Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Проблема судьбы всегда была для человека волнующей и загадочной. Современные исследователи относят её к числу традиционно философских тем, связывая с такими проблемами, как цель и смысл жизни человека, его смерть и бессмертие, сущность человека, его место и предназначение в мире. Таким образом, в идее судьбы переплетаются в единый один узел все животрепещущие вопросы, на которые человечество испокон века пытается найти ответы.
Концепция судьбы присутствует во всех мифологических, религиозных, философских и этических системах, а также составляет ядро национального и индивидуального сознания. Понятие судьбы является активно действующим принципом жизни, таинственным и непостижимым.
С одной стороны, судьба – это универсальная категория, выступающая, как универсальный контекст человеческих взаимоотношений с миром, но с другой стороны, судьба каждого человека индивидуальна и уникальна. Представления о судьбе имеют множество граней, по которым можно судить о мировоззрении эпохи, культуры или индивидуума. В понимании судьбы объединяются и пересекаются область универсального, абстрактного и сфера индивидуального человеческого существования.
Проблема судьбы имеет ярко выраженный антропологический аспект и является одной из важных тем философской антропологии.
В то же время в связи с историческими обстоятельствами развития философии в нашей стране, когда проблема судьбы человека во всей своей сложности была долгие голы под идеологическим запретом и рассматривалась чрезвычайно односторонне (лишь как жизненный путь, прокладываемый человеком-хозяином своей судьбы), только теперь наступило время всерьёз заняться этой темой, что и происходит весьма интенсивно в последнее время. Однако, как считают некоторые исследователи, эта тема остаётся пока чрезвычайно мало разработанной. Но и то, что уже сделано, требует систематизации и обобщения.
Изначально символы судьбы были призваны выразить собой целостное восприятие бытия человека в мире. При этом в этих символах отражаются две противоположные идеи судьбы – фатализм и вера в способность человека повлиять на свою судьбу, что и представляет собой основную проблему. Рассмотрение этого противоречия – человека как объекта воздействия судьбы и как её творца и тенденций его развития легло в основу разрабатываемого диссертационного исследования. В рамках этой дилеммы имеется возможность исследовать достаточно широкий спектр идей, относящихся к проблеме судьбы, и обобщить большое количество исследований по этой проблеме, что может помочь человеку в решении жизненно важных вопросов, в том числе отказа от самоубийства, давая надежду на возможность изменения своей судьбы, а также поможет понять общественные тенденции в решении этой проблемы.
Важность и актуальность темы судьбы подчёркивается организацией специальной конференции под названием «Понятие судьбы в контексте разных языков и культур» в декабре 1991 года совместно Научным советом по истории мировой культуры при Президиуме РАН и проблемной группой «Логический анализ языка» Института языкознания РАН.
В наш век глобализации и экологического кризиса и кризиса культуры, во многом связанного с кризисом мировоззрения нашей эпохи, проблема судьбы человека позволяет осмыслить пути дальнейшего развития человечества. Как считают некоторые российские исследователи, только от человечества зависит – оборвутся ли сплетённые в единое целое нити судеб миллиардов людей. Эта проблема является лейтмотивом нашего времени. В данных обстоятельствах обращение к проблеме судьбы и к тенденциям её развития является весьма актуальным.
Степень научной разработанности проблемы.
Тема судьбы является достаточно древней, впервые она встречается уже в шумерских текстах III – начала II тысячелетия до н. э. Дальнейшее развитие она получает в рамках мифологии, присутствуя практически во всех архаических культурах. Наиболее древними в европейской культуре являются представления о судьбе, содержащиеся в гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея», создание которых относится современной наукой к VIII веку до н. э. Но гомеровский эпос опирается, по мнению исследователей, на более ранние сказания, относящиеся предположительно к XVI – XV вв. до н. э.
Анализируя ранний период развития человечества, когда люди, пытаясь разгадать влияние внешних сил на человека, отождествляли эти силы с роком, фортуной, судьбой, Д. Фрэзер считает, что это связано с отходом от магических представлений, разочарованием в эффективности применения магии, бессилием перед природными силами.
В.П. Горан, исследуя древнегреческую мифологему судьбы, связывает её возникновение с генезисом категорий закона, необходимости и случайности.
А.Н. Чанышев, сопоставляя гомеровские представления о неизбежности осуществления предрешений судьбы с более ранней верой в магию, подчёркивает, что в гомеровских представлениях о судьбе отражён новый этап предыстории необходимости («Элейская предфилософия»).
Тема судьбы встречается и у более поздних мыслителей античности: Гесиода, Семонида Аморгосского, Феогнида, Геродота, Пиндара, Эсхила, Плутарха, Цицерона и др.
Исследованию мифологемы судьбы в античной культуре и связи её с развитием личности человека посвящены работы таких отечественных учёных, как С.С. Аверинцев, В.П. Гайденко, Г.В. Драч,
И.С. Клочков, И.С. Кон, А.Ф. Лосев, О.В. Семичева, А.А. Тахо-Годи, В.Н. Топоров, И.В. Уваров, В.Н. Ярхо.
Тема судьбы развивается в дальнейшем такими западными мыслителями, как С. Боэций, П. Абеляр, В. Шекспир, П. Помпонацци,
Н. Макиавелли, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Метерлинк, М. Бубер, а также представителями экзистенциализма – С. Кьеркегором, М. Хайдеггером, Ж.-П. Сартром, А. Камю и др.
Одной из самых ярких культурологических концепций XX века оказалась концепция О. Шпенглера. Логика судьбы в противоположность рациональной логике стала ключевой темой «Заката Европы»
О. Шпенглера. Эта работа вызвала ряд откликов и споров вокруг его идей в научных кругах Запада и России.
Большое внимание размышлениям о судьбе и анализу представлений о ней в западной философии уделяет современный итальянский философ Н. Аббаньяно.
К области исторических, лингвистических и литературоведческих исследований в области судьбы относятся работы отечественных авторов – А.Я. Гуревича, О.Н. Ежова, Ф. Заха, В.М. Карева, Л.И. Когана, Е.М. Мелетинского, Т.К. Шах-Азизовой и др.
Представлениям о судьбе в восточных культурах посвящены исследования В.П. Горана, Т.П. Григорьевой, А.М. Карапетьянц,
М.Б. Пиотровского и др.
В психологии XX века возникло такое направление, как психология судьбы (Л. Зонди и др.), которое пытается помочь решить человеку конкретные, жизненные проблемы, а также множество других психологических направлений, занимающихся корректировкой судьбы человека.
Особое место в исследовании проблемы судьбы принадлежит соотнесению её со смертью. Проблема смерти разработана такими авторами как Ф. Арьес. Ж. Батай, С.Н. Булгаков, А.Я. Гуревич, А.В. Демидов, Д.Е. Матяш, В.Л. Рабинович, В.И. Стрелков. Этой проблеме уделяли внимание С. Кьеркегор, Ф. Ницше, П. Тиллих, многие русские религиозные философы и др.
Тема судьбы является основной в ряде диссертационных исследований современных авторов.
Н.А. Агеева считает, что идея судьбы опирается на практику предвидения, предсказания судьбы, что обусловливает переход от мифологемы судьбы к концепции судьбы, так что судьба, изначально действующая как закон и божественный промысел, в дальнейшем смещается в план индивидуального целеполагания человека (Макиавелли, Монтень, Гегель, Зиммель, Бахтин и др.). Д.В. Грожан, исследуя проблему судьбы в западноевропейской культуре, делает акцент на культурологические аспекты судьбы и большое внимание уделяет проблеме смерти. А.В. Матецкая исследует проблему судьбы в контексте русской религиозной философии. В диссертации Ю.П. Сакун рассматриваются символы судьбы в культуре.
Из вышесказанного видно, что проблема судьбы привлекает многих авторов, но не все аспекты этой проблемы достаточно исследованы, в частности не было уделено достаточно внимания закономерностям и тенденциям развития представлений о судьбе, мало внимания уделено философским аспектам проблемы судьбы, таким как связь этой проблемы с такими категориями как свобода и необходимость и некоторыми другими.
Объектом исследования является проблема судьбы человека.
Предметом служат тенденции развития проблемы судьбы человека.
В качестве основной гипотезы диссертационного исследования предлагается следующая гипотеза:
Проблема судьбы человека заключается в противоречии между свободой и необходимостью, что выразило себя в исторических тенденциях развития представлений о судьбе: от фатализма мифологического через фатализм теологический, а затем рационалистический к волюнтаризму или отрицанию роли судьбы с возникновением и развитием диалектической позиции, снимающей дуализм фатализма и волюнтаризма. Тенденции развития противоречия свободы – необходимости в судьбе связаны с развитием индивидуальности человека и изменением его мировоззрения и имеют свои особенности, характерные для определённой исторической эпохи и культуры (восточная или западная).
Цель работы заключается в обосновании основной гипотезы и обобщении результатов научных исследований по проблеме судьбы с целью выявления тенденций её развития.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-
Рассмотреть различные определения и концепции судьбы.
-
Выявить связь проблемы судьбы с категориями свободы и необходимости, а также с некоторыми другими философскими категориями и понятиями.
-
Рассмотреть и проанализировать возникновение и развитие представлений о судьбе.
-
Исследовать динамику представлений о судьбе в западной традиции.
-
Исследовать динамику представлений о судьбе в восточной традиции.
-
Исследовать динамику представлений о судьбе в русской традиции.
-
Выявить и описать различные позиции отношения человека к судьбе.
-
Рассмотреть судьбу как объект сознательного её созидания человеком.
-
Проанализировать зависимость судьбы от мировоззрения.
Методы исследования
Одним из основных методов, применяемых в данной работе, является диалектический метод. Он основан на всесторонности рассмотрения и выявлении противоположностей в их единстве и развитии. Это относится к понятию судьбы как диалектической категории, включающей в себя такие противоположности, как необходимость – свобода, фатализм – волюнтаризм, детерминизм – индетерминизм, жизнь – смерть и др. С течением времени понятие судьбы диалектически развивалось.
Применён также исторический метод, позволяющий выявить и обобщить тенденции развития концепции судьбы: от фатализма к волюнтаризму и к отрицанию роли судьбы в постмодернизме, а также диалектическую позицию в отношении судьбы, позволяющую её корректировать.
Использован герменевтический метод для толкования литературных текстов с целью – выявить проблему судьбы, выраженную через художественное творчество.
Произведён анализ различных концепций судьбы и их исторического развития с последующим синтезом и обобщением результатов.
Применён культурно-генетический метод, позволивший показать возникновение и развитие концепции судьбы в разных культурах.
Использован системный подход, обобщивший большое количество научных исследований по проблеме судьбы и представивший их в единой и целостной системе.
Научная новизна работы
– Произведён анализ различных определений и концепций судьбы. Выявлено, что тенденции развития проблемы судьбы связаны с развитием индивидуальности человека.
– Прослежен генезис представлений о судьбе.
– Выявлена связь проблемы судьбы с категориями свободы, необходимости и некоторыми другими категориями и понятиями (выбор, ответственность и т.д.) и выполнена их классификация.
– Рассмотрен и обобщен ряд научных исследований по проблеме судьбы в западной традиции, накопленных к настоящему времени, а также произведён анализ первоисточников, и выявлены тенденции развития проблемы судьбы: от фатализма к волюнтаризму или к непризнанию роли судьбы, а также к возможности её корректировки.
– На основе анализа определены тенденции отношения к проблеме судьбы в восточной традиции.
– Раскрыт смысл понимания судьбы в русской религиозной философской традиции.
– Выявлены различные позиции человека по проблеме судьбы и выполнена их классификация на основании соотношения свободы воли – необходимости.
– Произведено обоснование диалектического понимания судьбы как объекта сознательного её созидания человеком.
– Обосновывается влияние мировоззрения на судьбу, которое по мере исторического развития человечества сделало виток по спирали от понимания единства мира к его потере, а затем к возможности обретения его на новом уровне благодаря нравственному совершенствованию и последним достижениям науки.
Тезисы, выносимые на защиту
1. Широкий диапазон различных представлений о судьбе человека в исторической ретроспективе показывает, что они не являются статичными, а изменяются в зависимости от исторической эпохи, культуры и индивидуальных особенностей человека.
2. Рассмотрение дилеммы свобода – необходимость позволяет выделить три основных позиции по отношению к проблеме судьбы: фатализм (мифологический, теологический, рационалистический), волюнтаризм (анархистский и философский) и диалектический подход. Свобода связана с ответственностью и возможностью выбора. Отношение к выбору имеет две версии: позитивную и негативную. В истолковании свободы воли выявились две философские позиции: детерминизм («геометрический», или механический, и менее строгий – детерминизм психологический) и индетерминизм.
3. Возникновение представлений о судьбе относится к поздней стадии развития мифологии, к стадии распада родовых отношений, и связано с развитием индивидуальной сущности человека. Причиной возникновения этих представлений послужила объективная несвобода индивида, как от коллектива (рода), так и от природных сил. Появляются версии судьбы как суда, как воздаяния, как универсального космического начала. Судьба тесно связана с оппозицией сакрального и профанного, вечного и временного, жизни и смерти.
4. Античность, с которой берёт начало западная традиция, предлагает фатальную версию судьбы. Возникновение христианства повлекло за собой трансформацию идеи судьбы в идею божественного провидения и предопределения, которое вступало в противоречие с учением о свободе воли и ответственности человека за его вину, что вызывало бурные споры. В позднем средневековье концепция судьбы претерпевает изменения: от полной фатальности античности через теологическую фатальность в виде предопределения к трактовке судьбы, содержащей возможность её изменения. Иррациональная философия предлагает теорию «любви к року», подчёркивая уникальность, иррациональность судьбы (например, Ницше), наряду с волюнтаристскими течениями (Сартр). Западная религиозная философия, не признавая «любовь к року», предлагает свободу и любовь к Богу. В контексте культуры
постмодерна наблюдается феномен «кризиса судьбы».
5. Восточная философия исходит из целостности мира. Основной задачей человека, подчиняющей его судьбу, является достижение духовного совершенства: или путём следования этическим нормам
(в конфуцианстве), или путём овладения универсальной энергии «ци» (в даосизме), или познанием Атмана (в индуизме), или обузданием желаний и следованием восьмеричным путём (в буддизме). При этом значимость индивидуального «я» принижается или отрицается (буддизм), а закон кармы, традиционный для Индии и принятый позже и в Китае, способствует пониманию судьбы как неизбежной и повторяющейся (сансара), что вызывает стремление к освобождению. Это вырабатывает пассивную жизненную позицию, связанную с уходом от физической реальности и переносом акцента в духовную сферу.
6. Понимание судьбы в русской религиозной философии отмечено устремлённостью к надличностной реальности, к Богу, который является средоточием смысла человеческой жизни, реализующегося во времени. Творческая функция разума в понимании смысла жизни ставится под сомнение большинством представителей русской религиозной философии, так как этот смысл существует изначально в Боге.
7. Исходя из дилеммы необходимость – свобода воли имеются различные философские позиции по отношению к судьбе, такие, как: 1. Вынужденное принятие судьбы как того, что сильнее человека и с чем невозможно бороться, даже если она неблагоприятна. 2. Добровольное принятие своей судьбы как необходимой и мудрой. Такую позицию занимают обычно крайне религиозные люди («всё от Бога»). 3. Любовь к року. Это разновидность первой позиции, но с несколько другим оттенком. Человек, понимая всю тяжесть обстоятельств, добровольно обрекает себя страданиям из гордости, не позволяющей признать себя побеждённым судьбой. 4. Бунт против судьбы, даже понимая, что это безнадёжно, а жизнь абсурдна. 5. Вера в то, что, изменяя себя, свой характер, совершенствуясь, человек может улучшить свою судьбу. 6. Отношение к судьбе как к результату воздействия человека на внешний мир, такое отношение обычно присутствует сознательно или бессознательно во всех революционных проектах преобразования мира и опирается на недовольство своей судьбой. 7. Религиозный фанатизм (человек как инструмент избранничества).
8. Отношение к судьбе изменилось от полной фатальности (представления о судьбе как о слепой и тёмной силе) до представлений о том, что судьбу можно осмыслить и изменить обращением к внутренним силам человека. Это связано с развитием индивидуальности человека. Человеку, стремящемуся стать созидателем своей судьбы, необходим контроль над своим бессознательным содержанием психики и развитие осознанности. Только в этом случае он сможет раскрыть свой творческий потенциал и изменить свою судьбу к лучшему, используя те возможности, которые она ему предоставляет.
9. Судьба человека неотделима от его мировоззрения. Развиваясь, мировоззрение человечества прошло путь от сознания единства человека с миром, связанным с позицией фатализма в силу неразвитости индивидуального сознания, до развитого индивидуального самосознания, но отчуждённости от мира и непризнания его целостности, что выразило себя в кризисе судьбы. Снятие дуализма этих крайних позиций произошло в диалектической позиции, признающей единство мира и важную роль человеческого самосознания для улучшения этого мира, что делает человека сотворцом своей судьбы. Такое мировоззрение призывает человека к ответственности, осознанности и к духовной любви ко всему окружающему.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Заключается в том, что её методологические принципы могут быть применены в дальнейших исследованиях феномена судьбы. Основные положения диссертации могут быть использованы в учебных курсах по философии, философской антропологии, культурологии и др., а также при подготовке соответствующих спецкурсов и спецсеминаров.
Апробация.
Результаты сравнения мировоззрений и судеб двух философов разных направлений и традиций: западной и восточной – Ф. Ницше и
В. Соловьёва представлены в докладе и опубликованы в виде тезисов IV Российским философским конгрессом «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 24–28 мая 2005 г.) под названием: «Сравнительный анализ философии Ф. Ницше и В. Соловьёва».
Об астрологии как искусстве предсказания судьбы был подготовлен доклад и опубликованы тезисы научно-практической конференцией ЮРГИ в мае 2005 года.
На тему: «Проблема судьбы человека в философии» был сделан доклад на научно-практической конференции ЮРГИ в мае 2006 года. Также подготовлены печатные публикации в научных журналах.
Структура работы.
Исследование состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы в количестве 222 источников.
Общий объём исследования составляет 129 страниц.