Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста Мильчарек Наталья Александровна

Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста
<
Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мильчарек Наталья Александровна. Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 Ярославль, 2007 186 с. РГБ ОД, 61:07-19/364

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психологическая проблема структуры одаренности в сфере музыкального искусства 11

1.1. Основные подходы к решению проблемы одаренности в психологии, понятие одаренности 11

1.2. Одаренность в сфере музыкального искусства в контексте развития психологического знания 35

1.3. Структурные компоненты одаренности в сфере музыкального искусства 44

1.4. Взаимосвязи между компонентами одаренности и условия их возникновения 56

Выводы по I главе 63

Глава 2. Эмпирическое исследование структуры одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста 67

2.1. Методическое обеспечение исследования 67

2.2. Репрезентация компонентов одаренности в сфере музыкального искусства и их взаимосвязей у детей школьного возраста 81

2.3. Психологическое содержание компонента отношения к деятельности в структуре одаренности в сфере музыкального искусства у детей 8- 16 лет 101

2.4. Методические рекомендации по организации психолого-педагогической диагностики детей, одаренных в сфере музыкального искусства 110

Выводы по II главе 119

Заключение 124

Список литературы 127

Приложения 145

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется многочисленными трактовками одаренности, ее критериев, качественного своеобразия, механизмов порождения, развития и способов существования данного психологического феномена, а также поиском адекватных способов познания вышеобо-значенных элементов и управления ими.

В настоящее время вопросы обучения и воспитания одаренного ребенка становятся приоритетными в системе Российского образования: один за одним «появляются на свет» центры дополнительного образования, центры развития, школы искусств и масса других социальных институтов различной направленности - a priori, - для работы с одаренным ребенком. Именно здесь возникает вопрос, что понимать под одаренностью, какими критериями руководствоваться в определении этой «психологической особенности» ребенка, ее качественного своеобразия, структурной организации, то есть психологического содержания данного феномена. Содержание этого вопроса заключается в необходимости определения сущности одаренности, ее структуры, взаимосвязи составляющих ее компонентов. В аспекте данного исследования, проблема усиливается неопределенностью соотношения одаренности и музыкальных способностей. Традиционно, музыкальные способности выступали единственным критерием выявления одаренности в сфере музыки. Однако психолого-педагогическая практика взаимодействия с обучающимися по музыкальным специальностям демонстрирует, что высокий уровень успешности, динамики развития и достижений в сфере музыкального искусства наличествует далеко не только у детей с выраженными музыкальными способностями. Этот факт требует пересмотра традиционно сложившихся подходов к психологическому содержанию, структуре одаренности в сфере музыкального искусства.

Раскрытие психологического содержания одаренности является важнейшим в аспекте психолого-педагогической практики. В психологической науке до сих пор не сложилось единого подхода к пониманию одаренности и

ее структуры, который позволил бы диагностировать ее и осуществлять психологическое сопровождение одаренных. Так, Л.Л. Гурова указывает на неопределенность качественных структурных характеристик одаренности, несмотря на разнообразие подходов к пониманию ее внутренней организации. Что же касается одаренности в сфере музыкального искусства, то до сих пор критерием в ее определении выступает степень сформированное музыкальных способностей, что, на наш взгляд, приводит к упрощению и односторонности в понимании данного психологического явления. В связи с этим, практическая актуальность исследования продиктована стремлением расширить рамки взаимосвязи «одаренность в сфере музыкального искусства - музыкальные способности» и выявить психологические факторы, оказывающие влияние на одаренность в сфере музыкального искусства как целостную систему.

Необходимость решения проблем, связанных с различными сторонами одаренности, ее сущностными характеристиками диктуется не только задачами социальной практики, но и складыванием новых типов (парадигм) науки, инициирующих переформулирование «старых» проблем в свете новых целей, задач и методологических возможностей познания. В соответствии с этим, возникает необходимость теоретического анализа компонентного состава одаренности в сфере музыкального искусства, выявления взаимосвязей между составляющими ее компонентами, а также их влияния на реализацию одаренности.

Изучение одаренности отражено в работах многих как отечественных, так и зарубежных ученых. Впервые понятие «одаренность», применяемое к особенностям развития когнитивной сферы ребенка, мы встречаем в работах отечественных исследователей А.П. Болтунова, А.А. Люблинской, А.И. Макарова. Необходимо сразу заметить, что исследования одаренности зачастую связывались с интеллектуальным развитием личности. Обусловлено это большой популярностью системы диагностики интеллектуального потенциа-

ла детей, разработанной А. Бине и, именно величина интеллектуального потенциала определяла степень одаренности (Э. Мейман, В. Штерн).

Работы М. Болдвина, Ф.Д. Брукса, А.И. Геетса, Ч.Г. Джедда, Л.М. Тер-мена, Ф. Фримена направлены на определение коэффициента одаренности, а также, на детерминированность одаренности наследственностью и различными средовыми условиями.

В ряде работ отечественных психологов феномен одаренности рассматривается как высокий уровень развития способностей, устанавливается взаимосвязь одаренности и возрастных особенностей ребенка, акцентируется внимание на видовой классификации одаренности (дифференциация общей и специальной одаренности): музыкальная, умственная, физическая и прочие (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов и др.).

В виду появления исследований А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, П. Торренса акцент в рассматриваемом нами явлении сместился на критерий креативности, на роль творческих возможностей ребенка. В рамках гуманистического подхода креативность также выступает основанием в самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс). Дж. Рензулли предлагает трехкомпонентную модель одаренности, дополняя креативность приобщенностью к задаче (усердие, настойчивость) и высокоразвитыми способностями.

В настоящее время понятие «одаренность» анализируется как более широкое, многокомпонентное понятие, осуществляются попытки выйти за рамки определяющего фактора в развитии одаренности (И.С. Аверина, A.M. Ма-тюшкин, К. Перлет, С.Л. Рубинштейн, К. Хеллер, Е. И. Щебланова и др.).

Объект исследования - одаренность в сфере музыкального искусства как психологический феномен.

Предмет исследования - психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства.

Гипотеза исследования заключается в совокупности следующих предположений:

  1. Взаимосвязь одаренности в сфере музыкального искусства и высокой степени сформированности музыкальных способностей носит неоднозначных характер.

  2. Успешность ребенка в музыкальной деятельности связана с взаимодействием всех компонентов структуры одаренности при ведущей роли компонента музыкальных способностей.

  3. Реализация одаренности в сфере музыкального искусства обеспечивается компонентом умственных способностей, творческим компонентами, а также компонентом - специальных способностей (музыкальных) и отношения к деятельности.

  4. Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства отличает неоднородность проявления и сочетания (количественною и качественного) компонентов структуры. Реализация одаренности обусловлена действием механизма взаимодополняемости и компенсируемости компонентов, включенных в ее структуру.

Цель исследования - выявить психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у школьников 8 - 16 лет. Задачи исследования:

  1. Сопоставить и проанализировать ведущие подходы к определению как самого феномена одаренности (в том числе - музыкальной), так и ее структуры, для уточнения основных категорий исследования («одаренность в сфере музыкального искусства», «структура одаренности в сфере музыкального искусства», «отношение к деятельности»).

  2. Выявить взаимосвязь одаренности со степенью сформированности музыкальных способностей и успешностью одаренных детей в музыкальной деятельности.

  3. Раскрыть психологическое содержание компонента отношения к деятельности в структуре одаренности у детей школьного возраста.

  4. Выявить взаимосвязи между компонентами структуры одаренности в сфере музыкального искусства у школьников 8-16 лет.

5. Разработать методические рекомендации для психолого-А педагогического диагностирования детей, одаренных в музыке.

Методологическую основу проведенного исследования составляют: принципы культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и В.П. Зип-ченко; общепсихологической теории деятельности А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского; принципы системогенетического подхода к становлению личности Ю.П. Поваренкова, В.Д. Шадрикова.

В работе использовались базовые теоретические положения но проблеме одаренности Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, структурной организации одаренности Д.Б. Богоявленской, A.M. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна. В определении сущности музыкальной " одаренности базовой методологической основой выступают исследования А.Р. Лурии, Б.М. Теплова.

Методы и методики эмпирического исследования.

Для реализации поставленных задач использовались известные психодиагностические методы и методики, а также методики, разработанные и апробированные соискателем.

Методы статистической обработки данных включали в себя: первичные описательные статистики, методы (параметрические и непараметрические) сравнения двух выборок, корреляционный анализ, факторный, кластерный, ^ регрессионный анализ.

На первом этапе (2003-2005) изучалось состояние разработанности рассматриваемой проблемы в научной литературе. Результатом работы первого этапа исследования выступило определение объекта и предмета исследования.

На втором этапе (2004-2006) были сформулированы цели, задачи, гипотеза исследования. На данном этапе эмпирического исследования были ап-Jb робированы методики исследования психологического содержания одаренности в сфере музыкального искусства, проанализированы взаимосвязи меж-

ду составляющими ее компонентами, разработаны методические рекомендации по диагностированию одаренных в музыке школьников.

На третьем этапе (2006-2007) проведено обобщение результатов диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов диссертационного исследования обеспечиваются непротиворечивостью его теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования, его структурных и содержательных характеристик, взаимосвязи между ними; статистической обработкой данных в соответствии с установленными для научных исследований требованиями, репрезентативностью выборки испытуемых в количественном и качественном отношении.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с 2003 по 2007 гг. с учащимися МОУ ДОД «ДШИ» № 1, 3, 6, 10, а также «МШ» №4 города Омска в количестве 237 человек в возрасте от 8 до 16 лет.

Отбор детей проводился педагогами музыкальных школ и ДШИ по критерию высокой степени сформированности музыкальных способностей. По фактору успешности и при использовании значения процентиля данных были сформированы три группы: первая группа - успешные дети (52 человека), вторую - дети со средними значениями успешности (80 человек), третью -неуспешные (105 человек). Анализ психологического содержания одаренности в сфере музыкального искусства проводился при сопоставлении результатов «полярных» групп - школьников успешных в музыкальной деятельности и не соответствующих данному критерию.

Выборка не дифференцирована по возрастным группам по причине немногочисленности одаренных в музыке детей. Поэтому возраст испытуемых первой и второй группы - от 8 до 16 лет. В связи с этим психологический инструментарий, используемый нами в эмпирическом исследовании структуры одаренности и анализ полученных результатов, осуществлялись на основании учета возрастных особенностей детей.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. Определено, что структура одаренности в сфере музыкального искусства включающей в себя компонент умственных способностей, творческий компонент, а также компонент музыкальных способностей и отношения к деятельности.

  2. Эмпирически подтверждено, что одаренность в сфере музыкального искусства у школьников 8-16 лет характеризуется доминированием компонента музыкальных способностей и отношения к деятельности и низкой степенью взаимосвязи с компонентом умственных способностей и творческим компонентом одаренности.

  3. Установлено, что одаренность в сфере музыкального искусства возникает вследствие функционирования механизмов компенсации и взаимодополняемости, а также обеспечивается различным сочетанием ее компонентов.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Одаренность в сфере музыкального искусства обусловлена не только степенью сформированное музыкальных способностей, а также своеобразным сочетанием составляющих ее компонентов, приводящих к успешности в данном виде деятельности.

  2. Реализация одаренности в сфере музыкального искусства обеспечивается различным сочетанием составляющих ее компонентов: компонента умственных способностей, творческого компонента, компонента музыкальных способностей и отношения к деятельности. Соотношение компонентов одаренности в сфере музыкального искусства у школьников характеризуется доминированием компонентов музыкальных способностей и отношения к деятельности. Компоненты одаренности в сфере музыкального искусства взаимодополняемы и компенсируемы.

  3. Психолого-педагогическая диагностика одаренных в музыке детей включает в себя не только определение степени сформированности музыкальных способностей, а также умственных и творческих способностей

школьников и характеристик их отношения к музыкальной деятельности (фактора мотивации достижения, работоспособности, значимости деятельности, интерактивности, усердия, критичности, усовершенствования, выполнения требований деятельности).

Теоретическая значимость исследования. В ходе эмпирического исследования дополнено психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства. Эмпирически доказано, что структура одаренности состоит из четырех компонентов (умственных способностей, творческого, компонента музыкальных способностей и отношения к деятельности), которые взаимосвязаны и взаимодополняемы. Подтверждена гипотеза, что соотношение компонентов одаренности в сфере музыкального искусства у школьников характеризуется доминированием компонента музыкальных способностей и отношения к деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения результатов исследования в психолого-педагогической работе с одаренными детьми. Исследование проводилось на основе разработанных соискателем методических рекомендации по выявлению одаренных в музыке школьников, для дальнейшего внедрения в образовательную практику детских школ искусств и музыкальных школ города Омска.

Апробация работы. Результаты исследования были представлены на международной научно-практической конференции, проведенной в честь 75-летия Центрального Ордена Дружбы народов Дома работников искусств (Москва); первой Всероссийской научной конференции «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы» (Омск); второй международной научно-практической конференции «Философия - детям. Человек среди людей» (Москва); всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск); научной конференции «Философия и культура'современного российского общества: тенденции и перспективы развития» (Омск).

Внедрение результатов исследования осуществлялось на тематических семинарах: «Психолого-педагогические основы выявления детей, одаренных в сфере музыкального искусства», проводимых для педагогов детских школ искусств и музыкальных школ города Омска.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, 16 приложений. Текст иллюстрирован 8 таблицами, 10 рисунками. Библиографический список содержит 187 источников, из которых 21 на английском и немецком языках. Общий объем диссертации - 186 стр.

Основные подходы к решению проблемы одаренности в психологии, понятие одаренности

Первая глава нашего диссертационного исследования направлена на решение следующих задач: сопоставить и проанализировать ведущие подходы к определению одаренности, ее структуры; выявить специфику одаренности в музыке как одного из видов деятельности; определить основные критерии одаренности в музыке; уточнить понятие «одаренность»; определить структуру одаренности, взаимосвязи между составляющими ее компонентами. 1.1. Основные подходы к решению проблемы одаренности в психологии, понятие одаренности

Проблема одаренности возникает в психологических исследованиях в связи с потребностью определить сущность данного феномена, характер его внутренней неоднородности. Однако, в данном параграфе, для решения этого вопроса, автор диссертационного исследования считает необходимым рассмотреть основные подходы к одаренности, вне зависимости от сферы ее проявления (техническая, музыкальная, интеллектуальная и другие виды одаренности).

При этом автор считает необходимым заметить, что до настоящего времени в науке не представлено четких критериев для дифференциации понятий одаренность, способности, талант, гениальность, поэтому зачастую эти понятия либо отождествляются, либо имеют линейную соотнесенность: исходны - способности, а одаренность, талант и гениальность - только различная степень их проявления (увеличивающаяся). Поэтому рассмотрение психологии способностей, таланта и гениальности (как равнозначных категорий) позволит нам определить основные моменты в истории становления психологического знания по проблеме одаренности.

Одним из родоначальников психологического исследования проблемы одаренности является английский ученый Ф. Гальтон. В своей работе «Наследственность таланта: ее законы и последствия» (1867) он первым подходит к проблеме соотношения одаренности и наследственных факторов. Основным, определяющим источником выдающихся способностей (гениальности) Гальтон считает наследственность, то, что есть в самом человеке и передается из поколения в поколение биологическим путем, подтверждая это статистическим анализом фактов биографий представителей английской социальной элиты [26]. Используя генеалогический метод, Ф. Гальтон показывает, что выдающиеся люди имеют выдающихся родителей, и, что по мере уменьшения степени родства, уменьшается и связь между талантливостью родственников.

Таким образом, Френсис Гальтон, базируясь на решении проблем: развитие способностей и их детерминанты; взаимосвязи общих и специальных способностей (измеряя показатели простейших психических процессов, можно определить уровень одаренности человека); методы измерения способностей, - закладывает методологическую основу нового для психологии направления - психологии способностей и таланта.

Другим крупным представителем и сторонником Гальтона был Л.М. Термен, под руководством которого в Стенфордском университете (США) была переработана «метрическая шкала интеллекта «Бине — Симона (получившая впоследствии название шкалы Стенфорд — Бине). В начале XX века Л.М. Термен запланировал провести лонгитюдное исследование одаренных детей. И хотя было установлено, что «большинство наших испытуемых имели преимущество в культурном влиянии со стороны родителей» [12, с.298], общий вывод свелся к тому, что «решающее значение имеет наследственность» [172, с.222]. Однако несостоятельность этого вывода подтверждается тем, что лишь в половине обследованных семей, только один из родителей имел профессию, требующую высшего образования. Каким же образом происходила передача выдающегося интеллекта по принципу генетической наследственности при несформированности такового у родителей?!

«Ф. Гальтон и Л.М. Термен знали лишь один вид наследственности — генетический. Но факты, на которые опирался первый из них, легко могут быть объяснены — по крайней мере, частично — наследственностью совсем другого рода — социальной» [163, с. 49]. Идею взаимосвязи наследственности и развития ребенка поддерживали и советские психологи: П.П. Блонский [78, с. 15], Л.С. Выготский [25, с. 388], СТ. Шацкий [143, с. 91], - указывая на влияние особо благоприятной в культурном отношении семейной среды на умственное развитие ребенка.

При этом A.M. Матюшкин замечает: «Мы уже не говорим о том, насколько наивными, далекими от истины являются утверждения Ф. Гальтона о неотвратимости выдвижения умственно одаренных, энергичных людей в первой половине прошлого века, когда, по выражению В.И. Ленина, капитализм мял, душил народные таланты тысячами и миллионами. Наконец, попытки свести генезис умственной одаренности к механизму генетической наследственности как исчерпывающему, опровергаются современной генетикой. «Наука не имеет доказательств того, что крайняя форма содержательности высших психических действий человека — гениальность — якобы требует набора особых «генов интеллекта»» [162, с. 49].

Являясь основателем дифференциальной психологии, Ф. Гальтон акцентирует внимание на интеллектуальной одаренности (гениальности), отмечая, что если интеллект нормального человека принять за 100, то, при идиотии, он будет равен 0, а при гениальности - 200. Именно эти количественные показатели позже войду в формулу расчета «коэффициента интеллекта», разработанную В. Штерном, и надолго определят тенденцию к выявлению одаренности как верхней границы «коэффициента интеллекта».

Одаренность в сфере музыкального искусства в контексте развития психологического знания

Рассматривая одаренность в сфере музыкального искусства, мы предполагаем: выявить специфику одаренности в музыке как одного из видов деятельности; определить основные критерии одаренности в музыке; обосновать необходимость выхода за рамки взаимосвязи музыкальные способности -музыкальная одаренность.

Для выявления специфики одаренности в сфере музыки необходимо обратиться к психологической традиции, вскрывающей основания и тенденции в развитии указанного феномена и, в - первую очередь, к американской психологической школе, возникшей в 20-е годы прошлого века. Инициатором исследований по проблеме музыкальной одаренности в недрах этого направления выступил К. Сишор, разработав теоретические и практические основы музыкального тестирования. В книге «Психология музыкального таланта» [112] поднимает вопрос соотношения одаренности и способностей, врожденности музыкальных способностей. Обозначая понятием «музыкальность» совокупность, правильнее, сумму отдельных, независимых друг от друга способностей, Сишор предлагает, используя шесть, разработанных им тестов на измерение: чувства высоты звуков; чувства интенсивности звуков; чувства длительности звуков; чувства консонанса; чувства ритма и объема памяти, -производить отбор музыкально одаренных детей. Музыкальный талант, как замечает Сишор, не един по своей сути, а есть иерархия независимых друг от друга талантов, и очень важно определить, насколько выражен или скрыт каждый из них. При этом, каждый из названных К. Сишором талантов (а их, по его мнению, порядка 25), определяется им как врожденный и неподдающийся воспитанию.

Критикуя взгляды названного ученого Б.М. Теплов заметит: «... система Сишора покоится в сущности на признании того, что основное значение для музыкального таланта имеют простейшие сенсорные способности, т. е. способности улавливать мелкие разницы в высоте, интенсивности и длительности звуков. Эта идея ошибочна. Различение высоты, интенсивности и длительности ... вовсе не является основой музыкальности» [124, с. 65].

Однако, подобное видение одаренности в музыкальной сфере не единично, а, скорее, популярно в психологических исследованиях начала XX века.

Это доказывают научные изыскания Ф. Гекера и Т. Цигена, которые выделяют пять компонентов музыкальной одаренности: сенсорный (чувствительность к различению высоты), ретентивный (память на высоту, интенсивность и длительность звуков), синтетический (восприятие целостных структур (мелодий, мотивов)), моторный (перенесение образа звука на инструмент, голос), идеативный (идея музыкального произведения).

Классификация, предложенная Цигеном и Гекером, вряд ли раскрывает целостность музыкальной одаренности, скорее, служит «оригинальным» вариантом несистематизированного набора отдельных психофизиологических характеристик человека.

Т. Ревеш выдвигает идею «единой музыкальности», понимая под ней не сумму отдельных способностей, а «... способность эстетически наслаждаться музыкой..., глубокое понимание музыкальных форм и строения музыкальной фразы» [105]. Но остается непонятным, каковы же все таки «прямые и решающие показатели какой бы то ни было стороны одаренности» [123, с. 55].

Солидарен Г. Ревеш по вопросу врожденности музыкальных способностей с К. Сишором, безапелляционно утверждая врожденность музыкальности, ее предопределенность: «Музыка может входить в общее образование.

Искусство, наука и вообще деятельность, для занятия которой требуется специальное, врожденное, ... , не у всех лиц имеющееся предрасположение, могут быть доступны лишь тем, кто избран для этого» [105].

Иное понимание музыкальных способностей как основы одаренности в музыке предложено Г. Кенигом [42]. Он отходит от традиционного рассмотрения музыкальности как сенсорно-перцептивных функций, обращаясь к музыкальным способностям с позиции анализа основных видов музыкальной деятельности, способностей, которые необходимы для понимания, исполнения и сочинения музыки. Однако, Кениг не вскрывает психологической сущности этого вида деятельности, что по словам Б.М. Теплова, «ни в коей мере не решает ни вопроса о структуре музыкальности, ни вопроса о выделении основных музыкальных способностей» [124, с. 67].

В середине XX века наметился отход от распространившейся в западной психологии понимания музыкальности как «звукоразличительной операции», фиксируемой в тестовой деятельности.

Английский ученый X Винг [187] инициирует новую волну исследований не просто перцептивных способностей, а музыкально-эстетической стороны способностей музыкально одаренных детей.

«Омузыкаливание» тестовых заданий проявляется в работах А. Зенатти и М. Станкова, которые пытаются активизировать самого испытуемого, отказаться от превращения его в «звукоразличающий аппарат» [119, с. 3].

Появившиеся в конце XX века исследования характеризуются вовлечением в проблеіушое поле музыкальной одаренности опосредующих феноменов. Так, работа по созданию искусственного интеллекта привела к изучению закономерностей восприятия музыки как «искусства интонируемого смысла», что может быть включено в контекст новейших кибернетических изысканий [см. 124].

Методическое обеспечение исследования

В батарею методов сбора эмпирических данных вошел ряд психодиагностических методов: экспертные оценки, опросники, тесты, анкеты, биографический метод.

Наряду с апробированными и стандартизированными методиками, мы используем авторские модификации, разработанные непосредственно для решения поставленных эмпирических задач.

Полученные данные обрабатывались методами математической статистики при помощи компьютерной версии SPSS.

Специально разработанный психодиагностический блок включал:

1. Методика исследования компонента умственных способностей одаренности в музыке в первой (успешные) и второй (неуспешные) группах: сформированность операций обобщения (методика исследования познавательной сферы детей школьного возраста М.М. и Н.Я. Семаго) [71].

2. Методика исследования творческого компонента одаренности в музыке в первой (успешные) и второй (неуспешные) группах: определение уровня креативности (методика «Завершенный рисунок» П. Торренса) [37].

3. Методика исследования компонента музыкальных способностей одаренности: экспертная оценка степени представленности музыкальных способностей.

4. Методика исследования компонента отношения к деятельности одаренности в музыке в первой (успешные) и второй (неуспешные) группах: измерение жизненных проявлений типологических свойств нервной системы (руководство Рогова Е.И.) [90]; методика «Предмет - чувства» Т.Е. Ковина, А.К. Колеченко, И.Н. Агафонова [72]; опросник для учителя на определение основных характеристик музыкальной деятельности «Отношение к деятельности» (авторская методика); опросник для родителей на определение показателей музыкальной деятельности ребенка «Отношение к деятельности» (авторская методика); опросник для ребенка на определение параметров его музыкальной деятельности (авторская методика). Методика исследования фактора мотивации достижения одаренности в музыке: измерение мотивации достижения (модификация теста-опросника А. Мехрабиана (мужская и женская формы)) [89].

5. Взаимодополняемость и компенсация компонентов одаренности в музыке демонстрируется на основании использования биографического метода (в обработке Н.А. Грищенко) [89].

С помощью перечисленных выше методик производилась диагностика, как компонентов одаренности, так и взаимосвязей между ними по нижеперечисленным критериям (параметрам):

1.Диагностируемые параметры компонента умственных способностей одаренности в музыке:

1.1. Установление логических связей и отношений между понятиями: детский вариант - методика «Простые аналогии», взрослый вариант - методика «Сложные аналогии»).

1.2. Исследование способности дифференциации существенных признаков, предметов или явлений от несущественных, второстепенных: детский вариант - методика «Выделение двух существенных признаков», взрослый вариант - методика «Выделение существенных признаков»).

1.3. Исследование обобщающих операций и абстрагирования: детский вариант - методика «Исключение предметов», взрослый вариант - методика «Исключение понятий».

Диагностируемые параметры компонента умственных способностей устанавливались при использовании диагностического комплекта «Исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» (Авторы-составители Семаго Н.Я., Семаго М.М.) - для младшего школьного и подросткового возрастов (от 8 до 11 лет); взрослый вариант (для подросткового и юношеского возраста - от 10-11 до 16 лет) - руководство Римской Р., Римского С.

2. Диагностируемые параметры творческого компонента одаренности в музыке:

2.1. Определение уровня креативности (методика «Завершенный рисунок» П. Торренса).

3. Диагностируемые параметры компонента музыкальных способностей одаренности:

3.1. Ладовое чувство, то есть, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Иначе говоря, ладовое чувство проявляется в восприятии мелодии, любви и интересе к слушанию музыки (звуко-высотный слух и чувство ритма).

3.2. Способность к слуховому представливанию, то есть, способность произвольно пользоваться звуковыми представлениями, отражающими зву-ковысотное движение (музыкальная память и музыкальное воображение).

3.3. Музыкально-ритмическое чувство, то есть, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Указанные параметры музыкальных способностей (музыкальности) диагностировались при использовании анкеты «Музыкальные способности» (авторская методика «Музыкальные способности»).

Похожие диссертации на Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста