Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Методологические основы анализа сущности и содержания социально-политических процессов в современной России, и их влияния на формирование протестной активности молодёжи 22
Глава 2. Протест как форма интеграции молодёжи в социально-политические процессы: историко-сравнительный анализ 47
Глава 3. Сущность молодёжного радикализма, мотивация и факторы, обусловливающие его возникновение у современной российской молодёжи 107
Глава 4. Молодёжный радикализм на Северном Кавказе: формирование угрозы безопасности российскому обществу 150
Глава 5. Формирование молодёжной субкультуры как причина девиантного поведения молодёжи 186
Глава 6. Основные направления нейтрализации радикальных тенденций в молодёжной среде, императивы государственной молодёжной политики Российской Федерации 290
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 308
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Методологические основы анализа сущности и содержания социально-политических процессов в современной России, и их влияния на формирование протестной активности молодёжи
- Протест как форма интеграции молодёжи в социально-политические процессы: историко-сравнительный анализ
- Сущность молодёжного радикализма, мотивация и факторы, обусловливающие его возникновение у современной российской молодёжи
Введение к работе
Формирование в России современного демократического общества с социально ориентированной рыночной экономикой сопровождается противоречивой модификацией основополагающих ценностей жизни и культуры россиян. Положение усугубляется отсутствием в стране ясной и чёткой общенациональной идеи, импонирующей населению, грубыми просчётами властей в 90-е годы, которые повергли Россию в состояние глубокого системного кризиса. Кризис с его экономической деградацией, политической нестабильностью, социальной дезинтеграцией, а также девальвацией духовных (нравственных и правовых) приоритетов, ослаблением семьи крайне болезненно сказался на подрастающем поколении россиян - молодёжи страны. Прежние институты социализации и преемственности поколений оказались разрушенными, а новые еще не созданы.
Неотложной задачей сейчас является вовлечение молодёжи старших возрастных групп в активную социальную и политическую деятельность по обновлению своей страны.
Молодежь в любом обществе - индикатор его выживания и развития. Принято считать: общество будет завтра таким, какова сегодня его молодежь. Для России проблемы молодежи ныне особенно остры, так как в связи с реформированием общества прервались традиционные коммуникационные связи, обеспечивавшие органическую интеграцию молодых людей в общество. Деформация исторической памяти в результате смены системы ценностей в обществе привела к тому, что связь между поколениями также деформировалась. Существенно изменился характер социализирующего воздействия на молодежь со стороны средств массовой коммуникации.
Давая характеристику молодежи как социальной группы, можно говорить о ее значительной дезориентации в выборе социальных ценностей в условиях ослабления механизмов управления данной группой. В этой ситуации
вполне можно ожидать появления «потерянного поколения», которое опасно тем, что, в свою очередь, не будет оказывать позитивного влияния на последующие поколения, не справится со своей исторической миссией.
Указанные проблемы яснее и очевиднее всего проявляются в политической жизни общества, где молодежь пока занимает пассивную позицию, что как раз и является критерием ее дезориентированности, в современной ситуации.
Одним из каналов проявления инициативы молодых является молодёжное движение, создание различного рода молодёжных организаций и объединений, через которые молодёжь выражает свои потребности и ценности, самореализует себя. Однако в современных условиях утрачены или претерпели значительные изменения общественные идеалы, которые служат ориентирами для молодёжи. Изменилось и само поведение молодых людей, пересматриваются его нормы, происходит становление новых типов личности. В этих условиях у молодых людей формируются и могут заметно проявляться нежелательные для общества черты. Особенно опасной ситуация становится, когда молодой человек попадает в асоциальные и антисоциальные группировки, где он принуждается к экстремизму, религиозному фанатизму, употреблению наркотиков, преступлениям и т. д.
В 2002-2003 годах на базе НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ проведены социологические исследования «Экстремистские тенденции в молодёжной среде», целью которых являлось выяснение отношения молодёжи к деятельности различного рода экстремистских партий и движений, в том числе религиозных. Полученные в ходе исследований данные оказались совершенно неожиданными. Так, 44,0% опрошенных одобряют деятельность экстремистских организаций, из которых 37,9% симпатизируют им и поддерживают их деятельность, а 6,1% готовы вступить в их ряды. 56% опрошенных считают, что деятельность экстремистских организаций нужно запретить. Как видим, сторонники либеральных и жестких мер по
отношению к экстремистам разделились практически поровну, что свидетельствует о популярности этого феномена в молодёжной среде.
Для выработки определенной стратегии в молодежной политике необходим тщательный анализ как истории вопроса, так и реального положения дел, причем и на общероссийском, и на региональном уровнях. В настоящее время наблюдается известная дифференциация в условиях жизни и культуры регионов, которая, соответственно, затрагивает и молодежь. В некоторых из субъектов Российской Федерации реанимируются застарелые этнические и конфессиональные традиции и притязания.
К сожалению, научная проработка проблем молодежи в отдельных регионах пока далека от потребностей легитимного регулирования этих процессов. В данной работе автор стремится в определённой мере восполнить этот пробел.
Степень разработанности проблемы. Научные исследования молодёжи как особой социально-демографической группы и поколенческой генерации имеет длительную историю и восходит к трудам основоположников социологии как её позитивистского направления (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм), так и критического (К. Маркс, Ф. Энгельс). В них были сформулированы исходные методологические положения о естественной взаимосвязи межпоколенческой динамики и темпов социального прогресса, о последовательной смене поколений, их преемственности, селективности и инновации во взаимосвязи с историческим и социальным развитием общества.
В отличие от Маркса и Энгельса, Дюркгейм рассматривал проблему поколений не в связи со способом производства, а сквозь призму общественного сознания («коллективных представлений»), использовал термин «преемственность» между ними как неотъемлемый механизм регламентации поведения индивидов и социальных групп общества. На этой основе со временем сформировался структурно-функциональный подход к изучению взаимодействия поколений, получивших разработку в трудах А. Р. Радклифф-Брауна, Т. Пар-сонса, Ш. Эйзенштадта и др. Они рассматривали поколения с точки зрения
6 системного подхода как функциональную систему позиций, социальных статусов и институциональных ролей индивидов, раскрыв тем самым глубокую связь межпоколенческой трансмиссии культуры и функционирования социальных структур и институтов общества.
Американские социологи М. Райли, М. Джонсон и Э. Фонер в совместной работе предложили свою концепцию социологии возрастной стратификации общества, обосновав её самостоятельность и универсальный характер. Она подтолкнула западных социологов к осознанию необходимости более фокусированного изучения поколенческих структур в рамках новой социологической отрасли - социологии поколений, которая была институали-зирована в 1974 году.
В отечественной политической мысли проблема поколений, роли молодёжи в социальном развитии общества затрагивалась в трудах многих учёных второй половины XIX - начала XX века (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, Г. В. Плеханов, П. А. Сорокин и др.). Однако специально и целенаправленно эта проблема стала изучаться с 60-х годов двадцатого столетия преимущественно в рамках структурного функциализма и велась под углом зрения социологии образа жизни и молодёжи. Так, в 1961 году под руководством Б. Грушина и В. Чикина было проведено первое всесоюзное исследование молодого поколения .
Затем последовали крупные и высококвалифицированные исследования В. Н. Шубкина, посвященные изучению жизненных планов молодёжи; Ф. Р. Филиппова и М. Н. Руткевича, в центре внимания которых были три составляющие общественного развития: общественные потребности, система образования и молодежь - и возможные противоречия между ними: работы М. Титмы, заложившие основы лонгитюдных исследований в стране и регионального подхода к процессам жизненного самоопределения молодежи.
1 См . Грушин Б, Чикин В Исповедь поколений - М , 1965.
Для нас крайне важно подчеркнуть, что даже в то время, когда в социологии и политике господствовали идеи однородности советского народа как новой исторической общности, М. Титма делал основой акцент на региональных особенностях жизненного пути поколения в рамках разных национально-территориальных общностей, вытекающих из особенностей культур и неодинакового уровня экономического развития регионов. Основное внимание в его работах уделялось изменениям в объективном социальном статусе поколения в процессе его профессионального и жизненного самоопределения. Под его руководством (1993 г.) было проведено общесоюзное «генетическое» исследование возрастной когорты на жизненном отрезке от 17 лет (окончание среднего учебного заведения) до завершения социального становления в течение десяти лет.
Были обнаружены значительные региональные особенности, которые в принципе исключали возможность применения каких-то усредненных моделей социального становления молодого поколения в «развитом социалиста-ческом обществе» .
И в настоящее время в рамках проекта «Пути поколения в России», возглавляемого ведущими учеными Института социологии РАН А. А. Кокля-гиной и В. В. Семеновой, проводятся аналогичные исследования в отдельных регионах России (Екатеринбургская, Курганская, Тульская области, Алтай и Москва).
Значительный вклад в развитие исследований молодежи вносят такие известные социологи, как И. С. Кон, В. Т. Лисовский. Первый из них существенно обогатил исследовательскую базу молодежной проблематики за счет разработки психологии юношеского возраста, молодежной субкультуры, а второй - создал так называемую Ленинградскую школу изучения тонов жизнедеятельности студенческой молодежи.
2 См Семёнова В В Социология молодежи // Социология в России / Под ред В А Ядова - М , 1996 -С.334-335
Основной чертой современного периода в исследованиях молодежи становится их прагматическая направленность на изучение отдельных сегментов образа жизни отдельных групп подрастающего поколения, обладающих своими особенностями и способами вхождения во взрослое общество.
Как прогнозируют специалисты, с точки зрения социального заказа в ближайшей перспективе будет усиливаться интерес к проблемам социальной защиты молодежи, организации специфического молодежного рынка труда, выравнивания растущих различий в жизненных шансах отдельных групп молодежи, эффективности новых (в том числе платных) каналов образования. С точки зрения государственной политики целесообразна также разработка долгосрочных прогнозов социального поведения различных поколений, проходящих разные стадии жизненного цикла.
Уже сейчас стали активно изучаться проблемы студенчества, молодёжного рынка труда, занятости и безработицы молодёжи, бездомных. В течение ряда лет под руководством В. Лисовского осуществляется комплексная научная программа «Молодёжь России», направленная на выработку социальной политики в отношении молодёжи. В реализации этой программы принимают участие исследователи из разных регионов страны.
Большой общественный резонанс вызвала содержательная и интересная работа, выполненная на богатом репрезентативном материале московскими социологами Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчевой и В. В. Сериковым «Социология образования: прикладной аспект» (М., 1997), в которой представлены данные о жизненных ориентациях учащейся молодежи и, прежде всего, его элитной группы - студенчества.
Одним из центров изучения молодёжных проблем является Московская гуманитарно-социальная Академия (бывший Институт Молодёжи). Именно его учёными были подготовлены государственные доклады о положении молодёжи в Российской Федерации (1993, 1995, 1996, 1998, 2000 гг.).
О большом внимании отечественных социологов к проблемам молодёжи свидетельствуют материалы I Всероссийского социологического конгресса (Санкт-Петербург, 2000 г.), в рамках которого работала секция «Молодёжь и ювенальная политика».
Современным исследователям молодежи есть на что опереться, однако изучение молодежных процессов в переходный период- задача новая и весьма трудная. В этом направлении уже предпринят ряд исследований, появились отдельные обобщающие работы. Интересной и содержательной является монография Л. И. Ковалёвой и В. А. Лукова «Социология молодёжи. Теоретические вопросы». Опубликована книга Ю. А. Зубок «Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества».
Однако следует отметить недостаточность обобщающих исследований молодёжного радикализма в контексте современных процессов социально-политической трансформации России. Несмотря на актуальность и практическую востребованность, исследования феномена молодёжного радикализма крайне скудны. Подавляющее большинство научных трудов о молодёжном радикализме имеет обзорный характер, описывает, в основном, деятельность молодёжных группировок девиантной направленности в различных регионах нашей страны. При этом авторы не делают попыток абстрагироваться от территориальной специфики и дать обобщающую характеристику данного феномена. Тем не менее подобные исследования содержат обширный фактический материал, облегчающий проведение концептуально-научного анализа. Применительно к проблеме радикализма и его крайней формы - экстремизма в постсоветской России - это, прежде всего, работы по истории чеченского кризиса и конфликтного потенциала всего Северо-Кавказского региона3.
Макуев Р. X Проблемы российской государственности сквозь призму трагедии Чеченской республики -Орел, 2000, Данплоп Дж Россия и Чечня история противоборства - М , 2001; Арухов 3 С Экстремизм в современном исламе Очерки теории и практики -Махачкала Агентство «Кавказ», 1999, и др
Внимание ряда исследователей направлено на изучение политического, этнического и конфессионального радикализма. В целой серии научных трудов о процессе этногенеза народов России освещаются вопросы идеологии и практики национализма, динамики межнациональных и межконфессиональных конфликтов. В связи с этим следует указать работы Л. М. Дроби-жевой, Г. У. Солдатовой, В. А. Тишкова, П. В. Чернова и др.4
Практически отсутствуют работы по критике политики правительства в этом направлении и по вскрытию причин провала всех молодежных программ в РФ за последние годы.
Объектом исследовательского интереса всё чаще становятся проблемы нормативно-правового регулирования деятельности по противодействию радикализму в контексте требований государственного законодательства. Кроме того, локальная форма изучения радикализма не позволяет осмыслить его как целостный, многомерный феномен. Несмотря на обилие суждений, мнений, наблюдений, в той или иной степени касающихся отдельных аспектов молодёжного радикализма, за границей исследовательского интереса остаётся анализ его как актуального феномена политической жизни.
Таким образом, можно говорить о том, что в отечественной науке создана определённая база для дальнейшего углублённого исследования проблем молодёжного радикализма. Однако сложность и многомерность данного феномена не позволяет считать исследовательскую работу завершенной.
Изложенное позволяет, на наш взгляд, сделать вывод о том, что предлагаемая тема исследования является актуальной. Актуальность её прежде всего в том, что существует противоречие между возрастающей необходимостью обеспечения безопасности нашего государств, возрастающей ролью
4 Демократизация и образы национализма в РФ 90-х годов / Ред Л М Дробижева - М , 1996, Конфликтная этничность и этнические конфликты Сб статей / Ред Г. У. Солдатова - М, 1994, Тишков В А Очерки теории и политики этничности - М , 1997, Чернов П В Россия этногеополитические основы государственности - М , 1999, Бажан Т А Оппозиционная религиозность в России - Красноярск, 2000, Национальное и религиозное Сб статей/Ред А П Мидлов -М, 1996, Рагузин В. Н Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях - М , 1998; и др
11 в этом молодежи (как будущего любого государства) и имеющей место тенденцией радикализации молодежи, обусловленной как отсутствием государственно и национально ориентированной молодежной политики правительств РФ, находившихся у власти после 1991 года, так и продолжающимся ухудшением социально-экономического положения средней российской семьи. Данное противоречие является угрозой безопасности России. Для его разрешения необходимо провести исследование на уровне докторской диссертации, что позволит выработать научно-практические рекомендации по минимизации этой угрозы.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование причин активизации радикализма в молодёжной среде на современном этапе развития российского общества, определение возможных перспектив усиления угрозы безопасности государства и общества со стороны антисоциальных молодёжных группировок и организаций, выработка рекомендаций по ослаблению и нейтрализации негативных проявлений данного феномена.
Реализация этой цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
выделить основные составляющие, определяющие сущность и содержание социально-политических процессов в современной России, определить их влияние на формирование протестной активности молодёжи;
определить систему агентов, влияющих на формирование протестной активности в период социализации молодёжи в соответствии с существующей социальной дифференциацией общества;
выявить сущность и многообразие проявлений феномена радикализма, показать их зависимость от специфических социально-демографических черт молодёжи;
проанализировать проблемы, ведущие к формированию мотивов протестной активности у современной отечественной молодежи;
охарактеризовать особенности социализации и политические приоритеты молодежи Северного Кавказа, определить их влияние на формирование и функционирование радикализма в этом регионе Российской Федерации;
оценить перспективы развития протестной активности российской молодежи;
проанализировать практический опыт работы государственных и общественных структур с молодым поколением в критические периоды развития российского общества;
обосновать императивы современной Концепции государственной молодежной политики, направленные на минимизацию негативного воздействия радикализма на процесс политической и социально-экономической модернизации России.
Объект исследования - современная российская молодёжь как социально-демографическая группа.
Предметом исследования являются причинно-следственные связи, факторы, детерминирующие возникновение радикализма в молодёжной среде, а также тенденции в его развитии и направления нейтрализации.
Основная гипотеза исследования
На фоне трансформации практически всех политических институтов происходит изменение соотношения личных и общественных интересов со значительным преобладанием личных. В процессе социализации стали усиливаться стихийные процессы, изменилась ценностная ориентация молодёжи, что, в конечном счёте, приводит к усилению протестной активности.
Протестной активности способствует возрастающая неудовлетворенность существующим социально-экономическим положением и неопределенностью своего будущего. Именно такое положение (состояние) приводит к возникновению радикализма. Радикализму свойственно единение личности с аргументацией непосредственных действий, которые рассматриваются как
служение идее с готовностью идти на самые разрушительные действия, что представляет реальную угрозу обществу. Стабилизация социально-политической обстановки в стране, продуманная государственная региональная политика способствуют нейтрализации проявлений молодёжного радикализма, позволяют отодвинуть его на периферию политической жизни, хотя и не могут устранить полностью.
Методологические основы исследования
В своем исследовании автор опирался на конструктивные идеи мировой политической мысли относительно места и роли молодежи в социально-политических процессах в переходные эпохи, содержащиеся в трудах О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, П. Сорокина, П. Лаврова, Н. Кеглева, Ф. Энгельса, а также соответствующие теоретические разработки современных отечественных и зарубежных социологов и политологов: Б. Грушина, И. Кона, В. Лисовского, Л. Коклягиной, В. Семеновой, М. Тит-лен, Ф. Филиппова, В. Чикина, М. Руткевича, Н. Шахматовой, В. Ядова, В. Динеса, В. Криворученко, Ю. Зубок, А. Демидова, М. Вебера, К. С. Гад-жиева, М. Джонсона, М. Райли, А. Р. Радклифф-Брауна, Д. Мида, Т. Парсон-са, Э. Тоффлера и др.
В работе автор опирался на принципы диалектики. Были использованы методы индукции, дедукции, анализа, сравнения.
В качестве методологических способов исследования использовались: системный, конкретно-исторический, сравнительные подходы, структурно-функциональный анализ, что позволило провести комплексное исследование сложнейшего социально-политического явления, выявить его конкретно-ситуативную обусловленность.
Эмпирическая база исследования представляет собой достаточно обширные, разносторонние фактические данные и другие материалы, полученные диссертантом из официальных источников (Госкомстат РФ), архивов
(ВАДНИ, ЦДНИ КБР, ЦДНИ Ставропольского края, ЦХСД и др.), исследовательских центров страны (ВЦИОМ, РОМИР), вузовских социологических лабораторий (МГУ, ЛГУ, СГУ и др.), а также собранные автором лично в процессе проведения конкретно-социологических исследований по молодежной тематике в ряде регионов России и прежде всего на Северном Кавказе.
Кроме того, под руководством диссертанта проведён контент-анализ 2530 публикаций российской прессы.
Научная новизна исследования состоит в том, что теоретически и практически углубляется понимание природы и сути феномена молодёжного радикализма. Уточнено понятие молодёжного радикализма. Автором проведён комплексный анализ сущности и специфики молодёжного радикализма, определены причины, вызывающие его активизацию, выделены основные направления нейтрализации его проявлений.
В отличие от других исследований, содержащих анализ молодёжного радикализма как идеологии или политической практики, проявляющейся в деятельности молодёжных организаций и неформальных групп, а также их лидеров, автор исследования комплексно осмысливает его как феномен, обусловленный социально-психологическими особенностями в развитии и социализации молодёжи, а также социокультурного, политического развития России, характером происходящих трансформаций.
Дана авторская характеристика сущности и содержания социально-политических процессов трансформации постсоветского российского общества, показано их влияние на формирование протестной активности молодёжи.
Установлены основные признаки и индикаторы формирования у молодёжи радикализма.
Выявлены и проанализированы проблемы социально-политической самореализации современной российской молодежи, влияющие на формирование и мотивацию протестной активности молодёжи.
Проанализирован и обобщен позитивный опыт в институализации и функционировании молодежных организаций в советском обществе и их работы по профилактике и нейтрализации девиантного поведения молодёжи.
Впервые выявлены особенности социализации и политические приоритеты молодежи на Северном Кавказе, показано их влияние на формирование и функционирование радикализма в этом регионе Российской Федерации.
Разработана авторская концепция системы приоритетов современной государственной молодежной политики России по нейтрализации негативного воздействия радикализма.
Дан прогноз относительно степени интенсивности развития радикализма в молодёжной среде.
Положения, выносимые на защиту
Основные положения результатов исследования, выносимых на защиту, состоят в следующем:
1. Радикальная трансформация российского общества глубоко и болезненно затронула все сферы его жизнедеятельности. Развернувшаяся переоценка традиционных ценностей жизни и культуры вызывает неоднозначную реакцию различных социальных слоев и поколений россиян. В этой сложной и напряженной ситуации особое значение приобретают проблемы жизненных, нормативно-ценностных ориентации российской молодежи. Назрела настоятельная необходимость критической переоценки нынешней молодежной политики в стране, прежде всего, с целью вовлечения (интеграции) подрастающего поколения в социально-политические процессы формирования в России гражданского общества с социально-правовой государственностью. Для этого недостаточно ограничиваться констатацией очевидного факта отстраненности молодежи от участия в указанных процессах. Важно всесторонне и объективно изучить реальное положение молодежи в обществе, ее социальный статус и жизненные устремления.
Согласно обобщающим оценкам статуса и мотивации поведения современной молодежи, ее расслоение по социально-экономическим характеристикам существенно возросло, молодежные процессы дисперсны, неустойчивы и противоречивы. Положение усугубляется естественной «мозаич-ностью» и неустойчивостью молодежного сознания, что объективно препятствует осознанному и целеустремленному включению молодых людей в процессы социально-политических преобразований, выработке у них активной гражданской жизненной позиции.
Любое ограничение возможностей самореализации молодёжи на государственном уровне, особенно в национальных республиках, приводит к национализму, причём можно усмотреть прямую зависимость между степенью остроты социальных проблем (безработица, низкий уровень доходов, отсутствие возможности получить полноценное образование и т. д.) и «градусом» подъёма национализма в его наиболее радикальных проявлениях. Получается, что, ограничивая поле возможностей социальной самореализации молодёжи, государство прямо-таки загоняет молодёжь под знамёна всевозможных национально-политических движений, в том числе радикального, а то и экстремистского характера.
Понятие молодежного радикализма. Предлагается определение молодёжного радикализма как феномена - это отклоняющееся от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, группе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства этих норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализации человека в том обществе, к которому он принадлежит.
Предлагается типология радикализма по критериям:
-в зависимости от сфер проявления выделяется политико-идеологический, экономический и правовой радикализм;
- политическая основа формирует «правый» и «левый» радикализм;
идеологическая основа формирует этнический, религиозный и региональный (регионализм) радикализм;
задачи политической активности разделяют радикализм на тактический и стратегический;
политические цели позволяют выделить радикализм в форме сецес-сии, ирредентизма или политической идентификации;
-по характеру проявления радикализм разделяют на фактический и формальный;
по критерию длительности: единовременный или постоянный;
анализ социального значения выявляет архаический и прогрессивный радикализм;
по типу поведения: девиантное, «мятеж» и инновационное.
Оценить политическую ситуацию в современных молодежных процессах можно по шкале политических установок молодежи, в самом общем виде представленной биполярной диспозицией «либерализм- антилиберализм». Однако дифференциация по этому основанию не коррелирует непосредственно с лояльностью к тем или иным политическим партиям и течениям. В регионе Северного Кавказа, где обострена борьба между представителями элит титульных народов и кланов за свой политический статус, уровень гражданских притязаний молодежи тем выше, чем более она осознает ущем-ленность позиций представителей своего народа.
Переход общества к рыночным отношениям кардинально повлиял на механизмы социальной адаптации молодежи. Чем более традиционна культура народа, тем уже спектр социальных ориентации молодежи. Молодежь в своем стремлении к обретению социального статуса (выбор профессии и пр.) отдает, как правило, предпочтение материальной стороне (уровень доходности), причём социально значимое уступает место всему лично значимому. Этничность при этом влияет не непосредственно, а косвенно, через осознание его посредством экономической деятельности. Для региона Северного
Кавказа, например, влияние семьи на процесс социализации молодёжи более значимо, чем в целом по России.
Социальная интеграция молодежи проходит преимущественно на уровне отдельных неформальных групп и объединений. Социальные процессы, протекающие в них, интенсивны и основаны на взаимопомощи, доверии и дружбе, что дает молодому человеку ощущение комфортности и персональной идентичности. Легитимное воздействие на молодежные неформальные образования осуществляется в ограниченном объеме и post factum, что значительно усиливает противоречия между ценностями общественной культуры и молодежной субкультуры. Объединение молодежи в неформальные группировки в провинции выражено слабее, чем в столичных городах, но это не означает, что они не заслуживают внимания со стороны общественности и властных структур местных организаций.
Большую озабоченность общественности и государственных структур вызывает эскалация девиантного поведения среди элитной группы молодежи - студенчества. Спекуляция, вымогательство, воровство, участие в драках, изнасилование, пьянство, торговля наркотиками и их употребление, проституция и другие пороки поведения приобрели угрожающие масштабы. В этой среде помимо повсеместной девальвации духовных ценностей ощущается острый дефицит в ценностных образцах жизнеустройства, генерация которых по объективным и субъективным причинам заторможена. Традиционные для России образцы многие студенты воспринимают как убогие и непривлекательные, а западные - как эфемерные.
Одновременно у нынешних российских студентов вырабатывается чувство индивидуальной свободы, постепенно отторгаются «ценности» патернализма и иждивенчества, вырабатываются новые формулы самосознания. Формируется новая генерация людей, нацеленных на целедостижение и адаптивность к рыночным, конкурентным формам жизни.
Социальные связи и отношения у российских народов Северного Кавказа обладают своими особенностями, отличающими их от существующих в других регионах Российской Федерации. Они содержат значительный интеграционный потенциал, способный придать консолидации молодежи устойчивый характер. Интегрироваться в региональное сообщество, выстроенное на родоплеменных, клановых, тейповых интересах, не исключая порой и криминальных связей, легче, но такой путь неизбежно ведет к реанимации национализма и сепаратистских тенденций.
Внутренние условия, способствующие появлению у молодого поколения России потребности выражать свои интересы с использованием радикальных лозунгов, не могут быть достаточными для возникновения широких общественно-политических движений радикальной направленности. Даже при наличии субъективного фактора, возможность создания основных предпосылок для распространения идей радикализма будет реализовываться через влияние внешних условий.
Интересы активизации конструктивного взаимодействия российской молодежи с социально-политическими структурами трансформирующейся России требуют разработки и последовательной реализации на всех уровнях публичной власти всесторонне обоснованной и взвешенной концепции государственной молодежной политики Российской Федерации, направленной на минимизацию негативного воздействия радикализма. Результаты исследования дают основание считать, что её ведущими императивами должны стать:
общенациональная идея сбережения народа (в ее основание может быть положена концепция А. И. Солженицын);
эффективная и адекватная ценностям российской культуры система социализации молодежи на всех возрастных уровнях;
доступность, поддержка и стимулирование образования, приоритет профессионализма, накопление «человеческого капитала»;
проведение национально-религиозной политики, учитывающей аспект этнического и конфессионального многообразия страны, специфику социокультурных потребностей молодёжи в современных условиях;
формирование и институализация общественно значимых молодежных организаций, вовлечение молодежи в общенациональное молодёжное движение, имеющее долгосрочный характер;
гражданское, правовое воспитание молодежи.
Научно-практическая значимость проведенного исследования определяется прежде всего актуальностью темы, новизной ее проблематики. Полученные автором результаты, сделанные обобщения и выводы являются определенным приращением знаний в области представлений о месте и роли современной российской молодежи в глубоких качественных преобразованиях жизнедеятельности своей страны, которые могут быть использованы в дальнейших исследованиях данной проблематики.
Рекомендации автора могут быть использованы при разработке государственной молодежной политики, прежде всего, на уровне сложных депрессивных субъектов РФ, а также текущих и перспективных планов работы неформальных молодежных организаций.
Основные теоретические положения диссертации и эмпирический материал могут оказаться полезными в педагогической и пропагандистской деятельности: в преподавании ряда тем политологии и политической социологии, а также спецкурсов.
Апробация исследования, предложенных в диссертации выводов и рекомендаций осуществлялась автором на протяжении 20 лет в практической работе соискателя. Автор принимал участие в региональных, Всероссийских и международных конференциях, где выступал с докладами и сообщениями (Саратов, 1989, 1990, 1993; Элиста, 1990; Самара, 1990; Ростов-на-Дону, 1997; Ставрополь, 1997, 1998; Волгоград, 1991, 1999, 2000; Пятигорск, 1996, 1998, 1999, 2000; Ярославль, 2001, 2002, 2003, 2004; Кострома, 2004). Разра-
ботанные автором рекомендации использовались в работе республиканских Министерств по делам молодежи, органами местного самоуправления, городских и краевых администраций в Северо-Кавказском регионе, они учтены при подготовке и проведении информационно-пропагандистских мероприятий в зонах с обостренной социально-политической обстановкой и в период осуществления контртеррористической операции в Чеченской Республике. По материалам исследования автором опубликовано три монографии и 31 научная работа, общим объемом 52,6 п. л., представлено 46 закрытых отчетов. На базе материалов исследования осуществлялась информационная поддержка СМИ. Подготовлено 18 телесюжетов и репортажей, переданных с участием диссертанта по каналам ОРТ, РТР, «ТВ-Центр», «ТВ-6» и Пятигорской краевой студии телевидения, Карачаево-Черкесского государственного телевидения по актуальным проблемам молодежи Северного Кавказа. Подготовлено и выдано в эфир 2 передачи «Актуально» о проблеме становления Чеченской Республики и молодежной социальной политики, а также документальный фильм «Синдром ваххабизма» о влиянии религиозного экстремизма на молодежь Северного Кавказа.
Методологические основы анализа сущности и содержания социально-политических процессов в современной России, и их влияния на формирование протестной активности молодёжи
Глобальный процесс трансформации российского общества представляет собой переход от индивидуального общества в форме бюрократического социализма к постиндустриальному обществу в социально ориентированной государственной форме. Относительно стратегии и тактики (содержательных процессов) переходного периода в социологической литературе до настоящего времени единого мнения не существует. Здесь четко вырисовываются три альтернативных варианта (модели).
Одна модель, аргументированная и четко сформулированная проф. В. Л. Иноземцевым1 в докладе на международной конференции в Москве в конце сентября 1999 года, однозначно ориентирует Россию на западный вариант вхождения в постиндустриальное общество, на подчиненное и зависимое положение по отношению к развитым странам.
Аналогичной позиции придерживается проф. М. М. Голанский. Мотивация та же, что и у В. Л. Иноземцева: нынешнее превращение мирового капиталистического хозяйства «в самовоспроизводящуюся систему лишает отставшие страны какой бы то ни было надежды на преодоление отсталости в порядке внутреннего развития в переходный период. Мировой рынок стал слишком могущественным, чтобы он мог терпеть жалкие потуги слаборазвитых стран противостоять ему и вступить в конкуренцию с развитыми странами. В связи с резким обострением борьбы за выживание отсталые страны должны совсем забыть о возможности собственными силами создавать у се-бя новые масштабные производства» .
В противоположность столь печальному выводу некоторые ученые выдвигают идею исключительной роли России в формировании постиндустриального общества. Наиболее ярко эту позицию выразил философ, лауреат премии им. А. И. Солженицына 2002 года проф. А. С. Панарин.
По его мнению, «кредо новой постиндустриальной эпохи: не человек должен адаптироваться к технике, а техника должна адаптироваться к человеку, природе и культуре». И поэтому именно России, в которой традицион-но сильно духовное начало, «предстоит возглавить эту трансформацию» .
По мнению известного ученого экономиста и социолога Ю. В. Яковца, обе эти альтернативные модели не подходят для России, поскольку ее духовное богатство уже «подорвано безжалостными ударами стихии рынка и волнами грязной антикультуры, хлынувшей с Запада»4. Он предлагает третий путь: «Оценив суровую реальность, всю глубину и возможные трагические последствия постигшей нас (по собственному выбору) катастрофы-стиснув зубы и мобилизовав все силы, чувствуя свою ответственность перед грядущими поколениями, - постепенно, шаг за шагом вступить на путь становления постиндустриального общества, на путь партнерства с другими цивилизациями и - как западными, так и восточными.
Разделяя позицию Ю. В. Яковца, дадим развернутую характеристику его ориентации, акцентируя внимание на следующих ее положениях.
Во-первых, несмотря на огромные потери и разрушения, вызванные допущенными стратегическими ошибками, Россия еще имеет шансы для следования по указанному пути.
Во-вторых, её потенциальные возможности состоят не только и не столько в природных ресурсах, не столько в огромном, но значительно устаревшем производственном аппарате, сколько в самом народе, который не раз показывал пример выхода из самых трудных кризисов и ситуаций, все еще имеет мощную интеллектуальную базу, образованные кадры, менталитет, исключающий фанатизм.
В-третьих, на пути долгого поэтапного возрождения России потребуется смена поколений политических, деловых, интеллектуальных лидеров. Такая смена неизбежна, она уже происходит.
Мы солидаризируется также с идеями ведущих социологов: проф. П. Штомпки о том, что в наше время «человеческая история перестала быть естественно-историческим процессом и становится социально-историческим процессом, когда решающую роль приобретает субъективные факторы (включая науку) и человеческий потенциал»5; а также проф. В. А. Ядова, утверждающего, что российские трансформации могут быть успешными и эффективными при условии высокого авторитета государственных структур, подчеркивающего, что «сильное государство вовсе не синоним власти чиновничества, но, напротив, - олицетворение власти закона» .
Отправляясь от этих идей и политической практики последних лет (президентство В. В. Путина), попытаемся дать характеристику современным социально-политическим процессам в России.
Отечественная история Новейшего времени - это в значительной мере история захватывающего своей напряженностью, масштабностью и трагизмом поиска оптимальных параметров взаимодействия общества, государства и личности. От российской интеллектуальной и политической элиты потребовались поистине титанические усилия для того, чтобы, опираясь на идеи мировой философской и социально-политической мысли, практический опыт современных передовых стран, отечественную ментальность, выработать на рубеже тысячелетий концепцию развития своей страны.
Эта концепция получила свою легитимную презентацию в Конституции Российской Федерации, принятой на общенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
Россия взяла курс на формирование гражданского общества с демократической, социально-правовой государственностью, определив тем самым свой путь в будущее в общем цивилизованном русле мирового развития.
Протест как форма интеграции молодёжи в социально-политические процессы: историко-сравнительный анализ
Особенностью рассмотрения при этом является то, что материалов по девиациям (а именно они являются реакцией на трудности интеграции) практически нет. В связи с этим мы использовали те архивные данные, которые сейчас стали доступны исследователям.
Естественно, ограниченность информационной базы не позволила проследить в непрерывной хронологической последовательности все этапы развития молодежного движения в контексте тех трудностей, с которыми встречались молодые люди в процессе вхождения в социальную структуру. Поэтому мы выделили ключевые, на наш взгляд, моменты - первые годы советской власти, годы перехода от сталинского режима к хрущевской «оттепели» и нынешние, перестроечный и постперестроечный периоды. При этом если в первых двух случаях применялись историко-архивные изыскания, то в последнем- данные социологических исследований, поскольку сегодняшняя история пишется только сейчас.
Историю молодежного движения России можно условно разделить на четыре основных периода. Первый - до 1917 года, второй - до конца 20-х годов, третий - до конца 80-х годов и четвёртый - до настоящего времени. Если революционное движение различных социальных групп молодежи до образования комсомола получило некоторое освещение в советской исторической литературе, то о неполитических (религиозных, культурно-просветительных, спортивно-патриотических) объединениях юношества мало что известно. Но именно они были первыми формами объединений интегративной направленности. Потенциально или актуально перед каждым из этих объединений ставилась самой жизнью цель - помочь молодому человеку приспособиться к «взрослой» жизни в том обществе. Учитывая определенное сходство прошедшей и нынешней эпохи в развитии Отечества, тенденции развития современного молодежного движения и, прежде всего, его деполитизацию, исследователям сегодня особенно необходимо обратиться к первому историческому опыту вновь формирующихся молодёжных объединений, в том числе объединений юных россиян.
Ценен и исторический опыт массового движения молодежи России, начало которому положили не революционные союзы молодежи, не комсомол, а религиозные организации. Христианское молодежное движение возникло в начале XX века. Оно было инициировано извне миссионерами Всемирного Христианского Союза Молодых Людей (ХСМЛ), присланными в Россию в 1900 году1. Вскоре ХСМЛ преобразовался в самостоятельное общество под названием «Маяк»2. В 1908-1909 годах только в Петербурге общество «Маяк» насчитывало 1615 членов, большинство из которых (66,4%) было в возрасте от 17 до 25 лет. В 1922 году на Дальнем Востоке был зарегистрирован Христианский Союз Молодых Женщин (общество «Женский Маяк»). Христианские союзы «Маяк» просуществовали на территории России до 1923 года3.
Особенно массовыми в 20-е годы были «сектантские» молодежные организации - объединения евангелистских христиан, адвентистов, баптистов, которые просуществовали до начала 30-х годов. На совещании ЦК компартии по антирелигиозной пропаганде в апреле 1926 года их деятельность была оценена как стремление подменить советские и комсомольские организации в деле воспитания подрастающею поколения. Н.И.Бухарин, выступая на VIII съезде ВЛКСМ в мае 1928 года, констатировал тот факт, что значительно усилился охват рабочей молодежи сектантскими организациями, которые, по его словам, объединяют почти столько же, как в комсомоле, молодых людей.
Религиозные молодежные организации и движения продержались в условиях тоталитарного режима дольше всех других некоммунистических объединений в СССР. Объяснения этого факта сводятся по крайней мере к следующему.
Во-первых, значительной оказалась их связь с традициями русской нации, не так-то легко поддающейся натиску извне.
Во-вторых, сыграла свою роль терпимость компартии, которая учитывала демократический характер сектантского движения при царизме, нейтральность большей части сект в годы гражданской войны, лояльность большинства сект и их членов к власти и плодотворную трудовую деятельность их членов.
В-третьих, окончательная расправа с сектантской идеологией была отложена «на потом» по причине того, что сектантские организации сами по себе являлись конкурентами православия и до поры до времени в этой роли были выгодны новой власти.
. Сущность молодёжного радикализма, мотивация и факторы, обусловливающие его возникновение у современной российской молодёжи
Молодежная политика в стране сейчас существует в зачаточном состоянии. Многие считают что власть, призванная ее осуществлять, не имеет для этого необходимых средств. Это неверно. Власть имеет средства, но отсутствие государственной политики и воли, непонимание угрозы со стороны молодежи, непонимание серьезности проблемы приводят к тому, что она или опускается или ей отводится второстепенное место. Например, при разработке Федеральной целевой программы по восстановлению социальной сферы и экономики Чеченской Республики на 2000 год, на 2001 год и на 2000— 2006 годы вообще этот вопрос даже не упоминался. В этих программах даже слово молодежь отсутствовало. Хотя высшим руководством страны ставился вопрос о необходимости отрыва чеченской молодежи от участия в НВФ и т. п.1
Мы постарались показать в предыдущей главе, что надежная молодежная политика должна быть обеспечена соответствующими социально-экономическими условиями. Именно их отсутствие порождает протестные формы поведения молодых людей. Налицо появление признаков угрозы безопасности личности, да и общества в целом, когда выраженные намерения молодёжи направляются во вред его интересам в зависимости от того, будут или не будут выполняться их требования. В чём же сущность современного молодёжного радикализма? Говоря о радикализме, мы подразумеваем определённую девиацию в поведении и взглядах молодых людей.
Девиация (от латинского deviato - отклонение) является одной из сторон всеобщего понятия изменчивости, свойственной окружающему нас миру, присущего ему противоречивого процесса развития, постоянного стремления к сохранению и изменению. По определению Я. И. Гилинского, поведение людей является девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам2. Группа авторов во главе с академиком В. Н. Кудрявцевым, рассматривающих девиантное поведение как социальное отклонение, характеризует его как отступление от существующих социальных норм, их нарушение, то есть «ненормальное поведение» с точки зрения нормативного значимого фактора. Американский социолог А. Кон отклоняющимся поведением называет такое, которое «идёт вразрез с институциональными ожиданиями», а английский учёный Д. Уолкс вообще считает, что «социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус», то есть субъективно навешиваемый «ярлык».
В своих исследованиях В. Н. Кудрявцев считает отклоняющимся поведением такое, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и отклонения социально-пассивного типа4.
Точку зрения В. Н. Кудрявцева разделяет и С. А. Беличева5, которая рассматривает девиантное поведение как нарушение процесса социализации молодёжи. Девиантное (отклоняющееся) поведение - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность - проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции - такое определение девиантному поведению дают М. И. Аникеев и О. Л. Кочетов в Кратком энциклопедическом словаре.
А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский дают следующее определение девиантному поведению: «Отклоняющееся поведение- система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы»6.
Поиски учёных (К. А. Абульханова-Славская, Н. В. Васина, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенин) в этой области свидетельствуют о том, что отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведение можно определить как отдельные поступки или их совокупность, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами.
Следует отметить, что отклоняющееся поведение, вступающее в противоречие с установившимися в обществе образцами, стереотипами, может иногда сочетаться с относительно хорошим знанием нравственных норм, что может свидетельствовать о необходимости целенаправленного формирования нравственных привычек. Данное положение особенно актуально для молодых людей, отклоняющееся поведение которых нередко служит средством самоутверждения, выражения протеста против реальной или кажущейся несправедливости.