Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 Определение и понимание технологий «новых» средств массовой информации и социальных медиа и описание их основных признаков 20
1.1.Подходы к определению «новых» средств массовой информации 20
1.2. Вклад Интернета в функционирование технологий «новых» средств массовой информации 30
1.3. Значение технологий Веб 2.0. для работы «новых» СМИ 32
1.4. Роль генерируемого пользователем контента в понимании «новых» средств массовой информации 42
1.5. Коннективный принцип распространения информации в «новых» средствах массовой информации 51
1.6. Сравнительный анализ «новых» средств массовой информации и социальных медиа 54
ГЛАВА 2. Значение «новых» СМИ и социальных медиа как одного из политических акторов с учётом изменения особенностей современных субъектов политических процессов и отношений 66
2.1. Политические ценности и нормы в деятельности ТНК 67
2.2. Влияние «новых» СМИ на политическое сознание 77
2.3. Воздействие новых СМИ на процессы политической идентификации 86
2.4. Технологии «новых» СМИ и особенности массовой культуры 95
2.5. Ценностно-нормативное выражение политической роли «новых» СМИ 98
ГЛАВА 3. Исследование участия «новых» СМИ и социальных медиа в распространении массовой культуры, в избирательных кампаниях и политическом участии с помощью метода case study 111
3.1. Распространение «Корейской Волны» в «новых» средствах массовой информации 112
3.2. Роль социальных медиа в президентских кампаниях Обамы 2008 и 2012 г.г. и в деятельности Обамы и его сторонников после победы на выборах 2012 года 122
3.3. Роль «новых» и социальных медиа в осуществлении политических флэшмобов 141
Заключение 162
Примечания 174
Список использованных источников и литературы
- Вклад Интернета в функционирование технологий «новых» средств массовой информации
- Роль генерируемого пользователем контента в понимании «новых» средств массовой информации
- Воздействие новых СМИ на процессы политической идентификации
- Роль социальных медиа в президентских кампаниях Обамы 2008 и 2012 г.г. и в деятельности Обамы и его сторонников после победы на выборах 2012 года
Вклад Интернета в функционирование технологий «новых» средств массовой информации
Как известно, в современном обществе информация обладает важнейшей ценностью. Вполне закономерно, что современное общество принято обозначать в качестве информационного. Следовательно, в таком обществе значимая роль отводится средствам массовой информации, имеющим дело с отмеченной важнейшей ценностью. Более того, современное общество примечательно наступлением новой эры в развитии СМИ – эры «новых» СМИ. Необходимо сформулировать несколько отличных друг от друга определений «новых» СМИ, которые подходили бы к изучению данного феномена с разных сторон. Соответственно, для достижения поставленной цели целесообразно выполнить ряд задач: привести несколько уже имеющихся дефиниций «новых» СМИ, отметить особенности изучаемых медиа, обозначить несколько существующих определений масс-медиа в целом и на основании всего перечисленного сформулировать несколько отличных друг от друга определений «новых» СМИ.
Необходимо начать с уже имеющихся дефиниций исследуемых средств массовой информации. «Новые» СМИ целесообразно представить как современный всеохватывающий термин, который используется для определения всего, что связано с сетью – Интернет и взаимодействием между технологией, изображениями и звуком . Другое определение новых СМИ обозначает их в качестве приложения любого типа, предназначенное для передачи информации с помощью цифровой техники, компьютерных систем и сетевых баз данных . Кроме того, под «новыми» СМИ можно подразумевать динамичное сетевое образование, включающее в себя как сбор, обработку и распространение информации, так и функцию удобной обратной связи между аудиторией и автором, а также способность связывать людей друг с другом и обмениваться огромным объемом данных . Как видно, приведенные дефиниции подходят к изучению отмеченных СМИ, прежде всего, с позиций структурно-функционального подхода. Вполне естественно в них отмечается и информация, на сбор, обработку и распространение которой, главным образом, и направлены «новые» СМИ. На данном этапе логичным выглядит переход к обозначению важнейших особенностей исследуемого феномена, которые помогут углубить понимание изучаемых масс-медиа. Необходимо отметить следующие особенности данных СМИ:
1. Участие в работе с информацией принимают миллионы простых пользователей Интернета, а не только (и даже не столько!) профессиональные журналисты. Учитывая рост аудитории Интернета, вполне предсказуемым выглядит и увеличение числа пользователей и производителей контента «новых» СМИ; 2. Контент, который получается в результате участия миллионов простых пользователей, имеет определенную специфику; Так, например, подобный текст может быть не столь стилизован, как если бы его создавал профессиональный журналист. Простой пользователь, создающий контент «новых» СМИ, активно применяет обыденный язык в ходе работы с информацией. Подобная информация может восприниматься несколько иначе, чем информационные сообщения и ленты новостей традиционных медиа. Вместе с тем, многие пользователи, создающие и генерирующие контент (например, многие блогеры) уже взаимодействуют с различными информационными агентствами и целенаправленно готовят для них тексты; 3. Принимая во внимание принцип создания контента в «новых» СМИ, необходимо отметить высокую динамичность и оперативность работы с информацией, характерную для исследуемых медиа. Например, пользователь, ставший очевидцем тех или иных событий, имея в наличии мобильный телефон со встроенной видеокамерой, может снять ролик и выложить его на общедоступном видеохостинге. Таким образом, «новые» СМИ зачастую являются источником полевых данных, важность и актуальность которых в ряде случаев невозможно переоценить. Так, если речь идет о политических событиях (будь то военные, избирательные или какие-либо другие мероприятия), полевые данные способны оказать важнейшее влияние на политическое поведение многих людей, что, в конечном итоге, может привести к важнейшим изменениям в жизни того или иного государства или общества. Подобная мобильная фиксация и быстрое распространение полевых данных создают устойчивую основу для высокодинамичной и оперативной работы «новых» СМИ;
4. Широкий доступ к различным данным. «Новые» СМИ предоставляют пользователю возможности (например, в форме гипертекста) ознакомиться с различными позициями, мнениями и фактами по интересующему его вопросу. Следуя ссылкам или тегам, можно глубже понять то или иное событие. Когда это входит в привычку пользователя, то это может привести к формированию у него более нейтрального отношения к тем или иным событиям и проблемам, а в конечном итоге – к воздействию и на мировоззрение человека;
5. Рассматриваемые СМИ открывают новые площадки и инструменты для самовыражения пользователя. Так, пользователь в «новых» медиа зачастую выражает свое отношение к сложившейся реальности (в том числе и политической). Информация, содержащая элементы самовыражения пользователей, способна определить умонастроения в обществе. В политике подобная информация имеет особое значение. Так, она позволяет изучать электоральные настроения и предпочтения определенных групп и отдельных пользователей. Подобные знания могут быть полезны при проведении избирательной кампании;
6. Высокая степень интерактивности пользователей, подтверждением чему следует процесс создания конетнта. Часто в работе с той или иной информацией или текстом принимает участие не один человек, а несколько и более. Кроме того, иногда тот или иной материал интересен не сам по себе, а в фокусе размещенных к нему комментариев. Соответственно, само информационное наполнение той или иной темы представляет собой совокупность авторского материала или текста, набор комментариев к нему и т.д.
7. Коннективность изучаемых СМИ, выраженная в их способности объединять людей. Это может подразумевать активное взаимодействие между ними, а может и не подразумевать. Так, иногда виртуальные сообщества, созданные в системах поддержки социальных сетей могут долгое время не содержать никакой активности их участников. Однако потенциально пользователи могут организовать какое – либо мероприятие посредством подобной виртуальной группы или сообщества и др.
Роль генерируемого пользователем контента в понимании «новых» средств массовой информации
Исследуя возможности и способности «новых» средств массовой информации влиять на распространение и приобретение каких-либо политических ценностей и установление определённых политических норм, нельзя обойти стороной и вопрос, связанный с рассмотрением этих медиа применительно к массовой культуре. С одной стороны, изучение того, какие политические ценности и нормы могут быть распространены, приобретены и установлены в современном обществе необходимо осуществлять с учётом особенностей ценностей и норм, имеющих место в условиях массовой культуры, распространение которой в современном мире приняло огромные масштабы. Нужно признать, что сфера политического не могла не испытать на себе влияние фактора стремительного распространения массовой культуры. С другой стороны, понимание того, как «новые» СМИ влияют, а, возможно, и изменяют те или иные особенности и черты массовой культуры позволит точнее понять, на достижение и установление каких политических ценностей и норм эти СМИ могут влиять. Этим во многом объясняется необходимость обратить внимание в рамках данной работы на воздействие «новых» СМИ на явление массовой культуры. Следует признать, что проблеме массовой культуры посвящено немало научных трудов . Кроме того, есть работы, делающие акцент на СМИ в изучении массовой культуры . Написан и ряд текстов о «новых» СМИ . Однако вопросы, связанные с влиянием «новых» СМИ на массовую культуру ещё требуют своего рассмотрения благодаря динамичности и изменчивости современного мира.
Начнем с обозначения ряда используемых в работе понятий. Н.В. Акифьева пишет: «Массовая культура – в философии, социологии это понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины XX века» . Она также пишет: «Массовая культура – это понятие, служащее для обозначения особенностей производства культурных ценностей в «массовом обществе», ориентированном на массовое потребление» . Под «новыми» СМИ следует подразумевать электронные СМИ, которые позволяют аудитории взаимодействовать с производителями информации , в основе которых заложен сетевой принцип и технологии Веб 2.0 .
Очевидно, понятие «массовая культура» во многом связано с понятием «масса». Вместе с тем, А.В. Костина отмечает в современной культуре такие черты, как демассификация и персонализация . Иными словами, речь идет об индивидуализации, имеющей место в современной массовой культуре. Подобная индивидуализация во многом является следствием и влияния «новых» СМИ. Ведь они позволяют утверждать о конкретной, индивидуальной адресности информации, циркулирующей в них. Так, пользователи систем поддержки социальных сетей (Вконтакте, Facebook) и блогов могут ставить ссылки в своих персональных аккаунтах на те или иные материалы «новых» СМИ, а те, кто могут просматривать их страницы (если имеют к ним доступ), затем знакомятся с этими материалами. Кроме того, пользователи могут подписываться на обновления и затем получать конкретную информацию с других информационных сайтов и персональных страниц пользователей (правда, опять-таки при наличии определенного доступа). Исходя из одного из приведенных определений, следует отметить, что массовая культура тесно связана с массовым потреблением . Однако, «новые» СМИ, оказывая персонализирующее воздействие на массовую культуру, способны повлиять на неё и с другой стороны, а именно: с позиции участия в производстве (а не только в потреблении) информации. Приведём пример. Так, контент современных социальных медиа и «новых» СМИ включает в себя не только сами размещённые видеоролики на соответствующих сайтах (например, YouTube), но и комментарии к ним. Более того, данный контент включает и определенную статистику, а именно: количество комментариев, одобрений или неодобрений содержимого ролика, просмотров этого видео и т.д. А, учитывая, что всё это приобретает массовый характер, свидетельством чему выступает хотя бы количество видеороликов, снятых самими пользователями, число просмотров и комментариев к различным видео, то можно предположить, что речь идёт о массовом характере участия в производстве контента. Следовательно, «новые» СМИ способны оказать влияние на массовую культуру не только в рамках потребительских поведенческих практик, но – и в рамках производственных практик. Воздействие изучаемых медиа на массовую культуру целесообразно рассмотреть с позиций рыночного, потребительского характера последней. А.В. Костина отмечает: «Именно связь массовой коммуникации и культуры приводит к формированию феномена массовой культуры, выступающей в самом откровенном виде – рыночной, потребительской идеологии, где предметы культуры становятся таким же продуктом потребления, как и все прочие… ». В данном случае уместно отметить коннективные свойства «новых» СМИ, когда огромное количество пользователей потенциально связаны друг с другом. Это открывает серьёзные перспективы и различные вариации для продвижения какого-либо товара или услуги и осуществления бизнес проектов. Следовательно, напрашивается вывод о том, что в «новых» СМИ заложен серьёзный потенциал для распространения рыночных и потребительских практик, присущих массовой культуре. Это, в свою очередь, отнюдь не противоречит заключению о влиянии «новых» СМИ на появление и распространение производственных практик, связанных с работой с контентом. Ещё один фактор, внимание на котором следует сфокусировать, заключается в прослеживаемом в ряде работ положении о том, что массовая культура способствует формированию некритического сознания . Технологии «новых» СМИ предоставляют пользователям широкий доступ к различной информации. Причём речь идет об информации, содержащей различные смысловые и оценочные нагрузки применительно к тому или иному событию. Ознакомление пользователя с подобной информацией об одном и том же событии способно повлиять на формирование скорее нейтрального взгляда на это событие. Иными словами, речь идёт о большей критичности при формировании точки зрения на тот или иной предмет, которая является следствием владения пользователем информацией о различных позициях по тому или иному вопросу. Таким образом, «новые» СМИ способны повлиять на массовую культуру с позиций формирования у пользователя более критического сознания.
Воздействие новых СМИ на процессы политической идентификации
Он довольно наглядно демонстрирует активность простых пользователей отмеченных СМИ в распространении контента, принадлежащего «Корейской Волне», а также тех норм и ценностей, которые заключает в себе это явление. «Новые» СМИ становятся важнейшим агентом (общемирового характера), который распространяет продукцию, а главное – нормы и ценности культур различных стран. Здесь проявляется то, как «новые» СМИ задают новые нормы и способствуют обретению определённых ценностей, причём, - в глобальном масштабе. Этот случай может быть рассмотрен как аргумент в поддержку того, что «новые» СМИ, действительно, влияют на нормативно-ценностный аспект политики, а, вместе с тем, он представляется и весьма полезным для дальнейшего изучения того, на установление каких политических норм и распространению каких политических ценностей способны оказывать воздействие изучаемые СМИ.
Вопросы, связанные с особенностями функционирования и влияния на различные сферы общественного развития технологий «новых» СМИ активно исследуются представителями различных научных дисциплин. Рассматривается их влияние на общественные и политические (в том числе и протестные) движения, значение данных технологий в социальном, экономическом и научном взаимодействии, использование данных медиа в процессах, связанных с государственным и муниципальным управлением и т.д. Вместе с тем, необходимо рассмотреть данные СМИ в ракурсе глобальных культурно-информационных потоков, имеющих место в современном мире. Необходимость подобного изучения объясняется тем, что современные информационно-коммуникационные технологии играют важнейшую роль в распространении контента культурно-развлекательного свойства, а также тем значительным количеством времени, которое уделяется пользователями данным технологиям. Следовательно, подобное рассмотрение «новых» СМИ и социальных медиа должно способствовать ещё более глубокому и всестороннему пониманию роли данных СМИ в современном обществе. Кроме того, такое направление исследований способно повлиять на формирование более ясной и четкой картины событий, связанных с воздействием информационных и культурных потоков на существующие общественные и политические институты. Всё это свидетельствует о несомненной теоретической актуальности и практической значимости изучаемой проблемы.
Вопросам, которые в той или иной степени имеют отношение к технологиям «новых» СМИ, посвящено уже немало работ, как в англоязычной , так и в русскоязычной литературе. Вместе с тем, следует признать, что, несмотря на активный интерес к проблемам, связанным с ИКТ, «новыми» СМИ и социальными медиа со стороны различных исследователей, данная проблематика всё ещё требует глубокого и детального изучения. Одно из направлений, требующих подобного исследования, связано с ролью обозначенных СМИ в распространении культурно-информационных потоков. Исследованию отмеченного направления и посвящена данная часть работы, а в сформулированных в ходе её осуществления выводах и должна заключаться её практическая новизна.
Основная цель данной части работы – рассмотрение «новых» СМИ и социальных медиа как агента распространения контента, связанного с продукцией современной культурной индустрии, на примере так называемой «Корейской Волны». Для достижения поставленной цели целесообразно выполнить ряд задач, а именно: выделить конкретное предметное проявление обозначенного явления (например, распространение южнокорейских мыльных опер), рассмотреть то, как представлено выбранное проявление в «новых» СМИ и социальных медиа и сформулировать соответствующие выводы относительно распространения связанного с «Корейской Волной» контента в «новых» СМИ.
В начале, необходимо отметить важный аспект, связанный с тем, как может происходить влияние массовой культуры на национальный суверенитет государств. Для этого следует привести несколько цитат, которые имеют отношение к явлению массовой культуры. В.Н. Сыров пишет: «… «массовая» или «популярная» культура представляет собой продолжение повседневности или распространение принципов её функционирования на понимание и освоение мира в целом» . А.В. Костина отмечает: «Основным содержанием социальной идеологии массовой культуры является создание иллюзорной, мифологизированной, псевдореалистической картины мира» . Таким образом, вполне очевидно, что массовая культура способна не только воздействовать на понимание мира индивидами, но и на выстраивание определенной картины мира, которая, в свою очередь, способна серьёзным образом повлиять на сознание и поведение людей, на их ценности, в том числе – и в политической сфере. Политические ценности (в качестве того, что представляет важность и значимость для политических акторов – см. подробнее в одной из работ автора ) индивидов зависят от того, как они понимают и осознают мир. А если массовая культура задаёт и распространяет принципы, с помощью которых затем руководствуются индивиды в процессе понимания мира в целом, если популярная культура способствует погружению сознания человека в какую-либо мифологизированную и псевдореалистическую картину мира, то нет никаких оснований не предположить, что массовая культура влияет и на политическое мировоззрение индивида, на его отношение к государству, обществу, свободам и правам, месту самого человека в политической системе государства, в котором он проживает. А это, в свою очередь, является веским аргументом в пользу правильности предположения о том, что массовая культура влияет и на политические ценности людей. Если считать верным данное предположение, то логичным и вполне закономерным выглядит вывод о том, что популярная культура способна оказать воздействие на политические интенции и действия людей, т.е. речь идёт о влиянии массовой культуры на политическое поведение индивида. Таким образом, массовая культура, которую нередко ассоциируют с той или иной национальной принадлежностью (так, Костина отмечает, что массовая культура образует «национальные варианты» - американский, советский и т.д. ), становится важнейшим фактором влияния (что было показано на примере её влияния на политические ценности людей и целых обществ) на политическое функционирование различных государств. Поэтому, тема, связанная с распространением массовой культуры в целом и её «национальных вариантов», в современном мире, в котором активно развиваются и действуют агенты её распространения (информационно-коммуникационных технологии и «новые» СМИ) настолько актуальна в современных исследованиях, в том числе и в рамках политических наук.
Роль социальных медиа в президентских кампаниях Обамы 2008 и 2012 г.г. и в деятельности Обамы и его сторонников после победы на выборах 2012 года
На основании этого, с определённой долей вероятности, можно предположить, что некоторые из снимавших данное мероприятие зрителей, разместят (или уже разместили, например, в том же YouTube) материалы в социальных медиа, что, учитывая силу социальных сетей, может способствовать быстрому распространению информации о проведённом флэшмобе в данных СМИ. Например, в YouTube, как уже отмечалось, есть ролик, посвящённый данному флэшмобу (арт-мобу), с содержанием которого могут ознакомиться пользователи из разных городов и стран. Уделив внимание флэшмобу как явлению современного мира, рассмотрев конкретные примеры проведённых флэшмобов и участие в них социальных медиа, следует отметить ещё два аспекта, связанных с темой данной работы, прежде чем формулировать выводы. Во-первых, для поиска информации о проводимых в мире флэшмобах весьма полезен сайт Flashmob.co.uk . На этом сайте можно найти информацию о проводимых в разных частях планеты флэшмобах, а также указание ссылок на те источники, в которых можно найти более подробную информацию о том или ином мероприятии, в том числе и на современные системы поддержки социальных сетей в Интернете. Во-вторых, следует обратить внимание на такого представителя социальных медиа, как популярный Интернет-сервис Pinterest . В нём пользователи могут размещать различные фото и видеоизображения, как собственные, так и взятые из других источников, создавать соответствующие коллекции и подборки. В Pinterest есть коллекции видео, составленные из подборок роликов о флэшмобах, как правило, взятых из YouTube. Это пример участия пользователей в создании и генерировании контента, который имеет отношение непосредственно к флэшмобам. Отмеченные аспекты демонстрируют определённую популярность и распространённость флэшмоба в современном мире (на разных континентах), а также активность пользователей современных социальных медиа в генерировании контента, связанного с флэшмобами. На основе анализа типичных случаев использования флэшмобов для достижения политических целей, а также о месте и роли технологий современных социальных медиа в флэшмобах, как формах общественной и политической активности, автор пришел к следующим выводам.
Во-первых, социальные медиа эффективно распространяют информацию о проведении флэшмобов. Учитывая силу социальных сетей (о которой целесообразно говорить применительно к изучаемым медиа) в подобных процессах, многие пользователи из различных стран и городов мира могут быть информированы и осведомлены о проведении того или иного флэшмоба. Во-вторых, отдельно следует отметить, учитывая и предыдущий аспект, что социальные медиа представляют собой эффективный субъект для распространения идей и смыслов, которые заложены в том или ином флэшмобе. В-третьих, необходимо отметить важную роль социальных медиа в деле инструктирования участников флэшмобов относительно временных аспектов и конкретных действий самих мероприятий (флэшмобов). В-четвёртых, социальные медиа предоставляют возможности для выражения собственного мнения и отношения участников флэшмобов и других пользователей данных медиа к тому или иному флэшмобу, а также – для обмена мнениями. Это может также способствовать тому, что пользователи, которые были не в курсе о проведённом флэшмобе, посмотрев и ознакомившись с различными данными о нём, размещёнными в социальных медиа, могут выразить свою солидарность с его участниками и затронутыми в нём идеями и смыслами. И как один из возможных результатов – стать участниками следующих флэшмобов. В-пятых, социальные медиа обеспечивают надтерриториальный характер взаимодействия участников и сторонников идеи проведения различных флэшмобов, когда они могут обмениваться опытом с участниками и организаторами флэшмобов в других городах и странах. В-шестых, нужно отметить аспект, который перекликается с двумя первыми, но заслуживает отдельного упоминания; он заключается в том, что пользователи социальных медиа принимают активное участие в создании и генерировании контента о флэшмобах. Не случайно считается, что контент социальных медиа создаётся и генерируются самими пользователями данных медиа. В-седьмых, работа с посвящённым флэшмобам контентом, взаимодействие пользователей при организации и проведении флэшмобов, обмен мнениями и выражение своего отношения к тому или иному подобному мероприятию, всё это, вероятно, делает социальные медиа неким символом общего действия и участия (в том числе – общественного и политического), что в условиях существующих закономерностей современного общества представляется особенно важным. Несомненно, наличие подобного символа представляется, в свою очередь важным и значимым для развития и распространения такой современной формы общественного и политического участия, как флэшмоб.
Отдельная группа выводов касается вклада современных социальных медиа в флэшмоб. В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам касательно флэшмоба как формы современного политического участия. Во-первых, флэшмобы достаточно динамичны. Эта динамичность объясняется как скоротечностью проводимых мероприятий, так и чёткостью, согласованностью при выполнении конкретных действий участниками флэшмоба. В этом есть и немалая заслуга современных социальных медиа. Подтверждением чему может служить рассмотренный флэшмоб, состоявшийся в Лондоне, на странице которого в Фэйсбуке можно найти чёткую, поминутную инструкцию конкретных действий, а также место проведения флэшмоба на карте и другие аспекты этого мероприятия. Владение подобной информацией позволяет участникам отчётливо выполнять запланированные действия, учитывать конкретные временные рамки, что способствует динамичности проводимых флэшмобов. Кроме того, участники флэшмоба могут предварительно ознакомиться с данными, находящимися в социальных медиа, о том, как проводились аналогичные флэшмобы, чтобы ещё более ясно представлять себе примерную картину и схему проведения флэшмоба. Во-вторых, флэшмобы, как правило, проводятся в общественных местах с расчётом на большую зрительскую аудиторию. Следует также отметить, что в социальных медиа можно найти информацию о различных флэшмобах, а именно: видеоролики самого мероприятия, а также, в ряде случаев – организационные сведения (место, время проведения конкретных мероприятий и т.д.), цели, лозунги флэшмоба, данные о его организаторах и комментарии пользователей этих СМИ к соответствующим данным.