с теорией и историей русского почвенничества. Это направление философской и культурной мысли проявило себя и в художественной литературе. Зародившись еще в начале XIX века, оно потом развивалось и изменялось на протяжении двух веков, но никогда из него не уходила идея нерасторжимой связи человека с матерью-землей. Также в нем выразилась мечта об общечеловеческом братстве, о возможности мировой гармонии, которая придет на смену раздирающим общество противоречиям. Кроме того, значительное место в своем учении о путях развития России почвенники отводили православной вере.

Одним из основоположников направления стал Ф.М. Достоевский, выразивший его программу в своем послекаторжном творчестве. В XX веке озвученные классиком идеи подхватили русские эмигранты – философы, деятели науки и искусства. Не стал исключением и М.А. Осоргин, один из виднейших представителей русского зарубежья первой волны. Сегодня произведения Осоргина весьма актуальны, они позволяют проследить историю страны в самый сложный, переломный для нее период. Объективный взгляд на проблемы России писателю ХХ века удалось выразить во многом благодаря приверженности идеологии почвенничества. Однако эта точка зрения нуждается в обосновании; соответствующих исследований о почвенничестве писателя-эмигранта практически нет, хотя традиция направления самым непосредственным образом сказалась именно в русском зарубежье.

Теоретической основой для разработки данной темы стали труды Н.А. Бердяева; работа польского философа и литературоведа Анджея Лазари «В кругу Федора Достоевского»; вышедшая в 1995 году книга известного в России и за рубежом философа и писателя А.В. Гулыги «Русская идея и ее творцы»; исследования современных достоевсковедов В.А. Туниманова, Б.Н. Бессонова, А.П. Власкина, О.Ю. Юрьевой, В.В. Борисовой и других; а также труды О.Ю. Авдеевой, Н.В. Барковской, Н.Б. Лапаевой, Н.А. Терениной, посвященные наследию М. А. Осоргина.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена обращением к злободневной проблематике, волнующей сегодня политологов, культурологов, и других гуманитариев. Это национальная идеология, которая Н.А. Бердяевым была названа «русской идеей». Одним из главных ее выразителей был Ф.М. Достоевский. Но если критика, посвященная почвенникам ХIХ столетия, обширна, то об их преемниках в XX веке ученые сказали далеко не все. Для восстановления традиции необходимо обратить внимание на идеологию и литературную деятельность многих представителей русского зарубежья, в том числе на творчество М.А. Осоргина.

Изучение данной проблемы необходимо также для создания целостной картины развития русского почвенничества; оно позволяет понять многие историко-культурные процессы, которые происходили в России в конце прошлого века и продолжаются сегодня.

Таким образом, научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении сопоставляются почвеннические воззрения Ф.М. Достоевского и М.А. Осоргина; утверждается ведущая роль почвенничества в формировании философско-общественной и нравственно-этической концепции Ф.М. Достоевского и М.А. Осоргина; наследие писателей XIX и XX веков рассматривается в едином контексте философской и литературной мысли; прозаик русского зарубежья признается преемником идей классика мировой литературы.

Предмет исследования – почвенничество в его историко-культурных вариантах, представленных в творчестве Ф.М. Достоевского и М.А. Осоргина.

Объектом исследования являются, прежде всего, следующие произведения Ф.М. Достоевского: «Игрок», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Дневник писателя», а также – М.А. Осоргина: «Свидетель истории», «Книга о концах», «Времена», «Письма о незначительном», «В тихом местечке Франции», «Происшествия зеленого мира», «Игрок», «Сивцев Вражек» и другие художественные и публицистические тексты обоих авторов, в которых в той или иной степени отразились идеи почвенничества.

Выбор методов изучения почвеннических воззрений Достоевского и Осоргина определяется их спецификой и теми целями, которые мы перед собою поставили. Поэтому основными для диссертационного исследования являются биографический, сравнительно-исторический методы, которые мы используем в рамках системного и комплексного подходов к изучению литературы. Они позволяют установить степень и характер преемственности между Ф.М. Достоевским и М.А. Осоргиным, проследить трансформацию концепта «почва» и его элементов в конкретных произведениях и в целом в творчестве данных представителей русского почвенничества.

Художественные тексты писателей интерпретируются на основе структурного, мотивного, интертекстуального анализа и культурно-исторического комментария.

Цель нашего исследования заключается в определении степени преемственности между почвенническими воззрениями Ф.М. Достоевского и М.А. Осоргина и в обосновании гипотезы о том, что общественно-философские и нравственно-этические взгляды классика ХIХ века, выразившиеся в его почвеннической концепции, нашли отражение в творчестве писателя русского зарубежья.

Соответственно в диссертации решаются следующие задачи:

1. Прокомментировать отзывы М.А. Осоргина о творчестве и философских воззрениях Ф.М. Достоевского, подтверждающие фактическую преемственность между писателями.

2. Раскрыть особенности многогранного концепта «земля», который стал определяющим в картинах мира, воспроизводимых у Ф.М. Достоевского и М.А. Осоргина.

3. Сопоставить в контексте почвенничества такие произведения писателей, как публицистический очерк «Земля и дети», роман «Игрок» Ф.М. Достоевского и рассказы «Земля», «Игрок» М.А. Осоргина.

4. Охарактеризовать варианты концепта «народ», разработанные писателями.

5. Проследить трансформацию религиозных воззрений Достоевского и Осоргина в русле почвеннического направления.

6. Доказать, что созданные писателями образы просветленных людей – старца Зосимы и денщика Григория – являются ключевыми для выражения православных идей Ф.М. Достоевского и М.А. Осоргина.

На защиту выдвигаются следующие научные положения:

1. Преемником почвеннических идей Ф.М. Достоевского в начале XX века выступил писатель-эмигрант М.А. Осоргин. Сопоставление художественных и философских воззрений прозаика русского зарубежья и классика ХIХ века способствует созданию целостного представления о русском почвенничестве.

2. Идейным ядром направления стал концепт «почва», вобравший в себя такие основополагающие понятия, как земля, народ, религия.

3. В произведениях почвенников образ земли – центральный концепт, который вошел в национальную картину мира. Ключевыми произведениями для понимания данного концепта являются публицистический очерк «Земля и дети» Ф.М. Достоевского и мемуарный рассказ «Земля» М.А. Осоргина.

4. Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин представили типологически сходный, амбивалентный, образ русского народа, показали противоречия и крайности национального характера. Так, Достоевский в романе «Игрок» и Осоргин в одноименном рассказе создали один и тот же тип «заграничного русского», оторвавшегося от родной почвы. В безумно-болезненной страсти игрока писатели увидели одно из крайних проявлений национального характера.

5. Идеальная сторона русского национального характера обеспечена укорененностью в почве, что является, в понимании Ф.М. Достоевского и М.А. Осоргина, прикосновением к подлинному смыслу православия и православной святости, бережно сохраняемым в русском человеке. Оба писателя разводили такие понятия, как официальное и народное православие. К последователям народного православия в их произведениях относятся просветленные герои: Зосима из «Братьев Карамазовых» и Григорий из «Сивцева Вражка».

В качестве источников цитации фактического (исторического) материала в работе использованы письма и воспоминания современников о Ф.М. Достоевском и М.А. Осоргине, а также протокол допроса писателя XX века, проведенного в Государственном политическом управлении.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов для преподавания дисциплин «История русской литературы XIX века», «История литературы русского зарубежья» и дополняющих их спецкурсов; они могут быть полезны для вузовских курсов философии, истории философии, культурологи и истории культуры, спецкурсов по истории русской философии и проблемам культуры, цивилизации, религии.

Теоретическая ценность исследования состоит в установлении сходства творческих индивидуальностей Ф.М.Достоевского и М.А.Осоргина: в зеркале почвенничества ярко отразились важнейшие особенности их мировоззрения и поэтики.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 209 наименований. Общий объем диссертации – 200 страниц.

Похожие диссертации на Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин: типология почвенничества