Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Понятие «меньшинство» в международном праве
1.1. Исторические аспекты международно-правовой классификации меньшинств 12
1.2. Международно-правовые источники, касающиеся защиты меньшинств
1.2.1. Международно-правовые акты универсального характера 18
1.2.2. Региональные международно-правовые акты 35
1.3. Проблема определения понятия «меньшинство» в международном праве
1.3.1. Классификация национальных, этнических, коренных, религиозных, языковых групп в международном праве 53
1.3.2. Статус коренных народов в международном праве 58
1.3.3. Международно-правовые подходы к определению термина «меньшинство» 66
ГЛАВА 2. Международно-правовые основы защиты меньшинств
2.1. Развитие концепции защиты меньшинств в международном праве
2.1.1. Правовые истоки возникновения концепции международной защиты меньшинств " 85
2.1.2. Развитие международно-правовой концепции защиты меньшинств в рамках Лиги Наций 89
2.1.3. Основы международно-правовой системы защиты меньшинств Организации Объединенных Наций 100
2.1.4. Эволюция региональной правовой системы защиты меньшинств в рамках ОБСЕ 104
2.2. Система защиты лиц, принадлежащих меньшинствам, в
международном праве
2.2.1. Основные права лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 112
2.2.2. Международно-правовые подходы защиты отдельных прав лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 119
2.2.3. Принцип недопущения дискриминации меньшинств и лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 140
2.3. Международно-правовая система защиты прав меньшинств коллективного характера. 154
ГЛАВА 3. Международно-правовые особенности защиты меньшинств в современных условиях
3.1. Режим защиты меньшинств в контексте прав человека в международном праве 167
3.2. Меньшинства и международно-правовой принцип самоопределения наций и народов 188
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 215
Список литературы
- Исторические аспекты международно-правовой классификации меньшинств
- Развитие концепции защиты меньшинств в международном праве
- Режим защиты меньшинств в контексте прав человека в международном праве
Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования
Проблема защиты меньшинств относится к числу актуальных проблем международного права, которая развивалась вместе со становлением самой системы международного права и продолжает влиять на ее формирование. «Защита этнических, религиозных и языковых групп является одной из старейших забот международного права»1. Международная защита меньшинств сыграла определяющую роль в становлении всей системы защиты прав человека в том виде, в котором она существует в современном международном праве. Особое значение проблема меньшинств приобрела в XX веке, и сохраняет его до настоящего времени.
Проблемы меньшинств возникают во многих государствах и обычно носят как внутригосударственный, так и межгосударственный характер - являясь большинством в одном государстве, национальная группа часто является меньшинством в ближайшем государстве. Внутри государства проблема меньшинств напрямую связана с вопросами защиты прав человека.
Несмотря на то, что большинство государств являются многоконфессиональными, полинациональными и многоязычными, далеко не все правительства государств соглашаются применять понятие «меньшинство» к своим гражданам. Политические кризисы и вооруженные конфликты возникают именно там, где права меньшинств оказываются ущемленными, например: отдельные меньшинства в бывшем СССР, католики Северной Ирландии, мусульмане Индии и Боснии, Курды Ирака, Ирана, Турции и Сирии, венгры Румынии, тамилы Шри Ланки, квебекцы Канады и др.
В качестве объекта диссертационного исследования автор исследует международно-правовое положение и статус меньшинств в международных отношениях государств.
1 Tornberry P. International Law and the Rights of Minorities.- Oxford, 1992. P.l.
і.
4 Предметом диссертационного исследования является круг вопросов,
касающихся властных отношений суверенных государств на современном этапе
в сфере международно-правовой-защиты меньшинств.
Основные цели и задачи диссертационного исследования.
Как показывает история международных отношений, неуважение к правам человека, и в том числе к правам меньшинств, ведет к подрыву внутригосударственной стабильности, отрицательно сказывается на отношениях между государствами, что ведет к угрозе международного мира и безопасности. Пункт «с» ст.55 Устава1 ООН устанавливает содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для- всех, без различия* расы, пола, языка И' религии». Кроме этого, правовой нормой* международного- сообщества* стало* признание того, что защита меньшинств является ответственностью^ того государства, на территории которого оно проживает. В этом контексте целью диссертационного исследования является изучение наиболее важных международно-правовых аспектов защиты меньшинств на современном этапе.
Достижение поставленной цели должно способствовать решению целого ряда международно-правовых вопросов межвластных отношений государств как в теоретическом, так и в практическом плане. В" этой связи* основными задачами диссертационногоисследования являются:
Теоретическое исследование основных международно-правовых подходов к определению термина «меньшинство» в современных межгосударственных отношениях.
Изучение международно-правовых основ защиты меньшинств на универсальном и региональном уровнях, включая анализ основных прав лиц, принадлежащих меньшинствам, и прав меньшинств коллективного характера.
Выявление международно-правовых особенностей защиты меньшинств в современных условиях, уделяя особенное внимание режиму защиты меньшинств в контексте прав человека и международно-правового принципа самоопределения наций и народов в международном праве.
5 Хронологические границы работы лежат в период с XVI века до наших
дней, уделяя внимание главным образом на рассмотрение вопросов
международно-правовой защиты меньшинств времен Лиги Наций, и особенно
Организации Объединенных Наций, а также ряда региональных международных
организаций.
Теоретическую и методологическую основу исследования составил общенаучный метод изучения закономерностей возникновения, становления и развития международно-правовых явлений, который сочетается с историческим, сравнительно-правовым, структурно-логическим и дедуктивным подходами, а также формально-юридический методом и методом системного анализа, которые используются в отечественной и зарубежной теории международного права.
Исследование проведено на основе изучения теоретических трудов в
области международного права отечественных ученых и исследователей, в
частности, таких как А.Х.Абашидзе, С.С.Алексеев, Ф.Р.Ананидзе,
Л.В.Андриченко, Ю.Г.Барсегов, М.М.Бирюков, П.Н.Бирюков, И.П.Блищенко,
Л.Ф.Болтенкова, В.Г.Буткевич, В.А.Василенко, Г.М.Вельяминов, А.Б.Венгеров,
В.Н.Дурденевский, Г.Е.Жвания, Г.П.Задорожный, С.В.Золотухин,
В.С.Иваненко, Г.В.Игнатенко, Л.А.Камаровский, А.Я.Капустин, Л.М.Карапетян, В.А.Карташкин, С.Ф.Кечекьян, Б.М.Клименко, Ф:И.Кожевников, А.А.Ковалев, А.Л.Колодкин, Ю.М.Колосов, В.В.Кочарян, Р.М.Кочкаров, С.Б.Крылов, В.А.Кряжков, В.И.Кузнецов, Г.И.Курдюков, В.И.Ленин, И.И.Лукашук, Ф.Ф.Мартенс, Л.А.Моджорян, А.А.Моисеев, Г.Л.Мурадов, Р.А.Мюллерсон, В.Н.Немечкин, В.С.Нерсесянц, С.М.Пунжин, Ю.М.Рыбаков, М.Д.Смыслов, С.В.Соколовский, И.В.Сталин, А.Н.Талалаев, О.И.Тиунов, А.Н.Трайнин, И.П.Трайнин, Р.А.Тузмухамедов, Г.И.Тункин, В.А.Ульяницкий, Е.Т.Усенко, Н.А.Ушаков, Д.И.Фельдман, Ю.Е.Фокин, С.В.Черниченко, С.Г.Шаумян, В.М.Шумилов, О.Н.Хлестов, М.Л.Энтин, Ю.М.Юмашев, С.С.Юрьев и др.
Использовались работы зарубежных авторов, например, таких как М.Акхерст,' А.Альтузий, Б.Батлер, Р.Л.Бач, В.Бауэр, Ж.Боден, Я.Броунли, Л.К.Бучейт, Т.Х.Бэглей, Б.Б.Гали, Э.Геллнер, П.С.Гербренди, Т.Гоббс,
Г.Гроций, П.Гуггенхейм, А.Дайси, Ж.Дешен, А.А.Джеймс, Ф.Джесап, Ю.Динстейн, П.Н.Дрост, Г.Еллинек, С.Иглтон, О.Каману, Ф.Капоторти, Д.Карреу, Л.Картоу, А.Касезе, Х.Кельзен, Ф.Киргис, Э.Клайн, Дж.Клейнбэл, О.Клинеберг, А.Коббан, В.Константинеско, П.Е.Корбетт, А.Кри стеску, Дж.Кунц, Т.Линдхольм, Д.Локк, Х.Лютерпатч, Дж.Т.Моррис, Л.П.Мэир, Л.Оппенгейм, Б.Л.Рассел, Э.Ремакль, Дж.Робинсон, П.Ройтер, Д.Е.Сандерс, С.Сенезе, К.Томушат, П.Торнберри, А.Фердросс, М.Форсит, Т.К.Хартли, Л.Хенкин, С.Хофман, А.Эйде, Ф.Эрмакора и др.
Так, например, А.Х.Абашидзе в монографии «Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву» комплексно исследует правовые проблем защиты меньшинств на национальном, региональном и универсальном уровнях, анализирует деятельность международных организаций в области защиты меньшинств, таких как ООН, ОБСЕ, Совет Европы и СНГ, выявляет тенденции нормотворчества государств в сфере защиты меньшинств.
Ю.Г.Барсегов в работе «Обязательная сила права народов на самоопределение и средства его обеспечения» рассматривает самоопределение народов, как императивную норму международного права, мирные средства обеспечения права народов на самоопределение и законность борьбы народа за самоопределение, заключает, что поддержка борьбы за самоопределение -международная обязанность, а не вмешательство во внутренние дела государства.
Специальный докладчик Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Комиссии по правам человека ООН Ф.Капоторти в своей монографии «Исследование по правам лиц, принадлежащих этническим, религиозным и лингвистическим меньшинствам», кроме исследования широкого круга проблем меньшинств, приводит распространенное авторское определение «меньшинства», как «группы, по численному составу уступающей остальной части населения и не занимающей господствующего положения, члены которой — граждане этого государства -обладают с этнической, религиозной или языковой точек зрения характеристиками, отличающимися от характеристик остальной части
7 населения, и проявляют, пусть даже косвенно, чувство солидарности в целях
сохранения своей культуры, своих традиций, религии или языка»
Существенным вкладом теоретической основы диссертации стала научная
работа В.В.Кочаряна «Международно-правовые проблемы защиты
национальных меньшинств», в которой исследуются такие вопросы, как
правовое определение национального меньшинства, право народов на
самоопределение, предотвращение дискриминации и защита национальных
меньшинств, проблема коллективных (групповых) прав меньшинств, а также
право национальных меньшинств на защиту от деятельности, угрожающей их
существованию (право на существование), право на выражение, сохранение и
развитие своей самобытности (право на самобытность), право на равноправие
(право на равноправие), право на участие в общественной жизни и
государственных делах, включая участие в принятии решений по вопросам,
касающихся их самих (право на участие)
С.В.Черниченко во втором томе своей работы «Теория международного
права» подробно останавливается на вопросах международной
правосубъектности народов, вооруженной борьбы за власть в государстве и
праве на самоопределение народов, меньшинств и коренных народов, включая
содержание принципа самоопределения.
Научная новизна диссертационного исследования обосновывается тем
фактом, что институт защиты меньшинств в международном праве продолжает
развиваться и требует постоянного к себе внимания исследователей. До
настоящего времени международное сообщество так и не выработало единой
концепции защиты меньшинств, что еще раз доказывает сложность и
актуальность проблемы поднятой в диссертации. Государствам трудно
согласовать разрозненные положения, установки и предложения, которые
имеются на сегодняшний день с целью выработки универсальных
международных стандартов и норм, касающихся практики государств во
взаимоотношениях с меньшинствами и международно-правовых способов
обеспечения этих прав.
8 После проведения подробного исследования проблематики диссертанту
удалось выработать определение понятия «меньшинство», с учетом основных
конфликтующих позиций по рассматриваемому вопросу и доказать свою точку
зрения. В частности рассмотрены проблемы классификации различных групп,
аспекты возможного изменения статуса меньшинства в сторону образования на
его основе народа, целесообразность применения определенных критериев и
характеристик меньшинств, соотношение правовых норм защиты меньшинств и
прав человека. Основные тезисы, отражающие новизну диссертации,
сформулированы в положениях, выносимых на защиту.
Диссертационные положения; выносимые на защиту:
1. Назрела необходимость принятия если не нормативного, то
доктринального определения понятия «меньшинство». Отсутствие в
международном праве определения понятия «меньшинство» объясняется
сложностью, связанной с многообразием различных аспектов существования
меньшинств: исторических, географических, компактного или разрозненного
проживания групп на территории государства, степени самоуправления и
возможной дискриминации и т.п. В этой связи существенными признаками
группы для квалификации ее как меньшинство являются: критерий
недоминирования; критерий компактного или, разрозненного проживания;
критерий наличия гражданства или постоянного проживания на территории
государства; критерий самобытности, включая национальные, религиозные,
языковые или культурные характеристики; критерий солидарности и общей
воли меньшинства.
2. Международным сообществом до настоящего времени не выработано
общепризнанной классификации меньшинств. Наиболее часто используется
подразделение меньшинств на национальные, этнические, религиозные,
культурные и лингвистические группы, которые в юридическом смысле
представляют собой явления равнозначные и ведут к образованию понятий
одного правового порядка.
Тенденция расширения понятия «меньшинство» прослеживается в региональных документах, например, в рамках европейского объединения или
Содружества Независимых Государств. В региональной практике понятие
«меньшинство» применяется в более широком значении, чем в практике ООН.
С международно-правовой точки зрения представляется целесообразным не множить конкретные виды меньшинств — национальные, религиозные, культурные, лингвистические и др., а, напротив, избрать такой подход, при котором под понятием «меньшинство» понимать известную категорию самобытных групп, имеющих объединяющие признаки, особенно, в сфере языка и культуры.
3. Меньшинство — это стабильное сообщество граждан одного
государства, находящееся в недоминирующем положении на территории
государства, члены которого обладают отличительными национальными,
религиозными, культурными или лингвистическими качествами, которые
выделяют их из остальной части населения государства; члены этого
сообщества обладают чувством солидарности друг с другом, стремятся
сохраниться как самобытная группа с целью достижения фактического и
юридического равенства, включая вопросы сохранения своей культуры,
традиций или языка.
Понятие «меньшинство» не ограничивается только международно-правовыми критериями. В некоторых ситуациях можно говорить об изменении статуса меньшинства и образовании на его основе народа.
4. Количественная характеристика «меньшинства» имеет значение только
в политическом процессе демократического государства, но не является
определяющей для определения этого понятия. Напротив критерии
недоминирования, а также обладания национальными, религиозными,
культурными или лингвистическими качествами; чувством солидарности;
коллективной воли с целью сохранения как группы и достижения фактического
и юридического равенства в обществе, являются важными для установления
статуса группы.
5. Права меньшинств в основном закреплены в рамках документов,
касающихся прав человека, которые являются всеобщими и должны
применяться в равной степени ко всем. Права меньшинств не содержат других
10 прав, которые бы не входили в категорию прав человека. Отделение прав
меньшинств от прав человека ведет к ситуации двойных стандартов, когда
международное сообщество неодинаково реагирует на факты единичного и
массового нарушения прав человека.
Принцип недопущения дискриминации является одним из наиболее важных для эффективной защиты меньшинств в контексте защиты прав человека.
Практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложены научно обоснованные определения и выводы, касающиеся международно-правовых аспектов защиты меньшинств. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки научных положений в других отраслях международного публичного права и внутригосударственного законодательства Российской Федерации.
Результаты диссертационного исследования могут быть полезны для разработки и укрепления внешнеполитических позиций России в пределах компетенции ее исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Материалы диссертации могут быть использованы для преподавания в вузах юридических, политологических и других государствоведческих дисциплин.
Апробация диссертационного исследования проведена автором в основном в рамках учебного процесса Дипломатической академии МИД России. Результаты диссертации отражены в публикациях автора по теме диссертационной работы: Становление института защиты прав меньшинств// Обозреватель №2(241).- М., 2010. (0,6 п.л.); Международно-правовые основы защиты меньшинств// Дипломатическая служба №1/210- М., 2010. (0,6 п.л.); К вопросу об определении понятия «меньшинство» // Мир и политика №2(41).-М., 2010. (0,6 п.л.); Международно-правовые критерии менышшств// Вестник РУДН.- М., 2010. (0,7 п.л.); Дехканов С.А. Защита меньшинств в международном праве-М., 2010. (10,0 п.л.)
Структура и содержание работы предопределены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, восьми разделов, объединенных в три главы, заключения и списка литературы.
Во введении диссертации обосновывается актуальность темы, формулируются цели и основные задачи работы, указываются объект, предмет и границы исследования, устанавливается его методологическая основа, обосновывается новизна, практическая и юридическая значимость результатов, приводятся сведения об апробации научных результатов.
В первой главе диссертации: «Понятие «меньшинство» в международном праве», исследуется понятие «меньшинство», исторические аспекты правовой классификации меньшинств, международно-правовые источники, касающиеся защиты меньшинств, включая акты универсального характера, региональные международно-правовые акты, изучается проблема определения понятия «меньшинство» в международном праве.
Во второй главе: «Международно-правовые основы защиты меньшинств», анализируются международно-правовые стороны защиты меньшинств, в том числе - аспекты развития концепции защиты меньшинств в международном праве, правовые истоки возникновения международной концепции защиты меньшинств в рамках Лиги Наций, Организации Объединенных Наций, в региональной международной организации - Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе; анализируется система защиты лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве, их основные права, международно-правовые подходы защиты отдельных прав лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве, действие принципа недопущения дискриминации меньшинств и лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве, а также международно-правовая система защиты прав меньшинств коллективного характера.
Третья глава: «Международно-правовые особенности защиты меньшинств в современных условиях», раскрывает современные особенности режима защиты меньшинств в контексте прав человека международном праве, а также международно-правового принципа самоопределения наций и народов применительно к меньшинствам.
В заключении работы излагаются основные выводы и рекомендации диссертационного исследования.
Исторические аспекты международно-правовой классификации меньшинств
Одна из главных целей Организации Объединенных Наций, закрепленная в п.З ст.1 ее Устава, заключается в «осуществлении международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии». Устав ООН исходит из прямой зависимости между поддержанием международного мира и безопасности и уважением к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии.
Устав ООН направлен на поддержание и укрепление международного мира и безопасности за счет укрепления дружественных отношений и сотрудничества между равноправными, независимыми государствами, уважающими права человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, и коллективные права самих меньшинств".
Как показывает история международных отношений, неуважение к правам человека, в том числе к правам меньшинств, ведет к подрыву внутригосударственной стабильности, отрицательно сказывается на отношениях между государствами, что ведет к угрозе международного мира и безопасности. Пункт «с» ст.55 Устава ООН устанавливает содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Идею взаимосвязи между защитой меньшинств и сохранением мира и безопасности находим и в других важных международно-правовых документах, например, в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, в итоговом документе Мадридской встречи 1983 года, в итоговом документе Венской встречи 1989 года, в Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 года, Заключительной декларации Венской встречи ОБСЕ 1993 года, в Лиссабонском документе 1996 года и др.
Об основополагающем для международного мира и безопасности значении человеческого достоинства, одинаково присущего всем людям, которое предполагает равные и неотъемлемые права, также говорится во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года и др.
Меньшинства проживают практически во всех государствах мира. Пределы компактного расселения лиц одной национальности, культуры, языка или религии, как правило, не совпадают с государственными границами и часто их пересекают. Меньшинства должны обладать возможностью свободно устанавливать и поддерживать дружественные контакты с национальными группами, находящимися в соседних государствах, развивать культурные и экономические связи, способствуя укреплению отношений между государствами.
Международное сообщество воспринимает для себя правовую норму, что защита меньшинств является ответственностью государства, на территории которого проживает меньшинство. Кроме этого, государства заинтересованы в благополучии меньшинств в соседних государствах, в особенности тех, с которыми их объединяет национальная, культурная, языковая или религиозная самобытность, или же общее культурное наследие, не распространяя свою юрисдикцию над населением, проживающим на территории другого государства.
Государства могут проявлять свою заинтересованность к меньшинствам за рубежом только с учетом;интересов государства их проживаниях уважением к принципам суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и нерушимости границ, дружественных и добрососедских отношений. Во избежания политической напряженности и насилия, трансграничные культурные связи не должны иметь политический подтекст, связанный с односторонней поддержкой национальной группы. Государства обязаны гарантировать, что их политика по отношению к меньшинствам за пределами своих государственных границ не способствует сепаратистским тенденциям и не подрывает устои государства, на территории которого проживает меньшинство.
Упомянутые аспекты демонстрируют лишь часть; многочисленных проблем, которые можно правомерно рассматривать в качестве оформившихся меньшинств, не касаясь критериев таких групп. По степени родственной близости и политико-правовыми? возможностями самоопределения, не говоря уже о возможностях своей государственности, национальные и/или этнические3 группы отличаются между собой. Качественное изменение: в правосознании групп в сторону политического самоопределения часто происходит исторически непредсказуемо, что еще больше затрудняет их классификацию. .
Не случайно даже в Конституции. Российской Федерации используется целый ряд терминов для обозначения различных групп граждан: народ, как население; народ, как этническая группа; многонациональный народ; коренной малочисленный народ; национальное меньшинство; малочисленная этническая общность и национальность.
Развитие концепции защиты меньшинств в международном праве
Рассматривая проблему международно-правовой защиты меньшинств необходимо проанализировать причины ее: возникновения: На протяжении веков?, отношение; государств к; проблемам; защиты, меньшинств; менялось. Изначально международная практика защиты? прав меньшинств была»; связана в; основном с: государствами; Европы; и характеризовалась религиозными; мотивами:
Л.Оппенгейм ;писал, что практика?заключения! договоров для обеспечения за меньшинствами определенных:правшолучила свое начало в,сфере-религии?4. Католическая церковь стремилась к-; своему верховенству надсветскошвластью в; целях; проведения? своей-; политики за- пределами? империи в\ отношении, нехристианских государства народов, создании;христианскойшмперии:
Церковь, создавала, духовно-рыцарские объединения» - ордена; которые; помогали; участникам крестовых походов? в покорении чужих территорий государств; на которых силой распространяли христианство. В отношении нехристианских- народов- установки католической церкви; становились политическими правилами,а!библейские тексты получали в судах силу закона..
Первые попытки защиты: меньшинств были? предприняты; В XVI веке. Международные договоры того времени закрепляли; право на свободу вероисповедания религиозных меньшинств. Так, например в Аугсбургском мирном договоре 1555 года, предусматривалась защита прав, религиозного меньшинства, или Олимпийский трактат 1660 года, который также:гарантировал населению Померании и Ливонии осуществление религиозных свобод и передачу этих территорий Польшей в пользу Швеции.
Одним из важнейших международных договоров; который предусматривал защиту религиозных меньшинств, был Вестфальский мирный договор 1648 года, он знаменовал собой окончание тридцатилетней войны между Германией, Францией и Швецией 1618-1648 годов .
Вестфальский мирный договор составили Оснабрюкский и Мюнстерский мирные соглашения, подписанные соответственно 15 мая и 24 октября 1648 года. Согласно договору Швеция и Франция выступали в качестве гарантов свободы и равноправия религиозных меньшинств в Германии. Политическим результатом Вестфальского мира стало закрепление режима, способствующего разобщенности немецких княжеств. Фактически задачи Вестфальского-договора преследовали политические цели отдельных государств, согласно которым предполагалось ослабить Германию путем ее расчленения, используя проблемы меньшинств в Германии, которые находились в неравноправном положении по сравнению с основным населением государства.
Вестфальский мирный договор фактически превратил Германскую империю в конфедерацию. Князья получили возможность устанавливать, дипломатические отношения» с другими государствами без оглядки на императора, проводить собственную политику, заключать международные договоры и вступать в политические союзы с другими государствами, при условии, что эти союзы не будут направлены против империи, т.е. фактически, были признаны субъектами международного права.
Именно документы Вестфальского мирного договора можно считать наиболее ранними историческими примерами применения международного права для урегулирования проблем, затрагивающих внутреннюю политику государства в области гражданских прав отдельных групп населения.
Вопрос о религиозных меньшинствах некоторых государств, начиная с XVII века, не раз ставился в международных отношениях. Так, статьи в отношении защиты католического меньшинства, в Оттоманской империи содержались в австро-турецком, польско-турецком и турецко-венецианского мирных договорах, подписанных на Карловицком конгрессе 1699 года.
Поражение Турции в войне с Россией, Польшей, Австрией и Венецией привело к заключению перемирия между Московским государством и Турцией. В тексте мирных договоров нашло отражение стремление европейских держав ослабить
Оттоманскую империю и подчинить ее своему влиянию, обязав Порту охранять свободу вероисповедания своих подданных.
Аналогично, Российско-Польские Конвенции 1767 и 1775 годов гарантировали права религиозных меньшинств в Польше. Права православной христианской церкви в Турции были гарантированы позднее статьями Кучук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года . По смыслу договора, нарушение прав религиозных меньшинств могло рассматриваться как нарушение условий мирного договора, и предоставляло России необходимый рычаг для влияния на Порту.
Режим защиты меньшинств в контексте прав человека в международном праве
Анализируя индивидуальные, а также коллективные права меньшинств возникает закономерный вопрос о соотношении установленных международно-правовых прав меньшинств с основными правами и свободами человека.
После окончания Второй мировой войны 1945 года защита прав человека стала предметом правомерного внимания со стороны международного сообщества. В результате был создан правовой режим, основанный на принципе защиты прав человека, включающий права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Идея взаимосвязи института прав человека и норм, посвященных защите меньшинств, подчеркивается в большинстве международно-правовых документов.
Так, в Документе Московского совещания по человеческому измерению СБСЕ 1991 года отмечено, что уважение прав и свобод человека является одной из основ международного правового порядка. Также в пар.З р.2 Документа Женевского Совещания экспертов СБСЕ по вопросам меньшинств 1991 года указывается, что «вопросы, касающиеся национальных меньшинств, а также соблюдение обязательств по международному праву и международных обязательств в отношении прав принадлежащих к ним лиц, являются вопросами, вызывающими законную международную озабоченность и, следовательно, не являются исключительно внутренним делом соответствующего государства»150.
Принадлежность лица к меньшинству является предметом его личного выбора. Никакие неблагоприятные последствия не могут возникать из осуществления такого выбора. Суверенитет государства подразумевает обязанность государства уважать и защищать права человека и основные свободы всех граждан, проживающих на его территории, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Уважение и защита прав меньшинств является главным образом ответственностью государства, на территории которого проживает меньшинство.
Государство может иметь намерения поддерживать лиц, принадлежащих к меньшинствам, проживающих на территории других государств, исходя из национальных, культурных, языковых, религиозных, исторических или каких-либо иных мотивов. Однако это не предполагает в рамках международного права осуществления юрисдикции над частью населения другого государства без его согласия. Тот факт, что государство рассматривает лицо за пределами собственных границ как относящееся к «родственному меньшинству», не оправдывает его односторонних действий по возможной защите этого лица.
Рассмотрение основных документов международного права дает возможность установить, что права меньшинств в основном закреплены в рамках защиты права человека,, которые являются всеобщими и должны применяться без дискриминации в равной степени ко всем. Государства обязаны гарантировать каждому гражданину в рамках собственной юрисдикции реализацию прав и свобод человека, включая защиту меньшинств, в частности: право на жизнь; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободное выражение своего мнения; право на равную защиту перед законом и на независимое и беспристрастное судопроизводство; право на образование; право на пользование своим имуществом; право на свободу перемещения и свободу выбора места жительства; право въезда на территорию государства, гражданином которого он является, и запрет быть высланным с территории, гражданином которой он является; право на тайну личной и семейной жизни, жилища и тайны корреспонденции; право на свободу от произвольного ареста, заключения, ссылки, обыска или задержания; право на свободу собрания и организации и другие права и свободы индивидов и народов; право на свободу мирных собраний и на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов и др.