Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов Трескина Ольга Валентиновна

Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов
<
Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Трескина Ольга Валентиновна. Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08 Вологда, 2007 240 с., Библиогр.: с. 155-172 РГБ ОД, 61:07-13/2632

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В АКТИВИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ 15

1.1. Активизация духовно-нравственного потенциала как педагогическая проблема 15

1.2. Возможности личностно ориентированных педагогических технологий для активизации духовно-нравственно го потенциала студентов 48

1.3. модель активизации духовно-нравственного потенциала студентов средствами личностно ориентированной педагогической технологии 69

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 87

2.1. Характеристика уровней активности духовно-нравственного потенциала студентов 88

2.2. Реализация модели активизации духовно-нравственного потенциала студентов средствами личностно ориентированной педагогической технологии 113

2.3- Анализ результатов применения личностно ориентированной педагогической технологии для активизации духовно-нравственного потенциала студентов 133

Заключение 150

Список литературы 155

Приложения 173

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Духовно-нравственное состояние современного российского общества близко к кризису, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения. Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном возрождении нации, которое может начаться лишь с образования. И здесь важно наполнение педагогического процесса ценностным и этическим содержанием, пристальное внимание к духовному миру обучающегося, косвенное влияние на нравственную сферу его личности. Духовный мир затрагивает наиболее глубинные, тонкие слои человеческой сущности, и воздействие на них требует особого подхода: учета прошлого духовного опыта, специфических методов работы, опоры на внутренние ресурсы личности, а не формирования извне заданного идеала. Это возможно в личностно ориентированном образовании, которое обращается к способностям самого обучающегося, ориентирует его на личностный рост, акцентирует внимание на таких духовных, по сути, категориях, как творчество, ответственность, независимость, свобода.

Проблемы воспитания и развития духовности в общепедагогическом
аспекте актуализируются в работах И.В. Бурцевой, Б.З. Вульфова,
Е.О. Галицких, В.Д. Иванова, БХ Лихачева, ИД Лушникова,

ЛИ. Маленковой, Н.М. Романенко, Н.Е. Щурковой и др. Проблеме формирования нравственного поведения посвящено большое количество педагогических исследований: Е.С. Баровой, 0,С. Богдановой, И.С. Марьенко, И.Ф. Свадковского, АД Солдатенкова, И.Ф. Харламова и др. Важное значение в свете интересующих нас вопросов имеют работы психологов, изучавших сущность духовной деятельности человека (Л.И. Божович, Б,П. Братусь» В.Н. Мясищев, CJL Рубинштейн и др.)- В психолого-педагогических исследованиях подчеркивается непрерывность духовно-нравственного развития личности, его связь с категорией потенциального. Понятие духовного в со-

4 временной педагогической науке и практике так или иначе связывается с нравственным. Зачастую понятия духовного и нравственного в педагогике воспринимаются как единое целое, нравственность понимается как конкретное, поведенческое воплощение духовности.

Личностно ориентированный подход к образованию направлен па стимуляцию духовно-нравственных прояатений личности (способности к осознанному выбору, ответственности, совести, человечности) и на развитие личностного потенциала обучающеюся. Личностно ориентированное образование прямо или косвенно влияет именно на духовно-нравственную сферу личности, в отличие, например, от личностно-развиваюнщх концепции, акцентирующих внимание на психически-интеллектуальном развитии обучающегося.

Сегодня происходит расширение сферы воплощения концепции личностно ориентированного образования; из школьной среды в дошкольное, дополнительное, профессиональное образование, особенно педагогическое (Э.Ф. Зеер, НЕ. Решетников, А.Г, Чухно и др.). Вузовская система образования по своим особенностям обладает широкими возможностями для применения в ней личностно ориентированного подхода, так как уже предполагает активность студента, его самообразование и саморазвитие. Студенческий возраст сензитивен для развития личностных функций, в том числе и духовно-нравственных. Однако в большинстве учебных программ и государственных стандартах акцент делается на когнитивном компоненте образования студентов, а не на их личностном, духовно-нравственном развитии. Учебный материал преимущественно преподносится на уровне информации, а не личностно значимой проблемы.

Изучение литературы по личностно ориентированному образованию дает основание утверждать, что сторонники этой концепции: Н.А Алексеев, Е.В. Бондаревская, Т.М, Давыденко, СВ. Кулъневич, В.В. Сериков, В.В, Шоган, И.С. Якиманская и др. - рассматривают личность обучающегося как сложную саморазвивающуюся целостность, которая стремится реализо-

развития личности. В целом в науке потенциал рассматривается как динамическое свойство личности, изначально присущая ей некая сила, позволяющая человеку внутренне развиваться, проявлять и накапливать свои способности.

Характеристики педагогического процесса, направленного на потенциал обучающегося, могут быть различны: повышение (B.C. Долгунов), раскрытие, помощь в проявлении (И.Т. Фролов), актуализация (З.В. Хохрнна), формирование (Н.М. Мельник), освобождение (П. Вайцвейг), развитие (JLE. Филатова). Также в педагогической и психологической литературе вместе со словом "потенциал" могут выделяться термины: самоактуализация, саморазвитие, мобилизация, накопление, возрастание, увеличение. Мы останавливаемся на активизации, так как именно это понятие, по нашему мнению, наиболее точно отражает основные особенности потенциала как личностной структуры, некой силы, энергии, делающей возможной развитие и саморазвитие личности человека. Также активизация представляется нами из всех названных как процесс, имеющий наибольшие возможности для педагогического сопровождения самостоятельной, субъектной деятельности обучающегося со своим духовно-нравственным потенциалом.

Анализ научной литературы и педагогической реальности позволяет выделить ряд противоречий между:

необходимостью педагогических воздействий в рамках духовно-нравственного развития личности через сферу потенциального и отсутствием научно-теоретического обоснования такого влияния;

приоритетным значением духовно-нравевтенных характеристик для становления личности студента и когнитивной направленностью их обучения;

существованием двух тенденций современного образования: техноло-гизации и личностной ориентации, и недостаточной разработанностью их интеграции;

направленностью личностно ориентированного образования на активизацию духовно-нравственного потенциала обучающихся и дидактиче-

5 вать заложенный в ней потенциал, свои скрытые способности и возможности. Особое значение развитию у обучающихся личностного потенциала на основе природных способностей, накопленного опыта и стремления к самореализации придают такие ученые, как Е.Б.Бондаревская, СВ.Кульневич, В.В. Сериков. Однако вопрос о технологизации личностно ориентированного образования в связи с категорией потенциала изучен в педагогической науке недостаточно.

Личностно ориентированную технологию следует рассматривать как инструмент, с помощью которого гуманистическая парадигма образования может быть претворена в жизнь. Вопросами проектирования личностно ориентированной педагогической технологии занимаются Н.А. Алексеев, Е,Б. Бондаревская, Л.И. Бурова, ММ. Левина, СВ. Кульневич, В,В. Сериков, Т,В. Першина и др. Такие исследователи, как Э.Ф. Зеер, П.Е.Решетников, О.Н. Шахматова предлагают личностно ориентированные технологии для высшего образования. Здесь технология должна соотноситься с этапами профессионального развития студентов, вписываться в вузовскую систему обучения. Зачастую исследователи не разграничивают личностно ориентированный подход к образованию в целом и его реализацию на технологическом уровне. Личностно ориентированные технологии проектируются, опираясь на один или несколько механизмов и методов развития личности: игру, диалог, сотрудничество, рефлексию; на ненасильственные способы обучения (Б.П. Никитин, Т.В. Машарова, И.С. Якиманская и др.).

Центральным в свете интересующих нас научных вопросов о технологизации личностно ориентированного образования и о развитии духовно-нравственной сферы личности студентов становится понятие потенциала. Средства для развития духовности может предложить личностно-ориентироваиное образование. Однако требуется более пристальное внимание к категории потенциального в рамках педагогического воздействия на духовно-нравственную сферу обучающихся, а также поиск особых механизмов влияния на сферу потенциального, учитывающих внутренние законы

7 ской неразработанностью личностно ориентированной педагогической технологии, способствующей этому.

Стремление найти способы разрешения выявленных противоречий

обусловливает ряд педагогических проблем. Среди них - интересующая нас проблема исследования: каковы организационно-педагогические особенности личностно ориентированной педагогической технологии, направленной на активизацию духовно-нравственного потенциала студентов?

Отсюда тема диссертационного исследования - "Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов".

Объектом исследования избрано духовно-нравственное развитие студентов в личностно ориентированном педагогическом процессе.

В качестве предмета исследования выступают структура и организационно-педагогические особенности личностно ориентированной педагогической технологии, способствующей эффективной активизации духовно-нравственного потенциала студентов.

Целью исследования является обоснование сущности, разработка содержания и экспериментальная проверка реализации личностно ориентированной педагогической технологии, направленной на активизацию духовно-нравственного потенциала студентов,

С учетом поставленной цели, а также в соответствии с проблемой и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  1. Выявить сущностные характеристики духовно-нравственного потенциала студента как основы его личностного развития.

  2. Обосновать педагогическую характеристику личностно ориентированной педагогической технологии, способствующей активизации духовно-нравственного потенциала студента.

  1. Разработать модель активизации духовно-нравственного потенциала студента средствами личностно ориентированной педагогической технологии и описать процесс реализации этой модели.

  2. Экспериментально проверить эффективность применения разработанной личностно ориентированной педагогической технологии для активизации духовно-нравственного потенциала студента.

За методологическую основу исследования приняты системный, аксиологический, личностно-деятельностный и технологический подходы.

Системный подход (ИВ.Блауберг, ВТ. Афанасьев, В.Н.Садовский, Э.Г. Юдин) помогает рассмотреть духовно-нравственный потенциал как сложную самоорганизующуюся систему и в связи с этим дает возможность проектировать педагогическую технологию, направленную на его активизацию. Данный подход одновременно позволяет увидеть активизацию духовно-нравственного потенциала как открытый и в полной мере не задаваемый извне процесс. Этим обусловлены трудности его технологизации и диагностики уровня активности.

Аксиологический подход показывает, что основу духовно-нравственного потенциала студента составляет система ценностных ориентации основанная на национальных и общекультурных ценностях. Это делает возможным его дальнейшее духовно-нравственное развитие. Данный методологический подход позволяет также выявить личностно значимые ценности, необходимые для активизации духовно-нравственного потенциала студента и конструировать соответствующий педагогический процесс. Подход используется нами на уровне философии - гуманистической аксиологии, рассматривающей человека как высшую ценность, и на уровне педагогических исследований (И.Б. Котов, И.Д. Лушников, В.Л. Сластенин, Е.Н. Шиянов).

Личностно-деятелъностный подход, опирающийся на отечественные деятельности ые теории личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г Ананьев,

9 Л.И. Анциферова, А.С. Асмолов, АЛ. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, К-К, Платонов), вскрывает взаимосвязь между спецификой профессиональной деятельности студента и необходимостью развития духовно-нравственной сферы его личности, а также между понятиями духовности и нравственности (нравственность как деятельностное проявление духовности).

Технологический подход ориентирует нас на поиски возможностей для управления процессом активизации духовно-нравственного потенциала студентов, показывает необходимость диагностируемого результата и алгорит-мичности процессуальной части этого педагогического процесса.

Также в своем исследовании мы опирались на: концепцию самоактуа-
лизации А. Маслоу; теорию доминанты психического развития
А.А. Ухтомского; теорию временной структуры личности

(К.А, Абульхапова-Славская, М.М. Бахтин, В.Я Ляудис); идеи рефлексивной
психологии (А.А. Деркач, ИЛ. Семёнов, СЮ. Степанов); теорию осознанно
го эмоционально-ценностного усвоения нравственности Л.И. Рувинского;
дидактический принцип активности в обучении (БЛ, Есипов, СЛ, Баранов,
М.Н, Скаткиїї, Т.И. Шамова, ГЛ. Щукина); положения о технологизации
обучения (Л.В.Антропова, В.П. Беспалько, ВЛ, Боголюбов, MB. Кларин,
В.М. Монахов, В.А. Сластенин, Г.К. Селевко, ПЛ, Пидкасистый); концепции
личностно ориентированного образования (НА Алексеев,

ЕВ. Бондарсвская, Т.М. Давыденко, В.В. Сериков, ИХ. Якиманская).

Гипотеза исследования: активизация духовно-нравственного потенциала студентов будет более эффективна, если личностно ориентированная педагогическая технология строится на основе динамической структуры духовно-нравственного потенциала и имеет следующие организационно-педагогические особенности;

синтез интеллектуального, эмоционального, практического и рефлексивного компонентов в обучении выступает основным принципом технологии;

содержание технологии носит духовно-ценностный характер;

учебный материал преобразуется в личностно значимые духовно-нравственные проблемы;

основным методом является создание и использование педагогических ситуаций для проявления духовно-нравственных характеристик личности студентов;

взаимодействие субъектов педагогического процесса осуществляется в интеграционном единстве форм, методов, средств обучения, включающем в себя сотрудничество, диалог, рефлексию, вариативность.

Для решения поставленных задач и проверки гипотетических предположений используется комплекс методов исследования: анализ литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ документов и результатов деятельности студентов, наблюдение, опросно-диагностические методы {анкетирование, метод экспертных оценок, тестирование, беседы с преподавателями и студентами), контент-анализ, математические методы обработки экспериментальных данных, идеализация и моделирование педагогической деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент.

Экспериментальной базой исследования выступают факультет социальной работы, педагогики и психологии и факультет повышения квалификации Вологодского государственного педагогического университета, Вологодский институт права и экономики, учреждения социального профиля г. Вологды: МУ "Территориальный центр социальной помощи семье и детям" и МУ "Комплексный центр социального обслуживания города Вологды".

Исследование осуществляется в три взаимосвязанных этапа и охватывает период с 2002 по 2007 годы:

1 этап (2002-2003 гг.) посвящен вычленению проблемы и формулированию гипотезы, анализу научной литературы, определению методологических подходов, разработке исследовательского аппарата.

  1. этап (2003-2005 гг.) включает теоретическое конструирование модели процесса активизации духовно-нравственного потенциала студентов, построение личностно ориентированной педагогической технологии, разработку и апробирование диагностических методик, организацию экспериментальной работы, анализ этапных и вариативных результатов эксперимента,

  2. этан (2005-2007 гг.) предполагает продолжение формирующего эксперимента, анализ и обобщение данных, формулирование выводов, оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Духовно-нравственный потенциал обучающегося включает в себя характеристики: ценностные ориентации, детерминированные национальными и общекультурными ценностями; осознанный на основе ценностной рефлексии жизненный опыт; нравственные личностные качества (эмпатия, доброжелательность, толерантность, тактичность, ответственность и т.п.); пре-имушественно внутренняя мотивация учения и альтруистическая мотивация деятельности; наличие стремления к духовно-нравственному самосовершенствованию. Компоненты духовно-нравственного потенциала студентов определяются как ценностно-рефлексивный, межличностный, мотивационно-деятельностпый, компонент саморазвития.

  2. Активизация духовно-нравственного потенциала - это системно организованная деятельность преподавателя и обучающихся, в ходе которой происходит стимулирование и усиление проявления обучающимися ценностной рефлексии, творчества, самостоятельности. В результате динамическая структура духовно-нравственного потенциала обучающихся циклично саморазвивается за счет своего раскрытия, накопления, реализации в деятельности, появления новых возможностей и способностей.

Диагностика уровня активности духовно-нравственного потенциала студентов осуществляется по критериям: ценностная рефлексивность сознания, ценностное отношение к "другому" (личностно ориентированная ком-

12 муникация), способность к нравственному поступку, готовность к духовно-нравственному саморазвитию. Уровни активности духовно-нравственного потенциала (очень низкий - непроявляющийся, низкий - латентный, средний - частичный, высокий - задействованный, очень высокий - саморазвивающийся) описывают степень задействованное духовно-нравственных характеристик личности студентов и характеризуют перспективы саморазвития его духовно-нравственного потенциала,

  1. Модель активизации духовно-нравственного потенциала средствами личностно ориентированной педагогической технология включает в себя методологический, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный и реализационный элементы. Основой модели является опе-рационно-деятельностная взаимосвязь логики процесса развития духовно-нравственного потенциала студентов и процессуального компонента личностно ориентированной педагогической технологии.

  2. Организационно-педагогические особенности личностно ориентированной педагогической технологии эффективной активизации духовно-' нравственного потенциала студентов: синтез интеллектуального, эмоционального, практического и рефлексивного компонентов в обучении выступает основным принципом технологии; содержание технологии носит духовно-ценностный характер; учебный материал преобразуется в личностно значимые духовно-нравственные проблемы; основным методом является создание и использование педагогических ситуаций для проявления духовно-нравственных характеристик личности студентов; взаимодействие субъектов педагогического процесса осуществляется в интеграционном единстве форм, методов, средств обучения, включающем в себя сотрудничество, диалог, рефлексию, вариативность.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что: раскрыта сущностная характеристика понятий "духовно-нравственный потенциал", "активизация духовно-нравственного потенциала";

разработана и реализована модель активизации духовно-нравственного

потенциала студентов средствами личностно ориентированной педагогической технологии, включающая в себя структуру, содержание компонентов, критерии и уровни активизации духовно-нравственного потенциала студентов, уровни реализации в разных организационных структурах педагогического процесса, педагогические условия эффективной реализации;

обоснована логика, содержание и организационно-педагогические особенности личностно ориентированной педагогической технологии, эффективно влияющей на активизацию духовно-нравственного потенциала;

раскрыт способ проектирования личностно ориентированной педагогической технологии с опорой на динамическую структуру потенциала обучающихся.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

категория педагогики "личностный потенциал" расширена понятиями "духовно-нравственный потенциал" и "активизация духовно-нравственного потенциала";

содержание традиционных для педагогики понятий "духовность" и "нравственность" дополнено связью с областью потенциального в структуре личности обучающихся;

раскрыты возможности средств дидактической системы для педагогического влияния на духовно-нравственную сферу обучающихся;

модель активизации духов но-нравственного потенциала студентов средствами созданной личностно ориентированной педагогической технологии может послужить основой для разработки целостной теории развития духовно-нравственного потенциала обучающихся и педагогов.

14 Практическое значение диссертации заключается в возможности:

использования при организации процесса обучения студентов полученных результатов исследования, предложенной технологии и материалов разработанного на основе их учебного курса "Профессионально-этические основы социальной работы";

пересмотра содержания общеобразовательных и вузовских учебных дисциплин и программ в русле насыщения их материалом для активизации духовно-нравственного потенциала обучающихся;

внедрения модели активизации духовно-нравственного потенциала средствами разработанной личностно ориентированной педагогической технологии на любой педагогической специальности, а также в рамках общего образования.

Достоверность и обоснованность основных положений, выводов и результатов исследования обусловлены анализом широкого круга теоретических работ, соответствием избранной методологии поставленной проблеме, использованием комплекса эмпирических и теоретических методов, вариативной экспериментальной проверкой гипотезы.

Публикации. Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в 9 публикациях автора, в том числе в научном журнале из Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемого ВАК (Вестник Костромского университета им. Н.А. Некрасова).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Активизация духовно-нравственного потенциала как педагогическая проблема

Педагогическое влияние на духовно-нравственную сферу личности -одна из актуальных и сложных проблем педагогики. При анализе научной литературы мы обращали особое внимание на взаимосвязь понятий духовности и нравственности, подчеркивали аксиологическую и потенциальную природу этих явлений. В целях организации диагностики уровня активности духовно-нравственного потенциала и конструирования формирующего эксперимента для нас было значимо определить содержание духовно-нравственной сферы личности, основные механизмы и пути ее развития,

В самом общем смысле духовность можно понимать как устремленность человека к идеальным, абсолютным целям и ценностям, поиск высшего смысла своего существования. Духовность - это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Если цели человека внеположены обыденному человеческому существованию, то это говорит о его духовных интенциях. Духовность "особое душевно-интеллектуальное состояние отдельного человека или больших групп людей, связанное с устремлением познать, почувствовать и отождествить себя с высшей деятельностью, которая неотделима от всего сущего, в том числе и от самого человека..." [2; с. 11],

В зависимости от того, в чем видятся эти высшие проявления бытия, где осуществляется эта высшая деятельность, выделяется два основных на правления в изучении феномена духовности: религиозное и светское. На амбивалентность слова "духовный 1 указывал В- Даль: "Все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля" [64, т. 1; с. 503].

В религиозных системах такой высшей реальностью выступает Бог, который понимается как воплощение духа, абсолютное добро, свет, любовь, свобода. Религия связывает духовность с верой человека, его стремлением к Богу, совершенствованием образа Бога в самом себе. Со светской точки зрения наука (философия, психология, социология) ищет духовность в особых качественных характеристиках ценностей и потребностей человека. Высшими ориентирами здесь могут выступать выработанные за историю человечества идеалы и ценности, культура, искусство. Несмотря на разделяемый в исследовании светский подход к проблеме педагогического влияния на духовно-нравственную сферу обучающихся, обращение к философско-религиозной литературе помогает вскрыть и доказать потенциальную сущность духовности.

Религиозное, христианское толкование духовности содержится в энциклопедическом словаре русской цивилизации "Святая Русь": "высшая деятельность души, устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души" [160; с, 234], В трудах многих русских богословов и православных теоретиков (схиархимандрит Иоанн (Маслов), иеромонах Иоанн (Кологривов), священник Евгений Шестун, игумен Филарет, прот. А. Салтыков, А.И. Осипов и др.) подчеркивается, что каждый человек от рождения наделен началами духовности, которые могут развиваться по направлению к абсолюту. Задачей земной жизни христианина считается - выработать свою духовную личность через беспрестанный подвиг нравственного саморазвития.

Особенно значимы для нас оказались взгляды русских религиозных философов (НА Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, Вл.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, С.Л. Франк и др.). Они рассмат 17 ривали человека как существо духовное, творческое, созданное по образу и подобию Божию, обладающее возможностью творить мир и себя соответственно идеалам Истины, Добра, Красоты. Отличительным свойством человека является жизнь именно духовная - стремление к богочеловечеству.

Г.А. Аванесова среди черт русской духовности, выработанных религиозными философами, называет такие, как стремление к целостному восприятию мира, к всеохватной и конкретной тотальности, развитое чувство космичности, связь с соборным коллективизмом как первичным неразложимым единством людей [2]. Для западной же традиции осмысления феномена духовности характерно противопоставление духовного и материального, примат индивидуальной свободы человека, персональная замкнутость духовного мира личности [126], Строить педагогический процесс поддержки духовно-нравственного развития на основе отечественных духовных ценностей помогает как раз обращение к учениям русских религиозных философов. В их творениях В.М Кларин и В.М. Петров видят "образ цельной личности, сопряженной целостным единством всех ее духовно-нравственных сил, проявляющихся в жизнедеятельности человека", который так необходим современному образованию [84; с, 37].

Характеристика уровней активности духовно-нравственного потенциала студентов

В констатирующем эксперименте приняли участие 160 студентов и 50 работающих социальных педагогов / специалистов по социальной работе. Это студенты разных курсов очного и заочного отделений факультета социальной работы, педагогики и психологии ВГГТУ, специалисты по социальной работе МУ "Территориального центра социальной помощи семье и детям" г, Вологды и других учреждений города. Кроме того, на отдельных этапах к эксперименту были также подключены студенты, изучающие социальную работу в Вологодском институте права и экономики (ВИПЭ) и преподаватели ВГПУ.

Эксперимент проводился с сентября 2003 по август 2004 года. Для уточнения результатов констатирующая исследовательская деятельность по отдельным методикам (анализ дневников практики, устный опрос, анкетирование и др.) велась на протяжении всего времени работы над диссертацией. Целью констатирующего эксперимента являлось - определить насколько студенты используют в учебной и профессиональной деятельности свой духовно-нравственный потенциал. Задачами - диагностика уровня и характера активности духовно-нравственного потенциала (в целом и по отдельным компонентам) студентов факультета социальной работы, педагогики и психологии, специалистов социальных учреждений города Вологды, анализ возможностей для духовно-нравственного развития студентов на факультете.

Для определения степени активности духовно-нравственного потенциала студентов были разработаны критерии (стр. 88) и показатели его отдельных компонентов. Если критерии нам представляются константными, то их диагностические показатели уже будут более тесно связаны со спецификой профессиональной деятельности человека. Относительно профессии специалиста по социальной работе каждый критерий духовно-нравственного потенциала мы предлагаем измерять посредством следующих эмпирических показателей:

1. Ценностная рефлексивность сознания: ценностная наполненность тических знаний и представлений о профессии, соответствие системы ценностных ориентации специфике деятельности специалиста по социальной работе, умение соотнести свою жизнь и профессиональную деятельность с нравственным идеалом.

2. Ценностное отношение к "другому": терпимость к чужому мнению, способность проявлять эмпатию.

3. Способность к нравственному поступку: преобладание внутренней и альтруистической профессиональной мотивации, установка на активную помощь людям.

4. Готовность к духовно-нравственному саморазвитию: самообразовательная активность, представление о путях, средствах и условиях духовно-нравственного развития, повышение эффективности механизмов саморегуляции и самоконтроля, наличие конкретного профессионально-личностного идеала.

Эти показатели характеризуют разницу между возможным и действительным состоянием духовно-нравственного потенциала студентов-будущих специалистов по социальной работе, в связи с чем можно выделить уровни его активности, определяющие степень задействованное духовно-нравственных характеристик личности в настоящее время и описывающих способность студентов к дальнейшему развитию своего профессионально-личностного потенциала. Для проведения исследования мы берем в основном три уровня активности духовно-нравственного потенциала:

1, низкий (латентный) - личность здесь характеризуется латентностью нравственных качеств, неадекватно завышенной самооценкой своих духовных способностей, отсутствием или неопределенностью личностного идеала, малой терпимостью к чужому мнению, эгоценгричностью, преимущественно внешней мотивацией деятельности, неосознанностью поступков в виде моральных порывов, хаотичностью и случайностью самообразовательных действий и материалов, слабой развитостью силы воли. Знания не включают духовно-ценностный компонент, не побуждают студента к нравственному раз-.. витию. Однако на этом уровне человек подспудно ощущает необходимость духовно-нравственного развития, сожалеет о нереализованное своего потенциала.

Реализация модели активизации духовно-нравственного потенциала студентов средствами личностно ориентированной педагогической технологии

В ходе формирующего эксперимента решались следующие задачи: реализовать экспериментальную модель активизации духовно-нравственного потенциала студентов средствами личностно ориентированной педагогической технологии в дидактической системе вуза; экспериментально проверить эффективность реализованного процесса активизации духовно-нравственного потенциала студентов средствами личностно ориентированной педагогической технологии, обладающей организационно-педагогическими особенностями, обозначенными в гипотезе исследования.

В основу формирующего эксперимента были положены системный, аксиологический, личностно-деятельностный и технологический подходы,

С позиции системного подхода все дидактические элементы предложенной личностно ориентированной педагогической технологии максимально стимулировали проявление характеристик всех компонентов духовно-нравственного потенциала студентов. В основе процесса реализации модели была положена процессуально-логическая структура технологии. Каждому этапу технологии соответствовали свои задачи (образовательные, развивающие, воспитательные), деятельность студента и преподавателя (внешняя и внутренняя), содержание, методы, средства и формы. Понимание личностно ориентированной технологии как открытой, саморазвивающейся системы позволило считать алгоритмическую структуру личностно ориентированной педагогической технологии активизации духовно-нравственного потенциала студентов при ее реализации нежесткой, гибкой, допускающей отклонения и повторное обращение при необходимости к некоторым этапам (анализ пролитого опыта, самодиагностики и др.).

На основе аксиологического подхода выявлены значимые ценности, необходимые для осуществления процесса активизации духовно-нравственного потенциала студента-будущего специалиста по социальной работе. Изучение вопроса о профессиональной аксиологии, позволяет нам назвать социальную работу особым видом деятельности, который обладает специфическим, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов [74], [207]. Главной, системообразующей ценностью социальной работы можно считать "человека в своей индивидуальности и неповторимости". При аксиологическом подходе овладеть профессией социального работника можно только на индивидуально-личностном уровне. Обучение в рамках предлагаемой нами модели позволило студентам внутренне принять, прочувствовать гуманистические ценности социальной работы, осознать себя в профессии, самому стать более активной и духовно развивающейся личностью.

При реализации модели активизации духовно-нравственного потенциала студентов средствами личностно ориентированной педагогической технологии мы особо опирались на признанные нами ранее высшими идеалами ценности Истины, Добра, Красоты, на их возможное отражение в социальной работе и в личностно ориентированного педагогическом процессе (таблица 3). Такие традиционные национальные российские ценности как справедливость, милосердие, доброжелательность, взаимопомощь, соборность рассматривались в качестве основы современной социальной работы в России (Приложение 21, темы занятий "История становления этических традиций на Руси", "Роль русской этической мысли в развитии этики социальной работы").

Похожие диссертации на Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов