Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Положение женщин в политической жизни Исламской Республики Иран Фарзане Аждари

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фарзане Аждари. Положение женщин в политической жизни Исламской Республики Иран : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Фарзане Аждари; [Место защиты: Тадж. нац. ун-т].- Душанбе, 2012.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-23/269

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общие проблемы участия женщин в политической жизни Ирана 14

1.1. Участие женщин в деятельности политических движений в Иране до революции 14

1.2. Роль женщин в ходе Исламской революции 51

Глава II. Место и роль женщины в политической жизни Исламской Республики Иран 64

2.1. Роль политических и общественных организаций в повышении политической активности женщин 64

2.2. Роль женщин в преобразовании политической жизни Ирана 85

2.3. Участие женщин в политической жизни Исламской Республики Иран 109

Заключение 139

Список использованной литературы 146

Введение к работе

Актуальность темы исследования. После победы исламской революции в Иране произошли коренные изменения в политической и общественной жизни общества, оказывающие положительное влияние на положение всех её социальных групп, в том числе женщин и способствовали формированию нового подхода и нового взгляда на проблему семьи и женщины.

Любая революция как поворотный пункт, как коренной перелом, способствует изменению ценностей и идеалов политических и социальных структур, подходов в государственной политики. После победы исламской революции в феврале 1979 года в Иране произошли коренные изменения в социальной жизни общества, в том числе в социальном положении женщин, способствующие повышению её авторитета и роли во всех сферах жизни общества. Исходя из этого, особую актуальность приобретает проблема исследования вопросов места и роли женщины в победе исламской революции, происходивших изменениях в политической, социальной и культурной жизни иранского общество.

С другой стороны сегодня важнейшие аспекты внутренней политики иранского правительства, в том числе вопросы, связанные с соблюдением прав женщин в различных сферах социальной жизни общества, стали объектом острой критики международных организаций, ученых, политических деятелей и экспертов зарубежных стран мира. Исходя из этого особую актуальность приобретает вопрос о положении женщин в Исламской Республике Иран, правительство которой принимает меры для обеспечения подлинного равноправия женщин в политической, социальной и культурной жизни общества.

Поэтому игнорирование роли и места женщины в социальной жизни - экономической, социальной, культурной, религиозной, семейной, политической и других сферах, может привести к появлению радикальных взглядов и подходов о роли и месте женщины в жизни общества. Во многих исследованиях, проведенных в прошлом или на современном этапе, основное внимание обращено на роли и места различных социальных сословий и групп в происходящих политических событиях и явлениях, в том числе революциях. Но, к большому сожалению, в социальном и культурном отношении роль женщин в происходящих процессах часто остается вне поля зрения исследователей и ученых. Во многом к исследованию социальной роли женщины подходят как к социальной группе, интересы которой отличаются от интересов мужчин. При исследовании роли различных социальных групп в происходящих процессах, часто роль и интересы женщин, как социальной группы рассматриваются в зависимости от общих классовых, социальных, этнических, религиозных и групповых интересов.

За последние 30 лет в Иране произошли коренные изменения в подходах к оценке участия женщин в социальных процессах, в том числе их роли в подготовке и победе исламской революции. Новые подходы позволили исследователям и ученым по новому взглянуть на проблему участия женщин в революционных событиях конца 70-х годов ХХ века.

Только обеспечение справедливости может способствовать утверждению достойного социального положения женщины, как свободной и равноправной личности наравне с мужчинами во всех сферах жизни общества. В этом отношении после победы исламской революции, принимая во внимание их заслуги в деле утверждения новых ценностей и новой системы, Исламская Республика Иран законодательно обеспечила соблюдение прав и свобод женщины.

Сегодня женщины с трудом пробивают дорогу к участию в социально- политической жизни общества, особенно в политической жизни - в деятельности государственных органов и политических партий. По этой дороги будут идти следующие поколения иранских женщин, поскольку участие женщин в управлении государством, научной и культурной жизни общества способствует упрочению социальных опор политической системы, укреплению легитимности исламского правления, повышения ее авторитета на международной арене.

Степень научной разработанности темы. Ученые различных областей обществоведения – историки, философы, политологи и других отраслей науки в своих исследованиях недостаточно раскрывают вопросы социально-политические положение женщины Исламской Республики Иран. В труды ученых Ирана, России, Таджикистана и стран Запада анализируются сущности процессов трансформации, происходящих в странах Востока, в том числе место и роль женщины в политической жизни Исламской Республике Иран.

К числу работ общетеоретического характера можно отнести работы С.Л. Агаева, А.З. Арабаджанян, М.С. Иванова, Н.М. Мамедовой, Л.Е. Склярова и др. авторов, в которых исследована политическая история Ирана в ХХ веке, особенности экономического развития Ирана в 50-70-е годы, предшествующие победе исламской революции, хода развития революционных процессов во второй половине 70-х годов ХХ века и победе исламской революции в Иране.

Вопросы развития политических процессов в Иране после победы исламской революции, социально-экономического развития страны в последних десятилетиях ХХ и в начале ХХI вв. нашли свое отражение в трудах Д. М. Анаркуловой, С. Зибакалам, Ф. Раджаби, З. Ибрахими, Х. Баширия и др. исследователей.

Особую актуальность в понимании политологических истоков проблем, связанных с осмыслением таких понятий и определений как «политическое участие», «права женщин», «политическая активность», отношения лидеров ИРИ к проблемам женщины, участия женщин в проводимых мероприятиях исламского правительства приобретают работы лидеров исламской революции- Аятолла Рухулла Хомейни и Сайида Хаменеи и других лидеров ИРИ, которые определяют в огромной степени основные направления политического курса исламского правительства.

Проблема прав и места женщины в исламе, имеющая в большей степени теоретический и практический характер всегда занимала особое место в работах религиозных деятелей и исследованиях ученых. Этот вопрос исследован в трудах М. Мутаххари, С.М. Хаменеи, Ш.М. Мехди, Аятолла Джавади Амули, Г. Инсафпур и др.

Много ценных материалов и сведений о месте и роли женщин в современной истории Ирана, основных этапов развития женского движения в стране, основных целей и направлений деятельности женских организаций, действовавших в Иране до победы исламской революции автор исчерпал из работ, посвященных истории женского движения в Иране, которые принадлежать М. Тавана, М. Ширузи, А. Нахия, Хусравпанах, Фатхи, Миракам, Бамдад Б. и др.

Исследования, посвященные вопросам участия женщин в политической жизни Исламской Республики Иран, становились предметом острых дискуссий, не только внутри страны, но и за ее пределами. В этом отношении можно упомянуть о работе З. Аятоллахи, в которой рассмотрены вопросы политического участия женщин с точки зрения ислама и официальной доктрины ИРИ . Н. Мусафа в своем исследовании анализировала различные аспекты политического участия женщин в Исламской Республике Иран на трех уровнях: на уровне местных органов государственной власти, участия женщин в деятельности высшей законодательной и исполнительной власти, а также вопросы участия женщин в деятельности НПО.

Большую помощь в исследовании вопросов, связанных с борьбой иранских женщин за достижение своих политических прав в течение ХХ в. оказала работа М. Кар, принадлежащая к числу самых успешных исследований по проблемам женщин в Иране.

Вопросам участия иранских женщин в социально-политической жизни страны была посвящена Международная научная конференция в работе которой приняли участие российские и иранские ученые. Диссертантом были использованы материалы этой конференции, проходившей в г. Москве, а также международной научной конференции, посвященной А. Хомейни и духовному возрождению Ирана.

Немало работ опубликовано по проблеме участия женщин в развитии экономики страны, особенно в первые годы после победы исламской революции, когда Ирану была навязана война с Ираком и вместо ушедших на фронт мужчин немалая тяжесть работ в тылу была возложена на женщин. К числу таких работ можно отнести работы С. М. Алавиян, М. Кар, М. Садеки и М. Ахмадзаде, М. Башириян, А, Амини, Р. Самади и др.

Несмотря на наличие работ, посвященных отдельным периодам развития женского движения, участия иранских женщин в различных сферах социально-политической жизни общества – экономики, социальной жизни(образование, здравоохранение), в Исламской Республике Иран и других странах вопросы участия женщин в политической жизни страны не стали предметом отдельного диссертационного исследования.

Объектом исследования в диссертации является проблема участия женщин в политической жизни современного Ирана.

Предметом исследования стали вопросы места и роли женщин в современной политической системе, участия женщин в социальной, политической и культурной жизни иранского общества на современном этапе, борьбы иранской женщины за достижении подлинного равноправия.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования разработки авторской концепции участия женщин в современной политической системе Ирана, построенной на основе анализа основных тенденций, происходящих в политической жизни современного Ирана, особенно участия женщин в происходящих политических процессах, их места и роли в социальной жизни общества, участия в деятельности государственных органов управления на местах и на высшем уровне.

Для достижения поставленной цели перед диссертационной работой были определены следующие задачи:

-исследовать теоретические концепции и аспекты социально-политического участия женщин, исламского понимания сущности женского вопроса и практики применения и внедрения в политической жизни современного Ирана;

-обосновать политические предпосылки зарождения, становления и развития женского движения в Иране, основных этапов и ключевых направлений, основных трудностей и проблем ее развития;

-изучать основополагающие тенденции, проблемы, динамику и перспективы развития женского движения в Исламской Республике Иран как фактор устойчивого социально-политического развития;

-анализировать сегодняшнее состояние участия иранских женщин в социально-политической жизни общества, определить место и роль женщин в системе исламского правления;

-определить основные факторы, оказывающие влияние на повышение политической активности женщин, возрастания их роли в осуществлении государственного управления;

-на основе использования статистических материалов показать возрастающую роль женщин в таких важных для общества сферах как образование, здравоохранение, наука, социальная защита населения, участия в выборных компаниях, в работе органов власти на местах и в центре;

-определить основные направления и перспективы развития женского движения, основные условия и предпосылки роста политической активности женщин, усиления их влияния в социальной, политической и культурной жизни общества.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном политологическом анализе проблемы места и роли женщин в современной политической системе Исламской Республики Иран, определения особенностей обеспечения прав и свобод женщин в системе исламского правления, участия женщин в социальной, политической и культурной жизни современного Ирана. Научная новизна диссертации определяется и тем, что в ней:

- анализированы основные этапы развития женского движения в Иране, участия женщин в проводимых реформах в период проведения политики модернизации, которые составили основное содержание политики иранского правительства в 50-60-е годы, предшествующие исламской революции;

- впервые предпринята попытка исследовать и определить основные положения исламской доктрины женского вопроса, отношения лидеров исламской революции и руководителей Исламской Республики Иран к женской проблеме, их видения места и роли женщин в системе исламского правления;

- всестороннее исследованы вопросы исламского понимания гендерного равноправия, основные принципы и нормы исламского понимания социально-политического участия, анализированы основные этапы становления политического участия женщин в ИРИ;

-анализированы основные положения закона ИРИ «О женщинах», в котором определены основные принципы и подходы государственной политики по отношении женщин, поддержки и поощрения женского движения;

-всесторонне обосновано положение о том, что в современном Иране без широкого и активного участия женщин в социальной, политической и культурной жизни общества невозможно достижение устойчивого развития страны.

Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования. Работа базируется на теоретических положениях классических и современных походов и концепций роли и места женщин в социальной и политической жизни общества, в том числе исламской доктрины женского вопроса, научных концепциях иранских, российских и западных ученых, занимающихся проблемами женского движения. В диссертации были использованы методы системного, сравнительно-политологического и исторического анализа, принципы логического и ретроспективного анализа событий и явлений общественно-политической жизни современного Ирана. Для достижения поставленных задач и концептуального раскрытия вопроса, диссертант опирался на научные методы исследования других наук – социологии, истории, философии, статистики, экономики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Развитие политических процессов в Иране в течение ХХ – начале ХХI вв. свидетельствуют о возрастающей роли женщин во всех сферах социальной и политической жизни общества – экономической, политической и культурной;

2. Анализ структуры, содержания и механизмов, основных направлений реализации политики государственных органов власти Исламской Республики Иран показывает необходимость разработки и осуществления единого государственного подхода к решению проблем, связанных с защитой прав и свобод женщин во всех сферах жизни общества и проведения политики, основанной на принципах партнерства женщин, государства, общества.

3.Женщины как социальная категория представляют собой большой стратегический ресурс для будущего развития страны. Для эффективного использования этого потенциала необходимо радикальное изменение характера и содержания отношений, возникающих между женщинами и государством, предполагающих мобилизацию и использование общественного потенциала женщин на основе принципа партнерства в интересах всех сторон взаимодействия в социальной и политической жизни общества.

4.Женщины Ирана принимали самое активное участие в борьбе против шахского режима, на своих плечах наряду с мужчинами вынесли лишения, невзгоды и трудности в годы войны с Ираком, участвовали в восстановлении разрушенной войной экономики, своим участием в проведении и осуществлении социально-политического курса ИРИ заслужили достойно быть представленным в нынешней системе исламского правления.

Теоретическая и практическая значимость работы. Представленный в диссертации анализ места и роли женщин в политической системе современного Ирана, исламского понимания роли женщин, политики правительства, основных индексов социально-политического участия женщин, основных тенденций и направлений развития женского движения в Иране послужит концептуально-методологических основанием для дальнейших научных исследований в этом направлении. Проведенное исследование расширяет теоретические основы и рамки изучения женского вопроса в Исламской Республике Иран.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее научные результаты, выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке государственной политики в области защиты прав и свобод женщин, более активного их вовлечения в решении задач, стоящих перед иранским обществом. Теоретические обобщения и материалы диссертации могут применяться в процессе преподавания политологических дисциплин, написании спецкурсов по современной истории Ирана ит.д.

Апробация результатов работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры современных политических процессов факультета философии Таджикского национального университета.

В качестве советника в аппарате правительства Исламской Республики Иран автор диссертации принимал самое непосредственное участие в разработке и практической реализации государственной политики в области защиты прав и свобод женщин в Иране.

Структура работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Участие женщин в деятельности политических движений в Иране до революции

Победа исламской революции в Иране считается одной из важнейших политических событий второй половины XX века, положившая конец тысячелетней истории правления монархического режима. Ещё задолго до её победы на борьбу против правления династии Пехлеви под знаменем ислама встали десятки тысяч простых граждан, представителей всех социальных групп населения страны, среди которых свой голос протеста подняли иранские женщины.

Джулиус Нойера бывший президент Танзании отмечал: «Человек не способен на одной ноге преодолеть дальнее расстояние или бегать, если так, то как мы можем ожидать, что половина общества любой страны способна обеспечить ее развитие и прогресс?» . Исходя из того положения, что половину населения нашего общества составляют женщины, политические условия развития общества предполагают участие женщин в различных сферах социальной деятельности, являющиеся без сомнения важнейшим условием развития общества. Именно потребности социального развития диктуют необходимость повышения уровня образования и занятности женщин, повышения профессионального уровня женщин, их активного участия в социальной, культурной и политической жизни, как главного условия оздоровления общества и повышения ответственности государственных органов, общественных организаций и всех членов общества за судьбу женщины, защите их прав и свобод.

После победы исламской революции в Иране одной из особенностей социальной жизни общества стало возрождение национальных и религиозных ценностей, которое происходило с активным участием иранских женщин.

«Значение места и роли мусульманских женщин возрастает при условии, - утверждает специалист по правам женщин в Иране А. Афшар, -если общество осознает необходимость участия женщин во всех сферах социальной и политической жизни общества, поскольку проблема и положение женщин в мусульманских странах находится под пристальным вниманием Запада, который признает равные права мужчин и женщин и участие женщин во всех сферах социальной и политической жизни общества без каких-либо ограничений, и с другой стороны под влиянием крайне радикальных взглядов, ограничивающих жизнь женщин в кругу семьи и воспитании детей, игнорирующих участие женщин в не семьи в социальной и политической жизни общества» .

Влияние двух крайне противоположных взглядов и подходов стало причиной возникновения противоречий в жизни государств исламского мира, и возникновения в обществе дискуссии на тему - каким должна быть мусульманка, каким образом она может найти свое место в системе исламского правления? И, следовательно, многие заняты поиском ответа на вопрос - каково соотношение между обеспечением прав женщин на участие в социальной жизни и сохранение традиционных исламских ценностей?

Именно из этих позиций необходимо подходить и определить место и роль женщины в различных областях социальной и политической жизни современного Ирана, при этом определить сущность исламских ценностей, оказывающих влияние на формирование в общества подходов к проблеме участия женщин в жизни общества, с учетом пространственных и временных изменений, существующих сегодня в жизни иранского общества норм и правил. Это приобретает огромное значение, поскольку женщины составляют огромную часть социально активного населения страны, и использование этого огромного потенциала может сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого развития общества. С другой стороны неправильная оценка этой мощной силы, игнорирование их прав и роли, может способствовать усилению сдерживающего фактора в жизни общества.

Дискуссия об участии женщин в политической жизни общества и способов ее осуществления продолжается во всем мире уже в течение столетий. Взгляды, идеи и подходы по этому вопросу прошли долгий путь эволюции. В современном мире, в том числе в мусульманских странах наблюдается три теоретических школ подходов к проблеме политического участия женщин: радикальная школа, традиционная школа и так называемая школа сбалансированного подхода.

а) радикальный подход, не признающий физиологических различий между мужчиной и женщиной и выступающий за абсолютное равноправие прав и обязанностей мужчин и женщин.

Радикальный подход является результатом развития западного общества, он сформировался в острой борьбе между консерваторами, на стороне которых выступала церковь и традиционалистами по вопросам роли и места женщины в общества. Основной лозунг радикального подхода заключался в отрицании любых форм попирания прав женщин, равноправие мужчин и женщин во всех сферах жизни общества. Такой подход нашел отражение во многих международных конвенциях, в том числе в Конвенции «За ликвидацию всех форм дискриминаций прав женщин» и т.д.

В статье 7 настоящей Конвенции отмечается: «Государства члены предпринимают все необходимые меры для ликвидации всех форм дискриминации против женщин в политической и социальной жизни своих стран, и обеспечать подлинное равноправие женщин наряду с мужчинами -право избирать и быть избранным во всех выборных органах и обеспечение участия женщин в определение политики государства и назначения их в руководящие должности государственных органов власти». Господствующей идей Конвенции является идея абсолютного равноправия женщины и мужчин во всех сферах жизни общества, которая отвергается исламом. Ислам обращает внимание на естественные и природные отличия между мужчинами и женщинами и, исходя из этого, определят круг их обязанностей и задач, которое приводит к «половой справедливости». Сущность такого подхода заключается в том, что физические (природные) отличия женщины и мужчины, которые в совокупности обеспечивают продолжение человеческого рода, заключена в их природе. По мнению иранских ученых Аятолла Джавада и Абдулла Амили «...физические отличия и возможности женщины и мужчины не дают привилегии мужчинам и не являются недостатком женщины»1. Поскольку их возможности и способности отличаются друг от друга, мужчинам и женщинам присуще одно общее - душа (духовность), и каждый одинаково имеет возможность обладать ей и отвечать одинаково перед Создателем, поскольку исполнение божественных законов одинаково обязательно для них .

Как было выше отмечено, ислам не одобряет такой радикальный подход к женской проблеме, такой образ жизни, получивший распространение на Западе. Сущность западного понимания роли женщины в обществе прекрасно изложил известный культуролог Вилл Дюрант: «Европейская женщина беспечно была втянута в такую культуру и такой круг, в которой она не смогла понять, что является средством для обеспечения экономического развития в целях умножения все больше богатств для тех, кто обладает огромными средствами, без права участия и своей доли в этом богатстве»3.

б) традиционный подход исходит из того, что биологические и физиологические отличия между мужчиной и женщиной определяют и их сферу деятельности, традиционно сложившиеся в жизни человеческого общества. По мнению ученых исторические корни такого разделения труда между мужчинами и женщинами уходят в древнейший период, в период первобытнообщинного строя, когда женщина в силу своей слабости была вынуждена искать покровительство у мужчины, найти защиту у него. При этом она была полностью зависима от мужчины, не могло идти никакой речи о ее самостоятельности, она, по существу, была частью состояния мужчина. «Такой образ жизни, постепенно совершенствуясь, стала причиной традиционного взгляда на ограничение социальной роли женщины, в том числе ее участия в политической жизни общества. В целом многие народы мира в своей истории пережили такой период»1.

Такой подход к женской проблеме рассматривает женщину как средство, как вещ, когда «женщина, как предмет, должна находится на службе семьи, мужа и детей, без самостоятельности, права голоса и собственного мнения» . Такой подход не приемлем для ислама, поскольку ислам рассматривает женщину как личность, обладающий особыми правами, обязанностями и ответственностью перед обществом.

в) сбалансированный подход, признающий место и роль женщины в социальной жизни общества, равную ответственность мужчины и женщины перед обществом. Такой подход признается исламом. Женщина, как и мужчина, обладает божественной и человеческой миссией, она не стремиться защищать только свои интересы и думать о своем благополучии, она обязана заботится об общих интересах, создания условий для партнерства и сотрудничества с другими людьми в обществе и т.д.

Роль женщин в ходе Исламской революции

7 января 1978 года по указанию правящего режима Пехлеви на страницах газеты «Эттелаат» была опубликована клеветническая статья в адрес Аятолла Хомейни, вызвавшая бурю негодования и возмущения миллионов людей в Иране. Через два дня в знак протеста в городе Куме -религиозном центре Ирана закрылись все базары и духовные училища, простые граждане, ремесленники, торговцы вместе со студентами начали акцию протеста, все вышли на уличную демонстрацию. Полиция применила силу при разгоне демонстрации, в ходе которых были убиты ученики духовных школ и горожане. Правящий режим не ожидал такой накала противостояния широких слоев населения, гневно осуждающих расстрел мирной демонстрации в городе Куме.

Летом шахский режим объявил о введении военного положения в ряде городов страны, и применил оружие против собравшихся на акции протеста в площади Жоле города Тегерана, в результате были убиты мирные жители. Этот день вошел в историю Ирана как «кровавая пятница». В числе убитых находились женщины, участвовавшие в акциях протеста.

Расстрел мирных демонстраций осудили миллионы иранцев, поддержавших выступления широких слоев населения против шахского режима. Волна протестов, митингов, уличных шествий и демонстраций охватила все уголки страны, в которых миллионы людей требовали отставки правительства и свержения правящей династии. Шахский режим мог рассчитывать только на армию, полицию и Службу государственной безопасности и информации (САВАК), активно используемых против массовых выступлений вплоть до падения шахского режима в феврале 1979 годы. Неутомимая борьба иранского народа против шахского режима руководствовалась духовенством, выступающей под руководством давнего противника монархии Аятолла Рухулла Мусави Хомейни, который после нахождения в иммиграции, вернулся в Тегеран и возглавил вооруженную борьбу иранского народа за свержение антинародного режима Мохаммед Реза-шаха Пехлеви.

По мнению таджикского исследователя современной истории Ирана Д. Анаркуловой «... иранская революция явилась подлинно всенародным движением, уникальность которого состоит в том, что в ходе его на борьбу с шахским режимом и американским империализмом поднялись все классы и слои иранского населения. В объединении их шиитским духовенством важную роль играли некоторые эгалитаристские черты исламской религии: традиции равноправия, стремление к социальной справедливости»1.

Борьба мусульманского народа Ирана за свержение монархического режима и создания исламской республики является одной из ярких страниц истории Ирана, и по своей решительности и остроте не знает примеров в мире. Мировое сообщество с тревогой следило за ходом драматических событий в Иране, оказывало моральную поддержку в ходе этой борьбы.

Лидер исламской революции Имам Хомейни писал, что многими своими успехами исламская революция обязана активности именно женского населения страны. Хомейни писал: « Я благодарю Вас, уважаемые женщины, которые шли в нашем движении плечом в плечу со своими братьями и даже впереди их. Надеюсь, что вы будете в первых рядах и доведете это движение до победного конца, когда будет обеспечено исламское правление, а все слои общества смогут обрести своими неоспоримые права» .

Референдум по вопросам будущего политического устройства Ирана, проведенный в соответствием с международными нормами, является ярким примером политической активности миллионов простых людей . Референдум был проведен в период подъема революционного энтузиазма, характерной для первых этапов революции, задачей которого было определение отношения населения страны по вопросу установления исламской республики в Иране, в ходе которого принимали самое активное участие все социальные группы и сословия общества, мужчины и женщины.

Результаты референдума показали, что население выступило в поддержку изменения политического устройства страны, изменения структуры государственных органов, унаследованных от монархического режима. Второй референдум был проведен по вопросу о принятии Основного закона (Конституции) Исламской Республики Иран. Народ Ирана принял также активное участие в референдуме, проведенной в условиях сложной международной обстановки, продолжения психологической войны против Ирана и исламского порядка, организованной правящими кругами США. В референдуме активность женщин была выше, чем у мужчин. За одобрение Основного закона выступили не только населения городов, но и отдаленных сельских местностей, и по мнению иностранных наблюдателей в ходе проведения референдума не были допущены серьезные нарушения. По мнению исследователя истории женского движения в Иране М. Хафизиян в ходе революции на арену политической борьбы решительно вошли иранские женщины, показав примеры мужества и самоотверженности, примеры которых не знала история Ирана. Женщины, участвовавшие в акциях протеста, были не только из социально активных слоев общества, многие из них до этого вели затворнический образ жизни, в нужный момент вступили в борьбу за светлое будущее .

Одной из главных причин активного участия женщин в ходе революционных событий и проведенных после победы исламской революции референдумов заключалось в том, в годы правления монархического режима женщины ждали перемен, проведения коренных преобразований в системе государственной власти, проведения реформ в пользу простого народа, ожидания, которые не были осуществлены правящим режимом Пехлеви. Монархический режим в Иране исчерпал все свои возможности, он не мог удовлетворить потребности широких слоев общества, выступающих за его смену на более народный, более демократический режим, способный принять меры по укреплению независимости страны и улучшения их материального положения, уважать достоинство человека труда, создать все условия для обеспечения подлинного равноправия граждан страны, независимо от социального положения и статуса, уважать права женщин и матерей, соблюдения их прав во всех сферах жизни обществе. Многие иранские женщины накануне и в ходе революционных событий понимали, что для достижения этих целей необходимо выйти за рамки семьи и принимать участие в социально-политической жизни общества.

Многие женщины, принимавшие активное участие в революционных событиях конца 1978 года и начало 1979 года, по мнению М. Хафизиян, были уверены в том, что политическая активность женщин была результатом осознания той реальности и нежеланием ограничиваться семейной жизню, выходя на демонстрации, женщины исполняли свой гражданский и религиозный долг1. Другими словами усиление сопротивления правящему режиму способствовало политической активности женщин, долгие годы находящиеся в бесправном положении и накапливающие свою ненависть против тирании монархического режима, препятствующий продвижению страны по пути прогресса и развития. Движение женщин в поддержку противников правящего режима Пехлеви уходило своими корнями в историю Ирана, отражавшая на свои страницах героическую борьбу женщин в период движения конституционалистов, в годы революции 1905-1911 гг., в 50-е годы, когда была национализирована нефтяная промышленность Ирана и подпольной борьбы против режима в 60-70-е годы.

До победы исламской революции, - писала очевидец событий тех лет Дж. Кадиюр, - несмотря на то, что женщины находились под влиянием государственной пропаганды и идеологии, большинство из них не испытывали чувства симпатии к правящему режиму, и в целом были готовы поддержать социально-политические движения и течения, деятельность которых была направлена против монархического режима .

В течение тринадцати месяцев, предшествующих победе исламской революции, женщины Ирана находились в передних рядах социально-политических событий. Участие женщин в революционных событиях в качестве мощной социальной силы имело две особенности: во-первых - оно коренным образом противоречило западному пониманию роли женщины, к примеру, распространенной в Иране в 50-70-х годах, когда женщины были использованы в качестве марионеток в осуществляемой шахским режимом политики модернизации, режим, использующий женщин для достижения своих целей, и, во-вторых, это было связано с политической линией, определенной лидером исламской революции в Иране Аятоллой Хомейни, давщей высокую оценку роли женщин и их участия в революционных событиях конца 70-х годов в Иране.

Лидер иранской революции Имам Хомейни давал высокую оценку роли женщин, он рассматривал политическое развитие и их активное участие в социальной жизни общества как составную часть божественной морали, предполагающей равноправие женщин и мужчин во всех сферах социальной жизни общества1. Имам в своих многочисленных выступлениях и посланиях отмечал: «Ислам предоставляет женщинам преимущественное право по сравнение с мужчинами во всех сферах жизни» . Таким образом, можно утверждать, что иранская революция представляла новую волну политического ислама и революции, показавшая всему меру новое понимание Ирана и исламского мира. Более того в учении имама Хомейни женщины рассматриваются как активная социальная группа, и своим участием они способны изменить ход развития политических процессов, он призывал женщин к активной социальной позиции, участвовать во всех мероприятиях революционного правительства и предоставил им такую возможность. Хомейни подчеркивал: «В системе исламского правления, женщина как человек, может принимать участие наравне с мужчинами в строительстве исламского строя и общества, но не в качестве предмета, она не имеет права унижать себя до такой степени, и, ни мужчины имеют право донести её до такого состояния»3.

Роль женщин в преобразовании политической жизни Ирана

Исламское учение рассматривает развитие личности, основанное на божественном учение и совершенствование личности, как нравственное развитие общества. Именно поэтому целенаправленное развитие, с точки зрения ислама, опирающееся на мораль и социальную справедливость означает достижение гармоничного развития общества, ее членов, в том числе женщин, являющихся хранителем важнейшей ячейки общества -семьи. Женщины, согласно исламским учениям, в силу своих природных и божественных начал, совершенствующихся на основе ценностей исламского воспитания, играют ключевую роль в жизни сообществ. Ислам учит, что каждый человек, независимо от своих способностей, потребностей и личных качеств, нуждается в обучении и воспитании. Об исключительной важности обучения личности свидетельствуют слова Пророка ислама утверждающий, что «Овладение знаний (науки) обязательно для каждого мусульманина». Или же в случае жизненных потребностей овладение знаний, считает важнейшей обязанностью человека. В необходимости овладения знаниями также напоминается в Священном Коране: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают» .

Ислам также учит, что мужчина и женщина в вопросах овладения знаниями имеют равные права. Вне всякого сомнения, можно утверждать, что активное участие женщин во всех сферах жизни общества в первую очередь зависит от уровня их образования и осведомленности (информированности). В соответствии с взглядами современных ученых в исламских государствах, касающихся условий социально-политического участия женщин, образованность женщины дает возможность познания созидательных идей, соответствующих современному уровню развития и потребностей общества, и позволяет найти свое достойное место в исламском обществе. В Декларации прав и обязанностей женщин о положение женщин в период зарождения и становления ислама отмечается: «История свидетельствует о том, что в начале исламской цивилизации женщины имели необходимые условия для овладения знаниями, и трудились во всех отраслях жизни общества того времени» .

Известный богослов и государственный деятель Таджикистана Хаджи Акбар Тураджанзаде о месте и роли женщины в исламском учении пишет:

«Проблема места и права женщины считается одной из важнейших и волнующихся тем в исламском учении шариата. Эта проблема во всех этапах развития ислама как религиозного учения выступала и была в центре внимания не только как правовая проблема, но как важнейшая тема в культурной, социальной и общественно-политической жизни общества»1.

Таким образом, можно утверждать, что уровень образования и уровень занятности выступают в качестве важнейших факторов и показателей социально-политического участия женщин в жизни любого общества, в том числе Исламской Республики Иран.

По мере развития системы образования и повышения уровня занятости женщин повышается уровень участия женщин в жизни общества, в том числе в политической жизни. После победы исламской революции этот процесс имеет тенденцию к росту. Сравнительный анализ уровня образованности и занятности иранских женщин в период правления шахского режима и в период существования ИРИ свидетельствует о том, что после победы исламской революции в Иране произошли серьезные изменения в этом направлении. Для убедительности можно ссылаться на статистические данные, официально опубликованные в Иране о развитии всех уровней системы образования - средней, среднетехнической и высшей, трудоустройством женщин в различных отраслях экономики страны, а также участии женщин в делах управления государством на уровне местных органов исполнительной власти и высших органов, участия женщин в социально-политической жизни современного Ирана в целом.

Образование. Первые государственные учебные заведения появились в Иране в период правления Насериддин-шаха, в середине XIX века, когда с помощью иностранных советников и специалистов - американских, английских и французских были созданы женские школы, куда по разрешению шаха были зачислены иранские девушки. Первые женские школы были основаны в Тегеране, Тебризе, Урмия, Реште, Хамадане и Мешхеде, в которых наряду с религиозными науками изучались основы светских наук1. Но, при этом в фирмане шаха о создании светских школ для иранских девушек отмечалось, что «... при условии не вмешательства в их сознании и религиозных убеждений и обучения девушек грамоте, рукоделию, организации домашнего хозяйства и другим способностям»2.

В период правления династии Пехлеви главная задача официальной политики правительств заключалась в подражании западной культуре, в том числе в вопросах женского образования и привлечения женщин к участию в социальной и политической жизни общества. В этих целях в Иране, -отмечает иранский исследователь А. Камран - «... широко внедрялась европейская система образования, в том числе поощрялось развитие женского образования, а в политической линии правительства на развитие образования, как и в других направлениях внутренней жизни государства, наблюдалась тенденция проведения модернизации и реформ и их адаптации к традициям национальной культуры»3.

Конечно, необходимо отметить, что основы светской системы образования в Иране были заложены в 20-х годах XX века, в период после прихода династии Пехлеви к власти, когда в Иране на государственном уровне началось проведение политики модернизации. Невозможно отрицать, что в начале политики модернизации государство выделяло огромные средства на развитие образования, в том числе женского образования. Примером ускоренного развития женского образования могут стать такие сведения: если в 1291 году только 3 девушек окончили шестилетние начальные школы, то после 30 лет количество девушек, закончивших начальную школу достигло 5667 человек. Рост числа вовлеченных в начальную школу девочек заключался в том, что режим Пехлеви установил государственный контроль за деятельностью всех форм школ, а в скором времени правительство Реза-шаха старшего приняло постановление о превращение всех школ в государственные школы, в результате претворения которой все школы, действующие под патронажем миссионерских организаций и частные школы перешли в руки государства. Но, несмотря на мероприятия правительства по развитию системы среднего образования, шахский режим не смог создать условия для развития высшего образования для женщин, в стране до 1315 года отсутствовали высшие учебные заведения для женщин .

Высшее образование было доступно только за границей, и только небольшое количество женщин получало образование в Европе. Только в начале 30-х годов XX века в Иране начали принимать в высшие учебные заведения женщин, так в 1315-1316(1936-1937) учебном году в учебные заведения высшего образования были приняты 80 девушек. Но, несмотря на развития женского образования, внесения изменений в законодательные акты страны, расширяющие права женщин, все еще иранские женщины не имели право участвовать в выборах .

После прихода к власти Мохаммеда Реза Пехлеви ускорились темпы экономического и социального развития Ирана, в силу освоения новых месторождений нефти на юге страны и увеличения валютных поступлений в казну государства за счет продажи нефти, государство начало проводить эффективную политику в социальной сфере общества - были открыты новые школы, улучшилась ситуация с медицинским обслуживанием населения, началось строительство дорог и коммуникаций по всей стране, Иранское руководство взяло курс на ускоренное проведение политики модернизации, в ходе проведения которой усиливалась зависимость Ирана от Запада, в первую очередь США.

Участие женщин в политической жизни Исламской Республики Иран

В сегодняшнем Иране женщины принимают самое активное участие в различных сферах социальной жизни общества - экономической, социальной, политической и культурной жизни, в том числе в деятельности государственных органов власти и структур гражданского общества. Конечно, на уровень политической культуры населения каждого государства оказывают влияние ряд факторов и существующие в обществе культурные ценности и нормы. Что касается проблемы участия женщин в социально-политической жизни современного иранского общества, то можно отметить, что в этом вопросе наблюдается три подхода, которые объединили схожие по существу взгляды и мнения. Рассматривая эту проблему необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в социальной и политической жизни Ирана на протяжении всего XX века особую роль играли традиционные исламские ценности и нормы. Иран, как и любое другое исламское государство, отличается тем, что ислама во всех сферах жизни общества играет ключевую роль, тем более, что этот процесс стал приоритетным в жизни страны и ее населения после победы революции 1979 года. Таким образом, можно утверждать, что в общественной жизни современного Ирана наблюдаются три подхода к постановке вопроса об участии женщин в социально-политической жизни государства и общества. Традиционный исламский, интеллигентно-просветительский и так называемый третий подход, отрицающий две первые подходы.

Сущность первого подхода традиционного исламского заключается в том, что представители этой школы политической культуры общества хотят ограничить сферу деятельности женщины семьей и воспитанием детей. Они обосновывают свои взгляды необходимостью учета природных и биологических особенностей человека, которые в течение тысячелетней истории человечества стали причиной разделения труда. Таким образом, представители этой школы не признают необходимость участия женщин в общественной жизни, вне стен дома, и считают социальную деятельность женщины причиной многих противоречий и социальных проблем.

Представители второй школы политической культуры общества в основном выходцы из интеллигенции, выступают за безусловное участие женщин в социальной жизни - экономической, социальной, политической, культурной и т.д. Они, по сути, не согласны с позицией традиционалистов, выступающих за ограничение социальной активности женщин. Представители этой школы даже выступают за отмену действия статьи 113 Конституции ИРИ, которая не разрешает женщинам выдвигать свою кандидатуру на должность Президента страны, считая положение этой статьи противоречащим правам и свободам женщины как полноправного члена общества.

Представители третьей школы отрицают «традиционализм» первой школы и «радикализм» второй школы, выступают за участие женщин в социальной жизни общества, включая и политическую жизнь, но одновременно выступают за ограничение прав женщин в отдельных сферах.

Как было выше отмечено, ислам при определении места и роли женщин в жизни общества исходит из ее биологических особенностей, признавая социальную роль женщин, и одновременно обращает внимание на недопустимость использования женского труда в сферах производства, представляющих угрозу жизни и здоровья женщины, к примеру, женщина освобождена от обязательной воинской повинности, поскольку защищать родину задача мужчин.

Имам Хомейни по поводу отношения ислама к социальной роли женщины отмечал: «Ислам обращает большое внимание правам женщин, по сравнению с правами мужчин. Ислам в большей степени защищает права женщин, нежели мужчин. У нас женщины обладают широкими правами, даже больше чем у женщин на Западе. Наши женщины имеют права избирать и быть избранным»1.

Участие женщин в политической жизни общества, как на общенациональном уровне, так и в принятии и определении политического курса станы имеет огромное значение. Для определения степени участия женщин в происходящих в Иране политических процессах и мероприятиях, в которых женщины принимали активное участие, можно привести примеры выборы последних трех президентов страны.

Самым ярким примером уровня развития политической культуры любой страны является избирательное право граждан - право избирать и быть избранным. Это право является частью естественного права человека на право выбора - выбора в личной и общественной жизни: выбор спутника жизни, выбор образа жизни, местожительства, профессии, место учебы, и в конечном итоге право избрать представителей народа в органах власти и право передачи полномочий выступить от имени и представлять народ являются формами права выбора человека.

По этим двум показателям можно понять уровень политической активности и политического участия женщин в жизни общества. «Впервые иранские женщины получили право участвовать в выборах парламента в 1963 году на основе указа шаха, они получили права участвовать на выборах и быть избранным депутатом парламента» .

На выборах парламента в этом году 4 женщины были избраны в Меджлис Национального Совета и 2 женщины в Сенат. «Конечно, не все эти депутаты женщины были избраны иранским народом, и конечно не могли обеспечить широкое представительство народа. Но, в целом, при существующей монархической системы, даже депутаты парламента из числа женщин не имели возможность защищать права и интересы различных социальных групп».

В 1344 (1965) году в жизни иранских женщин произошло другое важное событие, на должность министра образования была назначена женщина. А в 1345 (1966) году возросло число женщин в составе высших органов власти в Иране - 8 женщин были избраны депутатами Меджлиса Национального Совета и двое женщин были избраны в состав Сената, 28 женщин работали адвокатами на судах, а число женщин работающих в министерствах составило несколько сотен человек .

В целом можно отметить, что деятельность женщин в парламенте и Сенате носила формальный характер, они должны были показать представительность высших органов власти в Иране. Что касается активного участия женщин в происходящих событиях политической истории современного Ирана, то можно привести пример подъема революционного движения в стране в 1978 году в преддверии исламской революции.

С ростом недовольства широких слоев населения политикой шахской власти можно было наблюдать активное участие женщин, наряду с другими социальными сословиями, в проводимых демонстрациях, уличных шествиях, митингах, приведших в конечном итоге к падению шахского режима. К моменту падения власти Реза-шаха в 1979 году по некоторым сведениям в Иране действовали 23 формальных и неформальных женских организаций2.

В годы после победы исламской революции в Иране наблюдался рост участия женщин в выборах депутатов парламента, свидетельствующих об укреплении доверия широких слоев населения исламскому режиму. Существующие статистические данные в Иране свидетельствуют о повышении активности женщин в политических событиях, происходивших в жизни страны после победы исламской революции. В период правления выборов в парламент первого, второго и третьего созыва рост активности женщин составил более 2% в каждом этапе по сравнению с предыдущим этапом. В состав парламента первых трех созывов было избрано по 4 депутата-женщины. А в период выборов парламента рост активности женщин составил 6,4% по сравнению с выборами парламента третьего созыва. Из числа женщин в парламент четвертого созыва было избрано 9 депутатов, а в состав парламента пятого созыва 14 депутатов, составляющих соответственно 3,2 и 5,55 от общего числа депутатов парламента1. В парламенте шестого созыва было избрано всего 11 депутатов-женщин, несмотря на рост активности женщин, поскольку по всей стране в состав представительных органов всех уровней было избрано 290 депутатов, что на 20 депутатов было больше по сравнению с предыдущим периодом .

Имам Хомейни в своих воззваниях призывал женщин все активнее участвовать в управлении государством и деятельности законодательных органов власти, и отмечал: «Политика не наследственна, она не является исключительной прерогативой государства, Меджлиса и отдельных личностей. Политика это управление государством и ситуация, связанная с происходящими в государства процессами. Все население страны имеет права участвовать в ней. Женщины также имеют право вмешиваться в политические дела, это их долг»3.

Похожие диссертации на Положение женщин в политической жизни Исламской Республики Иран