Введение к работе
Актуальность темы исследования. Философия человека и проблема культурной идентичности являются сегодня одной из наиболее востребованных в философской антропологии, культурологии, психологии и социологии Современная наука имеет в своем распоряжении ряд философских теорий, посвященных анализу систем, организации и самоорганизации, личностной самоидентификации, инкультурации, социализации, самоистолкования и др Тропическую Африку или Африку южнее Сахары (в отечественной африканистике эти понятия синонимичны) изучали этнография, лингвистика, история, археология и смежные с ними науки, но философия ею не интересовалась И данная работа, прежде всего, -это попытка взглянуть на Африканский континент и народы его населяющие с точки зрения философской антропологии Ибо понять мировосприятие целого континента без понятия человека невозможно Самоопределение, само-осознание и само-нахождение человеком себя самого определяют все те религиозные, политические, социальные и моральные особенности, которые в целом складываются в своеобразие культуры Опираясь на частнонаучные исследования можно совершить массу попыток интерпретировать отдельно выделенные особенности той или иной культуры, но понимание ее возможно лишь в том случае, если за отправную точку исследования берется сам «человек», который является как бы увеличительным стеклом, лупой, позволяющей разглядеть неразрывные двусторонние связи человека с миром и мира с человеком Теоретическая актуальность темы «философско-антропологический анализ представлений о человеке в мифах и преданиях народов Африки южнее Сахары» тем самым оказывается очевидной Практическая актуальность темы обусловлена тем, что в условиях все ускоряющихся темпов развития, стремления налаживания контактов с представителями других культур, для сосуществования с ними необходимо, прежде всего, их понимание Понимание - в целях безопасности, как своей,
так и чужой культуры, а также для плодотворных взаимоотношений, так как в настоящее время расширяются рамки международного сотрудничества, в том числе и с африканскими странами
Результаты теоретических исследований могут применяться также при чтении курсов по африканистике, культурологии, истории, философской антропологии, религиоведению
Степень разработанности проблемы. В данный момент исследуемая тема и связанная с ней проблематика мало изучены из-за практического отсутствия литературы по данному вопросу не только на русском, но и на иностранных языках
Также мало исследованы фактические материалы, которые позволили бы нам судить о специфике мировосприятия в целом и о представлении о человеке у народов Тропической Африки Это связано с историей колонизации, а именно со столкновением и взаимопроникновением нескольких культур, таких как собственно африканская, мусульманская и европейская или христианская Со второй половины XIX века в странах Африки начинается массовое уничтожение произведений искусства По указанию европейских миссионеров маски, статуэтки и фетиши сваливаются в кучи и сжигаются Примерно в это же время Адольф Бастиан, основатель Берлинского музея народоведения, призывает приобретать все, что можно для музеев, дабы спасти от уничтожения произведения примитивных культур Таким образом, почти все, что не удалось вывезти этнографам, было уничтожено миссионерами и мусульманскими правителями, огнем и мечом насаждающими христианство и ислам
И хотя этнографы ничего не уничтожали, но и после их нашествий почти ничего не оставалось Изымалось все, что их интересовало, но самым ужасным было то, что они редко озадачивались необходимостью собирать сведения об изымаемых предметах (таких, как время и место создания, назначение и т п) В конечном итоге все привело к полному исчезновению скульптуры и утрате навыков ее создания у некоторых народов
Таким образом, были уничтожены важнейшие источники, способные помочь не только восстановить историю народов Африки, но и понять их своеобразное мировоззрение, так непохожее на наше
Весьма значительно количество работ, посвященных теории мифа и выполненных в рамках филологии, этнологии, культурологи и философии Достаточно подробный анализ большинства этих теорий можно найти в книге Е М Мелетинского «Поэтика мифа»1, а также в работах В М Пивоева «Мифологическое сознание как способ освоения мира»2 и К Хюбнера «Истина мифа»3 Различными исследователями рассматривается вопрос особенностей мифологической картины мира и проблем ее реконструкции Так или иначе эта тема затрагивается в большинстве философских концепций мифа (например, у Р Барта, Я Э Голосовкера, Э Кассирера, К Леви-Стросса, А Ф Лосева, Б Малиновского, К Хюбнера, М Элиаде, К Г Юнга и др ) Под влиянием Р Барта при помощи мифа проводятся исследования быта, повседневности, идеологии Миф анализируют с самых различных позиций лингвистики и палеорелигиоведения (Вяч Вс Иванов, В Н Топоров), философии и социологии (М А Лифщиц, П С Гуревич, А В Гулыга), этнографии и фольклора (Б Н Путилов, Ф И Буслаев) Большое количество работ посвящено описанию мифов, преданий и сказок африканских народов (Е С Котляр, Б Оля), анализу их быта (Арсеньев В Р), особенностям религиозно-обрядовой системы (Д Пирцио-Бироли, Б Дэвидсон), особенностям языка (В Гумбольдт, В Ф Выдрин)
Объект исследования - мифы и предания народов Африки южнее Сахары
Предмет исследования - представления о человеке в мифах и преданиях народов Африки южнее Сахары
' Мелетинский Е М Поэтика мифа М, 2000
2 Пивоев В М Мифологическое сознание как способ освоения мира Петрозаводск, 1991
3 Хюбнер К Истина мифа М , 1996
Цель диссертационного исследования - проведение философско-антропологического анализа представлений о человеке в мифах и преданиях народов Африки южнее Сахары
Для достижения указанной цели в процессе исследования выдвигаются и решаются следующие задачи
исследовать специфику африканской социо-культурной системы и условий ее развития, а также рассмотреть правомерность сложившегося представления об африканцах,
проанализировать социальные и моральные нормы народов Африки южнее Сахары с целью выявления специфики африканского мировоззрения и рычагов воздействия общественного контроля,
исследовать специфику мировосприятия жителей Черного континента, основываясь на конкретном культурном материале (комплексе африканской мифологии и данных сравнительной этнологии),
определить место мифа в африканской культуре,
проанализировать антропологические аспекты африканской мифологии,
определить место мифа в жизни человека и место человека в мифе и мире
Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологической основой диссертации является философско-антропологический анализ представлений о человеке, что обусловило широкое использование культурно-исторического подхода и аксиологических аспектов исследования В процессе анализа мифов и преданий также применялись метод сравнительной этнографии, принципы диалектической взаимосвязи, взаимообусловленности и целостности
Философско-антропологический метод, которым пользовался диссертант в своей работе, можно было бы описать, как анализ социально-моральных норм, мифов и обрядов сквозь призму человека Человек во всем И все в человеке Именно эта неразрывная связь между всеми
составляющими общественной деятельности, природой и человеком рассматривается на страницах диссертации Необходимо отметить, что в Африке нет понятия «Я» Но есть понятие «МЫ» И это МЫ присутствует во всех сферах деятельности, во всех межличностных связях (в работе понятие «личности» рассматривается не как «я», а как «мы»), в отношениях со сверхъестественным миром и миром богов А во-вторых, данное исследование не ограничивается человеком только как «личностью», не рассматривает его, «исходя из одной позиции опыта, как бы не замечая вещи, сопряженные с разными позициями опыта», и только философской антропологии под силу «сделать понятной действительность человеческой жизни в ее отражении человеком» В связи с этим философско-антропологический метод, сформированный в работах М Шелера5, А Гелена , X Плеснера составил основу нашего исследования При анализе также применялись методы структурализма (К Леви-Стросс, А Рэдклифф-Браун), сравнительной культурологии и истории (Э Тайлор, Л Леви-Брюль, Д Пирцио-Бироли)
Помимо этого в данной работе использовались данные и фактические материалы, собранные культурологами, социологами, этнографами, этнологами и лингвистами (В Р Арсеньев, В Ф Выдрин, В Ф Харузина, В Гумбольдт, Б Оля, Б Дэвидсон, М Fortes, J Н Greenberg, М Field, С Monteil, J S Mbiti и др )
Научная новизна исследования заключается в том, что эта работа является первой попыткой в отечественной и мировой научной мысли понять во всей целостности глубинный смысл культуры и мировосприятия народов Африки южнее Сахары не с позиции отдельных, пусть и пограничных наук (культурология, этнография и т д ), а с философско-антропологической точки
Плеснер X Ступени органического и человек Введение в философскую антропологию // Проблема
человека в западной философии М , 1988 С 100
Шелер М Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии М , 1988
Гелен А О систематике антропологии//Проблема человека в западной философии М, 1988 7 Плеснер X Ступени органического и человек Введение в философскую антропологию // Проблема
человека в западной философии М, 1988
зрения Исследования такого рода не проводились ранее ни в мировой, ни в отечественной исследовательской литературе Именно философское исследование дает возможность получить целостное представление о мировосприятии африканца, ибо отдельные, частные дисциплины не претендуют и не могут претендовать на такого рода целостность
Подвергнуты критическому анализу концепции Уоррингера, Герберта Рида, Ричарда Бэртона, Сэмуэла Бейкера, священника Фаррара, на базе которых в западной литературе формировалось представление об африканце, как о существе «примитивном», нуждающемся в контроле со стороны белого человека
Проанализированы и систематизированы данные этнографических, этнологических и лингвистических экспедиций, что обосновывает положение о том, что народы Африки южнее Сахары принадлежат к единой социокультурной системе
Проведена прямая параллель между миром богов и миром людей и миром природы Африканский человек (после инициации) является зеркальным отражением богов, призванным сохранить идеальное равновесие в мире Равновесие сил мира является наивысшей ценностью африканского мировосприятия
Положения, выносимые на защиту:
1 Тропическая Африка или Африка южнее Сахары является единой социо-культурной системой Основаниями, позволяющими объединить многочисленные народы Черного континента в единую социокультурную систему, являются схожие темпы развития и формы правления, одинаковость жизненного уклада, наличие общей культуры, единый тип мировосприятия, потребность в полной взаимозависимости всех аспектов мышления, всех толкований опыта, идентичные социальные нормы, сходство языков не только у соседних народов, но и живущих достаточно далеко друг от друга народов,
данные исследований, которые свидетельствуют об отсутствии у народов Африки четких генетических различий даже между морфологически отличными друг от друга группами
-
Мифологическое мировосприятие является одной из основополагающих особенностей африканской культуры, рассматриваемой как особым образом организованная целостность, непосредственно связанная с законами строения, функционирования и развития общества
-
Специфика самовосприятия африканского человека отражается непосредственно в рас-сказ-ываемых текстах мифов и преданий Черного континента, в связи с чем именно изучение мифов и преданий того или иного общества позволяет выявить специфику мировосприятия, характерную для данного общества и связь этой специфики с существующими социальными формами Специфика мировосприятия у африканцев заключается в восприятии себя не как личности («Я»), а как единого целого со всем, что его окружает («МЫ») Африканец ощущает присутствие мира, которому сопричастен каждый его поступок (принципы невыделенности и сопричастности) Особенностью африканского мировосприятия является также принцип идеального равновесия, по которому духовный мир параллелен всей жизни на физическом уровне Считается, что каждое дерево, животное или камень обладает собственным духом Причинить им вред или обидеть - значит накликать беду8
-
Одной из основополагающих особенностей африканского мировосприятия является особое отношение жителей Африки к СЛОВУ (мир являет (показывает через знаки) информацию о себе, а человек сказ-ывает) и ВРЕМЕНИ (африканцы не отделяют прошлое от будущего, для них и прошлое и будущее спрятаны в сейчас)
См Уолш Р Дух шаманизма М 1966
5 Так как жизнь африканца - это постоянный диалог со всем, что его
окружает, имеется представление о проницаемости миров мира людей
и мира природы, в этом находят выражение черты невыделенности,
вовлеченности и идеального равновесия
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретические и методологические результаты диссертационного
исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки
актуальных проблем философской антропологии, социальной философии,
философии культуры, теоретической философии, религиоведения и
этнографии В частности, несомненный интерес представлял бы анализ
современного состояния африканского общества с учетом связи
проанализированных в диссертации представлений о человеке и
соответствующих форм социальности На основании проведенного анализа
возможно подробное сравнительное исследование африканского и
европейского мировосприятия, их исторического изменения и возможного
взаимовлияния в современности
Многие положения диссертации могут применяться в учебно-педагогической работе при чтении курсов по философской антропологии, социальной философии, философии и истории культуры, а также при чтении различных спецкурсов по данной проблематике
Апробация диссертации. Основные положения и результаты диссертационного исследования были опубликованы в 5 статьях, а также представлены в виде выступлений и обсуждений на этнографических собраниях студентов и аспирантов в Кунсткамере г Санкт-Петербурга под руководством В Р Арсеньева в 2002-2003 гг, на лингвистических встречах на Восточном факультете СПбГУ под руководством В Ф Выдрина в 2002-2004 гг Отдельные аспекты темы обсуждались в 2004-2008 гг в рамках спец курсов и докладов на методологических семинарах кафедры философии РГУ нефти и газа им И М Губкина Текст диссертации обсуждался на заседании кафедры философской антропологии и комплексного изучения человека
философского факультета МГУ им MB Ломоносова и по результатам обсуждения был рекомендован к защите
Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключение, библиографии и приложения Содержание изложено на 151 странице (не считая текста приложения) Библиография насчитывает 179 наименований Приложение состоит из 7 иллюстраций, 1 таблицы, 3 текстов и 6 стихотворений