Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политические ценности и их трансформация в условиях современной России Кулябцева Валентина Николаевна

Политические ценности и их трансформация в условиях современной России
<
Политические ценности и их трансформация в условиях современной России Политические ценности и их трансформация в условиях современной России Политические ценности и их трансформация в условиях современной России Политические ценности и их трансформация в условиях современной России Политические ценности и их трансформация в условиях современной России Политические ценности и их трансформация в условиях современной России Политические ценности и их трансформация в условиях современной России Политические ценности и их трансформация в условиях современной России Политические ценности и их трансформация в условиях современной России
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кулябцева Валентина Николаевна. Политические ценности и их трансформация в условиях современной России : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Ставрополь, 2004 150 c. РГБ ОД, 61:04-23/354

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Политические ценности как объект политологического исследования 14

1.1. Ценностный подход к миру и политика 14

1.2. Специфика политических ценностей и их преобразование в ходе политической социализации 35

Глава 2. Преобразование политических ценностей в современных условиях 56

2.1. Социально-экономические перемены и политические ценности в условиях демократического транзита 56

2.2. Особенности восприятия политических ценностей и политическое участие в российском обществе 81

2.3. Региональная компонента политических ценностей на Северном Кавказе 99

Заключение 126

Библиографический список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием роли политики в обществе, усложнением содержания политических ценностей на уровне личности и социальных групп, повышением внимания в общественной жизни к системе политических ценностей как ценностей, на основе которых личность осуществляет политический выбор. Именно благодаря приобщению к миру политических ценностей отдельная личность обретает возможность ориентироваться в постоянно изменяющейся политической ситуации.

Конец XX - начало XXI веков свидетельствуют, что эпоха, ориентирующаяся на ценности материально-технического развития, исчерпала свое конструктивное содержание. Прежняя официальная система ценностей не отвечает современным реалиям. Сегодня необходим переход от жесткого экономического детерминизма к цивилизованному разуму, утверждающему «коммуникативные взаимодействия» человека с природой и человека с человеком. В основе такого «взаимодействия» лежат политические ценности (справедливость, свобода, безопасность, толерантность и др.), что и актуализирует проблему их изучения.

В современной России происходит радикальная трансформация, проявляющаяся в смене политических режимов, институтов власти и элит, в усложнении процессов взаимодействия политических систем и гражданского общества, в разнообразии форм политического участия граждан в общественно-политической жизни. В складывающемся многообразии запутанных социально-политических отношений личности довольно сложно найти себя, встроиться в политическую систему. Чтобы совершить политический выбор, определить свою политическую позицию, личности необходимо сравнить свои представления о ценностях, политических идеях, свои установки с подобного рода представлениями о социально-политических ориентациях различных социальных общностей. В этой связи возникает необходимость изучения механизмов формирования политических ценностей.

На сегодняшний день перед российским обществом остро стоят проблемы достижения общественного согласия в области общенациональных,

т общегосударственных, общенародных интересов, включающих наряду со

свободой и другими естественными правами человека обеспечение таких исторически обусловленных политических ценностей, как целостность государства, национальная безопасность, экономическое благосостояние и конституционный порядок, мощь и величие государства. Успешное решение данных проблем предполагает наличие обозначенных политических ценностей у большинства граждан. А это означает, что возникает потребность в изучении

Ф процесса формирования политических ценностей россиян.

Однако, приобретая политические ценности, граждане выступают не только как субъект политических отношений, но и как объект воздействия социальных институтов в процессе политической социализации. Это требует рассмотрения связи конкретных траекторий политической социализации личности и факторов, составляющих индивидуальную конфигурацию политических ценностей. Представляется, что изучение особенностей механизмов формирования ценностных ориентации личности в политической

Щ сфере позволит выявить специфику политических предпочтений тех или иных

социальных групп, найти объяснение распространенным политическим действиям, процессам, происходящим в нашей стране.

Исследование политических ценностей в социальном контексте позволит составить представление о факторах, определяющих долговременные детерминанты изменения политических ценностей, которые непосредственно влияют на политический выбор личности. Раскрытие механизма формирования политических ценностей в процессе политической социализации россиян делает возможным прогнозирование развития политических событий в рамках

Y общей логики демократического транзита.

Современная Россия столкнулась с ситуацией неполной социализации, когда существующие политические ценности не вполне соответствуют реальной действительности. Российское общество оказалось в состоянии

неполной социализации, политической ресоциализации, разрушения системы политических ценностей советского периода и попыток обрести новую систему ценностей.

Особенно остро стоит проблема преобразования политических ценностей на Северном Кавказе. На процесс формирования новой системы политических ценностей в данном регионе оказывают влияние сложные внутриполитические и внешнеполитические, факторы, связанные с обострением межнациолнальных и межэтнических отношений. Это вносит новые акценты в политическое сознание населения. Главным направлением федеральной политики является формирование политических ценностей, консолидирующих северокавказские народы, обеспечивающих политическое единство.

Исходя из теоретической и практической значимости политических ценностей, проблема их исследования в рамках современной политической науки актуальна и важна.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблем

политических ценностей является объектом интереса различных наук в связи с

её многоплановостью.

Теоретический фундамент изучения политических ценностей был

заложен в трудах философов и социологов конца XIX - начала XX веков.

Аксиологический подход в философской литературе представлен Г. Лотце1,

выдвинувшего на первый план понятие ценностей в логике и метафизике.

Дальнейшие философские разработки связаны с именами представителей

Баденской школы неокантианцев - В. Виндельбанда2 и Г. Риккерта3.

Социологическая традиция трактовки общественно-политического сознания

идет от таких классиков как М. Вебер4 и Т. Парсонс5.

1 Лотце Г. Основания практической философии. - СПб., 1882. - С.343.

2 Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия.-М., 1993. - С.67-69.

3 Риккерт Г. О системе ценностей. - М., 1914. - С.84-89.

4 Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. - М., 1990. - С.427.

5 Parsons Т. The Incest Taboo in Relation to Social Structure and the Socialazation of the Child II
Parsons T. To Social Structure and Personality. N.Y., 1965. P.58.

В зарубежной литературе проблема ценностей и её связь с социальными представлениями, политическим поведением разрабатывались Г. Олпортом1, Г. Хофстедом2, К. Клакхоном3, Р. Инглхартом , Ш. Шварцем5.

Фундаментальные идеи относительно содержания, структуры, формирования социальных ценностей содержатся в классических исследованиях Г. Олпорта , А. Маслоу и С. Морриса .

В настоящее время проблема политических ценностей приобрела междисциплинарный характер. В трудах отечественных ученых А. П. Вардомацкого, В.А. Василенко, Г. П. Выжлецова, Б.Г. Капустина, И.М. Клямкина, Н.И. Лапина, Н.П. Медведева, Г.Л. Тульчинского, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова и других разработаны концептуальные и методологические подходы к исследуемому явлению.

Анализ существующей литературы показывает, что в российской науке есть немало интересных исследований, посвященных политическому

1 Олпорт Г. Личность и психология, - М., 1998. - С.54.

2 Hofstede G. Et al. Measuring Organizational Cultures: A Qualitative and Quantitative Study
Across Twenty Cases II Administrative Science Quartely. 1990. P.35.

3 Kluchohn С Culture and Behaviour. N.Y., 1962. P. 289.

4 Inglehart R. Cultural shift in advanced industriel society, Princeton. Princeton University Press.
1990. PP. 27-33.

5 Schwarts S.H., Sagiv L. Identifying Culture Specifics in the Content and Structure of Values II
Journal of Cross-Cultural Psychology. 1995. Vol. 26. Nol. Pp. 93-94

6 Олпорт Г. Личность и психология. - М., 1998. - С.31.

7 Маслоу А. Самоактуализация / Психология личности: Тесты. - М., 1982. - С.108.

8 Morris CW. Varieties of Hurman Values. Chicago, 1956. P.71.

9 См: Вардомацкий А.П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения //
Социологические исследования. 1998. №9. - С.43; Василенко В.А. Ценность и ценностные
отношения //Проблема ценностей в философии.- М.-Л.1966.- С.42; Выжлецов Г.П. Духовные
ценности и судьбы России// Социально-политический журнал. 1994. № 3 - С.22.; Гуревич
П.С. Философия культуры. - М., 1994. - С. 127; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. -
М., 1994. - С. 184; Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян//
Политические исследования. 1994. №1 - С.21; Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы
в кризисной России// Социологические исследования. 1993. №9 - С. 17; Медведев Н.П.
Переоценка ценностей как социальный феномен. - Ставрополь. 1995.- СИ; Тульчинский
Г.Л, Либеральная демократия как ориентир для посттоталитарных преобразований //
Политические исследования. 2002. № 3. - С.25.; Тугаринов В.П. Теория ценностей в
марксизме, - Л., 1968. - С.24; Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального
поведения личности. - Л.; 1979. - С47-49; Он же Социальные идентификации в кризисном
обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. - С. 23.

ценностному способу отображения действительности. Это работы И.А. Лебедева, Д.А. Леонтьева, М.М. Назарова, Н.С. Федоркина и А.В. Чазова1.

Особое внимание уделили изучению роли политического сознания и политической культуре в политическом процессе в современной России С.А. Абдоков, О.В. Митина, Д.В. Ольшанский, В.Ф. Петренко, Н.П. Поливаева, СВ. Туманов, Е.Б. Шестопал2.

Известность получили работы вице-президента фонда Карнеги (США) Г. Карозерса, относящиеся к области политической транзитологии. В отечественной литературе эти проблемы исследовались Е.В. Галкиной, О.Н. Гундарь, А.Ю. Мельвилем, Г.Г. Силласте, П.В. Пановым, В.В. Петуховым, Т.В. Плотниковой, М.А. Шабановой .

1 См.: Лебедев И.А. Проблемы политической науки: Политические ценности как сложный и
многомерный объект /Вест. Моск. ун-та. 1999. № 2. - С.4; Леонтьев Д.А. Ценность как
междисциплинарное понятие: Опыт многомерной конструкции // Вопросы философии. 1996.
№ 4. - С.15; Назаров М.М. Политические ценности и политический процесс. - М., 1995. -
С.5-17; Федоркин Н.С. Ценностные ориентации власти как интегрирующий фактор
социального знания / Вест. Моск. ун-та. 2001. № 2. - С.32-33; Чазов А.В. Ценности как
фактор формирования политических предпочтений. - СПб., 2001. - С.53-61.

2 Абдоков С.А., Искандерян М.Ю. Политическое сознание молодежи. - Ставрополь. 1999. -
С. 18-21; Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. - М., 1995. -СИ; Петренко
В.Ф., Митина О.В. Психосематический анализ динамики общественного сознания. - М.,
1997. - С.31; Плотникова Т.В. Перспективы трансформации политического поведения
России в современных условиях // Известия Вузов. Северо-Кавказский регион. 2003. № 2. -
С. 13; Поливаева Н.П. Тип общества и политическое сознание / Вест. Моск. ун-та. 2002. № 2.

- С.9; Туманов СВ. Особенности массового сознания в условиях кризиса / Вест. Моск. ун-та.
1993. № 5, - С.18; Шестопал Е.Б. Перспективы демократии в сознании россиян //
Общественные науки и современность. 1996. № 3. - С.49.

3См.: Галкина Е.В. Гражданское общество и демократические транзиты // Социокультурные, политические, этнические и тендерные проблемы современного российского общества. Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону». — Ставрополь, 2004. - С.26; Гундарь О.Н. Политическая транзитология: Гипотезы и решения // Социокультурные, политические, этнические и тендерные проблемы современного российского общества. Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону». - Ставрополь, 2004. - С.12-13; Мельвиль А.Ю. Политические ценности и ориентации и политические институты // Россия политическая / Под ред. Л. Шевцовой. - М., 1998. - С. 63; Силласте Г.Н. Эволюция социальной позиции женщин в меняющемся российском обществе // Социологические исследования. 1995. № 4.

- С. 31; Панов П.В. Трансформации политических институтов в России:
Кросстемпоральный сравнительный анализ // Полис. 2002. № 6. - С. 65; Петухов В.В.
Политическая активность и гражданская самоорганизация россиян // Общественные науки и
современность. 2002. № 6. - С. 60; Шабанова М.А. Посткоммунистический
трансформационный процесс в России: «Механизменная» перспектива анализа //
Социологические исследования. 2004. № 1. - С. 145.

Проблемы формирования общенациональной идеологии рассматриваются в рамках теоретического осмысления потребности общества в идеологии и её российских модификациях в работах Т.А. Алексеевой, В.В. Ильина, Б.Г. Капустина, С.Г. Кара-Мурзы, С.А. Панарина, И.К. Пантина, Я.С. Рябова1 и других.

Региональные аспекты анализируемой проблемы исследовались С.А. Абдоковым, В.А. Авксентьевым, Н.Г. Айдемировым, И.О. Бабкиным, B.C. Белозеровым, В.Ш. Нахушевым2.

Таким образом, анализ степени разработанности проблемы политических ценностей показывает, что создано определенное теоретическая, методологическая и практическая база для её исследования.

Вместе с тем, на наш взгляд, рассмотрению трансформации политических ценностей в условиях современной России в политологическом контексте уделено недостаточное внимание. Это обстоятельство привело автора к необходимости дальнейшего исследования политических ценностей.

1 Алексеева Т.А. Нужна ли философия политике? - М., 2000. - С. 64-68; Ильин В.В., Панарин
А.С., Рябов А.В. Россия: опыт национально-государственной идеологии. - М., 1994. - С. 175-
184; Капустин Б.Г. Идеология и политика в посткоммунистической России. - М.,2000. - С.
74; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознания. - М., 2000. - С. 427; Панарин С.А. Позиционно-
исторические факторы Кавказской политики //Полис. 2002. - С. 102.

2 См.: Абдоков С.А., Искандерян М.Ю. Политическое сознание молодежи. - Ставрополь.
1999. - С. 18-21; Аксентьев В.А. Теоретические аспекты этнических процессов на Северном
Кавказе: Материалы научн. конференции «Этнические процессы накануне XXI века». -
Ставрополь. 1999. - С. 12; Айдемиров Н.Г. Национальное самосознание и межэтнические
отношения: Материалы научн. конференции «Этнические процессы накануне XXI века». -
Ставрополь. 1999. - С. 16; Бабкин И.О. Некоторые аспекты воздействия сепаратизма на
межнациональные и межконфессиональные отношения в Северокавказском регионе //
Этнические проблемы современности. Вып.5. - Ставрополь: Изд-во: Ставропольского
государственного университета, 1999. - С. 30; Белозеров B.C. Геополитическое положение
Северного Кавказа и этнодемографические процессы в регионе // Проблемы геополитики и
Северный Кавказ. - Сб. научн. тр. - Ставрополь, 2001. - С.81-82; Нахушев В.Ш. Власть и
властные отношения в многонациональном регионе // Этнические проблемы
современности. - Ставрополь, 1999. Вып. 5. -С. 107-108.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют теории, концепции зарубежных и отечественных исследователей современных политических процессов. В ходе исследования применялся весь комплекс общенаучных методов и методов логического порядка таких, как анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, абстрагирование, экстраполяция и т.п.

С необходимостью использовались также элементы ценностного подхода, как они сформировались в отечественной аксиологии, научный аппарат социальной и политической транзитологии, получивший разработку в ряде концепций западных и российских исследователей. Были применены также наработки в области методологии таких наук, как политическая социология, политическая психология, социальная педагогика, регионалистика.

Исследование процессов трансформации политических ценностей производилось с использованием ряда эмпирических методов социально-политических исследований, в частности: наблюдение, анализ документов, экспресс-интервью и анкетирование, проводимых по общероссийской репрезентативной выборке ИКСИ РАН (ранее Российский независимый институт социальных и национальных проблем).

Объектом исследования являются политические ценности в структуре современного политического процесса.

Предметом исследования выступает совокупность условий и факторов, влияющих на преобразование политических ценностей в контексте политической социализации в условиях их трансформации в современной России.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении специфики и динамики политических ценностей в современном российском обществе.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:

обосновать взаимосвязь категорий «ценностное отношение», «ценностное осмысление», «ценностная оценка», «политические ценности»;

раскрыть сущность преобразования политических ценностей в ходе
политической социализации;

jk выявить процессы ценностных изменений под воздействием

современной социально-политической ситуации российского общества;

определить основные факторы, детерминирующие становление политических ценностей;

выделить особенности формирования политических ценностей в Северо-Кавказском регионе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в
|р следующем:

на основе уточнения понятия «ценности» через соотнесение его с
понятиями «ценностное отношение», «ценностная оценка», «ценностное
осмысление» конкретизировано понятие «политические ценности»,
включающее коренные принципы политического устройства общества,
определенную политико-идеологическую направленность, которая
идентифицирует и координирует политический процесс;

установлена зависимость политических ценностей от характера
^, статуса различных социальных групп, выявлено, что распад социальной

структуры, неспособность социальных институтов осуществлять контроль над обществом усиливает политическую социализацию личности;

в результате проведенного анализа условий и факторов, влияющих на преобразование политических ценностей, доказано, что в российском обществе сложились основания для дальнейшей демократизации политического процесса;

обосновано, что характер и содержание системы политических ценностей в современной России детерминированы процессами

4 демократизации как основными тенденциями современной социально-

политической динамики;

определена значимость Северо-Кавказского региона в обеспечении
политической стабильности и безопасности России, которая может быть

11 обеспечена только мирным сосуществованием проживающих в регионе народов, формированием политических ценностей, способствующих консолидации этнических групп, обеспечивающих политическое единство. Положения, выносимые на защиту:

1. Всесторонний анализ теоретико-методологических основ исследования
теории ценностей позволил уточнить понятие «политические ценности»,
которое можно определить как совокупность ценностных установок,
ориентации и представлений, оказывающих непосредственное влияние на
способы принятия решений и формы участия в политическом процессе, на
выбор средств и методов деятельности и целеполагания в политике.

  1. Политические ценности как определенные жизненные ориентиры, затрагивающие интересы людей в политической сфере могут рассматриваться не только как объективная реальность, но и как реально действующие имманентные регуляторы политической социализации личностей, оказывающие влияние на поведение вне зависимости от их отражения в сознании.

  1. В российском обществе трансформационные процессы вызывают необходимость формирования политических ценностей, соответствующих природе демократии, ее морально-нравственной составляющей. Они ориентируют личность на такой способ восприятия действительности, при котором её интересы, права и свободы становятся квинтэссенцией политического процесса. Образуя целостную морально-политическую систему, основанную на приоритете естественного права, политические ценности ориентируют на демократические образцы поведения, способствуют гуманизации общества. Морально-правовой аспект политического целеполагания является тем двигателем, который придает политическим ценностям динамичный, мобилизационный характер, позволяющий решать важнейшие общественно значимые задачи.

4. Преобразование политических ценностей в условиях современной России тормозится отсутствием устоявшегося общепризнанного ценностного

ядра (базовых политических ценностей - гражданский долг, уважение человеческого достоинства, справедливость, Родина и др.). Неопределенность, размытость системы политических ценностей оказывает негативное воздействие на политическое сознание общества, обусловливает возникновение социальной аномии, способствует оживлению деструктивных тенденций. Основным фактором, детерминирующим формирование структуры политических ценностей и способным стать ориентиром практической деятельности всех слоев общества, осуществить их консолидацию, является проведение мер, направленных на создание в стране оптимальной политической системы, все элементы которой исходили бы из системы базовых ценностей гражданского общества.

5. Реформирование российской действительности на основе демократических ценностей находит свое отражение в деятельности социальных институтов Северо-Кавказского региона, который занимает особое место в структуре политических процессов России. От степени контролируемости и предсказуемости ситуации в данном регионе зависит устойчивое развитие российского общества. К региональным компонентам политических ценностей относятся: способность к отказу от конфронтации, ненависти и стремления к силовым решениям; приверженность принципам толерантности, уважительного отношения к разнообразию взглядов; признание компромисса как наилучшего способа урегулирования споров, что не исключает открытого и прямого утверждения своих жизненных позиций и идеалов.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации положения и выводы позволяют расширить представление о месте и роли политики в трансформирующемся обществе, вносят вклад в разработку проблемы политического сознания и политической культуры, в понимание тенденций изменения содержания системы политических ценностей современной России.

Некоторые теоретические положения диссертации могут быть использованы при разработке вопросов методологии анализа и оценки политических процессов, явлений и событий; в практической работе по формированию основ государственной политики в сфере культуры, образования и воспитания, средств массовой информации, при анализе конкретных ситуаций, связанных с разрешением разного рода конфликтов, имеющих отношение к политической сфер; в воспитательной работе в аспекте формирования политической культуры населения; в исследовательской деятельности проблем аксиологии как науки о ценностях, оценках и ценностных ориентациях; в учебном процессе учреждений высшего профессионального образования при чтении курсов политологии, социологии, философии, спецкурсов по политическому сознанию и политической культуре.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре политологии и истории Карачаево-Черкесской государственной технологической академии. Основные положения диссертации изложены в девяти публикациях общим объемом 1,5 п.л.

Отдельные положения и выводы диссертационного исследования были апробированы на шести межвузовских научно-практических конференциях: «Социальные и правовые проблемы противодействия экономической преступности» (2000 г., г.Черкесск), «Региональная экономика и право» (2001г., г.Черкесск), «Решение научно-технических и социально-экономических проблем современности» (2002 г., г.Черкесск), «Проблемы высшего образования в Российской Федерации: состояние, перспективы» (2003 г., г. Черкесск), «Политические, правовые, социальные и экономические проблемы современного Российского общества» (2003 г., г.Ставрополь), «Перспективы развития маркетинговой и коммерческой деятельности в регионе» (2003 г., г. Ростов-на-Дону), «От фундаментальной науки - к решению прикладных задач современности» (2004г., г. Черкесск) и одной Международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21 столетии» (2004 г., г. Санкт-Петербург).

Ценностный подход к миру и политика

Геополитические изменения, происходящие на рубеже тысячелетий, непрерывно связаны с политическими процессами, происходящими на территории нашей страны, бывших советских республик и стран восточной Европы, всестороннее исследование которых требует пристального внимания к актуальным проблемам, характеризующим субъективную сторону политики.

Актуальность исследования политических ценностей связана с тем, что ни одна политическая система не может нормально функционировать без данного феномена. Мир политического невозможно представить себе без политических ценностей. С самого возникновения политика и связанные с ней формы проявления нуждались в обосновании, оправдании, легитимизации.

Политические ценности в разные исторические эпохи были призваны выполнять эту задачу. Поэтому важное место в политической науке занимает вопрос о соотношении политики и политических ценностей. Во властном процессе особенным признаком власти всегда является доминирующая роль властной воли субъекта, которая, с одной стороны, выступает как фантом, глубинно-природное свойство субъекта, духовная основа его деятельности, а с другой - как форма, в которой концентрируются мотивирующие политическое поведение субъекта его политические и моральные ценности.

Сегодня в обществе происходит переоценка ценностей, складывается новая система социальных и политических ценностей. Это породило широкую дискуссию, развернувшуюся в научных кругах, на страницах журналов и газет, на сайтах в Интернет, вокруг проблемы формирования новой системы политических ценностей в современной России.

Анализ употребления термина «ценность» в публицистических и политических текстах показывает, что данное понятие имеет множество смыслосодержащих оттенков. Для более широкого раскрытия сути понятия «ценность» необходим экскурс в историю его происхождения. Данная дефиниция означает, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта.

Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразных оценок, как имеющих большую ценность, так и малую или вообще никакой. С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные, на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные.

Ценности осваиваются личностью непрерывно. Воспринимая одни идеи и навыки, личность в то же время может поступаться другими ориентирами, он практически вступает в реальные ценностные отношения с миром. Существует особое ценностное сознание как отражение ценностных отношений между личностью и обществом. Научной формой осознания и постановки проблемы ценностей является аксиология, назначением которой является изучение всех вопросов, связанных с функционированием ценностей, разработкой методологии ценностного подхода к миру.

Аксиологический аспект представлен уже в философии античности. Так, в учениях Сократа, Платона, Аристотеля1 и других мыслителей древности ценностная проблематика получает выражение в идее блага как высшей добродетели и высшей ступени в иерархии бытия.

В эпоху Средневековья с позиций христианской философии разрабатывается концепция Бога как высшего блага и абсолютной ценности. Данная тенденция получила дальнейшее развитие в эпоху Нового Времени в философии И. Канта, у которого впервые появляется само понятие ценности. И. Кант связывал понятие ценности со сферой свободы (область нравственности), противостоящей сфере необходимости (природы). Именно И. Кант задал направление развитию аксиологии (греч. axios - ценность и logos — слово, понятие) на основе понимания ценностей как значимостей, выступающих ориентирами для должного поведения, то есть этическими нормами.1

В качестве определенной научной категории «ценность» входит в оборот относительно недавно. Впервые его употребляет Г. Лотце во второй половине XX века. Г. Лотце вкладывал в этот термин абсолютно конкретный смысл, понимаемый как значимость чего-либо, в отличие от существования.

Позднее неокантианцы Г. Риккерт и В. Виндельбанд3 помещают проблему ценностей в центр своей философии, рассматривая ценности как ее предмет, и которая благодаря этому становится мировоззрением (в их понимании - учением об идеалах человечества, помогающих понять смысл жизни). На этом основании у них строится различение наук о природе, задачей которых является изучение реальности, и наук о культуре, назначением которых является исследование ценностей.

Нельзя не согласиться с В.П. Тугариновым, когда он подчеркивает необходимость использования ценностного подхода к явлениям природы и общества, без ценностного подхода не может существовать общество.4 Ценности он выводит из самой природы личности; через потребности, интересы и цели личности подводит нас к исследуемой категории. Личность не только познает и созерцает, но оценивает и действует, руководствуствуясь личными или общественными целями, которые вследствие своей важности или привлекательности также выступают как его ценности. Каждый коллектив, социальная группа, национальная общность стремится к достижению тех или иных целей, являющихся для них ценностями. Таким образом, он приходит к выводу, что ценностное отношение представляет собой необходимый, всеобщий и вечный фактор жизни личности и общества.1 Однако исследовательские В.П. Тугаринова рамки были ограничены социально-групповыми интересами. Например, он определяет ценности как явления (или стороны явлений) природы, общества или класса в качестве действительности или идеала. Подчеркивает, что «ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приняты и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала».

Специфика политических ценностей и их преобразование в ходе политической социализации

Используя результаты исследования ценности как междисциплинарного понятия, на наш взгляд можно охарактеризовать политические ценности. Ценности во многом обуславливают специфику человеческого поведения и выбора в сфере политики. На ценностной основе формируется активное отношение личности к политике, выражающееся в ее целенаправленных действиях.

Политические ценности определены как предпочтительное признание субъектами политики (индивидами, группами, классами, нациями) значимости тех или иных явлений, процессов и норм политической жизни, закрепленные их социально-политическим опытом. Они мотивируют, направляют и обосновывают действие субъектов политики, отражают состояние, потребности и перспективы развития общества, его основных социальных групп.

К числу основных политических ценностей относятся: права человека, характер, принципы и формы политического устройства и развития общества, его политических институтов, идеи, участие личности в политике, выражение и реализация ее интересов, культура политики и другие. Политические ценности могут быть общечеловеческими, общенациональными, но могут отражать и преимущественные интересы различных классов, групп людей и личностей. Так, например, ценности и подходы к пониманию существа власти, форм государственного устройства могут существенно отличаться у представителей тех или иных классов, имеющих различающиеся представления об оптимальном характере политического устройства общества с точки зрения их интересов.

Политические ценности могут быть демократические, основанные на гуманистических принципах; радикалистские, основанные на антилегитимном мышлении и признающие насильственные, волевые методы общественных преобразований.

Как совокупность идей, представлений и соответствующих им установок, переживаний, стереотипов политические ценности определяют целеполагание в политике, выбор средств и методов деятельности1.

Во властных отношениях политические ценности тесно переплетаются с ценностями формально «неполитическими» - моральными или социальными, оказывающими мощное влияние на мотивацию политической деятельности и формирующими эмоциональную жизнь реальной политики и властных отношений.

Моральные требования к политике с их абсолютными принципами нравственности, и ее этические начала с их динамичностью, увязанными с изменениями в структуре политических ценностей, самой политики играют огромную роль в процессе властных отношений. Они способны оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на протекание тех или иных политических процессов.

Политические ценности могут способствовать развитию в обществе как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов, помогая личностям и социальным общностям осуществлять выбор своего поведения или осложняя его. В обществах транзитного типа, к которому можно отнести современную Россию, сложившиеся политические ценности вступают в конфликт с новыми, зарождающимися ценностями, которые могут к тому же неадекватно восприниматься и усваиваться как субъектами, так и объектами властных отношений.

Система политических ценностей образует в обществе стержень политической культуры, которая оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступает важнейшим мотиватором политического поведения социальных общностей, лидером, элит.

Сами по себе политические ценности (например, равенство, справедливость, демократия, свобода) как определенные жизненные ориентиры затрагивают интересы людей, придают нравственную составляющую деятельности субъектов властных отношений, они статичны и декларативны1.

Политические ценности, мотивирующие деятельность субъектов политики, формируются, распространяются, утверждаются, деформируются и теряют свое влияние в обществе в рамках его единой духовной культуры. Но общество всегда имеет сложную социальную структуру и поэтому состояние его потребностей как целого, понимание и осознание путей его развития преломляется в сознании составляющих его крупных социальных групп.

Именно это является одним из оснований различных интерпретаций содержательных характеристик, прочтений одних и тех же политических ценностей. Такие ценности как равенство, демократия, справедливость, государство, Родина, рассматривались коммунистами и идеологами либеральных реформ в России, интеллигенцией и социальными группами производственной сферы с диаметрально противоположных позиций.

По мнению М.В. Ильина, сама возможность политического действия определяется ощущением гражданского достоинства - восприятия себя как ценности, как благой и необходимой силы. И наоборот, именно с принижением гражданского достоинства начинается отвлечение, отказ от политики, поэтому «гражданин, лишенный этого чувства, - политически недееспособен; народ, движимый им, - обречен на тяжкие исторические унижения».

Социально-экономические перемены и политические ценности в условиях демократического транзита

Политические процессы, имевшие место в России в последнее десятилетие, являются предметом интереса различных исследователей и истолковываются с позиций различных теоретических подходов, не обратившись к которым невозможно понять процессы трансформации политических ценностей в современных условиях.

Политические процессы издавна привлекали внимание ученых -политологов, социологов, экономистов, историков и правоведов. Объяснение и интерпретация таких понятий, как "политическое развитие" и "политический процесс", "стабильность" и "устойчивость" и др., составляет сущность серьезных теоретических разногласий между научными школами. Мощный импульс исследованиям в области политической динамики дала теоретическая разработка ряда концепций (модернизация, "зависимое развитие", мирсистемный анализ, "новый институционализм").

Выделим весьма значимое и довольно популярное в научных кругах направление - политической транзитологии, изучающей переходы от авторитарных к демократическим режимам. В связи с серьезными политическими трудностями, явно обозначившимися в жизни поставторитарных политических режимов наметились ощутимые сдвиги в оценке ситуаций «неопределенности» перехода.

Стоит подчеркнуть, что сама западная "транзитология" имеет как бы два измерения: первое, которое изучает "переходный период" сам по себе и связано с понятием transition, и второе, которое рассматривает модель переходного периода, т.е. трансформацию политического режима - transformation. Такие различения не свойственны российским исследователям политических процессов поставторитарного развития. В России полагается уместным употреблять понятия tranzition и transformation как синонимы. При таком использовании терминов вполне естественно понимание транзитологии как отрасли политической науки, посвященной изучению трансформаций.

Получается, что предмет данной отрасли - многообразные политические процессы, приводящие к качественным изменениям политического режима, а объектами же изучения становятся политические акторы, институты, правовые механизмы и нормы, регулирующие отношения между ними, и др.

По мнению А.Ю Мельвиля, транзитология как субдисциплина сравнительной политологии, изучающей закономерности многообразных и разнонаправленных политических трансформаций современности не ставит своей целью построение общепринятой и универсальной матрицы демократизации, «Центральное.... понятие транзита объединяет любые по форме и содержанию процессы перехода от прежнего, недемократического состояния, к иному».

Он предлагает различать структурные и процедурные аспекты демократического транзита, показывая на российском опыте специфические черты общественной трансформации, которые являются также "элементами современной демократической волны". Очевидно, что главным в подходах исследователей-транзитологов остается обращение к схеме "демократического перехода". И даже, несмотря на весьма неоднозначные результаты поставторитарного развития Восточной Европы и бывшего СССР, схема теоретической модели (авторитарный режим-переход-демократический режим) остается пока как бы базовой.

Т.П. Лебедева считает «что ориентиром демократического транзита России остается либеральная демократия, что динамика развития нашей страны - это постепенное, медленное, трудное, сложное, но все-таки реальное обретение полноты демократии.

В современной России достигнуты некоторые важные политические и экономические свободы (право голоса, гласность, свобода прессы, невмешательство государства в частную жизнь, возможности частных инициатив). Т.П. Лебедева утверждает, что по ряду параметров российская система власти стала напоминать западные: политический плюрализм; децентрализация власти; выборы, как форма влияния на государственную политику; закрепление в Конституции политических прав и свобод граждан1.

Но внешний каркас власти зачастую лишь камуфлирует её всестороннее содержание и реальные механизмы. Значительную роль продолжают играть неформальные практики, такие как клиентилизм, коррупция, возникающие вне конституционных рамок картели акторов. Исполнительная ветвь власти стремится к концентрации в своих руках всего объема полномочий за счет нарушения прерогатив парламента и пренебрежения к судебной системе.

В политической системе России только электоральный процесс, по утверждению Т.П. Лебедевой, можно назвать демократическим феноменом2. Право голоса - эта та ценность, которая уже укоренилась в сознании российских граждан. Мировая практика показывает, что периодам транзита всегда сопутствует определенное ослабление государства.

Данная закономерность проявляется с учетом условий и конкретного хода трансформационного процесса в каждой стране. Учитывая национальные традиции, российскому государству пришлось взять на себя основное бремя преобразований. Однако, тот факт, что формирование рыночных отношений в России сопровождалось колоссальным падением уровня жизни населения и резким социальным расслоением, говорит о дефиците рациональности в его деятельности.

Похожие диссертации на Политические ценности и их трансформация в условиях современной России