Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе Сафонов Михаил Александрович

Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе
<
Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сафонов Михаил Александрович. Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Сафонов Михаил Александрович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2009.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-23/108

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Теоретико-методологические подходы к анализу проблемы этноконфессионального экстремизма 15

Раздел II. Характер и формы проявления этноконфессионального экстремизма на Северном Кавказе 49

Раздел III. Федеральные и региональные политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму и их регулирование 103

Заключение 178

Список источников и литературы 186

Приложения 209

Введение к работе

Актуальность исследования. События последних лет показали значительную опасность этнополитических и религиозных экстремистских течений в современном мире. Провоцируя конфликты, ненависть и недоверие между национальными и религиозными группами, экстремисты создают реальную угрозу миру и безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества.

К настоящему времени написано немало монографий, статей и других исследований, посвященных проблеме экстремизма как таковой, политическому, этнонациональному, конфессиональному и другим его видам, однако применительно к нашей стране и Северному Кавказу, в частности, таких комплексных работ пока не очень много.

Для Российского государства, исторически сложившегося как многонациональное и многоконфессиональное, особую опасность представляет этноконфессиональный экстремизм, вносящий раскол в российское общество, нарушающий межнациональное согласие.

В условиях формирующегося нового федеративного государственного устройства, актуальным представляется сохранение и укрепление сложившихся стабильных межэтнических и межконфессиональных отношений, которые были нарушены в результате распада СССР, и, в первую очередь, по причине ослабления пропаганды, направленной на мирное сосуществование различных этносов и конфессий, толерантности и сотрудничества, прежде всего на Северном Кавказе.

Необходимость ведения контрпропаганды этноконфессионального экстремизма подчеркнул Президент РФ Д.А. Медведев на встрече c исламским духовенством Северного Кавказа, состоявшейся в г. Сочи 28 августа 2009 г., где обсуждались вопросы поддержки мусульманских религиозных организаций Северного Кавказа. Он призвал мусульман активнее пропагандировать свою религию в интернете, и тем самым осуществлять контрпропаганду религиозного экстремизма. По словам Медведева, «эту работу нужно усиливать, потому как мы никого не заставим отказаться от интернета и мы понимаем, что заблокировать такого рода экстремистские сайты мы не сможем, они перейдут на свои зеркальные сайты и оттуда будет осуществляться такое же вещание, будет идти поток информации абсолютно экстремистского свойства с призывами».

Этнополитические процессы, развивающиеся в постсоветский период в националистическом направлении, принимают экстремистские формы религиозного шовинизма и национал-сепаратизма. Частым явлением стала открытая пропаганда религиозного и национального превосходства, дискриминация по этническому и национальному признаку, нагнетание нетерпимости и вражды на национальной почве. Региональный сепаратизм и этнополитические конфликты стали тормозом демократического развития общества, реальной угрозой целостности государства, его национальной безопасности.

На современном этапе Северный Кавказ в массовом сознании и научных исследованиях традиционно представляется как наиболее «горячая» зона на территории России. Общероссийская и международная значимость Северо-Кавказского региона определяется его высоким конфликтогенным потенциалом, вызывающим повышенный интерес органов государственной власти, научной общественности и формирующегося гражданского общества к происходящим в нём процессам.

В этой непростой ситуации существенно возрастает роль политической науки, задача которой – предложить обществу и государству адекватные внутри- и внешнеполитическим вызовам механизмы разрешения конфликтов такого типа. Руководство Российского государства в последнее время этому вопросу уделяет существенное внимание. Так, в Послании Федеральному Собранию РФ Президент России Д.А. Медведев отметил, что «Северный Кавказ – это регион, в котором исторически проживают люди многих национальностей. И сегодня особенно важна планомерная работа в семье и школе, на местном и региональном уровне по формированию добрых межнациональных отношений и зрелого гражданского общества».

Несмотря на определённые позитивные изменения, произошедшие в регионе с начала 2000-х гг. (что в значительной степени связано с повышением эффективности деятельности органов государственной безопасности, правоохранительных органов центрального и регионального подчинения и ростом доверия общества к антикризисным мероприятиям власти), в целом говорить о полной стабилизации еще преждевременно. К сожалению, приходится констатировать, что и в обозримой перспективе Северный Кавказ останется главной точкой напряженности в России. Те процессы, которые протекают в последние десятилетия в этом регионе, оказывают существенное влияние на общественно-политическую ситуацию в целом по стране, на состояние ее национальной безопасности.

Вооруженные конфликты, вызванные национальным сепаратизмом и подрывной деятельностью религиозно-экстремистского бандподполья, заставляют Российское государство постоянно акцентировать внимание на проблемах укрепления национальной обороноспособности и государственной безопасности, совершенствовать правовую базу.

В таких условиях, когда отчетливо просматривается тенденция к расширению масштабов этноконфессионального экстремизма, разработка и реализация эффективных политико-правовых мер противодействия этому явлению становится приоритетной государственной и международной задачей. В связи с этим злободневной является реализация принятого в 2002 году Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», а также принятого в 2006 году Федерального закона «О противодействии терроризму».

Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема противодействия и профилактики этноконфессиональному экстремизму находится в фокусе внимания государственных органов, политических и общественных организаций, а задача разработки комплексных государственных программ, в этой области, обуславливает необходимость всестороннего и детального изучения истоков и природы этноконфессионального экстремизма, выработки действенных мер по предотвращению его распространения. При этом политико-правовое регулирование в данной сфере отношений не может не строиться в контексте национальной политики государства и является существенной ее составляющей. Сказанное определяет теоретическую и практическую актуальность изучения этноконфессионального экстремизма, подходы к его политико-правовому регулированию.

Степень научной разработанности темы. В России сформировалась прочная традиция кавказоведения, в создании и развитии которой важная роль принадлежит также исследователям Юга России. Проблемы этнического и конфессионального экстремизма широко освещены в литературе последних лет, однако работ, в которых данные вопросы были бы рассмотрены в совокупности, пока мало.

В большинстве публикаций уделено внимание отдельным аспектам исследуемой темы. Изучение этнического экстремизма, причин его появления нашло отражение в трудах этнополитологов, юристов, историков Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, В.В. Витюка, В.И. Власова, Л.М. Дробижевой, А.В. Малашенко, А.А. Мацнева, В.А.Михайлова, Н.П. Медведева, В.К. Медведевой, В.И. Мукомеля, Э.А. Паина, А. Попова, С.А. Пистряковой, В.А. Тишкова, Л.Л. Хоперской, В.А Шнирельмана и др.

Проблематика религиозного экстремизма, его распространения на Северном Кавказе представлена в работах В.А. Авксентьева, Л.В. Батиева, Г.Д. Гриценко, А.В. Дмитриева, В.Х. Акаева, А.К. Алиева, З.С. Арухова, К.М. Ханбабаева, Ю.М. Антоняна, М.А. Аствацатуровой, И.П. Добаева, Г.Г. Матишова, В.В. Черноуса, В.М. Юрченко и др.

Тема диссертационного исследования потребовала более детального изучения конфликтогенного уровня каждой отдельной республики северокавказского региона, особенностей распространения в ней радикальных течений ислама. Данные вопросы рассмотрены в публикациях В.Х. Акаева, Н.М. Емельяновой, Э.Ф. Кисриева и др.

Проблемы реализации общепризнанных норм в области политико-правового обеспечения этнического и конфессионального развития в Российской Федерации с целью эффективного противодействия этноконфессиональному экстремизму отражены в трудах Р.Г.Абдулатипова, М.А. Аствацатуровой, В.О. Бобровникова, А.Ф.Дашдамирова, К.В. Калининой, А.А.Мацнева, В.А. Михайлова и др.

Объектом исследования являются причины и характер проявлений этноконфессионального экстремизма на Северном Кавказе, выявление его сущности, видов и политико-правовых основ противодействия ему.

Предмет исследования – реализация политико-правовых основ противодействия этноконфессиональному экстремизму в многонациональном регионе Северного Кавказа и механизмов профилактики экстремизма.

К вопросам этнополитической нестабильности и экстремизма обращались и зарубежные исследователи. Например, П. Брасс, Д. Гамбург, Э. Геллнер, Д. Горовиц, Дж. Ротшильд, Ф. де Пау, С.Хантингтон, К. Хаусхофер, М. Эсман.

Целью настоящего исследования является анализ политико-правовых основ профилактики этноконфессионального экстремизма в северокавказском регионе Российской Федерации и их реализации.

В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

– определить теоретико-методологические подходы к изучению этноконфессионального экстремизма;

– выявить сущность понятия «этноконфессиональный экстремизм»;

– дать политико-правовой анализ социально-политических истоков экстремизма на Северном Кавказе;

– раскрыть характер и формы проявления этноконфессионального экстремизма в российском обществе;

– показать роль государственной национальной политики как важнейшей основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе;

– исследовать проблемы реализации политико-правовых основ противодействия этноконфессиональному экстремизму на Юге России и механизм их функционирования;

– выявить сущность и опыт профилактики этноконфессионального экстремизма;

– определить основные направления деятельности политических и общественных институтов по противодействию этноконфессиональному экстремизму.

Гипотеза исследования. На основе исследованного пласта источников и литературы представляется возможным высказать следующие гипотетические предположения. С большой мерой уверенности можно предположить, что пространство этноконфессионального взаимодействия на Северном Кавказе переходит и перейдет в новое измерение. Проявления терроризма и экстремизма, свойственные современному обществу, еще острее будут сказываться на продолжающихся взаимопроникновениях этноконфессионального и социально-экономического пространств в данном регионе. В полный рост станет задача более умелого и искусного управления сотрудничеством в этноконфессиональной среде. Нельзя не видеть, что все более острой становится невралгика болезненных проявлений в межэтнической сфере взаимоотношений, а также общих процессах социально-экономического развития в регионе Северного Кавказа и в общенациональных пределах в целом. Этим не преминут воспользоваться силы, стремящиеся противодействовать благоприятным процессам, получившим развитие на Юге России. Отсюда возникает острая необходимость повышенного внимания к подготовке и продвижению во власть умелых, дальновидных кадров, способных работать в многоконфессиональной среде.

Теоретико-методологическая основа исследования. Достижение цели диссертационного исследования и разрешение поставленных задач предполагают принцип комплексности, системности, междисциплинарный подход. Применялись методы конкретно-исторического, правового и логического анализа. Использовались такие методологические приемы, как сравнение, синтез, индукция и дедукция. Практиковались общепринятые научные политико-правовые основы исследования, выработанные в отечественной и зарубежной науке.

Эмпирическую базу диссертации составили международные и российские политико-правовые документы, среди которых декларации и конвенции, принятые на международном уровне, Конституция Российской Федерации, Указы и Послания Президента РФ, Концепция государственной национальной политики РФ, федеральные и региональные законы, материалы парламентских слушаний Госдумы ФС РФ, постановления Правительства РФ, труды российских и зарубежных ученых, общественных деятелей. Кроме того, были рассмотрены результаты социологических исследований, проводимых различными специалистами, в которых изучались причины этноконфессионального экстремизма, формы и методы противодействия ему. Многоаспектность изучаемой проблемы и междисциплинарный характер интересующего нас предмета исследования обусловили необходимость применения результатов диссертации в области политологии, правоведения, этносоциологии и этнополитологии.

Научная новизна диссертационного исследования определяется его целями и задачами и может быть изложена следующим образом:

– на основе обобщения результатов исследования проблемы религиозного и национального экстремизма показано эвристическое значение системного подхода, позволившего наиболее адекватно обозначить предпосылки для формирования политико-правовых норм противодействия этноконфессиональному экстремизму;

– предложена новая модель осмысления особенностей теоретического и терминологического содержания понятия «этноконфессиональный экстремизм», позволяющая раскрыть его сущность и увидеть процесс формирования и развития;

– дан анализ специфики проявления религиозного шовинизма и национального сепаратизма на Северном Кавказе в их динамике с учетом взаимосвязи наблюдаемых экстремистских проявлений с целым рядом политических и социально-экономических процессов;

– выявлено и обосновано значение противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе в общей системе мер безопасности в современных условиях национального развития;

– произведен детальный политико-правовой анализ регионального и федерального законодательства в сфере профилактики противодействия экстремизму и терроризму, на основе полученных результатов определены и обоснованы перспективные направления формирования политико-правовых основ противодействия этноконфессиональному экстремизму.

На защиту выносятся следующие положения диссертации, являющиеся новыми или обладающими признаками новизны:

1. Наиболее эффективные результаты в ходе анализа проблемы этноконфессионального экстремизма обеспечиваются в первую очередь комплексным системным подходом, поскольку именно он в максимальной степени учитывает многофакторную природу данного феномена. Приоритетным должен стать политико-правовой и контрпропагандистский аспект противодействия этноконфессиональному экстремизму, поскольку меры запретительно-силового характера на данный период не позволяют органам власти в полном объёме контролировать этот вопрос.

2. Размытая понятийная база в законодательстве является причиной разночтений в ее толковании, и, как следствие, ошибок в исполнении федеральных и региональных законов, касающихся противодействия и профилактики экстремизма.

3. Несмотря на то, что в современном обществе религия официально отделена от государства, государственные институты Российской Федерации обязаны сотрудничать с традиционалистски ориентированным духовенством и активно противодействовать экстремизму и терроризму, использующему религиозную основу.

4. Ликвидация религиозной безграмотности в среде этнического населения республик Северного Кавказа, особенно молодежи, является основной превентивной мерой по предотвращению внедрения в Россию идей религиозного экстремизма из-за рубежа. Зачастую носители радикально-экстремистской идеологии намного лучше ориентируются в вопросах ислама и трактуют положения вероучения в зависимости от своих целей.

5. В настоящее время эффективным представляется взаимодействие Российской Федерации с зарубежными странами в вопросах противодействия мировому экстремизму, поскольку основная опасность распространения ваххабизма исходит от религиозных сообществ Арабского мира.

6. Ряд запретительных мер, предпринятых властями с целью профилактики распространения религиозного экстремизма, касающихся регистрации религиозных и общественных организаций, их финансирования из-за рубежа, нуждается в корректировке, так как имеет место нарушение федерального законодательства.

Теоретическая значимость диссертации состоит в возможности применения нового комплексного подхода к исследованию современного политического процесса, сочетающего в себе методы изучения как этнических, так и конфессиональных отношений, а также в возможности уточнения ряда положений и категорий, относящихся к избранной проблематике.

Изложенные в диссертации теоретические положения, полученные при анализе геополитической обстановки на Северном Кавказе, могут использоваться для разработки концептуальных основ внутренней политики России.

Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации могут применяться в дальнейшем исследовании этноконфессионального экстремизма, формировании механизмов его профилактики, разработке практических мер по противодействию и предотвращению экстремистских проявлений в российском обществе.

Результаты исследования могут использоваться в преподавании дисциплин политологического и социологического профиля в высшей школе, а также в подготовке руководящих кадров в РАГС при Президенте РФ.

Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждено на заседании кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендовано к защите. Основные положения работы изложены в публикациях автора общим объемом 2,5 п.л., а также апробированы в выступлениях на двух межвузовских научно-практических конференциях по проблемам экстремизма и терроризма на Северном Кавказе ( в Пятигорском государственном лингвистическом университете и Пятигорском филиале Северокавказского технического университета в 2008 г.)

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Теоретико-методологические подходы к анализу проблемы этноконфессионального экстремизма

Прежде чем перейти к анализу этноконфессионального экстремизма на Северном Кавказе на современном этапе, необходимо разъяснить некоторые вопросы теоретико-методологического характера и уточнить содержание понятий, которыми мы будем часто оперировать в нашей работе.

Центральным понятием диссертационного исследования является «экстремизм» (а также его производная — «этноконфессиональный экстремизм»). Слово происходит от лат. extremus («крайний») и означает приверженность в политике и идеях к крайним взглядам и действиям . Термин используется в политических науках с середины XIX в., но вначале его применяли в отношении политических течений антимонархической направленности. Наряду с понятием «радикализм» вскоре стали использовать «экстремизм» в отношении политических противников, вне зависимости от характера их деятельности и исповедываемых ими взглядов.

В качестве научного термина слово «экстремизм» одним из первых использовал в начале XX века французский юрист М.Лерой, который основным отличием таких политических течений считал абсолютную веру в исповедываемые политические идеалы.2 В последующем данный термин приобрел популярность, его стали применять относительно политических течений, резко отличающихся от господствующих в обществе.

Многие исследователи указывают на проблему отсутствия общепринятой правовой трактовки понятия «экстремизм», объясняя это неоднозначностью и многоаспектностью явления, а также его исторической изменчивостью. В современной философской и политологической литературе отсутствует общепринятое строгое определение рассматриваемого явления. Точнее, последних выработано слишком много, и на сегодня основная задача исследователей -договориться о терминах.

В политологическом словаре экстремизм определяется как «приверженность к крайностям в политике. Чаще всего экстремизм как тип девиантного поведения проявляется в отрицании существующих политических норм, ценностей, процедур, основополагающих принципов организации политических систем, стремлении к подрыву политической стабильности и низвержению существующей власти»1. Таким образом, экстремистскими можно назвать лишь такие действия, которые превышают необходимую степень воздействия, независимо от используемых средств: физического насилия, морального принуждения, экономического давления и т.д.

Стоит заметить, что определение «политический» к понятию «экстремизм» существенно не меняет предмет изучаемого явления: крайние взгляды возможны в различных сферах человеческого взаимодействия, но термин «экстремизм» практически не используется за пределами области политических явлений. То есть с научной точки зрения корректным будем считать понятия «экстремизм» и «политический экстремизм» синонимами.

Среди признаков экстремизма называют:

- политический характер целей;

- использование насилия или угрозу его применения;

- организованный характер деятельности;

- неконструктивные методы достижения политических целей.1 Необходимо также рассмотреть явление экстремизма в отношении близких ему понятий терроризма и радикализма. В настоящее время, опираясь на научную традицию, можно выделить два подхода, хотя, разумеется, классификация научных методологий значительно богаче. В рамках первого экстремизм трактуется как переходное состояние между радикализмом и терроризмом. Экстремизм, который, обостряя ситуацию, доводит ее до крайности, в силу чего спокойное конструктивное решение проблемы, как правило, становится невозможным.

Если экстремизм - крайность, то терроризм - крайность крайности, выступающая, скорее, как «логическое, но не обязательное развитие экстремизма»2. Следовательно, экстремизм лишь потенциально способен перерасти в терроризм. В то же время экстремизм может ограничиться сферой идеологических абстракций, тогда как терроризм -явление из области социально-политической практики, хотя и имеющее собственную идеологию. Экстремизм зачастую служит почвой (как идеология, социальная база и т.д.) для терроризма точно так же, как радикализм может потенциально перерасти в экстремизм.

Заранее укажем на часто встречаемую методологическую ошибку - отождествлять два явления: террор и терроризм. Хотя оба термина имеют единый корень (латинского слова «terror», обозначающего страх, ужас) и служат для обозначения насильственных действий, они все же обозначают разнонаправленные явления. Согласно распространенному образному определению, террор — это сила сильных (то есть государства), терроризм - сила слабых (революционеров, бунтовщиков, заговорщиков). В специальной научной литературе «под террором традиционно понимается осуществление репрессий государством в отношении своих граждан и политической оппозиции с целью парализовать волю к сопротивлению и утвердить свое господство. Терроризм рассматривается как деятельность, присущая религиозно-экстремистским ячейкам радикальной направленности» .

Характер и формы проявления этноконфессионального экстремизма на Северном Кавказе

Северный Кавказ — территория Российской Федерации, входящая в состав Южного федерального округа и включающая в себя республики Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Калмыкию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию-Аланию, Чеченскую Республику, а также Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область .

Данный регион с момента его основания и включения в состав Российской империи отличается предельной остротой и высокой степенью конфликтности, этнополитической напряженностью, сложностью этнической истории и структуры, а также его исключительной геополитической значимостью.

Кроме того, обращает на себя внимание и то, что доминантой политической жизни Северного Кавказа является ее этнополитическая составляющая, которая влияет на характер и тенденции всех других политических процессов, происходящих на Северном Кавказе. Все это предполагает, что этнополитические процессы на Северном Кавказе должны стать предметом глубокого научного анализа, а также постоянным объектом социального управления. Большую роль в решении указанных задач играет изучение влияния конструктивных и деструктивных факторов на трансформацию этнополитической ситуации на Северном Кавказе, выделение общего и особенного в этноконфессиональном развитии России и Северного Кавказа. Практически и теоретически актуально определение основных противоречий в этнополитических и конфессиональных отношениях, антагонистических и неантагонистических форм их проявления, способов их регулирования и разрешения, а также глубокое исследование этнической и социально-политической компоненты в социуме Северного Кавказа. Важным является рассмотрение основных факторов, детерминирующих этноконфессиональные процессы на Северном Кавказе, диалектики центростремительных и центробежных сил в их развитии, а также определение основных путей снижения межэтнической напряженности.

Необходимость исследования этноконфессиональных процессов вызывается также трудными и противоречивыми процессами реформации российского общества, сложностью государственного управления этнополитическими процессами, отсутствием конкретности и однозначности государственной политики в этой области, постоянным запаздыванием решений и мер федеральных и региональных властей по разрешению противоречий в этнополитических отношениях на Северном Кавказе1.

Осуществляя попытку научного анализа этнополитических процессов на Северном Кавказе, мы стремимся расширить возможности понимания тенденций, происходящих в этнополитической сфере жизни региона. Крайне слабой стороной государственной политики России на Северном Кавказе было и остается игнорирование специфики региональных этнополитических процессов. Ни Кавказ в целом, ни Северный Кавказ, в частности, не являются и никогда не были единым регионом. Здесь проживают народы различных этнокультурных типов, имеющих уникальные исторические и этнические корни. Естественные, экономические, культурные связи между соседствующими этносами не перерастают в некое цивилизационное единство, поэтому вряд ли можно говорить о существовании единой кавказской цивилизации. На момент присоединения Северного Кавказа к России этносы региона находились на различных этапах исторического развития, занимались различными видами деятельности; такое различие сохраняется и в настоящее время.

Важной особенностью Северного Кавказа, существенно влияющей на развитие этнополитических процессов, является исторический характер освоения территории, которая одной из последних была включена в состав Российской империи. Данный процесс носил, как известно, двойственный характер: с одной стороны, это добровольное вхождение в состав государства, с другой, — военная колонизация, которая переросла в большую кавказскую войну, споры об уроках которой до сих пор ведутся. Специфика освоения региона обусловила большие миграционные потоки как на территорию Северного Кавказа, так и из него: окончание кавказской войны и реформы 1860-х годов привели к мощной волне миграции на Северный Кавказ.

В настоящее время численность населения на Северном Кавказе -около 17 млн. человек (всего по ЮФО - 23 млн.). Самые многочисленные народы: русские — 67 %, чеченцы - 15 %, аварцы - 3 %, кабардинцы - 2,2 %, лезгины - 1,3 %. При такой достаточно высокой численности населения регион дает менее 4% от общероссийского промышленного производства (в абсолютном исчислении по всему ЮФО - 557 млрд. руб. (данные на 2004г.).

Федеральные и региональные политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму и их регулирование

Политико-правовое регулирование этнополитических процессов базируется, в первую очередь, на основополагающих документах, в которых утверждается равенство граждан независимо от их нации или вероисповедания. Так, во «Всеобщей декларации прав человека» (1948), «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» (1950), «В Международном пакте о гражданских и политических правах» (1966), «Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» (1981), «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» (1992) и других международных документах провозглашается равенство прав и свободы людей, независимо от национальной, расовой или религиозной принадлежности. Эти документы объявляют преступной и уголовно наказуемой любую организационную и пропагандистскую деятельность по распространению идей ненависти, превосходства и дискриминации какой-либо группы людей по этим признакам. Однако названные документы, принятые во второй половине XX в., нуждаются в разъяснении основных понятий («дискриминация», «национальный сепаратизм», «религиозный экстремизм» и т.д.) и прописывании степени ответственности за подобные правонарушения. В настоящее время такие документы созданы, но эффективному решению проблемы этноконфессионального экстремизма препятствует один из принципов, которых придерживается мировое сообщество, — отрицание экстремизма и терроризма как средств достижения политических целей. В данном диссертационном исследовании мы будем рассматривать этноконфессиональный экстремизм именно как средство политического противостояния действующей власти. В России законодательная база по противодействию экстремизму начала формироваться в 90-е гг. XX в., и это связано с ростом активности экстремистской деятельности на Северном Кавказе как наиболее криминогенном регионе. После распада СССР главным недостатком российской политики на Северном Кавказе была вялость и пассивность. Реагирование происходило либо после совершенных резонансных террористических актов и вооруженных вылазок бандгрупп, либо оно вовсе отсутствовало из-за занятости власти разделом сфер влияния в России. С сожалением приходится констатировать, что бюрократизм российской власти и недостаточная координация действий различных ведомств и до настоящего времени не позволяют быстро и адекватно реагировать на угрозы безопасности России, формирующиеся внутри страны при поддержке внешних сил (западных разведсообществ, исламистских террористических, религиозно-экстремистских организаций и др.), которые ведут по отношению к России скоординированную, наступательную и разнообразную по своим формам и характеру подрывную деятельность. Созданные в конце 90-х гг. неоваххабитские анклавы в горных районах Дагестана (Кара-Махи, Чабан-Махи) и Чечни (Ведено, Урус-Мартан, Ножай-Юрт) с процедурой введения там режима шариатского правления и запрета на устоявшиеся традиции, привели к росту преступности и обнищанию населения, чем серьезно дискредитировали ультрарадикальные структуры, но, тем не менее, не прекратили их активности. Несмотря на очевидные успехи в борьбе с этноконфессиональным экстремизмом, терроризмом и сепаратизмом, нельзя не признать, что этот процесс еще очень далек от завершения. Этноконфессиональный экстремизм на Северном Кавказе продолжает сохранять высокий конфликтогенный потенциал и в настоящее время. Так, 13 октября 2005г. было осуществлено нападение группы боевиков на здания УФСБ и МВД Кабардино-Балкарской Республики; 28 июля 2008г. состоялось очередное покушение на главу Чеченской Республики Р.Кадырова, 5 июня 2009г. в Дагестане убит министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомет Тагиров, а 22 июня 2009г. совершено покушение на главу Ингушетии Ю.Евкурова. За последние 2 года был осуществлен ряд нападений на сотрудников правоохранительных органов по всему Северному Кавказу, в том числе, одно из самых крупных - взрыв газели, управляемой террористом-смертником, ворвавшейся 14 августа 2009г. на территорию ОВД Назрани республики Ингушетия. Изложенное обращает внимание на недостатки в системе работы органов власти в субъектах Российской Федерации, а также на несовершенство политико-правовых мер, направленных на противодействие этноконфессиональному экстремизму. Анализ этнополитической ситуации в северокавказском регионе приводит к выводу о том, в российской политике на Северном Кавказе заметно доминирует силовая составляющая. Политико-правовые методы, направленные на стабилизацию обстановки и профилактику конфликтов, за некоторыми (хотя и важными) исключениями, явно не отвечают требованиям сегодняшнего дня. В качестве такого исключения из общего правила можно сослаться на резкое повышение авторитета нынешнего руководства Чеченской республики среди населения (что нелогично ввиду высокого уровня коррупции в органах власти: правительстве, парламенте и МВД ЧР, в основном подконтрольных Р.Кадырову), вызванное успехами восстановительных работ благодаря выделению дополнительных средств из федерального бюджета на восстановление разрушенной республики.

Похожие диссертации на Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе