Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран) Анез Джалал

Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран)
<
Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран) Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран) Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран) Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран) Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран) Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран) Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран) Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран) Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Анез Джалал. Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.10 : Москва, 2000 125 c. РГБ ОД, 61:01-12/81-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ

ПРАВЕ 6

1. Понятие, способы приобретения и основания утраты гражданства 6

.2 Проблема двойного гражданства в международном праве 29

3. Проблема безгражданства в международном праве 34

4. Проблема оптации в международном праве 41

ГЛАВА II ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В АРАБСКИХ СТРАНАХ 53

1. Исторический обзор института гражданства в арабских странах 53

2. Правовое регулирование института гражданства в арабских странах с республиканскими режимами 63

А. Сирийская Арабская Республика 63

Б. Арабская Республика Египет 68

3. ПРАВОВОЕ регулирование института гражданства в арабских странах с монархическими режимами 74

а. иорданское хашимитское королевство 74

б. королевство марокко 80

4. Правовое регулирование института гражданства в арабских странах: сравнительный анализ 86

ГЛАВА III ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСТВА И ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 99

1. Общая характеристика гражданства в современном международном праве 99

2. Защита прав граждан в международном праве 107

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113

БИБЛИОГРАФИЯ 118

Введение к работе

Институт гражданства относится преимущественно к области внутригосударственного права, но в современный период его международно-правовое значение возрастает. Это объясняется усложнением межгосударственных связей, сопровождающихся, в частности, усилением миграции, что в свою очередь, увеличивает вероятность споров между государствами, касающихся правового положения конкретных лиц или определенных групп населения.

Значение гражданства в международном праве не остается неизменным на протяжении истории. Оно зависит от уровня развития человеческого общества в конкретную эпоху, социально-экономического строя государств и других факторов1. Международное право по своей природе является межгосударственным и не регулирует непосредственно поведение отдельных лиц. Тем не менее, известное влияние на их положение оно оказывает. Это влияние проявляется прежде всего в том, что государство, действуя во исполнение своих международных обязательств либо реализуя свои права международного характера, наделяет индивидов, находящихся в его юрисдикции, определенными правами и обязанностями, предусмотренными в его внутренних актах. Только в таком смысле и можно говорить о статусе личности в международном праве.

Чаще всего межгосударственные права и обязанности, осуществление которых оказывает влияние на положение индивидов, связаны с их гражданством. Иными словами, индивид может, например, воспользоваться преимуществами, вытекающими из международного права через свое государство в качестве его гражданина. Поэтому правовой I I статус личности в международном праве должен охватывать в пер- і вую очередь вопросы гражданства.

Почти все крупные события в жизни народов так или иначе затрагивают проблемы, связанные с гражданством. Социальные революции, возникновение новых государств в результате национально-освободительной .борьбы, изменение государственных границ, расход государств имеют самое непосредственное отношение к гражданству. Кроме того, серьезные споры могут вызывать последствия противоречий (коллизии) законов, регулирующих приобретение и утрату гражданства в различных государствах. Очевидно, что изучение международно-правовых проблем гражданства представляет практический интерес.

В настоящее время термин "подданство" употребляется только в монархических государствах, в ряде монархии (например, Иордании, Марокко, Саудовской Аравии, Испании, Бельгии) термин "подданство" заменен в конституциях и законодательстве термином "гражданство".

Целью данной работы является исследование института гражданства в национальном и международном праве. Диссертация состоит из трех глав: (первая глава) институт гражданства в национальном и международном праве. В этой главе, рассматриваются понятие, способы и основные причины утраты гражданства. Мы определяем понятие граж данства с точки зрения разных ученых в разных государствах. В других параграфах из первой главы, изучаем вопросы гражданства в международном праве, как без гражданства, так и проблему двойного гражданства, и их влияние на общество, и как можно ликвидировать или хотя бы уменьшить эти проблемы. В последнем параграфе, мы подробно рассматриваем проблему права оптации в разных сборниках документов. (Вторая глава) институт гражданства в арабских странах. Во второй главе мы анализируем институт гражданства в арабских странах с республиканскими режимами (например, Сирия, Египет), а также с монархическими режимами (например, Саудовская Аравия, Марокко). Первый параграф рассматривает исторический обзор института гражданства в арабских странах, начиная со своего возникновения в VII веке арабо-мусульманское государство (халифат). В других параграфах, рассматриваем вопросы гражданства в высших 4-ех странах, (третья глава) общая характеристика гражданства и защита прав граждан в международном праве. Мы рассматриваем в сущности, характеристикой соотношения международного и внутригосударственного права в данной области. А что касается защиты прав граждан в международном праве , это объясняет, что государство защищает своих граждан не только внутри государства но и за границей.

class1 ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ

ПРАВЕ class1

Понятие, способы приобретения и основания утраты гражданства

Институт гражданства — политико-правовая категория. Институт гражданства и связанные с ним политико-правовые вопросы рассматриваются как в рамках юридических наук (теория и история государства и права, международное частное право, международное публичное право), так и в рамках истории и политологии1. В правовой науке при изучении любой категории принято, прежде всего, попытаться определить ее понятие. Такой подход имеет принципиальное значение, ибо неточность в дефинициях может привести к ошибочным политико-правовым выводам.

В теории государства и права под гражданством понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством. Институт гражданства — настолько важная правовая категория, что его называют одним из важных признаков определения государственности. А. И. Лепешкин считает, что "Гражданство определяет принадлежность лица к государству, определяет правовое положение лица не только внутри государства, но и вне его, в международном общении"1. Другой ученый, Черниченко СВ., отмечает, что "Правовая принадлежность лица к государству - юридическая форма экономиче-ской связи этого лица с обществом" . А в законе Р.Ф "О гражданстве" от 12 июля 1991 г. говорится, что "Гражданство есть устойчивая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и ува-жении достоинства, основных прав и свобод человека" . В законе Сирии от 5 апреля 1954 г. "О гражданстве" определяется, что "Гражданство — это правовая и политическая связь между гражданином и государством"4.

Каждый гражданин по отношению к своему государству имеет определенные права и несет соответствующие обязательства. Эти права и обязанности в основном определяются внутренним законодательством (Конституцией, законами о гражданстве и другими правовыми актами).

Гражданство, как правовая принадлежность к государству, определяет правовое положение лица не только во внутреннем, но и в международном праве. Например, граждане, находящиеся за границей, не освобождаются от выполнения своих обязанностей по отношению к своему государству, и в то же время пользуются его дипломатической защитой своих прав. В законодательстве некоторых государств существуют различные термины для обозначения принадлежности физических лиц к государству. В странах с республиканской формой правления обычно употребляется термин "гражданство", в странах с монархической формой правления все еще встречается термин "подданство". В американском, британском, а также в законодательстве некоторых других государств существует множество терминов1. Например, наряду с терминами "citizen" (гражданин) и "subject" (подданный) в англоамериканской теории и практике широко также распространен термин "national", который буквально может быть переведен, как "лицо, обладающее определенной национальной принадлежностью" (в юридическом смысле). Эта множественность терминов, означающих в настоящее время, по существу, одно и то же, порождена историей развития этих стран.

Исторический обзор института гражданства в арабских странах

Институт гражданства арабских государств развивался под влиянием мусульманского права, основным источником которого во всех мусульманских странах исторически являлся и во многих еще до сих пор является Коран, предписания и запреты которого образуют канонический закон-шариат. Начиная со своего возникновения в VII веке, ара-бо-мусульманское государство (халифат) идентифицировало себя с общностью приверженцев ислама, хотя население халифата, проживающее на завоеванных территориях, состояло не только из приверженцев ислама.

Ислам признавал три правовых статуса существования людей:

— правоверные мусульмане;

— покровительствуемые, к которым относились иудеи и христиане, то есть "люди книги", религия которых старше ислама;

— многобожники, которые должны были либо обращаться в ислам, либо истребляться1.

Каждый мусульманин, независимо от происхождения, расы и языка, на всей территории халифата на основе мусульманской идеи о брат-стве пользовался правами в полном объеме. Немусульмане объявлялись врагами мусульманской веры и исламского государства. Но христианам и иудеям, проживавшим на завоеванных мусульманами территориях, на договорной основе можно было приобрести статус "Амана". Этот статус можно было приобрести как на основе индивидуального, так и коллективного договора со всем населением завоеванной христианской территории. Договор гарантировал им защиту со стороны исламского государства, права собственности и свободу вероисповедания. Между правовым положением мусульман и «Аль-зимма» (которые по статусу Амана временно жили в мусульманском государстве) было огромное фактическое различие. Статус мусульманского "гражданства" (который в данном случае воспринимать как чисто условную категорию, обозначающую всех мусульман, проживающих на территории халифата и пользующихся правами члена этой общности в том объеме, в каком это было возможно в тех условиях) можно было приобрести только посредством:

1) принадлежности к исламу;

2) происхождения от мусульманского отца для детей, рожденных в законном браке;

3) происхождения от мусульманской матери для внебрачных детей;

4) поселения мусульманина на жительство в пределах мусульманских владений.

Халифат фактически распался на отдельные части, так и не сумев в дальнейшем восстановить свое былое могущество. В 945 г. западнои-ранская династия Бундов захватила Багдад, лишила Аббасидов политической власти, сохранив за ними только власть духовную. Окончательно халифат прекратил существование в середине XIII в., когда в 1258 г. его столицу (Багдад) покорили монгольские завоеватели.

Новое объединение арабских земель на основе ислама (Османская империя) произошло лишь после завоевания турками Египта и ряда других арабских земель в начале XVI века. С этих пор на протяжении нескольких столетий мусульманская концепция относительно населения оставалась неизменной. Немусульманские народы в Османской империи формально находились под ее защитой, но фактически они подвергались самому жестокому геноциду, направленному на их физическое уничтожение и заселение турками их земель. В 1868 году Османская империя первой из всех мусульманских государств приняла Закон о турецком подданстве, согласно которому уже не каждый мусульманин автоматически имел подданство империи.

Общая характеристика гражданства в современном международном праве

Общая характеристика роли и значения гражданства в современном международном праве является, в сущности, характеристикой соотношения международного и внутригосударственного права в данной области1. Для того, чтобы выяснить это соотношение, необходимо установить, что представляют собой дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства. В связи с этим наиболее правильным будет следующий ответ: это дела, которые не регулируются международным правом. Однако, толкование такого определения может быть различным. Статут Лиги Наций и Устав ООН по-разному относятся к данному вопросу. Пункт 8 ст. 15 Статута Лиги Наций установил следующее положение: "Если одна из сторон утверждает и если Совет признает, что спор касается вопроса, предоставляемого международным правом исключительно ведению внутренней юрисдикции этой стороны, то Совет констатирует это в докладе, не предлагая какого-либо решения вопроса". Пункт 7 ст.2 Устава ООН сформулирован так иначе: "Настоящий Устав ни в коей мере не дает ООН права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства".

В обоих случаях закрепляется принцип невмешательства во внутренние дела государства. Отсутствие точной границы между внутренними и международными делами объясняется ее подвижностью: в некоторых случаях государства могут добровольно сделать тот или иной вопрос предметом международного договора. Формулировка п.7 ст.2 Устава ООН удачна в том смысле, что ее можно применить и к вопросам, переставшим быть исключительно внутренними. Например, регулирование гражданства — вопрос внутренний, но в случае заключения между государствами договора в этой области он перестает быть исключительно внутренним делом соответствующего государства и приобретает международный характер в той мере, в какой этого хотят договаривающиеся стороны.

В действительности государство не получает от международного права суверенитет, и, следовательно, самостоятельность в определенной области. Поэтому, очевидно, не может быть нормы международного права, устанавливающей в общей форме право государства на решение по собственному усмотрению внутренних вопросов. Это право вытекает из суверенитета государства. Но в таком случае не может быть и нормы, предоставляющей государству право решать самостоятельно какой-либо конкретный внутренний вопрос, в частности, регулировать гражданство. Если же такая норма имеется в договоре (например, она содержится в ст. 1 Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве от 12 апреля 1930 г.), то она носит декларативный характер. Из этого не следует, что государства могут не считаться с тем, что гражданство — вопрос внутренний. Обязательный характер данного положения общепризнан. Но это не самостоятельная норма международного права, а следствие применения общепризнанных принципов международного права к вопросам гражданства.

Похожие диссертации на Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран)