Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРА СТАБИЛЬНОСТИ 10
1.1. Политическая культура: концептуальный аспект 10
1.2. Политическая культура женщин как объект теоретического анализа 33
1.3. Политическая культура и социальная стабильность 47
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 70
2.1. Политическая культура и развитие женского движения в России: традиции и новации 70
2.2. Влияние политической культуры женщин на стабилизацию общественно-политической ситуации 98
2.3. Роль политической культуры женщин в разрешении региональных этнополитических проблем 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 139
- Политическая культура: концептуальный аспект
- Политическая культура и социальная стабильность
- Политическая культура и развитие женского движения в России: традиции и новации
Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется необходимостью развития политической культуры женщин как одного из важнейших условий социально-политической стабильности.
Растущее внимание к проблеме развития политической культуры женщин определяется следующими обстоятельствами:
- женщина - активный субъект, участница общественно-политических
процессов, обладающая мыслительными, интеллектуальными способностями;
женщины выступают серьезной политической силой и способны оказывать
как непосредственное, так и опосредованное воздействие на все обществен
но-политические процессы, на характер и содержание, направленность и ре
зультаты социально-экономического и политического развития страны;
- по статистическим данным женщины в нашей стране составляют больше
половины населения; и, конечно, на выборах решающая роль принадлежит
им. Без учета их интересов и их потенциала невозможно ныне решать про
блемы стоящие перед Российским государством;
- значительную часть работы по руководству организациями и учреждениями в стране выполняют женщины; в этой ситуации они являются основной силой «движущегося механизма»;
женщины не представлены на должном уровне ни в исполнительной, ни законодательной власти, однако именно она сможет, лучше мужчины будет отстаивать интересы семьи; вопросы материнства и детства; защищать интересы женщин-инвалидов и другое;
- женщина, сможет стать миротворцем в разрешении этноконфликтной ситуации в стране; особую значимость миротворческая деятельность женщин приобретает в Северо-Кавказском регионе, в условиях непрекращающихся этнополитических противоречий и конфликтов;
4 -участие женщин в миротворческой миссии в Российской Федерации является также важнейшим фактором формирования гражданского общества, обеспечения политической стабильности в стране, в целом и в Северо-Кавказском регионе в частности;
В Северо- Кавказском регионе в период трансформирующегося российского общества много проблем, для решения которых необходимо поднимать всю общественность, в том числе и женщин, так как они выступают как матери, наставники и воспитатели, мудрые советники. Не случайно на Северном Кавказе женщине стоило только бросить платок, и этого было достаточно для того, чтобы соперники прекращали бой.
Развитие политической культуры женщин в России является одним из важнейших факторов стабилизации общественно-политической жизни в стране, особенно на Северном Кавказе. Этим определяется актуальность настоящего исследования данной проблемы.
Степень научной разработанности проблемы. То, что в настоящее
время охватывается понятием «политическая культура», являлось предме
том внимания многих мыслителей: Аристотеля, Н. Макиавелли, Ш. Монтес
кье, М. Вебера, Н.Я. Данилевского, Н,А. Бердяева и других. Изучение
общих проблем роли женщин в современном мире и в России, в частности,
является одним из распространенных предметов исследования в науке. Не
смотря на различные политические ориентации много нового в разработку
идеи предназначения женщины и ее роли в общественно-политическом про
цессе внесли русские мыслители А.И. Герцен, К.А. Добролюбов, М.Л. Ми
хайлов, B.C. Соловьев, Н.Г. Чернышевский.
Значительный вклад в развитие «женского вопроса», рассматривающего его как часть вопроса о пролетарской революции, классовой борьбе, внес марксизм: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, а также их последователи -A.M. Коллонтай, К. Цеткин, Н.К. Крупская, посвятившие специальные разработки вопросам освобождения женщин и обретения равенства и свободы.
5 Автор диссертации обращается в своем исследовании поставленной
проблемы к современной российской литературе. Это труды видных ученых Л.Н. Арутюняна, К.С. Гаджиева, Д.В. Гудименко, М.Н. Грачева, Л.Н. Гуляева, А.З. Дибирова А.В. Дука, О.Ю. Малиновой, В.П. Пугачева, Ю.С. Пивова-рова, А.И. Соловьева, Г.Т. Тавадова, СМ. Чаморро и других.
Большой вклад в разработку проблем положения российских женщин и женского движения в контексте становления гражданского общества внесли С.Г. Айвазова, С.А. Анисимова, Л.В. Бабаева, Т.А. Клименкова, Т.А. Мельникова, И.С. Рыбникова, Г.А. Тишкин, О.А. Хасбулатова, Н.А. Шведова Э.П. Федосова и другие.
Региональные аспекты анализируемой проблемы рассматривались такими исследователями как В.А. Авксентьев, С.А. Абдоков, Н.Г. Айдемиров, А.Ю. Коркмазов, Н.П. Медведев, СВ. Передерни и другими.
Анализ научной разработки темы исследования показывает, что она в имеющейся литературе получила значительное рассмотрение. Но, тем не менее, процесс развития политической культуры женщин, как условие социально-политической стабилизации на Северном Кавказе еще не стал предметом политологического рассмотрения. Поэтому эта проблема нуждается в дальнейшем углубленном исследовании. Представленная диссертация восполняет в определенной степени этот пробел.
Объектом исследования являются социально-политические процессы на Северном Кавказе.
Предметом исследования являются политическая культура женщин, особенности и факторы ее развитие в Северо- Кавказском регионе.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы определить роль и место политической культуры женщин в стабилизации социально-политической жизни на Северном Кавказе.
Для достижения этой цели в диссертации намечено решить следующие исследовательские задачи:
конкретизировать содержание понятия «политической культуры»;
выяснить значение политической культуры в стабилизации политических отношений и процессов;
определить значимость женского движения в политическом процессе трансформирующегося российского общества; показать место женщин в общественно-политической деятельности, в политических процессах Северо-Кавказского региона; выяснить роль политической культуры женщин в решении региональных, этнополитических проблем и конфликтов; обосновать возможные пути стабилизация этнополитической ситуации на Северном Кавказе; Теоретико-методологические основы диссертационного исследования. Диссертационное исследование подготовлено как политологическое. При анализе рассматриваемой проблемы автор опирался на общенаучные принципы: диалектический, системный, исторический. Теоретическую основу исследования составили общетеоретические и теоретико-прикладные работы политологов, философов, историков и других ученых, посвященных непосредственно анализу положения женщин в обществе, их роли и значении в политическом процессе. В работе использовались официальные документы и источники; материалы женских съездов, конференций. В ней также привлекаются статистические материалы по проблеме исследования общественно-политической деятельности женщин и женского движения.
Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими положениями:
- обосновано положение о том, что развитие демократической политической культуры способствует достижению стабильности, гражданского мира и согласия;
7 - раскрыта роль женщин Республики Ингушетия в общественно-политической жизни и показан миротворческий потенциал женского движения в достижении социально-политической стабильности на Северном Кавказе;
- установлено, что в силу национальной ментальносте без консолида
ции миротворческой деятельности современных женщин Северного
Кавказа невозможно разрешение региональных этнополитических
проблем и конфликтов;
определена значимость Северо-Кавказского региона для обеспечения политической стабильности и безопасности России;
предложены меры, реализация которых может способствовать поступательному развитию этнополитической ситуации на Северном Кавказе.
Основные положения исследования, выносимые на защиту, можно резюмировать в следующих тезисах:
1. Особенностью современного этапа развития общества является развитие демократической политической культуры женщин как одного из важнейших условий становления гражданского общества, упрочнения гражданского мира и согласия, разрешения этнополитических конфликтов.
2. Поскольку политическая культура представляет собой реализацию политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта, и тем самым выполняет воспитательную функцию. Традиционно главными воспитателями в семье и обществе являются женщины, что подтверждается их значительным представительством в сфере культуры, образования и здравоохранения. В этой связи развитие политической культуры женщин является необходимым элементом стабилизации современной общественно-политической ситуации.
3. Динамика развития современного российского общества, возрастающее число проблем в условиях его трансформации требуют от женщин проявления инициативы, поиска новых форм, способов, технологий воздейст-
8 вия на социально-политические процессы в регионе. Однако из-за недооценки
со стороны властных структур, с одной стороны, и отсутствия координирующих сил в самом женском движении в Российской Федерации, с другой стороны, миротворческий потенциал женщин используется в обществе не в полной мере.
4. Особая роль в поиске ненасильственных мер для восстановления законности, правопорядка и справедливости принадлежит деятельности женских организаций. Без усиления роли женщины в общественно-политическом процессе, без ее консолидирующей «силы» невозможно достижение этнополитической стабильности на Северном Кавказе.
5. Предложены меры, которые будут способствовать преодолению конфликтогенности современного этнополитического процесса на Северном Кавказе. В этой связи необходимо:
- проводить ежеквартальные встречи, конференции, «круглые столы»,
общественные мероприятия с участием женщин Северного Кавказа, где будут
выявляться общезначимые меры по преодолению этнополитической неста
бильности в регионе;
- систематизировать работу женских организаций среди молодежи (конференции, встречи, «круглые столы»), обратив особое внимание на работу сельской молодежи;
- разработать программы миротворческой деятельности на местах при
поддержке как исполнительной, законодательной, судебной власти, так и об
щественности.
Теоретическая и практическая значимость диссертации Те проявляется в расширении и уточнении категориального аппарата в области политологических знаний: политическая культура женщин, миротворческая деятельность и другое. Основные выводы настоящего исследования могут быть использованы в выработке программ женских организаций при разработке мер по стабилизации положения в Северо-Кавказском регионе.
9 Результаты исследования могут быть применены женскими организациями и при выработке своей стратегической линии деятельности, в методах работы, в целях и задачах женского движения.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также для решения теоретических проблем изучения политической культуры женщин, для выявления социальных механизмов их политического участия в жизни государства, при определении путей и средств активизации работы среди женщин. Материалы данного исследования могут применяться при дальнейшей разработке освещаемой проблемы на политологическом уровне, при чтении спецкурсов для студентов.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры управления, политологии и социологии Пятигорского государственного лингвистического университета, а также представлены в публикациях на региональных и внутри вузовских конференциях: « Роль народных обычаев и традиций в формировании личностных качеств» (Нальчик, 2000). «Эмансипация супругов — основа демократизации семейных отношений» (Нальчик, 2002). «Роль женщины в стабилизации этнополитической ситуации на Северном Кавказе» (Пятигорск, 2004). «Политическая культура и социальная стабильность» (Пятигорск, 2004). Опубликовано 4 работы общим объемом 2,0 печатных страниц
Политическая культура: концептуальный аспект
Понятие «политическая культура» возникло в рамках западной научной традиции. Впервые словосочетание «политическая культура» встречается в труде Иоганна Гердера «Идеи к философии истории человечества». Но после первого появления оно длительное время не употреблялось. Употребление И. Гердером словосочетание «политическая культура» не было введением в научный оборот понятия. Первую попытку концептуальной характеристики предпринял известный американский политолог Г. Алмонд в статье «Сравнительные политические системы», где уже были проанализированы взаимосвязи политической культуры с политической системой, сформулированы основные понятия, раскрывающие это явление, охарактеризованы его структурные элементы. Помимо названных авторов значительный вклад в разработку теории политической культуры в западной политологии внесли С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, Р. Роуз и другие.
Практически все исследователи сходятся на том, что для выявления особенностей политической культуры того или иного общества необходимо изучить такие феномены, как политические установки и ориентации, модели поведения индивидов и групп, особенности функционирования институтов, распространение в обществе ценности.]
Говоря о политической культуре, необходимо, прежде всего, иметь в виду, что это культура. Отсутствие общепризнанного определения единой теории политической культуры не удивляет, так как понятие «политической культуры» есть частное выражение абстрактно-общего понятия «культура», а теория политической культуры - лишь частный случай общей теории культуры. В науке нет ни принимаемого всеми школами определения культуры, ни единой теории. Культура общества непосредственно воплощается в содержании, стиле, истории и результатах практической деятельности людей и их групп. Она играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий, в обеспечении их упорядоченности, целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни, поскольку основу культуры составляет система социальных ценностей и норм. Культура, таким образом, организует общественную жизнь. Проявление организующей роли культуры начинается с того, что она определяет «поле деятельности» человека, дает ему возможность реализовать объективные факторы и предпосылки, с чего практически и начинается социальная жизнь. Только благодаря культурным нормам и ценностям люди во взаимодействиях друг с другом могут себя проявлять, утверждать, реализовывать. В результате совместной регулируемой деятельности люди создают различные ценности, которые выступают в виде материальной и духовной культуры. Процесс этот двухсторонний. Сами социальные отношения способствуют закреплению культурных ценностей, так как не все продукты человеческой деятельности входят в культуру, а только те, которые воспринимаются широкими группами, закрепляются, объективируются.
Американский политолог Л.Пай полагает, что политическая культура -это «совокупность установок, убеждений, чувств, которая задает порядок и придает значение политическому процессу и представляет собой основополагающие допущения и правила, управляющие поведением в политической системе. Политическая культура есть, таким образом, проявление в агрессивной форме психологических и субъективных измерений политики». Распространенность психологического подхода позволяет утверждать, что сведения политической культуры к элементам политического сознания и психологии (представлениям, верованиям, ценностным ориентациям, символике и т.п.) является доминирующей тенденцией в истолковании этого явления западными политологами.
Выбор первоначального определения связан с первоначальным смыслом слова «культура»- обработка, освоение. История включения политики в человеческую жизнь, ее освоение, таким образом, и будет историей развития политической культуры. При всем многообразии определения понятия «культуры» одним из возможных представляется следующее, которое более полно отражает содержание, функции и роль этого феномена. Культура - это «очеловеченный внешний мир, выступающий не только результатом, но и предпосылкой развития самого индивида в процессе его соприкосновения с ценностями, созданными трудом как данного, так и предшествующего поколения».1
Изучение характера связей между социальной структурой общества и культурой, степени влияния традиций и обычаев различных народов и наций на развитие политического процесса, роли психологических факторов в политике имеет давнюю историю. То, что в настоящее время охватывается понятием «политическая культура», являлось предметом внимания многих мыслителей: Аристотеля, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, А. де Токвиля, М. Вебера, Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева и других.
Политическая культура и социальная стабильность
Как известно стабильность, позволяющая добиваться повышения управляемости общественных процессов, является наиболее важной характеристикой не только политического режима, но и социального порядка в целом. Учитывая же, что политические институты, будучи своеобразным продолжением и закреплением социальных норм и отношений, в первую очередь призваны упорядочивать общественные связи, достижение ими политической стабильности приобретает исключительную значимость.
Содержательно о стабильности власти можно говорить при сравнении либо различных политических систем, либо с тем режимом, который существовал ранее. В политическом мире существуют стабильные, среднестабиль-ные и крайне нестабильные режимы. У каждого из них существуют свои возможности управления обществом, резервы и ресурсы регулирования общественных порядков, способности к самосохранению и развитию.
Стабильность политического режима представляет собой сложное явление, включающее такие параметры, как сохранение системы управления, утверждение гражданского порядка, сохранение легитимности и обеспечение надёжности (эффективности) управления. Поэтому в самом общем виде она может означать определенный характер политических процессов (например, отсутствие воин и вооруженных конфликтов), степень адаптации правительства к социальным изменениям, характер уравновешенности отношений элитарных кругов, достигнутые равновесие и баланс политических сил. При этом критериями стабильности могут быть: срок нахождения правительства у власти, его опора на партии, представленные в законодательных органах, степень многопартийности, раздробленность сил в парламенте и другое. Используемые для достижения стабильности средства могут располагаться в широком диапазоне: от убеждения и поощрения свободной политической активности граждан до применения насилия.
Стабильность не исключает изменений или реформ, но предполагает наличие определённых правил их осуществления. Прежде всего, она предполагает отсутствие в обществе нелегитимного насилия, господства не признаваемых обществом сил. Иными словами, власть стабильна постольку, поскольку обладает возможностью предотвратить доминирования нелегитимных сил. В этом смысле стабильность как способность общества к самозащите способствует сохранению такой организации власти, которая соответствует социальной системе, адекватна настроениям общественности, обеспечивает его интефацию в процессе социально-экономического, делая его более эффективным.
К факторам стабилизации можно отнести следующие: наличие поддерживаемого властями конституционного порядка и легитимность режима; эффективное осуществление власти; гибкое использование силовых средств принуждения; отсутствие серьёзных структурных изменений в организации власти; проведение продуманной и эффективной правительственной стратегии; устойчивое поддержание и отношений власти с оппозицией, и уровня терпимости (толерантности) населения к нестандартным идеям; выполнение правительством своих основных функций.
В противоположность стабильности нестабильность чаше всего сопровождает процессы качественного реформирования, принципиальных преобразований в обществе и власти. К факторам нестабильности относятся: культурные и политические расколы в обществе; невнимание к нуждам фаждан со стороны государства; острая конкуренция партий, придерживающихся противоположных идеологических позиций; предложение обществу непривычных идей и форм организаций повседневной жизни.
Американский ученый Д. Сандрос пришел к выводу, что нестабильность прямо пропорциональна действию таких факторов, как рост урбанизации и перенаселения; индустриальное развитие, которое разрушает естест 49 венные социальные связи; ослабление механизма социально - политического контроля; торговая и финансовая зависимость страны от внешних источников. В то же время она обратно пропорциональна уровню легитимности режима; развитости политических институтов; повышению социально-экономической мобильности, темпам экономического развития; совершенствованию сети политических коммуникаций; консенсусу внутри элиты и прочим аналогичным факторам.1
Как правило, у людей существуют определенные взгляды, идеи, ориентации, установки в отношении политической системы, ее отдельных элементов и их взаимодействия друг с другом, а также на свое место в данной политической системе. Политические институты всячески способствуют формированию определенных стереотипов политического сознания и поведения, передают их последующим поколениям, что укрепляет данную политическую систему. Иначе говоря, политическая система соответствует состоянию и уровню развития политической культуры или политическая система функционирует в рамках определенной политической культуры.
В ходе естественно исторического процесса изменение взглядов, идей, представлений, установок и ориентации людей в отношении определенной политической системы проявляется в их поведении (выражение недоверия определенным политическим институтам и лидерам их представляющих, усиление влияния оппозиций, рост политической активности). Поэтому изменение стереотипов политического сознания и поведения требует и соответствующей трансформации политической системы. Другими словами, изменяется политическая культура и только потом - политическая система.
Политическая культура и развитие женского движения в России: традиции и новации
Движение женщин - это феномен XX века. Женское движение отражает широкий спектр проблем, не только непосредственно касающихся положения женщин в различных сферах жизни, их роли и места в обществе, утверждения собственных экономических и политических интересов, но и связанных с общими закономерностями социального прогресса, перспективами человечества. И это придает выступлениям женщин общечеловеческую, глубоко гуманистическую направленность.
За один век женщины отвоевали право на образование, экономическую независимость, политические права, право на планирование семьи. В результате полностью изменилось социальное положение и поведение женщин, которые стали носителями новой психологи, возросшего самосознания.
Российское женское движение - национальная часть общего международного движения женщин. Очевидно, что в последнее десятилетие мы явились свидетелями его становления, развития и укрепления. Современные женщины России - высокообразованные с развитым чувством собственного достоинства, возросшим самосознанием, гражданской ответственностью -сознательно и активно включаются в политические процессы, происходящие в обществе. Женское движение России, как неотъемлемый элемент нарождающегося гражданского общества, является барометром настроения женских масс, по которому должны сверять свою политику властные структуры. Именно в этом отличие российского женского движения от женского движения европейских стран и США. Там женские организации действуют в условиях давно утвердившихся гражданских, демократических структур. В России женским организациям приходится не только защищать права женщин, которые стали в ходе реформ наиболее дискриминируемой группой населения, но одновременно и параллельно женское движение закладывает основы политической культуры. Как выразилась на одной из конференции координатор консорциума женских неправительственных организации Е. Ершова, «вне демократии, вне гражданского общества мы никогда не реализуем конституционный принцип равных прав, и равных свобод, равных возможностей. И только через развитие гражданской ответственности, как отдельных личностей, так и общественных организации, избавляясь от психологии социальных инвалидов, мы сможем утвердить в России демократию».1 Женское движение призвано стать аккумулятором, выразителем, защитником интересов различных групп женщин, важным средством их самозащиты в обстановке экономической и политической нестабильности. Участвуя в нем, женщины имеют возможность само реализоваться, бороться за равноправие с мужчинами, превратиться из объекта социальной защиты в активно действующую личность. Анализ состояния разработки темы показывает, что длительное время в России отсутствовал объект для подобного исследования. Женское движение, выражавшееся в форме независимых организации или движении, не существовало. И только в конце 80-х начале 90-х годов все большее внимание исследователей стали привлекать принципиальные проблемы становления гражданского общества и ведущей роли в них политических партии и общественных движении, в том числе женских.
Можно констатировать, что в 90-е годы сложилась отечественная школа феминистских исследовании, представленная рядом научных центров и получивших признание ученых - женщин. Среди них необходимо назвать -Московский центр тендерных исследовании, Ивановский государственный университет, Тендерную лабораторию МГУ и другие.
Несмотря на обилие литературы, данная тема на уровне научного анализа и обобщения разработана недостаточно. Не изучены проблемы становления общественных движений и в частности женского движения в его современном состоянии. Не дается целостного, системного научного анализа причин, факторов, способствующих становлению движения женщин, его взаимодействие с институтами гражданского общества и государственной власти.2
Важным моментом становления гражданского общества и демократизации общественной жизни является развитие женского движения. Первые представления о равноправии в гражданском обществе развил Платон, которому принадлежит жизнеописания наиболее известных женщин античного периода.
В процессе формирования гражданского общества у граждан появляются права и экономические свободы. Однако под правами граждан имелись в виду права мужчин. Женщины были лишены гражданских прав. Эта несправедливость вызвала негодование у просвещенной буржуазии. В 1789 году секретарь французской Академии наук Ж.-А. Кондорсе опубликовал статью -«О допуске женщин к гражданским правам», в которой обстоятельно доказывал, что женщинам необходимо предоставить политические права. «По какому праву - восклицал он, - женщин хотят исключить из общественной жизни?»1
Великая французская революция, проходившая под лозунгом свободы, равенства и братства, оказала влияние на развитие теории о правах человека и гражданина. Большим достижением стала «Декларация прав человека и гражданина», провозгласившая, что все люди имеют неотъемлемые права. Но она фактически осталась декларацией прав мужчин. Не случайно «в 1792 году Олимпия де Гуж написала «Декларацию прав женщин и гражданина», в которой содержались требования предоставить женщинам гражданские и избирательные права и возможность занимать государственные посты».2