Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ЭТНООБРАЗОВАНИЯ
1.1 . Этнокультурное образование: сущность, функции, социальные аспекты и понятийный аппарат 17
1.2. Концептуальный подход к построению моделей современных этнокультурных технологий 37
1.3.Характеристика дидактического потенциала этнокультурного образования и его оценка учебной аудиторией 55
Глава вторая. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 . Реализация научных подходов к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе 82
2.2.Освоение этнокультурных технологий в области музыкального и танцевального фольклора
2.3.Развитие социальных контактов в этнокультурной среде региона 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 153
ПРИЛОЖЕНИЯ 172
- Этнокультурное образование: сущность, функции, социальные аспекты и понятийный аппарат
- Концептуальный подход к построению моделей современных этнокультурных технологий
- Реализация научных подходов к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
Введение к работе
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное, информационное, культурное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в содержании и организации учебно-воспитательной работы образовательных учреждений.
Происходит смена образовательной парадигмы. Содержание образования обогащается новыми знаниями, учениями и навыками, развитием у обучаемых способностей к оперированию новейшей социально-экономической и культурной информацией, к творческому решению проблем науки и рыночной практики. Эта тенденция коснулась и образовательных технологий, которые призваны быть адекватными современному уровню общественного знания.
В содержании и технологиях образовательной деятельности приоритетную роль приобрел принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам высших и средних учебных заведений выбирать и конструировать процесс профессиональной подготовки специалистов по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и совершенствование профессионального образования специалистов художественно-творческого профиля. Мы являемся свидетелями научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий, использования возможностей современной дидактики для повышения эффективности существующих образовательных структур.
Актуальность нашего исследования обусловлена существенными изменениями, происшедшими в последние годы в системе культурологического образования, серьезной трансформацией его идеологического содержания, все более тесным взаимодействием национально-этнических, педагогических и социологических факторов в подготовке специалистов художественно творческого профиля.
Современная профессиональная школа уходит от господствовавшего в течение многих лет тотального, стандартного, унифицированного образования и переходит на образование вариативное, образование по выбору, которое не может не опираться на исторические, духовные и социально-культурные истоки, традиции и новации народной педагогики и культуры, составляющие основу жизнедеятельности населения того или иного региона.
Во многих регионах наблюдаются тенденции роста национального самосознания и одновременно межэтнической разобщенности и расслоения населения городов и сельской местности. Одним из естественных механизмов гармонизации межэтнических отношений и преодоления нарастания негативных тенденций в обществе и была и остается система образования.
Возвращение к этничности, определенная переоценка роли и значения отдельных национальных культур и влияние этих процессов на самосознание народов является общей закономерностью и для содержания культурологического образования. На одну из приоритетных позиций выдвигается необходимость глубокого освоения огромного этнокультурного и народно-педагогического опыта как составной и неотъемлемой части духовной культуры каждого народа.
В вузах, училищах и колледжах культуры и искусства, где содержание образования не только ориентировано на семью как главное звено воспитания, но и тесно связано с изучением, освоением и технологией создания культурных ценностей (поэтического и песенного фольклора, семейного быта, народных ремесел и промыслов, игрового опыта и т.д.), этнокультурная подготовка помогает аккумулировать межпредметные связи, выполняет функции системообразующего фактора в реализации образовательных программ.
Принципиальным в методологическом отношении подходе диссертанта к исследованию процесса развития этнокультурных образовательных техноло гий является вопрос о соотношении и взаимозависимости этнопедагогики и культуры. Содержание, основные направления и уровни этнокультурного образования определяются сегодня социальным заказом со стороны государственных, негосударственных (общественных) и коммерческих структур; этнокультурное образование призвано формировать специалиста гуманитарного профиля, который хорошо разбирается не только в истории общества, культуры и искусства, религии, современном обществоведении, культурологии, педагогике, искусствоведении, религиоведении, но и в проблемах этноса, межэтнических отношений.
В определенном смысле этнокультурную подготовку закономерно рассматривать как своеобразную прикладную этнопедагогику (содержательный анализ циклов научных дисциплин дает нам все основания так утверждать). С другой стороны, богатейшая история народной педагогики и этнокультуры составляет фундаментальную базу этнокультурного образования.
Контакты представителей различных национальностей, проживающих на территории отдельно взятого региона - Тамбовской области, в различных сферах жизнедеятельности (политике, экономике, религии, быту и т.д.) - это контакты национальных культур, в процессе которых проявляются причины и следствия национально-этнических культурных различий. Поэтому в содержании и организации учебно-воспитательного процесса учитывается существующая в регионе межэтническая ситуация, необходимость формирования у будущих специалистов умений и навыков межнационального общения.
Отсюда следует, что реализация содержания технологических модулей этнокультурного образования требует разработки и одновременного внедрения в учебный процесс следующих компонентов:
- углубленного изучения и освоения дисциплин этнологического профиля;
- ориентации на достаточно глубокую этнокультурную и этнопедаго гическую подготовку специалиста художественно-творческого профиля для работы в современной социально-культурной сфере; - ориентации на приобретение студентами необходимого социального опыта, знаний, умений, навыков для повседневной практической деятельности среди различных национально-этнических общностей.
В силу многоаспективности феномена культуры существуют различные концептуальные подходы к ее исследованию. Считаем важным оговорить, почему мы, разрабатывая методологические аспекты этнокультурного образования, обращаемся в своей работе, прежде всего, не к этнической культуре, а к теории культуры.
Теория культуры определяет сущность культуры, ее структуру и функции ее подсистем. В этом плане нам важно, опираясь на фундаментальные положения теории культуры, понять: какое место занимает культура по отношению к этносу, в каком взаимоотношении находятся культура и этническая педагогика между собой. И на этой основе выявить роль культуры в обосновании функции этнического воспитания, роль этнической функции культуры в обосновании содержания этнокультурных образовательных технологий.
Также важно, и с точки зрения теории культуры, выяснить состояние этнической культуры. В аспекте данного подхода теория культуры - методологическая основа этнокультурного образования, тогда как этническая культура может выполнять, в соответствии с ее функциями, роль средства или содержания этнического воспитания.
В настоящее время одной их актуальных проблем для ученых и практиков является становление и научное обоснование системы этнокультурного образования, соединение его традиций и опыта с методологическими положениями культурологии и педагогики в решении задач, поставленных обществом.
Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с выявлением статуса и структурно-компонентного состава этнокультурных образовательных технологий подготовки специалистов художественно-творческого профиля в высших и средних специальных учебных заведениях.
Степень научной разработанности проблемы. Особое внимание в плане нашего конкретного исследования приобретают работы ведущих ученых по проблемам культурологического образования и взаимодействия личности с окружающей социально-культурной, педагогической, этнической средой. Конструктивный материал по вопросам разработки и реализации этнокультурных образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов художественно-творческого профиля содержится в работах Ю.П.Азарова, Т.И.Баклановой, Н.К.Баклановой, А.Д.Жаркова, Л.С.Зориловой, А.С.Каргина, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова и др. Для построения концептуальных подходов к исследованию проблем этнокультурного образования использованы труды А.А.Авдеева, А.И.Арнольдова, С.А.Арутюнова, Ю.В.Бромлея, М.С.Кагана, В.А.Разумного, Г.Ф.Смирнова, А.Я.Флиера.
Анализ осуществленных в последнее десятилетие исследований показывает, что их авторы стремились подойти от отдельных аспектов к системному пониманию совершенствования подготовки специалистов в вузах культуры и искусств [12, 14, 61, 83, 131, 133, 152, 157].
Развитию профессионального образования в сфере культуры способствовало появление исследований, раскрывающих технологические основы стандартизации образования и социально-педагогического моделирования профессиональной направленности развития этнокультурного образования [31, 121].
Содержание вышеупомянутых исследований носит в большинстве своем теоретико-экспериментальный и историко-педагогический, небольшая часть - методологический, сравнительно-аналитический характер.
Следует отметить как позитивный сдвиг то, что в публикациях послед них лет наметилось слияние культурологического и этнографического подходов в содержании и технологиях этнокультурного образования. В этом плане для нас особое значение имело исследование Е.И.Григорьевой, раскрывающее генезис и эволюцию народных промыслов и ремесел в региональном историко-культурном аспекте [51].
Однако проблема, рассматриваемая в данной диссертации - региональный компонент этнокультурного образования применительно к условиям Тамбовской области, равно как и комплекс соответствующих этнокультурных образовательных технологий, не являлись предметом специального исследования. Отмеченные обстоятельства определили выбор темы нашей диссертационной работы.
Объектом исследования избрано современное этнокультурное образование в учебном процессе высших, средних и других учебных заведений.
Предмет исследования - процесс развития этнокультурных образовательных технологий в подготовке специалистов художественно-творческого профиля.
Целью исследования является обоснование и реализация конкретных путей совершенствования этнокультурных образовательных технологий, как важнейшего фактора профессиональной подготовки специалистов художественно-творческого профиля.
Поставленная цель определила основные задачи исследования:
- раскрыть исторические, духовные и социально-культурные истоки этнокультурного образования;
- дать теоретико-методологическое обоснование этнокультурного образования студентов и учащихся в системе многоуровневой подготовки;
- разработать и научно обосновать концептуальный подход к созданию и реализации этнокультурных образовательных технологий, выявить их типологию по предметно-содержательному и деятельно стному признакам;
- охарактеризовать дидактический потенциал этнокультурных технологий, осуществить его диагностику и оценку со стороны учащихся и студенческой аудитории;
- провести сравнительный анализ действующих в учебном процессе технологических модулей и сформировать пакет соответствующих предложений и рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию.
Основная идея повышения эффективности этнокультурных образовательных технологий заключается в создании необходимых условий для всемерного включения будущих специалистов, представляющих различные виды и жанры современного самодеятельного искусства, в реальный процесс возрождения духовной культуры отдельно взятого региона - Тамбовской области.
Автор ориентируется на междисциплинарный подход, в котором переплетаются образовательные, культурные, социальные, экономические и этнические аспекты современного образа жизни населения региона, а также на концепцию развивающей этнокультурной направленности художественного образования.
Сущность выдвигаемой диссертантом рабочей гипотезы состоит в том, что эффективность этнокультурных образовательных технологий в профессиональной подготовке специалистов художественно-творческого профиля зависит от развития регионального компонента в содержании образовательной деятельности, от уровня включенности студентов в разработку и реализацию этнокультурных проектов и программ, от степени гибкости и вариативности сочетания традиционных и инновационных элементов в учебно-воспитательном процессе.
Методология диссертационного исследования. В основу методологического исследования положена система методов, включающая в себя диа лектический метод, методы культурно-исторического, логического сравнительного и системно-структурного анализа.
Для решения специальных задач исследование опирается на философские, культурологические, этнопедагогические подходы и идеи отечественных ученых о деятельностной сущности человека и формировании активной творческой личности, в частности концепции школ Л.С.Выготского, В.С.Библера и В.В.Давыдова.
В разработке стратегии исследования, определении роли и содержания этнокультурных образовательных технологий в подготовке специалистов использовались труды А.И.Арнольдова, А.А.Аронова, Ю.К.Бабанского, Ю.В.Громыко, А.Д.Жаркова, Л.С.Зориловой, А.С.Каргина, Т.Г.Киселевой, Ю.А.Стрельцова, К.Д.Ушинского, В.М.Чижикова, Г.Н.Филонова и др.
Поставленные в исследовании задачи автор решает опираясь на общенаучные методы познания: обобщение и систематизация теоретических данных; экспериментальная проверка и обработка импирики; моделирование и классификация результатов исследования. Особую группу методов составили наблюдение, беседа, устный опрос, контент-анализ результатов самостоятельной проектной, исследовательской и творческой деятельности студентов.
Исследование осуществлялось на базе высших, средних и других специальных учебных заведений Тамбовской области: детских музыкальных школ городов Тамбова, Котовска, Уварова, колледжа искусств г. Тамбова, Тамбовского Государственного музыкально-педагогического института им. С.В.Рахманинова и факультета культурологии Тамбовского Государственного университета им. Г.Р.Державина.
Исследование включало в себя три этапа.
Первый этап исследования (1993 - 1995 г.г.) носил констатирующий характер и включал в себя изучение и анализ теоретических специальных источников, состояние разработанности исследуемой проблемы в специальной литературе, в практике учреждений культуры, искусства и образования. От рабатывались понятийный аппарат, гипотезы, цель, задачи, методы исследования. Ведущими на данном этапе были также анализ и обобщение теоретических источников, изучение трудов философов, социологов, культурологов, педагогов, этнографов, изучение архивных материалов, документов вузов и средних специальных учебных заведений.
На втором этапе (1995 - 1997 г.г.) проводился анализ этнопедагогиче-ской подготовленности студентов и преподавателей вуза к использованию этнокультурного наследия региона, изучался опыт работы вузовских педагогов. Изучались также учебные планы, программы, учебники, учебные пособия с целью определения возможности их использования в подготовке студентов по исследуемой нами проблеме. Была разработана программа и процедура проведения социологического исследования. При этом применялись наблюдение, беседы, анкетирование, анализ учебно-методических материалов вуза, решение педагогических ситуаций, изучение результатов деятельности участников экспериментальной проверки, анализ и обработка экспериментального материала.
На третьем этапе (1997 - 2000 г.г.) на базе кафедр социально-гуманитарных дисциплин факультетов культурологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина (ТГУ) и Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В.Рахманинова (ТГМГВД) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по формированию и реализации этнокультурных образовательных технологий, обобщались результаты экспериментальной части, анализ выполненных студентами практических заданий, проводилась их экспертная оценка.
Научная новизна диссертации состоит в том, что автором продолжена разработка основ этнокультурного образования как подсистемы профессиональной подготовки специалистов художественно-творческого профиля в масштабах конкретного региона - Тамбовской области и поликультурного образования. Показано, что этнокультурное образование развивается и со вершенствуется в рамках культурологии, относится к типу специального образования и вместе с тем опирается на научные результаты этнопедагогики, истории и теории народной художественной культуры, этнопсихологии и других наук. За счет своеобразного сочетания и интеграции полученных научных данных, этнокультурное образование обретает национальную и определенную региональную самобытность, свойства, присущие только ему.
Выявлены и обоснованы характерные черты современного этнокультурного образовательного компонента, органично сочетающего педагогические знания, умения и навыки с освоением особенностей психологического склада, языка, национального характера, национального самосознания, обычаев и традиций. Выявлена типология технологий этнокультурного образования по предметно-содержательному и деятельностному признакам.
Разработана структурно-логическая модель реализации этнокультурных образовательных технологий, используемых в процессе подготовки специалистов художественно-творческого профиля, выявлены факторы и условия совершенствования этнокультурного образования будущих специалистов на базе действующего плана музыкально-педагогического института, за счет включения в него ряда этноориентированных учебных дисциплин. Разработан концептуальный подход к организации этнонаправленного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на результаты овладения студентами системой научных знаний о культуре своего региона, национальной культуре, приобретения умений и навыков творческого использования богатейшего социально-культурного и педагогического опыта народа, ценностного отношения к его духовной культуре.
Изложены рекомендации по внедрению материалов исследования в систему профессиональной подготовки кадров художественно-творческого профиля для региона.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она расширяет представления об особенностях обучающих механизмов в рамках куль турологического образования, показывает пути и возможности применения этнокультурных технологий не только в обучении специалистов музыкального, хореографического и декоративно-прикладного искусства, но и других групп потенциальных пользователей - учителей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, педагогических работников учреждений дошкольного и дополнительного образования. Проведенное исследование способствует раскрытию специфических аспектов этнокультурных образовательных технологий, обусловленных ростом современных духовных интересов, запросов и предпочтений, информационных потребностей населения в изучении национального уклада жизни, традиций, быта, культуры своего народа.
Практическая значимость диссертации определяется прикладной направленностью предпринятого исследования, теоретические положения и рекомендации позволили решить ряд проблем совершенствования профессионального образования специалистов художественно-творческого профиля, координации отдельных дидактических и воспитательных задач в учебно-образовательном процессе вуза, повышения эффективности технологии отдельных видов совместной деятельности педагогов и студентов. Предложенная в исследовании структурно-логическая модель и типология этнокультурных образовательных технологий, научные подходы к их разработке и реализации могут быть использованы в совершенствовании подготовки специалистов в образовательных учреждениях музыкально-педагогического и художественно-творческого профиля различного уровня, в системе дополнительного образования. Результаты исследования находят применение при подготовке и проведении методико-практических семинаров работников социально-культурной сферы, при разработке социально-культурных программ, проектов, творческих и образовательных заказов. Реализация результатов исследования способствует становлению и развитию этнокультурного образования, его превращению в открытую социокультурную и информационную систему, гибко адаптирующуюся к изменениям ситуаци, готовую к инновациям и органически воспринимающую новые элементы в своей структуре. Результаты исследования могут использоваться при подготовке и проведении методико-практических семинаров работников социально-культурной сферы, при разработке социально-культурных программ, проектов социально-культурных творческих заказов.
Апробация работы: проводилась в процессе экспериментальной работы в учебных заведениях Тамбовского региона, основные положения и результаты исследования проверялись в процессе практической деятельности автора и нашли отражение в его научных публикациях, выступлениях на различных научно-практических конференциях; основные выводы исследования использовались при разработке отдельных направлений для регионального этнокультурного образования, программ «Сохранение и развитие культуры и искусства Тамбовской области» на 1998 - 1999 г.г. и 2000 - 2001 г.г., а также соглашения «О сотрудничестве между администрацией Тамбовской области и Российской академией музыки имени Гнесиных по развитию музыкального образования в Тамбовской области на период 1995 - 2000 г.г.»; рекомендации, выработанные в ходе исследования, получили внедрение в процессе подготовки и проведения производственной практики студентов художественно-творческого профиля вузов г. Тамбова; по материалам исследования в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина в 2000 году издано учебное пособие «Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности».
Положения, вносимые на защиту:
1. Этнокультурные образовательные технологии представляют собой сложное социально-педагогическое явление. Они базируются на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, социально-культурной деятельности и других пограничных отраслей научного знания. Содержащийся в них региональный этнокультурный образовательный компонент может и должен рассматриваться как необходимый структурный элемент профессиональной подготовки специалистов для социально-культурной сферы.
2. Основополагающим признаком этнокультурных образовательных технологий является их содержательный, дидактический потенциал, в котором наиболее полно представлены все богатство национальной культуры, уклад жизни населения региона, его традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности. Вместе с тем, образовательные технологии способны обеспечить условия для участия специалистов в равноправном диалоге или полилоге с представителями других культур. Этнокультурные образовательные технологий подлежат классификации в зависимости от их предметно-содержательного наполнения, вида образовательной деятельности, конкретных их носителей и пользователей. Каждая из технологических ступеней имеет свое целевое назначение и педагогический инструментарий.
3. Развитие этнокультурного образования специалистов художественно-творческого профиля предусматривает создание необходимых условий (правовых, экономических, организационно-управленческих) для их активного приобщения к процессам национального возрождения духовной культуры региона. Решение этой задачи создает возможности для изменения существующей образовательной парадигмы, обогащения содержания, перехода от традиционного обучения к альтернативным технологиям и авторским школам.
4. Эффективность этнокультурных образовательных технологий достигается благодаря совершенствованию их процессуальной основы, включающей в себя организацию учебного процесса, методы и формы освоения этнокультурного материала студентами, методы и формы работы педагогов, их деятельность по управлению процессом усвоения материала, диагностику и экспертную оценку этнокультурных образовательных проектов и программ.
5. Этнокультурное образование специалистов художественно творческого профиля предполагает синтез достижений социально-культурного опыта, педагогической науки и практики, сочетание традиционных и инновационных элементов, всего того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Структура диссертации. Поставленные в исследовании цель и задачи, определили логику изложения материала, его структуру, состоящую из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Этнокультурное образование: сущность, функции, социальные аспекты и понятийный аппарат
В принятом в 1996 году Законе Российской Федерации «О национально-культурной автономии» заложены правовые основы национально-культурного самоопределения граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, открыты возможности для их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры [70,С24].
Национальная доктрина образования Российской Федерации к основным целям и задачам образовательной деятельности относит историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры, формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межэтнических отношений [125,СЛ2].
Особого внимания заслуживает рассмотрение присутствующих в предмете исследования терминов «этнокультурное образование», «этнокультурные образовательные технологии», «специалисты художественно-творческого профиля как носители и пользователи этнокультурных технологий».
Образование занимает особое место в социальной и культурной системе любого общества, поскольку являет собою пространство, соединяющее основания и ценности образовательной, социализирующей деятельности, с одной стороны, и парадигмы, свойственные художественному творчеству, с другой. В этом смысле обращение к сфере художественного образования - это стремление не просто проанализировать одну из областей образовательной практики, а еще и рассмотреть особенности формирования и изменения к ней внимания через разработку законодательных актов, касающихся комплексных, межотраслевых и междисциплинарных по своей сути сфер социальной жизни.
Одной из наиболее характерных черт художественного образования является требование наличия определенного уровня тех или иных творческих способностей у претендентов на получение такого рода образования. Одаренность, творческие способности никогда не бывают типовыми, они несут выраженное начало индивидуальности, без которого вообще невозможна художественно-творческая деятельность. Специфика подготовки специалистов художественного профиля состоит в нераздельности объективного и субъективного, в нестандартных, индивидуальных началах в освоении и использовании профессиональных навыков и приемов.
Этнокультурное образование как неотъемлемая составная часть профессиональной подготовки специалистов художественно-творческого профиля в вузах и колледжах представляет собой сложное явление. Ряд исследователей (В.Е.Давидович, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев и др.) справедливо рассматривают его как комплекс образовательных технологий, ориентированных на освоение культурно-исторического опыта и традиций каждого народа.
Принципиально важным для характеристики социально-культурной ситуации каждого региона является открытое признание и проявление многообразия этнокультурных ориентации, обусловленного наличием различных этнических групп. Их отличия по демографическим, социальным, экономическим и собственно культурным параметрам выдвигают перед регионом необходимость не только обеспечения надежной системы межкультурной коммуникации, но и создания возможностей для их культурного выбора и культурного самоопределения.
Специфика Тамбовской области, как и многих других регионов России, определяется полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В области проживают представители 34 национальностей. Некоторые из них - компактно, что усиливает этнокультурное многообразие и особенности региона. По культурно-языковым различиям население делится по преимущественной ориентации на один из двух языков - государственный (русский) и собственно национальный. Их коммуникативная значимость и распространенность неравнозначны. Кроме того, представители этнонациональных групп не имеют собственной этнической государственности, что повышает ответственность местной власти за сохранение присущей им самобытной культуры. В контексте социокультурной политики в регионе важно создание возможностей для восстановления и развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах создания межэтнического культурного пространства.
Поэтому становится актуальной разработка взвешенной этнокультурной политики областной администрации в сфере межэтнических отношений, интерпретирующей этносоциальную ситуацию в целом и ее отдельные аспекты. Ее обязательной частью должна быть концепция сохранения и развития этнокультурных интересов в области образования. Основной ее идеей является создание такой модели этнокультурного образования, которая была бы ориентирована на сохранение самобытности этнических групп и, одновременно, на освоение ценностей и стандартов других культур.
Насущная потребность в региональной концепции этнокультурного образования вытекает из кризиса образовательной системы в переходную эпоху. Унификация содержания обучения и воспитания привела к тому, что на протяжении многих лет по-настоящему не удовлетворялись этнокультурные потребности национальных групп населения.
Стратегия этнокультурного образования направлена на развитие двух составляющих его и взаимосвязанных процессов: этнической идентификации и общерегиональной интеграции. Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям и традициям, развития языка, образования, сохранения культурной самобытности. Этнокультурная идентичность формируется в процессе свободного и добровольного жизнетворчества нации. Состояние этнокультурной идентичности достигается через созданную народом социокультуную сферу, к которой относятся семья, дошкольные учреждения, школьные и средние специальные учебные заведения, национально-культурные центры, журналы и газеты, художественная и научная литература, научно-исследовательские и административные учреждения и другое.
Межкультурная интеграция - фундаментальная и стратегическая цель этнокультурного образования. Если этнической идентичности отдельный народ может достигнуть в относительно короткое время, то достижение межкультурной интеграции - длительный процесс, требующий усилий представителей всех этносов, проживающих на территории региона. В конечном итоге именно создание единого культурного, информационного и образовательного пространства и есть основное условие возможности этнической идентификации людей, населяющих регион.
Концептуальный подход к построению моделей современных этнокультурных технологий
Важной характеристикой современного социума является стремительный распад существующих социальных институтов, традиционных способов разделения деятельности сложившихся общностей людей. Одновременно идет интенсивный процесс формирования новых типов общностей и деятельности, их социального оформления и наложения друг на друга, а в итоге идет формирование принципиально нового многомерного социально-культурного пространства.
Необходимость жить в сложном и неоднозначном этнокультурном пространстве ставит индивида перед проблемой «нахождения себя» одновременно в различных видах деятельности и типах социальных общностей, не стоявшей перед ним столь явно на предыдущих этапах развития общества.
По мере развития описываемых процессов индивид вынужден будет все чаще выходить из ситуации функционирования в условиях одной социальной общности и определенного типа деятельности, и включаться одновременно в различные (часто противоположные) виды деятельности, участвовать в функционировании различных общностей. Конструктивный переход индивида от плоскостного, одновременного существования по принадлежности к определенному типу деятельности и соответствующей социальной общности (жизнь в «определенном департаменте») к многомерному бытию одновременно в различных деятельностях и общностях составляет основное жизненное противоречие современного человека.
Разрушение названного противоречия предполагает наличие у индивида средств и способов, позволяющих ему осуществлять в условиях радикального изменения социокультурной ситуации полноценную жизнедеятельность. Эффективность жизнедеятельности будет теперь зависеть от того, в какой мере индивид: способен не к одному конкретному виду деятельности, а к различным;
способен понимать принципы функционирования не одной социальной общности, а различных;
способен принимать участие в деятельности различных этнических социальных общностей, но уже с существующими в них правилами и, в конечном счете, влиять на развитие этих общностей;
способен координировать различные типы своей деятельности и свое «Я» одновременно в различных социальных и этнических общностях.
Очевидно, что сложившаяся в социуме подготовка индивида к функционированию в условиях одной социальной и этнической общности и существующее ограничение его одним видом деятельности не адекватны современной социокультурной ситуации. Как можно перестроить процесс подготовки индивида к жизнедеятельности, специфической характеристикой которой является интенсивное оформление новых общностей и деятельностей? Ответ на этот вопрос связан с осмыслением новых видов деятельности и социальных общностей как частных и конкретных вариантов существования в истории человечества и культурно оформленных образцов деятельности и типов общностей, пониманием современных новообразований как проявлений в особых условиях исторических архетипов. Поэтому и подготовка индивида к жизни в многомерном пространстве деятельностей и общностей лежит не в усвоении многообразия конкретных видов деятельности, а в усвоении субъектом целостной системы исторических образцов деятельности и сознания, в первую очередь, в усвоении соответствующих им форм и содержаний.
Изменившимся социальным условиям соответствует, следовательно, не любой тип этнокультурной образовательной технологии, а только тот, который позволяет осваивать этнокультурные и социокультурные нормы как нормы культурно-исторические. Последнее является главной характеристикой этнокультурной технологии.
Еще одно обстоятельство, определяющее тип этнокультурных технологий, связано в настоящее время с интенсивным формированием интеллектуального пространства, интенсивным развитием тех этнических и исторических общностей, развитие которых прежде в значительной степени тормозилось. Человек другой культуры, равно как другая (отличная от собственной) этническая общность из второстепенного для социальной жизни индивида фактора превращается в одно из условий выполнения собственной деятельности.
Необходимость понимания этнокультурных и социокультурных норм другого сообщества предполагает наличие у индивида соответствующих средств и способов такого понимания, которые не даются ему в полной мере современным образованием. Освоение же этих средств и, следовательно, понимание особенностей как чужой, так и своей собственной культуры оказывается возможным только в том случае, когда эти культурные нормы осваиваются индивидом в историко-культурном контексте. Иными словами, жизнь современного человека и его жизнедеятельность требуют радикального изменения системы образования, создания новых типов этнокультурных технологий. Нужна школа, формирующая у человека способность выполнять анализ оснований происхождения тех явлений и процессов, с которыми от сталкивается, развивающая понимание им смысла этих процессов и явлений в этнокультурном контексте. Такая школа, реализуя основные положения этнокультурного и исторического подхода в психологии (Л.С.Выготский) [45], представляет собой новый тип школы, и по праву может быть названа этнокультурной.
Реализация научных подходов к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
Для более глубокого рассмотрения разработки и использования дидактического потенциала этнокультурного образования перейдем к анализу существующих способов, методов и приемов, составляющих суть этнокультурной деятельности школьников и студентов в системе социально-культурных институтов (учреждениях культуры, школах, вузах, центрах дополнительного образования и т.д.) В систематизированном виде ступени этнокультурных технологий представлены в таблице
В этой таблице можно выявить содержание, которое усваивается в качестве исходного основания на каждой ступени, и обобщенных способов технологического действия, которые становятся результатом этнонаправленного образовательного процесса.
Легко заметить, что последовательность и преемственность разных ступеней не является случайной. Она внутренне детерминирована необходимостью реализовать на каждой ступени тот способ или технологию, которые используются на следующей ступени уже в качестве средства действия. Так, для того, чтобы школьник или студент на этапе лабораторного исследования мог строить модели игрового, фольклорного или декоративно-прикладного творчества и заниматься его изучением, у него уже на предыдущей, «ремесленнической» должны быть сформированы культурно заданные образцы творческих технологий, навыки, умения конкретного действия. Такая логика построения последовательности технологических ступеней является формообразующей для многоуровневой системы этнокультурного образования, поскольку именно в этой логике на практике реализуется важное теоретическое положение, согласно которому способы и приемы работы человека с предметным материалом (фольклорным, декоративно-прикладным, ремесленной продукцией и т.д.) складываются и осваиваются им до непосредственной работы с этим материалом.
Другими словами, на учебном занятии в школе, вузе, клубной студии участники образовательного процесса первоначально осваивают технологический инструментарий, способы и приемы работы с предметным содержанием народной культуры, и только потом предметное содержание осваивается этими способами и приемами.
В этнокультурных проектах и программах необходимо различать изучаемый учащимися объект и осваиваемое ими содержание. Например, в технологиях мифотворчества в младшей возрастной группе дети имеют дело с сюжетом задачи и соответственно сюжету «работают» с игровым, воображаемым мифологическим объектом, который не отвечает их возрастным особенностям. Реальным содержанием их работы являются способы действия, которые потребуются на следующей ступени обучения: способ систематизации объектов, соединение и разъединение частей объектов, включение и исключение частей объекта из целого и т.д.
На каждой технологической ступени обучаемые осваивают те формы и способы народного творчества, которые характерны для определенного исторического этапа. Так, в рамках мифотворческого цикла школьники, студенты, участники студий осваивают мир вещей, предметов культуры и быта, их свойства и отношения, включаются в процесс, присущий мифологическому сознанию.
Переходя к следующей ступени - технологии мастерства, они изучают сложившиеся в тех или иных объектах народной культуры смыслы действия, перенимают и закрепляют навыки и умения, обеспечивающие эти действия (например, в вокале, рукоделии, прикладном искусстве). Как известно, принятие или непринятие самих образцов (предметов) народной художественной культуры и соответствующих этим образцам обобщенных способов действия составляет одну из типичных черт традиционного российского ремесленничества.
На лабораторной, исследовательской ступени богатейшее содержание историко-культурного, музыкального, художественного опыта народа осмысливается и осваивается с помощью построения логических моделей, обобщений, понятий, отражающих суть культурных явлений или объектов. По существу здесь мы являемся свидетелями формирования научного типа сознания у тех, кто постигает суть и смысл этнической культуры. Способы ее освоения разнообразны: здесь и погружение в мир научных текстов и предметов материальной и духовной культуры народа, документальных источников, участие в научных экспедициях, научно-исследовательских конференциях и т.д. Выходя, наконец, на уровень проектных технологий, педагоги и учащиеся приобщаются к предметному содержанию через разработку социально-культурного проекта или построения образа социально-культурной деятельности. Выработка соответствующего проектного типа сознания осуществляется в процессе выполнения алгоритма необходимых операций, начиная с инициирования проектной идеи, организации деятельности коллектива людей, координации выполняемых действий и кончая экспертизой и последующей реализацией проекта. При этом важным объектом работы становится создаваемая социальная общность (проектная группа), моделирование ее целей, задач и средств функционирования.