Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Евразийская доктрина российской правовой государственности Н.Н. Алексеева: теоретико-методологический анализ... 11
1 Западноевропейская концепция правового государства и ее критическое осмысление Н.Н. Алексеевым 11
2. Ментальное измерение евразийской самобытности российской правовой государственности
3. Евразийское "государство правды" Н.Н. Алексеева: гармония прав и обязанностей 61
Глава 2. Евразийская государственная идентичность современной России в контексте политико-правовых идей Н.Н. Алексеева 87
1. Российская государственно-правовая идеология: поиск самобытных оснований 87
2. Евразийская правовая политика: трансформация российской государственности без вестернизацпи 111
Заключение 135
Список литературы 142
- Западноевропейская концепция правового государства и ее критическое осмысление Н.Н. Алексеевым
- Евразийское "государство правды" Н.Н. Алексеева: гармония прав и обязанностей
- Российская государственно-правовая идеология: поиск самобытных оснований
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью дальнейшего реформирования современной российской государственности с учетом отечественной политико-правовой традиции. Прямое заимствование западных государственно-правовых институтов, либеральной политико-правовой идеологии привело к дестабилизации национальной правовой и политической системы, росту преступности, отчуждению народа от власти и государства, кризису доверия к должностным лицам, правовому нигилизму, пренебрежению российскими законами и иными нормативно-правовыми актами. Модернизация российского общества в русле вестернизации нанесла непоправимый ущерб национальной политико-правовой культуре, дискредитировав универсальную ценность идеи союза государства, демократии и права, имевшей самобытные основания в отечественном менталитете.
В связи с этим возникает потребность в органическом реформировании российской государственности и политико-правовой системы на основе отечественных политико-правовых традиций с учетом самобытных версий правовой государственности, соответствующих пониманию права как правды, справедливости, духовно-нравственного идеала. Национально идеократичная модель правового государства, не противоречащая политико-правовому творчеству и менталитету российского народа в их историческом развитии, разработанная в рамках евразийства, до последнего времени остается практически неизвестной не только широкой публике, но и специалистам.
Речь идет, прежде всего, о государственно-правовой доктрине Н.Н,Алексеева, еще не введенной в научный политико-правовой оборот, но отличающейся достаточной эвристичностью и прогностичностью по отношению к задачам реформирования современного российского общества в контексте традиционализма (модернизации без вестернизации).
Евразийская правовая модель адекватно отражает самобытность российской государственности и предлагает такое государственно-правовое устройство, которое лишено недостатков радикальных либерально-демократических и консервативно-монархических проектов. Она основана на признании как дооктябрьского, так и советского периодов российской политической истории, их влияния на становление политико-правового менталитета россиян, не отвергающего идею правового государства, понимаемого как государство справедливости, "государство правды", что входит в содержание самобытности российской государственности и может быть задействовано как национальная, интеграционная идея, имеющая сверхэтнический характер.
Степень научной разработанности проблемы.
Евразийское измерение российской правовой государственности, в концептуализированном виде представленное основными трудами Н.Н.Алексеева, еще не стало предметом отдельного политико-правового анализа.
Общий евразийский контекст государственно-правового развития России прослеживается в работах евразийцев-классиков П.Н.Савицкого, Н.С.Трубецкого, В.Н.Ильина, Г.В.Вернадского и других. Среди современных евразийцев следует отметить исследовательские усилия А.Г.Дугина, А.С.Панарина, касающиеся политической интерпретации евразийства, в том числе правовой доктрины Н.Н.Алексеева, в качестве идейной основы противостояния глобализму, разрушающему национально-государственный суверенитет и, одновременно, политической программы возрождения единого правового пространства на принципах евразийского федерализма.
В трудах известных отечественных правоведов и государствоведов, классиков либеральной и близкой к либеральной правовой мысли: Б.Н.Чичерина, Л.И.Петражицкого, П.И.Новгородцева, С.Л.Франка, Б.А.Кистяковского, Е.Н.Трубецкого, А.С.Ященко, теоретиков консерватизма и политико-правового традиционализма Л.А.Тихомирова,
К.П.Победоносцева, И.А.Ильина, И.Л.Солоневича, а также философов Б.П.Вышеславцева, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева содержится критика западной концепции правового государства и изложение собственных идей о политическом и правовом устройстве России, аналогичных по методологическим основаниям евразийскому проекту Н.Н.Алексеева.
Заслуживают внимание в данном контексте труды И.А.Исаева, трактовавшего правовую доктрину Н.Н.Алексеева как политико-правовую утопию, актуализирующую идеократический элемент, а также М.Ф.Владимирского-Буданова, И.В.Киреевского, Н.П.Павлова-Сильванского, С.В.Пахмана, Н.М.Золотухиной, В.С.Нерсесянца, В.Г.Графского, И.Ю.Козлихина и других ученых, анализирующих своеобразие российских и зарубежных политических и правовых традиций и идей.
Евразийские основания реформирования и развития современной политической и правовой системы, формы российского государства, православной государственности стали предметом исследования в трудах В.М.Баранова, П.П.Баранова, В.Ю.Верещагина, А.Н.Ерыгина,
И.А.Иванникова, А.А.Контарева, В.П.Сальникова, В.Н.Синюкова, В.Ю.Шпака, Л.Л.Хоперской, и других.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что целостный политико-правовой анализ евразийской концепции российской правовой государственности пока не осуществлен и не востребован в рамках современных программ правовой трансформации России. Теоретико-правовое наследие Н.Н.Алексеева только начинает осваиваться национально мыслящими правоведами, политологами, государствоведами, философами, культурологами и другими специалистами, ориентированными на отечественный политико-правовой традиционализм.
Объектом исследования является российская государственность как самобытный политико-правовой институт в его евразийском измерении.
Предметом исследования выступает евразийская модель российской
правовой государственности как альтернативная западноевропейскому варианту теоретико-правовая форма национально-государственного бытия.
Целью настоящего диссертационного исследования является политико-правовой анализ евразийской доктрины российской правовой государственности, впервые разработанной Н.Н.Алексеевым, в рамках ее теоретико-правовой преемственности, социокультурной иновационности и современной институциональной трансформации.
Реализация поставленной цели диссертационного исследования осуществляется решением следующих задач:
- определить концептуальные основания, методологические принципы и логику критического осмысления Н.Н.Алексеевым западноевропейской доктрины правового государства в ее социокультурной контекстуальное™ западной традиции права;
- выявить характерные особенности российской политико-правовой традиции и ее ментальные основания в евразийской интерпретации Н.Н.Алексеева;
- представить евразийскую модель российской правовой государственности Н.Н.Алексеева в систематизированном виде как самобытную национально-культурную государственно-правовую форму;
- обозначить эвристические и методологические возможности евразийской модели российской правовой государственности Н.Н.Алексеева для осуществления трансформации современного российского общества без вес-тернизации в рамках государственно-правовой идеологии и правовой политики.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- в контексте критического осмысления Н.Н.Алексеевым западноевропейской традиции права в системном и дифференцированном виде выделены социокультурные факторы формирования и становления западной модели правовой государственности как продукта культурно-исторического
творчества западных народов, показана укорененность идеала правового государства в их правовом сознании и менталитете;
- выявлено своеобразие политико-правового менталитета русского народа вне рамок европоцентричной оценки российской правовой традиции и национальной политико-правовой культуры, обозначены государственно-правовой идеал и система политико-правовых ценностей русского народа в евразийском контексте;
- впервые в системе политико-правового знания концептуально представлены государственно-правовые идеи Н.Н.Алексеева в виде доктрины российской правовой государственности как важнейшего достижения русской политико-правовой мысли, характеризующейся новаторским потенциалом осмысления права и правового государства;
- проанализированы итоги модернизации России в русле вестернизации и обоснована необходимость евразийского пути политико-правовых реформ с учетом проекта евразийской государственно-правовой идеологии и правовой политики Н.Н.Алексеева.
Положения выносимые на защиту:
1. Евразийская доктрина российской правовой государственности разработана Н.Н.Алексеевым как альтернативная ее западноевропейскому варианту преемственная теоретико-правовая форма национально-государственного бытия, детерминированного социокультурными и ментальными факторами, устанавливающими предельные основания универсальности каждой из них.
2. Ментальное измерение российской правовой государственности в евразийской интерпретации Н.Н.Алексеева объединяет самобытность государственно-правового сознания и правовой культуры русского народа с идеей наднациональной правовой государственности, отличной от западноевропейского правового идеала.
Модель российской правовой государственности Н.Н.Алексеева ос новывается на принципе правообязанности - гармонии и равновесии прав и обязанностей российского гражданина, что предполагает интеграцию сильной верховной власти с народоправством в общем деле построения общества социальной справедливости ("государства правды").
4. Евразийская государственная идентичность современной России в контексте политико-правовых идей Н.Н.Алексеева может быть обеспечена ее дальнейшей трансформацией без вестернизации на основе евразийской государственно-правовой идеологии и правовой политики в рамках гарантийного правового государства.
5. Евразийская правовая политика должна учитывать следующие ориентиры: признание права человека на самобытное духовное и культурное развитие в качестве высшей ценности и основы правопорядка; фиксацию основных обязанностей государства и личности для реализации этого основного права; построение государственно-частной системы хозяйства, основывающейся на синтезе централизованного и децентрализованного методов правового регулирования хозяйственной деятельности с целью обеспечения социальной справедливости; государственную защиту культурной и религиозной самобытности народов России в рамках евразийского правового пространства.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды классиков мировой и отечественной политико-правовой мысли, работы Н.Н.Алексеева, А.Г.Дугина, А.С.Панарина. В качестве основных принципов политико-правового анализа проблемы использованы детерминизм, телеоло-гизм, органицизм, а также системно-структурный, компаративистский и ис-торико-правовой подходы.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что осмысление евразийской модели российской правовой государственности, предложенной Н.Н.Алексеевым, а также рассмотрение перспектив ее практической реализации в правовом поле современной Рос сии позволяют сформулировать основные пункты государственно-правовой идеологии, необходимость которой, ввиду деструктивное™ либерально-демократических идей, становится все более очевидной.
Научно-теоретическая значимость состоит также и в том, что в современный политико-правовой обиход вводится творческое наследие крупного ученого, признанного за рубежом и не известного по сей день отечественной политической и правовой науке.
Концептуальный анализ правового государства в единстве ментального и социокультурного измерений может служить в качестве примера методологической значимости для юридической и политологической науки культу-рантропологического принципа категориального освоения политико-правовых феноменов.
Результаты проделанной работы позволяют выделить своеобразные черты отечественного политико-правового менталитета, правосознания и соответствующей им модели государственно-правового устройства России в евразийском контексте.
Материалы исследования могут использоваться в учебном процессе по курсам философии политики и права, общей теории права и государства, истории государства и права, истории политических и правовых учений, политологии, юридической конфликтологии.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедр государственно-правовых дисциплин и философии права Ростовского юридического института МВД России.
Апробация результатов исследования осуществлялась автором в ходе проведения учебных занятий по теории государства и права со слушателями и студентами Ростовского юридического института МВД России.
Различные аспекты диссертационного исследования нашли свое отражение в выступлениях автора на следующих научных форумах: на международной научно-практической конференции "Современные проблемы нацио нальнои безопасности: Россия в XXI век с миром и согласием" (Ростов-на-Дону, 1999г.); на межвузовской научно-теоретической конференции "Политические и правовые институты" (Ростов-на-Дону, 2000г.); на Всероссийской научно-теоретической конференции "Русская философия права: основные проблемы и традиции" (Ростов-на-Дону, 2000г.); на региональной научно-теоретической конференции "Политико-правовая культура и духовность" (Ростов-на-Дону, 2001г.); на Всероссийской научно-теоретической конференции "Философия права и вопросы формирования современной государственно-правовой идеологии" (Ростов-на-Дону, 2001г.)
Структура исследования. Поставленная проблема, объект, предмет и цели исследования предопределили логику и структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Западноевропейская концепция правового государства и ее критическое осмысление Н.Н. Алексеевым
Обращение к лучшим теоретическим образцам отечественного политико-правового наследия вызвано продолжающимся кризисом российской правовой системы и поиском новых парадигм государственно-правового развития страны1.
Для того, чтобы подвергнуть эвристическому анализу правовую доктрину Н.Н.Алексеева, необходимо обозначить ее базовые методологические ориентиры.
Во-первых, правовая доктрина "уже" общей теории права в вопросах о том5 что есть право, государство, источник права и т.д., так как существование теории в статусе "общей" необходимо предполагает обозрение всех возможных ответов на указанные вопросы, всех возможных точек зрения, в то время как доктрина - это не только научная теория, но и некий руководящий теоретический принцип. Отсюда сразу отсекаются те труды Н.Н.Алексеева, которые посвящены общей теории государства и права, анализу разнообразных школ правопонимания, подходов к праву, к различным точкам зрения на те или иные правовые понятия.
Во-вторых, правовая доктрина - это не только теоретическая форма определенного правопонимания, но и стратегия конкретного развития право вой системы той или иной страны, своеобразная правовая политика. Именно в таком контексте часто употребляется термин "доктрина". Конкретные рекомендации по формированию правовых систем являются следствием теоретического конструкта той или иной правовой доктрины как практическая форма его реализации, которой определяется ценность той или иной доктрины. В данном контексте "правовая доктрина" по своему функциональному значению является элементом "правовой идеологии".
В-третьих, в качестве компонентов и, соответственно, узловых моментов анализа правовой доктрины Н.Н.Алексеева мы выделяем следующие: 1) методология права и правопонимания; 2) правовая культура и правовой менталитет; 3) соприкосновение и взаимообусловленность права и государства; 4) формирование правовой системы России в соответствии с правовой культурой и правовым менталитетом российского народа.
В качестве исходного пункта теоретико-методологического анализа евразийской доктрины российской правовой государственности Н.Н.Алексеева необходимо, с нашей точки зрения, отрефлектировать оценочные суждения автора по поводу концепции правового государства.
Представляется необходимым рассмотреть этот анализ по следующим причинам.
Во-первых, предложенная Н.Н.Алексеевым модель государственно-правового устройства России является российской версией правового государства, построенного не на "внешней", а на "внутренней правде". Ученый достаточно критически относился к западному "правовому государству" и, не уяснив его позиции по отношению к последнему, невозможно увидеть своеобразие его правовой доктрины.
Даже на сегодняшний день концепция "правового государства" является наиболее распространенной правовой доктриной, несмотря на то, что ее основные положения выработаны в период Нового времени и Просвещения -более двух столетий назад. В XX веке эта доктрина претерпела некоторые изменения под влиянием Кельзеновского нормативизма, экзистенциалистских и постмодернистских школ философии политики и права, прежде всего "юридической герменевтики" П.Рикера и "коммуникативного дискурса" Ю.Хабермаса. Однако суть ее осталась прежней — верховенство прав и свобод человека и гражданина; разделение властей; демократизм в организации политической власти; верховенство закона и т.д.
В современной литературе доктрина правового государства объявляется вершиной теоретической мысли, наиболее цивилизованной и прогрессивной формой государственного бытия. Доктрина Н.Н.Алексеева является альтернативой "правовому государству" и прежде чем ее принять в качестве стратегии развития любой правовой системы, необходимо уяснить: что именно не устраивало автора в доктрине правового государства и насколько его критика правомерна.
Во-вторых, в ходе критического анализа правового государства Н.Н.Алексеев использовал новый методологический прием - расширение рамок правового осмысления до выявления социокультурных оснований, то есть дополнил существующую позитивистскую методологию гуманитарным контекстом.
В-третьих, рассмотрение концепции правового государства полезно для уяснения сути доктрины Н.Н.Алексеева: оно позволяет увидеть как их своеобразие, так и схожесть.
В-четвертых, вопрос о соотношении понятий права и государства является одним из центральных в рамках любой доктрины, что позволит уточнить его понимание в обеих оппонирующих учениях.
В соответствии с заявленными методологическими ориентирами воспроизведем логику социокультурного анализа доктрины правового государства, представленную Н.Н.Алексеевым в системном виде как совокупность следующих детерминант.
Евразийское "государство правды" Н.Н. Алексеева: гармония прав и обязанностей
Наиболее важной для настоящего исследования правовой доктрины Н.Н.Алексеева является концепция "государства правды" — модели "правового государства", построенного на основе самобытной правовой культуры российского народа. Впрочем, ученый рассматривал свою концепцию и как общественный идеал любого государства, независимо от его культурно-исторической основы, так как он полагал "снятыми" в этой модели основные противоречия правового государства.
Н.Н.Алексеев не издавал специального труда, в котором излагалась бы его модель правовой государственности, отдельные ее положения представлены в различных работах, издаваемых и на протяжении всего творческого пути. Для того, чтобы составить целостное представление о ней, в качестве основных пунктов анализа концепции наметим следующие проблемы: 1) Принцип или метод правового регулирования; 2) Права человека и их защита; 3) Режим законности и его гарантии; 4) Проблема формальной и материальной справедливости; 5) Формирование органов власти; 6) Правовое регулирование хозяйственно-экономической деятельности; 7) Федеративное устройство.
В предыдущем изложении нами было показано, что главными недостатками правового государства Н.Н.Алексеев считал, во-первых, жестко формальный подход к праву, морали, правам человека и т.д. Такое государство не просто не может быть построено в России ввиду своеобразия ее правовой традиции, но и не может быть принято в качестве общественного идеала. Во-вторых, неприемлемым был и основной принцип западноевропейского пра-вопонимания, согласно которому правопорядок и стабильность государственного бытия обеспечивается совершенным законодательством и оптимальным устройством общественно-политических институтов.
Вместе с тем, многие ценности правового государства были приемлемы для Н.Н.Алексеева. Среди них уважение к правам человека, режим законности, принцип духовной свободы.
Однако все эти ценности взятые сами по себе в хаотичном порядке могут выстроиться в такую цепь взаимосвязей, что теряется вся их привлекательность и здесь становится принципиальным вопрос о том, как эти ценности используются для построения целостной доктрины государственно-правового развития. Поэтому следующим этапом нашего исследования является модель государственно-правового устройства России, предложенная Н.Н.Алексеевым в середине двадцатого века и не потерявшая своей актуальности до сегодняшнего дня.
Начнем с самого главного в формировании правовой системы любого государства — метода или типа правового регулирования, обозначенного в государственно-правовой идеологии. Н.Н.Алексеев в одной из своих работ отмечает, что политическая жизнь обществ современной европейской культуры переносит область правовой автономии с хозяйственной сферы на целый ряд других сторон социального целого . Составляющее одну из предпосылок современного правового государства учение о неотчуждаемых правах человека и гражданина также относится к области правовой автономии в широком смысле этого слова, так как прирожденные естественные права устанавливают способность безусловного самоопределения в области религии, личной нравственности, научной совести, политических убеждений и т.п. Наличие этих прав - обретение свободы от государства, его принудительного воздействия. Человек получает так называемый "негативный статус" -статус защищенности от государства, область автономии, которая отличается от частного права своим объектом, но представляет с ним явление одного и того же порядка.
Н.Н.Алексеев целиком придерживается открытия Л.И.Петражицкого о существовании двух видов правового регулирования: системы лично-свободного права, основой которого служит управление человеческим поведением путем "децентрализации", и системы "права социального служения" или "централизованной" правовой системы1.
Правовые государства современной европейской культуры начали свою новейшую историю с реализации идей "лично-свободного" права, в соответствии с которыми государственный порядок мыслится только негативно как охрана свободы. Отсюда выработалась схема построения правоотношений между властью и народом на основе противопоставления обязанности власти по охране личной свободы и правам народа требовать эту охрану. В свою очередь последний обязан регулярно платить налоги для того, чтобы власть могла осуществлять свои обязанности.
Н.Н.Алексеев называет такой тип правоотношений "механическим многосторонним правоотношением" с положительными обязанностями у обеих сторон".
Он противопоставляет механической, внешней связи между правами и обязанностями органическую, внутреннюю связь. Внутреннее сочетание прав и обязанностей означает слияние права и обязанности в одно целое -общий модус у каждой из сторон правоотношения. Н.Н.Алексеев называет его правообязанностью и иллюстрирует примером на основе понятия "компетенция" должностных лиц. Компетенция всегда есть право и обязанность одновременно: именно такой порядок наблюдается при исполнении должностных инструкций.
Российская государственно-правовая идеология: поиск самобытных оснований
Современное политико-правовое знание получает новое приращение в связи с конкретным анализом фундаментальных проблем государства и права в России. Речь идет, в первую очередь, об исследованиях своеобразия и самобытности российской правовой системы и государственности1. О том, что настоящий вопрос постепенно выходит на первый план, свидетельствуют и многочисленные конференции, в которых большая часть докладов основывается на сопоставлении отечественной и западной правовых культур".
Наличие всеобщего интереса к национальной правовой культуре и правовому менталитету заслуживает одобрения, особенно если учесть, что еще недавно большинство ученых пренебрежительно относились к отечественной традиции права в силу увлеченности западноевропейским правовым наследием, не позволявшим обнаружить самобытной русской философии права, правовой культуры и правопонимания.
Многочисленные модели государственного переустройства России, предложенные отечественными и зарубежными учеными в течение последнего десятилетия, вообще разрабатывались без учета особенностей национальной правовой культуры, государственно-правовой самобытности, правопреемственности. Считалось, что стоит лишь взять западноевропейскую традицию права с ее индивидуализмом, общечеловеческими ценностями (под которыми понимается человек с его правом на жизнь, свободу, собственность), "цивилизмом" или "правозаконностью", за основу - как единственно возможную, прогрессивную, рациональную - и все противоречия постсоветской России будут гармонично разрешены.
Однако ход современной русской истории еще раз опроверг тезис об универсальности доктрин либерализма и правового государства. Уже сегодня ведущие ученые России признают: "Стратегия либерального фундаментализма ведет к сокращению живой материи (по В.И.Вернадскому) на территории России — основного показателя устойчивости жизни как таковой"1. Создается реальная угроза выживания российского народа, ввиду того, что современное российское государство — "квазилиберальный Левиафан".
Даже поверхностный взгляд обнаружит, что новые реалии правовой жизни России выглядят совсем не так, как это представляли реформаторы ельцинской эпохи. Если в экономической области спад производства затянулся на десятилетие, в политической - реформы привели к полному отчуждению россиян от власти, то в области правовой жизни можно наблюдать "кризис современного правосознания": невиданный рост преступности, слияния власти и криминала, коррупции, "телефонного права", не говоря уже об элементарном "чувстве уважения к законам" как со стороны управляющих, так и со стороны управляемых.
Современное государственно-правовое развитие России носит крайне противоречивый характер. С одной стороны, возрождаются православные ценности, духовно-нравственные истоки русской культуры, традиционные устои народов России, а с другой - происходит "вестеризация" всех сфер общественного бытия, внедрение моделей правового развития с ориентацией исключительно на западную правовую традицию.
Научный анализ парадигм развития правовой системы России в XXI веке показывает, что дальнейшая модернизация права по западному пути приведет к катастрофе нашего государства по следующим причинам.
Во-первых, в отечественной правовой традиции, правовой культуре и менталитете отсутствуют предпосылки для построения либерально-демократической правовой системы. Неорганический способ модернизации (вестернизации) наносит огромный ущерб правовому развитию России и приводит к дестабилизации в обществе1. Главный принцип правового регулирования этой системы - "разрешено все, кроме прямо запрещенного законом" не воспринимается отечественным правосознанием, в котором, с одной стороны, морально-нравственные и правовые регулятивы существуют неразделимо, с другой - отсутствует традиция индивидуальной ответственности и саморегуляции (свобода и ответственность тесно связаны между собой). К примеру, отечественные предприниматели, для которых доминирующими являются либеральные ценности индивидуализма и личного блага, как и представители западных деловых кругов, считают, что людей объединяет польза, которую они могут получить друг от друга, и полагают, что успех в жизни зависит только от самого человека. Однако интегрирующие ценности у них ослаблены, они не дорожат мнением окружающих, не религиозны. Порядочность и добродетельность, деловая ответственность, обязательность в сделках - это качества, которые для них находятся в конце ряда предпочи таемых ценностей .
Представленный ранее критический анализ концепции государственности Н.Н.Алексеева позволяет однозначно заключить: ни религиозный, ни философско-мировоззренческий, ни политический, ни социокультурный (последний вбирает в себя все выше перечисленные) базисы этой доктрины в России не существовали и не существуют. Если воспринимать человека как существо, жизнь которого определяется ценностями, то очевидно, что никогда русский человек, проповедующий евразийские ценности, не будет в должной мере "адекватен" реформам западного образца. Нельзя не согласиться с А.С.Панариным: "Проблема либерализма на Западе и проблема либерализма в России — это по сути, две разных проблемы. На Западе это проблема, вписывающаяся в цивилизационный контекст, в России же она в этот контекст не вписывается" .