Введение к работе
Актуальность исследования. Современный период выявил ряд насущных тем и серьезных проблем преподавания в высшей школе, касающихся как общего положения дел, так и состояния в отдельных областях знания Серьезные нарекания, о чем неоднократно упоминалось как в нормативных документах, так и в публикациях материалов научных и научно-практических конференций различного уровня, вызьгоает положение дел в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин Отсутствие принципов преемственности, нарушение логики преподавания данных дисциплин в высшей школе зачастую приводит к многократному дублированию с одной стороны, либо к отсутствию должного внимания к казалось бы «общезначимым» и «само собой разумеющимся» темам И подобное происходит в процессе предметной подготовки специалистов
Одной їв важнейших проблем современного вузовского
образования является поиск пути выявления преемственности содержания
дисциплин предметной подготовки (ДПП), необходимость
осуществления построения единства логики преподавания этих учебных дисциплин В своем понимании преемственности мы опираемся на сложившееся определение преемственности в обучении как установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения
Выделяется ряд теоретических исследований, рассматривающих практику поиска общих закономерностей развития высшей, в том числе педагогической, школы (С И Архангельский, В П Беспалько, В П Елютин, С И Зиновьев, Л Ф Колесников, В В Конфедератов, А И Молибог, Н Д Никандров, В. А Сластенин, В Н Столетов, Н Ф Талызина, В В Турченко, Ф Р Филиппов и др)
Современные требования к профессиональной подготовке специалиста — будущего учителя культурологии как субъекту метазнания предполагают не только высокий уровень осмысления классических и современных коїщепций культуры, но и умение применять полученные знания в профессионально-педагогической деятельности, однако недостаточная методологическая культура выпускников входит в противоречие с этими требованиями Государственный образовательный стандарт требует преемственности и взаимообусловленности теоретико-культурологических и историко-культурных дисциплин как основы компетентности, в то же время, в реальной практике преподавания существует разрыв между теоретическими и историческими курсами Это объясняется недостаточной разработанностью концептуальных положений
преемственности и взаимообусловленности в профессиональной подготовке студентов-культурологов при требовании целостной философско-культурологической подготовленности
Нам кажется необходимым и возможным выделить следующие важнейшие противоречия совреметгого образовательного процесса применительно к работе со студентами педагогического вуза, будущими учителями культурологии
между современными требованиями к профессиональной подготовке специалиста как субъекту метазнания и недостаточной методологической культурой учителя,
между требованием ГОС преемственности и взаимообусловленности теоретико-культурологических и историко-культурных дисциплин как свидетельства компетентности и реальной практикой преподавания, в которой существует разрыв между теоретическими и историческими курсами,
между требованием целостной философско-культурологической подготовленности и неразработанностью концептуальных положений преемственности и взаимообусловленности в профессиональной подготовке студентов-культурологов
Своеобразие подготовки специалистов-культурологов
заключается в теснейшем переплетении основных базовых учебных дисщпшин, как по тематике заявленных проблем, так и по изучаемым персоналиям Неоднократно отмечалось достаточно сложное и даже вполне условное разделение между такими предметными дисциплинами как «Теория культуры» и «Философия культуры» Более того, в ряде случаев (М С Каган, И В Коняхина), отмечается и попытка понимания одного через другое, те философию культуры трактуют как теорию культуры и, соответственно, наоборот
Это приводит нас к осознанию необходимости более взвешенного и тщательного подхода при формировании учебных программ и составлении учебных планов в процессе профессионального обучения и становления специалистов- культурологов Приведение основных базовых курсов предметной подготовки, прежде всего таких, как «Теория культуры», «Философия культуры» и «История культурологической мысли» к единой логике подачи материала и единству построения должно, на наш взгляд, повысить эффективность освоения знаний и, следовательно, повысить качественную составляющую профессиональной подготовки, обеспечивающую более высокий уровень социальной компетентности специалистов
Специфика обучения студентов-культурологов состоит в том, что оно, с одной стороны, имеет глубокие корни как общепедагогическое, с другой стороны, является совсем еще молодым, находящимся в стадии становления как профессионально-культурологическое Этим обстоятельством объясняется то, что важность выявления специфики формирования специалиста-культуролога, отвечающего всем требованиям профессиональной и личностной компетентности совремешюго выпускника педагогического университета, осознается еще не всеми участниками педагогического процесса
Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость и при этом недостаточная практическая реализация разработанных механизмов формирования и последующего повышения профессиональной компетентности выпускников специальности «Культурология» обусловливает выбор темы диссертационного исследования: «Преемственность философско-культурологических дисциплин в профессиональной подготовке будущего учителя культурологии».
Объектом исследования является процесс
профессионального образования будущих учителей культурологии
Предмет исследования - концепция преемственности философско-культурологических дисциплин в профессиональной подготовке будущих учителей культурологии
Целью исследования - теоретически обосновать и проверить на практике концепцию преемственности преподавания философско-культурологических дисциплин будущим учителям культурологии в педагогическом вузе
Гипотеза исследования. Процесс формирования профессиональной компетентности будущих учителей культурологии будет эффективным, если
будут определены принципы построения логики учебных философско-культурологических курсов на основе преемственности,
будут определены и обозначены наиболее фундаментальные общие для культурологии идеи философов и культурологов, на основе которых реализуется преемственность,
философско-культурологические теории станут методологической основой профессиональной деятельности учителя культурологии и обусловят единство общетеоретических и историко-культурных знаний
Цель и гипотеза исследования обуславливают необходимость решения следующих задач
Провести анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
Проанализировать состояние теории и практики преподавания дисциплин культурологического цикла студентам, обучающимся по специальности «Культурология»
Определить основные принципы преемственности преподавания философско-культурологических учебных дисциплин культурологического цикла будущим учителям культурологии.
Выделить и обосновать обращение к творчеству ряда философов и культурологов, являющихся «ключевыми» фигурами в едином цикле курсов «Теории культуры», «Философии культуры» и «Истории культурологической мысли».
Проверить опытно-поисковым путем эффективность предложенной концепции преемственности философско-культурологических дисциплин.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения философской теории деятельности (М С Каган, Л Н Коган, В М Межуев, Э С Маркарян), общепсихологической теории деятельности (Л С. Выготский, А Н. Леонтьев, С Л Рубинштейн и др), концепция личностного подхода в образовании (И С Кон, В А Сухомлинский, А. В Петровский и др), диалога культур (М М Бахтин, М Бубер, В С Библер), понимающей педагогики (Л А Беляева), философской и педагогической антропологии И А Ильина, социодинамики культуры (П. А Сорокин, А Моль, И В Кондаков), ценностных оснований культуры и связей их с образованием (Л М Андрюхина, И Я Мурзина), педагогической компетентности (А С Белкин, В В Нестеров)
В ходе исследования использовались методы теоретические - историко-логический анализ психолого-педагогической и философской литературы, системно-структурный подход, биографический метод, метод моделирования, концептуальный синтез философской, культурологической, педагогической, социологической литературы, эмпирические — педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, контент-анализ, анализ результатов научно-исследовательской деятельности студентов-культурологов.
Опытно-поисковая работа, включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы, апробацию разработанного на кафедре культурологии УрГПУ содержательного и методического обеспечения преподавания дисциплин культурологического цикла
Исследование проводилось в течение 2001-2006 гг на базе факультета русского языка и литературы (специальность «Культурология») Уральского государственного педагогического университета
Выделенные цель, задачи и гипотеза обусловили логику исследования и его этапы
На первом этапе (2001-2003 гг.) осуществлялось информационное и понятийно-терминологическое обеспечение темы исследования в процессе изучения и анализа литературы, определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, разрабатывались теоретико-методологические основания работы, формулировалась гипотеза, план и программа исследования, шло накопление практического опыта преподавания дисциплин предметной подготовки студентам-культурологам
На втором этапе (2003-2005 гг ) углублялось теоретическое обоснование предмета исследования, осуществлялась первичная проверка гипотезы, обобщался накопленный практический опыт преподавания курсов «Теория культуры», «Философия культуры», к кругу анализируемых и изучаемых курсов добавлена «История культурологической мысли», разрабатывались теоретические основы единой логики построения курсов для студентов, обучающихся по специальности «Культурология», уточнялся и корректировался инструментарий отслеживания текущих результатов внедрения различных форм и методов преподавания данных курсов Разработаны учебные программы и планы семинарских занятий по курсам Были определены модели системы обучения и специфики ее применения в аспектах реализации гуманистических целей для развития систем обучения и воспитания Происходила систематизация полученных материалов, проверка отдельных положений, выводов и рекомендаций, разработанных в ходе исследования.
На третьем этапе (2005-2006 гг.) проводился анализ и обработка результатов внедрения разработанных методических приемов, оформление результатов опытно-поисковой работы, обобщение полученных данных, формулирование выводов
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. Предложены принципы преподавания философско-
культурологических дисциплин на основе преемственности 2 Разработана трехсоставная интегративная модель преподавания философско-культурологических дисциплин в педагогическом вузе студентам-культурологам
3 Определены этапы реализации концепции преемственности преподавания философско-культурологических дисциплин в процессе подготовки будущих учителей культурологии Теоретическая значимость исследования заключается в том,
разработана и теоретически обоснована концепция преемственности преподавания философско-культурологических дисциплин в практике подготовки будущих учителей культурологии,
обоснована необходимость выделения наиболее общих фундаментальных идей философов и культурологов, на основе которых реализуется преемственность;
определены философско-культурологические основы единства преподавания дисциплин «Теория культуры», «Философия культуры» и «История культурологической мысли», позволяющая выстраивать интегративный трехсоставной учебный курс
Практическая значимость исследования заключается в том, что.
теоретические положения и выводы использованы в разработке рабочих программ, методических рекомендаций, планов семинарских занятий и форм организации самостоятельной работы студентов по конкретным дисциплинам,
заложена общетеоретическая и текстуально-практическая база для других смежных учебных дисциплин («Социальная и культурная антропология», «Прикладная культурология», «Теория и методика преподавания культурологии», «История культур и цивилизаций», «Семиотика» ),
определены критерии и показатели сформированное освоения содержания философско-культурологических дисциплин,
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обучения студентов, получающих квалификацию «учитель культурологии» (специальность «Культурология») на факультете русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета
Теоретические положения исследования обсуждались на Всероссийских (Екатеринбург 2001, 2003, 2005), межрегиональной (Екатеринбург 2006), региональной (Екатеринбург, 2001) и межвузовских (Екатеринбург, 2005, 2006) научных и научно-практических конференциях, на заседаниях теоретического семинара кафедры культурологии УрГПУ
Результаты исследования внедрены в практику лекционных и практических занятий дисциплин предметной подготовки студентов-
культурологов Уральского государственного педагогического университета
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов диссертации обусловлены аргументированностью ее теоретических положений, совокупностью методов исследования, адекватных специфике исследуемого объекта, результатами опытно-поисковой работы
На защиту выносятся следующие положения:
Преемственность в профессиональной подготовке будущих учителей культурологии заключается в установлении необходимой связи между философско-культурологическими и историко-культурными дисциплинами и правильного соотношения между дисциплинами предметной подготовки преподаваемых студентам-культурологам на протяжении всего периода обучения
Преподавание философско-кулыурологических дисциплин на основе преемственности требует выделения следующих принципов философских, к которым мы относим признание инвариантности мышления и необходимость свободного и непредвзятого постижения и освоения всего многообразия представлений и размышлений о культуре, признание в качестве духовной потребности - свободы творчества, и творческие основания, как необходимое условие существования культуры, культурологических, к которым относятся выработка целостной системы взглядов о мире на основе сформированной системы ценностей и понимание роли культурологии в системе наук.
Разработанная на основе концепции преемственности трехсоставная интегративная модель философско-кулыурологических дисциплин опирается на творческое наследие И А Ильина, которое дает нам основания и для построения единой целостной системы преподаваемых курсов Сама философия Ильина строится на трехчленном делении мира Слово-Образ-Идеал, где Слово - «Философия культуры», Образ -«История культурологической мысли», Идеал - «Теория культуры»
Выделяются стадии реализации концепции преемственности преподавания философско-культурологических дисциплин в процессе подготовки будущих учителей культурологии
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений