Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации Епифанова Татьяна Владимировна

Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации
<
Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Епифанова Татьяна Владимировна. Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации : диссертация ... кандидата юридических наук : 23.00.02.- Ростов-на-Дону, 2006.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-12/1535

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) 11

1. Понятие государственно-конфессиональных отношений 11

2. Основные концептуально-правовые модели государственно-конфессиональных отношений . 26

Глава 2. ПРАВОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОСТСОВЕТСКОЙ России 61

1. Основные этапы формирования государственно-конфессиональных отношений в России 61

2. Государственная политика в области обеспечения свободы совести: правовые ориентиры 79

3. Юридический мониторинг российского конфессионального законодательства. 100

Заключение 120

Литература 131

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Последние десятилетия в России отмечены существенной динамикой государственно-конфессиональных отношений. Религиозные объединения органично вовлечены в общественную жизнь, активно и плодотворно занимаясь социальной, благотворительной, культурно-просветительской, образовательной, издательской, хозяйственной и иной деятельностью, происходит восстановление религиозных институтов как системных социальных образований.

В этих условиях все активнее ведется дискуссия о том, на каких принципах будут строиться государственно-конфессиональные отношения в условиях религиозного плюрализма: с доминированием традиционных конфессиональных ценностей или в пределах требований светского государства.

В настоящий момент есть все основания полагать, что в Российской Федерации созданы необходимые правовые условия для реализации гражданами свободы вероисповедания, хотя проблемные ситуации, связанные с обеспечением свободы совести, возникающие в ходе межконфессионального общения, многократно возросли.

Следует подчеркнуть, что государственная политика в сфере отношений с религиозными объединениями строится на признанных Российской Федерацией принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и Конституции Российской Федерации и находит свое выражение в системе федеральных законов, других нормативных правовых актов Российской Федерации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, однако для осуществления своих целей религиозным объединениям необходимы определенные гарантии, обеспечивающие гражданам возможность свободно удовлетворять религиозные интересы и потребности и полноценно участвовать в гражданской жизни.

Это означает, что разработка и осуществление государственной программы конфессионального диалога в России должны основываться на равноправии всех конфессий и объединений верующих, гарантировать невмешательство властных структур, политических партий и движений во внутренние дела религиозных объединений, не нарушающих законодательства в области свободы совести, что актуализирует проблему светскости российской государственности.'

В интересах консолидации российского общества и недопущения эскалации конфессиональных конфликтов необходима комплексная система политико-правовых мер по преодолению религиозной напряженности, которая возникает в силу использования различных моделей государственно-конфессиональных отношений в сфере законодательного обеспечения свободы совести.

Степень научной разработанности проблемы. Государственно-конфессиональная политика в ее российском варианте неоднократно становилась объектом исследовательского внимания философов, религиоведов, культурологов, историков, политологов, юристов, обсуждавших ее различные измерения в соответствующем предметном контексте.

Анализу института свободы совести посвящены работы И.А. Куници-на, А.С. Ловинюкова, Н.А. Трофимчука, СБ. Филатова и др.

Национально-культурные и политико-правовые факторы современной религиозной ситуации представлены в трудах Л.С. Васильева, М.Е. Добрус-кина, А.И. Клибанова, Н.А. Кривовой, И.В. Кудряшова, Д.В. Поспеловского, П.И. Пучкова, Р.Г. Скрынникова, В.А. Федорова, А.С. Хорошева и др.

Основные тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации нашли свое отражение в работах С.А. Бурьянова, Г.М. Вельяминова, Н.В. Володиной, К.Г. Каневского, Р.А. Лопаткина, С.А. Мозгового, И.В. Понкина и др.

Соотношение религии и политики методологически проработано А.Г. Дугиным, СИ. Самыгиным, М. Мчедловым, А. Тихомировым и др.

Критическая оценка влияния новых религиозных течений деструктивного и экстремистского характера дана в исследованиях Т.А. Бажан, Е.Г. Ба-лагушкина, В.Ю. Верещагина, Н.В. Кривельской и др. в рамках правового регулирования деятельности их субъектов и мировоззренческой угрозы.

Заслуживают внимания также работы, в которых уделено внимание государственно-правовым аспектам взаимоотношений государства и религиозных объединений, выполненные С.А. Авакьяном, Л.И. Григорьевым, Б.С. Эб-зеевым и др.

Вместе с тем политика государства в области конфессиональных отношений по-прежнему недостаточно концептуально разработана и методологически обоснована. До сих пор не выработано приемлемого определения понятия «государственно-конфессиональные отношения», отсутствуют их отечественные концептуально-правовые модели, не сформулированы приоритеты государственно-правовой политики в области свободы совести.

Объектом диссертационного исследования выступают государственно-конфессиональные отношения в единстве их национально-культурных, политических и правовых измерений, а предметом исследования являются институционально-правовые формы регулирования отношений в области свободы совести.

Целью настоящего диссертационного исследования является институционально-правовая характеристика процессов субъектизации российских государственно-конфессиональных отношений в контексте светскости и толерантности.

Для реализации поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- определить сущностные признаки государственно-конфессиональных отношений и обозначить круг их субъектов;

систематизировать основные концептуально-правовые модели государственно-конфессиональных отношений;

выявить основные этапы формирования государственно-конфессиональных отношений в России;

обозначить правовые ориентиры российской государственной политики в области обеспечения свободы совести;

провести юридический мониторинг российского конфессионального законодательства.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

на основе методологического анализа современных конфессиональных процессов дано определение государственно-конфессиональных отношений и их субъектов;

проанализированы основные правовые модели государственно-конфессиональных отношений и предложена их классификация;

-выявлены основные этапы становления государственно-конфессиональных отношений в современной России;

- обозначены правовые ориентиры государственной политики в облас
ти обеспечения свободы совести;

-критически проанализировано современное российское законодательство, призванное обеспечить реализацию свободы совести и вероисповедания и предложены меры по его совершенствованию с учетом светскости российской государственности.

Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные (исторический, логический, конфликтологический, системно-структурный) и специальные (сравнительно-правовой, историко-юриди-ческий, концептуально-правовой, формально-юридический) методы познания и др.

Для анализа правовой политики государства в области конфессиональных отношений использовались принципы политико-правового моделирования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Государственно-конфессиональные отношения в контексте их субъ-
ектизации представляют собой совокупность исторически складывающихся и
изменяющихся институциональных форм взаимосвязи двух основных групп
интересов: личностных (индивидуальных) форм реализации свободы совести
и взаимодействия государственных органов, организаций и учреждений (ин
ститутов светской власти) с религиозными объединениями, религиозными
движениями, конфессиональными центрами и т.д. (институциональными ре
лигиозными образованиями), которые выступают в качестве одной из обяза
тельных составляющих государственно-конфессиональной политики.

В системе государственно-конфессиональных отношений государство является самостоятельным доминирующим политико-правовым институтом, декларирующим свободу совести каждому гражданину (ст. 28 Конституции РФ), светскость государства и равенство религиозных объединений перед законом (ст. 14), равенство прав и свобод гражданина независимо от отношения к религии, убеждений (ст. 19) и ряд других принципов, работающих только во взаимной связи, сохраняя при этом в религиозной сфере собственные интересы (имущественные, правовые, идеологические, внешнеполитиче-ские) путем установления юридических ограничений либеральному стандарту религиозной свободы.

2. Концептуально-правовая модель государственно-конфессиональных
отношений обусловлена типом правового регулирования статуса религиоз
ных объединений, позволяющим государству осуществлять дифференциро
ванный подход к различным конфессиям, не нарушая принципа свободы со
вести, и формировать правовое поле для деятельности вероисповедных объе
динений граждан за пределами государственного религиозного нейтрализма,

7.

подрывающего правовой иммунитет общества к деструктивным культам и религиозному экстремизму.

Универсальный тип правового регулирования исключает государственные институты из сферы конфессиональных отношений, превращая ее в свободный рынок конкурирующих стандартов религиозной толерантности, где традиционные религии уступают в финансовом и организационном планах агрессивным конфессиональным структурам, что создает угрозу духовной безопасности общества, преодолеваемую в рамках дифференцированного типа правового регулирования статуса религиозных объединений, сохраняющего свободу выбора вероисповедания гражданина, но наделяющего различные конфессиональные субъекты разным объемом полномочий.

  1. Институциональная характеристика государственно-конфессиональных отношений обусловливает исходные ограничения правовой политики в сфере обеспечения свободы совести: наличие или отсутствие государственной или приоритетной религии (религий), представленной конфессиональным субъектом; четко обозначенные пределы невмешательства государства в дела религиозных объединений и мировоззренческий выбор верующих, пределы невмешательства религиозных объединений в дела государства; основные способы, средства и сферы взаимодействия государства с религиозными объединениями и верующими гражданами; наличие в государстве специальных органов (органа), состоящих в том числе из представителей религиозных конфессий, участвующих в формировании политики государства в сфере государственно-конфессиональных отношений; правовые санкции, которые государство вправе применять к религиозным объединениям и их представителям, и др.

  2. Современная российская государственно-конфессиональная политика изначально предопределена либерально-правовым стандартом религиозной свободы, в который включены свобода совести и отделение религиозных организаций от государства (универсальный тип правового регулирования

институционального статуса) как системообразующие элементы разнородного пространства конфессиональных субъектов.

Правовая трансформация государственно-конфессиональных отношений в постсоветской России базируется на дифференцированном типе прадо-вого регулирования, балансирующем между отказом от стратегии государственных конфессиональных предпочтений и возвратом к ней при сохранении светского характера российской государственности и его политико-правовой защищенности.

5. Юридический мониторинг российского конфессионального законодательства обнаруживает институционализацию кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений в качестве стратегического направления конфессиональной политики, сочетающей правовое положение признанных традиционными вероисповеданий со статусом элементов государственной церкви и корпоративными институтами гражданского общества, интегрирующими религиозные интересы отдельных граждан в целях нейтрализации негативных последствий секуляризации социальной и духовной жизни.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы могут найти практическое применение в правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в сфере межконфессиональных отношений.

" Материалы исследования могут использоваться в процессе преподавания общей теории государства и права, юридической конфликтологии, политической этнологии и спецкурсов.

Результаты диссертации имеют значение для дальнейшей разработки соответствующей проблемы, углубления комплексных научно-практических исследований в русле современных тенденций развития политико-правового знания.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях, а также в шести публикациях, в том числе одной из них - в издании, рекомендованном ВАК Минобрнауки России. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Структура диссертационного исследования предопределена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Понятие государственно-конфессиональных отношений

Тема отношений государства с религией вообще и с религиозными объединениями в частности была и остается одной из самых обсуждаемых и дискуссионных.

Ее актуальность на современном этапе развития российского общества обусловлена, с одной стороны, зависимостью законодательной базы в сфере реализации свободы совести от отношений государства с религиозными объединениями, а с другой - попытками создания принципиально новой концепции отношений государства с религиозными объединениями (с учетом законопроектов, регулярно вносимых в Государственную думу и направленных на законодательное закрепление государственных конфессиональных предпочтений)1. По мнению многих ученых, разработка и внедрение новой концепции взаимоотношений государства с религиозными объединениями призваны положительно сказаться и на их политико-правовом регулировании.

Вместе с тем вопрос о влиянии религиозного фактора на политическое и государственное устройство постоянно воспроизводился на всех этапах развития человеческой цивилизации. Очень часто светская власть была вынуждена как обращаться за поддержкой к представителям религиозных конфессий, так и обосновывать свой политический курс религиозным учением вообще. Российская история сохранила немало примеров использования влияния церкви для укрепления собственного авторитета и централизации власти.

Можно утверждать, что традиционным источником взаимоотношений государства с религиозными конфессиями являются: с одной стороны, политические интересы властных групп, заинтересованных в использовании религии для манипулирования общественным сознанием, а с другой - конфессиональные интересы, которые, как правило, устремляются за пределы религиозных свобод (равенство, отсутствие дискриминации) в лоно государственных экономических предпочтений2.

Взаимодействие правовых и религиозных ценностей, являясь двумя измерениями жизни, традиционно «обоюдовыгодно», поскольку закон дает религии ее социальное измерение, а религия закону - его дух. Нельзя не согласиться с тем, что человек всегда будет нуждаться в праве как опоре перед социальными конфликтами и в религии - как в мировоззренческой опоре. По мнению Ю.В. Тихонравова, всякое право есть итог эволюции религиозных оснований человеческой активности: в религии кроется предельная основа, конечный источник всякого права.

Как справедливо отмечает Р. Подопригора, «государство с момента его возникновения регулировало в той или иной степени религиозную активность различных групп. История знает множество примеров религиозных реформ, проводимых государством. Знакомые современным правовым системам институты легализации, регистрации и лицензирования, предоставления особых статусов конкретным объединениям и запреты других, ограничения различных видов религиозной или связанной с ней активности, уголовные преследования также известны с древних времен» . Законы и другие правовые акты обеспечивали нормативное обоснование регулятивной функции государства, хотя нередко государственное воздействие осуществлялось по усмотрению, не связанному какими-то законами или другими актами.

В последнее время появляется все большее количество работ, авторы которых анализируют взаимодействие государства, религиозных конфессий и соответствующих объединений, при этом содержательная часть дискуссии отдается «на откуп» историкам, религиоведам и журналистам. На наш взгляд, это не совсем правильно, потому что именно правовые аспекты, а не исторические и иные, являются определяющими в государстве, юридически «оформленном» как правовое и демократическое, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью! В современных реалиях государственно-конфессиональные отношения должны рассматриваться как производные от конституционных принципов, декларирующих в качестве правовой основы свободу совести каждому (ст. 28 Конституции РФ), светскость государства и равенство религиозных объединений перед законом (ст. 14), равенство прав и свобод гражданина независимо от отношения к религии, убеждений (ст. 19) и ряда других, работающих только во взаимной связи.

Основные концептуально-правовые модели государственно-конфессиональных отношений

Терминологически отношения государства и различных религиозных конфессий выражаются по-разному. Многие ученые-правоведы отождествляют понятия государственно-конфессиональных и государственно-церковных отношений. Как мы уже говорили, последняя позиция не совсем обоснована как с религиозной, так и с правовой точки зрения. Разумнее говорить именно о государственно-конфессиональных отношениях, так как, заявляя о государственно-церковных отношениях, мы заведомо идем по пути сужения предметного поля.

Таким образом, правильнее всего было бы говорить о государственно-конфессиональных отношениях и, соответственно, о взаимоотношениях государства и религиозных объединений в случаях, когда необходимо ограничить предмет исследования в большей степени правовыми аспектами. Сами же эти объединения могут быть разнообразными - церквями, сангхами, духовными управлениями мусульман, центрами сознания Кришны и т.д.

При этом следует учитывать, что сферы взаимоотношений государства и религиозных объединений могут быть совершенно разными: правовая (законотворчество и правоприменение), экономическая, сфера социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, экологии, охраны общественного порядка, а также взаимоотношения с Вооруженными силами и другими «силовыми» структурами государства, пенитенциарными учреждениями и т.д.

Система государственно-правового регулирования религиозными процессами в обществе, отношение закона к различным религиозным доктринам и религиозным объединениям определяются типом социальной интеграции самого общества. Религия большинства населения (или доминирующей его части), как правило, выступает составляющей официальной государственной идеологии, обеспечивая целостность, стабильность общества, государства и власти. Это может быть закреплено на уровне действующего законодательства или же существовать в форме негласных установлений, «отход» от которых, как минимум, приветствоваться не будет. Кроме того, деформация важнейших религиозных традиций (положения вероучения, система ценностей, незыблемость культовых действий, обеспечивающих сплоченность социума, устойчивость и авторитет организации - церкви) может даже нести в себе опасность развала самого общественного организма.

При этом в традиционном гражданском обществе мера религиозной свободы все равно будет значительно шире, чем в обществе традиционном, а требование веротерпимости там трансформируется в правовой принцип свободы совести, обеспечивающий религиозную свободу не только для личности, но и для деятельности религиозных объединений независимо от того, являются ли они гласно или негласно «государствообразующими».

В основе государственно-конфессиональных отношений в настоящее время лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и религиозных объединений в жизни общества, об их функциях, о сферах деятельности и компетенции всех субъектов этих отношений, то есть в настоя щее время государственно-конфессиональные отношения представляют собой отношения государства с религиозными институтами и в очень редких случаях неинституциональными субъектами религиозной деятельности. Неинституциональные структуры религиозной деятельности внешне слабо оформлены, и им несвойственны какие-либо виды объединений.

При изучении многообразия моделей взаимоотношений государства и религиозных концепций, а также разработки типологии государств по критерию светскости необходимо учитывать, что любая строго определенная модель будет в какай-то степени формальной, учитывая действительное положение дел и быстро меняющуюся реальную религиозную ситуацию в государстве. Надо сказать, что на настоящий момент существует очень большое количество классификаций государств по обозначенным нами критериям.

Основные этапы формирования государственно-конфессиональных отношений в России

Рассмотрение государственно-конфессиональных отношений в конкретном государстве обязательно включает в себя анализ конфессионального «портрета» населения, всегда учитывает наличие в обществе или регионе различных конфессиональных форм и их количественное соотношение. Анализ государственно-конфессиональных отношений не обходится также без оценки взаимодействия различных религиозных направлений между собой, их генезиса и развития в данном обществе или на данной территории. Обязательному анализу также подлежат взаимоотношения различных религиозных конфессий с гражданским обществом, государством и социальными группами, в том числе этническими. Также необходимо учитывать количество религиозных объединений, организаций, институтов как в целом, так и по конфессиям. Особого внимания заслуживает и количество их последователей, уровень религиозности этих последователей, а также доля верующих в составе населения. Отдельно рассматривается государственная политика в области «религиозной свободы» в целом и отношений с религиозными формированиями в частности.

Модель государственно-конфессиональных отношений всегда оценивается на определенный момент времени. Однако для ее всестороннего анализа недостаточно нормативных положений законодательства, простых статистических и социологических данных, необходимо еще и сравнение ее с прежней ситуацией, а также выявление основных предпосылок ее формирования.

Религиозная ситуация, которую можно определить как определенное состояние отношений в обществе и государстве, характеризующееся наличием религиозных проявлений различной степени интенсивности, спецификой их изменений, характером и степенью их воздействия на исследуемый объект, в качестве которого в большинстве случаев выступает определенная территория, предполагает в качестве самостоятельного этапа ее развития период, начиная со второй половины 80-х годов двадцатого века, т.е. «перестройки», окончания эпохи СССР, и до настоящего времени. Однако очень важным является и вопрос, касающийся характера взаимоотношений государства и религиозных объединений до этого времени.

На протяжении практически всего прошлого века правовая политика в сфере религиозной свободы в нашей стране характеризовалась жестким государственным контролем за деятельностью религиозных конфессий, ограничением возможностей религиозной проповеди и распространения религии, преследованиями духовных чинов, проповедников и верующих, принудительным утверждением атеизма всеми способами идеологического воздействия государственного аппарата. Результатом этой государственной политики было сокращение числа верующих, прогрессирующее особенно в молодежной среде, оттеснение религии на периферию общественной жизни и общественного сознания. Необходимо, правда, оговориться, что объективно обусловленные процессы секуляризации, происходящие в прошлом веке, были характерны для всего мира, однако в нашей стране они были спровоцированы самим государством.

В монографических работах «постперестроечного» переходного периода можно прочитать следующее: «Великая Октябрьская социалистическая революция, создавшая в нашей стране новую социальную реальность, поставила Русскую православную церковь перед необходимостью адаптации к принципиально новым условиям существования, чем те, в которых она находилась ранее» . Таким образом, от модели взаимоотношений между государством и религией, характеризуемой как «религиозная толерантность» или «дифференцированная модель», был сделан резкий переход к модели «секу-лярный абсолютизм».

В январе 1918 года был издан «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах», который лишал церковь прав юридического лица, предусматривал конфискацию церковного имущества и банковских счетов. С этих пор церковь переставала быть хозяином не только религиозных земель, типографий и школ, но и богослужебных книг, святых икон и святых престолов. Священникам предписывалось заключать повторно церковные браки даже при отсутствии церковного развода, если на то будет распоряжение местной власти. Во всех российских школах запрещалось молиться и преподавать Закон Божий. Монастыри приспосабливались под тюрьмы и жилье, закрывались домовые церкви.

Похожие диссертации на Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации