Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана Мукри Сияваш Мухаммадвали

Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана
<
Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мукри Сияваш Мухаммадвали. Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Мукри Сияваш Мухаммадвали; [Место защиты: Тадж. гос. нац. ун-т].- Душанбе, 2009.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-23/170

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И

ЕГО ОСОБЕННОСТИ 15-58

1. Понятие и содержания политического процесса 15-3 8

2. Идейные предпосылки и социальное движение кавказских просветителей 39-46

3. Роль кавказских просветителей и революционеров в становление движения конституционалистов и их воздействие на современный политический процесс Ирана 47-58

ГЛАВА II. МЕСТО И РОЛЬ КОРЕННЫХ ИРАНЦЕВ КАВКАЗА В СТАНОВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КОНСТИТУТЦИОНАЛИСТОВ 59-131

1. Критический подход к анализу взглядов активных участников движения конституционалистов и их роль в развитие политического процесса 59-91

2. Влияние газет и других средствах просветительства в развитие политических отношений Ирана 92-95

3. Влияние кавказских просветителей на творчество современных исследователей Ирана 96-130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131-1139

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 140-152

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Диссертационная работа «Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана» написана на актуальную и мало разработанную тему. Актуальность и необходимость разработки этой темы обусловлены новыми политическими реалиями в условиях современного Ирана. Исламская Республика Иран в качественно новый этап своего развития как никогда нуждается в развитии своего государства с опорой на исторический теоретический и практический опыт своих предков в вопросах политического процесса.

На новом историческом этапе проблема развития политического процесса, определения ее содержания и формы, ее моральных основ и идейных принципов проявилась в качестве одной из важнейших проблем современного Ирана. В таких условиях история поставила перед ИРИ два выбора пути: первый путь - это полное отрицание западной практики развития политического развития, а второй путь - возвращение к методам политического управления своих предков при решении современных проблем. Однако наилучшим путём для ИРИ является тот, при котором, опираясь на практический опыт, на моральные основы и высокие гуманистические идеи .исторической практики государственного строительства, можно было бы одновременно рационально использовать лучшие достижения мирового сообщества в области государственного управления. Такой подход к вопросу управления политических процессов, с одной стороны, обеспечивает историческую преемственность и, с другой стороны, гармоничность с современным обществом. Такая постановка вопроса о политическом процессе на современном этапе показывает актуальность и практическую значимость изучения проблемы влияния политической мысли на развитие современного Ирана. Именно поэтому

4 изучение данной проблемы становится научной задачей, а также политической и практической необходимостью. Так, если к исторической практике государственности предков обращаться как к одному из источников современной политической мысли, практическое использование этого опыта невозможно без его глубокого изучения и осмысления. Основной причиной выбора данной темы является её первостепенное практическое значение.

История государственности иранцев олицетворяет в себе тесное взаимодействие теории и1 практики государственного управления. На конкретных исторических этапах передовая мысль в области государственности служила стимулом формирования соответствующих моделей государства, а в других этапах, передовая государственная практика становилась стимулом выработки соответствующих теорий в области политики и государственного управления.

Размышление о совершенной и идеальной модели политической власти и справедливом обществе, в котором достигаются социальная справедливость и экономическое благополучие, является темой, которая на протяжении всей истории прйвлакла внимание персидских мыслителей.

Главную особенность реалистических взглядов составляют рациональные взгляды авторов на конкретное общество, критическое и реалистическое описание существующих структур своего общества, раскрытие его недостатков, и, наконец, предложение конкретных путей решения трудностей или в отдельных случаях, предложения концепции создания нового и лучшего общества.

Однако, эта проблема включает в себе различные аспекты, охват которых в рамках отдельной кандидатской диссертации не представляется возможным. По этому, рамки данной диссертации строго ограничены: с точки зрения содержания она охватывает историю реалистических (рациональных) мыслей и идей, а с точки зрения хронологии охватывает рациональные мысли во второй половине XIX и начале XX в.в. и делает их предметом специального изучения.

Степень разработанности проблемы. Особенности влияния учения кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана всегда привлела внимание исследователей. Несмотря на то, что проблема учения кавказских мыслителей и политический процесс современного Ирана изучен достаточно слабо, однако в целом эта тема находит свое отражение в различных научно-исследовательских трудах. Кроме того, определённая часть сохранившейся литературы подготовлена и издана современными исследователями, а другая часть хранится в виде рукописей. По этому, в процессе изучения данной темы не ощущалась острой нехватки литературы.

Одним из характерных особенностей истории политической и общественной мысли иранского народа заключается в том, что проблемы философского, политического и социального характера часто отражаются в традиционных литературных (художественных) формах, и литературное (художественное), произведение считалось одним из основных средств развития социальной и политической мысли. Наличие высокой политической мысли и социальных взглядов в художественном наследии и др. показывает, что без охвата этих источников, исследование этой темы становится невозможным. Например, место «Шахнаме» Фирдоуси в истории персоязычных народов всегда было больше чем художественное произведение, и оно считалось как величайший политический трактат и историей древней государственности иранских народов.1

Имеющуюся литературу можно разделить на две основные группы: источники, т.е. сохранившиеся наследие кавказских мыслителей и деятелей, и научно-исследовательская литература о влияние учения кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана.

Среди источников, которые отражают политические, и социальные мысли данного периода использованы труды Асадабади Дж., Малкамхон, Ахунзода Мирзо Фатхали, Павлович М., Толибов А., Хиёбони М., и другие.

См.: Додхудоева, Л. Тимуриды: тенденции политического, социального и экономического развития.-Душанбе,2003.-С.108 '

Особенно следует отметить значение научно-исторических произведений, которые отражают позиции ряда общественно-политических деятелей XIX начала XX в. относительно политического процесса и послужили важным пособием для усовершенствования данной диссертационной работы.1

Одной из важнейших особенностей литературы этого периода заключается в том, что авторы в интеллектуальном наследии предков ищут ответы на современные вопросы политического процесса, пытаются найти необходимую основу для более точного определения персидской идентичности и развития его современной политической жизни.

Научная общественность Ирана подвергла исследованию политическую и социальную мысль предков персидского народа на протяжении всей ее истории, т.е. с доавестийского периода до сегодняшнего дня, и создала широкую научно-исследовательскую литературу по этой теме.

Из этой литературы, изучение и использование трудов Худжатуллаха Асира, Таки Азада Урмаки, Хотами Кадири, Мухаммада Джавада Сахиба, Бертрана Бадеъ, Муртаза Мутахарри, Сайд Джавада Табатабаи, Мехргана Хушанга, Хакдара Алиасгара, Джалалуддина Аштиёни, Илаха Кулаи Табаристани2 и других оказали существенную помощь в деле пополнения и завершения данной диссертационной работы.

'См.: Ахундзодаи Мирзо Фат^алп. Алифбои чадвд ва мактубот ба кушиши Хамиди Мухаммадзода. -Боку, 1963; Он же. Критике Нусхаи хаттии шумораи 2776, китобхонаи мадрасаи сигоцсолор, - Техрон; Мирзомалкамхон. Накл ба ихтисор аз фарханги Муин "Ч.Ц. (Асоми ва Эълом); Толибов А. Масоликул, мухеишш. -Техрон: Шабгир; Он же. Китоби Ахмад. -Техрон; Шабгир; Он же. Масоили хает. -Техрон: Шабгйр; Озарии Али Киёмшайх Мух,аммади Хиёбонй. -Техрон: Сафиалишох; Ризозодаи Маликрахим. Чакидаи инкилоб Хайдархон Амогулй. -Техрон, Дунё, 1352;

2См.: Асил, X. Ормоншахр дар андешаи ирони,- Тегеран, 1371; Урмаки, Т.О. Андешаи ичтимоии мутафаккирони мусалмон. - Тегеран: Суруш, 1376 х.ш.; Кодири, X. Андешахои сиёси дар ислом ва Ирон.-Тегеран: Самт, 1380 х.ш.; Он же: Андешаи сиёсии Газоли. Тегеран: Дафтари мутолиоти сиёси ва байналмилали, 1370 х.ш.; Бадеъ, Б. Ду давлат: кудрат ва чомеа дар Рарб ва сарзаминхон исломй: -Техрон: Маркази бозшиносии ислом ва Ирон. -Техрон 1380 х.ш.; Мутаххари, М. Хадамоти мутакобили ислом ва Ирон. - Душанбе: Ройзании фархангии Ирон дар Точикистон, 1999; Он же: Нахзатхои исломии садсолаи охир.- Техрон: Садро, 1370х.ш.; Таботабои, С. Даромаде фалсафи бар таърихи андешаи сиёси дар Ирон.-Техрон: Кавир, 1374х.ш.; Хушанг, М. Чахонбинии кухани Ирон бар пояи сурудхои Готхо.- Табриз, 1351х.ш.; Хакдор, А. Кудрати сиёси дар андешаи ирони: аз Фороби то Нойни. - Техрон: Кавир, 1382 х.ш.; Оштиёни, Ч. Зардушт, Маздоясно ва хукумат.- Техрон, ІЗбЗх.ш.; Кулони Табаристони, И. Сиёсат ва хукумат дар Осиёи Маркази. - Техрон: Самт, 1376.

Кроме того, был использован целый ряд материалов средств массовой информации и различные документы, раскрывающие многие аспекты деятельности кавказских мыслителей в исследуемом периоде.

Научно-исследовательская литература. Всю научно-

исследовательскую литературу по этой теме можно разделить на три группы: труды иранских ученых, посвященные влиянию учения кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана или другим проблемам политической жизни Ирана, которые так или иначе помогли нам исследовать различные аспекты данной проблемы.

Из трудов, посвященных влиянию учения кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана следует назвать работы Одамият Ф., Маликзода, Мутаххари М., Табатабои, и других.1

1. Во вторую группу использованной литературы мы включили исследования зарубежных . авторов. Особенно следует отметить труды советских и российских авторов, посвященные современной политической жизни Ирана, особенностям его политического развития 70-80 гг., Исламской революции 1979 г. и её движущим силам, роли духовенства в ней, характеру революции, её особенностям и многим другим вопросам. В частности диссертант использовал много полезного из трудов таких авторов, как М.С. Иванов, А.З. Арабаджян, С.А.Агаев, А.Б. Резников, М.Алиев, Л.Е. Скляров, Кузнецова Н.А., Кулагина Л.М., В.И., Махкамова СТ., Юртаев, и других.

См.: Одамият Фариддун. Андешахои Мирзо Фат^алй Охунзода. -Техрон: Хоразмй, 1349; Он же. Андепщои Толибов Табрези. -Тех,рон: Дамованд, 1363; Маликзода М. Таърихи машрутияти Ирон ва фалсафаи паіідоиши машрутияти Ирон. - Техрон; Мута^харй, М. Хадамоти мутакрбилаи ислом ва Ирон.-Душанбе: Ройзании фар^ангии ТЩИ дар Точ,икистон; Табатабои М. Саидджамолиддин Асадабади ва

бидории машрикзамин. -Техрон, 1993. .

2 См.: Иванов М.С. Новейшая история Ирана. —M.: Мысль, 1965; Арабаджян А.З. Особенности экономического развития Ирана в 60-70-е годы// 22-25; Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. -М.: Наука, 1983; Резников А.Б. Падение шахского режима. -M.: Наука, 1983; Алиев СМ. Нефть и общественно-политическое развитие Ирана в XX в.-М.: Наука, 1985; Скляров Л.Е. Политические организации антишахских сил // Иранская революция 1978-1979. Причины и уроки. -M.: Наука, 1989. -С.42-45; Юртаев В.И. Участие студенчества в общественном движении в 60-70-е годы // Иранская революция 1978-1979. Причины и уроки. -M.: Наука, 1989. -С.46-57; Кузнецова Н.А., Кулагина Л.М. Изучение в СССР экономики и культуры Ирана в новое и новейшее время // Краткие сообщения Института народов Азии, №73. -М., 1963. -С.213- 218; Махкамова С.Г. Участие закавказских революционеров в иранской революции 1905-1911гг. // Первая русская революция и пробуждение народов Азии. Мат. конф. Душанбе, 2008. -С. 143-146.

Третью группу научных работ, в которых затрагиваются проблемы влияние учение кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана, составляют научные работы, выполненные в Иране.1

Отдавая должное научным достоинствам всего указанного различной литературы, следует отметить, что в ней ещё недостаточно исследованы все вопросы, связанные с данной проблемой. Взгляды кавказских мыслителей и их влияние на развитие политического процесса современного Ирана не стали предметом специальных исследований. Однако при изучении исторических, политических и социально-культурных процессов различных периодов истории на это обращалось особое внимание.

Несмотря на то, что в научных трудах ученных мы не встречались с отдельными работами по теме данной диссертации, однако нужно отметить, что история и особенности развития политических и социальных учений персидского народа подвергнуты исследованию.

Рассматривая всю доступную литературу, относительно степени изученности темы диссертации можно прийти к такому выводу, что проблема социально-политической мысли иранского народа была предметом внимания и изучение многочисленных исследователей, и в этом направлении создано довольно обширная научно-исследовательская литература. Однако, большая часть имеющейся литературы, во-первых, имеет разбросанный характер и не учитывает неразрывную линию постепенного исторического усовершенствования данной мысли, и во-вторых, в ней преобладают

1. См.: Торнхи бедории ирониён ^.Ij-TexpoH: Огох; Павлович М. Се макола дар бораи инк.илоби машрута. -Ирон. Тарчумаи М. Хушёр, Техрон: Амири кабир, 1357; Лугатномаи Деххудо// Али Акбари Деххудо; К,азвини Мухаммад Изболи Оштиёнй, -Иброхим Пурдовуд Ч.І Дунёи китоб; Касравии Ахмад Торихи 18 -солаи Озарбойчон. -Техрон: Амири Кабир; Касравии Ахмад Фарханг аст ё найранг. -Техрон: Бохамоди озодагон; Хидояти Содик. Мозёр, -Техрон:човидон; Олиахмад ^алол Хидоят Буфкур //Илм ва зиндагй,. // шумораи аввали деймохй; Нотил Холлери Парвиз. Марги Содик. Хидоят // Ягмо, соли чорум шумораи саввум Хурдод; Асил, X. Ормоншахр дар андешахои иронй.- Техрон; Сохибй, М. Андешаи ислохй дар нахзати исломй.- К,ум: Дафтари таблиготи исломй; Спектр, С. К,удрат ва хокимият дар таърихи андешаи Рарб. - Техрон: Таботабой, С.Ч\ Даромаде фалсафй бар таърихи андешаи сиёсй дар Ирон.- Техрон: Кавир; Таботабой, С. Сайид Ч[амолиддини Асадободй ва бедории Машрикзамин.- Техрон: Мутаххарй, М. Нахзати исломии садсолаи ахир. - Техрон: Рафеъ, X Таърихи улум ва фалсафаи эрон: аз чомосни хаким то хакими Сазаворй. - Техрон; З^усайнй, С. X. Китобшиносии андешаи сиёсй. - Техрон: Муассисаи интишороти Вазорати умури хоричаи ЩШ; Табаристонй, И.К. Сиёсат ва хукумат дар Осиёи Марказй. - Техрон: Самт; Хушанг, М. ^ахонбинии кухани Ирон бар пояи сурудахои Готхо. -Табрез;

9 идеологические принципы, связанные с особенностями исторической обстановки каждого периода. Проблемам изучения политической мысли предков персидских народов с точки зрения её практического и политического использования в современных условиях не предавалось соответствующее значение.

Таким образом, несмотря на то, что многие аспекты политического процесса в современном Иране изучены достаточно широко, взгляды кавказских мыслителей на сущность, особенности и атрибуты политического процесса, как института политического управления общества по настоящее время не стали предметом отдельного научного исследования.

Объектом исследования являются политические мысли иранского народа, ее развитие и их влияние на политическое сознание людей, их место и роль в развитии общественно-политических отношений.

Цель и задачи исследования. Исходя из степени разработанности данной проблемы', в работе в качестве главной цели рассматривается глубокое исследование проблемы влияния учения кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана. В соответствии с общей целью исследования, автором поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность политических процессов, показать специфику политических процессов в условиях и особенностях Исламской Республики Иран;

выделить и обобщить основные теоретические факторы развития политического процесса в политической мысли и уяснить методологические подходы к данной проблеме;-

выявить и проанализировать взаимосвязь общемировой динамики и тиранского политического процесса;

определить основные ориентиры преобразовательной стратегии в современном Иране на базе осмысления общетеоретических представлений об особенностях иранского политического процесса;

10 определить взгляды кавказских мыслителей на развитие политического процесса современного Ирана;

- показать, что в условиях современного развития Ирана политические
учения его предков могут служить важным источником формирования
национального самосознания и усовершенствования современного
национального государства.

Научная новизна диссертации определяется поставленными задачами и состоит в следующем:

- в диссертации впервые показывается влияние комплексного,
сопоставительного анализа кавказских мыслителей на политический процесс
современного Ирана;

развития политической мысли персидских народов рассматривается как неразрывная линия и показывается её эволюционное и постепенное развитие до реалистического уровня;

в диссертации исследуемая проблема изучается с использованием методов политической науки, и особое внимание придаётся отражению отношения персидских мыслителей к власти, как к институту политического управления;

исследование проводится в новых исторических и политических условиях, т.е. в период развития Ирана как теократическое государственное образование, и к политическим мыслям предков относится как к одному из источников современной идентичности и национального самосознания, что повышает практическое значение диссертации;

в условиях особого политического развития Ирана, политические учения предков относительно государственного управления и власти рассматриваются как один из источников усовершенствования современного национального государства, и ставиться вопрос о практическом применении мыслей и традиций предков в современном политическом процессе.

На защиту выносятся следующие положения, вытекающие из поставленной цели и решения задач исследования:

  1. Диссертант, исследуя влияние Кавказа в целом, в том числе влияние учений кавказских просветителей на общественно- политическую жизнь Ирана, показывает, что в начале XX века в Иране зародилось движение конституционалистов и произошла конституционная революция, оставившая заметный след в последующем политическом процессе Ирана.

  2. Происходившие преобразования не были только результатом влияния фактора роли и места личности, они были, в первую очередь результатом влияния социальной среды и общественного - политического положения. Поскольку личности, игравшие заметную роль в пробуждение общественного сознания и в политическом процессе сами были выходцами этой социальной среды. Именно по этой причине они оставили заметный след в жизни общества и страны.

  1. Когда обращаемся к учению отдельной личности, рассматриваем эту личность как выходца из этой социальной среды, имевшие в свою очередь влияние. Эти деятели действительно были воспитаны этой социальной средой. Впоследствие их учение произвели заметные изменения в общественном сознании, политической и социальной жизни общества, подготовили почву для слома политической системы страны. Бесспорно, эта политическая система оказалась также под влиянием других явлений и событий политического характера, военных поражений и кабальных соглашений и договоров. Все это, в конечном счете, подготовило почву для серьезного кризиса, усугубившаяся произволом и беззаконием правящих кругов. С другой стороны учение свободомыслящих деятелей породило у народа стремление к пониманию своих политических и гражданских прав и свобод.

  1. Результатом этих взглядов и учений, их поддержка среди масс населения было широкое движение за проведение конституционных реформ, приведших Иран в начале XX века к революции конституционалистов.

5. Настоящим исследованием впервые предпринята попытка наряду с
влиянием явлений и событий, происходивщих в Европе на политическую
жизнь Ирана, показать роль.учений и взглядов кавказских просветителей на
иранскую интеленгенцию и общественное сознание. Как нам

представляется по сравнению с учениями западных мыслителей, на политическую жизнь Ирана в большей степени оказало влияние учения Востока, в первую очередь кавказских мыслителей.

Уделяется особое внимание взглядам и учениям тех иранцев, которые в течение долгого времени проживали на Кавказе, подверглись влиянию социальной и политической обстановки царившей на Кавказе и возвратившихся в Иран и внесших достойной вклад в дело осуществления преобразований в'жизни иранского общества. Другая группа состояла из просветителей, выходцев из кавказских народов, взгляды которых также оказали воздействие на сознание и умы иранской интеллигенции и иранского общества в целом.

Теоретико-методологическая и источниковедческая база диссертации. Теоретической и методологической основой исследования послужили учения о политических отношениях. При написании диссертации автор опирался на общенаучные и специальные методы сбора, анализа и обобщения эмпирического материала, на принципы структурно-функционального и исторического анализа. Автор опирается на исследования ведущих политологов, философов, социологов и др. известных представителей как отечественной, так и зарубежной науки.

Постановка и анализ в диссертации ряда новых теоретических проблем и разработка методологии их исследования открывают дополнительные возможности для изучения проблемы власти в истории политической мысли. Настоящее исследование позволяет сформировать единую методику оценки тех объективных условий, при которых развивались политические мысли в частности об их влиянии на политическую жизнь. При анализе проблемы исследования важным

13 источником явились труды мыслителей и ученых того времени, и работы крупных исследователей современной науки.

Теоретическое значение и практическая ценность диссертации.

Теоретический и практический материал, научные выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут стать основой для правильного понимания сущности, особенностей и формы выражения политических мыслей, особенно об их влиянии на развитие политического процесса современного Ирана.

Результаты исследования могут быть использованы в работе органов государственной власти, а также при разработке и реализации концепций усовершенствования государственности, развитии национального самосознания. Полученные результаты могут применяться в процессе преподавания курсов Истории политической мысли и других политологических предметов в ведущих учебных заведениях Исламской Республики Иран. Выводы диссертации могут быть также использованы в процессе воспитательной работы по формированию и развитию патриотической и политической культуры населения.

Апробация работы. Диссертационные исследования выполнена на кафедре политологии Таджикского государственного национального университета. Основные положения диссертационной работы отражены в 11 публикациях автора, докладывались на научных конференциях.

Основные положения диссертации отражались в сообщениях на республиканских научных конференциях: «Место Таджикистана в мировой политике» (Душанбе, 2005), «Таджикистан: политические проблемы и перспективы их развития» (Душанбе, 2006) и т.д.

Автором используются полученные результаты исследования во время занятий со студентами, на лекционных и практических занятиях.

Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры политологии Таджикского государственного национального университета.

14 Структуры исследования определена главной целью и основными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

class1 СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И

ЕГО ОСОБЕННОСТИ class1

Понятие и содержания политического процесса

Социально-политические преобразования, произошедшие в последние два века в Иране, были следствием влияния различных факторов. Политика угнетения, тираническое правление шахов, гнет господствующих классов с одной стороны, приобщение к достижениям культуры и цивилизации, развитие рациональных наук, зарождение и развитие демократических традиций, стремление трудящихся масс к свободе с другой стороны были двумя полюсами противоположностей, приведшие Иран к революции конституционалистов начала XX века. Несмотря на то что, движение конституционалистов имела короткую жизнь, оно оказало огромное влияние на весь ход последующей общественно- политической жизни Ирана.

Демократические традиции в Иране имеют давнюю историю, они известны больше как движение за свободу, за достижение социальной справедливости, за конституционные идеи и нормы.

В Сасанидский период, в V веке возникло движение Маздака, главным содержанием которой было установление равноправия и справедливости в общественной жизни. Фирдоуси в своей «Шахнаме» воспевая близость учения Маздака и шаха Кубада, утверждал, что Маздак призывал голодный люд «ступайте и ищите припрятанные запасы пшеницы, если нужно выкупите за золото». В ответ шах Кубад возражает:

Если ты властитель, тиран и душегуб То нет надобности держать в закромах зерно. После распространения ислама, история Ирана знает много примеров борьбы за свободу и независимость, которые порой приобретали характер народных движений. Восстание Абумуслима Хорасани, последующие за этим восстанием движения Муканны, Бобака Хуррамдина, Синбада Муга свидетельствовали о неустанной борьбе народов Ирана за свободу и независимость. Несмотря на то что, предводители этих движений становились жертвой интриг правящих кругов, народные движения ещё долго имели поддержку масс населения.

Так было в период правления халифа Мехди, когда среди населения Гургана началось движение «сурхджомагон» («одетых в красные плащенинах»), участники которой занимались распространением учений Маздака и Мони, призывали народ к прежним религиозным устоям, за свободу и независимость, борьбу против династии Аббасидов, узурпировавших власть в халифате.

В истории Ирана часто можно найти примеры нежелания народных масс мирится с тираническим правлением шахских династий и правящих кругов. Так было и в новое время, в период правления Фатхали-шаха, его неудачных войн против России, приведших к поражению и заключению двух позорных договоров с Россией - Гулистанским и Туркманчайским соглашениям.

Одной из причин неудач Ирана было установление неограниченной личной власти Фатхали-шаха, который при принятии важнейших государственных решений руководствовался своим личным мнением, не советовался ни с кем, что привело к краху государственной политики.

Великой трагедией Ирана было то, что шах не был в курсе происходящих в мире событий, особенно не был знаком с международной обстановкой, с политикой ведущих стран мира, его неинфармированность наносило огромный вред интересам государства. Более того, его амбиции не позволяли шаху приложить усилия для осознания сложного международного положения Ирана

В своей внешней политике, особенно в отношениях с великими державами того времени — Россией, Великобританией, Францией и Турцией всегда допускал серьезные промахи, переоценивал свой статус, ставил себя выше всех других правителей стран мира, при принятии важнейших внешнеполитических решений также руководствовался своими личными амбициями. К большому сожалению Фатхали - шах до конца своего правления не понимал сущность своих ошибок, приведших к изоляции Ирана в международных вопросах.

Серьезные расчеты и ошибки в государственном управлении Ирана были допущены с начала правления династии Каджаров. Именно поэтому этот период истории страны занимает важное место во всей истории Ирана.

Многие склонны считать, что велика роль прозападно настроенных представителей иранской интеллигенции, как Назира Мирза и Салеха Ширази, положившие начало изданию первой иранской газеты под названием «Ахбори Мирзосолех», сыгравшая большую роль в пробуждении общественного сознания народов Ирана. По этому поводу иранский исследователь Исмаил Раин отмечал: Первым результатом неустанной деятельности Мирзосалеха и первой персидской газеты было зарождение духа свободомыслия в Иране. Эту газету нужно рассматривать как важнейшую основу развития основ новой культуры и цивилизации в Иране. Несомненно, в борьбе против тирании и движения народа за свободу и конституцию, Мирзасалех Ширази занимает особое место. Об этом свидетельствует его путевые заметки и его отношение к социальной среде того времени.

Мирзасалех Ширази и его последователи, будучи свидетелями отсталости и нищеты народа, яростно выступали против тирании и своевластия правящих кругов, совместно с другими деятелями поднимали свой голос за свободу, доводили до людей новые для них понятия - власть народа, парламентское правление, социальная безопасность, власть закона, о которых никто до этого не говорил в Иране.

Ряд других иранских и зарубежных исследователей обращают внимание на роль Мирза Малком-хана в распространении новых революционных идей в Иране. О значении деятельности Мирза Малком-хана ещё в годы движения конституционалистов, выражающая их идеи газета «Сури Исрофил» писала: «Все, кто знакомились с новыми идеями, знали, что ещё со времен основателя ислама никто так ясно и открыто, не писал на персидском языке».1

Мирза Малком-хан, более известный как Низам-уд-даула стал видным государственным деятелем периода правления династии Каджаров, в течение последующих 50 лет возглавлял передовое течение движения за свободу и обновление Ирана. Он выступал за власть закона, за раздел трех ветвей власти и создание Национального собрания, создания новой политической системы в Иране.

Роль кавказских просветителей и революционеров в становление движения конституционалистов и их воздействие на современный политический процесс Ирана

Среди множества исторических событий, произошедших в истории Ирана, революция конституционалистов занимает особое место. Это историческое явление по праву можно считать поворотным моментом в истории иранского народа. Благодаря революции конституционалистов иранский народ положил конец средневековой тирании, гнету и мракобесию. Движущей силой революции были широкие слои населения, в ходе которой неимущественные слои вели борьбу против внутренней и международной реакции. В силу отсутствия организующей политической силы широкое движение народных масс не смогло сломить государственную машину шахской власти.

Предательство части лидеров революции конституционалистов, совпадение интересов ведущих капиталистических стран, когда против иранской революции объединили свои усилия две противостоящие друг другу страны - Великобритания и Россия, способствовали поражению революции конституционалистов.

В период революции социал-демократическая партия Ирана выступила с обращением к иранскому народу, в котором говорилось, что после удачных выступлений народных масс, либеральные круги в Иране пали в состояние духовного обнищания, и поэтому социал-демократы Ирана возглавили оборону Тебриза и готовили свои силы для выступления на Тегеран.

В тот период под знаменами социал-демократов были объединены лучшие патриоты и славные борцы за свободу Ирана, перед которыми стояла задача низвержения реакционной власти, освобождение Ирана от иностранного господства. Иностранные государства хотели использовать в своих интересах геополитическое положение Ирана. Иран начала XX века в военном, политическом и экономическом отношении представлял огромный интерес для западных стран".

На севере Иран имел 2 тыс. км границы с Россией, дороги, ведущие на Восток через Афганистан связывали Иран с Индией и Китаем, на северо-западе граничил с Турцией, на западе с Ираком, Персидский залив связывал Иран с арабскими странами." На международной арене шла острая борьба за установление господства в Персидском заливе, в начале XX века в шло острое соперничество между Великобританией и Германией за этот район.

Географическое положение Ирана имело важное значение, исходя из этого происходящие события в Иране не могли не оказывать влияние на население Афганистана, Индии и даже Китая.

Движение конституционалистов и революция 1905-1911 годов в Иране не были случайными явлениями, они возникли и совершились на почве, появившихся намного ранее предпосылок. .Вначале появились экономические предпосылки — зарождение и внедрение в экономической жизни страны новых буржуазных производственных отношений, которые поставили необходимость слома старой, средневековой феодальной политико-экономической системы. Этот процесс также проходил в Турции, Индии и Китае, который свидетельствовал о переходе стран Востока на новый уровень общественного развития.

Ещё в конце XIX века шах Ирана Насреддин-шах в целях личного обогащения и укрепления материального положения предоставил ряд концессий иностранным компаниям. Монопольное право приобретения, производства и сбыта табачных изделий было предоставлено одной из английских компаний.

В Лондоне была образована Табачная компания Ирана, которая должна была контролировать всю деятельность по продаже табака внутри Ирана, которая впоследствии стала известна как компания Режье. Своим соглашением шахская власть ставила в неравное положение многих иранских крестьян, которые жили за счет выращивания и продажи табака. Они были вынуждены продать английской фирме по очень низким ценам выращенный табак. Это происходило в условиях, когда эта же компания выкупила право монопольной продажи табачных изделий в Турции в очень выгодной для турецких производителей табака. Иранцы были возмущены таким невыгодным и грабительским соглашением. Недовольство иранских крестьян постепенно приобретало массовый характер.

Шахская власть была сильно обеспокоена недовольством крестьян и была вынуждена отменить концессию табака английской фирмы. Иранцы рассматривали это невыгодное соглашение как признак подчинения страны интересам иностранных стран.

В некоторых районах Ирана массовые выступления крестьян приобретали характер вооруженных выступлений, которые жестоко подавлялись шахской полицией и армией. В ответ на жестокость властей иранцы объявили бойкот английским табачным изделиям, они отказывали употреблять английский табак. В результате в 1891 году на Лондонской бирже акции компании подешевели на 50%, компания понесла колоссальные убытки. Все это вынудило шахский режим отменить концессию табака в пользу англичан, выплатив компенсацию в размере 500 тыс. манат.

Отмена шахом концессии табака была встречена как победа иранских крестьян. Это вдохновляло иранский народ, который убедился в том, что объединившихся можно выступить против произвола властей и изменить ситуацию.

Критический подход к анализу взглядов активных участников движения конституционалистов и их роль в развитие политического процесса

Особенностью политической жизни Ирана в начале XIX века было господство абсолютной и неограниченной власти шаха. Недальновидная внешняя политика шахской власти, особенно при Фатхали-шахе и Насриддин-шахе привели к тому, что Иран потерял свои позиции на Кавказе, Средней Азии и юго-восточных границ страны. Многие эти регионы попали под влияние Российской империи.

Следует отметить, что главная причина неудач Ирана на международной арене заключалась не только в просчёте властей страны, а носила в первую очередь экономический характер. Главной причиной была экономическая отсталость и слабость иранского государства, особенно отсутствие промышленного производства. Отличие Ирана от развитых стран Европы заключалось в том, что в стране практически отсутствовал класс собственников, имевших сильные позиции на Западе.

В Иране все-ещё господствовали феодальные формы собственности, в том числе на землю. Шах передавал права распоряжения над крупными земельными наделами отдельным личностям, они должны были проявить заботу по орошению и содержанию этих земель. По мере надобности, особенно когда казна государства нуждалась в крупных денежных средствах, шах выставлял на продажу государственные земли. В результате в Иране постепенно начал формироваться класс крупных собственников земли. Со второй половины XIX века формировавшийся класс национальный буржуазии и духовенства начали приобретать, как частную собственность крупные земельные наделы.

Одновременно происходило развитие торговли. Торговые сделки заключались в основном по продаже продукции сельского хозяйства -хлопок, рис, сухофрукты и т.д.

В социальной структуре иранского общество также происходили преобразования, заметно возрастала доля крупных собственников, одновременно снижалась доля мелких собственников.

Главной причиной роста доли крупных собственников были изменения в экономических отношениях в стране. В условиях, когда сбор налогов имел натуральный характер, позиция мелких собственников была устойчивым. Переход в денежную форму сбора налогов ударил в первую очередь по позициям мелких собственников, что привело к банкротству этой категории собственников.

С другой стороны укреплению позиций крупных собственников способствовало то обстоятельство, что они в условиях кризиса экономических отношений, в сговоре с государственными чиновниками освобождались от уплаты государственных налогов.

Такая же ситуация существовала в деревне, с каждым годом все больше крестьян разорялись. Это происходило в условиях, когда в деревне происходил процесс усиления позиций крупных земельных собственников. Таким же образом вплоть до начала революции конституционалистов иранское крестьянство находилось в очень тяжелом экономическом положении.

Другой особенностью экономических отношений было предоставление огромных льгот некоторым зарубежным компаниям и иностранным предпринимателям. В конце правления Насриддин-шаха государство предоставило иностранным компаниям льготы по строительству железнодорожной линии Бушехр-Гелан, Тегеран-Рай, Сарахс-Джулфо, исключительное право закупки у населения табака получила одна из английских компаний, которая, выплатив иранскому государству ежегодно 15000 лиров, 1А :части доходов от реализации табака, закупало сырье у населения по очень низким ценам. Для сравнения, в соседней Турции другая английская компания выкупила у государства право, на закупку табака выплатив ежегодно 700 тысяч лиров и 1/5 части доходов от продажи.

Таможенные льготы были представлены, троим бельгийским предпринимателям во главе с мсье Нууд. Государство, получив незначительные финансовые средства от бельгийцев отдало им сбор всех таможенных пошлин по всему Ирану. Несмотря на то, что бельгийцам удалось организовать в Иране таможенную службу европейского образца, их деятельность нанесла огромный вред экономике Ирана.

Русский промышленник Лионозов получил монопольное право на организацию рыболовства не только в иранских берегах Каспийского моря, но и таюке на внутренних реках Ирана, как, например, на реке Атрак. Русские купцы также получили льготы на строительство линий телеграфа, использовании природных недр и лесов на севере Ирана.

Из всех льгот представленных иностранным компаниям, монополизация покупки у населения табака-сырья и продажи в Иране табачных изделий, представленных бельгийцам, больше всех ударило по экономическому положению значительной части крестьян страны. Иранские крестьяне были вынуждены отдать за бесценок выращенный урожай табака и приобрести по высоким ценам табачные изделия, что не отвечало их интересам.

Другая проблема, оказывающая непосредственное влияние на положение населения было получение иранским правительством у зарубежных стран кредитов. Первый иностранный кредит Иран получил у королевского банка Великобритании в размере 500 тыс. английских лир во времена правления Насриддин-шаха. Затем в 1318 году при правлении Музафариддин-шаха Россия предоставила Ирану кредит в размере 22,5 млн. рублей. Взамен правительство Ирана передало право сбора таможенных пошлин на севере российским предпринимателям. Впоследствии российское правительство предоставило Ирану новый кредит в размере 10 млн. рублей.

Похожие диссертации на Влияние учений кавказских мыслителей на политический процесс современного Ирана