Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I Типологические характеристики новых религиозных объединений в прозелитической деятельности и вероучении «Свидетелей Иеговы» 14
1. Основные подходы к определению типологических характеристик и классификации новых религиозных объединений 14
2. Контроль сознания в прозелитической деятельности «Свидетелей Иеговы» и духовная безопасность общества 41
3. Религиоведческий анализ современных положений вероучения «Общества Сторожевой башни»: конфессиональная и типологическая принадлежность 68
ГЛАВА II Практика религиозной организации «Свидетелей Иеговы» и проблемы легитимности «Общества Сторожевой башни» в России 99
1. Эволюция организации: формирование международной финансово-религиозной системы 99
2. Внутрикультовая и внекультовая практика «Общества Сторожевой башни» 126
3. Легитимность «Свидетелей Иеговы» в России 151
Заключение 175
Библиографический список
- Контроль сознания в прозелитической деятельности «Свидетелей Иеговы» и духовная безопасность общества
- Религиоведческий анализ современных положений вероучения «Общества Сторожевой башни»: конфессиональная и типологическая принадлежность
- Внутрикультовая и внекультовая практика «Общества Сторожевой башни»
- Легитимность «Свидетелей Иеговы» в России
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Конец XX века ознаменовался ростом интереса к религиям, усилением их влияния на политику, экономику, межнациональные отношения. Возникновение и распространение новых религиозных объединений не является только российским явлением — это общемировой процесс. С середины 1970-х годов, по утверждению П. Антеса, на Западе постепенно выясняется, что абсолютизация просветительской и се-куляризаторской тенденции несостоятельна. Религии снова заявили о себе на политической, экономической и культурной сцене и начали пробуждать к себе общественный интерес, по крайней мере, в двух основных аспектах: как политически активное вторжение в светский мир и как восстановление «утраченной» духовности в процессе «секуляризации» мира1. В этом проявляется, с одной стороны, признак идеологического кризиса исторически сложившихся традиционных религий, а с другой — попытка найти в рамках религий адекватные ответы на вызовы современности и предложить их тем, кто потерял мировоззренческие ориентиры и нравственную опору в жизни.
В 90-е гг. XX века в России началась широкомасштабная, хорошр спланированная самая настоящая идеологическая война, частью которой является «религиозная война» против российского народа и созидательных, культуро-образующих религий как гаранта стабильности российского государства, в котором законодательство в области религии является наиболее либеральным. В нашу страну хлынули потоки западных новых религиозных объединений, проповедников, зачастую псевдодуховных и религиозно безграмотных2. Новые религиозные объединения активно пытаются проникнуть и внедриться в органы образования, государственного управления, здравоохранения, производства и коммерции, при этом они часто меняют названия и прибегают к конфессиональной анонимности, действуя под прикрытием ими же созданных дочерних организаций, не афиширующих, а иногда и скрывающих свою связь с религиозной организацией или группой3.
Новые религиозные объединения прибегают к психологическому воздействию, запугиванию, тотальному контролю адептов, что создаёт угрозу духовному и физическому здоровью нации. Проблема является актуальной не только для России, но и для правительств, парламентов, судов зарубежных государств, которые отразили нарушение прав человека новыми религиоз-
1 См.: Антее П. Религии современности. История и вера / П. Антее. - М.: Прогресс-
Традиция, 2001.-С. 3.
2 См.: Религиозная экспансия против России: Аналитич. вестник // Федеральное собрание —
парламент Российской федерации: Аналитическое управление. Серия: «Оборона и безопас
ность». - М., 1998. - С.4.
3 См.: Оленич Т.С. Проникновение тоталитарных сект в политическую и экономическую
сферы стран СНГ /Т.С. Оленич // Миссионерское обозрение. - 2002. - № 7. - С. 13.
кыми объединениями в многочисленных решениях, приговорах и совместных заявлениях, в том числе - Европейского парламента в марте 1996 года.
26 марта 2004 г. Головинский районный суд г. Москвы первым в России принял решение о ликвидации московской общины «Свидетелей Иеговы» («Общество Сторожевой башни», «Общество», «Организация», «Исследователи Писания», «истинные христиане», иеговисты, расселиты). Исходя из данного решения религиозная организация «Свидетелей Иеговы» ликвидируется как юридическое лицо, хотя это решение Головинского районного суда не относится к общинам рассматриваемой религиозной организации в других регионах Российской Федерации. Избранная тема является актуальной, так как, с одной стороны, имеет практическую значимость, с другой - отличается малоизученностью.
Многие из новых религиозных объединений характеризуются современными западными и отечественными учёными как «новые религиозные объединения» или «секты», что требует научного подтверждения или опровержения. К числу таких религиозных организаций и групп относится религиозная организация «Свидетели Иеговы» как часть международного религиозного объединения.
В классификациях современных отечественных и зарубежных религиоведов не существует единого мнения по поводу конфессиональной принадлежности, степени традиционности и созидательности рассматриваемого религиозного объединения. В современной религиоведческой литературе даются противоречивые характеристики «Свидетелям Иеговы». Таким образом, необходим объективный критический религиоведческий анализ вероучения и всех аспектов функционирования религиозного объединения «Свидетелей Иеговы».
Состояние научной разработанности проблемы.
Предпосылки к исследованию феномена нового типа религиозности сложились в 70-е гг. XX века в период распространения нетрадиционных религиозных движений в странах Западной Европы и США. Проблемой генезиса, распространения, догматики и деятельности религиозных новообразований занимались не только философы-религиоведы, но и психологи, правозащитники, социологи, журналисты, а также представители традиционных конфессий и бывшие адепты нетрадиционных религиозных объединений.
На сегодняшний день к наиболее распространённым подходам в осмыслении проблемы религии и новых религиозных объединений можно отнести следующие: внеконфессиональное религиоведение (атеистическое по своей сути); конфессиональное богословие (православное, католическое, протестантское); психологический и социологический секулярные подходы.
Субъективно-идеалистическая концепция природы и сущности религии связана с именами таких философов, как Ф. Шлейермахер и У.Джемс. Натуралистическая концепция религии отражена в труде австрийского психоаналитика 3. Фрейда. Ещё одной философской концепцией религии является диалектико-материалистическая, основные представители которой — Ф. Энгельс и К. Маркс. Антропологическая концепция религии выражена в философии Л. Фейербаха. Вопросы истинности религии рассмотрены в трудах Б. Паскаля, а также в работах А.И. Хвыли-Олинтера.
Вопрос классификации мировых религий получил разработку в трудах Г.Ф.В. Гегеля, М. Вебера. К конфессиональным типологиям новых религиозных объединений можно отнести классификации, предложенные СВ. Булгаковым, А.Л. Дворкиным и приведённые в справочнике «Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера». К светским относятся классификации новых религиозных объединений Р. Флаше, Е.Г. Балагушкина, И.В. Куликова, Т. Роззака, Д.А. Таевского.
Вопросам религиозного сознания в философии было уделено большое внимание. Исследователи, в числе которых — представители русской религиозной философии (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, B.C. Соловьёв, С.Л. Франк) и современные философы (И.Н. Яблоков, Д.М. Угрино-вич, Э.В. Ильенков и М.К. Мамардашвили), рассматривают религиозное сознание как одну из форм общественного сознания, в которой находит отражение религиозная жизнь общества, а также как совокупность теоретических и обыденных взглядов на природу религиозного, предполагающих осмысление специфики религиозных процессов.
С точки зрения психологического подхода, проблема контроля или манипуляции сознанием человека разрабатывалась многими зарубежными и отечественными учёными, из которых можно отметить Е.Л.- Доценко, М. Кинга, У. Коэна, Ч. Цитренбаума, Г. Лебона. В основе манипуляции, по мнению Б.Н. Бессонова, лежит" форма духовного воздействия, осуществляемая насильственным путём. Согласно Г. Шиллеру, базисом манипуляции является скрытое принуждение или программирование мыслей, намерений, чувств, установок и поведения человека. О.Т. Йокояма под манипуляцией понимает обманное или косвенное воздействие на человека в интересах манипулятора. В.А. Волкогонов в своей работе «Психологическая война», исследуя проблему манипуляции, говорит о том, что в качестве основы манипуляции может выступать, в том числе, и господство или управление духовным состоянием личности. Согласно Э. Шострому, природа манипуляции состоит в управлении, контроле над другим человеком, и его использование в качестве объекта. Вопросам манипуляции сознанием человека в новых религиозных объединениях посвящены работы Стивена Хассена, Ф.В. Кондратьева, Е.Н. Волкова, В.Б. Шапаря, И. Митрофановой, М. Мосса.
Ряд западных учёных дают критическую, негативную оценку «Свидетелям Иеговы», например Джош Мак Дауэлл и Дон Стюарт, Д. Рид. Бывшие адепты, Видаль Сезар Монсанарес и Реймонд Френц, написали книги, в которых подвергли сомнению «истины» «Общества Сторожевой башни» и изложили культовую жизнь адептов, основанную на насилии и обмане.
В современной отечественной науке проблема определения конфессиональной и типологической принадлежности «Свидетелей Иеговы» рассматривается в трудах А.И. Хвыли-Олинтера, М.И. Одинцова, Д. Евменова, О. Стеняева, Д. Сысоева, А.Л. Дворкина, В.М. Чернышева, Н.В. Кривельской, А. Егорцева, О. Казакова, И. Ефимова, А.И. Осипова, Д.А. Таевского, а также в справочнике «Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера», выпущенном Миссионерским отделом Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Справочник содержит лишь базовую, далеко не полную информацию об основных деструктивных культах, находящихся в России, к числу которых он относит «Общество Сторожевой башни».
Наиболее крупными историко-религиоведческими исследованиями «Общества Сторожевой башни» являются работы Г. Дворцова и В. Троицкого. На региональном уровне наибольший интерес представляет справочник «Религии и секты в современной России», изданный Новосибирским центром во имя святого благоверного князя Александра Невского, являющийся первой попыткой изучения деятельности нетрадиционных религиозных объединений на уровне региона, а также работы В.П. Римского и С.Д. Лебедева.
Среди современных российских религиоведов, занимающихся изучением религиозного объединения «Свидетелей Иеговы», в особую группу необходимо выделить работы представителей светского религиоведения Н.С. Гордиенко, а также СИ. Иваненко, которые, на наш взгляд, имеют тенденцию показать с позитивной стороны деятельность российских «Свидетелей Иеговы» без какой-либо критической оценки.
Объект исследования — новые религиозные объединения христианской ориентации.
Предмет исследования — типологические и конфессиональные характеристики религиозной организации «Свидетели Иеговы».
Проблема исследования - реконструкция, интерпретация конфессиональных и типологических характеристик новых религиозных объединений и сравнительный анализ данных характеристик применительно к религиозной организации «Свидетели Иеговы».
Цель диссертационного исследования — определить соответствие организационной структуры, культовой практики, функционирования в обществе и вероучения современных «Свидетелей Иеговы» типологическим ха-
рактеристикам новых религиозных объединений христианской ориентации и их конфессиональную принадлежность.
Для осуществления поставленной цели в диссертации предполагается решение следующих задач:
на основании светского, конфессионального подходов и действующих правовых актов Российской Федерации определить типологические характеристики новых религиозных объединений, а также выявить степень легитимности употребления понятий «новое религиозное объединение», «тоталитарная секта», «новая религиозная организация деструктивного и оккультного характера»;
исследовать прозелитическую деятельность «Свидетелей Иеговы» на предмет контроля сознания адептов как одной из угроз духовной безопасности личности;
дать религиоведческий анализ содержания современной доктрины «Свидетелей Иеговы» и определить ее" конфессиональную принадлежность;
критически осмыслить эволюцию организации «Общества Сторожевой башни» на наличие в ней структурных типологических характеристик новых религиозных объединений;
выявить наличие во внутрикультовой и внекультовой практиках «Свидетелей Иеговы» социально-политических и культовых типологических характеристик нового религиозного объединения;
проанализировать взаимоотношения государственных органов и религиозного объединения «Свидетелей Иеговы» и определить степень его легитимности в России.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенаучные методы анализа и синтеза, а также социокультурный, структурно-функциональный и сравнительно-исторический подходы. В качестве теоретической основы исследования мы использовали базовые концепции и понятия, содержащиеся в работах западных и отечественных философов и религиоведов.
Социокультурный подход позволяет рассмотреть религиозную организацию «Свидетели Иеговы» в рамках единства социума и культуры. Сравнительно-исторический подход, применительно к нашему исследованию, заключается в том, что предмет исследования рассматривается в сопоставлении с основными этапами развития светско-религиозных отношений в России. Структурно-функциональный подход предполагает выделение основных элементов религиозного объединения «Свидетели Иеговы», их функций и взаимосвязей. Использование данных методов и подходов позволяет не только провести анализ особенностей появления и деятельности «Общества Сторожевой башни», определить типологические характеристики и конфессиональную принадлежность, но и выявить степень его легитимности в России, а
также изучить систему мер по работе с адептами и самим религиозным объединением.
В ходе изучения проблемы мы опирались на принцип непредвзятого отношения к социально обусловленному предмету исследования, а также на принципы толерантности и научной объективности.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
конкретизированы типологические характеристики новых религиозных объединений, выявлена их правовая база, а также определена степень легитимности употребления понятий «новое религиозное объединение», «тоталитарная секта», «новая религиозная организация деструктивного и оккультного характера»;
исследован процесс манипуляции сознанием в новых религиозных объединениях на примере внутрикультовой и внекультовой практик современных «Свидетелей Иеговы»;
дан религиоведческий анализ содержания доктрины «Свидетелей Иеговы», выявивший наличие в рассматриваемой религиозной организации типологических характеристик нового религиозного объединения;
рассмотрен процесс эволюции организации «Общества Сторожевой башни», на основании чего в религиозном объединении «Свидетелей Иеговы» выявлены такие структурные характеристики новых религиозных объединений, как четкая иерархия во всех сферах административно-религиозной деятельности, конфронтация с официальными религиями, активность в производственно-финансовой деятельности, авторитарная система отношений, харизматическое лидерство, претензии на истину в последней инстанции;
во внутрикультовой и внекультовой практиках «Свидетелей Иеговы» выявлено наличие культовых и социально-политических типологических характеристик новых религиозных объединений;
проанализирована практика взаимоотношений государственных органов и «Свидетелей Иеговы» в России на базе новых архивных источников и публикаций «Общества Сторожевой башни».
Основные положения, выносимые на защиту.
1. На основании конфессионального и светского подходов, а также действующих российских законов в сфере религии выделены пять групп типологических характеристик новых религиозных объединений. К основным типологическим характеристикам нового религиозного объединения относятся: из группы вероучительных — синкретизм, отрицание принадлежности к религии; из группы структурных - чёткая иерархия во всём, конфронтация с официальными религиями; из группы психологических - контроль сознания и использование техник его программирования для создания у адептов культового менталитета; из группы социально-политических - стремление к власти
над всем миром; из группы культовых — тотальный контроль жизнедеятельности адепта.
-
В процессе миссионерской деятельности по привлечению новых адептов «Свидетели Иеговы» используют приёмы и методы манипуляции сознанием личности, что позволяет нам говорить об использовании контроля сознания в рассматриваемом религиозном объединении. Таким образом, можно говорить о прозелитическом характере миссионерской деятельности рассматриваемой религиозной организации, что является одной из типологических характеристик новых религиозных объединений, представляющей угрозу для духовной безопасности личности.
-
Содержание доктрины «Свидетелей Иеговы» имеет на сегодняшний день крайне противоречивый характер вследствие самовольного толкования основателями и адептами «Организации» Священного Писания и незаконченности процесса становления вероучения «Общества Сторожевой башни», свидетельствующих о статусе деноминации «Свидетелей Иеговы». В сравнении с основными апостольскими истинами православного христианства, рассматриваемая догматика современных последователей Ч.Т. Рассела имеет с ними ряд расхождений по главным вероучебным положениям.
-
В процессе эволюции «Общества Сторожевой башни» происходит формирование огромной международной финансово-религиозной системы, претендующей на роль единственной истинной мировой религии. На сегодняшний день религиозное объединение «Свидетели Иеговы» представляет собой чётко иерархизированную, жёстко управляемую по пирамидальному принципу международную финансовую корпорацию с разветвлённой системой контроля и отчётности.
-
Внутри- и внекультовая практика «Общества Сторожевой башни» обладает культовыми и социально-политическими типологическими характеристикам новых религиозных объединений. К числу социально-политических можно отнести стремление к власти над всем миром, попытки проникновения адептов во властные структуры, осуждение официальной церкви и государственного строя, утопическая направленность социальных программ, активность в судебно-юридических тяжбах. О наличии культовых типологических характеристик новых религиозных объединений свидетельствуют такие особенности, присущие внутрикультовой и внекультовой практике «Свидетелей Иеговы», как тотальный контроль жизнедеятельности адепта, коллективный характер ритуальной практики, элитарность членов культа, религиозный маркетинг и активный прозелитизм.
-
Анализ практики взаимоотношений государственных органов и «Свидетелей Иеговы» в России свидетельствует о нежелании последователей
«Общества Сторожевой башни» идти на контакт с российским государством и исполнять его законы.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования состоит в использовании материалов для философско-религиоведческого осмысления и определения роли «Общества Сторожевой башни» в современном российском обществе, его влияния на своих адептов и духовно-религиозную обстановку России. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы религиоведами, философами и историками для изучения рассматриваемого религиозного феномена, теоретические обобщения и практические выводы, содержащиеся в диссертации, применимы в научной сфере для дальнейших исследований по проблеме новых религиозных объединений.
Материалы работы могут оказать помощь государственным административным учреждениям, органам МВД и ФСБ, общественным организациям в их работе с новыми религиозными объединениями и их последователями. Кроме этого, результаты исследования могут применяться в юридической практике по вопросам определения официального конфессионального статуса религиозного объединения «Общества Сторожевой башни» и его общественной деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены в докладах на I Международной научно-практической конференции «Иоасафовские чтения» (Белгород, декабрь 2003); Всероссийской научной конференции «Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России» (Белгород, октябрь 2004); конференции-семинаре молодых учёных «Науки о культуре — шаг в XXI век» (Москва, декабрь 2004); межвузовской научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Проблемы духовно-культурного и исторического развития России и российского общества» (Белгород, февраль 2005); региональной научно-практической конференции «Толерантность — императив современного общества» (Белгород, декабрь 2005); III Международной научно-практической конференции «Иоасафовские чтения» (Белгород, декабрь 2005); Международной научно-практической конференции «Власть и властные отношения в современном мире» (Екатеринбург, март 2006); Первом Российском культурологическом конгрессе (Санкт-Петербург, август 2006); всероссийской научной конференции «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигмы» (Белгород, октябрь 2006).
Результаты исследования прошли апробацию в процессе преподавания курса «Отечественная культура и православный образ жизни».
В рамках диссертационного исследования был реализован исследовательский проект по внутривузовскому гранту БелГУ 2005 г. для аспирантов
и студентов по проведению приоритетных исследований науки, технологий и техники № ВКАС 015 -05.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Контроль сознания в прозелитической деятельности «Свидетелей Иеговы» и духовная безопасность общества
И.А. Ильин, характеризуя XX век, отмечал: «Все, что произошло в мире в двадцатом веке и продолжает совершаться и ныне, свидетельствует о том, что христианское человечество переживает глубокий религиозный кризис. Широкие слои людей утратили живую веру и отошли от христианской церкви. Но, отойдя от нее, многие не остались к ней безразличны; они усвоили себе настроение отчужденности, осуждения и вражды»4.
Следует отметить, что новые религии никогда не возникали из ничего, а происходили из уже существующих прежних религий, из их модификации, из взаимодействия с ними. Многие религиозные объединения, имеющие на сегодняшний день длительную историю, тоже когда-то были «новыми религиями» или «сектами», и проходило немало времени от момента их возникновения до оформления в традиционные созидательные конфессии3. Таким образом, понять все новые религии мира можно лишь на определённом историческом фоне предшествующих им прежде сложившихся представлений.
Эта взаимосвязь религий и истории определяется, по мнению П. Антеса, исследованием религий как систем объяснения мира и жизнеустройства, с которыми люди (верующие) находятся в определённых отношениях, исключаю-щих непосредственную возможность управлять этими системами . В течение того времени, пока эти системы сохраняют всеобщее признание, своё обязательное действие или хотя бы являются достаточными для того, чтобы объяснить своим адептам мир и упорядочить устройство жизни, они составляют основу соответствующего общества или религиозной общины и представляют собой для этого общества истинную реальность.
На сегодняшний день к наиболее распространённым подходам осмысления проблемы религий и новых религиозных объединений, по мнению В.Ю. Питанова, можно отнести следующие: внеконфессиональное религиоведение; богословие (православное, католическое, протестантское); психологический и социологический секулярные подходы7.
Светскую философию религии можно рассматривать с разных точек зрения. Так, в широком смысле слова под философией религии понимается «совокупность актуальных и потенциальных философских установок по отношению к религии, концептуализации её природы и функций, а также философских подтверждений существования Бога, философских рассуждений о его природе и отношении к миру и человеку» . В более узком смысле слова философия религии рассматривается как «эксплицированное автономное философское рассуждение о Боге и о религии, особый тип философствования»9. Одной из устойчивых исторических форм философии религии является философское религиоведение. Его предметом как совокупности философских суждений выступает религиозное отношение и сознание человека. В целом философское религиоведение «не обращается непосредственно ни к исследованию, ни к конструированию объекта религии»10. Основным объектом его исследования является религия как отношение индивида к божественной реальности, а также религия, рассматриваемая как одно из культурных явлений и человеческое действие.
В современном западном религиоведении выделяются три религиоведческие концепции в зависимости от определения природы и сущности религии. К ним относят объективно-идеалистическую, субъективно-идеалистическую и натуралистическую или биологизаторскую концепциитивного идеализма, природа и сущность религии выводятся из признания существования в мире сверхъестественного Бога. Душа человека и сам человек стремятся к соединению с божественным, а следовательно, религия вечна, пока существуют Бог и человек . Данная трактовка религии характерна для богословов и теологов всех христианских конфессий.
Субъективно-идеалистическая концепция природы и сущности религии связана с именами таких философов, как Фридрих Шлейермахер и Уильям Джемс. По мнению Ф. Шлейермахера, религию необходимо рассматривать как индивидуально-психологический феномен, как определённое состояние сознания индивида . Таким образом, Ф. Шлейермахер перенёс центр религиозной проблематики в сферу сознания и чувств индивида, не отрицая божественного происхождения религии.
Представитель американского прагматизма У. Джемс считал, что религия, «говоря коротко, является одной из обширнейших глав истории человеческого эгоизма», так как человек «познает божество в глубоко личных, эгоцентрических переживаниях» . То есть главным в религии, согласно У. Джемсу, представляется забота индивида о своей будущей участи, своей безопасности, потому что там, где присутствует Бог, зло временно и не абсолютно. Исходя из субъективно-идеалистической концепции У. Джемса, «чувство есть глубочайший источник религии, а философские и богословские построения являются только вторичной надстройкой», так как «в мире, где совсем отсутствовали бы религиозные чувства, не могло бы никоим образом создаться философское богословие»15. В целом для У. Джемса религия на столько истинна для человека, на сколько она ему приносит пользу.
Религиоведческий анализ современных положений вероучения «Общества Сторожевой башни»: конфессиональная и типологическая принадлежность
Использование в новых религиозных объединениях уже на стадии прозе-литической деятельности такого приёма манипуляции, как «младенец», подразумевает восприятие адептами неофита как «младенца» с соответствующим отношением к нему. Прежние ценности новообращенного всячески дискредитируются, прошлое, в лучшем случае - лишь ступень к настоящему, настоящее же - только в новом религиозном объединении, до вступления в него была «не жизнь», а вот в новой религиозной организации или группе - «все, как надо», «все правильно». Человека заставляют копировать не только поведение старших «братьев и сестер», но и приучают его мыслить, как они. Взрослого человека могут заставить играть в детские игры, начнут проявлять мелочную опеку, на лекциях будут говорить банальные вещи.
Приём запрета на самостоятельное мышление приводит к постепенной потере неофитом психологической независимости. В результате чего человек в новом религиозном объединении не имеет самостоятельной ценности как личность. Его ценность определяется только степенью вовлеченности в организацию, самостоятельное мышление блокируется.
Следующий приём - так называемый приём «кнута и пряника» - осуществляется следующим образом: при «правильном» поведении новому в религиозном объединении человеку уделяют внимание, говорят комплименты, восторгаются его способностями и талантами, часто, несуществующими. Но стоит человеку задать «неудобный» вопрос - и все меняется: с ним избегают встречаться глазами, комплименты прекращаются, отношение резко меняется. Это приводит к тому, что постепенно неофит начинает подстраиваться под то, чего от него ожидают, выбирая для себя ту индоктринированную ему модель поведения, которая приводит к наиболее комфортным для него психологическим реакциям окружающих людей - адептов нового религиозного объединения.
Применение трансовых практик, приводящих к гипнотическому трансу, в новых религиозных объединениях является не исключением, а повсеместным правилом. Повторение - это один из способов вызвать состояние гипнотического внушения или транса. В современном религиоведении известны и случаи применения медикаментозных средств для контроля сознания адептов в практике некоторых новых религиозных объединений, но далеко не во всех. А вот к использованию лжи для контроля сознания адептов, особенно на стадии прозе-литической деятельности, в них прибегают часто. При этом ложь оправдана в глазах адептов и служит, как они считают, «благим целям».
Приём «загруженной» лексики или культового «новояза» используется практически во всех новых религиозных объединениях. Их руководители стремятся создать свой искусственный язык, понятный только адептам. С помощью этого приема человека вырывают из привычной ему социокультурной среды. Неофит начинает ощущать, что его понимают только в кругу единоверцев, а за его пределами он теряет способность понимать окружающих и общаться с ними на одном языке.
Приём «эзотерического разрыва» - это порционный доступ к информации, заключающийся в том, что человек, проходя низшие ступени обучения, не имеет представления о содержании более высоких, что даёт возможность подготовить неофита к требуемому приему той информации, которая в случае её предоставления при первой встрече была бы просто им отвергнута.
Ещё одним приёмом контроля сознания адептов является «постоянный поиск «врага», так как человеку, занятому борьбой с врагами, некогда думать о чём-то другом. Ненависть - это сильнейшая эмоция, которая занимает все мысли и чувства человека. Помимо того, на происки врагов можно «списать» все свои неудачи. Психологи считают, что одной из причин подобного обмана является то, что обманщик не разделяет социальных ценностей своей жертвы. Часто лидеры новых религиозных объединений совершенно не испытывают боязни разоблачения своей лжи. Скорее, наоборот - они уверены в своем умении обманывать.
Ф.В.Кондратьев отмечал: «Уже давно установлено, что в основе вовлечения в тоталитарные секты лежит психотехнология формирования DDD - синдрома (deception, dependency, dread - обман, зависимость, страх), то есть составных частей того, что в США принято называть «промыванием мозгов»92. DDD - синдром соответственно включает в себя сокрытие действительных целей культа, камуфлирование первоначальной «бомбардировкой любовью» последующей жесткой эксплуатации, подавление собственной личности с полным подчинением культу и страх как главный инструмент манипулирования, основанный на постоянном чувстве вины93. Нередко при психологической обработке акцент ставится на развитии страха за свою жизнь при попытке высказать какое-либо сомнение в истинности учения, не говоря уже о попытке выйти из культа. Для этого используются материалы, полученные при тестировании и «исповедях», система взаимодоносов и шантажа94.
Согласно данным из «Справочника по новым религиозным организациям России деструктивного и оккультного характера», выделяется 3 стадии завоевания контроля над сознанием, а также 4 основных сферы, в которых он осуществляется95.
На сегодняшний день существует ставшая классической трёхступенчатая модель преобразования психического мира адептов новых религиозных объединений, выработанная Куртом Левином. Данная модель прослеживает процесс трансформации личности во время её психологической обработки. С точки зрения психологии, происходит как бы расщепление компонентов человеческой психики, складывающихся впоследствии в новую личность. К. Левин условно разделил процесс изменения личности на три части: «размораживание» -разрушение личности, «изменение» - идеологическая обработка и формирова 96 т ние новой личности, «замораживание» - укрепление ее в новом качестве . і а ким образом, к стадиям завоевания контроля над сознанием относятся «размораживание», «изменение» и «замораживание».
Под «размораживанием» понимается доведение человека до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания. Это достигается при помощи дезориентации индивида, а также сенсорной депривации или сенсорной перегрузки, включающей в себя существенную недогрузку или перегрузку тех или иных органов чувств человека.
Кроме этого, для достижения стадии «размораживания» используется физиологическая манипуляция, достигаемая лишением сна, депривацией приватности, что делает практически невозможным нахождение индивида в одиночестве, а также изменением диеты, которая может сопровождаться физиологическими и соответствующими психическими метаморфозами. Одним из средств «размораживания» может выступать гипноз, для достижения состояния которого используются визуализации, притчи и метафоры, двусмысленности, медитации, монотонное говорение, произнесение молитв, пение. Для «размораживания» неофитов принуждают к сомнению в своей идентичности. Таким образом, достигается готовность человеческого сознания к следующей стадии завоевания контроля над его сознанием.
Внутрикультовая и внекультовая практика «Общества Сторожевой башни»
Любое еретическое учение, принимая часть христианской истины за целое, тем дальше уходит от полноты истины, чем больше паразитирует на части этой истины241. Тоска по жизни во Христе, ощущение утраты полноты Истины являются характерными чертами христиан Запада . Сами «Свидетели Иеговы» считают только свою религию «истинным», «восстановленным христианством», не признавая другие христианские церкви и конфессии в качестве христианских религий, имеющих связь с Иисусом Христом .
«Свидетели Иеговы», утверждая, что они являются христианами, не имеют христианской преемственности, так как история возникновения религии «Исследователей Писания» начинается в 1879 г., без какого-либо предания, рукоположения, преемственности вообще. Но прежде чем начать исследовать Библию, необходимо узнать: что это основная христианская книга, что такое христианство и его основные догматы. Однако в литературе «Общества Сторожевой башни» не указывается, к какой христианской конфессии принадлежал Чарльз Тейз Рассел до создания международной группы «Исследователей Писания» в Аллегейне (часть Питсбурга, США). Необходимо отметить, что в рассматриваемое время на территории США большое распространение имели различные протестантские объединения, оказывающие превалирующее влияние на духовную жизнь Северной Америки.
Развитие и специфика любого религиозного объединения неизбежно подпадают под влияние личности или личностей, её основавших и ею руководящих. Религиозная организация «Свидетели Иеговы» не является исключением и имеет свои особенности возникновения и эволюции. Из малочисленного к концу XIX в., «Общество Сторожевой башни» к началу XX в. оформилось в почти 6-миллионную религиозную организацию, имеющую в собственности по всему миру имущество, оцененное в 10 миллиардов долларов США244.
«Свидетели Иеговы» являются сравнительно молодым религиозным объединением. История его деятельности начинается в 1870 г., когда в возрасте семнадцати лет Ч.Т. Рассел организовал кружок по изучению Библии, состоявший из шести человек. Члены кружка называли его «пастором», однако специального религиозного образования Ч.Т. Рассел не имел. В 1878 г. официально, на уровне кружка, Ч.Т. Рассел был избран пастором членами данной религиозной группы. Звание пастора за ним так и осталось, хотя Ч.Т. Рассел никогда не был рукоположен ни пресвитером, ни пастором, ни епископом не в одной из официально признанных христианских организаций245. Вместе с пасторством он являлся помощником главного редактора одного из христианских ежемесячных журналов, откуда ему пришлось уйти из-за вероучебных разногласий с редакцией журнала246. На протяжении XX в. руководство «Свидетелей Иеговы» иногда отрицало свою связь с Ч.Т. Расселом, но в брошюре «Свидетели Иеговы. Кто они? Во что они верят?», изданной организацией в 2000 г., признаётся преемственность современных «Свидетелей Иеговы» от деятельности кружка по изучению Библии, организованного Ч.Т. Расселом247.
Таким образом, основателем религиозного объединения «Свидетели Иеговы» является Ч. Т. Рассел. Он родился 16 февраля 1852 г. в городе Аллегейне штата Пенсильвания, США. С детства Рассел посещал конгрегациональную евангелическую общину. Ещё будучи молодым человеком (семнадцати лет от роду) он воспротивился доктрине этого религиозного объединения о предопределении и бессмертии души. Возможно, на него оказал свое негативное влияние заурядный волюнтаризм (своеволие) в сфере догматического богословия, который присущ большинству протестантских конфессий248.
В 1876 г. Ч.Т. Рассел сошёлся с Нельсоном Барбором, принадлежавшим к адвентистам 7-го дня, который также верил, что Второе Пришествие Иисуса Христа должно произойти в 1914 г. В 1879 г. Рассел организовал журнал под названием «The Herald of the Morning». В это же время, совместно с Н. Барбором, родоначальник западного иеговизма выпустил книгу «Три мира», утверждавшую, что 1914 г. станет «концом времени язычников». Впоследствии Ч. Рассел отделился от Н. Барбора и переименовал свой журнал, назвав его «Сионская сторожевая башня и вестник присутствия Христа»249. Данное издание, выпускавшееся во времена Ч.Т. Рассела тиражом в шесть тысяч экземпляров, стало прообразом современной «Сторожевой башни». Сейчас рассматриваемый журнал выходит на 130 языках и является основным изданием «Свидетелей Ие-говы» . Средний тираж «Сторожевой башни», по данным «Свидетелей Иеговы», составляет около 26 439 000 экземпляров251.
Спустя год после основания «Сторожевой башни», Ч.Т. Рассел женился на своей последовательнице Марии Экли, помогающей ему издавать этот журнал в городе Питсбурге. Через два года образовалось общество «Сторожевая башня», занимавшееся распространением проповедей пастора Ч. Рассела по всему миру. Впервые 15 декабря 1884 г. расселиты зарегистрировались в штате Пенсильвания под названием «Общество Сионской Сторожевой башни и трактатов». Организация «Исследователей Писания» процветала под совместным руководством супругов. Однако в 1898 г. произошел семейный разрыв, и миссис Рассел оставила своего мужа, объясняя свой уход его поведением25 .
После судебного процесса, окончившегося в 1909 году и выплаты миссис Рассел суммы в шесть тысяч долларов выяснилось, что её муж - пастор, помимо религиозной деятельности, сконцентрировал в своих руках 99% акций учрежденного им акционерного общества. Как оказалось, Ч.Т. Рассел был ещё и преуспевающим бизнесменом, контролировавшим весь финансовый капитал «Общества Сторожевой башни»254.
С 1890-х годов расселизм начал быстро распространяться по всему миру. Так 23 апреля 1900 г. в Лондоне был создан первый филиал «Исследователей Писания». Данный филиал находился в восточной части города, по адресу Джипси-лейн, 131, Форест-Гейт. Изначально в лондонском филиале насчитывалось 138 адептов. К 1911 г. филиал «Общества Сторожевой башни» в Лондоне был перемещён на Кравен Террас, 34, где имелось больше места для офисов и жилых помещений. В 1902 г. в Германии был открыт второй филиал «Общества Сторожевой башни». К 1904 г. филиалы «Исследователей Писания» появились в Австрии и Швейцарии. Пятый филиал «Общества Сторожевой башни» возник в 1919 г. в Канаде. В целом, по мере активизации прозелитической деятельности расселитов количество их филиалов постоянно увеличивалось достаточно быстрыми темпами255.
Легитимность «Свидетелей Иеговы» в России
Начало 1980-х гг. ознаменовалось усилением внимания к «Исследователям Писания» со стороны органов власти. Незаконная деятельность, рост численности «Свидетелей Иеговы», а также идеологические причины послужили основанием для принятия 29 мая 1980 г. Советом по делам религий постановления «О состоянии и мерах усиления работы по разоблачению и пресечению противозаконной деятельности секты Свидетелей Иеговы». По мнению Н.С. Гордиенко, принятие данного постановления ознаменовало собой начало новой волны гонений на адептов «Общества Сторожевой башни» в СССР. Исходя из рассматриваемого Постановления, органы власти должны были использовать любые методы давления на «Свидетелей Иеговы» для того, чтобы заставить их прекратить совместное изучение Писания. Приводя в жизнь постановление, органы местной власти и партийные работники проводили изъятие и уничтожение библейской литературы. Со своей стороны, советские «Исследователи Пи-сания» скрывали литературу «Общества» .
Таким образом, итогом проведённого в конце эпохи Л.И. Брежнева органами власти комплекса мер по работе с «Обществом» и его адептами стал переход «Свидетелей Иеговы» к практике проведения собраний в небольших группах, так как это не давало повода сотрудникам милиции для применения санкций в отношении общины и её руководителей. Несмотря на это, местной власти нигде не удалось добиться «автономной» регистрации групп «Исследователей Писания», что не привело к расколу «Общества»522.
После окончания правления Л.И. Брежнева к власти в СССР пришёл Ю.В. Андропов. С его именем связана последняя волна репрессий против «Свидетелей Иеговы», проходившая в 1982-1983гг. В русле своей внутренней политики Ю.В. Андропов вел решительную борьбу против конфессий, действовавших без регистрации, то есть незаконно. К числу «религиозных экстремистов» были отнесены и «Исследователи Писания». Главные идеологические мотивы использования КГБ для борьбы с «религиозным экстремизмом» и «Свидетелями Иеговы» при Ю.В. Андропове разъяснялись в «Информационном бюллетене», издаваемом с 1982 г. институтом научного атеизма Академии общественных наук по решению ЦК КПСС. Это периодическое издание направлялось руководителям партийных органов и имело гриф «для служебного пользования», а каждый Бюллетень имел свой «серийный» номер523.
В качестве путей борьбы с «религиозным экстремизмом» рассматриваемым изданием института научного атеизма Академии общественных наук предлагалось добиваться отрыва рядовых адептов от руководителей нелегальных религиозных групп, а также легализации подпольных религиозных обществ через официальную регистрацию. Предполагалось осуществлять и так называемую «автономную» регистрацию религиозных групп, признающих действующее советское законодательство «О религиозных культах»524. Следует отметить, что в отношении «Свидетелей Иеговы» рассматриваемые призывы официальных властей и методы воздействия, если они и применялись, успеха не имели. Причём, и в наше время отказ от автономной государственной регистрации воспринимается в «Обществе» как подвиг, что вызывает сомнение в законопослушности «Свидетелей Иеговы».
В целом период активных репрессий против «религиозного экстремизма» и «Общества Сторожевой башни» как одной из его частей быстро закончился в связи с началом тяжёлой болезни Ю.В. Андропова осенью после смерти Ю.В. Андропова стал Во время правления К.У. Черненко религиозная сфера жизни советского общества не подвергалась каким 1983 тґ" Следующим Генеральным секретарём ЦК КПСС -либо коренным переменам или ужесточению давления со стороны государства.
После смерти К.У. Черненко в 1985 г. СССР возглавил М.С. Горбачёв. С этого времени начались изменения в религиозной жизни советского государства, затронувшие и «Свидетелей Иеговы». Однако реальные сдвиги в религиозной политике Советского государства начались со второй половины 1980-х гг. в связи с провозглашением руководителями Советского Союза курса на перестройку, заключающегося в преобразовании коммунистической идеологии государства в социал-демократическую52.
В начале правления М.С. Горбачёва предпринимались меры, направленные на продолжение атеистической работы государственных и партийных органов, начатой ещё при Ю.В. Андропове. Следствием этого была передовая статья «Информационного бюллетеня» № 11 от сентября 1985 г., посвященная путям совершенствования индивидуальной работы с верующими. В данной статье одной из главных задач государственных и партийных органов рассматривался охват индивидуальной работой членов религиозных экстремистских группировок, к которым были отнесены и «Свидетели Иеговы». Идея борьбы с религиозным экстремизмом стала лейтмотивом «Информационного бюллетеня» на протяжении 1986 и 1987 гг. С другой стороны, в рассматриваем печатном органе появились материалы рекомендательного характера, ориентированные на выявление и назначение на руководящие должности в экстремистские религиозные объединения адептов, поддерживающих политику официальной власти и идеалы социалистического общества .
К представителям ислама и так называемым «сектантским» конфессиям со стороны советского руководства выражалось недоверие и стремление ограничения их влияния. На «Исследователях Писания» это отражалось в отказе гостам жесударственной регистрации. Мотивацией отказа служил присущий «Свидетелям Иеговы» религиозный фанатизм и слишком активная проповедническая деятельность529. С другой стороны, в конце 1980-х гг. в религиозной сфере советского общества произошли значительные изменения. Сами «Свидетели Ие-говы» называют это время началом «эпохи свободного поклонения» .
Итогом религиозной политики последнего руководителя СССР оказалась отмена репрессий и притеснений в отношении членов религиозных объединений, среди которых были и «Свидетели Иеговы». Более доступными для советских граждан стали поездки за границу, в результате чего тысячи «Исследователей Писания» смогли поехать в Польшу на библейский просветительский конгресс. На членов сект органы власти перестали смотреть, как на врагов, что повлекло массовую регистрацию всех без исключения религиозных групп