Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Духовность как психолого-педагогическая проблема 9
1.1. Общефилософские подходы к изучению духовности личности 9
1.2. Проблема духовности в психолого-педагогической литературе 23
1.3. Духовно-личностные свойства в структуре профессионально значимых качеств практического психолога 50
1.4. Выводы 60
Глава 2.Духовно-личностные особенности студентов-психологов 62
2.1. Методы и организация исследования 62
2.2. Ценностные и смысложизненные ориентации студентов 71
2.3. Особенности эмпатии, самоактуализации и межличностного взаимодействия студентов 78
2.4. Выводы 87
Глава 3. Развитие духовно-личностных качеств в условиях специально организованного обучения 88
3.1. Задачи, организация и программа развития 88
3.2. Динамика ценностных и смысложизненных ориентации в процессе обучения 101
3.3. Развитие эмпатии и других духовно-личностных качеств в процессе обучения 109
3.4. Выводы 119
Заключение 121
Литература 125
- Общефилософские подходы к изучению духовности личности
- Методы и организация исследования
- Задачи, организация и программа развития
Введение к работе
Проблема духовности личности - одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время философией, социологией, культурологией, психологией, педагогикой. В современных условиях переосмысления и пересмотра российских национальных ценностей проблема духовности приобретает особую значимость, так как от результатов её решения зависит функционирование и развитие личности. Указанная проблема становится особенно актуальной при исследовании профессии практического психолога, поскольку психолого-педагогическая деятельность является специфичной по содержанию, задачам и предъявляемым к ней общественным требованиям. Профессиональный психолог работает в условиях повышенной моральной ответственности, от качества выполняемой им деятельности зависит процесс развития и психическое здоровье не только отдельной личности, но и групп людей, а, следовательно, и прогресс общества в целом. Специфика и общественная значимость деятельности психолога требует от него своеобразного склада личности, высокого уровня духовности, определяющих успешность его труда.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска прогрессивных методов и форм подготовки будущих практических психологов. Образовательные учреждения, готовящие психологов, обращают недостаточное внимание на усиление духовной направленности в подготовке студентов, которая связана с осознанием нравственной ценности и социальной значимости будущей профессиональной деятельности. Студенты в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин и предметов гуманитарного цикла получают профессионально необходимые знания, но при этом недостаточное внимание уделяется духовному облику будущего специалиста. Поскольку духовно-личностные качества относятся к числу наиболее существенных профессионально значимых качеств практического психолога, важное значение, на наш
4 взгляд, приобретает их изучение и развитие в период обучения студентов в вузе.
Цель исследования — выявить особенности духовно-личностных качеств студентов и разработать программу их развития.
Объект исследования — духовно-личностные качества человека как важнейшая сфера психики.
Предмет исследования — духовно-личностные качества студентов и процесс их развития в условиях специально организованного обучения.
Гипотеза. При проведении исследования мы исходили из нескольких допущений:
духовность представляет собой динамическое образование личности, в структуре которого можно условно выделить внутренние качества личности (ценностные и смысложизненные ориентации) и внешние, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми (эмпатия, стремление к самоактуализации, положительное отношение к другому);
можно предположить, что юношеский возраст является сензитивным для формирования духовно-личностных качеств и их целесообразно развивать в процессе специально организованного обучения.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению проблемы духовности в психолого-педагогической и философской литературе.
Изучить особенности духовно-личностных качеств студентов-психологов на начальном этапе обучения в вузе.
Разработать модель и программу психолого-педагогической поддержки студентов, направленные на развитие их духовно-личностных качеств.
Провести формирующий эксперимент по развитию духовно-личностных качеств студентов и оценить его эффективность.
Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности,
5 принципы деятельностного и системного подходов к изучению целостной личности и индивидуальности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов); положение культурно-исторической теории Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии и др. Кроме того, мы опирались на концептуальные положения, раскрывающие природу духовности в трудах отечественных и зарубежных учёных (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Л.И. Ларионова, Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, В.Д. Шадриков, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.).
Методы исследования. При решении поставленных задач использовались общенаучные методы исследования: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование. Диагностика духовно-личностных качеств осуществлялась с помощью теста смысложиз-ненных ориентации Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптированного Д.А. Леонтьевым; теста ценностных ориентации М. Рокича, адаптированного А Гоштаусом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым и модифицированного Д.А. Леонтьевым; методики диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; опросника РОІ, разработанного Э. Шострем и адаптированного Н.Ф. Калиной (САМОАЛ); методики диагностики межличностных отношений Т. Лири. Личностные смыслы и представления о духовности человека исследовались с помощью разработанной нами анкеты. Обработка материалов проводилась с помощью компьютерных программ SPSS 7.5 for Windows.
Организация и база исследования. Работа проводилась в течение четырех лет (1999-2003гг.) на базе психолого-педагогического факультета Благовещенского государственного педагогического университета. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1999-2000 гг.) рассматривались основные теоретические подходы к изучению проблемы, подбирались методики для сбора эмпирических данных, уточнялась схема самого исследования. На втором этапе (2000-2001 гг.) осуществлялось изучение духовно-личностных особенностей студентов психолого-педагогического факультета. На третьем этапе (2001-2003 гг.) проводился формирующий эксперимент по развитию духовно-
личностных качеств студентов-психологов. Количество обследуемых составило 120 человек, обучающихся на первом и втором курсах психолого-педагогического факультета Благовещенского государственного педагогического университета, средний возраст студентов -19 лет.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных психологических методов, сопоставлением результатов, полученных по разным методикам, применением статистических методов обработки, адекватных решаемым задачам и характеру распределения экспериментальных данных (критерии Манна-Уитни, Вилкоксона, Крускала-Уоллиса).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Новизна исследования заключается в том, что в нем на основе новых эмпирических данных, полученных в ходе констатирующего и обучающего экспериментов, уточнено представление о духовности как о динамическом личностном образовании. Показано, что в структуру этого образования входят внутренние качества личности (ценностные и смысложизненные ориентации) и внешние, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми (эмпатия, стремление к самоактуализации, положительное отношение к другому). Определено место духовности в системе профессиональных качеств психолога, необходимых для его успешной деятельности. Разработаны основные теоретические положения и принципы построения программы по развитию духовно-личностных качеств студентов-психологов. Установлено, что реализация этой программы позволяет успешно решать задачу развития духовно-личностных качеств студентов. Полученные данные свидетельствуют также о том, что юношеский возраст является благоприятным для развития указанных качеств.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при подготовке научно-методических материалов по работе со студентами, а также при чтении соответствующих курсов в вузе и на кафедрах повышения квалификации работников образования. На основе полученных результатов были разработаны рекомендации по диагностике особенностей духовно-личностных качеств студентов. Автором исследования подго-
7 товлен и читается спецкурс «Основы духовного развития» на психолого-педагогическом факультете Благовещенского государственного педагогического университета.
Положения, выносимые на защиту:
В целях наиболее правильного решения теоретических и практических задач при изучении духовности личности в ее структуре целесообразно выделять внутренние качества (ценностные и смысложизненные ориентации) и внешние, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми (эмпатия, стремление к самоактуализации, положительное отношение к другому).
На первом этапе обучения духовно-личностная сфера студентов-психологов характеризуется следующими особенностями: низким уровнем развития эмпатических способностей, недостаточным стремлением к самоактуализации, несовпадением иерархии ценностных и смысложизненных ориентации студентов и опытных профессионалов, а также некоторыми другими особенностями.
Успешное формирование духовно-личностных качеств происходит в рамках специальной программы, которая должна быть ориентирована на активизацию когнитивно-познавательного, потребностно-мотивационного, действенно-поведенческого, эмоционально-нравственного компонентов деятельности.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Благовещенского государственного педагогического университета, кафедрах психодиагностики и педагогической психологии Иркутского государственного педагогического университета. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международной научной конференции «Запад-Восток: образование и наука на пороге XXI века» (г. Хабаровск, 2001 г.), на второй Международной конференции "Психолого-педагогические проблемы развития одаренности: теория и практика (Иркутск, 2002 г.), на научно-практических конференциях Благовещенского государственного педагогического университета (1999-2003 гг.).
8 Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (171 источник) и приложения. В тексте диссертации имеется 11 рисунков и 8 таблиц. Общий объем работы - 176 страниц.
Общефилософские подходы к изучению духовности личности
Проблема духовности человека в настоящее время приобретает всё более значимый характер. Являясь предметом изучения различных социальных дисциплин, она представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии, психологии, педагогики. Поэтому невозможно рассматривать ее на сугубо психологическом уровне. Существенное значение приобретает рассмотрение общефилософского аспекта изучения духовности.
Проблема духовности волновала ученых прошлого и настоящего, поскольку она является наиболее сложным вопросом науки, до настоящего времени окончательно не разрешенным. «Любой, кто решится высказать суждение о сущности духовности, рискует оказаться в одиночестве — настолько широким и неопределенным является смысл данного понятия» [82, 31]. В нашем исследовании мы рассматриваем духовность в контексте светского образования и осуществляем анализ работ философов, положения которых продолжают звучать актуально в современном мире.
Сложность и многогранность феномена «духовность» требует прежде глубокого рассмотрения и анализа группы понятий, связанных с ним: душа, дух, душевность, духовная жизнь, духовные интересы, потребности, ценности и духовное развитие.
У раннего человека различия между душой и телом не существовало. Духовность осознавалась не как дух, а как материально действующее и вещественное существующее. Первобытный человек воспринимал душу как некое «не-я», перед которым он испытывал зависимость и страх. Попытки анализа духа и особенно души встречаются уже в древности. Особый интерес представляют взгляды Демокрита [87], Платона [104], Аристотеля [9], а также ученых Аврелия Августина «Блаженного» [3], Фомы Аквинского [148]. Демокрит утверждал, что душа состоит из атомов; со смертью тела умирает и душа. По Платону, душа человека родственна мировой душе. Душа, по мнению философа, бессмертна. Впервые выдвинул положение о неотделимости души от тела Аристотель, согласно которому душа у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. В философии средних веков происходит персонификация Бога и появляется учение о триединстве. Соответственно этому, индивидуальная душа толкуется как образ Бога в человеке.
Рубежом в развитии понятия «душа» в Новое время явилась теория Р.Декарта [41], в которой выделяется душа как некая духовная субстанция, существующая независимо от материи. Ее главным атрибутом является мышление: «я мыслю, следовательно я существую». Позже Дж. Локк [85] свел изучение душевных явлений к анализу ощущений и идей, которые, с его точки зрения, есть сочетания ощущений. Линия Декарта была продолжена Лейбницем [77], который признавал врожденные способности души. Душа представлялась в виде замкнутой в себе «монады», которой присущи две силы — чувствования (ощущения) и желания.
Таким образом, понятие «душа» используется как в рационализме, где его определяющей стороной является мышление, сознание, так и в иррационализме, где оно ассоциируется с волей, чувством, воображением, интуицией, Это понятие выражает исторически менявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека, а часто вообще отождествляется с психикой.
Первоначально понятие «дух» имело лишь религиозный смысл. Так, в христианстве Дух Святой - одно из лиц Божественной Троицы. Часто и сейчас в понятие «духовная жизнь» вкладывается религиозное содержание — та часть жизни человека, которую он посвящает Богу. В философской литературе существует и более широкое толкование понятие духа. Дух — это совокупность ценностей неутилитарного характера, сфера идеалов. В духовной жизни человек обретает высшие ценности, как бы поднимается над повседневностью. Его жизнь складывается и управляется в соответствии с незыблемыми принципами, которые составляют устойчивые основания человеческого бытия. Пытаясь определит «духовность» И. Кант писал следующее: «Как предмет одного лишь внутреннего чувства эта субстанция дает понятие нематериальности, как простая субстанция - понятие неразрешимости; тождество ее как интеллектуальной субстанции дает (понятие) личности; все вместе дают (понятие) духовности» [60,371].
Наиболее многогранно проблема духовности рассматривалась и изучалась в работах отечественных философов. Разработанность данного вопроса в России обусловлена тем историческим и культурным наследием, которое складывалось на протяжении многих веков как синтез восточных и западных культур. Русские философы: Н.А. Бердяев [15], С.Л. Франк [151], И.А. Ильин [51], B.C. Соловьев [137] и др. поставили проблему духа на высшую ступень мировоззренческого осмысления. Все, что относится к науке, технике, социологии, научной психологии, в русской философии приобретает второстепенное значение. Все, что относится к объекту, к предмету, к материальному, является, по мнению Н.А. Бердяева, лишь «символизацией духа» [16]. Во главу угла выдвигается духовное значение субъекта.
Методы и организация исследования
Одной из задач констатирующего обследования было изучение особенности духовно-личностных качеств студентов психолого-педагогического факультета. В обследовании приняли участие 60 студентов первого курса психолого-педагогического факультета, средний возраст студентов — 17,9 полных лет. Соответственно с выделенной нами структурой духовности (внутренние качества личности: ценностные и смысложизненные ориентации, а также внешние, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми: эмпатия, стремление к самоактуализации, положительное отношение к другому) необходимо иметь четкое представление об их уровне развития у студентов-первокурсников. В качестве основных методов сбора информации использовались анкетирование, тестовые опросники в бланковых и компьютерных вариантах с последующей компьютерной обработкой.
Ценностно-смысловой аспект внутренней составляющей духовной сферы студентов-психологов исследовался с использованием теста смысложизненных ориентации, разработанного и адаптированного Д.А. Леонтьевым на основе теста PIL (Purpose - in - Life Test) Дж. Крамбо (J.S. Crumbaugh) и Л. Махолика (L.T. Maholick) [81]. Методика представляет собой 20 симметричных шкал, каждая из которых сфрормулирована как особое утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возложены семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентам). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) и пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:
- субшкала 1 (цели в жизни) — характеризует наличие или отсутствие у испытуемого цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;
- субшкала 2 (процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность) — показатель восприятия испытуемым процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного, наполненного смыслом;
субшкала 3 (результативность жизни или удовлетворенность самореализацией) — отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько прожитая ее часть была продуктивна и осмысленна;
- субшкала 4 (локус конроля-Я) — отражает представления о себе как о личности способной контролировать события своей жизни;
- субшкала 5 (локус контроля — жизнь или управляемость жизни) — показатель убежденности в том, что человек может контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Для получения групповых результатов в нашем исследовании подсчиты-валось среднее значение по каждой шкале и строился групповой усреднённый профиль студентов.
Ценностные ориентации студентов исследовались с помощью методики изучения ценностных ориентации, разработанной М. Рокичем [100] и основанной на приеме прямого ранжирования списков ценностей. Стимульным материалом в методике М. Рокича служат два набора карточек по 18 ценностей — терминальных (ценностей — целей) и инструментальных (ценностей — средств) с краткой расшифровкой содержания каждой. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. К терминальным ценностям относятся активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства, любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, по 64 знание, продуктивная жизнь, развитие, развлечения, свобода, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, уверенность в себе. Инструментальными ценностями являются: аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность, независимость, непримиримость к недостаткам, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля, терпимость, честность, чуткость, широта взглядов, эффективность в делах. Методика позволяет оценить как общую выраженность каждой из терминальных ценностей (собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, саморазвитие, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности), так и способов их реализации с помощью различных личностных качеств (аккуратности, активности, самостоятельности, независимости и т. д.).
Задачи, организация и программа развития
Как показал анализ литературы, представленный в первой главе диссертационного исследования, духовность занимает центральное место в структуре профессионально значимых качеств школьного практического психолога. Именно от уровня развития духовной сферы психолога зависит эффективность его работы.
А.Б. Орлов [99], В.И. Слободчиков [134], Л.Д. Столяренко [139], Л.М. Фридман [155], В.Д. Шадриков [162] определяют юношеский возраст как наиболее сензитивный для духовного развития. Именно с этого возраста, по мнению В.И. Слободчикова [135, 37-38], «можно говорить о принципиальной возможности духовного развития». Этот период является поворотным в жизни человека и связан он «с труднейшим поиском своей укорененности в мире, с выработкой собственного мировоззрения, со становлением подлинного авторства в определении и реализации своего собственного способа жизни (кризис юности «В чем смысл моей жизни?»). Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «не-Я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома её носителя» [135, 38].
На юношеский период выпадает и профессиональное становление человека считают Е.А. Климов [64], Н.В. Самоукина [127], Л.Д. Столяренко [139], Е.И. Рогов [120], которое обусловлено уровнем его духовного развития: отношение к профессионально-трудовой сфере формируется на основе системы личностных смыслов человека, его духовных интересов. Однако, в свою очередь, профессиональная деятельность оказывает влияние на уровень духовности личности. Следовательно, уровень духовности связан с отношением личности к профессиональной деятельности. Итак, рассматривая период юности как высоко сензитивный в аспекте развития духовности и профессионального становления, мы предприняли попытку разработать модель психолого-педагогической поддержки студентов в условиях специально организованного обучения. Понятие «психолого-педагогическая поддержка» предложил О.С. Газман [34]. Он подразумевает под ним совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей решения проблем, помощь ему в сохранении человеческого достоинства и достижении позитивных результатов в образовании, саморазвитии, общении, образе жизни, вообще в самореализации.
При создании модели психолого-педагогической поддержки студентов в условиях специально организованного обучения мы руководствовались фундаментальными теоретическими принципами отечественной психологии: культурно-исторической теории Л.С. Выготского, деятельностного подхода А.Н. Леонтьева и системного подхода Б.Ф. Ломова. В соответствии с этим в основу разработанной модели легли следующие теоретические положения. Во-первых, положение о взаимосвязи и взаимобусловленности процессов духовного и профессионального становления. Во-вторых, о возможности активизации этих процессов через воздействие на когнитивно-познавательный, потребностно-мотивационный, эмоционально-нравственный и действенно-поведенческий компоненты. В-третьих, о возможности влияния на эти компоненты посредством освоения специально разработанных учебных курсов, участия в тренинго-вых занятиях и обучающей психодиагностике.
Как видно из рисунка 5, духовное развитие и профессиональное становление — это два взаимообусловленных процесса, которые протекают под влиянием когнитивно-познавательного, потребностно-мотивационного, эмоционально-нравственного и действенно-поведенческого компонентов. Раскроем компоненты модели психолого-педагогической поддержки студентов на этапе профессионального становления.