Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 14
1.1. Разработка вопросов формирования профессионально-этических качеств в психолого-педагогической литературе 14
1.2. Сущность и структура профессионально-этических качеств будущего психолога 33
1.3. Возможности профессиональной подготовки в формировании профессионально-этических качеств будущих психологов 59
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 80
2.1. Модель формирования профессионально-этических качеств будущих психологов в профессиональной подготовке 80
2.2. Программа формирования профессионально-этических качеств будущего психолога 96
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально-этических качеств будущих психологов 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
БИБЛИОГРАФИЯ 151
ПРИЛОЖЕНИЕ 167
- Разработка вопросов формирования профессионально-этических качеств в психолого-педагогической литературе
- Сущность и структура профессионально-этических качеств будущего психолога
- Модель формирования профессионально-этических качеств будущих психологов в профессиональной подготовке
Введение к работе
Современный этап развития страны характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. В социальной практике они сопровождаются кардинальной ломкой стереотипов в сознании, деятельности, образе жизни населения. Преобразования затрагивают всех без исключения людей и, прежде всего, тех, кто включен в различные системы труда. Процессы демократизации общества, социально-экономические изменения, происходящие в нем, растущий интерес к проблемам человека требуют подготовки специалистов, способных оказывать реальную помощь в условиях профессионального труда, жизни и экстремальных ситуациях, характерных для стремительного динамического обновления общества. В частности, человек в современном мире подвергается все возрастающему воздействию информационных, социально-психологических и иных факторов, которые создают нагрузки и перегрузки когнитивного, эмоционального, коммуникативного и интерактивного характера. Помочь в этих условиях могут в первую очередь квалифицированные психологи, потому что каждый человек со своими переживаниями в конкретной житейской ситуации, пусть даже типичной, единичен и уникален и, в отличие от экспериментальных условий, не защищен. Ни клиент, ни психолог не могут остановить поток жизни, изменить ситуацию, просто констатировать ее безвыходность. Отсюда вытекает совершенно иная мера ответственности психолога за ход и результаты консультативного и психотерапевтического процесса. Ее уровень поднимается подчас до высочайшей отметки - самой человеческой жизни, человеческой судьбы, что и выдвигает этическую проблематику на первое место при профессиональной подготовке психологов, в сущности, социальных психотерапевтов. Причем этическая проблематика проявляется в виде необходимых для профессии психолога профессиональных этических норм, стандартов или профессиональном «кодексе чести».
Решение этой задачи во многом зависит от педагогов-психологов, от подготовки профессионально компетентных специалистов со сформированными профессионально значимыми личностными качествами и повышенной моральной ответственностью, которая обусловлена спецификой данной профессии.
В настоящий момент в обществе усиливается стремление привнести этические принципы в разнообразные отрасли профессиональной деятельности.
Этические принципы играют существенную роль в деятельности психолога. Они закрепляют права и ответственность сторон, тип их отношений. Но в психологии на сегодняшний день нет единой системы этических принципов, хотя попытки создания таких систем неоднократно предпринимались и предпринимаются (Профессиональный кодекс этики для психологов - ФРГ, 1990; Профессиональный кодекс этики для психологов - Мадрид, 1990 и т.д.). Создание психологической службы в нашей стране при отсутствии опыта обучения специалистов для этой службы привело к противоречию между необходимостью подготовки психологов и ее качеством. Но дело не только в профессиональной подготовке. Психолог в ходе своей профессиональной деятельности должен руководствоваться соображениями гуманности своей миссии, а значит, подчиняться определенным этическим нормам.
Таким образом, сложившаяся обстановка ведет к необходимости повысить уровень психологического обслуживания населения, а с этой целью разработать формы и методы профессионального отбора на психологические факультеты, вооружить работников образования, в частности преподавателей вузов, методикой формирования профессионально-этических качеств у студентов психологических факультетов.
Идеи становления этических норм были заложены еще в глубокой древности и анализировались Конфуцием, Аристотелем, Сократом, нашли свое отражение в религии (Ветхий Завет, «Поучение» Владимира Мономаха и др.). Разделяя взгляды исследователей в отношении этической проблемати-
ки, относящейся к профессии психолога, мы считаем необходимым для корректной постановки проблемы обратиться к более широкому историко-философскому контексту этических идей. Как известно, наиболее общие тенденции развития этических теорий сформировались в следующие концепции: утилитарную - когда моральное, правильное связывалось с идеей пользы или цели (Аристотель, Гоббс, Спиноза, Гольбах, Гельвеций и др.), гедонистическую (восходящую к Эпикуру и Дж.Сантаяне) и контракта, корни которой простираются далеко за пределы «общественного договора» Руссо и «категорического императива» Канта, вплоть до Нагорной проповеди.
Различные аспекты проблемы формирования профессионально-этических норм поведения получили свое развитие в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, Л.Н. Толстого и др.
В наше время вопросы этики в профессиональной деятельности рассматривали Ю.П. Азаров, Н.И. Болдырев, А.И. Пискунов, В.А. Сластенин, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Ф.Е. Василюк и др. Наиболее детально проблемы формирования профессионально-этических качеств изучалась в исследованиях (Н.В. Мацуй, М.И. Рожков, В.Ф. Сахаров и др.).
Данная тема соприкасается с нравственным воспитанием личности, отраженным в трудах О.С. Богдановой, Д.М. Гришина, А.В. Зосимовского, Н.И. Монахова, И.Ф. Свадковского, а также с работами о самовоспитании А.Я. Арета, А.А. Бодалева, А.И. Донцова, А.Е.Соловьева и др.
За последние годы выполнен ряд диссертационных исследований, посвященных вопросам формирования этических норм у старшеклассников (В.В. Григораш, 1994), вопросам воспитания нравственных качеств в процессе преподавания иностранного языка (К.Ч. Талбаков, 1993), вопросам воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста (М.А. Тимошенко, 2000), формирование профессионально-этической культуры курсантов МВД (Г.И. Андреев, 2003; СИ. Булах, 2003 и др.).
Появились исследования, раскрывающие процесс профессиональной
б подготовки специалистов-психологов (Н.А. Аминов, Е.М. Борисова С.А. Боровикова, СМ. Годник, О.В. Дашкевич, А.А. Деркач, И.В. Дубровина, В.П. Захаров, Е.А. Климов, Д. О'Коннор, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, B.C. Мухина, М.В. Молоканов, Е.С. Романова, К. Роджерс, Д. Сеймор, В.А. Сластенин, В. Стайр, Н.Ю. Хрящева и др.).
Приведенные материалы убеждают, что количество исследований по вопросам профессиональной этики увеличивается. Вместе с тем есть основание констатировать, что многие научные труды ограничиваются изучением опыта, носят описательный характер. Подчас отсутствуют данные о происшедших изменениях в уровне свойств, знаний, умений студента.
Этика профессионального поведения психолога особенно важна, т.к. психолог реализует свою профессиональную деятельность в виде субъект-субъектных отношений. Профессия психолога востребована сегодня во всех сферах общественной жизни.
В настоящее время разработаны государственные стандарты, известны этические профессиональные кодексы, методики обучения, но еще остаются противоречия между профессионально-этическими принципами и профессиональными требованиями.
Актуальность исследования определяется тем, что формирование профессионально-этических качеств будущих психологов должно стать своего рода стержнем, основой подготовки будущих специалистов.
В современной педагогической науке недостаточно работ, связанных с выявлением и обоснованием педагогических, психолого-педагогических, психологических, методических и других условий формирования профессионально- этических качеств будущего психолога. В связи с большой значимостью проблемы подготовки профессионально компетентного психолога и вместе с тем недостаточной разработанностью этой сферы в науке, и определена проблема исследования: выявление и реализация возможностей системы профессиональной подготовки, позволяющих эффективно формировать профессионально-этические качества будущего психолога.
Цель исследования - научно обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования профессионально-этических качеств будущих психологов в системе профессиональной подготовки.
Объект исследования - профессионально-этические качества будущего психолога.
Предмет исследования - процесс формирования профессионально-этических качеств будущего психолога в системе профессиональной подготовки.
Идея исследования отражена в следующей гипотезе: исходя из того, что процесс формирования профессионально-этических качеств должен рассматриваться как одна из ведущих целей профессиональной подготовки будущих психологов, можно утверждать, что он будет более эффективным, если;
профессионально-этические качества рассматриваются как детерминанта профессиональной деятельности психолога, опирающаяся на общепринятые морально-этические нормы и принципы;
важнейшей составляющей профессиональной подготовки будущих психологов выступает формирование профессионально-этических качеств;
процесс формирования профессионально-этических качеств строится на основе предлагаемой модели и программы.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
Проанализировать степень разработанности вопросов формирования профессионально-этических качеств будущих психологов в психолого-педагогической литературе.
На основе теоретического анализа рассмотреть ключевые понятия, определить сущность и структуру профессионально-этических качеств.
Выявить возможности профессиональной подготовки в процессе формирования профессионально-этических качеств будущего психолога.
Разработать модель и программу формирования профессионально-этических качеств будущего специалиста в профессиональной подготовке.
Экспериментально проверить эффективность предлагаемых модели и программы.
Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские теории взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, позволяющие рассматривать наиболее общие закономерности развития человека в природе и обществе, о подходе к человеку как высшей ценности и самоцели общественного развития: принципы единства исторического и логического; современные концепции о природе нравственности как психолого-педагогического явления; представление о взаимосвязи науки, образования и производства (В.Г. Афанасьев, Б.М. Кедров, В.Ф.Юлов и др.); принцип обновления содержания образования (В.П. Беспалько, И.Я. Лернер и др.); оптимизация процесса обучения (Ю.К. Бабанский).
Исследование опирается на следующие теории:
психологическую теорию личности (Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
теорию деятельности как формы активного отношения к окружающему миру, обуславливающего познание человеком действительности и развития его личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, П.Я. Гальперин, B.C. Даню-шенков, А.В. Петровский и др.);
теорию формирования научных понятий и обобщающих умений (Л.И. Божович, А.К. Маркова, А.В. Усова и др.);
теорию педагогических технологий (В.П. Беспалько, Т.В. Машарова, А.Н. Тихонов, Ф. Янушкевич и др.);
теорию о человеке как самоценности (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, А. Швейцер и др.);
теорию формирования образовательной среды как воспитательного пространства (Л.Н. Коган, Н.К. Рерих, Н.М. Яковлева и др.);
теорию ориентации личности в мире ценностей (М.С. Коган, И.С. Кон, А.В. Кирьякова, К, Роджерс, М.Г. Яновская и др);
теорию системного исследования культуры (В.Г. Афанасьев, Э.В. Ильенков, Э.С. Маркарян и др.);
теорию и практику формирования профессионализма (Ю.М. Забродин, В.Г. Игнатов, И.М. Модель, A.M. Новиков, В.А. Сластенин, В.Я. Синенко, Л.В. Тодоров и др.);
теорию профессиональной подготовки (ЕЛ.Белозерцев, Г.А. Бокарева, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Сластенин и др.);
- концепции профессионализма и профессиональной компетентности
(В.А. Сластенин, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина и др.).
Такой подход к исследованию и решению проблемы формирования профессионально-этических качеств будущего психолога определил выбор методов исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социологической и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме; формирующий и констатирующий эксперимент; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, изучение и обобщение педагогического опыта; методы математической статистики, табличного и графического представления результатов исследования.
Базой опытно-экспериментальной работы явились Кировский и Нижегородский филиалы Университета Российской академии образования.
Этапы исследования:
Первый этап (2001-2002 гг.): подготовка теоретической базы исследования: теоретическое осмысление темы исследования, анализ философской, психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение опыта педагогов-новаторов в области формирования профессионально-этических качеств будущего психолога; постановка цели, задач исследования, построение гипотезы исследования.
Второй этап (2002-2003 гг.): на этом этапе проводился констатирующий эксперимент по отработке формирующего эксперимента с целью про-
верки корректности гипотезы исследования; осуществлялось педагогическое наблюдение за действиями и реакциями студентов, беседы, анкетирование. На основе результатов анкетирования был определен исходный уровень сформированности профессионально-этических качеств студентов, намечены задачи и возможные пути формирования исследуемого педагогического явления.
Третий этап (2003-2004 г.г."): проведение формирующего педагогического эксперимента, в ходе которого уточнялись исходные положения исследования; на практических занятиях использовались специальные приемы, студентам предлагались различные задания и упражнения, способствующие формированию профессионально-этических качеств.
Четвертый этап (2004-2005гг.) - систематизация, обобщение и изложение результатов исследования, на основе которых разработаны и внедрены в практику методические рекомендации по формированию профессионально-этических качеств в профессиональной подготовке. Оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования заключаются в следующем:
раскрыта сущность понятия профессионально-этических качеств будущих психологов как составляющей профессиональной подготовки;
выявлена структура профессионально-этических качеств психолога, связанная с реализацией информационной, социализирующей, превентивной, регламентирующей, регулятивной, оценочной функций, что определяет функциональные компоненты и значимость данных качеств в реализации профессиональных задач;
создана модель формирования профессионально-этических качеств будущих психологов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
— определена детерминанта профессиональной деятельности психоло
га, обусловленная общепринятыми морально-этическими нормами и прин
ципами;
выявлены возможности профессиональной подготовки в формировании профессионально-этических качеств на различных этапах обучения и воспитания;
разработана программа формирования профессионально-этических качеств будущих психологов в профессиональной подготовке.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная программа по формированию профессионально-этических качеств будущих психологов в процессе профессиональной подготовки может быть использована в практике подготовки психологов профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений.
На защиту выносятся следующие положения:
Профессионально-этические качества как группа качеств (индивидуальные, профессиональные качества психолога и акмеологические инварианты), детерминирующих профессиональную деятельность психолога с учетом общепринятых морально-этических норм и принципов, интегрированных в профессию с учетом ее специфики и с учетом уровня сформированности гуманных способов, форм, правил поведения; ценностных ориентации, основанных на ведущих знаниях.
Профессионально-этические качества психолога в профессиональной деятельности выполняют информационную, социализирующую, превентивную, регламентирующую, регулятивную, оценочную функции, что определяет их функциональные компоненты и значимость в реализации профессиональных задач. Структурными компонентами выступают; ценностный (раскрывает профессионально-этические качества психолога как совокупность этических норм и ценностей); мотивационный (определяет направление деятельности в соответствии с этическими нормами и принципами профессиональной деятельности); информационный (теоретические и практические знания сущности профессионально-этических качеств); операционный (направленность профессиональной деятельности, в основе которой ле-
жит система профессионально-этических качеств и профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями).
Формирование профессионально-этических качеств студентов предполагается в различных формах воспитательно-образовательной работы вуза. К возможностям профессиональной подготовки относятся: четкое выделение тем, позволяющих интегрировать изучаемый материал с конкретными задачами формирования профессионально-этических качеств (ответственность; исполнительность и добросовестность; заинтересованность в результатах своего труда; неравнодушное отношение и умение сопереживать; творческая активность; сохранение конфиденциальности); введение активных методов обучения, содействующих осознанию студентами профессиональной значимости наличия профессионально-этических качеств (уверенность в себе, своих знаниях, действиях; терпимость; тактичность; взаимоуважение; обладание самоконтролем, предполагающим регулирование своего поведения, своих мотивов и побуждений; стремление к самосовершенствованию); оптимальное и научно обоснованное включение в учебные планы спецкурса, тренингов, социально-ролевых игр, способствующих формированию всех компонентов профессионально-этических качеств.
Модель формирования профессионально-этических качеств будущих психологов в профессиональной подготовке, включающая целевой, ор-ганизационно-деятельностный, оценочно-результативный блоки, разработанная с учетом возможностей и специфики профессиональной подготовки.
Программа формирования профессионально-этических качеств будущего психолога, имеющая модульное построение (информационный, профессиональный и практический модули), обеспечивающая профессиональное самоопределение, становление и развитие будущего специалиста-психолога.
Достоверность результатов исследования обеспечена последовательной реализацией диалектического метода при разработке исходных теоретических положений и понятийного аппарата исследования, адекватностью логики и методов исследования объекту, предмету, целям и задачам исследо-
вания, длительностью исследования и опытно-экспериментальной работы, сопоставлением результатов деятельности экспериментальных и контрольных групп.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе эксперимента в Кировском и Нижегородском филиалах Университета Российской академии образования. Теоретические положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались и обсуждались на региональных, межрегиональных и международных научно-практических конференциях. Основное содержание диссертации отражено в 6 публикациях.
Разработка вопросов формирования профессионально-этических качеств в психолого-педагогической литературе
Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности работы психолога определяют сущность и специфику профессионально-этического регулирования деятельности специалистов, обусловливают требования к личностным качествам психолога. Работа психолога относится к такому виду деятельности, в котором профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления, оказывает гуманное влияние на личность специалиста, его клиента, на социальное окружение и, как следствие этого, на общество в целом. Формирование профессионально-этических качеств в процессе профессиональной подготовки является основанием для последующего личностного и профессионального развития и совершенствования специалиста.
Осознание необходимости формирования профессионально-этических качеств будущих психологов, выделение основных подходов к данной проблеме ведут к анализу содержания наиболее часто употребляемых в этой связи понятий, таких, как «этика», «мораль», «профессиональная этика», «профессиональная мораль», «профессиональное становление». Для эффективного формирования профессионально-этических качеств необходимо обосновать этический императив как системообразующий принцип профессионального становления психолога.
Рассмотрение профессионально-этических качеств будущего психолога- требует комплексного подхода, при котором необходимо использовать данные различных наук: философии, социологии, культурологии, этики, пси хологии, педагогики и др. Фундаментально-теоретические положения этих дисциплин выступают в качестве методологической основы научного исследования проблемы формирования профессионально-этических качеств будущего психолога.
Для определения условий, обеспечивающих формирование этического компонента профессиональной деятельности психолога, значимым является понимание сущности самого термина « этика».
В последние десятилетия часто говорится о моральном банкротстве современного человека, о приоритете экономических и технологических ценностей над духовными. Отчасти это можно объяснить тем, что техническое развитие происходит активнее, чем нравственный прогресс. На наш взгляд, суть вопроса о моральности индивида и общества состоит не в том, чтобы эти процессы протекали параллельно, а в том, в какой мере человек способен превратить цивилизационный прогресс в собственное саморазвитие. Другими словами, основная проблема этики на современном этапе заключается не во «внутренней нравственности» как таковой, а в осознании человеком ответственности за свои деяния как субъекта исторического развития.
Философский словарь трактует этику (от понимание сущности греч, ethika, от ethos - обычай) как философскую науку, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека (159), специфическое явление общественной жизни. Предметом же изучения этики названо то, что в жизни и мире обладает ценностью, т.к. осуществление этических ценностей возможно лишь в результате этического поведения. Как отмечено в рассматриваемом источнике, этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Близко по своей сути и содержание термина «этика» в «Словаре по этике» (150). Становление этических традиций восходит к первобытному обществу, хоть и имеет на этом этапе эмпирическую, инстинктивную, биологическую окраску.
В восточной и античной мысли этика сначала была слита с философией и правом и имела характер практического нравоучения, преподающего телесную и психическую гигиену жизни. Положения этики выводились из природы мироздания, из природы всего живого, в том числе и человека, что указывает на космологический характер восточной и античной философии.
Первым в особую дисциплину этику выделил Аристотель, написав в IV веке до н.э. первую развернутую систематическую работу по этике «Никома-хова этика» (8). Аристотель поместил этику между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой), т.к. базируясь на первом, она служит второму, поскольку ее целью является формирование добродетельного гражданина государства.
В «Жизнеописаниях» Плутарха (Цит. по 40.) есть свидетельство того, как этическим размышлениям о проблемах вины и ответственности предавались Перикл и Протагор - великий правитель Афин и знаменитый философ.
К вопросам этики обращался и Сократ (39). Этика Сократа строится на трех основных тезисах: а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает. Этика Сократа есть этика индивидуальной личной ответственности. Сократ определяет нравственность как пространство ответственного поведения индивида. По мнению Сократа, человек постоянно оказывается в ситуации между удовольствиями и страданиями. Соответственно встает проблема выбора и обоснования выбора. Высшим критерием, по Сократу, является измеряющий, взвешивающий разум.
Сущность и структура профессионально-этических качеств будущего психолога
Для более глубокого исследования проблемы формирования профессионально-этических качеств будущего психолога необходимо рассмотреть данное педагогическое явление с позиций системно-структурного подхода. Нам предстоит определить, какие основные качества личности входят в эту группу, выявить основные компоненты исследуемого личностного образования, их взаимосвязи в общей структуре, функции и этапы формирования.
Большинство современных работ посвящено изучению профессиональной деятельности и особенностям личности практического психолога. Ряд исследователей определили и сформулировали требования к личности практических психологов, работающих в различных сферах.
Проведенный В.Е. Гавриловым (29) психологический анализ особенностей работы диагноста-профконсультанта выявил, что профессионально важными качествами для него являются чувство ответственности, выдержанность, доброжелательность, тактичность, способность к эмоциональному переживанию, общительность, настойчивость, способность к оперативному принятию решения, наблюдательность. Также необходимы диалектичность, целостность и гибкость мышления, объективность, любознательность и широкий круг интересов, развитое воображение. (29).
В свою очередь в рамках исследования процесса профессиональной адаптации психолога, работающего в сфере промышленности, С.Л Арефьев (7) на основании ряда методик определил комплекс способностей, обеспечивающих успешность его деятельности. Всего автором выделено семь способностей, из которых первые четыре являются наиболее важными, а три последующих носят более общий характер:
1) исследовательская (проявляется при изучении объекта исследования, планировании работы и т.д.);
2) продуктивная способность (проявляется при анализе материала, формулировании выводов, разработке рекомендаций);
3) способность к профессиональному общению (проявляется при участии в семинарах, чтении лекций, написании статей);
4) способность к индивидуализации (проявляется в нахождении индивидуального подхода к испытуемым и выработке оптимального индивидуального стиля собственной деятельности);
5) способность к включению в нужный момент профессионального воображения (проявляется в ситуациях, характеризующихся высокой степенью неопределенности);
6) коррективная способность (проявляется при необходимости разумного ограничения профессионального воображения);
7) контактность (проявляется в установлении и поддержании необходимых контактов с испытуемыми, администрацией и т.д. с целью успешного выполнения работы) (7).
В свою очередь, Ю. Н. Емельянов (52) тоже рассматривает особые требования к личности психолога. Среди них автор выделяет следующие: отсутствие внеморальных тенденций, спонтанность, эмпатия, гибкий интеллект, развитая моторика, эмоциональный самоконтроль, психологическая стабильность. Ю.Н. Емельянов отмечает следующие параметры желательности - нежелательности тех или иных свойств и качеств психолога: надежность - непредсказуемость; сдержанность - импульсивность; теплота - враждебность; оптимизм - пессимизм; открытость - подозрительность; непринужденность -скованность; энергичность - вялость (52, с. 142).
По мнению многих исследователей (55), психологу для успешности групповой психотерапевтической работы необходимо наличие таких качеств, как способность слушать и понимать, естественность, искренность в эмоциональных проявлениях, умелое владение невербальными средствами общения, способность к импровизации, творчество, готовность к столкновению с нестандартными ситуациями, возникающими в ходе общения (55, с.20-21).
Группой исследователей Саратовского университета составлена про-фессиограмма психолога-практика. Установлены свойства личности, влияющие на эффективность деятельности. В группу профессионально важных качеств вошли следующие качества: доброжелательность, высокое чувство социальной ответственности, оптимизм, организованность, внутренняя дисциплинированность, коллективизм, любознательность, наблюдательность, настойчивость, терпеливость, привлекательность (32).
В свою очередь, Е,С. Романова (141) для более полной характеристики профессионально важных качеств психолога использовала алфавит черт личности К.К. Платонова (124). В результате проведенного исследования на основании оценок экспертов получены следующие результаты, фиксирующие наиболее важные и необходимые для успешной деятельности практического психолога качества и свойства личности: наблюдательность, общительность, воздержанность, воспитанность, внимательность, обходительность, самообладание, тактичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, нравственность, уравновешенность, человеколюбие, деликатность, добропорядочность, отзывчивость, уважительность, учтивость, спокойствие, объективность, интеллигентность, компетентность, образованность, просвещенность, квалифицированность, начитанность, проницательность, переклгочае-мость, разносторонность (141).
Модель формирования профессионально-этических качеств будущих психологов в профессиональной подготовке
В исследовании перед нами стояла задача объективного описания связей, отношений между компонентами профессионально-этических качеств будущих психологов, а также изучение возможностей профессиональной подготовки в процессе формирования профессионально-этических качеств будущего специалиста, то есть необходимо проанализировать исследуемый процесс в единстве и взаимосвязи. Для решения данной задачи нашего диссертационного исследования мы используем такой метод исследования, как моделирование.
Термин «модель» происходит от латинского «modulus» - мера. Моделью принято называть образец, эталон чего-либо. Моделью называют также и уменьшенное или увеличенное подобие реальных объектов. Одно из первых определений понятия «модель» принадлежит Г. Клаусу: «...под моделью понимается отображение фактов, вещей и отношений определенной области знания в виде более простой, более наглядной материальной структуры этой области или другой области» (180, с. 32). В более поздних определениях акцент ставится уже на моделировании «скрытых внутренних свойств» объекта {В.М. Глушков, Ю.А. Гастев и др.).
В определении А.А. Братко (1969) значение слова «модель» приближается по смыслу к слову «аналоге, так как на практике под моделью обычно понимают искусственную конструкцию или знаковую систему, используемую в качестве аналога природного или социального предмета или явления.
В наиболее общем виде можно сказать, что научное моделирование -это метод исследования различных объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности.
Д. Хорафас (1867г.) лаконично определяет моделирование как динамическую аналогию. В более развернутом виде эта мысль сформулирована А.А. Братко, который определяет моделирование как «научный метод исследования различных систем, путем построения моделей этих систем, сохраняющих некоторые основные особенности предмета исследования, и изучение функционирования моделей с переносом получаемых данных на предмет исследования» (180, с. 34).
Принципиальной особенностью метода моделирования, отличающей его от других методов научного познания, можно считать опосредованное изучение объекта, проводимое с помощью исследования другого объекта, аналогичного первому. При этом аналогия рассматривается как существенная связь между этими объектами, основанная на сходстве ключевых признаков отношений между ними. Сходство между объектами по случайным признакам не может считаться аналогией.
Смысл моделирования заключается в возможности получить информацию о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели. Этот метод основан на способности человеческого мышления к абстрактному сопоставлению свойств различных объектов, то есть к установлению аналогий.
«Под аналогией мы понимаем все возможные степени сходства любых объектов (систем) во всех или некоторых существенных качествах (признаках, связях, отношениях и т.д.), а под умозаключением по аналогии - вывод о некоторых качествах одного объекта, сделанный на основании констатации наличия этих качеств у другого объекта, аналогичного первому. Хотя умозаключения по аналогии дают обычно лишь относительные истины, их роль в познании весьма значительна. Они приводят к образованию гипотез, котрые при дополнительной проверке и доказательстве превращаются в ценные научные сведения.
Проведенные аналогии между двумя объектами, в частности между естественной и какой-нибудь искусственно созданной системой или конструкцией, как раз и является моделированием. О моделировании можно говорить только в том случае, когда между объектами установлено отношение типа эквивалентности, когда один из них подвергается исследованию как имитация (модель, аналог) другого, и полученные при этом данные могут служить посылками для вывода о другом» (180, с. 35).
С философской точки зрения, моделирование есть прием упрощения и схематизации, что облегчает процесс познания действительности. С помощью моделирования могут исследоваться как уже относительно изученные объекты, так и явления, подлежащие изучению; как конкретные объекты, так и абстрактные категории. Метод моделирования применяется как для исследования структуры объекта - структурное моделирование, так и для исследования протекающих в нем процессов - функциональное моделирование.
Выделяется предметное и знаковое моделирование. При предметном моделировании для исследования используется модель, воспроизводящая основные физические, динамические или функциональные характеристики изучаемого реального объекта. При знаковом моделировании моделями могут служить схемы, чертежи, формулы и т.п.
Кроме того, существуют три основных типа моделей: физические, вещественно-математические и логико-математические.
Физические модели, как правило, имеют физическую, химическую или биологическую природу, сходную с природой изучаемого оригинала, сохраняют геометрическое подобие оригиналу и отличаются лишь размерами, скоростью течения исследуемых явлений, иногда материалом.