Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений Полевая Марина Владимировна

Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений
<
Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Полевая Марина Владимировна. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Москва, 1998 155 c. РГБ ОД, 61:98-19/204-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ИНТЕР ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПОНЯТИЕ. 12

1.1. Категория отчуждения в философии . 12

1.2. Категория отчуждения в психологии. 37

1.2.1. Категория отчуждения в фрейдизме и неофрейдизме. 37

1.2.2. Категория отчуждения в экзистенциальной психологии. 49

1.2.3. Категория отчуждения в психологии развития. 53

ГЛАВА 2. ИДЕЯ «ОТЧУЖДЕНИЯ» В КОНЦЕПЦИИ САМОПРИЧИННОСТИ ЛИЧНОСТИ . 66

ГЛАВА 3. МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ОТЧУЖДЕНИЯ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ. 81

3.1. Цель и задачи эксперимента. 81

3.2. Исследование отношения родителей к ребенку . 82

3.3. Исследование проявлений детского отчуждения. 86

ГЛАВА 4.ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 123

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 125

ПРИЛОЖЕНИЯ. 138

Введение к работе

Не будет преувеличением сказать, что во все времена истории присутствовала тенденция к пересмотру ценностных ориентиров, определяющих нравственные основы человеческой жизни, сложившиеся формы общения. Активность процессов ревизии устоявшихся ориентиров общественной жизни в наши дни особенно очевидна. Остро стоит вопрос о путях и средствах самореализации и самовыражения личности - прежде возможность для постановки такого вопроса (не столько в теоретической, сколько в практической форме), по известным причинам, была существенно ограничена.

Решение вопроса осложнено некоторыми специфическими обстоятельствами, характеризующими современное общество. Человек зачастую вынужден ограждать себя от опасностей не только социального, но и физического порядка. Есть наблюдения, показывающие, что дети в некоторых семьях (например, в бизнес-среде), испытывают постоянную тревогу за жизнь родителей, а последние, в свою очередь за жизнь детей. В этой обстановке нередко складывается система ценностей, предостерегающая детей от близких контактов с окружающими; недоверие к миру («никому нельзя доверять») превращается в ценность. Оборотная сторона этой тенденции - чувство одиночества и отчужденности, проявляющееся уже у детей. Само собой разумеется также, что отчуждение не является порождением лишь нашего времени, и что феномен отчуждения не есть характеристика лишь тех семей, которые заняты

в сфере бизнеса. Речь в данном случае идет о том, что в современном обществе, переживающем кризис сложившейся системы ценностей, существует почва, особенно благоприятная для разобщения людей. Особенно рельефно эта тенденция заявляет себя феноменологией отчуждения.

В современной психолого-педагогической литературе
отношение к категории отчуждения неоднозначно. Существует
мнение (достаточно резко выраженное), что отчуждение - это
«частный, не требующий особого внимания случай обособления»
(B.C. Мухина), Данной точке зрения могут быть противопоставлены
важные разработки A.B. Петровского, В.В. Абраменковой и других.
Однако, нельзя не отметить значимости того факта, что особый
статус данного понятия требует аргументации. Представляется
необходимой специальная теоретическая и эмпирическая работа,
определяющая место категории «отчуждения» в ряду других
категорий, например «идентификация - обособление» (B.C. Мухина),
«идентификация - отчуждение» (В.В. Абраменкова),

«отождествление - обособление» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев) и другие.

Игнорирование факта детского отчуждения, отсутствие интереса к данному явлению, недооценка его сложности как социально-педагогического явления обусловливает неадекватность научных выводов и снижает эффективность теоретических и практических рекомендаций.

Сказанным подчеркивается актуальность исследования реакций отчуждения во взаимоотношениях ребенка и воспитывающих взрослых.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение отчуждения в детско-родительских взаимоотношениях.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: система значимых

взаимоотношений между ребенком и родителями.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: отчуждение в контактах ребенка с родителями.

Экспериментальное исследование отчуждения

осуществляется на основе теории самопричинности личности, разрабатываемой В.А. Петровским. Отчуждение трактуется как утрата индивидом чувства субъектности в общении со значимыми другими людьми, как переживание невозможности для него быть «причиной себя», обладать подлинной свободой самопроявления. Предполагается, что на ранних ступенях становления личности (в дошкольном возрасте) потеря чувства субъектности (равно как и обретение его) определяется характером воспитательных воздействий родителей, шире - стилем общения воспитывающих взрослых.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что нарушение условий отраженности ребенка во взрослом порождает эффект отчуждения ребенка.

ЭМПИРИЧЕСКИМИ РЕФЕРЕНТАМИ полноценной

отраженности ребенка во взрослом является (впервые определяемая в данной работе) «родительская лояльность» как готовность родителя воспроизводить и поддерживать неординарные проявления активности ребенка; дефекты отраоюенности выступают в форме отторжения родителями неординарных проявлений ребенка, а также в таких деперсонализирующих формах

общения как авторитарная гиперсоциализация, отвержение, симбиотические отношения. Эмпирическими референтами отчуждения ребенка от родителей выступили: снижение чувства самоценности и общительности ребенка, повышение его конфликтности и закрытости в присутствии родителей, а также наличие негативных чувств к ним (враждебность).

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Первая гипотеза состоит в том, что существует связь между совокупностью эмпирических проявлений отчуждения ребенка и деперсонализирующими формами общения с ним родителей,

Вторая эмпирическая гипотеза состоит в том, что в рамках диадических отношений в семье (ребенок-мать, ребенок-отец) и триадических отношений (ребенок-мать-отец) могут быть выделены общие факторы «дистантного» общения, интегрирующие личностные диспозиции ребенка и родителей.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Проанализировать философскую, психологическую,
психотерапевтическую и педагогическую литературу, посвященную
проблемам субъектности человека, отчуждения и

деперсонализирующих форм общения.

2. Изучить гипотетический механизм возникновения реакций
отчуждения в детско-родительских отношениях.

3. Выявить особенности общения родителей с ребенком,
содействующие и препятствующие проявлениям субъектности
ребенка.

4. Изучить тенденции реагирования ребенка в ответ на

изменение «дистанции» в пространстве общения со взрослым.

5. Исследовать особенности отчуждения ребенка в триаде «ребенок-мать-отец».

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- проективные техники, вербальные тесты, анкетирование, беседа, наблюдение;

статистические методы обработки материалов, включающие в себя корреляционный и факторный анализ, а также метод распознавания образов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И НАУЧНАЯ

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Поставлена задача выявления интраиндивидуальных и интериндивидуальных особенностей «отчуждения» в детско-родительских отношениях; обосновано положение о том, что «отчуждение» есть форма утраты индивидом чувства собственной субъектности (самопричинности) в общении со значимыми другими; впервые теоретически определены и операционализированы представления о деперсонализирующих и субъект-центрированных родительско-детских отношениях, и в частности, меры лояльности взрослого в общении с ребенком; выявлены факты, подтверждающие зависимость отчуждения детей от характера центрированности взрослых на ребенке; разработаны новые исследовательские методики: методика родительской лояльности, методика дистанцирования и методика «Автопортрет», модифицированная в соответствии с «принципом отраженной субъектности».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ состоит в том, что содержащиеся в ней материалы и выводы могут быть

использованы при разработке программ коррекции и реабилитации
детей отчужденных от родителей; в исследованиях смежных по
тематике областей, подготовке научно-методических пособий,
курсов лекций по педагогике воспитания для студентов и в системе
повышения квалификации научных работников и педагогов. Данные
об особенностях детей и родителей, пребывающих в состоянии
отчужденности, положены в основу разработки диагностических
методик. Предложенные психодиагностические методики могут
использоваться детскими психологами, психотерапевтами для
выявления особенностей взаимоотношений ребенка и

воспитывающих взрослых.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечена системностью исследовательских процедур, углубленным качественным анализом полученных данных, их количественной обработкой, представительностью выборки, обширностью первичного материала, проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций в детских садах г.Москвы,

АПРОБАЦИЯ основных положений и выводов
диссертационного исследования осуществлялась в процессе
знакомства с ними педагогической общественности и студентов.
Замысел работы, ее промежуточные итоги, конечные результаты
исследования и предложения по их практическому применению
обсуждались на заседаниях Лаборатории дичностно-

ориентированной дидактики ИПИ РАО, на кафедре психологии БГПИ. Положения диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

осуществлялось в течении 1995-1998 годах в работе детских садов № 290 и № 304 г. Москвы: был использован комплекс методик, направленный на исследование детско-родителъских отношений (методики «Родительская лояльность», «Домики», «Автопортрет» и другие). По результатам диссертационного исследования разработан и прочитан спецкурс «Отчуждение в детско-родительских отношениях» для студентов 2 курса факультета психологии БГПИ в 1997-1998 учебном году.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Отчуждение трактуется как форма проявления утраты
индивидом (ребенком) чувства своей субъектности в общении со
значимыми другими людьми (родителями); переживание
отчужденности в общении возникает тогда, когда со стороны
значимых других лиц индивид не получает сигналов своей
«отраженности» в них в качестве субъекта активности.

2. Проявления отчуждения у детей обусловлены
деперсонализирующими особенностями общения родителей.

3. В системе детско-родительских отношений выделяются
такие полярные паттерны интраиндивидуальных и
интериндивидуальных проявлений как «отчуждение-близость».

4. Самоотношение детей, их отношение к родителям
характеризуется мерой самоприятия, самоуважения, готовности
сотрудничать «с собой» и «другими», и представляет собой
интериоризацию отношений, складывающихся между ребенком и
родителями.

5. Выделен феномен лояльности во взаимоотношениях как
тенденция одного человека поддерживать неординарные

проявления активности другого человека или, по меньшей мере, не противодействовать им. Лояльность родителей к ребенку, интериоризируется в особое качество самоотношения ребенка, проявляющееся в том, что неординарность его собственных проявлений выступает для него как ценность.

Категория отчуждения в философии

Понятие «отчуждение» издавна имело много смыслов, отражающих вместе с тем общее свойство обозначаемых сторон действительности; факт или состояние отдаленности. Уже латинское слово AHenatio имело по крайней мере три значения: в правовой сфере - передачу прав или собственности; в социальной - отдаление, отход или изоляцию индивида от группы других людей, своей страны или богов; в медико-психологической сфере - нарушение умственных функций, психическую болезнь (49).

Корень философской трактовки понятия «отчуждения» и всей многообразной проблематики, связанной с этим термином, мы встречаем у Аристотеля. Он рассматривает два вида отчуждения: исключенность из общества и «передача собственности». В этой двойственности скрыта, на наш взгляд, проблема: существует ли глубинная связь между столь различными представлениями, имеющими общий термин. Возможный ответ заключается в том, что человек, «исключенный из общества» в некотором смысле утрачивает присущую ему собственность, а именно возможность обладания собой как субъектом. Однако подобное пояснение требует дополнительной аргументации. Мы усматриваем ее в том, что неспособность быть отраженным в других в качестве субъекта означает «несуществование» себя самого, ибо «существование» предполагает возможность отразить свою отраженность в других, совершая круг метаморфоз «в-себе», «для-других» и «для-себя-бытия» субъектности.

Преодолевающее указанную двойственность развитие идеи «отчуждения» мы находим в работах христианского теолога Августина Блаженного, видевшего причину отчуждения в отхождении человека от Бога, дающего всеобщую жизненную основу, то есть в категориях субъектности, совокупность причин собственного бытия в мире, с которыми человек воссоединяется в Боге. «Я не был бы, я совершенно не мог бы быть, если бы Ты (Бог -прим. Авт.) не присутствовал во мне!» (114, исповедь 1, 2, 3).

Тысячелетие спустя в протестантизме это учение было возрождено в идее спасения человека Богом посредством дарования личной веры. Общение человека с Богом принимает не только ритуальный, но и интимно-личностный характер. Личная вера противопоставляется внешнему (церковному) авторитету. Уже сам термин «личная вера» показывает, что речь идет об определенном отношении между человеком и Богом. Бог выступает как значимый другой. Посредством божественных усилий происходит становление адаптивной субъектности (63).

Романтики жаловались на отчуждающее влияние общества, которое обезличивает человека, заставляя его отказываться от своих ценных потенций в пользу менее ценных. Они вводят в теорию личности целую серию оппозиций: душа и характер, лицо и маска (Брентано, Гофман), человек и его «двойник», «тень» (Шамиссо, Тик). Причем если в древности маска имела ритуальное значение, а в народной культуре средневековья воплощала игровое начало, то здесь она приобретает трагичное звучание, обозначая управляющую человеком чуждую силу, которая превращает его «Я» в ничто. Прежде чем осознать потерю «Я», нужно его приобрести или открыть.

Разрыв с теоретической трактовкой отчуждения осуществил Т.Гоббс, который понимал отчуждение как добровольный акт индивида, заключающийся в перенесении им части своих прав на государство (политическое отчуждение).

Г.В.Ф. Гегель раскрывает отчуждение не только, как объективное положение человека в объективном мире, но и субъективно как психологическое состояние человека. «Я могу отчуждать от себя свою собственность, и она благодаря моей свободной воле может перейти к другому» (32, с.41).

«Отчуждаемы только внешние уже по своей природе блага; личность, например, я не могу считать чем-то внешним для меня, ибо отказаться о своей личности - значит превратить себя в вещь. Но такое отчуждение было бы недействительным. Тот отчуждал бы свою нравственность, кто дал бы другому например, обещание совершать по его приказу всевозможные действия, как преступные, так и безразличные, все равно. Но такое обязательство не может иметь никакой силы, ибо оно включает в себя свободу воли, обладая которой каждый должен отвечать за себя сам... Нравственные или безнравственные деяния - это собственные поступки того, кто их совершает, и в силу этого я не могу их отчуждать». «Я не могу отчуждать и свою религию. Если бы община или же отдельный человек предоставили кому-нибудь третьему определять, что должно составлять его веру, ... это не было бы несправедливостью, так как то, что я ему предоставил, никогда и не могло стать его собственностью» (32, с.42).

Идея «отчуждения» в концепции самопричинности личности

Личность индивида может быть осмыслена тремя способами (В. А. Петровский): интраиндивидно, интериндивидно и метаиндивидно. Интраиндивидная личностная атрибуция.

Личностное при данном способе рассматривания оказывается погруженным в непосредственное пространство бытия индивида, а он сам выступает перед нами как единственный носитель своей личности. Личность выступает позитивно через утверждение своей общности с социальным целым в процессе идентификации. Однако, личность может выступать в своей нетождественности всеобщему, через свое неслияние с ним, в процессе отчуждения.

Интериндивидная личностная атрибуция. При таком способе интерпретации областью определения и существования личности становится пространство межиндивидуальных связей, то есть не сам по себе способный к общению и деятельности индивид, а процессы, в которые включены по меньшей мере два индивида. В этом случае личность, как бы приобретает собственное бытие, отличающееся от бытия других.

Но при всем богатстве психологического анализа, интериндивидная атрибуция как способ интерпретации соответствующего круга явлений имеет свои ограничения и побуждает к постановке новых проблем. Индивиды рассматриваются как включенные в психологически единую ситуацию совместной деятельности и общения. Но продолжает ли личность как системное качество взаимодействующих индивидов существовать и за пределами общей ситуации, в состоянии отчуждения?

Ответ дает метаиндивидная личностная атрибуция. Личность индивида на этот раз выносится за рамки не только индивидуального субъекта, но и актуальных связей с другими индивидами, за пределами совместной деятельности с ними. Здесь как бы вновь личностное погружается в пространство бытия, но не самого индивида, а другого или других. Речь идет о воздействии личности субъекта на другого индивида. Вместе с тем это воздействие является и вкладом субъекта в себя самого, как в известном смысле «другого».

Такой способ интерпретации, каким является метаиндивидная атрибуция, предполагает ответ на вопрос как о том, кто из других людей и каким образом представлен в личности данного индивида. Этот путь ведет к механизму реальной представленности данного индивида, как субъекта активности в жизнедеятельности других людей.

В исследованиях идеальной представленности индивида в других, личность в своем «бытии-для-других» выступает как относительно автономная, отчужденная от самого индивида. По существу в такого рода исследованиях решается проблема инобытия индивида или точнее его идеального бытия. Речь идет не об образе индивида в сознании другого, а скорее об изменениях в смысловых образований другого индивида, в которых как бы проявляются эффекты воздействия первого. Возникает проблема «возврата» индивиду его инобытия в других индивидах.

Во-первых, речь может идти о самосознании, то есть раскрытии того, каким индивиду представляется его роль в сознании и поведении других людей.

Во-вторых, имеется в виду как происходит экстериоризация идеального бытия индивида в других индивидах. Возвращенное субъекту инобытие может быть адекватным и неадекватным его действительным вкладам в окружающих.

Личность может быть осмысленна тремя способами и каждому задается определенный психологический аспект ее изучения. Но лишь через единство всех аспектов раскрывается строение и структура личности. Личность индивида получает идеальную представленность в других людях, в его связях с ними, в нем самом. Определяющей характеристикой личности является ее активность, которая проявляется в феноменах надситуативной, сверхнормативной активности.

Данный подход строится на гипотезе о наличии у индивида особой потребности - быть личностью. Она обеспечивает активное включение индивида в систему социальных связей. Стремясь через активное участие в совместной деятельности привнести свое «Я» в других людей, приобщая их к своим интересам и желаниям, добиваясь в этом успеха, человек удовлетворяет тем самым потребность в персонализации. Однако удовлетворение потребности порождает потребность более высокого порядка, а неудовлетворение рождает сознание отчужденности.

Исследование отношения родителей к ребенку

Эффективность работы с семьей чаще всего страдает от не знания проблем конкретной семьи, ее психологического состояния, а от особенностей родительского отношения к детям. Для получения более полной информации о семейной ситуации была проведена исследовательская работа с воспитывающими взрослыми родителями.

Родителям была предложена анкета, выявляющая основные сведения о семье; состав семьи, количество детей, их пол и возраст, образование и социальное положение родителей и т.д.

Родительское отношение к детям понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Каково же родительское отношение к собственному ребенку? Это мы исследовали с помощью теста-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), на вопросы которого было предложено ответить каждому из родителей индивидуально (73, с. 193-198). Предполагается, что самоотношение детей, характеризуемое мерой самоприятия, самоуважения, готовности сотрудничать «с собой» (В.В. Столин), представляет собой интериоризацию отношений, складывающихся между воспитывающими взрослыми и ребенком. «Позитивная оценка ребенка», «эмоциональная вовлеченность», «игнорирование», «использование страха как средства контроля» - всё это формы активного отношения родителей к ребенку, которые переносятся из интерсубъектного в интрасубъектный план личности ребенка, проявлялась теперь в качестве модусов его собственного отношения к себе. Анализ отмеченных интерсубъектных и интрасубъектных форм позволяет описать их в рамках биполярного конструкта «принятие-отвержение».

Позитивный полюс означает центрацию устремлений родителей на ребенке (признание его индивидуальности, вовлеченность родителей в заботу о ребенке, и т.п.), что порождает отношение ребенка к самому себе как полноценному автору происходящего, а негативный полюс - враждебное отвержение, недооценку ребенка, дистанцирование его со стороны родителей, и как следствие - разлад его собственных отношений с собой.

В качестве разновидности того же конструкта может быть выделено такое свойство родительско-детских отношений как лояльность родителей к ребенку (См. гл. 2).

Авторская методика «Родительская лояльность» относится к категории проективных техник и позволяет оценивать отношения взрослого к неординарным проявлениям детской субъектности.

Стимулирующая ситуация этой методики заключается в схематическом контурном рисунке (наподобие детской модификации теста Розенцвейга), где изображено несколько человек, среди которых - ребенок (будем говорить о нем «детский персонаж») и взрослый («взрослый персонаж»). Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех сюжетных картинок является нахождение персонажа в ситуации нестандартного проявления субъектности ребенка.

Некоторые сюжеты картинок взяты и несколько модифицировании из известной книги К.Чуковского «От двух до пяти», фольклора, наблюдений авторов

Похожие диссертации на Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений