Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕРРОРИЗМ КАК ТИП ЭКСТРИМИСТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 13
1 Феномен терроризма и его политико-правовое определение 13
2 Терроризм как метод политической борьбы 47
3 Практика и методы «классического» и современного отечественного терроризма 59
4 Терроризм в контексте политической трансформации России в XIX - начале XX вв. 74
ГЛАВА 2. ИДЕИ И ПРАКТИКА ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ ПОСЛЕ РАСПДА СССР 98
1 Этнополитический терроризм 90-х гг. XX века 98
2 Сращивание международного и отечественного терроризма (на примере Северо-Кавказского региона) 123
3 Конфликтогенная природа современного терроризма 137
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ 149
1 История борьбы с терроризмом в России: первый этап правового регулирования 149
2 Зарубежный опыт правового регулирования борьбы с международным терроризмом 163
3 Проблемы совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом в современной России 180
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 206
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 220
- Феномен терроризма и его политико-правовое определение
- Этнополитический терроризм 90-х гг. XX века
- Зарубежный опыт правового регулирования борьбы с международным терроризмом
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Конец XX века ознаменовался геополитической переструктуризацией в связи с обвальным распадом СССР и концом двухполюсной системы мира. Это привело к всеобщему кризису идентичности, нарушению стабильности мирового порядка и активизации деятельности радикальных религиозных и политических организаций, сделавших ставку на политический террор.
Политический терроризм как социальное явление получил в последнее десятилетие XX века беспрецедентные масштабы. Террористическими действиями оказались охвачены около 100 государств, возникли международные центры терроризма, который превратился в один из глобальных факторов, имеющих устойчивую тенденцию роста.
Если в предыдущие десятилетия по числу жертв политического террора лидировали страны ближнего Востока, Северной Африки и Западной Европы, то в 90-е годы печальное лидерство в этом процессе переходит к Российской Федерации и ее Северо-Кавказскому региону.
С политическим терроризмом Россия столкнулась впервые в конце 70-х годов XIX в., когда «Народная воля» сделала террор основным средством политической борьбы. Важную роль играл политический террор в революционном движении начала XX в., в годы гражданской войны, 20-30гг. ХХв. Однако террористическая деятельность последнего десятилетия, сохраняя общие родовые черты с террором рубежа ХІХ-ХХв, отличается политической мотивацией, целями, масштабами, средствами и технологией, ростом влияния религиозного фактора и др.
Международное право относит терроризм к тяжким преступлениям против человечества. С середины 90-х годов проводятся встречи руководителей ведущих государств по вопросам выработки коллективных мер борьбы против международного терроризма. В 1997г. в Страсбурге принята Европейская конвенция о пресечении терроризма. В Российской Федерации в 90-е годы был принят ряд нормативно-правовых актов по усилению борьбы с терроризмом, включая закон «О борьбе с терроризмом» (1998). Проблемы борьбы с международным и региональным терроризмом нашли отражение в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000). Модельный закон « О борьбе с терроризмом» принят в СНГ. «Однако несмотря на существующую законодательную базу состояние дел в сфере борьбы с политическим терроризмом оценивается специалистами и обществом как неудовлетворительное.
Актуальность темы диссертационного исследования связана не только с важностью политико-правовых проблем борьбы с политическим терроризмом, но и сложившейся ситуацией в изучении феномена терроризма, недооценкой региональных и этнокультурных особенностей политического терроризма, без чего правовые механизмы борьбы с ним, его профилактикой не могут быть успешными.
Степень научной разработанности проблемы. До конца 80-х годов XX века внимание отечественных исследователей привлекали исторические аспекты политического терроризма в России XIX - начала XX веков. Огромная историография посвящена деятельности «Народной воли». В центре внимания М.Н. Покровского, С.С. Валка, Б.С. Итенберга и др. были вопросы социальной базы народнического движения, М.Г. Седов, Н.М. Пирумова, И.К. Пантин, О.В. Будницкий исследовали доктринальные основы террористической
деятельности народовольцев, Н.А. Троицкий - методы борьбы самодержавия с революционным террором. В центре внимания исследователей был вопрос: правомерен ли террор как средство политической борьбы. Н.И. Ракитников, В.Ф. Антонов признавали народнический террор незыблемым и вполне правомерным для конкретно-исторической ситуации России 70-80-х гг. ХІХв. И.К. Пантин, Е.Г. Плимак, В.Г. Хорос осуждали и признавали террор неэффективным методом политической борьбы, признаком слабости революционного движения. О.В. Будницкий, Е.Л. Рудницкая, Т.В. Цымрина осуждают террор как аморальный метод политической борьбы, но ответственность за него возлагают, прежде всего, на политику самодержавия. Политический тип сознания террористов-народовольцев, его этнокультурные особенности не стали предметом социального исследования, исключая работы Л.С. Мамута. То же самое относится и к работам по истории политического терроризма начала XX века ( Г.К. Гусеев, О.В. Будницкий, Ю.В. Степанов и др.)
Со второй половины 80-х годов, в связи с обострением политического терроризма в Советском Союзе, усиливается интерес к теоретическим проблемам терроризма, формам и методам международного терроризма, особенностям российского и регионального терроризма, правовым методом борьбы с терроризмом и
др.
В.В. Витюк и С. А. Эфиров на основе концепций западной террологии всесторонне проанализировали феномен «левого» терроризма на Западе, выявили социально-психологические особенности современного политического терроризма. Важным этапом в изучении теоретических проблем терроризма в России стал круглый стол «Терроризм: психологические корни и правовые оценки»,
организованные журналом «Государство и право» (1995). Проблемы социальных истоков, форм терроризма в России в сравнительном аспекте с мировым опытом исследованы в монографиях Э. Ковалева и В. Малышева, Е.Г. Ляхова и А.В. Попова, статьях П.П. Баранова, У.Р. Латыпова, Н.Я. Лазарева, Н.С. Бегловой, Н. Мелентьевой и др. Значительный интерес представляет кандидатская диссертация Г.В. Мартыненко, в которой проанализированы теоретические вопросы политического терроризма и обоснованы принципы совершенствования правового регулирования и борьбы с политическим терроризмом.
Значительное число публикаций, но в основном публицистического характера или в рамках этноконфликтологического анализа посвящено проблемам политического терроризма на Северном Кавказе. Монографическому изучению проблемы посвящена кандидатская диссертация и брошюра на ее основе И.В. Манацкова. Философско-правовой подход позволил автору выявить региональные особенности причин вспышки политического терроризма на Северном Кавказе, его цели, формы и методы. Значительный материал по теме исследования представлен в материалах научных конференций, проведенных РЮИ МВД России «Современные проблемы национальной безопасности: Россия в XXI веке с миром и согласием» (1999), «Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в Южном регионе России» (2000).
Несмотря на быстрое развитие международной и отечественной террологии многие аспекты проблемы остаются дискуссионными и практически не разработанными, что определяет цель и задачи данного диссертационного исследования.
Целью исследования является выявление и обобщение опыта правового регулирования борьбы с политическим терроризмом в
России на Северном Кавказе с учетом его этнокультурных особенностей.
Цель диссертационной работы предполагает решение следующих задач:
определить политический террор как тип экстремистского политического мышления, детерминированный историко-психологическими и этнокультурными механизмами;
рассмотреть терроризм как метод политической борьбы, направленный на управляемое изменение политической ситуации;
выявить особенности традиционной политической культуры и духовно-религиозные основы политического терроризма в России;
определить архетипы и особенности этнополитического терроризма на Северном Кавказе в 90-е годы XX века;
показать формы сращивания международного и отечественного терроризма;
изучить российский и международный опыт правового регулирования борьбы и профилактики терроризма;
раскрыть значение этнокультурных особенностей для повышения эффективности правового регулирования и профилактики политического экстремизма и терроризма.
Объектом исследования является правовое регулирование политического процесса в России.
Предметом исследования является политический терроризм в России и правовая борьба с ним.
Методологическая и теоретическая основа
диссертационного исследования. Поставленная научная проблема анализируется на основе междисциплинарного подхода на стыке таких наук как право, юридическая антропология, политология,
этнополитология, конфликтология. Теоретическую основу диссертации составили современные концепции теории государства и права, политологии и конфликтологии.
Автором при подготовке диссертационного исследования использовались: метод диалектического анализа, логический метод, а также сравнительно-описательный, системно- структурный методы.
Источниковую базу исследования составили
международные документы по борьбе с терроризмом (ООН, Европейского Совета, СНГ и др.), Конституция РФ, Концепция национальной безопасности РФ, Законодательство РФ, указы Президента РФ, Постановления правительства РФ по борьбе с терроризмом, материалы судебных процессов по делам о терроризме, воспоминания участников и очевидцев деятельности террористических организаций, фактический материал., приведенный в трудах зарубежных и отечественных террологов.
Научная новизна исследования:
кодифицировано на основе междисциплинарного подхода понятие политического терроризма как сложносоставного феномена;
выявлены архетипические основания политического терроризма в России;
проведен мониторинг ментальносте терроризма в России во 2-й половине XX века;
определены социокультурные, региональные и этнические особенности политического терроризма на Северном Кавказе;
обобщен зарубежный и российский опыт правового регулирования борьбы с политическим терроризмом;
обоснованы меры упреждающего и профилактического характера против политического терроризма на основе блокирования его
социокультурных основ.
Практическая значимость диссертационного исследования
состоит в расширении теоретической базы террологии. Результаты исследования могут быть использованы при уточнении и совершенствовании федерального и регионального законодательства о терроризме, в деятельности правоохранительных органов и судов при рассмотрении дел по ст. 205 УК РФ. Работа позволяет ввести новые индикаторы при проведении мониторинга по прогнозированию и предупреждению политического терроризма.
Материалы диссертации могут быть использованы при чтении учебных курсов и спецкурсов по терроризму для студентов юридических, политологических и регионоведческих специальностей.
На защиту выносятся следующие положения:
Политический терроризм как сложносоставной феномен не может быть определен в адекватной ему дефиниции. Для многообразия типов политического терроризма сущностным являются насильственные нелигитимные действия, ориентированные на массовые жертвы или убийство высокопоставленных деятелей во имя достижения политических целей социальными общностями (конфессиональные, этнические, идеологические и др.)
На ментальном уровне в основе легитимации политического терроризма лежит универсальная архетипическая установка на сакрализацию власти и традицию придания смерти властителя, не способного эффективно выполнять свои функции.
Институализация политического терроризма связана в России с этапами ускоренных модернизаций, которые разрушают сложившийся социальный порядок, ведут к утрате идентичности и маргинализации населения, архаическому синдрому - возрождению
институтов и механизмов традиционной политической культуры как терророгенной среды.
Формы и методы политического терроризма в России в 19-20вв. менялись будучи детерминированы культурно-историческими и морально-психологическими трансформациями в обществе, изменявшими правовое сознание граждан и общества по вопросам террора - его допустимости, целесообразности и задачах. Военно-технические изменения носят вторичный, зависимый характер.
Региональные и этнические особенности теории и практики политического терроризма на Юге России обусловлены актуализацией в условии рутинизации конфликта в Чечне социокультурного архетипа абречества и исламски мотивированного экстремизма. Они создают среду для сращивания криминального и политического терроризма, для манипулирования маргинальными слоями, международными террористическими центрами и превращения политического терроризма в одну из форм государственной деятельности самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия.
Недостаточная эффективность международного и российского опыта антитеррористической борьбы связана с ориентацией его на преодоление последствий террактов или их предотвращение на стадии подготовки, а не на ликвидацию или блокирование социальных и культурно-психологических корней.
В условиях глобализации правовое регулирование антитеррористической борьбы как общечеловеческой проблемы должно носить системный характер на планетарном, региональном и национальном уровнях.
Апробация работы. Работа обсуждалась на кафедре философии права РЮИ МВД, в отделе социальных и гуманитарных наук СНКЦ
ВШ, на окружной научно-пракической конференции « Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в Южном регионе России» 29-30 ноября 2000г. По материалам работы опубликовано 3 статьи в открытой печати.
Структура диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Феномен терроризма и его политико-правовое определение
«Терроризм — один из наиболее впечатляющих мифов, которыми одержимо массовое сознание. Реальное политическое значение терроризма ничтожно, но как символ, как захватывающий образ, как психологический ход он приобрел удивительную значимость в современном мире»1.
Двадцатый век актуализировал проблему насилия в обществе в связи с формированием тоталитарных политических режимов и активизацией деятельности радикальных организаций, сделавших ставку на политический террор. Терроризм — это многоплановое явление, все больше утверждающееся в структуре бытия современного общества. Он становится одним из инструментов практического решения экономических, политических и психологических проблем. Это явление требует специального исследования, глубокого и всестороннего научного анализа с участием различных специалистов: экономистов, социологов, политологов, психологов, медиков, юристов, философов, другими словами, здесь нужен междисциплинарный подход, поскольку любой террористический акт, какую бы цель он ни преследовал, сотрясает все стороны нашей жизни.
Актуальным становится исследование терроризма как типа политического сознания, способа политического мышления, имеющего глубокие теоретические корни в философско-политических концепциях середины Х1Х-ХХ веков. «Один из крупномасштабных теоретических объектов, с которым приходится иметь дело истории политической мысли как науки,— политическое сознание общества. Оно представляет собой совокупность идеи, доктрин, проблем, направлений, предпосылочных знаний» и т. д., вырастающих из определенной конкретной социально-политической структуры общества и ей соответствующих»2. Именно предпосылочное знание терроризма: философское, методологическое, социологическое, моральное, религиозное, политико-историческое и составляет политический тип сознания терроризма, который нуждается в самостоятельном исследовании.
Без выяснения историко-психологических, социальных механизмов человеческих поступков мы неизбежно будем оставаться во власти весьма схематических представлений. Однако психологический аспект человеческой деятельности имеет несколько уровней. Некоторые черты поведения людей, их реакции на внешние ситуации, свойственны человеку как таковому. На основе этого общепсихологического пласта и под воздействием исключительно сложных социально-исторических процессов складываются специфические формы политического действия. Необходимость осмысления этого предпосылочного пласта террористического поведения, как формы группового поведения, обусловлена тем фактом, что группового поведения как такового в реальной жизни не существует. Оно складывается из выполнения и нарушения норм социального порядка многочисленными членами коллектива, политическое сознание которых представляет собой сложную, многоуровневую структуру. Необходимо отметить, что общество, осмысливая поведение отдельной личности, упрощает и типизирует его в соответствии со своими социальными кодами.
Одновременно личность как бы доорганизовывает себя, усваивая себе данный взгляд общества, и становится «типичнее» или «нетипичнее». Под воздействием исключительно сложных социально-исторических процессов складываются специфические формы политического и социального поведения, эпохальные и социальные типы реакций, представления о правильных и неправильных, разрешенных и недозволенных, ценных и не имеющих ценности поступках.
Сегодня человек оказался в новой социально-политической ситуации, которую он должен оценивать и в соответствии с ней корректировать свои действия. Дестабилизационные процессы, столь характерные для российского общества сильно влияют на политические ориентиры и всю поведенческую стратегию личности. В современных условиях вполне очевидным является трансформация, переход от стереотипного политического поведения к вариантивному, от преимущественно упорядоченного, организационного состояния к хаотичному, от стабильного, предсказуемого поведения к неустойчивому.
Сама по себе типология политического поведения может основываться на разных принципах. С точки зрения отношения людей к политической реальности, социально-психологической реакции на нее можно выделить следующие типы политического поведения: адаптивное, активистское, конформистское, пассивное, лабильное, девиантное, протестное, индифферентное. Такое сочетание порой весьма противоположных форм поведения отражает противоречивый характер политических процессов.
Не останавливаясь на характеристике каждого из указанных типов политического поведения отметим, что на данном этапе развития
Наука, 1989. с-98 российского общества к наиболее значимым, доминантным следует отнести адаптивное и протестное поведение. Адаптивное политическое поведение характеризует степень осмысленного приспособления личности к новым политическим процессам, происходящим в российском обществе. Протестное поведение представляет собой реакцию личности на неустойчивое социальное положение, снижение уровня социальной защищенности, личной безопасности и т. д. В протестном поведении отражается несогласие людей с политикой, проводимой властными структурами. Оно может проявляться в разных формах, начиная от вербального недовольства, обращения с жалобами в органы власти и кончая акциями протеста в виде митингов, демонстраций и как крайняя мера - применение силы.
Даже когда протестное поведение еще не является активным, осознанным политическим противодействием существующему политическому режиму, оно сигнализирует о недовольстве людей и проявляется на эмоциональном уровне, безотносительно политических позиций и взглядов. При определенных обстоятельствах протестное поведение может трансформироваться в целенаправленную политическую деятельность, в оппозиционные формы борьбы или даже во враждебные действия, в осознанный групповой протест массового политического недовольства.
Динамический рывок в развитии общества происходит, как правило, за счет стремительной социальной дифференциации, разрыва существующих связей, автономизации личности, усиления специализации (а значит — определенной частичности) в видах деятельности, культуре, социальных ценностях. Исторические это совпадает с периодами модернизационных преобразований. Однако субъективно, психологически эти изменения воспринимаются человеком как потеря традиционных ориентиров, болезненное переживание неопределенности настоящего и будущего, страх и тревога.
Наиболее распространенным алгоритмом преодоления такой психологической напряженности в обществе является возврат к глубинной исторической памяти об устойчивом, неизменном социальном существовании — моделям, повторяющим в основных чертах патриархальные, архаические общества, закрепленным в социальном бытии крестьянских общин, родовых отношений. В традиционных обществах и сам индивид, и автономное сообщество существуют нерасчлененно, в целостности с природой, Космосом, родовыми связями. Здесь слаба внутренняя дифференциация по функциям и сферам деятельности и преобладает социальная однородность. Тотальная регламентация жизни в таких сообществах является способом сохранить стабильность и равновесие. Отсутствие перемен, ритуальное воспроизводство миропорядка рождает ощущение покоя и защищенности. Одним из способов выражения и поддержания такой формы социального опыта выступают архетипы. Архетип культуры, усвоенный человеком в процессе его социализации, управляет его поведением на уровне подсознания, и ему бывает очень трудно рационально объяснить, чем же определен его политический выбор или политическое поведение.
Этнополитический терроризм 90-х гг. XX века
Любое общество в своем развитии опирается на традиции своей собственной политической культуры. При этом необходимо учитывать, что сами традиции и стереотипы политической культуры проходят сложный этап синтеза и модернизации, под влиянием «внешних» факторов воздействия. Политическая культура переходных обществ (такое состояние характерно для современного этапа формирования политической культуры российского общества) делает подвижными мощные пласты культурной архаики, которые часто выходят на поверхность, актуализируясь в сознании субъектов политического процесса. Архаический комплекс российского политического сознания проявляется в: нечетком различении реальности и собственного вымысла, чувстве собственной беспомощности перед системой, безудержном страхе изменений, импульсивной реакции на окружающий мир, зависимости от мистического и т.п. В самом общем виде структура самого политического сознания выглядит приблизительно следующим образом.
Наиболее поверхностный и подвижный ее слой - мнения и субъективные оценки текущих событий, специфические политические ориентации. Глубже лежит слой социально-политических ценностей, более общих отношений и представлений о политике в целом. Это так называемые общекультурные ценности, сердцевина которых лежит в основе политического сознания. При этом, большая часть общекультурных и многих из политико-культурных ориентации являются как бы имплицитными и бессознательными. Они представляются как нечто само собой разумеющееся, и всякий человек, разделяющий их, уверен, что и все окружающие обладают точно такими же ориентациями. При этом, необходимо учитывать национально-территориальную специфику феномена политического сознания. Поскольку политическое сознание как элемент политической культуры также характеризует особенности ориентации на политику в том или ином обществе и включает в себя именно те ориентации, которые делают это общество, людей этой нации или территории отличными от других. Наконец, благодаря влиянию глубинных слоев сознания (этнического), и повседневные мнения, и оценки текущих политических событий в различных обществах сильно различаются и составляют структуру и такого духовного феномена, как территориально-этническая ментальность. Территориально-этнический менталитет так или иначе включает в себя национальный характер, политическую культуру данного общества и стереотипы мышления, населяющих данную территорию. Национальный характер составляет наиболее глубинные, базовые или фундаментальные социально-психологические феномены, массовые рудиментарные представления и психологические черты, характеризующие отношение человека к окружающему миру, внешней реальности, природе, другим людям, семье, жизни и т.д. В его основе лежат мировоззренческие архетипы, определяющие мироощущение человека, его восприятие окружающей действительности и себя в этой действительности.
В отличие от национального характера, политическая культура складывается на протяжении нескольких десятилетий, а под влиянием каких-либо исторических катаклизмов, социально-экономических потрясений или резкой смены политического режима даже еще быстрее. Соответственно она более гибка и изменчива, более податлива разнообразным влияниям. В политической культуре, гораздо более, нежели в национальном характере, проявляется социально-классовая и региональная дифференциация, поэтому зачастую корректное исследование требует, наряду с рассмотрением национальной политической культуры, анализа различных субкультур населения, проживающего на данной территории.
Политическое сознание формируется под воздействием многочисленных и самых разнообразных факторов: мировоззренческие основы или национальный характер, исторический опыт, характер внешних отношений нации - степень ее безопасности от угрозы нашествий, опыт общения с другими народами и зафиксированные в массовом сознании типичные формы разрешения политических вопросов (стереотипы). Если эти формы острые, то они фиксируются в политическом сознании как наиболее легальные способы разрешения общественных проблем посредством конфликтов. Если в решении политических споров преобладал компромисс, то и сама политическая культура приобретает компромиссный характер. Исторически сложилось, что в России конфронтация очень острая, и до сих пор сильны «революционные» традиции, поэтому возможно оправдание со стороны некоторых слоев населения насильственных способов борьбы с «несправедливостью».
Терроризм приобретает острые формы, и к нему начинают чаще прибегать в предкризисные и кризисные периоды развития общества. Так было в России с 60-х годов XIX века и до октябрьского переворота. Во время открытого гражданского противостояния политический терроризм перемежался с военным и государственным, нередко с криминальным. Те же самые формы терроризма можно наблюдать и после установления твердой власти, но с огромным преобладанием государственного. Этот период после захвата власти является кризисным, ибо приход тоталитаризма означает всеобщий кризис -духовный, нравственный, психологический, социальный, экономический, технологический, причем практически во всех сферах жизнедеятельности человека68. Как показывает мировой опыт, терроризм особенно остро проявляется в тех регионах и в те периоды, где и когда обостряются противоречия в социально-политической сфере, происходит ломка общественных отношений, государственного устройства, отсутствует стабильность. К сожалению, ярким и убедительным примером данного утверждения является и нынешняя ситуация в Российской Федерации (как, впрочем, и во многих других регионах бывшего Советского Союза). Небывалый рост социальной напряженности, обострение политической борьбы, национализм и сепаратизм, разгул преступности - вот некоторые из детерминант политически мотивированного насилия в нашей стране, включающего и такую крайнюю его форму как терроризм. На рубеже третьего тысячелетия население России привыкло к ставшим обыденными сообщениям об очередных заказных убийствах, к военным сводкам из Чечни со статистикой убитых и раненых, к перестрелкам на улицах и площадях российских городов.
Зарубежный опыт правового регулирования борьбы с международным терроризмом
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносит жизней ни в чем не повинных людей.
Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. В 80-90 гг. XX столетия он уже стал универсальным феноменом. Глобализация и все более широкая интернационализация терроризма -это неоспоримый факт, перед которым сегодня оказалось человечество
Этот феномен обусловлен расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях. Особенно как бы беспроблемно эти процессы происходят на поле маргинального экстремизма и терроризма как крайней формы проявления первого. Наряду с большим числом террористических организаций и групп имеется не меньшее число поддерживающих их различных структур, вплоть до целых государств-спонсоров терроризма. Сам по себе интересен и знаменателен тот факт, что сегодня основная материальная поддержка террористических организаций поступает из арабских нефтедобывающих и развитых западных государств, подчас направляющих энергию своих экстремистов куда-нибудь подальше - в Россию, в Афганистан или Косово.
На территории современных развитых государств присутствуют многочисленные религиозно-этнические общины или диаспоры, неудовлетворенность которых своим положением в чуждой для них социально-культурной атмосфере также выливается в различные формы поддержки своих «братьев» в других странах мира. Так формируется финансовая база международного терроризма.
Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым террором, так и тем, что благодаря развитию новейших технологий, имеющих двойное назначение, деятельности средств массовой информации и глобальных компьютерных сетей (Интернет), крайней коммерциализации в сфере т.н. масс культуры, где культивируются насилие и жестокость, у все большего числа людей появляется возможность получить, а затем и использовать информацию о создании самых изощренных средств уничтожения и способах их применения. Не застрахованы от вспышек терроризма ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством.
Только за последнее время людские и материальные потери в связи с террористическими актами зафиксированы в Северной Ирландии, США, России, Кении, Танзании, Японии, Аргентине, Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте, Турции, Албании, Югославии, Колумбии, Иране, в государствах Юго-Восточной Азии и в ряде других стран. Интернациональный характер жизни людей, новые средства связи и информации, новые виды вооружений резко снижают значимость государственных границ и иных средств защиты от терроризма.
Концепция терроризма как стратегического оружия в скрытой войне между державами не нова. История знает много примеров направляемого государствами терроризма как инструмента скрытой борьбы между ними. Потому борьба с терроризмом должна вестись на общих для всех государств ценностях и нормах международного права. Основной путь к устранению проблемы терроризма лежит через сотрудничество государств .
Правовое взаимодействие государств по борьбе с терроризмом прошло через определенные этапы, зная особенности которых возможно наметить последующие шаги для искоренения международного терроризма. Международное сотрудничество в изучаемой сфере началось с работы международных конференций по унификации международного законодательства в конце 20-х второй половины 30-х годов XX столетия. В 1934 году на V Международной конференции было определено понятие терроризма - как применение какого-либо средства, способного терроризировать население, в целях уничтожения всякой социальной организации. К этим действиям приравнивались преднамеренное изготовление, хранение, использование или перевозка веществ или предметов, предназначенных для совершения вышеупомянутого правонарушения. Кстати, именно в 1934 г. в международном сообществе впервые отметили необходимость
борьбы с терроризмом в связи с убийством в Марселе короля Югославии Александра I и премьер-министра Франции - Луи Борту. По инициативе Лиги Наций в 1937 г. принимается Конвенция о предупреждении терроризма и наказании за него и Конвенция о создании Международного Уголовного Суда, которые внесли существенные изменения в институт юрисдикции, подробно регламентировались вопросы сотрудничества между национальными правоохранительными органами. Международное сообщество определило возможные пути регулирования споров по дипломатическим каналам, на основе соглашении между сторонами, арбитражного или судебного разбирательства, вынесения спора на рассмотрение Совета или Ассоциации Лиги Наций. Таким образом, Конвенции 1937 года являлись новыми элементами международного взаимодействия. Несмотря на то, что последние не вступили в силу, они все же послужили прообразом соглашений в этой области ныне действующих. Международное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом обусловлено, во-первых объективно существующей потребностью координации действий, во-вторых реальными возможностями согласования соответствующих международных и внутригосударственных средств. Бесспорен тот факт, что предотвращение преступной деятельности, квалификация, регламентация уголовно преследования и наказания - внутренняя компетенция государства. При этом эффективным становится согласование, взаимодействие национально-правовых и международно-правовых средств.133