Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период Ефименко Евгений Леонидович

Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период
<
Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефименко Евгений Леонидович. Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Ефименко Евгений Леонидович; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2007.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-23/416

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования этнонационального самоопределения финно-угорских народов России 18

Глава 2. Финно-угорские народы как этнонациональная общность Волго-Уральского региона России 49

Глава 3. Особенности интеграционных процессов в финно-угорском движении постсоветского периода и их роль в этнонациональнои мобилизации 93

Глава 4. Специфика этнонационального самоопределения финно- угорских народов России за пределами «титульных» национально- государственных образований (на примере Республики Башкортостан) 117

Заключение 135

Список использованных источников и литературы 147

Введение к работе

Во-первых, в последние годы особую остроту во всем мире приобрела проблема национального, в том числе этнополитического, самоопределения народов, что не могло не активизировать отечественную научную мысль, продуцирующую на данном проблемном поле.

Во-вторых, повышенный интерес политической науки к исследованию этнонационального самоопределения народов России, включая финно-угорские народы, предопределен постсоветской трансформацией в РФ, существенной ролью в этом процессе политической мобилизации этничности под патерналистским влиянием региональных элит. Отсюда появилась необходимость выработки адекватных современным реалиям и их вызовам теоретических представлений о возможных границах этнополитического самоопределения народов России, в частности - финно-угорских народов.

В-третьих, актуализация проблем этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России вызвана специфичностью самого места данных народов в этнополитическом пространстве нашей страны. С одной стороны, финно-угорские народы, по признанию этнологов, представляют собой один из наиболее древних этнических субстратов центральной России, сформировавшихся на своей, так сказать, «исторической родине», т.е. являются, видимо, автохтонным населением Волго-Уральского региона. С другой стороны, по образному выражению известного этнополитолога из Республики Коми Ю.П. Шабаева, национальные движения финно-угорских народов представляют собой своеобразный этнополитический полигон, где сталкиваются тенденции к глобализации и регионализм, этничность и гражданственность, политические мифы и суровые социально-экономические реалии1.

1 См.: Шабаев Ю.П. Конструирование нового национализма финно-угров: конкуренция глобального и регионального //Мир России. 2004,6 сентября.

Свои специфические особенности имел процесс этнонационального самоопределения финно-угорских народов, проживающих за пределами «своих» национально-территориальных образований. Этому способствовало системное воздействие многочисленных факторов, сформировавших своеобразную ситуацию в этнополитической мобилизации. При этом развитие этнообщественных движений в финно-угорских республиках, имеющих свою специфику в каждой из них, оказывает существенное, а иногда и определяющее влияние на этнонациональное, и в том числе этнополитическое развитие соответствующих этнических групп в других регионах их компактного расселения.

Степень разработанности проблемы. Современные

этнополитические процессы стали предметом активного исследования представителей различных направлений общественной науки, начиная со времени «перестройки», когда изучать эти проблемы стало возможным без жесткого диктата партийно-политической машины КПСС и всей тоталитарной системы. С конца 1980-х гг. в отечественном обществознании начался процесс, с одной стороны, освоения накопленного за рубежом большого опыта теоретического осмысления современных этнонациональных процессов, а с другой - изучения бурных внутри - и межнациональных коллизий, развернувшихся на территории всего бывшего Советского Союза. Особенно в этом смысле выделяются многочисленные работы Р.Г.Абдулатипова, А.Р.Аклаева, В.В.Амелина, С.А.Арутюнова, Ю.В.Арутюняна, В.А.Ачкасова, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижевой, А.Г.Здравомыслова, В.Н.Иванова, В.И.Козлова, В.В.Коротеевой, М.О.Мнацаканяна, З.В.Сикевич, Н.Г.Скворцова, С.В.Соколовского, В.А.Тишкова, Ж.Т.Тощенко, В.Р.Филиппова, Ю.П.Шабаева, В.Р Чагилова, С.В.Чешкоидр1.

1 См.: Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М. 2000; Он же. Этнополитология. СПб., 2004; Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент: Учебное пособие. М., 2005; Амелин В.В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в советской и постсоветской государственности. М., 1997; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. М., 1998; Ачкасов В.А., Бабаев С.А.

Среди российских специалистов, по мере освоения западного теоретического и отечественного практического опыта, начались дискуссии о месте и роли этничности, об оценке сущности и основных направлений этнонационального возрождения народов. Появились многочисленные исследования, разрабатывающие указанные проблемы и в критическом смысле и оценивающие их в основном позитивно, без достаточного научного анализа. При этом, наибольшее влияние на формирование теоретических позиций отечественных специалистов по этничности оказали работы таких известных классиков западной науки Б.Андерсон, Р.Брубейкер, Э.Гелнер, Л.Гринфилд, Д.Горовиц, А.Лейпхарт, Д.Лейтин, Э.Смит, Э.Хобсбаум и др.1.

В самих российских республиках появились многочисленные работы по
этнонациональной проблематике таких авторов как В.В. Амелин,
М.А.Аюпов, Д.ЖЛЗалеев, А.А.Вальков, И.М.Габдрафиков, Р.Р.Галлямов,
Дж.М.Гилязитдинов, Д.В.Грушкин, Ю.Н.Дорожкин, О.М.Зазнаев,
И.Г.Илишев, Р.И. Ирназаров, Д.М.Исхаков, М.Дж.Киекбаев, Р.Г.Кузеев, Р.Ф.
Латыпов, Н.С.Мухаметшина, Л.В.Сагитова, И.М.Сампиев, Ф.Г.Сафин,
Р.М.Тухватуллин, Ф.С.Файзуллин, М.Х.Фарукшин, В.Р.Филиппов,

«Мобилизованная этничность»: этническое измерение политической культуры современной России. СПб., 2000; Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М., 1998; Он же. Идентификация идентичности. М., 2002; Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М, 2003; Здравомыслов А.Г. Межэтнические конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997; Иванов В.Н. Россия: социальная ситуация и федеративные отношения: по материалам социолических исследований. М., 1998; Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. М., 1999; Коротеева В.В. Теория национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999; Мнацаканян М.О. Интегрализм и национальная общность. Новая этносоциологическая теория. М., 2001; Сикевич 3.B. Этнический фактор в политических процессах в современной России. СПб., 1996; Скворцов Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. СПб., 1997; Он же. Этничность в процессе социальных изменений //Социально-политический журнал. 1996. №3; Соколовский СВ. Перспективы развития этнонациональной политики в Российской Федерации. М. 2004; Он же. Парадигмы этнологического знания // Этнографическое обозрение. 1994. №2. С 2 -15; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997; Он же. Этнология и политика. M., 2001; Он же. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003; Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки), М., 2003; Филиппов В.Р. Критика этнического федерализма. М., 2003; Шабаева Ю.П., Садохин А.П. Этнополитология. М., 2004; Чагилов В.Р. Политизированная этничность: опыт методологического анализа. М., 1999; Чешко СВ. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ. М., 2000.

1 См.: Anderson В. Imaggined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London, 1983; Brubacker R. Nationalism Reframed: Nationhood and National Question in the New Europe. Cambridge, 1997; Gellner E. Nations and Nationalism. N.Y., 1983; Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley, 1985; Hobsbowm E. Nations and Nationalism since 1780. Programme, Mith, Reality. Cambridge, 1990; Lijphart A. Multiethnic democracy II The Encyclopedia of Democracy. Washington, 1995. P. 856 - 861; Smith A. Nationalism and Modernism: A Critical Survey of Recent Theories of Nations and Nationalism. London, 1998.

Р.С.Хакимов, А.Б.Юнусова и др. В исследованиях этих авторов глубоко изучены такие проблемы как особенности формирования массового этнополитического самосознания, политико-трансформационные процессы в республиках, эволюция национальных политических элит, развертывание этнообщественных движений, этнические факторы формирования общественного мнения и т.д.

Непосредственно исследованию этнополитических процессов в финно-угорских республиках были посвящены фундаментальные работы С.И.Бехтерева, И.К.Калинина, В.А.Ковалева, Е.И.Клементьева, А.В.Крыловой, К.И.Куликова, С.К.Смирновой, Ю.П.Шабаева, В.В.Шарова, Н.И.Шилова и др.2.

1 См.: Амелин В.В. Этническое многообразие и власть в российском регионе. М., 2004; М.А.Аюпов
Региональные особенности политко-трансформационных процессов в современной России. Уфа, 2003;
Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. Уфа, 1994; Вальков А.А. Идеи
нации в свете русской социально-философской мысли. Уфа, 1996; Габдрафиков И.М. Республика
Башкортостан. Модель этнологического мониторинга. М., 1998; Галлямов P.P. Политические элита.
Этничность. Гражданственность. Уфа, 2004; Гилязетдинов Дж. М. Трансформация российского общества и
этнические процессы. Уфа, 2005; Грушкин Д.В. Идея национальной государственности и проблемы
этнической дискриминации в РБ. М., 1999; Он же. Башкирия в параде суверенитетов. Эволюция
представлений этнополитических элит о национальной государственности. М., 2000; Дорожкин Ю.Н.
Обновление российского федерализма и проблемы государственности в Республике Башкортостан //
Башкортостан в составе обновляющейся РФ: 10 лет государственного развития. Уфа, 2000; Зазнаев О.М.
Республики Среднего Поволжья и Урала в составе России: правовой сепаратизм или цивилизованный
федерализм. Казань, 1999; Илишев И.Г. Язык и политика в многонациональным государстве:
политологические очерки. Уфа, 2000; Ирназаров Р.И. Равенство этносов в Республике Башкортостан. Уфа,
1997; Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. Казань, 1997; Кузеев Р.Г.
Демократия. Гражданственность. Этничность. М., 1999; Латыпов Р.Ф. Политическая социализация:
этнический аспект// Объединённый научный журнал, №3, 2002; Мухаметшина Н.С. Трансформация
национализма и «символьная элита»: российский опыт. Самара, 2003; Она же, Этничность и политика.
Самара, 2005; Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане. Казань, 1999; Сампиев И.М.
Самоопределение народов: теория и онтология. Ростов-на-Дону, 2004; Сафин Ф.Г. Принципы
этнополитической истории Башкортостана. М., 1997; Он же. Этноязыковые процессы в Башкортостане в XX
столетии. М., 2000; Тухватуллин P.M. Общественное мнение как фактор гармонизации в системе
межнациональных и национальных отношений. Уфа, 1998; Файзуллин Ф.С., Асылгужин P.P. Этничность и
этническая идентичность. Уфа, 2005; Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный
опыт. Казань, 1998; Филиппов В.Р. Чувашия девяностых: этнополитический очерк. М., 2001; Хакимов Р.С.
Сумерки империи. К вопросу о нации и и государстве. Казань, 1993; Рафаэль Хаким. Метаморфозы духа (к
вопросу о тюркско-татарской цивилизации). Казань, 2005.

2 См.: Калинин И.К. Восточно-финские народы в процессе модернизации. М., 2000; Ковалев В.А., Шабаев
Ю.П. Национальные движения в финно-угорских регионах РФ //Политические исследования, №4,2004. С.
126 - 138; Клементьева Е.И. Республика Карелия. Модель этнологического мониторинга. М., 1998;
Крылова А., Бехтерев С, Бехтерева Л.. Республика Удмуртия. Модель этнологического мониторинга. М.,
2000; Куликов К.И. Национально-государственное строительство восточно-финских народов в 1917 - 1937
гг. Ижевск, 1993; Он же. Удмуртская автономия. Этапы борьбы, свершений и потерь. Ижевск, 1992; Он же.
Удмуртия - субъект России. Проблемы экономики, политики и национальных отношений. Ижевск, 1999;
Смирнова C.K. Феномен Удмуртии. Этнополитическое развитие в контексте постсоветских трансформаций.
М.-Ижевск, 2002; Ю.П.Шабаев. Этнополитология, M., 2005; Шаров В.В. Этнополитическая ситуация в
Республике Марий Эл. М., 1994; Шилов Н., Козин В. Республика Мордовия. Модель этнологического
мониторинга.

М., 2002.

Определенный вклад в изучение этнонационального развития финно-угорских народов, проживающих за пределами «своих» национально-территориальных образований, внесли ученые, работающие в соответствующих регионах: Д.М.Исхаков, Г.И.Ибулаев, В.П.Иванов, А.Н.Кутявин, А.С.Щербаков и др.1, которые рассмотрели основные этапы и специфические особенности этнонационального возрождения финно-угорских народов в соответствующих областях и республиках.

Анализ обществоведческой литературы, посвященной исследованию диахронного и синхронного срезов эволюции финно-угорского национального движения показывает, что наряду с наличием некоторого количества работ по современной проблематике, здесь преобладают публикации об истории зарождения финно-угорских национально-территориальных образований (республик, областей, автономных округов) в первые годы формирования и развития Советского государства. Это, в первую очередь, работы таких авторов как К.И.Сануков, К.И.Куликов, Н.П.Павлов, Г.К.Шкляев2.

В отдельную группу исследований этнополитического фактора развития российских, в т.ч. финно-угорских, республик выделяются системно организованные и опирающиеся на обширную эмпирическую базу публикации специалистов по так называемой неотложной этнологии и участников известного международного проекта «Сеть этнологического

См.: Ибулаев Г.И. Марийцы Уфимской губернии и национальные движения // Этническая мобилизация во внутренней периферии: Волго-Камский регион начало XX века. Ижевск, 2000; Он же. Современное состояние этничности марийского населения Башкортостана // Ресурсы мобилизованной этничности. М.Уфа, 1997; Иванов В.П. Союз мелких народностей Поволжья как редкий пример региональной межэтнической консолидации и самоорганизации // Этническая мобилизация во внутренней периферии: Волго-Камский регион начало XX века. Ижевск, 2000; Кутявин А.Н. Удмуртское национальное движение в контексте этнокультурной и политической истории народов Волго-Камья // Этническая мобилизация во внутренней периферии: Волго-Камский регион начало XX века. Ижевск, 2000; Щербаков А.С. Мордовское население Башкортостана: Очерк современных этнических процессов. Уфа, 2005.

2 См.: Куликов К.И. Этническое самосознание удмуртской интеллигенции как фактор развития ее политических взглядов и создания государственности // Этническая мобилизация во внутренней периферии: Волго-Камский регион начало XX века. Ижевск, 2000; Сануков К. Марийцы: прошлое, настоящее, будущее. Йошкар-Ола, 1993; Он же. Первый Всероссийский съезд народа мари // Марийский археографический вестник, 1994, №4; Павлов Н.П. Самоопределение, автономия: идеи, реалии. Ижевск, 2000; Шкляев Г.К. Межэтнические отношения в Удмуртии. Опыт историко-психологического анализа. Ижевск, 1998.

мониторинга и раннего предупреждения конфликтов», осуществляемого с начала 1990-х гг. под руководством член-корр. РАН В.А.Тишкова1.

В целом, специалисты из центральных (Москва и С.Петербург) российских научных учреждений в конце XX - нач. XXI вв. посвятили изучению этнического возрождения национальных республик многочисленные научные проекты и публикации. В эти годы были проведены масштабные и репрезентативные этнополитические опросы населения, изучались и публиковались многочисленные документы (программы, уставы, заявления и пр.) этнонациональных организаций, другие источники. На основе разностороннего и глубокого анализа этих материалов были подготовлены фундаментальные издания. В этом плане особенно выделяются публикации творческих групп, возглавляемых В.Н.Ивановым (ИСПИ РАН, г. Москва), Л.М.Дробижевой (ИС РАН, г. Москва), В.А.Тишковым (ИЭА РАН, г. Москва), М.Н.Губогло (ЦИМО ИЭА РАН, г. Москва)2. Наиболее плодотворно в данном смысле трудится творческая группа специалистов, возглавляемая профессором М.Н.Губогло. Например, только в серии «Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве» издано более 120 книг, в т.ч. - по финно-угорским народам более 20 изданий3.

1 Так, уже с 1997 г. участниками данного проекта издаются Ежегодные доклады «Этническая ситуация и
конфликты в странах СНГ и Балтии», один раз в два месяца - бюллетени Сети этнологического
мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, а также два раза в месяц бюллетень Сети
этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов «Этноконфессиональная ситуация в
Приволжском федеральном округе». Общее количество изданий участников проекта превысило 500
отдельных брошюр и книг.

2 Сотрудниками Института социально-политических исследований РАН во главе с чл.-корр. РАН
В.И.Ивановым, начиная с 1991 г. проводится ежегодные репрезентативные социологические исследования
межэтнических отношений в российских, в т.ч. финно-угорских республиках. Результаты этих исследований
также регулярно публикуются в изданиях этого научно-исследовательского института РАН. Группа
известных специалистов по этнической проблематике, возглавляемая Л.М.Дробижевой, первоначально
работавшая в Институте этнологии и антропологии РАН, затем перешедшая в структуру Института
социологии РАН, используя ресурсы различных международных фондов провела несколько крупных
исследований в российских республиках. В результате появились несколько десятков книг и самой
Л.М.Дробижевой, и таких, ставших теперь известных авторов, как А.Р.Аклаев, И.С.Кузнецов, Е.В.Степанов,
Д.И.Коростылев, В.В.Коротеева, Г.У.Солдатова и др. Возглавляемая ВАТишковым группа специалистов из
различных регионов России и бывшего Советского Союза, в т.ч. из финно-угорских республик, работают в
основном в режиме этнологического мониторинга и исследований по прикладной и неотложной этнологии.

3 Центр изучения межнациональных отношений ИЭА РАН во главе с профессором М.Н.Губогло также стал
своеобразным очагом исследования этнических и межэтнических проблем в российских регионах, проводя
многочисленные опросы и издавая сотни книг, в т.ч. - сборники документы и материалов различных
этнообщественных движений.

Начиная с середины 1990-х гг. в исследование этнополитического развития российских республик, в т.ч. - финно-угорских субъектов Российской Федерации активно вступили зарубежные ученые и научные школы. Среди них необходимо отметить, прежде всего, таких авторов как Д.Горенбург, Ч. Стейнведел, С.Столник, Г.Хейл (США), К.Ле Торривеллек (Франция), Й.Гревингхольт (Германия), ПКолсто, И.Нойман (Норвегия), К.Матцузато, Т.Уяма (Япония). Например, японские историки и политологи, объединившиеся в рамках Центра славянских исследований Хоккайдского университета (г. Саппоро), подготовили целую серию фундаментальных изданий с подробным анализом факторов и тенденций новейшего этнополитического развития в российских национальных республиках, в т.ч. в финно-угорских регионах нашей страны. Необходимо специально отметить и серию работ известного финского этнополитолога Сеппо Лаллука, который подробно изучил некоторые особенности этнического возрождения восточно-финских народов, основываясь на скрупулезном этнологическом анализе данной проблемы3.

Таким образом, проблема этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России разрабатывалась в последние годы различными направлениями обществоведческой науки (этнология, история, социология, политология) с точки зрения различных концептуальных подходов, существующих в отечественной и зарубежной литературе. Однако работ, специально и комплексно изучающих проблему этнонационального самоопределения российских финно-угров в постсоветский период с выходом на сравнительный анализ по отдельным регионам, в российской науке пока нет. Менее всего изучен процесс этнополитического развития финно-угорских народов за пределами «своих»

1 См.: Башкортостан в политическом пространстве России: зарубежная политология о тенденциях

современного развития республики. Уфа, 2004; Обретая себя: проблемы идентичности народов Урало-

Поволжья на страницах зарубежных исследований. Казань, 2006.

2См. например: Весна народов: этнополитическая история Волго-Уральского региона. Хоккайдо, 2002;

Регионы России. Хроника и руководители. Том 7. Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика

Удмуртия. Хоккайдо, 2002; Регионы России. Хроника и руководители. Том 8. Республика Марий Эл,

Чувашская республика, Республика Башкортостан. Хоккайдо, 2003.

3 Lalluka Seppo. From fugitive peasants to diaspora. The Eastern Mari in tsarist and Federal Russia. Helsinki, 2003.

национально-территориальных образований. Даже среди имеющихся работ, осуществленных специалистами из центра и регионов, преобладают исторические и социологические исследования, при явном недостатке публикаций политологического характера.

Актуальность, недостаточная исследованность и существенная значимость данных проблем определили выбор темы исследования.

Объектом исследования являются процессы современного этнонационального развития финно-угорских народов России как одной из крупных этноязыковых общностей страны в условиях социальной трансформации.

Предмет исследования - особенности этнонационального самоопределения финно-угров Волго-Уральского региона России в постсоветский период.

Цель работы - исследовать особенности и проблемы этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России как в рамках «своих» национально-территориальных образований, так и за их пределами, на территориях компактного проживания.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие исследовательские задачи:

- определить теоретико-методологические основы исследования
этнонационального самоопределения народов России;

- рассмотреть этнодемографические основы и этапы развития финно-
угорских народов как особой этнонациональной общности Волго-
Уральского региона;

- выявить особенности интеграционных процессов в финно-угорском национальном движении постсоветского периода и их роль в этнонациональной мобилизации современных финно-угров;

раскрыть на примере Республики Башкортостан специфику этнонационального самоопределения Волго-Уральских финно-угров за пределами «титульных» национально-территориальных образований.

Территориальные рамки исследования. Как известно, Волго-Уральский регион включает довольно обширные территории центральной России. В составе этого региона проживают такие финно-угорские народы, как марийцы, мордва, удмурты и коми-пермяки. Одновременно, уже за пределами Волго-Уральского региона проживают другие финно-угорские народы России: карелы, коми, вепсы, ханты, манси, ненцы, саамы. Однако, финно-угры, проживающие в Волго-Уральском регионе, обладают специфическими особенностями формирования и развития своей этничности в силу причин, на которые справедливо указал в своих трудах известный российский этнолог, член-корр. РАН Р.Г.Кузеев: «Процессы многовековых взаимосвязей народов Среднего Поволжья и Южного Урала привели к формированию у них общего, регионального слоя культуры, который в разной степени захватил хозяйство, сферы материальной и духовной жизни. В то же время этот процесс не привел к разрушению этносов и особенностей их национальных культур. Сложился, таким образом, регион, населенный различными народами с глубоко специфичными национальными культурами, языками, одновременно связанными некой общностью пройденного исторического пути и сближающим их общим слоем культуры. Это дало основание выделить Среднее Поволжье и Южный Урал в особую историко-этнографическую область»1. Именно поэтому мы исследуем процесс этнонационального самоопределения финно-угров только в составе Волго-Уральского региона.

Теоретические и методологические основы исследования. В качестве теоретической основы диссертационного исследования были выбраны достижения современной западной и отечественной науки в области

1 Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992. С. 5.

изучения этнического феномена, работы ведущих зарубежных и отечественных ученых, в частности, Р.Г.Абдулатипова, Б.Андерсона, Р.Брубейкера, Э.Гелл нера, В.А.Тишкова, Э.Хобсбаума и др. Междисциплинарный характер исследуемых проблем потребовал привлечения в работе достижений ведущих специалистов в области политологии, этнологии, истории и социологии.

Методология диссертационной работы основывалась на комплексном использовании трех основных подходов к оценке и анализу современного процесса этничности (примордиализм, инструментализм и конструктивизм), имея ввиду избежать присутствующих в этих концепциях крайностей. Таким образом, в качестве методологии нашего исследования был избран полипарадигмальный подход, который выступает за сохранение позитивных оценок этничности во всех трех ее концепциях, формируется на дополнении взятого за основу конструктивизма элементами примордиализма и инструментализма. Также в исследовании были использованы принципы системности, сравнительного, комплексного и междисциплинарного подходов.

Эмпирическая база диссертационной работы состоит из нескольких групп источников:

- международные и отечественные нормативно-правовые материалы, затрагивающие процессы этнического развития и регулирования межэтнических отношений, в т.ч.: документы, принятые Генеральной Ассамблеей ООН и другими легитимными международными организациями (декларации, конвенции, рамочные конвенции); Конституция России и конституции субъектов РФ, федеральные и региональные законы («О национально-культурной автономии РФ», «О языках народов Республики Башкортостан», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» «Об основах государственной национальной политики РФ» и др.); Концепция государственной национальной политики РФ и государственной программы (в т.ч. - проекты) по возрождению и развитию народов нашей

страны, в т.ч. проект государственной программы «Возрождение и развитие финно-угорских народов России»;

- документы и материалы (уставы, программы, декларации, заявления и
т.д.) различных этнообщественных объединений финно-угорских народов, в
т.ч. проживающих за пределами соответствующих национально-
территориальных образований. Например, в Республике Башкортостан - это
документы этнообщественных, иногда конкурирующих между собой
движений, претендующих на выражение интересов марийского («Марий
Ушем»), мордовского («Масторава») и удмуртского («Удмурт кенеш»)
народов и созданных недавно республиканских национально-культурных
автономий;

- результаты нескольких крупномасштабных этносоциологических и
этнополитологических опросов населения, проведенных в Башкортостане и
других регионах России в 1990-е гг. специалистами как федерального
центра, так и региональными учеными (этносоциологические опросы,
организованные Институтом этнологии и антропологии РАН (руководители
- М.Н.Губогло, Л.М.Дробижева) в 1993 г. (выборка 2100 респондентов), в
1995 г. (выборка 2000 респондентов), в 2000 г. (выборка 1200 респондентов),
в 2003 г. (опрос мордвы РБ, руководитель А.Б.Юнусова, выборка 520
респондентов);

результаты личных наблюдений и бесед с учеными, специализирующимися на исследовании проблем этнического развития и межнациональных отношений, с активистами и руководителями этнообщественных объединений финно-угорских и других народов Башкортостана, Удмуртии, Марий Эл;

- информация, почерпнутая из всемирной сети Интернет.

В ходе работы над диссертацией были получены следующие результаты, выносимые на защиту и составляющие научную новизну исследования:

1. Конкретизировано определение понятия эпшонационального самоопределения, которое представляет собой процесс исторически обусловленной, закономерной реализации прав народов на свободную этнополитическую, этнокультурную и этноязыковую самоидентификацию и самовыражение в рамках внутринациональной эволюции и межэтнического взаимодействия в многонациональных сообществах.

  1. Предложено понимание финно-угорских народов Волго-Уральского региона России как особой этнонациональной и этнополитической общности: помимо известного этноязыкового и этнокультурного родства, данные этносы развивались, и их политический статус формировался в рамках одних государственных образований; процесс этнонационального самоопределения этих народов начался в одно время, прошёл общие этапы и имел свои специфические особенности, отличающие финно-угров от тюрко-мусульманских и других народов региона.

  2. Выявлены тенденции процесса политизации этничности финно-угорских народов России в постсоветский период: 1) развитие этнообщественных движений в 1990-е гг. в организации, выдвигающие политические требования национального самоопределения; 2) поддержка «национальной идеи» правящей политической элитой во время дискуссии с федеральным центром по поводу получения финно-угорскими республиками особых полномочий; 3) слабое воздействие финно-угорской диаспоры в России на процессы этнонационального самоопределения на территориях «титульных» национально-государственных образований; 4) относительно низкая степень интегрированности национальных движений финно-угорских народов на межреспубликанском уровне; 5) существенная роль в развитии этнонационального движения внутри и субэтнических различий в финно-угорских республиках (эрзя и мокша в Мордовии, горные и луговые марийцы в Марий Эл).

4. Выделены этапы в процессе этнонационального самоопределения финно-
угорских народов Волго-Уральского региона России: первый этап (1917 -

конец 1920-х гг.) - формирование этногосударственных образований финно-угорских народов в рамках советской государственности; второй этап (конец 1920-х - до нач. 1990-х гг.) - закрепление самоопределения финно-угров Урало-Поволжья в рамках автономных образований в составе РФ; третий этап (с 1991 по 2002 гг.) - период подъема этнонационального самосознания и этнонациональной активности финно-угорских народов и их национальной элиты; четвертый этап (с 2002 г. по настоящее время) - усиление давления федерального центра и нового руководства финно-угорских республик на процесс этнонационального возрождения соответствующих народов при вовлеченности ресурсов международных организаций для отстаивания национально-культурных интересов финно-угорских народов.

  1. Показаны и исследованы особенности интеграционных процессов в финно-угорском движении постсоветского периода и их роль в этнонациональной мобилизации финно-угорских народов: интеграция финно-угорских объединений внутри отдельных российских регионов, равно как и их тесное взаимодействие с этнообщественными организациями других народов, проживающих в этих регионах; организационное объединение финно-угорского движения в масштабах всей Российской Федерации; создание международных финно-угорских этнообщественных организаций; привлечение авторитета и влияния международных организаций (Европарламент) и финно-угорских объединений (Всемирный конгресс финно-угорских народов) для оказания давления на федеральную и региональные российские власти с целью «защиты национально-культурных интересов российских финно-угров».

  2. Установлена специфика этнонационального самоопределения финно-угров Республики Башкортостан, состоящая в постановке и решении отдельных этнокультурных проблем, что связано с дисперсным характером расселения и небольшими показателями этнодемографии, лидирующей ролью на этих территориях титульного и других наиболее крупных народов.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в приращении знаний в области политологического анализа этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России применительно к постсоветскому развитию. Феномен этнонационального самоопределения в рамках бывшего Советского Союза рассмотрен в условиях автохтонных народов центральной России, осмыслены его ведущие тенденции и противоречия. Изучение этнополитического самоопределения финно-угорских народов позволило автору значительно дополнить и расширить понимание в современной науке новейших политико-трансформационных процессов, роли и влияния этнического фактора на формирование российской государственности на федеральном и региональном уровнях. Сформулированные в работе теоретико-методологические основы, категориально-понятийный аппарат могут быть полезны при дальнейшем изучении феномена этнонационального самоопределения народов РФ. Результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы также в качестве теоретической основы для новых исследований этнического фактора в общественно-политическом развитии страны, для разработки прогностических моделей влияния крупных этноязыковых групп на этнополитическую эволюцию России.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его теоретические выводы и положения могут быть использованы для оптимизации этнополитического развития и урегулирования межэтнических противоречий, в т.ч. - через разработку специальных государственных программ, концепций, рекомендаций^

Выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть полезны в преподавательской деятельности/в ходе разработки и чтения курсов «Политология», «Национальная политика и межнациональные отношения», «Этнополитология», «Этнополитическая конфликтология», «Этнология Башкортостана», «Регионология», а также ряда спецкурсов,

связанных с современной регионалистикой и изучением этнических аспектов федеративных отношений.

Апробация работы. Основное содержание диссертации изложено в публикациях общим объемом свыше двух печатных листов. Важнейшие положения и выводы представлены автором на 7 международных, российских, межрегиональных и республиканских научных конференциях. В том числе - «Актуальные проблемы этнической и религиозной толерантности народов Поволжья» (октябрь 2002 г., г. Самара); Четвёртая республиканская научно-практическая конференция «Политические партии и движения в Башкортостане: Теория и практика». (28 февраля 2004 г., г. Уфа); Международная научно-практическая конференция «Вторая мировая война в зеркале современности» (21 - 22 апреля 2005 г., г. Уфа); VI Конгресс этнологов и антропологов России (28 июня - 2 июля 2005 г., г. С.Петербург); Межрегиональная научно-практическая конференция «Межнациональные отношения в полиэтничном регионе: проблемы и пути оптимизации» (9 декабря 2005 г., г. Уфа); Пятая региональная научно-практическая конференция «Исторический опыт и современные проблемы политических партий и движений» (24 марта 2006 г., г. Уфа); Республиканская научно-практическая конференция «Российский парламентаризм: государство и общество» (30 марта 2006 г., г. Уфа).

Результаты исследования обсуждены на кафедре политологии, социологии и связей с общественностью Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Библиография включает 178 наименований. Общий объем работы составляет 160 страниц.

Теоретико-методологические основы исследования этнонационального самоопределения финно-угорских народов России

С конца 80-х гг. XX века, прежде всего под воздействием бурного процесса демократизации, вызванной фактическим саморазрушением советской тоталитарной системы и последовавшим за этим возрождением этнического фактора общественного развития, в отечественной науке началась крупномасштабная и все более обостряющаяся дискуссия о смысле политизации этничности и этнизации политики. Ситуация, сформированная, таким образом, под воздействием педалирования этнонационального аспекта эволюции современного российского социума, в научно-исследовательском плане развивалась, на наш взгляд, под воздействием следующих основных факторов.

Во-первых, отечественное интеллектуальное сообщество приступило к интенсивному освоению западных политологических концепций, в т.ч. в области теории этничности. Благодаря многочисленным работам В.А.Тишкова, М.Н.Губогло, С.В.Соколовского, Н.Г.Скворцова, В.Р.Филиппова, А.Р.Аклаева, Ю.П.Шабаева и др.1, а также публикациям самих западных авторов и появившейся возможности доступа к их работам , среди российских исследователей завязалась полемика по поводу того, применимы ли западные политические конструкты к анализу современных этнонациональных реалий на территории бывшего Советского Союза.

Одновременно происходила «теоретическая адаптация» отечественных исследователей различных обществоведческих направлений (история, этнология, социология, политология, конфликтология и т.д.) к основным достижениям европейской и американской науки в области изучения этничности и этнонациональных процессов.

Во-вторых, происходящие в нашей стране многочисленные, а порой очень драматичные по своим последствиям реальные этнополитические процессы дали сильный толчок для осмысления их уже самими российскими авторами, концептуальное мышление которых развертывалось буквально «на ходу», в т.ч. в результате болезненного расставания с советскими идеолога - теоретическими догмами, многие из которых сформировались еще под воздействием сталинской концепции нации.

В-третьих, уже внутри самого российского этнополитологического пространства завязалась ожесточенная полемика между авторами из российских регионов (республик), с одной стороны, и специалистами из центра - с другой.

Первые, несомненно, под влиянием идеологического заказа «обосновать национальный суверенитет» разработали многочисленные теоретические модели «объективного развития российских этносов по пути «возрождения» и огосударствления этничности в субъектах Российской Федерации.

Вторые, жестко критикуя авторов из российских регионов, всячески доказывали «вредность и даже опасность» сохранения национально-государственных образований, доходя в дискуссионном пылу до полного отрицания существования этничности, провозглашая ее чисто интеллектуальным конструктом.

Рассмотренные факторы развития исследований современной этничности привели к ее изучению с позиций различных обществоведческих дисциплин. Акцентируя внимание на исследовании присущих только им цеховых особенностей изучения этничности, специалисты таких областей науки как этнология, этносоциология, история и зарождающаяся этнополитология, сделали существенные заделы в разработке проблем этнонационального возрождения и политического самоопределения народов России. Наибольших успехов на начальном этапе, на наш взгляд, достигли в этом смысле этнологи, в т.ч. и специалисты, занимающиеся так называемой «прикладной и неотложной этнологией»1. Значительный вклад в разработку проблем этнонационального самоопределения финно-угорских народов внесли в 90-е гг. XX века представители исторической науки, в основном из «финно-угорских» регионов . Однако, эти работы, раскрывая некоторые тенденции самоопределения финно-угорских народов перед и после Октябрьской революции, ограничиваются анализом исторических аспектов и напоминают главным образом хорошо описанную хронологию финно-угорского нациестроительства до 30-х гг. прошлого века. Начиная с середины 1990-х гг. возрастающее влияние на исследование самоопределения финно-угорских народов России в условиях перестроечной и постперестроечной модернизации начали оказывать работы политологов, что стало основой формирования относительного нового научного направления - этнополитологии российских финно-угорских народов. Наибольший вклад в этом смысле внесли работы И.К.Калинина, С.К.Смирновой, В.А.Ковалева, Ю.П.Шабаева и др.3.

Одновременно значительно продвинулись в изучении политологических аспектов этнического самоопределения российские авторы, работающие в международной Сети этнологического мониторинга в рамках реализации совместного российско-американского проекта «Предупреждение и урегулирование межэтнических конфликтов в постсоветских государствах» под руководством В.А.Тишкова. Наряду с постоянным мониторингом оперативной этнополитической ситуации в российских регионах, авторы, участвующие в этом проекте, предложили комплексный и добротный анализ развития политических процессов на основе специально разработанной системы индикаторов.

Финно-угорские народы как этнонациональная общность Волго-Уральского региона России

Финно-угорская общность включает в себя народы, объединенные принадлежностью к одной языковой группе. Финно-угры являются исконными обитателями лесной полосы Европейского Севера и уже в древности являлись крупным этнокультурным образованием Евразии. В процессе длительного исторического развития финно-угорской общности происходит разделение на финно-пермскую и угорскую. К современным угорским языкам относятся венгерский, мансийский и хантыйский, к финно-пермским - пермские (коми и удмуртский), волжские (марийский и мордовский), прибалтийско-финские1.

Наиболее многочисленными являются венгры (более 15 млн. чел.) и финны (4,6 млн. чел.). Финно-угорские народы составляют довольно многочисленную группу населения России. По данным последней переписи 2002 г. они насчитывают в общей сложности 2 762 318 человек, принадлежащих к Прибалтийско-финской (6,0%) - карелы, финны, эстонцы, вепсы, водь, ижорцы, саамы, Волжско-финской (52,4%) - марийцы, мордва, Пермско-финской (38,3%) - коми, коми-пермяки, удмурты, Обско-угорской (1,6%) - ханты, манси, венгры и Самодийской (1,7%) - ненцы, селькупы, нгасаны подгруппам этих народов (см. таблицу №1).

Исторически сложилось так, что одной из больших этноязыковых групп населения Волго-Уральской историко-этнографической областью являются финно-угорские народы: марийцы, мордва, удмурты и коми-пермяки (см. рис. 1).

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. численность этих народов в Приволжском федеральном округе составляет: марийцы -511919 чел., мордва - 655926 чел., удмурты - 560764 чел. и коми-пермяки -106643 чел., что в совокупности составляет 5.9% от общей численности населения округа (31154744 чел.) - см. табл. №2!. Самая значительная часть финно-угорских народов проживает непосредственно в территориальных границах «своих» республик: марийцы - 43% от общей численности населения региона, мордва - 36%, удмурты - 31%. Таким образом, ни в одной из республик Волго-Уральского региона финно-угорские народы не составляют ни абсолютного, ни относительного большинства населения. Исключение составляют коми-пермяки, которые составляют в Коми-пермяцком автономном округе 63% населения. Кроме «своих» республик, эти этнические группы компактно или дисперсно расселены во всех республиках и областях Урало-Поволжья. Например, в Башкортостане проживает (по данным переписи 2002 г.) 105.8 тыс. марийцев, 26.0 тыс. мордвы и 22.6 тыс. удмуртов. В Татарстане - 23.7 тыс. мордвы, 24.0 тыс. удмуртов и 18.8 тыс. марийцев . Большие анклавы финно-угорских народов расселены в таких областях Урало-Поволжского региона как Самарская и Оренбургская (мордва), Пермский край и Свердловская область (марийцы и удмурты).

Большую роль в современном (в течение XX века) и новейшем (конец XX - начало XXI века) этническом самоопределении финно-угорских народов Волго-Уральского региона России играют особенности этногенеза и этнической истории этих народов, в т.ч. - расселения их на нынешней территории проживания. В целом, все финно-угорские народы данного региона исторически происходят из племен, проживающих в Волго-Камье с древнейших времен. Древние финно-угры в составе Уральской языковой общности известны с эпохи мезолита: территория их расселения простиралась от Зауралья до восточной Прибалтики. По общему признанию археологов и этнологов, в период неолита в Среднем Поволжье и Прикамье они были представлены племенами Волосовской, Поздняковской, Приказанской, Дьяковской и Городецкой культур. Прямыми приемниками Дьяковских и Городецких племен являются волжские финно-угры: мордва, марийцы, мурома и меря1. Мордва, по признанию специалистов сформировалась в отдельный этнос к VII - VIII вв. н.э. и осуществляла свой этногенез в очень тесном взаимодействии с древними тюркоязычными булгарами (IX - X вв.) и больше всего - с племенами восточных славян, колонизировавших в XI - XIII вв. традиционный ареал расселения предков мордвы и создавших северо-восточные княжества древней Руси2. В дальнейшем мордва частично была ассимилирована русскими, а частично сохраняла этническую идентичность, активно участвуя в процессах межэтнического взаимодействия в регионе. На наш взгляд, именно эта, т.е. этногенетическая особенность формирования мордовского народа, привела к тому, что уровень ассимиляции их русскими является наиболее высоким не только среди финно-угорских народов, но и среди всех нерусских народов России. Существенное влияние на этническую ассимиляцию мордвы оказывает и то обстоятельство, что они являются наиболее дисперсно расселенным народом России, после евреев. Одновременно, в период с XVI -. XIX вв., после вхождения в состав Русского государства, окончательно оформилось разделение мордвы на две этноязыковые субэтнические группы: эрзя и мокша. Кстати, анализ новейшего этнополитического развития показывает наличие как в самой Республике Мордовия, так и в меньшей степени за ее пределами, жесткого политического соперничества между этнополитическими элитами мокшанской и эрзянской субэтнических групп. Некоторые специалисты называют их даже самостоятельными этносами. При этом, на сегодняшний день на территории Мордовии численное соотношение этих субэтносов паритетно, то в Волго-Уральском регионе, численность эрзян в два раза больше, чем мокшан1. Этнический состав республики в ходе национально-государственного строительства претерпел определенные изменения. В Мордовском округе (название до 1936 г.), по данным переписи 1926 г., проживало 1269,4 тыс. чел., в том числе в сельской местности - 95,5%, в городах - 3,2% и в поселках городского типа - 1,3%. Из всех жителей русские составляли 811,3 тыс. (64,0%), мордва - 382,4 тыс. (30,1%), татары - 56,8 тыс. (4,5%), представители других групп - 18,4 тыс. (1,4%). В момент создания Мордовской автономной области на ее территории проживало 1304,2 тыс. чел. Русское население составляло 56,2%, мордовское - 38,4%, татарское - около 5%. Перепись 1939 г. зафиксировала в республике 1188,0 тыс. чел. населения. При этом русские составляли 60,6% (719,1 тыс.), мордва - 34,0% (405,0 тыс.), татары - 4,0% (47,4 тыс.).

Особенности интеграционных процессов в финно-угорском движении постсоветского периода и их роль в этнонациональнои мобилизации

Интеграционная идеология и согласованные действия национальных движений финно-угорских народов начинает формироваться уже в самом начале 1990-х гг. Можно считать, что основы общей идеологии оформились к 1992 г., когда был проведен первый Всероссийский съезд финно-угорских народов в мае того же года в Ижевске. На съезде были приняты Положение о статусе съезда, устав Ассоциации финно-угорских народов, целый ряд положений и документов принципиального характера, декларировавших политические устремления национальных движений1.

В том же 1992 г. в Сыктывкаре состоялся Первый Всемирный конгресс финно-угорских народов, где процесс интеграции национальных движений приобрел официальную поддержку и сами эти движения получили признание не только в глазах общественности, но и властных структурах.

Он был проведен по инициативе Комитета возрождения коми народа. Идею проведения подобного форума поддержали и власти Республики Коми, которые финансировали это мероприятие. На конгресс прибыло большое число делегатов от всех финно-угорских народов России, а также из Финляндии, Венгрии и Эстонии. Участники конгресса приняли Декларацию об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира, в которой, в частности было сказано: «Всемирный конгресс финно-угорских народов является форумом этих народов, не зависимым от правительств и политических партий, ставящим задачу достижения статуса неправительственной организации ООН;

- мы являемся открытым для всего мирового сообщества объединением равноправных родственных народов, присоединившимся к общеевропейскому процессу безопасности и сотрудничества и руководствующимся Всеобщей декларацией прав человека, Парижской хартией для новой Европы, 169-й Конвенцией Международной организации труда, касающихся прав коренных народов и национальных меньшинств; мы намерены осуществить волю наших народов к сотрудничеству и оказанию взаимопомощи в области права, экономики, экологии, социальных вопросов, информации, образования науки и культуры; учитывая различия конституций и конституционных систем наших стран и сознавая возможность разных подходов в стремлении к названным выше целям, мы намерены перед всем мировым сообществом отстаивать жизненные интересы наших народов, опираясь на принципы европейского гуманизма и нормы международного права.» (Штрихи, 1994, 257 с.) В Обращении к парламентам и правительствам российской федерации и финно-угорских республик, входящих в ее состав(которое подписали только российские участники конгресса) указывалось, что «содействуя возрождению финно-угорского мира, выживанию ряда наших родственных народов и развитию других... считаем необходимым добиваться правовых и организационных условий для всестороннего и равноправного сотрудничества братских народов между собой и со всем миром.» В числе таких условий было названо принятие ряда законов и ратификация Россией международных правовых документов, касающихся положения коренных народов, установление прямых парламентских связей Республики Коми, Республики Карелия, Республики Марий Эл, Мордовии, Удмуртии между собой и с Венгрией, Финляндией, Эстонией и организации на этой основе совместных выступлений «против дискриминации и любых попыток ущемить национальные права какого-либо из народов» реформирование национальных парламентов (создание национальных палат титульных этносов), принятие законов о языках и гражданстве, разработка «механизмов наибольшего благоприятствования интеграции экономик финно-угорских государств» и создание совместных предприятий, создание международного фонда финно-угорских государств и информационного центра, создание «единой теле-радиокоммуникационной системы финно-угорского сообщества», принятие решения о ежегодном проведении Дней родственных народов, создание совета ректоров университетов стран, республик и регионов проживания финно-угорских народов1.

На Конгрессе было принято решение о создании Консультативного комитета финно-угорских народов и утверждено Положение о нем. В Положении говорилось, что Консультативный комитет является координирующим органом Всемирного конгресса финно-угорских народов и призван отстаивать и защищать права и интересы этих народов, изложенные в Декларации об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира. Штаб-квартира Комитета расположена в Хельсинки, а финансирует его деятельность финское правительство. На I Всемирном конгрессе председателем Консультативного комитета был избран Валерий Марков - председатель Комитета возрождения коми народа2.

Второй конгресс состоялся в 1996 г. в Будапеште и был приурочен к празднованию 1100-летия венгерского государства. Участники конгресса вели работу в пяти секциях: молодежи, средств массовой информации, здравоохранения, демографии, экологии и охраны детства, юношества и семьи, культуры, экономики. Оценивая итоги Конгресса, В.Марков отметил, что финно-угорский мир, о создании которого говорилось на I Конгрессе, стал реальностью (что было отмечено и в резолюции Второго Конгресса), а проведенная после него работа способствовала укреплению взаимоотношений между финно-угорскими народами.

Похожие диссертации на Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона России в постсоветский период