Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе Жосул Елена Викторовна

Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе
<
Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жосул Елена Викторовна. Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Жосул Елена Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2008.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-23/65

Содержание к диссертации

  1. Историческое становление католической модели европейского единства - имперская модель 18

  2. Историческая непрерывность католической интеграционной модели на примере современного Ватикана 41

    1. Историческое становление протестантской модели европейского единства - федеративная модель 53

      Светско-гуманистические концепции европейского объединения 67

      Современное экуменическое движение и европейская интеграция 77

      Глава III. Участие западно-христианских Церквей в политике

      Европейского Союза 88

      1. Иудейские общины Европы 124

      2. Поместные православные Церкви Европы 148

        Введение к работе

        Актуальность темы исследования. Многие события последних лет, обладающие резонансом глобального масштаба, позволяют сделать вывод о важной роли религии, используемой в качестве идеологического прикрытия действий инициаторов и участников целого ряда социально-политических процессов и военных конфликтов. Вопреки прогнозам о наступлении пострелигиозной секулярной эпохи постмодерна в мировой политике, самоизживании традиционных верований и оттеснении их на обочину общественной практики, масса примеров убеждает в том, что религия остается полноправным участником глобальных процессов. Более того, ее носители формируют структуры, которые придают ей новые, несвойственные до этого функции активного игрока международных отношений. Дата потрясшей весь мир катастрофы 11 сентября 2001 года превратилась в символ межцивилизационных противоречий, замешанных на религиозной почве, заставив многих задуматься о серьезности прогнозов С.Хантингтона о религиозной подоплеке «столкновения цивилизаций» как характерной черте глобальной политики в XXI веке.

        В целом ряде этнополитических конфликтов в различных регионах мира демаркационной линией между враждующими сторонами оказываются вероисповедные различия. Борьба с международным терроризмом в средствах массовой информации и в высказываниях отдельных политиков непроизвольно, а чаще всего намеренно связывается с противостоянием исламской и христианской ценностной культуры и образа жизни, с экспансионистским внедрением ислама в традиционную христианско- гуманистическую структуру западного мира. Религиозная проблематика приобретает все более конъюнктурный характер, ее политизация на уровне международных отношений становится привычной. В связи с этим межрелигиозный диалог современном мире становится объектом внимания политических лидеров в процессе выработки решений и урегулирования конфликтов. Миротворческие функции традиционных религий, специфическая возможность религиозных деятелей влиять на настроения паствы посредством проповеди сегодня вызывают все больший интерес государственных властей и превращаются в необходимый инструмент в цивилизационном и дипломатическом диалоге. Осознавая это, сами религиозные лидеры стремятся поддерживать данную тенденцию путем организации многочисленных международных симпозиумов, разработки совместных с политическими деятелями деклараций в поддержку мира и безопасности, участия в социальных, гуманитарных программах.

        Вместе с тем, все более частое выдвижение религиозных отношений на передний план политических процессов делает необходимым и актуальным их осмысление в политологическом ракурсе. Глубокое и компетентное понимание религиозной проблематики становится востребованным для более точного, комплексного объяснения и локальных социальных феноменов, и факторов мировой политики. С учетом этого можно прогнозировать возрастание интереса в современной политологии к изучению религиозной составляющей в жизни общества, а также востребованность междисциплинарных научных разработок при изучении проблем на стыке духовно-идеологической и социально-политической областей человеческой деятельности. Развитие академического знания в парадигме взаимодействия - в формате как столкновения, так и диалога - цивилизаций обязывает ученого, занимающегося общественными вопросами, понимать фундаментальные основания функционирования и жизнедеятельности каждой цивилизации, решающим из которых является религия.

        Процесс европейской интеграции, активизировавшийся в середине XX века в связи с формированием в Европе межгосударственных военных, политических, производственных, финансовых и иных объединений, изучался большинством исследователей в основном как политико-правовой, институциональный и экономический феномен. В настоящее время в поле внимания ученых находятся в основном различные аспекты политико- правовой и экономической деятельности структур Евросоюза и его дальнейшее институциональное оформление. Предшествующий культурно- исторический опыт совместного существования народов Европы, в котором религиозные структуры зачастую играли определяющую роль, был слабо востребован. Такой когнитивный разрыв является, на наш взгляд, ущербным, ограничивает масштаб и глубину комплексной оценки интеграционных процессов.

        При этом необходимо подчеркнуть, что социокультурные отношения, сопровождающие современную европейскую политическую интеграцию, невозможно до конца понять без изучения расстановки сил в религиозной сфере Западной и Центральной Европы и выявления характерного участия и вклада в интеграционный процесс традиционных европейских религиозных организаций. Ряд процессов в социально-политической сфере Западной и Центральной Европы, оказывающих воздействие на характер объединения, обусловлен религиозными мотивами и факторами и не может рассматриваться независимо от них. С одной стороны, иммиграция выходцев из третьих стран неизбежно ведет к смещению привычных этнических и вероисповедных балансов на континенте, отражается на изменении духовных, социальных, политических, правовых приоритетов в процессе европейской интеграции. С другой стороны, оказывает влияние двуединый процесс в христианском мире. Происходит дальнейшее развитие секулярных настроений в среде коренных жителей западных стран, ослабление роли и авторитета западно-христианских Церквей. Одновременно идёт увеличение числа христиан ЕС за счет присоединения традиционно православного населения Румынии, Болгарии и других стран.

        Воздействие религиозного фактора на процессы политической интеграции и дезинтеграции в государствах Западной и Центральной Европы рассмотрено в диссертации в двух аспектах: во-первых, выявлено опосредованное влияние института Церкви, религиозно-богословской мысли и типа сознания, формируемого той или иной религией, на практические процессы политического объединения в Европе; во-вторых, проанализировано историческое участие религиозных лидеров и организаций в интеграционных процессах и их взаимодействие с межъевропейскими политическими институтами на различных этапах интеграции стран Западной и Центральной Европы. В исторической ретроспективе прослежена динамика воздействия религиозных организаций на цивилизационные и политические объединительные процессы в Западной и Центральной Европе. При анализе современной ситуации определено, каким образом Церкви и религиозные общины участвуют в европейской политической интеграции, непосредственно взаимодействуют с официальными структурами Евросоюза и пытаются добиться результативного влияния на выработку политических решений и характер политических отношений.

        Степень разработанности проблемы. В трудах зарубежных и отечественных ученых, в коллективных публикациях научных школ представлены отдельные аспекты влияния религиозного фактора на европейские интеграционные и дезинтеграционные процессы. Однако непосредственно вопрос влияния религии на современную политическую интеграцию в Европе исследователями в XX веке не ставился, что подтверждает научную новизну диссертационной работы.

        В диссертации использованы исследования ученых по проблемам развития цивилизаций. Фундаментальную оценку роли духовного фактора в процессе цивилизационного строительства в своих трудах дали классики общественно-исторической школы О.Шпенглер и А.Дж. Тойнби. В российской общественно-политической мысли аналогичные разработки осуществлялись философами Н. Данилевским и Л. Тихомировым, князьями

        Трубецкими, богословом Г. Флоровским. В середине XX века некоторые французские историографы, представители «школы Анналов» (Ж. Ле Гофф, А. Дюпрон, П. Шоню, а также их предшественник и вдохновитель Ф. Гизо) всесторонне рассматривали уже непосредственно европейскую цивилизацию, отводя важную роль в ее трансформации именно религиозному сознанию общественных групп. Французский архиепископ-традиционалист Марсель Лефевр выдвинул концепцию возрожденной в современных реалиях христианской цивилизации, «католического града», социальной трансформации с опорой на фактор религиозной традиции. Ценностный базис европейской культуры и политического сознания, роль в нем христианства анализировали немецкий протестантский философ и социолог Э. Трельч и французский исследователь М. Фуше. К этой группе источников в контексте данного исследования можно также отнести отдельные работы С. Аверинцева об основополагающей роли религиозной традиции в формировании европейской социокультурной мысли. С. Хантингтон в знаменитой теории «столкновения цивилизаций» вывел на передний план международных историко-политических процессов и конфликтов взаимодействие между различными религиями. В отечественной политологии важное внимание проблемам духовно-идеологического базиса взаимодействия различных политических субъектов, выявления культурных архетипов различных общественно-политических практик уделял

        Панарин.

        Принципиальное значение при выработке основных положений в исследовании имели научные концепции классиков социологии религии, выявлявших взаимосвязи между религиозными установками и социальным поведением человека, в том числе М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля. В работах некоторых зарубежных ученых были предприняты попытки проследить взаимосвязи между моделями религиозного поведения и политической формой, к примеру, взаимосвязь между протестантизмом и федерализмом.

        В российской социально-политической мысли взаимодействие между религиозной сферой и государственно-политическими институтами представлено в исследованиях В. Гараджи, А. Нуруллаева, М. Мчедлова,

        Шведова, И. Лукашука. Анализ религиозного сознания как основания социальной самоидентификации и динамики представлен в работах И. Алешиной, А. Ворошиловой, Е. Ним, К. Самошонкова. Следует отметить, что для отечественной историографии традиционно было характерно изучение участия религиозного фактора в политической жизни на примере католицизма, ватиканской теократии, как, например, в работах Е. Коровина, Н. Ковальского.

        Анализ современных процессов на европейском политико- экономическом пространстве осуществлялся в диссертационной работе с опорой на исследования ученых Института Европы РАН, в первую очередь на работы А. Чубарьяна об истории и практической реализации европейской идеи, Ю. Борко, Э. Араб-оглы, сборники научных статей авторских коллективов. Анализ социокультурных черт современной европейской цивилизации осуществили в своих исследованиях Д. Драгунский и В. Цымбарский.

        Комплексный анализ рассматриваемых проблем содержится в научных разработках руководителя Центра по изучению проблем религии и общества в Европе Института Европы РАН А. Красикова. На взаимодействии религиозных организаций и идей, в первую очередь христианских, и международных политических процессов концентрируются в своих исследованиях С. Медведев, А. Митрофанова, X. Чатри. Проблемам влияния современных религиозных течений и тенденций в Европе на социально-политические настроения граждан Евросоюза уделяет внимание

        О. Четверикова, частично А. Журавский.

        К самостоятельной группе источников относятся тексты официальных документов. Их компаративный контент-анализ стал самостоятельным методологическим инструментом исследования, позволившим сформировать представление о схемах современного взаимодействия религиозных организаций и институтов ЕС. Данная группа источников содержит несколько подгрупп: официальные документы Евросоюза в части регулирования отношении с религиозными организациями; документы европейских религиозных институтов, представляющие их позицию по различным проблемам процесса объединения Западной и Центральной Европы; программные заявления религиозных лидеров по вопросам европейской интеграции и участия в ней верующих: энциклики и окружные послания римских пап, заявления европейских мусульманских и иудейских лидеров и др.

        Объект исследования: религиозно-конфессиональная составляющая интеграционных политических процессов в Западной и Центральной Европе.

        Предмет исследования: прямое и косвенное участие религиозных институтов, общин и организаций в формировании политических особенностей европейской цивилизации, их влияние на современный процесс политической интеграции в рамках ЕС, на особенности политических институтов в Западной и Центральной Европе.

        В центре внимания исследования находится регион Западной и Центральной Европы как главный ареал зарождения и развития современных процессов политической интеграции на континенте; со своей стороны, Восточная Европа оказывается периферийной, «догоняющей» зоной по отношению к изучаемому цивилизационному интеграционному импульсу.

        Цель исследования: сравнительный анализ вклада религиозных общин и организаций в процессы политической интеграции и дезинтеграции в Западной и Центральной Европе, их взаимодействия с общеевропейскими политическйми структурами в период от раннего Средневековья до настоящего времени.

        Задачи исследования:

        1. Проследить исторические особенности участия христианских (в формате трех конфессий), иудейских и исламских общин в цивилизационных интеграционных процессах на европейском континенте и их отражения в политической интеграции Европы на современном этапе.

        На основании сравнительного анализа вывести модель интегративного поведения общин каждой религии, их отношения к процессам консолидации, федерализации или суверенизации государственных образований и политических институтов в Европе.

        Обозначить фундаментальную обусловленность политического интегративного поведения религиозных организаций Европы особенностями их догматики и канонического строя, проявляющимися по-разному в зависимости от политических приоритетов каждого исторического этапа развития Западной и Центральной Европы.

        В отдельных случаях (христианские конфессии) показать, каким образом коллективное религиозное сознание европейских народов влияло на характер их политического самовыражения в контексте общеконтинентальных цивилизационных процессов, на практике отражаясь в деятельности межгосударственных политических институтов.

        Выявить взаимосвязь идей общественной консолидации в социальных доктринах религиозных организаций и интеграционных идей в европейской политике и их реализацию в деятельности европейских политических структур.

        Определить характер отношения религиозных организаций и общин Европы к процессам европейской политической интеграции на современном этапе, раскрыть особенности взаимодействия религиозных организаций с политическими институтами Европейского Союза.

        Научная новизна исследования: - анализ современных политических процессов евроинтеграции осуществляется сквозь призму участия религиозного фактора в формировании общеевропейского культурно-цивилизационного сознания, идей европеизма и их практической реализации в институтах и организациях Евросоюза; в исследовании рассматриваются цивилизационные модели вышеуказанных религий в их отношении к европейской целостности и современным политическим процессам общеконтинентальной интеграции и проявление этих моделей в характере взаимодействия религиозных организаций с политическими структурами ЕС; - представлен сравнительный анализ европейских векторов внешней политики и социальной деятельности религиозных организаций Западной и Центральной Европы на современном этапе.

        На защиту выносятся следующие положения:

        Религиозный фактор играл фундаментальную роль при зарождении и последующих видоизменениях цивилизационной базы общеевропейских политических процессов и опосредованно проявился при формировании европейских интеграционных институтов. Конструирование европейской социокультурной и политической общности изначально было обусловлено религиозным сознанием населения, находящимся в зависимости от богословско-социальной активности религиозных организаций. Интегративные политические процессы в Европе начали формироваться в рамках системы духовно-идеологических координат, предлагаемых институтами христианства, а с XVII века - и под влиянием просвещенческой гуманистической идеологии и продуцируемых ею общественных моделей.

        Тенденции политической интеграции и дезинтеграции во взаимоотношениях государств Западной и Центральной Европы, в силу взаимосвязей между религиозно-идеологическими установками и политической культурой общества, основывались на интеграционных социальных моделях религиозных организаций.

        Римская церковь выработала традиционно-имперскую цивилизационную модель политической интеграции, протестантские общины - альтернативную федеративную модель. Данные модели, опирающиеся на доктринально-каноническую платформу обеих конфессий, стали концептуальной основой процессов политического объединения государств региона.

        Религиозные меньшинства Западной и Центральной Европы, вследствие своеобразия истории собственного присутствия на континенте, выработали самостоятельные, также детерминированные социальными доктринами, модели политической интеграции. Иудейские и исламские общины представили общинно-сетевые модели интеграции (со своими характерными признаками), поместные православные Церкви - соборно- национальную модель. Однако данные модели, в отличие от католической и протестантской, не играли определяющей роли в интегративных и дезинтегративных политических процессах в Западной и Центральной Европе.

        Современное интегративное поведение традиционных религиозных организаций Западной и Центральной Европы, характер их деятельности на межъевропейском уровне, развитость контактов с институтами Европейского Союза определяются всем предшествующим историческим опытом их участия в цивилизационных процессах в регионе.

        Методологические основы исследования. В основу исследовательского подхода был положен сравнительный метод, позволивший выделить отличительные особенности каждой рассмотренной интегративной модели. При помощи кросс-темпорального анализа была выведена формула участия религий в историческом процессе евроинтеграции и определен характер современного взаимодействия религиозных общин с политическими институтами Европы. При использовании компаративного метода в исследовании упор делался на научный инструментарий классика теории компаративистики Э. Фримена, выводившего глубинные аналогии политических институтов «времен и стран в высшей степени удаленных друг от друга», М. Ковалевского, определившего роль сравнительного метода как посредника между теорией и эмпирическими данными. Принципиальное значение при выработке методологии исследования имела концепция идеального типа как основного инструмента сравнения, предложенная М. Вебером (идеальный тип как «чисто идеальное пограничное понятие, с которым действительность сопоставляется, сравнивается, для того чтобы сделать отчетливыми определенные значимые компоненты ее эмпирического содержания»). Ориентация на идеальный тип как вспомогательный компаративный инструмент в исследовании позволила выделить из поля эмпирико-исторических фактов конфессионально-идеологические конструкты и их проекцию на общественную сферу. Важную роль в данном случае сыграли также разработки в сфере компаративистики А. Тойнби, продолжившего линию Фримена в рассуждении о возможности каждого факта (индивида) в определенных отношениях являться «элементом своего класса», его методы сравнения явлений (фиксация фактов, выявление путем сравнения установленных фактов общих законов, «художественное воссоздание фактов в форме фантазии»" ). Также учитывался опыт использования сравнительного метода в исследованиях политических режимов западных политологов второй половины XX в., в частности, уже упоминавшихся Г. Алмонда и С. Вербы, Д. Истона, М. Дюверже, С. Хантингтона, М. Догана и Д. Пеласси," а также разработки в области компаративистики отечественных ученых, в частности, М. Ильина,

        Г. Голосова, Г. Семигина."

        Другим методом исследования стал ретроспективно-исторический, позволивший рассмотреть современные конфессиональные концепции процесса европейской интеграции с учетом исторических позиций и материалов прошлого. Э. Дюркгейм считал историю «единственным методом объяснительного анализа», который можно применить к исследованию современных религий. В отечественной политической науке примеры апробации данного метода можно проследить в работах представителей Межинститутской группы сравнительной и ретроспективной политологии «Полития», в частности, А. Салмина, Ю. Пивоварова, А. Зубова, Д. Тайвана, С. Каспэ.

        Одним из методов исследования стал структурно-функциональный метод. Разработанный классиками социологии религии Т. Парсонсом, Д. Кингсли, Р. Мертоном, Дж. Йингером, Б. Малиновским, А.Р. Рэдклифф- Брауном, он позволяет определить значение религиозных верований в социуме, прибегая к функциональной интерпретации общества как системы взаимно обусловливающих друг друга элементов. Религия как один из таких элементов играет решающую роль в системе «поддержания образцов» в социуме, обеспечивает функцию воспроизводства его структуры, легитимируя нормативную систему, становясь силой социальной интеграции.

        Теоретическая значимость исследования. Предложенный в исследовании ракурс анализа процесса объединения Европы (участие религиозного фактора) развивает гуманитарный научный подход к изучению проблем европейской интеграции. Сочетание в диссертации богословско- религиоведческих и политологических методов обосновывает актуальность междисциплинарного рассмотрения современных общественных феноменов.

        Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы: при разработке российской модели государственно- конфессиональной политики, структурирования отношений государства с религиозными организациями; при реализации религиозными организациями России собственных внешнеполитических интересов на пространстве Европы, выстраивании ими межрелигиозного диалога; при дальнейшем изучении процессов европейской интеграции, разработке общих и специальных учебных курсов по политической истории Европы, политической культуре, религиоведению.

        Апробация диссертационного исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры мировой и российской политики и рекомендована к защите.

        Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора.

        Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.

        Похожие диссертации на Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе