Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования Илларионова Надежда Николаевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Илларионова Надежда Николаевна. Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Илларионова Надежда Николаевна;[Место защиты: Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВПО РГСУ)].- Москва, 2014.- 199 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса формирования музыкального вкуса эстрадных вокалистов 22

1.1. Философско-культурологический аспект понятия «музыкальный вкус» в зарубежной и российской науке 22

1.2. Музыкальный вкус как искусство личностно-творческой интерпретации произведений эстрадных вокальных жанров 45

1.3. Формирование компонентов музыкального вкуса эстрадных вокалистов в образовательной среде вуза

Глава 2. Методика формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования 95

2.1. Диагностика проблемы формирования музыкального вкуса в естественных условиях учебно-воспитательного процесса 95

2.2. Основные направления работы на констатирующем этапе эксперимента 108

2.3. Реализация и проверка эффективности методики формирования музыкального вкуса в профессиональной подготовке эстрадных вокалистов 134

Заключение 153

Список литературы

Введение к работе

I. Актуальность исследования. Система высшего профессионального образования в России в последнее время претерпевает значительные качественные изменения. Одним из показателей этих изменений является осуществившийся переход вузов на многоуровневую систему образования, а также на образовательные стандарты 3-го поколения (ФГОС ВПО). Динамика овладения студентами вузов различными видами будущей профессиональной деятельности находится в прямой зависимости от сформированных ценностных и смысловых отношений между участниками образовательного процесса: их

позиций и убеждений, оценок и суждений по проблемам профессионально-личностного самосовершенствования.

Профессиональное музыкальное образование как многоаспектное явление в практике учебно-воспитательной деятельности вузов представляет собой исторически сложившуюся совокупность направлений обучения молодого поколения музыкантов, которая активно влияет на уровень художественно-творческой информированности студентов, профессиональную подготовленность, степень их развития, характер интереса к будущей практической деятельности. В отличие от накопленного, систематизированного по видам музыкального исполнительства обширного материала академических и фольклорных жанров, исследование эстрадного вокального искусства для современной педагогической науки в настоящее время приобрело особую значимость, поскольку во всем мире различные эстрадно-музыкальные жанры, в том числе популярная вокальная и инструментальная, рок- и поп- музыка, джаз и др., пользуются огромной популярностью как у слушательской аудитории, так и у профессиональных исполнителей.

Проблема, прежде всего, заключается в остро ощущаемой необходимости организовать обучение молодого поколения музыкантов в профессиональных образовательных учреждениях в сфере культуры и искусства эстрадному вокальному искусству, способствующее их духовно-нравственному, творческому

становлению и успешной социализации в условиях динамично меняющегося рынка труда.

Профессиональное обучение эстрадного вокалиста – это область, предоставляющая студенту возможности и условия для расширения эмоционально-ценностных эстетических ориентаций, углубляющих познание мира, включение в активную музыкально-творческую жизнь, обретение профессиональной (социально-культурной, музыкальной) компетентности, «творческой индивидуальности в эстрадном и джазовом исполнительстве» (В. Г. Кузнецов). Парадокс вокальных эстрадных жанров заключается в том, что при зачастую некоторой банальности содержания, они, как правило, имеют определенный уровень эмоциональной открытости и простоты высказывания чувств. В свою очередь, преимущества этих жанров определены ролью эстрадного певца, который в процессе исполнения выступает проводником новых тенденций и идей, новых взглядов и чувств, нового художественного языка, художественно-эстетического и музыкального вкуса. Именно поэтому в подготовке эстрадного певца не может быть обязательных или факультативных направлений и задач.

Однако решение проблемы подготовки современного эстрадного вокалиста,
обладающего высоким уровнем сформированного вкуса в соответствии с
требованиями современного рынка труда, осложняется тем, что в философской,
психолого-педагогической науке недостаточно внимания уделено теоретическим
и методологическим основам содержания, методам и технологиям обучения,
которые реализуются в вузе и основываются на понимании особенностей и
специфики становления мировоззрения эстрадного исполнителя, системы его
ценностного восприятия произведений различных видов искусств,

сформированности его исполнительской манеры, стиля и музыкального вкуса.

Процесс формирования музыкального вкуса личности, являющего собой разновидность художественно-эстетического вкуса исполнителя, протекает при активном взаимодействии сознания, общей культуры и деятельности, при решающей роли последней. Вокально-техническое мастерство, оригинальный

тембр, артистизм, выразительность, тонкий вкус – это основные требования к
артисту эстрады, благодаря которым исполнитель становится мгновенно
узнаваемым и отличим от других. Следовательно, от исполнителя – эстрадного
певца – требуется не только безупречное владение вокальной техникой,
искусством перевоплощения, артистизм, но и высокий уровень музыкального
вкуса, включающего в себя наличие сформированных художественно-
эстетических взглядов, эстетически-ценностных установок, идеалов,
определяющих, как выбор музыкального произведения, так и особенности его
интерпретации.

В данном контексте музыкальный вкус эстрадного вокали ста выступает как оформившийся феномен конкретного проявления творческого освоения художественной действительности в рамках научного подхода к исследованию данной проблемы, но со своими, специфическими художественно-оценочными средствами. Оставаясь завершенной и сложившейся моделью функциональной и действенной эстетической системы в исполнительской практике, музыкальный вкус эстрадного певца становится бесспорной репрезентативной массой для научного осмысления.

В процессе изучения научных трудов по данной проблематике была выявлена связь между суждением о музыкальном вкусе и особом способе творческо-познавательной, оценочной деятельности, а также наличием интеллектуального механизма интуиции и обобщения в деятельности исполнителя. Тем не менее, несмотря на наличие определенных научных исследований, посвященных профессиональному обучению музыкантов – эстрадных вокалистов, указанный предмет изучен неполно, многочисленные справочные издания по музыкальному искусству не содержат конкретного определения данной категории. Многие формулировки, представляющиеся на первый взгляд ясными, при углубленном рассмотрении оказываются далеко неоднозначными.

Актуальность исследования оптимальных педагогических условий

формирования музыкального вкуса будущего эстрадного вокалиста в вузе,

максимально способствующих его духовно-нравственному и профессиональному совершенствованию, обусловлена следующими противоречиями между:

- потребностью общества в высококвалифицированных музыкантах-
исполнителях, педагогах-музыкантах в области эстрадного вокального
музыкального искусства и отсутствием теоретических знаний по формированию
их художественно-эстетических профессиональных ориентиров, определяющих
уровень музыкального вкуса;

- необходимостью применения методологически оправданной целостной
системы формирования профессиональной компетентности эстрадного вокалиста,
обязательным компонентом которой является музыкальный вкус, и
недостаточным количеством научных исследований, освещающих способы и
методы его формирования в современной системе профессионального
образования;

- потребностью в изучении природы музыкального вкуса личности
эстрадного вокалиста и отсутствием теоретически и методологически
разработанных подходов к решению данной проблемы;

- ориентацией педагогического сообщества вузов культуры и искусства на
воспитание высококультурной личности эстрадного вокалиста, готового
реализовать свой творческий потенциал на концертной эстраде, и констатацией у
различных социальных групп населения низкого уровня музыкальных
потребностей, сформированных исполнителями, не обладающими музыкальным
вкусом высокого уровня.

Следовательно, исследование проблемы формирования музыкального вкуса у будущих профессиональных эстрадных исполнителей различных вокальных жанров в вузе при современном распространении массовой культуры выступает как актуальная проблема.

Степень изученности проблемы. В разные годы к рассматриваемому аспекту осмысления художественно-эстетических отношений и личностно-ценностных ориентаций обращаются специалисты, исследующие различные вопросы становления и развития творческой личности в контексте исторического

хода развития культуры (А. А. Аронов, А. Н. Арнольдов, Ю. В. Борев, В. В. Бычков, Ш. М. Герман, Б. Д. Греков, В. А. Гусаковская, В. М. Василенко, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. П. Каджан, Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский,

A. А. Конев, Н. И. Киященко, В. В. Кускова, А. Ф. Лосев, С. Х. Раппопорт,
Н. С. Розов, Б. А. Рыбаков, Р. Г. Скрынников, С. М. Соловьев, Л. Н. Стенина,
Н. И. Хлебников, Ф. Шлегель, Е. Г. Яковлев и др.); социологические аспекты
самореализации художника (С. А. Войтова, Г. Л. Головинский, Б. Г. Ионин,
Л. Н. Коган, В. М. Межуев, А. Моль, А. Н. Сохор, В. С. Цуккерман,
Е. Н. Шапинская и др.); вопросы психологии художественного творчества
(Л. А. Антонова, М. Г. Арановский, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, П. С. Гуревич,

B. Е. Кащаев, И. А. Корсакова, М. М. Муратов, Е. В. Назайкинский,
В. И. Петрушин, В. В. Селиванов, А. А. Фарбштейн, П. В. Флоренский,

B. А. Цуккерман, Ю. А. Цагарелли и др.); создавшие работы в области
музыкознания, раскрывающие сущность искусства как феномена культуры
(Т. В. Адорно, М. М. Бахтин, М. Ш. Бонфельд, Н. А. Брылева, А. С. Клюев,
И.А.Корсакова, А. А. Мазель, Б. С. Мейлах, В. В. Медушевский, Л. А. Рапацкая,
Е. В. Славина, В. Н. Суханцева, Ю. Н. Холопов, Г. М. Цыпин, А. Н. Якупов и др.);
музыкально-педагогические исследования, направленные на совершенствование
современной системы музыкального образования (Н. И. Ануфриева,
Л. Г. Арчажникова, А. С. Базиков, А. Г. Болгарский, М. Х. Балтабаев,

C. И. Бержинская, Е. Р. Ильина, О. А. Кривцун, Г. Г. Коломиец, Е. И. Максимов,
В. П. Матонис, Е. В. Николаева, С. Ю. Рыбин, Б. М. Целковников,
А. И. Щербакова, Н. Л. Яконюк и др.).

Перечню вопросов становления и развития профессионального мастерства
музыканта-исполнителя в контексте дидактических и психологических аспектов
посвящены исследования Е. А. Ануфриева, И. В. Арановской, Е. В. Булатовой,
Н. И. Голубовской, Л. Г. Лобовой, Е. П. Макуренковой, Г. В. Маяровской,
Е. А. Мелешкиной, Г. М. Цыпина, В. Ф. Щербакова и др.; специфика подготовки
исполнителя в области музыкального искусства эстрады раскрыта в работах
А. Б. Арутюновой, В. М. Гребельной, А. С. Зайцевой, И. О. Исаевой,

В. Г. Кузнецова, О. Я. Клиппа, В. Я. Калиш, О. Н. Лысаковой, Д. П. Панова, О. И. Поляковой, Л. В. Романовой, Е. Д. Уваровой, С. В. Шаповалова и др.

Проблема формирования вкуса рассматривалась с различных позиций в
диссертационных исследованиях: культурологического направления

(Н. А. Благодарова), эстетического (С. М. Борисова, Т. И. Домбровская,

Л. С. Зорилова, Е. М. Калачева, С. А. Наумов, С. М. Подъянова, Т. А. Суханова, Т. В. Чередниченко, Л. Г. Ясенева), исторического (О. А. Буракова); психолого-педагогического (А. Б. Арутюнова, И. В. Курышева, И. В. Сахнова и др.).

Некоторые особенности и этапность формирования музыкального вкуса у
будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального
образования прослеживается в ряде работ отечественных исследователей
(С. С. Басюк, В. Д. Конен, О. Я. Клипп, Д. О. Карамолдаева, В. Г. Кузнецов,
Е. Л. Рыбакова, Е. А. Савицкая, Ю. С. Саульский, И. В. Сахнова,

Т. В. Чередниченко, Ю. Н. Чугунов и др.).

Однако, несмотря на изучение различных аспектов выдвинутой проблемы, следует констатировать, что целостной, теоретически обоснованной модели формирования музыкального вкуса в профессиональной подготовке современного эстрадного вокалиста современными исследователями пока не предложено.

Объект исследования – профессиональная подготовка эстрадного вокалиста в современной системе высшего образования.

Предмет исследования – процесс формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего образования.

Цель исследования – выявить теоретико-методологические основы
формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе
высшего образования; создать и апробировать экспериментальную методику,
опирающуюся на авторскую модель формирования музыкального вкуса;
осуществить качественную и количественную оценку эффективности

разработанной методики в процессе профессиональной подготовки эстрадных вокалистов.

Задачи исследования:

- рассмотреть сущность и содержание понятия « музыкальный вкус»;

- выявить педагогические условия эффективного формирования
музыкального вкуса эстрадного вокалиста в профессиональном музыкальном
образовании;

- определить основные параметры и критерии уровней сформированного
музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов;

- разработать и апробировать авторскую экспериментальную методику
формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных певцов.

Гипотеза исследования: процесс формирования музыкального вкуса у эстрадных вокалистов в вузе будет успешным, если:

- музыкальный вкус эстрадного певца в образовательной среде вуза будет
выступать как личностное образование, проявляемое в процессе художественно-
ценностного анализа произведений вокальных жанров эстрадного музыкального
искусства;

- в процессе формирования музыкального вкуса студентов в системе высшего
профессионального музыкального образования будут выявлены педагогические
условия, направленные на личностное развитие и самореализацию личности
будущего эстрадного вокалиста;

- будет разработана и апробирована экспериментальная методика,
опирающаяся на модель формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных
певцов;

- в процессе реализации авторской модели формирования музыкального
вкуса эстрадных вокалистов в вузе будут учитываться как специально
предназначенные требования к подготовке выпускников, так и общие
педагогические установки, создающие оптимальные условия для их последующей
успешной социализации на рынке труда.

Методологическую базу исследования составляют философские концепции
зарубежных и отечественных мыслителей, раскрывающие сущность

художественно-эстетического начала в жизни и деятельности творческой личности (Аристотель, Платон, Сократ, труды Э. Брка, Ф. Вольтера,

Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Л. Н. Когана,

В. В. Миронова, Х. Ортеги-и-Гассета, К. Б. Соколова, У. Хогарта, Ф. В. Шеллинга и др.).

Теоретическую базу исследования составляют работы, освещающие:

- теоретические проблемы развития эстетически-ценностных ориентаций
личности (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Аронов, А. И. Арнольдов,
Н. М. Бердяев, Ю. М. Бромлей, А. В. Кирьякова, Г. Г. Коломиец,
Н. И. Кроневельд, Л. К. Лебедев, А. Н. Леонтьев, Ю. М. Лотман, В. М. Межуев,
Н. И. Непомнящая, Ю. У. Фохт-Бабушкин и др.);

- общие вопросы подготовки специалистов в системе высшего
профессионального образования (В. И. Андреев, С. И. Архангельский,
Б. Ц. Бадмаев, В. П. Беспалько, Н. М. Борытко, А. А. Вербицкий, В. Ф. Зеер,
И. А. Зимняя, А. Г. Казакова, Е. А. Климов, Б. Б. Косов, А. А. Крутецкий,
Н. В. Кузьмина, Н. А. Лызь, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, А. А. Мотков,
А. М. Новиков, З. А. Решетова, А. А. Реан, Н. К. Сергеев, В. А. Сластенин,
Т. В. Христидис, В. А. Якунин и др.);

- проблемы реформирования художественно-творческого образования в
России (Э. Б. Абдуллин, Г. З. Апресян, Ю. Е. Архангельский, И. М. Бадаян,

A. С. Базиков, В. М. Гребельная, Л. С. Зорилова, Л. С. Майковская, В. Г. Моз-гот,

B. Г. Ражников, Н. Н. Табаченко, Н. М. Сокольникова и др.);

- теоретические вопросы обучения современных музыкантов в системе
высшего профессионального образования (Е. А. Ануфриев, Н. И. Ануфриева,
Л. С. Афонченко, Е. А. Баженова, Е. В. Бакшаева, Ю. Н. Бычков, В. В. Ванслов,
В. В. Горлинский, Е. В. Гребенюк, Г. Б. Двойнина, Е. В. Зеленкова,
А. С. Казурова, И. С. Кобозева, О. П. Козьменко, В. П. Матонис, Е. В. Николаева,
И. Н. Немыкина, Л. В. Парунина, С. А. Протасова, Г. А. Праслова,
Н. А. Терентьева, И. А. Трифонова, Б. М. Целковников, А. И. Щербакова и др.);

- психолого-педагогические проблемы развития индивидуальности
музыканта-исполнителя (М. Г. Арановский, И. В. Арановская, О. А. Блох,
Т. С. Богданова, И. А. Богданов, Л. Б. Дмитриев, Н. И. Ильичва, Н. А. Калугина,

Л. И. Кобина, В. В. Коваленко, В. С. Корина, В. Н. Медведева, Г. Е. Найденышева,
Э. Г. Панаиотиди, Н. Ю. Перевышина, О. И. Полякова, Е. Р. Сизова,

В. А. Телепов, М. А. Чершинцева, Г. М. Цыпин, В. И. Юшманов и др.);

- психологические особенности музыкальной деятельности (В. Б. Беликова,
Л. Л. Бочкарев, Н. А. Беркман, И. А. Дергаева, Г. В. Иванченко, Э. Курт,
Р. Г. Кадыров, Д. К. Кирнарская, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский,
В. И. Петрушин, А. Г. Рубинштейн, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, А. В. Торопова,
Ю. А. Цагарелли, Г. М. Цыпин и др.);

- вопросы выявления сущности художественно-эстетического вкуса в
музыкально-исполнительском искусстве (Ю. А. Носорев, Г. П. Овсянкина,
Л. В. Парунина, Э. Р. Симонова, В. К. Скатерщиков, Т. Л. Стерхова и др.);

- задачи подготовки будущих эстрадных вокалистов к исполнительской
деятельности (Н. А. Адулов, К. З. Акопян, А. Б. Арутюнова, А. С. Зайцева,
О. В. Далецкий, В. Г. Кузнецов, О. Я. Клипп, Л. В. Львова, Э. Л. Рыбакова,
И. В. Сахнова, В. И. Юшманов, О. К. Ярославцева и др.).

Методы исследования:

- теоретические: отбор, анализ, изучение философской, культурологической,
психологической, педагогической, искусствоведческой, музыковедческой
литературы по исследуемой проблеме;

- выявление, анализ, обобщение отечественного и зарубежного опыта по
исследуемой проблематике;

- сопоставительный анализ, синтез конститутивных теорий, идей, концепций,
официальной нормативной документации;

- эмпирические: научное наблюдение, анализ результатов творческой
деятельности студентов, преподавателей, анкетирование, беседы, оценка
экспертная, эксперимент педагогический и др.;

- методы динамических рядов, табличного представления данных.
Этапы исследования.
Первый этап (2008–2009 гг.): сформулирована проблема научного

исследования, проведен анализ значительного по объему и глубине ретроспекции

перечня научной литературы, определен понятийно-категориальный аппарат исследования, проведены педагогическое наблюдение, беседы, интервьюирование абитуриентов, студентов и педагогов-музыкантов с целью определить начальный уровень сформированности музыкального вкуса, что послужило исходным материалом для разработки диагностического комплекта эксперимента. На первом этапе экспериментальной работы количество участников составило 374 человека.

В рамках второго этапа (2009–2011 гг.), ставшего основным, была
разработана и реализована модель, целью которой является формирование
музыкального вкуса эстрадного вокалиста. На основе эмпирических методов
были проведены констатирующий и формирующий компоненты

экспериментальной деятельности. В экспериментальной работе приняли участие 250 респондентов, в т. ч. 200 студентов 1–5 курсов очной формы обучения и 50 выпускников 2010–2012 годов. Общее количество участников эксперимента составило 624 человека.

В ходе третьего этапа исследования (2011–2013 гг.) решены задачи,
направленные на проверку надежности, достоверности, адекватности полученных
результатов, уточнены основания, послужившие для выработки критериев,
показателей уровня сформированности музыкального вкуса молодых эстрадных
певцов, обобщены результаты проведенного исследования, сделаны

соответствующие выводы и подведены итоги работы. Третий этап работы предоставил новые материалы, позволившие уточнить некоторые теоретические положения, в ходе его были апробированы методические рекомендации по профессиональной подготовке эстрадных вокалистов как итог пятилетней работы по обозначенной проблематике.

Научная новизна исследования:

- предложена уточненная формулировка понятия «музыкальный вкус» эстрадного вокалиста, который интерпретируется как двуединая динамическая форма музыкально-эстетического сознания, синтезирующая в себе эмоциональное и интеллектуальное начала, что определяет его способность как к постижению,

так и творческому преобразованию художественного образа в процессе создания яркой, оригинальной исполнительской, педагогической или исследовательской интерпретации музыкального сочинения, наполненной личностными смыслами и ценностями;

- определены когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-
поведенческий, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный
критерии, выявлены показатели выраженности каждого из критериев;

- доказано, что сущность музыкального вкуса эстрадного певца необходимо
раскрывать на основе целостного анализа его творческой деятельности;

- выявлена зависимость между высоким уровнем сформированности
музыкального вкуса эстрадного вокалиста и:

степенью его творческой активности;

аргументированным выбором различных форм профессиональной деятельности;

формированием исполнительского и педагогического репертуара;

созданием ярких, обладающих значительными художественными достоинствами авторских интерпретаций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в процессе проведенной работы были выявлены педагогические условия формирования музыкального вкуса будущих эстрадных вокалистов в вузах в контексте их профессионального и духовного становления, определены основные параметры, критерии и охарактеризованы уровни сформированного музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов, а также разработана и экспериментально апробирована методика формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных певцов, учитывающая как специально предназначенные требования к подготовке выпускников, так и общие психо лого-педагогические установки.

База исследования: Российский государственный социальный университет (РГСУ), Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Московский городской педагогический университет.

Основная экспериментальная база – Российский государственный
социальный университет – факультет искусств и социокультурной деятельности.
Экспериментальная работа по проверке эффективности использования авторской
теоретико-методической модели формирования вкуса эстрадного вокалиста в
образовательной среде вуза включала следующие модули: обозначение
целеполагания экспериментального этапа исследовательской деятельности,
формулировка адекватных эксперименту принципов формирования музыкального
вкуса, подбор диагностического материала и степени динамики изменения уровня
его сформированности вкуса в процессе изучения учебного эстрадного песенного
репертуара. Экспериментальная работа проводилась в единстве трех этапов,
последовательно реализованных как констатирующий, формирующий,

контрольный этапы эксперимента.

Практическая значимость исследования состоит в том, что опыт создания
педагогических условий для формирования музыкального вкуса эстрадных
вокалистов в системе профессионального музыкального образования,
позволяющий решить проблему совершенствования профессиональной

подготовки современного музыканта в области эстрадного искусства, может быть широко востребован в системе профессионального музыкального образования. Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательной практике вузов культуры и искусства, при разработке преподавателями учебных, учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, рабочих учебных программ, методических рекомендаций, НИМов, НОМов, а также в системе повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов различных образовательных учреждений в области культуры и искусства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Высокий уровень музыкального вкуса эстрадного вокалиста,

сформированный в процессе его профессиональной подготовки, является одним
из важных условий достижения успеха в дальнейшей профессиональной
(исполнительской, педагогической, культурно-просветительной,

исследовательской) деятельности.

2. Музыкальный вкус эстрадного вокалиста рассматривается в данном
исследовании как двуединая динамическая форма музыкально-эстетического
сознания, синтезирующая в себе эмоциональное и интеллектуальное начала, что
определяет способность к постижению, творческому преобразованию
художественного образа в процессе создания яркой, оригинальной
исполнительской, педагогической или исследовательской интерпретации
музыкального сочинения, наполненной личностными смыслами и ценностями.

3. Формирование высокого уровня музыкального вкуса эстрадного вокалиста
требует создания педагогических условий, способствующих образованию
художественно-эстетической среды, в которой осуществляется освоение
студентами совокупности духовных ценностей, в том числе в области эстрадных
стилей и жанров.

4. Формирование музыкального вкуса в созданной в образовательном
пространстве современного вуза художественно-эстетической среде - это
сложный, целенаправленный процесс профессионального и духовного
становления будущего эстрадного вокалиста, обретающего в нем:

представления о содержании художественных образов эстрадных вокальных произведений;

знания о многообразии стилей, жанров и направлений в музыкальном искусстве эстрады;

сформированные навыки активной исполнительской, педагогической, культурно-просветительной и исследовательской деятельности;

личностные смыслы и ценности, взгляды и убеждения, определяющие направленность их дальнейшего творческого пути.

Достоверность результатов исследования обеспечивается адекватными методологическими подходами к раскрытию темы исследования, использованием методов, соотносящихся с целями, задачами работы, а также с ее объектом и предметом; анализом зарубежных и отечественных научных источников; проверкой в экспериментальной работе.

Апробация работы и внедрение результатов осуществлялись:

в обсуждениях на заседаниях кафедры искусств и художественного творчества, социологии и философии культуры РГСУ;

в процессе проведения занятий по дисциплинам «Эстрадный вокал», «Методика преподавания эстрадного вокала», «Вокальный класс (эстрадный)», «Музыкально-исполнительский практикум» и др.;

в научных и учебно-методических публикациях, а также выступлениях автора исследования на конгрессах, научно-практических конференциях (международных, всероссийских, региональных, внутривузовских и др.):

Девятый (IX) Международный социальный конгресс «Страны БРИК в условиях глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации» (Москва,

2009);

- Десятый (X) Всероссийский социально-педагогический конгресс
«Социальная работа, социальное образование в контексте инновационного
развития России» (Москва, 2011);

- Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы
развития профессионального образования» (Москва, 2011);

Одиннадцатый (XI) Всероссийский социально-педагогический конгресс «Социальная работа, социальное образование в контексте инновационного развития России» (Москва, 2011);

Двенадцатый (XII) Всероссийский социально-педагогический конгресс «Стратегии инновационного развития России и социальная сплоченность» (Москва, 2012);

- Всероссийская неделя студенческой науки «Молодежь и социальная
модернизация России: инновационная миссия и творческая активность» (Москва,

2012);

- Тринадцатая (XIII) Международная научно-практическая конференция
«Наука и современность – 2012» (Новосибирск, 2012);

- годичные научные чтения ФИиСКД (2010, 2011, 2012, 2013) «Музыкально-
исполнительское искусство: история и современность» и др.

Структура диссертации. Диссертационное исследование содержит введение, 2 главы (6 параграфов), заключение, список литературы и приложения.

Музыкальный вкус как искусство личностно-творческой интерпретации произведений эстрадных вокальных жанров

Другие представители немецкой школы И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, Ф. Шиллер рассматривали категорию «вкус» как способность личности чувственно воспринимать прекрасное. Именно поэтому философы настаивали на необходимости воспитывать личность на совершенных образцах произведений искусства. По Гегелю эмоциональное, чувственное ощущение мира соотносилось с восприятием произведений искусства. Ф. Шиллер убедительно доказал, что в основе гармонично развитого индивида заложены представления о свободе и творчестве. Только вкус, по его мнению, вносит гармонию в духовную жизнь человека, раскрепощает его ум и чувства.

В конце в конце XIX - начале XX века Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин - представители отечественной эстетической мысли - определяли эстетику как науку о вкусе. С развитием общества сущность категории «эстетический вкус» не сужается, а расширяется, так как единых норм в определении ценностей художественной культуры, пригодных, не только для всех исторических периодов общества, но и для различных общественных групп не существует. Следовательно, «эстетическое» как категория, выступает духовно-нравственной составляющей личности, которая наполняет ее глубоким внутренним содержанием и проявляется во всем многообразии ее предпочтений.

Вкус тесно связан с взглядами, идеалами, потребностями, интересами личности. Однако следует подчеркнуть, что вкус не всегда идентичен им, так как обозначенные компоненты эстетического сознания главным образом побуждают личность к деятельности, а вкус, отражая мировоззрение, эстетические предпочтения личности, проявляется непосредственно в процессе восприятия и создания самих эстетических ценностей. Именно поэтому категории «красота», «прекрасное», как одни из важнейших элементов качества, представляют данный процесс с объективных и целостных позиций.

Многообразие подходов к определению предметной направленности категории «вкус» доказывают гипотезы, концепции, взгляды в различных областях научного знания. Так, например, авторы научных исследований в области философии, философии культуры, культурологии, социологии культуры Л.В. Антонова, Н.Л. Аринина, Ю. Б. Борев, В.М. Василенко, Е.В. Волкова, Л. А. Гусаковская, Т.И. Домбровская, В.Е. Катаев, Н.И. Киященко, И.А. Корсакова, Н.Л. Лейзеров, Е.Г. Яковлев рассматривают эстетический вкус как средство формирования всесторонне развитой личности.

В середине XX века Н.З. Короткое, в исследовании, посвященном специфике освоения и соотношения эстетической художественной действительности, например, определяет несколько модификаций направленности вкуса. Ученый справедливо утверждал, что вкус ориентирован «преимущественно на оценку практической значимости объекта, его художественного содержания, формы, особенностей стиля той или иной эпохи» » [100, с.22]. Высшим же уровнем сформированного вкуса исследователь выдвинул ориентацию личности на практически-предметное освоение художественной действительности в соответствии с идеалом красоты.

Следовательно, сформированный вкус личности - это ее способность адекватно воспринимать соотношения как между отдельными элементами формы и частями не только произведений искусства, но, главное, между произведениями искусства и жизнью людей в данную эпоху, в данной среде и при определенных условиях. Доказательством этому могут служить различные явления предметно-бытового, «вещного» мира, и, конечно, произведения различных видов искусства, представляющие категорию «красивое», «прекрасное», «истинное», «идеальное», созданных в различные эпохи. История знает тому немало примеров: «красивое», вчера, - через определенное время определяется обществом как «безобразное». Это позволяет сделать вывод не только об изменчивости сущности категории «вкус», но и о динамике ее развития.

Категория «вкус» - это система оценок личности и, естественно, как оценочное явление, вбирает в себя такие понятия как «отношение», а, следовательно, и «поведение», так как в данной категории своеобразно переплетены понятия, как общественное (социальное) и индивидуальное (личное), красивое и уродливое, причем как в жизни (быте), так и в различных видах художественно-творческой деятельности человека. На каждом историческом отрезке времени взаимодействие личности с внешним миром строится на своих оценочных системах, вкусовых предпочтениях и ориентациях.

При этом следует отметить, что вкус, как одна из важных частей оценочной системы, проявляется лишь в процессе взаимодействия с конкретными явлениями и выражает эмоционально-эстетическое отношение личности к жизни, искусству в целом. Данный процесс не исключает наличия разнообразия индивидуальных, личностных вкусовых оценок, суждений, мнений. При этом различия в оценочной системе, вкусовых предпочтениях личности всегда сопрягаются с ее возрастными особенностями, половой принадлежностью, индивидуальностью, личностно-социальным, художественно-эстетическим, творческим опытом каждого человека.

Формирование компонентов музыкального вкуса эстрадных вокалистов в образовательной среде вуза

Как показывает опыт, зачастую, эстрадные вокалисты, обладающие определенным уровнем вкуса, опираются, в основном, на самостоятельно приобретенные знания, которые фрагментарны и не систематизированы. Они спонтанно образуют связи музыки и текста песни, не ощущая при этом целостную структуру художественного образа, раскрывают его содержание неосознанно, вне имманентной логики развития. Для исполнителей, у которых музыкальный вкус находится на таком уровне сформированности, характерно определение ценности художественного содержания песни благодаря несистематизированным знаниям, которые они черпают от окружающих спонтанно. В процессе отбора песен в свой репертуар такие эстрадные певцы опираются на распространенное, общепринятое мнение оценки качества музыкального сочинения и вкусовые предпочтения невзыскательного слушательской аудитории.

В научной проблеме формирования вкуса личности эстрадного вокалиста существует устойчивое мнение, что навыки восприятия, оценки песни возникают в процессе самого исполнения и во многом основаны на подражании ведущим солистам, звездам эстрады и шоу-бизнеса. Однако следует подчеркнуть, что восприятию и ценностно-смысловой оценке музыкального произведения нельзя просто научить, потому что процесс формирования музыкально-вкусовых предпочтений личности эстрадника-вокалиста колеблется от поверхностного (потребительского) восприятия, порой далеко не лучших образцов, до высокохудожественного, сформированного высокого уровня музыкального вкуса.

Так, например, в процессе работы над бардовским репертуаром, студент должен знать, что истоки бардовской, «гитарной» песни в России восходят к 50-м годам XX века. Рожденная у костра, в туристических походах, песня переросла в поистине новое направление, которому свойственно философское начало и подлинная, глубокая сокровенная лирика, героика и неподдельный, тонкий юмор. С конца 60-х годов бардовская песня вошла в репертуар известных эстрадных певцов и актеров: А. Розенбаума, В. Высоцкого, В. Качана, Ю. Визбора, А. Дольского, Е. Камбуровой, Ю. Кима, А. Макаревича, Б. Гребенщикова, О. Медведева и др. В процессе определения с позиции ценностно-смысловых приоритетов первооснов бардовской песни, студент должен погружаться в эмоциональный настрой поэтического текста, что позволяет ему глубоко проникнуть в его смысловое содержание.

Сравнивая обыденный, неразвитый вкус исполнителя, рассчитанный на массового потребителя и сформированный, высокохудожественно-эстетический, музыкальный вкус студентов - будущих эстрадных исполнителей, можно отметить следующие различия: - в методах получения знаний в различных областях гуманитарного знания; - в объеме приобретенных из разных областей гуманитарного знания; - в степени развитости ценностно-смыслового восприятия исполнителем содержания поэтического и нотного текстов.

Сущность и необходимость формирования музыкального вкуса эстрадного певца невозможно понять без целостного анализа сущности его творческой, исполнительской деятельности, процесса прочтения и создания в каждом отдельно взятом произведении художественного образа. Многоплановость характеристик, созданного эстрадным певцом художественного образа песни, требует исследования каждого из этих компонентов музыкального вкуса, а также процесса возникновения его проявлений. Такое понимание данного процесса с позиций ценностного восприятия выступает теоретической основой в определении музыкального вкуса эстрадника-вокалиста, как научной категории и позволяет определить в ней наличие необходимых условий для успешного процесса его формирования. К ним относятся: - наличие сформированной в процессе анализа, сравнения, отбора репертуара способности логического мышления эстрадного вокалиста; соответствие мировоззрения, индивидуального стиля, манеры исполнения психологическим особенностям личности исполнителя; - развитые навыки художественно-ценностного обобщения средств музыкальной выразительности вокального эстрадного произведения и содержания поэтического текста; - взаимодействие интеллектуальной и эмоциональной сфер эстрадного певца исполнителя в процессе оценки художественного образа песни, ее содержания и др.

Специфика формирования ценностно-смысловых компонентов музыкального вкуса эстрадного вокалиста в вузе заключается, в первую очередь, в уровне духовно-мировоззренческой культуры студента, которая, как указывалось выше, проявляется в стремлении к истинному, прекрасному, совершенному, выступающие перед исполнителем -эстрадным вокалистом в субъективном, личностном ощущении. Поэтому система формирования ценностно-смысловых компонентов музыкального вкуса у студентов-эстрадников на основе целостного мировоззрения складывается из синтеза приобретенных знаний, убеждений, потребностей, способностей, которые позволяют студенту постичь ценностный смысл, в первую очередь, своей профессии.

Основные направления работы на констатирующем этапе эксперимента

Основной (формирующий) и заключительный (контрольный) разделы экспериментальной работы состояли из трех последовательных этапов, на каждом из которых осуществлялся последовательный процесс формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов. Мотивационно-целевой, содержательно-операциональный, результативно-оценочный этапы имели свой инструментарий и решали различные задачи под руководством художественно-образовательной и эстетически-оценочной работы преподавателя.

Проверка эффективности разработанной теоретико-методической модели формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов вызвала необходимость логически ступенчатого решения следующих задач, а именно: - разработать, апробировать, оценить разработанные методические материалы по формированию музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов; - выявить возможности формирования музыкального вкуса студентов -эстрадных вокалистов в ходе занятий, во внеаудиторной работы (концертной, культурно-просветительской) практики, при создании культурной среды вуза; - применить тождественный учебный инструментарий для обеспечения самореализации личности студента-музыканта, его художественно-эстетического «багажа». В основу разработанной модели положены следующие методологические положения: - концепция воспитания человека культурной среды (Е.В. Бондаревская); концепция личностно-ориентированного взаимодействия (В. А. Петровский, В.К. Калиненко); - концепция деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев); - концепция культурного развития личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин); - концепция эстетического воспитания (Б.Т. Лихачев и др.).

Целью реализации разработанной теоретико-методической модели являлось формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов средствами музыкального искусства в силу безусловного его воздействия на рациональную, эмоциональную и волевую сферы личности. Реализованная модель имеет целью передачу студентам знаний в области эстрадной музыки, позволяющих пробудить творчество, креативность студентов, действенно развить их художественно-эстетический вкус, помочь освоить эстетические и художественные ценности, заложенные в произведениях эстрадного вокального искусства, а также создать условия для будущей успешной социализации студентов на рынке труда.

В связи с этими к решению были выдвинуты следующие задачи: - подготовка адекватной теоретической базы для ориентации студентов в стилях и жанрах эстрадной музыки на основе выработанных и проверенных критериев освоения эстетической аутентичности; - развитие сферы эмоциональных и волевых моментов личности студентов; - развитие образного мышления, эстетического, художественного, суждения и музыкального вкуса; - развитие ценностно-смысловых действий в процессе отбора репертуара при формировании сольных концертных программ. В основе реализованной модели заложены следующие принципы: воспитание личности выпускника - эстрадного вокалиста в образовательной среде вуза, ориентированной на гуманистические целеполагания и общечеловеческие ценности; - приобщение студентов к лучшим образцам отечественного и зарубежного эстрадного искусства; поступательное, векторное развитие в ходе формирования художественно-эстетических вкусовых предпочтений в эстрадном музыкальном искусстве; - системно-компонентное освоение модели будущими эстрадными вокалистами профессиональных приемов в концертно-исполнительской деятельности.

Содержание модели в части формирования музыкального вкуса включает в себя в себя несколько разделов, которые отражали наиболее значимые профессиональные компетенции: «Специфика эстрадно-вокального исполнительства», «Постановка мюзиклов в России», «Ставим шоу-программу» и др.

Наряду с достаточно традиционными формами передачи знаний (лекции, практические занятия, семинары и др.), предусматривалась система творческих форм. В процессе реализации модели были использованы различные методы для системного воздействия на личность студентов-музыкантов.

Для приобщения к нравственно-эстетическим ценностям эстрадного музыкального искусства студенты слушали произведения различных стилей, направлений и жанров, участвовали в дискуссиях, круглых столах и пр. При этом учитывалось «погружение» студента в творчество композитора, музыкальный и поэтический тексты, глубина проникновения в авторский замысел, ценностное наполнение художественного образа и пр.

Дискуссии следующей проблематики: «Эстрадная музыка в жизни молодых людей», «Духовная нищета», «Нравственные ценности в современных эстрадном песенном репертуаре», «Песня на все временя», «Духовно-нравственная роль музыки, кино, телевидения», «Почему современным эстрадным исполнителям не хватает вкуса и содержательности» и др. преследовали цель раскрыть отношение к обсуждаемым вопросам, выявить жизненные установки студентов.

Обсуждение этих проблем предполагало проявление личной позиции преподавателя к обсуждаемой теме, с обязательным обозначением, как отличить высокохудожественное эстрадное произведение от низкопробного. Дидактические упражнения включали элементы творчески-креативных подходов при выполнении заданий, обсуждении интересных для молодежи тем, проблем, ценностей. Студенты выполняли творческие задания: эссе, доклады, презентации, творческие зарисовки и др. В творческих заданиях, наряду с обоснованием выбора, надо было убедительно и нестандартно с ценностно-смысловых позиций раскрыть содержание идеи, заложенной в музыкальных примерах. При этом они должны были с помощью педагога предложить решение поставленной проблемы. Проблемно-творческие задания, определенная последовательность и усложнение заданий влияют на результативность и эффективность усвоения и освоения учебного материала студентов-музыкантов. Так, например, при выполнении творческого задания, посвященного творчеству первого российского шансонье Александра Вертинского, обращалось внимание на самобытность того жанра, в котором работал А. Вертинский. Студентам предлагалось выявить своеобразие образов героев его печальных историй - «песенок».

При выполнении задания, посвященного творчеству Аллы Пугачевой, студенты должны были проанализировать исполнительские принципы вокальной школы певицы, ее манеру исполнения, проследить переход от эксцентричной манеры пения к лирической. Им предлагалось высказать свое мнение, почему долгие годы Аллу Пугачеву считали наиболее характерной певицей, по крайней мере, на протяжении двух-трех десятилетий российской эстрады.

Реализация и проверка эффективности методики формирования музыкального вкуса в профессиональной подготовке эстрадных вокалистов

В процессе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы были проверены достоверность и научная обоснованность гипотезы, отобраны педагогические формы, приемы, средства, необходимые для начала процесса формирования музыкального вкуса студентов-эстрадников, по ходу осуществлялась коррекция программы, получаемые факты анализировались, накапливался новый материал исследования.

Разработанная «на входе» как теоретическая, авторская методика формирования музыкального вкуса эстрадного вокалиста, прошла проверку в ходе в ходе экспериментальной части исследования, чистота эксперимента обеспечивалась адекватно отобранным «культурным» полем для исследования. Соответственно, эффективность предложенной модели и научно-методического обеспечения получила подтверждение в ходе итоговой диагностики.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что созданные педагогические условия, направленные на формирование музыкального вкуса будущих эстрадных вокалистов, выступают значимым результатом специально организованной учебной и внеучебной деятельности студентов.

В проведенном исследовании достигнута цель исследования и решен весь круг поставленных задач: - определены сущность и содержание понятия « музыкальный вкус»; выявлены теоретико-методологические основы формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего образования; - создана и апробирована экспериментальная методика, опирающаяся на авторскую модель формирования музыкального вкуса; - осуществлена качественная и количественная оценка эффективности разработанной методики в процессе профессиональной подготовки эстрадных вокалистов; -выявлены педагогические условия эффективного формирования музыкального вкуса эстрадного вокалиста в профессиональном музыкальном образовании; - определены основные параметры и критерии уровней сформированного музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов.

Подтверждена гипотеза и доказаны положения, выдвинутые на защиту, что позволяет сделать следующие выводы:

1. Достижение в процессе профессиональной подготовки эстрадного вокалиста высокого уровня музыкального вкуса является одним из основных условий успешной реализации в избранной сфере (исполнительской, педагогической, культурно-просветительской, исследовательской) профессиональной деятельности.

2. Музыкальный вкус эстрадного вокалиста являет собой двуединую динамическую форму музыкально-эстетического сознания, синтезирующую в себе эмоциональное и интеллектуальное начала. Целостность этого образования обусловливает как способность к постижению, так и творческому преобразованию художественного образа, что является основой создания яркой, оригинальной исполнительской, педагогической или исследовательской интерпретации музыкальных произведений, наполненной личностными смыслами и ценностями.

3. В качестве педагогических условий, способствующих формированию музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов, выступает необходимость создания художественно-эстетической среды, в которой осуществляется освоение студентами совокупности духовных ценностей общечеловеческой и профессиональной музыкальной культуры, в том числе в области музыкального искусства эстрады.

4. В созданной в образовательном пространстве современного вуза художественно-эстетической среде успешно осуществляется сложный, целенаправленный процесс профессионального и духовного становления будущего эстрадного вокалиста, который обретает в этом процессе личностные смыслы и ценности, взгляды и убеждения, определяющие направленность его творческого пути. На основе полученных в процессе профессиональной подготовки глубоких знаний о многообразии стилей, жанров и направлений в музыкальном искусстве эстрады, сформированных навыков активной исполнительской, педагогической, культурно-просветительской и исследовательской деятельности осуществляется проникновение в мир художественных образов изучаемых вокальных произведений, рождаются яркие, оригинальные интерпретации, а это реальный шаг в сторону повышения уровня слушательской аудитории.

5. Подготовленные в процессе проведения исследования методические материалы могут быть использованы при создании авторских программ, курсов, а также в работе педагогов-практиков, работающих не только в системе высшего, но и дополнительного образования.

Похожие диссертации на Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования